Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального агентства по рыболовству
М.С.ИВАНИК
17 декабря 2021 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ
РЫБОЛОВСТВА И СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ НА 2022 ГОД
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на 2022 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии:
со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле);
со статьей 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве);
с пунктами 5.5.27 и 6.11 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 (далее - Положение об агентстве);
с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 996 (далее - Положение о контроле);
с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 (далее - Правила).
Программа профилактики устанавливает перечень и порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации в 2022 году.
Понятия, используемые в настоящей Программе профилактики, применяются в тех значениях, в которых они используются для регулирования соответствующих отношений в Законе о контроле, Законе о рыболовстве и Положении о контроле.
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в области рыболовства
и сохранения водных биологических ресурсов
Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.
Состояние федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания характеризуется:
количеством контролируемых лиц, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - законодательство о рыболовстве);
суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве;
суммой ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства о рыболовстве, возмещенного в добровольном и принудительном порядке;
количеством конфискованных судов и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
Общее количество проведенных территориальными управлениями Росрыболовства в 2020 году проверок составило 343, в том числе 203 внеплановых проверки в связи обращениями граждан, организаций, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
По результатам данных проверок было выявлено 300 нарушений законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов, привлечено к административной ответственности 273 должностных и юридических лиц на общую сумму административных штрафов 5 млн. 56 тыс. руб., общая сумма поступивших взысканных штрафов составила 5 млн. 700 тыс. руб. (с учетом поступления сумм штрафов по постановлениям прошлых лет).
В Центральном (ЦФО) и Южном (ЮФО) федеральных округах влияние антропогенной нагрузки на водные объекты рыбохозяйственного значения связано с высокой плотностью населения, хозяйственной и промышленной деятельностью. Так, например, Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства был зафиксирован в 2020 году 31 эпизод гибели водных биологических ресурсов.
По информации территориальных управлений Росрыболовства основными нарушениями обязательных требований в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания являются:
сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения сточных вод без надлежащей очистки, без установленного НДС;
использование водозаборных и иных гидротехнических сооружений без эффективных рыбозащитных устройств;
загрязнение водоемов продуктами ГСМ, нефтепереработки и нефтью, отходами при работе различных механизмов;
нарушения обязательных требований при добыче общераспространенных полезных ископаемых в береговой зоне и в руслах водных объектов рыбохозяйственного значения, при дноуглубительных работах;
нарушения обязательных требований при добыче полезных ископаемых в руслах и по берегам водных объектов;
нарушения обязательных требований при осуществлении строительных работ в водном объекте рыбохозяйственного значения, а также нарушения установленного режима сброса вод гидротехнических сооружений;
размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы без согласования с органами Росрыболовства;
нарушение условий пользования рыбопромысловыми (рыболовными), участками;
нарушение Правил рыболовства;
нарушение условий разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, требований ведения документации, предоставления отчетности.
Динамика показателей по сумме ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, по количеству проведенных проверок поднадзорных объектов (плановых и внеплановых), по количеству случаев гибели водных биологических ресурсов и загрязнения водных объектов в результате нарушений законодательства в период 2018 - 2019 гг. не имеет выраженной тенденции и не позволяет судить о наличии взаимосвязи между показателями. Рост сумм предъявленных нарушителям ущербов связан с увеличением сумм такс за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам". Данные по 2020 г. не являются репрезентативными в связи с объявлением моратория на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В рамках проведения профилактических мероприятий в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в 2020 году Росрыболовством и его территориальными управлениями регулярно публиковалась информация в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания) по вопросам контрольно-надзорной деятельности, размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Росрыболовства и его территориальных органов в форумах, совещаниях, заседаниях по межведомственному взаимодействию, в том числе освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологические ресурсов.
В частности:
- размещено 3748 статей в печатных и электронных (интернет) средствах массовой информации, из них 1345 - в отраслевых средствах массовой информации;
- организовано 1049 выступлений в средствах массовой информации, включая 726 репортажей на телевидении и 323 выступления на радио;
- проведено 1283 публичных мероприятия (лекций, круглых столов, семинаров);
- на официальном сайте Росрыболовства и сайтах территориальных управлений Росрыболовства регулярно ежедневно размещаются новостные материалы, касающиеся актуальных вопросов предупреждения нарушений и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.
Территориальными управлениями Росрыболовства проводилась работа по размещению на сайтах ответов (разъяснений) по наиболее часто задаваемым вопросам в сфере соблюдения правил рыболовства и охраны среды обитания водных биологических ресурсов.
В каждом территориальном управлении Росрыболовства в круглосуточном режиме действует "Горячая линия", что позволяет оперативно реагировать, а в некоторых случаях и предотвращать возможные нарушения правил рыболовства и нарушения нормативных правовых актов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
На сайте Росрыболовства создан раздел, в котором аккумулируется необходимая контролируемым лицам информация в части государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В соответствии с Положением о контроле в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:
а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.
Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;
в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) их водоохранных зонах;
д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранных зонах;
е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;
и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
В соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контроле профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере и предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Задачами проведения профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению контролируемыми лицами обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
оценка состояния подконтрольной сферы и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных объектов государственного контроля;
осуществление анализа эффективности осуществляемых профилактических мероприятий на основании собранных данных статистической отчетности по основным результатам контрольно-надзорной деятельности;
создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
оценка возможности снижения административных и финансовых издержек контролируемых лиц в результате приоритета использования профилактических мероприятий при осуществлении функций по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
III. Перечень профилактических мероприятий, проводимых
Росрыболовством и его территориальными органами
В соответствии с пунктом 15 Положения о контроле Росрыболовство и его территориальные органы проводят следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Уполномоченные лица, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в центральном аппарате Росрыболовства:
заместитель руководителя Росрыболовства М.С. Иваник (контактный телефон +7 (495) 987-06-24);
начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны В.Н. Молоков (контактный телефон +7 (495) 987-05-86);
заместитель начальника Управления контроля, надзора и рыбоохраны В.А. Бочкарев (контактный телефон +7 (495) 987-06-77);
начальник отдела организации охраны водных биологических ресурсов Управления контроля, надзора и рыбоохраны В.П. Кутафин (контактный телефон +7 (495) 987-06-78);
заместитель начальника отдела организации охраны водных биологических ресурсов Управления контроля, надзора и рыбоохраны Д.В. Кондауров (контактный телефон +7 (495) 987-05-13 (доб. 0455)).
Уполномоченные лица, ответственные за проведение профилактических мероприятий в территориальных управлениях Росрыболовства, указаны в приложениях 1 - 5 к настоящей программе профилактики.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органа контроля и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены Законом о контроле, согласно приложению 1 к настоящей Программе профилактики.
Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется центральным аппаратом Росрыболовства один раз в год в порядке, утверждаемом приказом Росрыболовства. По итогам обобщения правоприменительной практики Росрыболовство осуществляет подготовку и публичное обсуждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется не позднее 30 декабря года, следующего за годом обобщения правоприменительной практики.
В случае наличия у территориальных органов Росрыболовства сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований контролируемому лицу объявляется и направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, предусмотренном Законом о контроле и согласно приложению 2 к настоящей Программе профилактики.
Территориальные органы Росрыболовства осуществляют учет объявленных ими предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при обобщении правоприменительной практики и профилактическом визите.
Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом о контроле, Положением и в соответствии с приложением 3 к настоящей Программе профилактики.
Согласно статье 52 Закона о контроле инспекторы проводят профилактические визиты в соответствии с приложением 4 к настоящей Программе профилактики, а в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого риска, предусмотрено проведение обязательных профилактических визитов в соответствии с приложением 5 к настоящей Программе профилактики.
IV. Показатели результативности и эффективности
Программы профилактики
К показателям результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов относятся:
снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям по контролируемым видам рисков;
снижение числа случаев и размера ущерба от гибели водных биоресурсов в результате загрязнения среды их обитания;
доля охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями от общего объема контролируемых лиц.
Целевыми показателями результативности Программы профилактики нарушений являются:
результативность профилактических мероприятий Рпм, определяемая как отношение числа проведенных профилактических мероприятий Чпм к числу нарушений Чн в подконтрольной сфере:
Рпм = Чпм / Чн;
сравнение показателей результативности с предыдущим годом;
удовлетворенность контролируемых лиц качеством профилактических мероприятий Чпм, определяемая как отношение числа лиц, удовлетворенных проведенными профилактическими мероприятиями Чу, к общему числу опрошенных лиц Чобщ, в подконтрольной сфере:
Чпм = Чу / Чобщ.
Индикативные показатели эффективности профилактических мероприятий:
количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц, %).
Начальник Управления
контроля, надзора и рыбоохраны
В.Н.МОЛОКОВ