МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.БАРЫШЕВ
20.11.2020 г. 2-4-71-29-11
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЙ И СЛУЖБ, А ТАКЖЕ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
АИУС - автоматизированная информационно-управляющая система
АПК "Безопасный город" - Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город"
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АХОВ - аварийно химически опасное вещество
ГУ МЧС России - Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации
ГО - гражданская оборона
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ДОТ - дистанционные образовательные технологии
ДПО - дополнительное профессиональное образование
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования
ЗНТЧС - защита населения и территорий от ЧС
Курсы ГО - курсы гражданской обороны муниципальных образований
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ОГВ - органы государственной власти
ОИВ - органы исполнительной власти
ОМСУ - органы местного самоуправления
ОО ДПО ГОЧС - организации, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС
ПУФ - повышение устойчивости функционирования
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Система - 112 - системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования
НФГО - нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
УКП ГО - учебно-консультационные пункты по ГО муниципальных образований
ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти
ЧС - чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера
Эвакоорганы - эвакуационные и эвакоприемные комиссии
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - Примерная программа), разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868 <1>, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и ЗНТЧС, а также в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.
Примерная программа предназначена для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области ГО и защиты от ЧС, а также курсов ГО, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения соответствующих категорий обучаемых (далее - Программа), в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.
Целесообразно в Программе отражать описание компетенций в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также, исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.
Примерная программа является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Перечень лиц (категории обучаемых), проходящих курсовое обучение в области ГО, а также организации, осуществляющие их обучение по программам курсового обучения, определен приказом МЧС России от 24.04.2020 N 262 "Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2020 г., регистрационный N 58566).
В целях повышения эффективности курсового обучения руководителей и работников ГО, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области ГО и защиты от ЧС, при реализации программ курсового обучения в Примерную программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки соответствующих категорий обучаемых и необходимости получения ими уровня знаний, умений и навыков, требующихся для выполнения должностных обязанностей (трудовых функций). Темы первого модуля рекомендуется изучать во время самостоятельной подготовки и путем получения консультаций у преподавателей.
Для лиц, исполняющих должностные обязанности менее одного года, целесообразно организовать изучение всех тем первого модуля, а для остальных обучаемых - в зависимости от уровня исходной подготовки в области ГО и защиты от ЧС.
Обучение по программам курсового обучения может осуществляться по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с применением сетевой формы. Форму обучения определяет руководитель образовательной организации в зависимости от категории обучаемых, подготовленности преподавателей и имеющейся учебной материальной базы.
Для повышения эффективности курсового обучения возможно проведение входного тестирования обучаемых. Входное тестирование проводится в целях определения исходного уровня подготовки обучаемых в области ГО и защиты от ЧС. На основании результатов тестирования вырабатываются индивидуальные рекомендации обучаемым по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
Учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям (трудовым функциям) категории обучаемых с учетом уровня их подготовки. Рекомендуемое количество обучаемых в группе - 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий допускается учебную группу делить на подгруппы численностью 12 - 13 человек.
Обучение по программам курсового обучения предусматривает следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия.
Формы учебных занятий определяются для каждой Программы с учетом ее содержания и целей, а также категории обучаемых.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 академических часов продолжительностью по 45 минут. Рекомендуется предусматривать в дни учебных занятий до 3 часов на самостоятельную подготовку (далее - самоподготовка) обучаемых. Часы самоподготовки используются для изучения тем занятий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
Оценка качества освоения Программы осуществляется проведением текущего контроля с использованием метода фронтального опроса или индивидуального тестирования, а также итоговой аттестации в форме тестирования или принятия зачета.
Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и утверждаются ее руководителем. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. В состав комиссии рекомендуется включать преподавателя, закрепленного за учебной группой. По согласованию с начальником ГУ МЧС России, на территории которого расположена организация, осуществляющая образовательную деятельность, в состав комиссии могут входить сотрудники ГУ МЧС России.
В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучающихся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по программам курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, возможно проводить обучение методом выездных занятий.
Руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности во время занятий.
II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Целью обучения по Программам является совершенствование компетенций и повышение профессионального уровня, необходимых для организации выполнения мероприятий ГО, в том числе по подготовке различных групп населения по вопросам защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Основными задачами курсового обучения соответствующих категорий обучаемых являются:
изучение требований нормативных правовых актов применительно к исполняемым должностным обязанностям (трудовым функциям);
формирование у обучающихся знаний и навыков по организации защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
выработка навыков формирования среды обучения в области ГО и защиты от ЧС, использования профессиональных знаний и умений в реализации задач подготовки различных групп населения;
осознание обучающимися важности своей деятельности и необходимости поддержания уровня личной подготовки, обеспечивающего эффективное выполнение должностных обязанностей;
формирование личной и профессиональной культуры безопасности.
III. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В целях эффективной организации курсового обучения категории обучаемых сведены в группы обучаемых.
Рекомендуемые результаты курсового обучения сформулированы для групп обучаемых с учетом требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС, предъявляемых к соответствующим должностным лицам, объема знаний и умений, необходимых для организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС.
Руководителям организаций, осуществляющих обучение по программам курсового обучения, при разработке Программы соответствующей категории обучаемых рекомендуется учитывать конкретные обязанности в области ГО и защиты от ЧС, возложенные на них.
Группы обучаемых:
1-я группа "Руководители" включает: должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО и руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время (далее - руководители);
2-я группа "Руководители формирований и служб" включает работников ФОИВ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, назначенных руководителями (их заместителями) НФГО, НАСФ и спасательных служб (далее - руководители формирований и служб);
3-я группа "Работники гражданской обороны" включает работников ФОИВ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, включенных в состав:
структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО (далее - уполномоченные по ГО);
эвакоорганов (далее - члены эвакоорганов);
комиссий по вопросам ПУФ (далее - члены комиссий ПУФ);
4-я группа "Должностные лица, осуществляющие подготовку в области ГО и защиты от ЧС" включает:
руководителей курсов ГО;
инструкторов ГО ОО ДПО ГОЧС, курсов ГО и консультантов УКП ГО (далее - инструкторы ГО).
3.1 Рекомендуемые результаты курсового обучения
группы "Руководители"
(1-я группа)
В результате курсового обучения руководители должны:
знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
приоритетные направления государственной политики в области ГО и ЗНТЧС, основные мероприятия по их реализации;
основы организации ГО и ЗНТЧС;
возможный состав, задачи и порядок применения органов управления, сил ГО и РСЧС соответствующего уровня, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
структуру, порядок разработки и корректировки планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;
принципы построения и функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
объемы и порядок создания в целях выполнения мероприятий ГО и для ликвидации ЧС запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и финансовых средств, а также их пополнения;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
организацию проведения АСДНР;
алгоритм своих действий при введении в действие Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) и Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
принципы построения, состав, основные задачи, функции органов управления ГО и РСЧС, а также режимы функционирования органов управления РСЧС;
порядок эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС;
уметь:
анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи в области ГО и ЗНТЧС подчиненным;
организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и ЗНТЧС;
организовывать разработку Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
быть ознакомлены с:
организацией финансирования и обеспечения мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС;
целями и задачами государственных целевых программ, направленных на решение задач ГО и ЗНТЧС.
3.2 Рекомендуемые результаты курсового обучения групп
"Руководители формирований и служб",
"Работники гражданской обороны"
(2-я и 3-я группы)
3.2.1 В результате курсового обучения руководители формирований и служб, а также уполномоченные по ГО должны:
знать:
требования нормативных правовых актов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС соответствующего уровня, а также возможности имеющихся сил и средств ГО и РСЧС;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
структуру и содержание Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС, а также населения;
номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также их наличие и состояние;
порядок создания и поддержания в состоянии готовности НФГО, НАСФ и спасательных служб;
порядок эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
основные методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения;
уметь:
разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;
анализировать и оценивать обстановку в интересах защиты населения от опасностей военных конфликтов и ЧС, готовить предложения для руководителя;
организовывать выполнение мероприятий в области ГО и ЗНТЧС;
организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющихся систем оповещения и информирования;
организовывать проведение АСДНР и выполнение задач имеющимися силами ГО и РСЧС;
организовывать проведение занятий по подготовке работников в области ГО и защиты от ЧС;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС;
передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения.
3.2.2 В результате курсового обучения члены эвакоорганов должны:
знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
порядок, организацию и особенности проведения эвакуации;
порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче населению средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты;
порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС);
порядок поддержания в готовности ЗС ГО;
порядок обеспечения выполнения эвакуационных мероприятий, в том числе привлечения сил и средств при ЧС, чрезвычайном и военном положениях;
уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации;
разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;
использовать средства индивидуальной защиты;
вести учет имущества, находящегося в распоряжении ЗС ГО;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и ЗНТЧС.
3.2.3 В результате курсового обучения члены комиссий ПУФ должны:
знать:
требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО и режимам функционирования РСЧС;
основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;
методы и способы ПУФ организаций, необходимых для выживания населения, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
порядок проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
методики оценки устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при угрозах и опасностях различного характера;
уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам повышения устойчивости работы экономики и жизнеобеспечения;
разрабатывать планирующие документы в области ПУФ организаций, необходимых для выживания населения;
обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию организаций, необходимых для выживания населения в военное время и при ЧС;
осуществлять прогнозирование по вопросам устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения;
быть ознакомлены с:
порядком эвакуации населения, культурных и материальных ценностей;
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой ДДС;
передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения.
3.3 Рекомендуемые результаты курсового обучения группы
"Должностные лица, осуществляющие подготовку в области ГО
и защиты от ЧС"
(4-я группа)
3.3.1 В результате курсового обучения руководители курсов ГО должны:
знать:
требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих создание и деятельность организаций, имеющих право осуществлять курсовое обучения в области ГО и защиты от ЧС;
требования нормативных правовых актов по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также выполнению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание документов планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
порядок организации учебно-методической работы;
актуальные проблемы и тенденции развития ГО и РСЧС, а также способы и средства защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
основы финансово-хозяйственной деятельности курсов ГО;
основы трудового законодательства, правил охраны труда и пожарной безопасности;
требования и содержание соответствующих программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС;
порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО и режимам функционирования РСЧС;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности;
уметь:
планировать деятельность курсов ГО и осуществлять контроль за выполнением планов;
использовать формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся;
определять задачи и содержание тренировок в области ГО и защиты от ЧС в муниципальных образованиях и организациях, а также оказывать методическую помощь в разработке документов на их проведение;
быть ознакомлены с:
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них и защиту населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
результатами передового опыта по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
3.3.2 В результате курсового обучения инструкторы ГО должны:
знать:
требования нормативных правовых актов по организации курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС;
требования примерных программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;
современные методики и образовательные технологии обучения;
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру ГО и РСЧС;
порядок планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
организацию подготовки и проведения учений и тренировок по ГО и защите от ЧС;
правила эксплуатации технических средств обучения;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия;
способы защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и осуществление обучения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
уметь:
применять положения нормативных правовых актов в сфере подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
организовывать и проводить занятия по курсовому обучению в области ГО и защиты от ЧС;
анализировать программы курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, оценивать и выбирать учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы;
анализировать проведение учебных занятий, готовить предложения по внесению изменений в программы курсового обучения;
вести учебную, планирующую документацию и документацию учебного помещения;
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, и уметь работать с этими средствами;
применять технические средства обучения при проведении занятий по соответствующим формам подготовки в области ГО и защиты от ЧС;
быть ознакомлены с:
основами организации ГО и ЗНТЧС;
принципами построения и функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
способами защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах и порядком их применения;
порядком действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС;
особенностями эвакуации населения, культурных и материальных ценностей.
IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
Учебно-тематический план содержит темы занятий для составления Программы, рекомендуемое минимальное количество учебных часов на курсовое обучение по каждой категории обучаемых и представлен в приложении к Примерной программе.
4.1 Содержание тем занятий элективного модуля "Основы
обеспечения ЗНТЧС и ведения ГО"
Тема 1. Требования нормативных правовых актов в области ГО, ЗНТЧС.
Учебные вопросы:
1. Основные нормативные правовые акты в области ГО и защиты от ЧС, их основное содержание.
2. Задачи и мероприятия в области ГО и ЗНТЧС, содержащиеся в федеральных законах от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в постановлениях Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
Тема 2. Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Учебные вопросы:
1. Опасности военного характера и присущие им особенности.
2. ЧС природного характера, характерные для данной территории, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
3. ЧС техногенного характера, вероятные для данной территории, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
Тема 3. Основные принципы организации и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Учебные вопросы:
1. Принципы организации приведения в готовность, ведения ГО и ЗНТЧС.
2. Способы защиты, их содержание и организация выполнения:
инженерная защита;
эвакуация;
использование средств индивидуальной защиты;
проведение АСДНР.
Тема 4. Организационные основы ГО и ЗНТЧС.
Учебные вопросы:
1. Роль и место ГО в современных условиях. Структура ГО. Органы управления и силы ГО.
2. Основы защиты населения и территорий от ЧС. Классификация ЧС и основные опасности. Принципы построения РСЧС, состав органов управления и сил РСЧС.
Тема 5. Полномочия ОГВ, ОМСУ, обязанности организаций и граждан в области ГО и ЗНТЧС.
Учебные вопросы:
1. Полномочия, функции и обязанности ОГВ, ОМСУ, организаций и граждан в области ГО и ЗНТЧС.
2. Ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов в области ГО и ЗНТЧС.
Тема 6. Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и их введение. Выполняемые мероприятия.
Учебные вопросы:
1. Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения.
2. Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС, их сущность и организация выполнения.
Тема 7. Действия должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления РСЧС и сил, а также при получении сигналов о начале выполнения мероприятий по ГО.
Учебные вопросы:
1. Организации и порядок действия должностных лиц и органов управления, а также основные мероприятия, проводимые ими в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или ЧС.
2. Обязанности и действия должностных лиц и органов управления по приведению в готовность и ведению ГО.
3. Основные мероприятия и действия должностных лиц и органов управления по приведению в готовность и ведению ГО.
4.2 Содержание тем занятий модуля "Планирование мероприятий по ГО и ЗНТЧС"
Тема 1. Требования нормативных правовых актов по вопросам ГО и ЗНТЧС. Организация и выполнение мероприятий по ГО и защиты от ЧС.
Учебный вопрос:
Федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам ГО и защиты от ЧС. Их сущность и направления деятельности, обучаемых по их реализации.
Тема 2. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления ГО и РСЧС.
Учебные вопросы:
1. Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
2. Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
3. Практическое рассмотрение и обсуждение варианта Плана основных мероприятий органа управления соответствующего уровня на год.
Тема 3. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения).
Учебные вопросы:
1. Требования, предъявляемые к разработке Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), исходные данные для планирования мероприятий по ГО, этапы разработки указанных планов, порядок их утверждения.
2. Перечень документов, прилагаемых к Плану приведения в готовность ГО, Плану ГО (Плану ГО и защиты населения), их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
3. Практическое рассмотрение вариантов Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения) с разработкой отдельных элементов.
Тема 4. Планирование мероприятий ЗНТЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Учебные вопросы:
1. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, его структура и содержание.
2. Порядок разработки, согласования и утверждения плана.
3. Практическое рассмотрение вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с разработкой отдельных элементов.
Тема 5. Деятельность органов управления ГО и РСЧС по организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС).
Учебные вопросы:
1. Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) средств. Порядок их создания и использования. Задачи органов управления ГО и РСЧС по организации создания и осуществлению контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств.
2. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний запасов (резервов) средств.
3. Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения, их состав и задачи.
Тема 6. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении в готовность органов управления и сил ГО и РСЧС.
Учебные вопросы:
1. Понятие о готовности органов управления и сил ГО и РСЧС, порядок приведения их в готовность.
2. Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район выполнения задач.
3. Обязанности руководителей и работников органа управления ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
4. Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.
4.3 Содержание тем занятий модуля "Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения"
Тема 1. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации) и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов.
Учебные вопросы:
1. Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф.
2. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера.
3. Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов.
4. Типовой паспорт безопасности территории муниципальных образований.
Тема 2. Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению.
Учебные вопросы:
1. Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования.
2. Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.
3. Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
4. Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности.
5. Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.
Тема 3. Общие понятия об устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Учебные вопросы:
1. Понятие устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость организаций в условиях военного времени, а также при ЧС.
2. Основные направления деятельности органов власти и администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
3. Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, порядок их выполнения.
4. Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема 4. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Учебные вопросы:
1. Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организации.
2. Методики оценки устойчивости организации к воздействию поражающих факторов при военных конфликтах.
3. Оценка химической обстановки при аварии (разрушении) на химически опасных объектах и транспорте.
4. Методика оценки устойчивости объекта при ЧС.
Тема 5. Порядок финансирования мероприятий ГО и ЗНТЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Учебные вопросы:
1. Планирование бюджетных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, ЗНТЧС и ликвидации их последствий.
2. Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и защиты от ЧС.
3. Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт ЧС и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
4. Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
4.4 Содержание тем занятий модуля "Способы и методы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения"
Тема 1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Учебные вопросы:
1. Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий.
2. Силы и средства для ведения разведки в очагах поражения и районах ЧС. Их задачи и действия органов управления ГО и РСЧС по организации выполнения.
3. Оценка радиационной, химической, инженерной и медицинской обстановки в очагах поражения и районах ЧС.
4. Действия должностных лиц органов управления ГО и РСЧС при оценке обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
Тема 2. Порядок организации реагирования при получении прогноза возникновения ЧС.
Учебные вопросы:
1. Порядок приема информации о прогнозе возникновения ЧС.
2. Порядок доведения информации о получении прогноза возникновения ЧС до взаимодействующих и вышестоящих органов управления РСЧС.
3. Порядок организации выполнения превентивных мероприятий.
Тема 3. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций.
Учебные вопросы:
1. Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
2. Виды АХОВ. Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии. Оказание первой помощи при поражении АХОВ.
3. Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС биологического характера. Карантин и обсервация.
4. Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности.
5. Классификация приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля. Принцип действия и основные характеристики приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК.
6. Приборы химической разведки, их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов химической разведки к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и АХОВ. Практическая работа с приборами химической разведки.
Тема 4. Организация инженерной защиты населения и работников организаций.
Учебные вопросы:
1. Нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
2. Классификация ЗС ГО, их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
3. Порядок укрытия населения и работников организации в ЗС ГО. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.
Тема 5. Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения.
Учебные вопросы:
1. Понятие эвакуации. Общий порядок и особенности проведения эвакуации населения в военное время, при ЧС природного и техногенного характера.
2. Основные направления деятельности органов власти и организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению эффективности проведения эвакуации.
Тема 6. Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.
Учебные вопросы:
1. Организация эвакуации населения. Способы эвакуации и порядок ее проведения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные органы, порядок их создания, задачи, состав.
2. Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское и другие. Обеспечение охраны общественного порядка, связи и оповещения. Организация питания и обогрева.
3. Организация взаимодействия органов власти при планировании и проведении эвакомероприятий. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС.
4. Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозки. Особенности перевозки материальных и культурных ценностей в условиях зараженной местности. Определение мест эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей, а также важнейших фондов культурных ценностей.
Тема 7. Организация медицинской профилактики радиационных поражений и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии.
Учебные вопросы:
1. Профилактика радиационных поражений. Радиопротекторы.
2. Оценка радиационной опасности и принятие мер по обеспечению личной безопасности. Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим при радиационной аварии. Транспортировка пострадавших. Проведение санитарной обработки по окончании оказания помощи.
Тема 8. Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1. Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС в сфере осуществления надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
2. Мероприятия по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 9. Особенности организации дезинфекционных мероприятий в период осложнения эпидемиологической ситуации.
Учебные вопросы:
1. Особенности организации дезинфекционных мероприятий на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в период осложнения эпидемиологической ситуации.
2. Правила поведения граждан в условиях эпидемии (пандемии).
3. Средства индивидуальной (медицинской) защиты при эпидемии (пандемии).
4.5 Содержание тем занятий модуля "Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС"
Тема 1. Организация работы КЧС и ОПБ.
Учебные вопросы:
1. Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность КЧС и ОПБ.
2. Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
Тема 2. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность.
Учебные вопросы:
1. Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, порядок приведения их в готовность.
2. Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
3. Обязанности председателя КЧС и ОПБ, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
4. Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
5. Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
Тема 3. Состав, порядок создания спасательных служб и нештатных формирований, поддержание их в постоянной готовности, применение при проведении АСДНР.
Учебные вопросы:
1. Нормативное правовое регулирование создания и применения НАСФ, НФГО и спасательных служб.
2. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб, НФГО и НАСФ. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб, НФГО и НАСФ.
3. Организация подготовки к выполнению задач.
Тема 4. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Учебные вопросы:
1. Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
2. Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
3. Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах. Доведение намеченного порядка взаимодействия до личного состава.
Тема 5. Действия руководителей НАСФ, НФГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач по предназначению.
Учебные вопросы:
1. Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
2. Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
3. Организация выдвижения спасательных служб и НАСФ, НФГО в район выполнения задачи.
4. Организация взаимодействия с аварийно-спасательными и иными подразделениями других ведомств.
5. Смена в очаге поражения и вывод из него подразделений НАСФ. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности спасательных служб и НАСФ, НФГО к дальнейшим действиям.
Тема 6. Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач.
4.6 Содержание тем занятий модуля "Организация деятельности органов управления"
Тема 1. Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Учебные вопросы:
1. Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления в системах ГО и РСЧС.
2. Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.
3. Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
4. Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления при выполнении мероприятий ГО и защиты от ЧС.
Тема 2. Информационные системы, используемые в деятельности органов повседневного управления РСЧС, их возможности и перспективы развития.
Учебные вопросы:
1. АИУС РСЧС - назначение, функциональные возможности, перспективы развития.
2. АПК "Безопасный город" - назначение, состав, функциональные возможности, перспективы развития.
3. Другие информационные системы, используемые органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации.
4. Перспективы развития информационных систем, используемых в деятельности органов повседневного управления РСЧС.
5. Порядок организации круглосуточного мониторинга обстановки и организации реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием возможностей АИУС РСЧС, АПК "Безопасный город" и других информационных систем, используемых органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации.
Тема 3. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Правила приема и отработки вызова (сообщения о происшествии) операторами ЕДДС.
Учебные вопросы:
1. Назначение, структура системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и ее функциональные возможности. ЕДДС как основа для создания системы - 112. Основные подсистемы системы - 112.
2. Правила приема и обработки вызова (сообщения о происшествии) ЕДДС, интегрированных с системой-112. Алгоритм действий старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС при угрозе и возникновении ЧС, а также получении информации по телефону "112". Порядок ведения учетных форм. Порядок размещения информации о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов.
3. Работа старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС за автоматизированным рабочим местом, интегрированным с системой - 112. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения. Особенности приема и обработка сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах.
4. Отработка алгоритма по организации взаимодействия операторов центра обеспечения вызовов, диспетчеров ДДС по вводным, задаваемым преподавателем, в том числе при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей.
5. Отработка карточки информационного обмена в роли "оператор ЕДДС". Особенности работы оператора ЕДДС: контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования.
6. Круглосуточный мониторинг обстановки и организация реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием современных информационных систем.
Тема 4. Предназначение, состав, структура, оснащение техническими средствами управления, задачи и организация работы ЕДДС с учетом ввода в действие системы-112.
Учебные вопросы:
1. Предназначение, состав и структура ЕДДС. Оснащение техническими средствами управления.
2. Задачи ЕДДС. Режимы функционирования ЕДДС.
3. Порядок работы, функции и задачи ЕДДС при начале выполнения мероприятий ГО.
4. Руководящие, планирующие и отчетные документы, определяющие задачи, функции и полномочия ЕДДС с учетом ввода в действие системы - 112.
4.7 Содержание тем занятий модуля "Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС"
Тема 1. Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1. Сущность и задачи подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС.
2. Требования нормативных правовых актов по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
3. Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
4. Формы подготовки и перечень групп населения, подлежащих подготовке.
5. Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
6. Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
7. Полномочия и обязанности должностных лиц по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 2. Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и НФГО.
Учебные вопросы:
1. Планирование и организация подготовки в области ГО и защиты от ЧС руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, и других работников организаций, а также руководителей и личного состава спасательных служб, НАСФ и НФГО организаций.
2. Требования к программам курсового обучения и проведения вводного инструктажа. Их структура и содержание. Документы по планированию и учету мероприятий подготовки, их содержание и порядок ведения.
Тема 3. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
Учебные вопросы:
1. Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
2. Сущность и цели командно-штабных учений. Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
3. Сущность и цели тактико-специальных учений. Подготовка тактико-специального учения. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
4. Сущность и цели комплексных учений. Подготовка комплексного учения. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
5. Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
6. Сущность и цели проведения Дня защиты детей в образовательных организациях, соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель". Планирование, подготовка и методика проведения. Разработка учебно-методических документов.
Тема 4. Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1. Задачи и содержание пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
2. Организация пропаганды и информирования населения.
3. Порядок взаимодействия со средствами массовой информации в интересах пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 5. Требования основных нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность курсов ГО.
Учебные вопросы:
1. Требования нормативных правовых актов и методических документов по созданию и обеспечению функционирования курсов ГО.
2. Локальные нормативные акты курсов ГО (понятие, признаки, виды и формы). Требования к локальным нормативным актам.
3. Организация процесса обучения. Формы и методы проведения занятий. Организация учебной и методической работы курсов ГО.
4. Учебная материальная база курсов ГО.
5. Требования к организации и осуществлению платной деятельности.
Тема 6. Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки в области ГО и защиты от ЧС неработающего населения, а также по участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Учебные вопросы:
1. Планирование и контроль за проведением мероприятий по подготовке неработающего населения.
2. Координация деятельности органов и организаций, участвующих в подготовке неработающего населения.
3. Организация разработки, изготовления и внедрения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы в интересах подготовки неработающего населения.
4. Взаимодействие должностных лиц ГО и РСЧС с должностными лицами органов управления образованием и образовательными организациями по изучению ОБЖ и БЖД, а также проведению мероприятий с подрастающим поколением в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 7. Организация безопасной образовательной среды и охрана труда курсах ГО, УКП.
Учебные вопросы:
1. Основные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих безопасность в образовательных организациях. Система мер и мероприятий по достижению безопасности образовательной организации. Основные формы и методы работы по обеспечению безопасности образовательной среды.
2. Основные требования к обеспечению пожарной безопасности и соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил в образовательной организации.
3. Роль и место охраны труда в системе обеспечения безопасности образовательной среды. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда.
Тема 8. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Занятие 1 (лекция). Теоретические основы организации дистанционных образовательных технологий при обучении в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1. Понятие электронного обучения, ДОТ. Основные виды ДОТ. Кейс-технология. Интернет технология. Телекоммуникационная технология. Их характеристики. Способы применения ДОТ при обучении различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
2. Основные требования к электронной информационно-образовательной среде при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС с применением ДОТ. Требования к материально-технической базе при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС с применением ДОТ. Особенности подготовки и методического сопровождения педагогических работников, осуществляющих обучение с применением ДОТ. Трудности при использовании ДОТ в обучении.
Занятие 2 (практическое занятие). Разработка и создание на одной из общедоступных платформ заданий к занятию по ГО и защите от ЧС с применением ДОТ.
Тема 9. Принципы, методы, процедуры и инструменты оценки результатов освоения программ обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебные вопросы:
1. Управление качеством обучения с учетом требований примерных программ. Обеспечение системы качества обучения.
2. Инструменты оценки результатов освоения программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
3. Внутренняя система оценки качества обучения: разработка, утверждение, критерии, процедуры, инструментарий оценки результативности обучения.
V. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
И УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
1. Рекомендуемые организационно-педагогические условия реализации Программ направлены на обеспечение соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения возрастным особенностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Теоретическое обучение целесообразно проводить в оборудованных учебных кабинетах, отвечающих материально-техническим и информационно-методическим требованиям.
2. Целесообразно наличие у педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области ГО и защиты от ЧС, непосредственно осуществляющих обучение по Программам, высшего или среднего профессионального образования в области ГО либо защиты от ЧС, или высшего образования и дополнительного профессионального образования в области ГО либо защиты от ЧС (по программам профессиональной переподготовки), а также стажа преподавания по тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями Примерной программы, не менее 3 лет.
3. Информационно-методические рекомендации по реализации Примерной программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
Программу для соответствующей категории обучаемых;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
4. Содержание оценочных и методических материалов определяется организациями, осуществляющими образовательную деятельность в области ГО и защиты от ЧС самостоятельно, с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании и в области ГО и защиты от ЧС.
5. Учебно-методические пособия, содержащие материалы, необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
6. Рекомендуемое материально-техническое обеспечение реализации Примерной программы включает:
компьютерный класс;
мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;
макеты ЗС ГО, систем связи и оповещения, оборудования для проведения АСДНР;
плакаты;
презентации лекций.
Приложение
к Примерной программе
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п/п
|
Наименование модулей и тем занятий
|
Группы обучаемых, формы занятий и количество часов
|
||||||||
Руководители
|
Руководители формирований и служб
|
Работники ГО
|
Руководители курсов ГО
|
Инструкторы ГО
|
||||||
ОМСУ
|
Организаций
|
Уполномоченные по ГО
|
Члены эвакоорганов
|
Члены комиссий ПУФ
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
Основы обеспечения ЗНТЧС и ведения ГО
|
Темы модуля изучаются в часы самостоятельной подготовки. Количество времени определяется исходя из уровня личной подготовки и выполняемых должностных обязанностей обучаемого
|
||||||||
1.1
|
Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, ЗНТЧС
|
|||||||||
1.2
|
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
|
|||||||||
1.3
|
Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
|
|||||||||
1.4
|
Организационные основы ГО и ЗНТЧС
|
|||||||||
1.5
|
Полномочия ОГВ, ОМСУ, обязанности организаций и граждан в области ГО и ЗНТЧС
|
|||||||||
1.6
|
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и их введение. Выполняемые мероприятия
|
|||||||||
1.7
|
Действия должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил, а также при получении сигналов о начале выполнения мероприятий по ГО
|
|||||||||
2
|
Планирование мероприятий по ГО и ЗНТЧС
|
6
|
7
|
6
|
16
|
4
|
4
|
6
|
4
|
|
2.1
|
Требования нормативных правовых актов по вопросам ГО и ЗНТЧС.
Организация и выполнение мероприятий по ГО и защиты от ЧС
|
+
(л) <*>
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
2.2
|
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления ГО и РСЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
+ (с) <**>
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|||
2.3
|
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения)
|
+
(пз) <***>
|
+
(пз)
|
+
(пз)
|
+
(л)
+
(пз)
|
-
|
-
|
+
(пз)
|
+
(пз)
|
|
2.4
|
Планирование мероприятий ЗНТЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
|
+
(пз)
|
+
(пз)
|
+
(пз)
|
+
(л)
+
(пз)
|
-
|
-
|
+
(пз)
|
+
(пз)
|
|
2.5
|
Деятельность органов управления ГО и РСЧС по организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских и финансовых средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(с)
|
+
(с)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(с)
|
-
|
|
3
|
Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения
|
7
|
7
|
6
|
12
|
5
|
14
|
2
|
4
|
|
3.1
|
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации) и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
|
|
3.2
|
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
3.3
|
Общие понятия об устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования при ЧС и в военное время.
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
3.4
|
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения
|
-
|
-
|
-
|
+
(пз)
|
-
|
+ (л)
+ (с)
+(пз)
|
-
|
-
|
|
3.5
|
Порядок финансирования мероприятий по ГО и ЗНТЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
4
|
Способы и методы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения
|
5
|
6
|
8
|
14
|
16
|
7
|
6
|
7
|
|
4.1
|
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
+
(пз)
|
+
(л)
|
-
|
-
|
+
(л)
|
|
4.2
|
Порядок организации реагирования при получении прогноза возникновения ЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
-
|
|
4.3
|
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+(л)
+(пз)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
4.4
|
Организация инженерной защиты населения и работников организаций
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
4.5
|
Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения
|
+ (л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
4.6
|
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+(л)
+(с)
+ (пз)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
|
4.7
|
Организация медицинской профилактики радиационных поражений и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
4.8
|
Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
4.9
|
Особенности организации дезинфекционных мероприятий в период осложнения эпидемиологической ситуации
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
|
5
|
Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС
|
8
|
8
|
14
|
10
|
2
|
2
|
4
|
4
|
|
5.1
|
Организация работы КЧС и ОПБ
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
+
(с)
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
||
5.2
|
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(с)
+
(пз)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
5.3
|
Состав, порядок создания спасательных служб и нештатных формирований, поддержание их в постоянной готовности, их применение при проведении АСДНР
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
+ (с)
+ (пз)
|
+
(с)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
5.4
|
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС, взаимодействия между ними в ходе выполнения задач
|
-
|
-
|
+ (л)
+ (пз)
|
+
(с)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
5.5
|
Действия руководителей НАСФ, НФГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач по предназначению
|
-
|
-
|
+
(л)
+
(пз)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
5.6
|
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач
|
-
|
-
|
+
(л)
+ (с)
+ (пз)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
6
|
Организация деятельности органов управления
|
2
|
2
|
6
|
6
|
2
|
2
|
4
|
3
|
|
6.1
|
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
6.2
|
Информационные системы, используемые в деятельности органов повседневного управления РСЧС, их возможности и перспективы развития
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
6.3
|
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Правила приема и отработки вызова (сообщения о происшествии) операторами единых дежурно-диспетчерских служб
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
6.4
|
Предназначение, состав, структура, оснащение техническими средствами управления, задачи и организация работы ЕДДС с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112"
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
7
|
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС
|
6
|
4
|
6
|
12
|
5
|
5
|
12
|
12
|
|
7.1
|
Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(л)
+
(с)
|
-
|
-
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
+
(с)
|
|
7.2
|
Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и НФГО
|
-
|
-
|
+
(л)
+
(с)
+
(пз)
|
+
(л)
+
(с)
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
+
(с)
|
|
7.3
|
Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(с)
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(л)
+
(с)
|
+
(с)
+
(л)
|
|
7.4
|
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС
|
+
(л)
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
+
(с)
+
(л)
|
|
7.5
|
Требования основных нормативных правовых документов, регламентирующих создание и деятельность курсов ГО
|
+
(л)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
7.6
|
Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности
|
+
(л)
|
-
|
-
|
+
(л)
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
+
(с)
|
|
7.7
|
Организация безопасной образовательной среды и охрана труда на курсах ГО, УКП
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
7.8
|
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ обучения в области ГО и защиты от ЧС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
+
(пз)
|
|
7.9
|
Принципы, методы, процедуры и инструменты оценки результатов освоения программ обучения в области ГО и защиты от ЧС
|
-
|
-
|
+
(л)
|
-
|
-
|
-
|
+
(л)
|
+
(л)
|
|
Зачет
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
||
Всего часов занятий под руководством преподавателя
|
36
|
36
|
48
|
72
|
36
|
36
|
36
|
36
|
||
<*> (л) - лекция.
<**> (с) - семинар.
<***> (пз) - практическое занятие.
|