См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

Утверждаю
Статс-секретарь - заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
И.Н.ЗУБОВ
26.11.2020 г.

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ
И ПРИНИМАЕМЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1> ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ <2>,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ (ИХ УЧАСТКОВ), В ТОМ ЧИСЛЕ В ГРАНИЦАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ПЕРЕЕЗДОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ РАБОТЫ
И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
И РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ <3>

--------------------------------

<1> Далее - обязательные требования.

<2> Далее - контролируемые лица.

<3> Далее - программа профилактики нарушений.

Правовые основания разработки программы
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
распоряжение МВД России от 15.03.2019 N 1/2617 "Об организации и осуществлении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения".
Разработчик программы
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>.
Цели программы
Снижение количества нарушений обязательных требований;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения контролируемых лиц;
снижение количества дорожно-транспортных происшествий <2>, погибших и раненных в них людей.
Задачи программы
Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы;
повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции;
создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Сроки реализации программы
Программа профилактики нарушений рассчитана на 2021 г. <3>
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
обеспечение единообразия понимания обязательных требований контролируемыми лицами; снижение количества погибших и раненых в ДТП.

--------------------------------

<1> Далее - ГУОБДД МВД России.

<2> Далее - ДТП, происшествие.

<3> С учетом положений пункта 6 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

1. Аналитическая часть

По итогам 10 месяцев 2020 г. (далее - 2020 г., текущий год) на территории Российской Федерации зарегистрировано 119917 ДТП, в которых погибло 13076 и ранено 151739 человек.

В 2020 году на месте совершения каждого 3 происшествия (41760, 34,8%) зарегистрированы нарушения обязательных требований, в которых получили ранения более 52,5 тыс. человек и более 4,2 тыс. погибли, при этом рост числа погибших участников дорожного движения составил 6,7%.

В 23535 ДТП (56,4%) установлены факты отсутствия, плохой различимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах - в 9319 ДТП (22,3%), неправильное применение, либо плохая видимость дорожных знаков - в 4183 ДТП (10%).

Следует отметить увеличение на протяжении последних трех лет количества происшествий, в местах совершения которых установлены факты отсутствия, либо плохой различимости вертикальной разметки (2018 - 636 (+9,3%), 2019 - 926 (+45,6%), 2020 - 1151 (+24,3%) и отсутствия в необходимых местах тротуаров (пешеходных дорожек) (2018 - 2930 (+0,1%), 2019 - 2974 (+1,5%), 2020 - 3166 (+6,5%).

Кроме того, доля ДТП с погибшими, в местах совершения которых установлены нарушения обязательных требований, связанные с отсутствием, либо плохой различимостью горизонтальной дорожной разметки, отсутствием дорожных знаков и освещения, составляет 83%.

В целом на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значений отмечено уменьшение на 6,7% количества ДТП, в местах совершения которых установлены нарушения обязательных требований (с 43493 до 40596), при увеличении числа погибших на 6,1% (в 2019 году - 3837, в 2020 году - 4072) и снижении числа раненых на 8,2% (с 55803 до 51233). Вместе с тем, на дорогах регионального значения отмечен рост как количества ДТП на 5,8% (с 6392 до 6764), так погибших на 12,9% (с 1462 до 1650) и раненых на 2,7% (с 9002 до 9246).

Одновременный значительный рост всех трех основных показателей аварийности (ДТП - 493, +61,6%, погибло - 85, +107,3%, ранено - 617, +45,9%) наблюдается на участках автомобильных дорог в местах производства работ.

В текущем году наблюдается снижение количества ДТП по вине водителей пассажирского, грузового транспорта и транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, а также погибших и раненных в них людей.

В то же время увеличилось на 20,6% количество ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего городские автобусные перевозки по заказам (2018 - 25, 2019 - 34,2020 - 41).

Количество погибших в таких происшествиях сократилось на 25% (3 погибших, из них пассажиров автобусов - 0), количество раненых выросло на 13,5% (59 раненых, из них пассажиров автобусов - 23).

В целях обеспечения информационной доступности и использования для самообследования на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:

перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения <1>;

--------------------------------

<1> Далее - перечень обязательных требований.

проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях проведения оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 31.12.2018 N 878;

программа профилактики нарушений требований в области безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств на 2020 год;

план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год;

обзор практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Успешная реализация программы профилактики нарушений в 2021 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целей, в том числе по снижению к 2024 году смертности результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевой смертности), а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МВД России.

2. Программные мероприятия

N п/п
Наименование мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные за мероприятие
1.
Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <1> актуализированного перечня обязательных требований
10.01.2021
УОС
МВД России,
ГУОБДД МВД России
2.
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований
01.01.2021 - 30.06.2021
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
3.
Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения <2> с последующим размещением обзора на сайте МВД России
01.03.2021
ГУОБДД МВД России,
территориальные органы МВД России на региональном уровне
4.
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
Территориальные органы МВД России на региональном уровне

--------------------------------

<1> Далее - сайт МВД России.

<2> Далее - ФГНОБДД.

3. Оценка эффективности программы

Для оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам года с учетом достижения целей программы профилактики нарушений устанавливаются отчетные показатели.

Качественный показатель эффективности программы:

1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований.

Количественные показатели эффективности программы:

1. Количество контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия.

2. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.

3. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.

Приложение 1
к Программе профилактики нарушений

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ

Определяемый программой профилактики нарушений показатель эффективности проводимых профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части касающейся эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, а также транспортных средств, выполнения работ и предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (далее - показатель) направлен на создание системы оценки эффективности профилактической деятельности в целях снижения уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов МВД России.

Сбор исходных данных для формирования показателя осуществляется по результатам мероприятий федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Для целей оценки эффективности программы профилактики нарушений применяется следующий показатель:

1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований - "Впм".

Целевое значение показателя - стремление к нулю.

Показатель "ВПМ" определяется отношением суммарного количества контролируемых лиц <1>, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, в том числе в границах железнодорожных переездов (НДОР), а также при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (НТЕХ) <2>, к количеству контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (КПСН).

--------------------------------

<1> В отношении которых в отчетном периоде проведены профилактические мероприятия.

<2> Привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.

ВПМ = {(НДОР + НТЕХ) / КПСН} * 100.

Приложение 2
к Программе профилактики нарушений

ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

N п/п
Краткое описание формы профилактического мероприятия
Периодичность проведения
Ожидаемые результаты
I.
РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ МВД РОССИИ
1.
Перечня обязательных требований
Актуализация
по мере внесения изменений, не реже 1 раз в год
Обеспечение правовой определенности в общественных отношениях, складывающихся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности МВД России
2.
Проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при осуществлении ФГНОБДД, их актуализация
Актуализация
по мере внесения изменений
3.
Программы профилактики нарушений
Ежегодно
4.
Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Ежегодно
II.
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
5.
Проведение семинаров и конференций (семинар - форма повышения квалификации, коллективного публичного обсуждения информации для формирования компетенции участников в объеме новых знаний; конференция - собрание групп лиц, организаций для обсуждения определенной темы). При проведении таких мероприятий необходимо обеспечивать максимально возможное количество участников как от контролируемых лиц, так и должностных лиц надзорных органов, а также своевременное освещение итогов мероприятий в СМИ и на сайте МВД России
В соответствии с планом проведения публичных мероприятий
Предоставление необходимой информации по вопросам соблюдения обязательных требований; обеспечение непосредственного взаимодействия с подконтрольными субъектами
6.
Подготовка обзора практики осуществления ФГНОБДД с указанием проблем его осуществления, наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований и иных проблемных вопросов. Размещение обзора на сайте МВД России.
Подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности
1 раз в год
Обеспечение единообразия практики применения МВД России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в подконтрольных областях. Обеспечение доступности информации о правоприменительной практике путем доведения до сведения заинтересованных пользователей
7.
Подготовка письменных ответов на обращения, в том числе полученные через официальный сайт МВД России
В течение года
Формирование системы оказания консультативной помощи поднадзорным субъектам по вопросам применения обязательных требований
8.
Осуществление консультирования (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
В течение года
Обеспечение эффективности государственного надзора при введении риск-ориентированного подхода
9.
Организация и проведение заседаний комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения
В соответствии с планом проведения заседаний
Обеспечение устойчивого диалогового взаимодействия с поднадзорными субъектами и повышение уровня доверия к органам надзорной деятельности
III.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
10.
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения"
По фактам поступления сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований
Осуществление мер по мотивации поднадзорных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований. Сокращение числа нецелесообразных внеплановых проверок подконтрольных субъектов при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей