См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 25 ноября 2009 г. N 503
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению финансового контроля за получателями бюджетных средств, повышения эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, использованием субсидий их получателями и в соответствии со статьями 158 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению внутреннего финансового контроля Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Руководитель
Г.П.ПЕТРАКОВ
Приложение
к Приказу Росжелдора
от 25 ноября 2009 г. N 503
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Настоящие Методические рекомендации являются документом, определяющим основные направления, показатели и критерии, по которым оценивается деятельность Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Система внутреннего финансового контроля призвана обеспечить:
1) единообразный подход к оценке деятельности учреждений, предприятий, порядку использования субсидий получателями;
2) объективность, всесторонность и полноту выводов по результатам деятельности учреждения, предприятия, использования субсидии получателем;
3) обоснованность предложений и рекомендаций, вносимых в итоговые документы работы учреждения;
4) повышение качества и эффективности деятельности учреждения, предприятия, использования субсидий получателем.
Система оценочных показателей и критериев служит:
1) для полной, всесторонней и объективной оценки деятельности учреждения;
2) для анализа результатов деятельности учреждения;
3) для определения объема служебной нагрузки и напряженности труда сотрудников учреждения;
4) для повышения эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий;
5) для целевого использования субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета;
6) для сведения к минимуму субъективных факторов при определении итоговых оценок.
I. Проверка организации финансово-хозяйственной
деятельности, бюджетного учета и достоверности отчетности
бюджетного учреждения
Бюджетным учреждением в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
К бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, относятся территориальные органы, учреждение по обеспечению хозяйственного обслуживания, государственные учреждения культуры и государственные образовательные учреждения.
Порядок оценки деятельности бюджетного учреждения при проведении внутреннего финансового контроля проводится по следующим блокам вопросов:
1.1. Проверка кассовых и банковских операций.
1) Проверка наличия денег, ценностей и бланков строгого учета в кассе, кассовой и авансовой дисциплины.
Проверка наличия денег, ценностей и бланков строгой отчетности в кассе (проверка кассы) производится внезапно в начале документальной проверки в присутствии главного бухгалтера и кассира.
Перед проверкой кассы проверяющий берет расписку о том, что расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, поступившие денежные средства оприходованы, выбывшие списаны в расход.
По усмотрению проверяющего в период документальной проверки могут проводиться повторные проверки кассы.
Проверяющий устанавливает соответствие предъявленных наличных денег, ценностей и бланков строгой отчетности остаткам, числящимся на день проверки по регистрам учета.
Если при проверке будут предъявлены надлежаще оформленные денежные документы, не проведенные в регистрах бухгалтерского учета, то указанные документы проводятся в присутствии проверяющего, и после этого в кассовой книге выводятся итоги и остатки.
При наличии раздаточных ведомостей на выплату заработной платы, не проведенных по учету, проверяющий проверяет законность произведенных выплат, подсчитывает выданную по этим ведомостям сумму и исключает ее из остатка, числящегося по кассовой книге на день проверки.
По результатам проверки наличия денег составляется акт проверки наличных денежных средств. При обнаружении проверяющими недостачи или излишка денежных средств и ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства их возникновения.
Если во время проверки проверяющим будут установлены ошибки, повлекшие возникновение недостач, то внесенная в погашение недостачи сумма может быть возвращена кассиру или другому лицу, внесшему деньги в кассу, только в том случае, если недостача наличных денег была погашена и отражена в бухгалтерском учете установленным порядком при ее возникновении.
При проверке кассовой дисциплины проверяется выполнение установленного порядка получения наличных денег из учреждения банка, а также их хранение в учреждении.
В частности, проверяются:
- выделение автотранспорта и охраны для перевозки денег из банка в учреждение и из учреждения в банк;
- своевременность и полнота оприходования полученных денег; соблюдение порядка ежедневной сверки наличия денежных сумм и ценностей в кассе с данными бухгалтерского учета;
- сдача кассы под охрану установленным порядком;
- наличие охранной сигнализации в помещении кассы и ее исправность, соблюдение порядка опечатывания кассы, наличие вторых экземпляров ключей от кассы и сейфа и порядок их хранения;
- ознакомление кассира с порядком ведения кассовых операций, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
- возложение обязанностей кассира на других работников бухгалтерии, заключение с ними договоров о материальной ответственности;
- соблюдение установленного банком лимита хранения наличных денег в кассе учреждения, своевременность сдачи в банк сверхлимитных остатков;
- порядок производства внезапных проверок кассы (периодичность, наличие комиссии по проверке кассы, актов по результатам проверки, мероприятий по результатам актов, производится выборочная проверка остатков в актах с остатками денежных средств, числящихся в кассовой книге);
- полнота оприходования денег, полученных из банка (путем сличения записи в кассовой книге с записями в выписках банка и корешках чеков);
- списание в расход денег по кассе (устанавливаются: все ли записи подкреплены правильно оформленными документами, погашаются ли расходные и приходные документы штампом "Оплачено" с указанием даты, имеется ли расписка получателя, не приложены ли к кассовым отчетам и выпискам банка документы, уже ранее оплаченные);
- ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным операциям в соответствии с приходно-расходными документами;
- правильность составления накопительной ведомости по кассовым операциям и разнесения сумм поступления и расходования денежных средств на соответствующие счета бюджетного учета;
- правильность учета депонированных сумм - в полном ли объеме сдавались в банк неполученные суммы и не расходовались ли они на другие цели, ведется ли книга учета депонированных сумм;
- правильность оформления приема и сдачи дел, денежных средств и ценностей при временном убытии кассира.
При проверке авансовой дисциплины проверяется:
- законность произведенных расходов и достоверность приложенных к авансовым отчетам оправдательных документов;
- законность и правильность перечисления авансов поставщикам (исполнителям работ);
- соблюдение установленного порядка покупки материальных запасов за наличные деньги. Наличие приказа о предельных размерах выдачи сумм под отчет с указанием перечня лиц, кому могут выдаваться наличные деньги на хозяйственные нужды;
- правильность выдачи подотчетных сумм (на хозяйственные нужды, командировочные расходы) и своевременность их погашения (наличие документов, подтверждающих поставку материальных ценностей и произведенных командировочных расходов);
- соблюдение порядка списания сумм аванса поставщикам и подрядчикам только после получения материальных ценностей, своевременность получения от поставщиков и подрядчиков оплаченных материальных ценностей и услуг;
- соответствие остатка подотчетных сумм на день начала проверки сумме остатков за подотчетными лицами и организациями (в необходимых случаях проводится встречная проверка);
- принятие мер к истребованию авансовых отчетов от всех подотчетных лиц и взысканию просроченной дебиторской задолженности (определяются причины возникновения задолженности, обстоятельства, сумма, работники, в результате действия (бездействия) которых задолженность возникла, и предлагается руководителю учреждения или лицу, им уполномоченному, осуществить истребование задолженности в установленном законодательством порядке);
- принятые меры к виновным в нарушении авансовой дисциплины;
- соблюдение порядка выдачи авансов (есть ли заявления получателей с указанием назначения аванса, есть ли распорядительная резолюция руководителя или лица, им уполномоченного);
- нет ли случаев выдачи авансов в счет заработной платы и лицам, не работающим в данном учреждении, выдачи авансов без получения отчета об израсходовании ранее полученного аванса;
- не допускались ли случаи списания материальных ценностей, приобретенных через подотчетное лицо, на расходы учреждения без оприходования по учету;
- утверждение руководителем учреждения либо лицом, им уполномоченным, авансовых отчетов, а также правильность ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
2) Проверка наличия денежных средств на лицевом счете и операций по этому счету.
При проверке соблюдения установленного порядка безналичных расчетов проверяются:
- соответствие остатка денежных средств на день начала проверки, выведенного по бухгалтерскому учету учреждения, остатку на тот же день по выпискам по счетам учреждения в банке (казначействе);
- учет чековых книжек, правильность использования чеков, соблюдения порядка их списания;
- обоснованность и правильность открытия бюджетного счета и ведения операций по нему;
- наличие предварительной подписи руководителя либо лица, им уполномоченного, на незаполненных чеках, наличие печати учреждения на неподписанных документах;
- полнота оприходования на счете получателя полученного финансирования;
- полнота оприходования поступивших от организаций и физических лиц сумм, полнота наличия выписок банка, наличие подтверждающих документов с отметкой банка об исполнении;
- наличие резолюции руководителя либо лица, им уполномоченного, на платежных документах;
- использование расчетного счета учреждения для перечисления денежных средств, получения наличных денег и других целей в интересах сторонних организаций и частных лиц;
- соблюдение установленного порядка перечисления сумм налогов и других сумм в доход бюджетов и во внебюджетные фонды.
При необходимости выписка счета сверяется с подлинным лицевым счетом непосредственно в учреждении банка.
1.2. Выполнение основных показателей деятельности учреждения.
1) Проверка организации работ по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности:
- наличие учредительных документов учреждения (Положение), правильность их оформления - вид учреждения, направление деятельности учреждения, выполняемые задачи, их соответствие фактически осуществляемой деятельности;
- структура отделов, осуществляющих финансовый и бюджетный учет (взаимодействие отделов, штатная численность, укомплектованность отделов работниками, положения об отделах, должностные регламенты работников);
- программное обеспечение процесса работ;
- прочие общие вопросы организации работ (наличие номенклатуры дел, графика документооборота, учетной политики учреждения, нормативного обеспечения деятельности).
2) Проверка планирования потребности в денежных средствах и выполнения основных показателей деятельности учреждения:
- проверяется правильность определения потребности в бюджетных средствах, правильность и своевременность оформления установленных документов на их получение, наличие расчетов потребности в бюджетных средствах, их реальность и обоснованность;
- своевременность доведения финансово-экономической службой до руководителей структурных подразделений учреждения сведений о бюджетных средствах по соответствующим статьям сметы;
- правильность определения руководителями структурных подразделений планируемых расходов в соответствии с годовыми назначениями бюджетных средств;
- обоснованность и реальность дополнительной потребности в бюджетных средствах, основания к их истребованию, причины возникновения дополнительных потребностей;
- правильность определения потребности бюджетных средств и использования выделенных средств строго по назначению, наличие фактов их расходования на другие цели;
- наличие фактов расходования бюджетных средств сверх их назначений по соответствующим статьям сметы, причины образования перерасходов, принятые меры по уточнению бюджета;
- наличие фактов нецелевого использования бюджетных средств с указанием конкретных работников, принявших решение об использовании их не по назначению;
- своевременность представления руководителями структурных подразделений сведений о необходимости корректировки назначенных по смете расходов бюджетных средств по соответствующим статьям сметы;
- своевременность приведения планов в соответствие с выделенными ассигнованиями, установленными лимитами, запасами материальных средств, наличие запланированных и проведенных мероприятий, не обеспеченных материальными и денежными средствами.
3) Проверка расходов по заработной плате.
Своевременность и правильность выплаты заработной платы работникам учреждения проверяется путем сопоставления расчетно-платежных ведомостей на выплату заработной платы и лицевых счетов со штатными расписаниями, тарификационными списками, приказами по организации, трудовыми книжками, личными делами работников, табелями по учету рабочего времени с целью выявления случаев нарушения штатной дисциплины, незаконной выплаты заработной платы, необоснованного увеличения должностных окладов, всех видов надбавок и доплат к заработной плате, а также лиц, фактически не работающих в учреждении или содержащихся сверх утвержденного штатного расписания.
При проверке начисления и выплаты заработной платы проверяются:
- наличие в учреждении утвержденных штатных расписаний;
- соответствие раздаточных ведомостей на выплату заработной платы штатным расписаниям и данным учета работников;
- соблюдение штатной дисциплины;
- правильность установления должностных окладов работникам, установления и выплаты увеличений должностных окладов, доплат и надбавок к заработной плате;
- своевременность выплаты заработной платы работникам с учетом выделенных бюджетных средств на эти цели, обеспечение целевого использования денежных средств, выделенных на заработную плату, своевременность и полнота расчетов с работниками, подлежащими увольнению;
- правильность итогов, выведенных в раздаточных ведомостях;
- наличие фактов двойной выплаты заработной платы;
- правильность взимания налогов, алиментов, законность предоставления льгот по налогам и другим платежам;
- правильность разрешения жалоб и заявлений работников по вопросам заработной платы;
- законность использования экономии по фонду заработной платы, наличие перерасхода по заработной плате за истекший период, виновные в этом лица;
- наличие основания для премирования и материального стимулирования работников, соответствие Положения о премировании работников действующему законодательству;
- правильность оформления и своевременность представления в бухгалтерию табелей учета рабочего времени; наличие трудовых книжек работников и их соответствие лицам, числящимся в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы;
- своевременность внесения в трудовые книжки изменений, касающихся трудовой деятельности работников;
- правильность выплаты среднего заработка за период отпусков и компенсации за отпуск, оплаты больничных листов, выходного пособия при увольнении; правильность определения стажа работы работников и наличие протоколов комиссии по его установлению.
4) Проверка других расходов учреждения.
Проверку других расходов бюджетных средств и использования материальных ценностей проверяющие проводят по соответствующим подразделениям учреждения. Проверка наличия материальных средств проводится внезапно в начале документальной проверки на всех указанных объектах учреждения. Проверкой устанавливается соответствие фактического наличия, качественного состояния и стоимости материальных средств данным учета. Для установления соответствия производится снятие остатков материальных средств с последующим сопоставлением полученных результатов с данными материального учета. Результаты проверки оформляются актом.
Если при проверке наличия материальных средств будут выявлены расхождения между учетными данными и их фактическим наличием, проверяющим устанавливаются причины расхождений, лица, в результате действия (бездействия) которых это стало возможным. По результатам проверки излишки немедленно в присутствии проверяющего приходуются в установленном порядке по учету, а выявленная недостача материальных средств списывается с материального учета на основании приказа руководителя учреждения. При наличии оснований проверяющий вносит предложения руководителю учреждения о возмещении причиненного материального ущерба в соответствии с положением о материальной ответственности работников. От материально ответственного лица берутся письменные объяснения. Если в процессе проведения проверки причины и лица, в результате действия (бездействия) которых образовалась недостача материальных средств, не установлены, проверяющий вносит предложение в акт о назначении административного расследования.
При проверке расходов бюджетных средств и материальных ценностей устанавливается:
- законность и целесообразность расходования денежных средств и использования материальных средств, соответствие их фактического расхода установленным нормам;
- наличие фактов использования в учреждениях бюджетных средств и материальных ценностей не по целевому назначению;
- соблюдение установленного порядка реализации материальных ценностей сторонним организациям и частным лицам;
- правильность и целесообразность заключения договоров с поставщиками и подрядчиками на выполнение работ, заготовку материальных средств, предоставление услуг и расчетов по ним. При выявлении договоров с расходами, не обеспеченными соответствующими денежными средствами, и заключенных с организациями на невыгодных для учреждения условиях, с просроченными сроками исполнения и с другими нарушениями проверяющий вносит в акт предложения об их расторжении, возврате перечисленных денежных средств или получении материальных средств в порядке, установленном законодательством;
- наличие расходов бюджетных средств, наносящих ущерб учреждению (уплата штрафов, пени, неустоек за невыполнение договорных обязательств, простои транспорта, возмещение ущерба гражданам и организациям, в том числе за дорожно-транспортные происшествия, в случаях незаконного увольнения работников и др.); лиц, в результате действия (бездействия) которых причинен ущерб; принимаемые меры к возмещению ущерба и предупреждению таких нарушений;
- наличие фактов получения от сторонних организаций материальных средств за услуги, оказанные учреждением, и фактов возврата дебиторской задолженности материальными средствами; их оприходование, поступление на склад и фактическое наличие.
По обеспечению горюче-смазочными средствами (далее - ГСМ):
- обеспечение организации горюче-смазочными материалами и техническими средствами;
- соблюдение установленного лимита расхода горючего в целом по учреждению, осуществление контроля над соблюдением лимитной дисциплины;
- наличие фактов использования ГСМ сверх лимитов, причины и виновные лица;
- правильность списания топлива, ГСМ согласно установленным нормам;
- использование автотранспорта не по целевому назначению или в личных целях работниками организации. В случае поездок по личным нуждам устанавливается, возмещается ли в кассу организации плата за пользование служебным автотранспортом;
- правильность списания расходов на содержание автотранспорта (соблюдение лимита на содержание служебных легковых автомобилей при его наличии, соответствие фактических расходов смете);
- правильность заполнения путевых листов (путем сличения показателей спидометра с количеством километров пробега, записанного в путевом листе), соблюдение норм расхода ГСМ;
- правильность списания расходов по ремонту автомобиля.
По общехозяйственным и почтово-телеграфным расходам:
- обеспеченность организации имуществом для хозяйственного оборудования помещения, своевременность расчетов за поставляемое имущество;
- полнота и своевременность оприходования приобретенных материальных ценностей, создание условий для обеспечения их сохранности;
- соблюдение установленного порядка списания мягкого инвентаря, оборудования (указываются ли в актах на списание дата приобретения, сроки носки, время нахождения в эксплуатации, инвентарные номера; имеются ли заключения специалистов, дефектные акты при списании техоборудования). Проверить списание дорогостоящей и бытовой техники (холодильники, телевизоры, магнитофоны, стиральные машины, ковры и т.д.). При досрочном списании материальных ценностей установить причины и виновных лиц;
- не допускалась ли выдача инвентаря и оборудования в личное пользование бесплатно;
- провести выборочную инвентаризацию материальных ценностей, при этом проверяется наличие маркировки мягкого инвентаря и инвентарных номеров на оборудовании. С целью выявления возможных фактов подмены однородных дорогостоящих предметов более дешевыми необходимо сопоставить артикулы, сорт и цену проверяемых изделий;
- правильность расходования денежных средств на оплату проезда внутригородским транспортом;
- целесообразность и законность отправки и оплаты телеграмм за счет средств учреждения.
По телефонным расходам:
- правильность применения тарифов за установку телефонов и абонентской платы за средства связи;
- законность оплаты телефонных переговоров; меры, принимаемые по учету и контролю за междугородними телефонными переговорами.
По коммунальным расходам:
- соблюдение установленных тарифов на коммунальные услуги; законность и обоснованность расхода бюджетных средств на оплату воды и электроэнергии в соответствии с установленными лимитами;
- обеспеченность учреждения электросчетчиками и водомерами, принимаемые меры по экономии электроэнергии и воды.
По расходам на текущий ремонт и эксплуатацию зданий и сооружений:
- наличие надлежаще оформленных плановых документов и сметы на текущий ремонт; правильность произведенных расчетов за выполненные работы; соответствие фактически выполненных работ плану, оформленным договорам, актам приемки выполненных работ;
- использование отпущенных на текущий ремонт денежных и материальных средств на капитальный ремонт, новое строительство и другие потребности учреждения.
По расходам на строительство и капитальный ремонт, осуществляемый организацией:
- наличие выписок из утвержденного титульного списка и плана финансирования; обеспеченность строительства проектно-сметной документацией и денежными средствами;
- наличие случаев выполнения работ по капитальному строительству и ремонту объектов, не включенных в титульный список (нетитульное строительство) и не обеспеченных проектно-сметной документацией;
- законность и целесообразность привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному строительству; правильность расчетов с ними за выполненные работы в разрешенных случаях;
- наличие фактов завышений расценок, приписок фактически не выполненных работ или оплаты работ, выполненных работниками организации;
- расходование отпущенных на капитальное строительство денежных средств и материалов на другие цели;
- наличие и правильность оформления актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ;
- состояние учета строительных материалов, правильность списания их на объекты.
По оплате командировочных расходов:
- законность и целесообразность служебных командировок, соблюдение установленных лимитов денежных средств на их оплату; направление работников в служебные командировки при отсутствии денежных средств; задолженность работникам по таким командировкам, своевременность представления работниками авансовых отчетов;
- соответствие применяемых норм командировочных расходов действующему законодательству.
5) Проверка бюджетного учета и отчетности.
По организации бюджетного учета.
При проверке структуры финансово-бухгалтерской службы, организации, форм и методов бухгалтерского учета проверяется:
- разработка должностных регламентов работников финансово-бухгалтерской службы и доведение их под расписку;
- формирование учетной политики учреждения;
- установление графика представления соответствующими подразделениями учреждения всех необходимых для бухгалтерского учета документов и сведений, соблюдение утвержденного руководителем организации графика документооборота;
- наличие в учреждении положений, инструкций и других нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности, организация их изучения работниками бухгалтерии, своевременность внесения в них изменений и дополнений, своевременность доведения требований нормативных правовых актов и решений руководителя организации до исполнителей, контроль за их исполнением;
- ведение предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету регистров бюджетного учета;
- соблюдение установленных правил хранения финансово-бухгалтерских документов, регистров учета и других бухгалтерских материалов текущего и за прошлые годы;
- укомплектованность штатов, квалификация счетных работников, мероприятия по ее повышению;
- проведение экономической учебы с работниками бухгалтерии, инструктивных совещаний с материально ответственными лицами;
- состояние автоматизации бухгалтерского учета.
По состоянию бухгалтерского учета и отчетности:
- соблюдение установленного порядка учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, организация документооборота, своевременность и правильность записи приходных и расходных операций по учету;
- наличие и правильность ведения установленных регистров бухгалтерского учета, соблюдение форм и методов бухгалтерского учета и отчетности;
- полнота и своевременность оприходования по учету материальных и денежных средств, правильность определения стоимости материальных средств;
- правильность всех итогов в учетных регистрах; составление оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатка, приведенного в них, данным синтетического учета;
- наличие всех оправдательных документов и правильность их оформления (достоверность оправдательных документов по расходованию денежных и материальных средств, особенно счетов на приобретение товарно-материальных ценностей, проверяется путем встречных проверок).
По учету основных средств:
- соблюдение установленного порядка оформления поступления основных средств;
- полноту и своевременность оприходования основных средств, а также средств, переданных организации безвозмездно; правильность определения инвентарной стоимости введенного в эксплуатацию объекта;
- правильность отнесения ценностей к основным средствам, присвоения инвентарных номеров и обозначения их на предмете;
- нахождение всех основных средств на ответственном хранении работников, назначенных приказом руководителя учреждения; ведение инвентарных списков основных средств;
- состояние аналитического учета основных средств, ведение инвентарных карточек, наличие описи;
- сплошным методом проверяются операции по списанию основных средств, правильность и законность списания основных средств, безвозмездной их передачи и реализации;
- соблюдение установленного порядка определения износа основных средств, правильность его начисления;
- правильность проведения переоценки и реальность стоимости основных средств, числящихся на балансе;
- правильность составления и оформления накопительных ведомостей, первичных документов по движению основных средств.
По учету материальных ценностей:
- все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении работников, назначенных приказом руководителя учреждения, наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности;
- соблюдение порядка выдачи и учета доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;
- правильность ведения учета материальных ценностей (в бухгалтерии и материально ответственными лицами) и оформление документов по приемке и выдаче этих ценностей; правильность ведения книги (карточек) складского учета материалов;
- регулярность сверки записей по учету материалов с записями, ведущимися у материально ответственного лица;
- наличие в учреждении утвержденных норм расхода материальных запасов, порядок списания материальных запасов;
- правильность отнесения ценностей к материальным запасам и определение их стоимости при постановке на учет;
- организация оперативного (количественного) учета материальных запасов;
- состояние аналитического учета материальных ценностей; правильность составления накопительных ведомостей; соответствие данных аналитического и синтетического учета.
По правильности проведения инвентаризации, определения ее результатов и отражения их в учете:
- наличие приказа руководителя учреждения на проведение инвентаризации, наличие инвентаризационной комиссии, ее состав (участие в ее составе работников бухгалтерии);
- периодичность, своевременность, полнота и правильность проведения инвентаризации материальных средств, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации (достоверность результатов инвентаризации проверяется выборочно путем контрольной инвентаризации);
- полноту отражения в учете за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных и материальных средств и расчетов; соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за отчетный период, а также данных отчетов (балансов) данным синтетического и аналитического учета.
По учету расчетов.
Проверяется состояние учета расчетов с подотчетными лицами, по недостачам, растратам и хищениям, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с депонентами, прочими дебиторами и кредиторами, работниками, по удержаниям из заработной платы.
При проверке учета средств, находящихся в расчетах, следует установить:
- по расчетам с депонентами - своевременность и правильность отражения в учете сумм заработной платы работников, не полученных в течение установленного срока, а также выплаченных депонентских сумм;
- с прочими дебиторами и кредиторами - своевременность взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности (нет ли случаев пропуска исковой давности (3 года) и необоснованного списания задолженности), правильность отнесения материальных ценностей на соответствующие счета бухгалтерского учета, проведение взаимных сверок расчетов с учреждениями и организациями; обоснованность списания предварительной оплаты.
По учету кассовых и фактических расходов:
- правильность ведения аналитического учета кассовых и фактических расходов в карточках аналитического учета;
- соответствие данных аналитического учета по фактическим расходам данным синтетического учета.
По достоверности отчетных данных.
При проверке годового (квартального) отчета необходимо проверить представление его в полном объеме (наличие всех необходимых форм). Все формы должны быть подписаны.
При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены:
- полнота отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов;
- тождество данных аналитического учета оборота и остаткам по счетам синтетического учета на 1 число отчетного периода, а также данных бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета.
Кроме того, проверяются правильность и полнота заполнения всех форм отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей.
Обеспечение сохранности материальных ценностей и возмещения причиненного вреда
По материалам инвентаризации, актам ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, актам снятия остатков материальных средств, актам передачи дел, ликвидационным актам, приказам по организации, письменным объяснениям работников, материалам административных расследований, документам на списание материальных средств и сумм причиненного ущерба проверка устанавливает:
- эффективность мер, принимаемых руководящими работниками учреждения по обеспечению сохранности материальных средств;
- полноту отражения недостач и трат материальных ценностей в регистрах учета;
- наличие фактов несвоевременного проведения административных расследований и принятия решений по выявленным недостачам и утратам материальных и денежных средств;
- наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, связанными с хранением и расходованием материальных и денежных средств;
- правильность определения цен на недостающие и утраченные материальные средства, общего размера ущерба и сумм, подлежащих взысканию с лиц, причинивших материальный ущерб;
- своевременность принятия мер к взысканию с работников денежных сумм, уплаченных организацией в порядке возмещения причиненного по их вине материального ущерба;
- обеспечение своевременного взыскания сумм в возмещение причиненного учреждению материального ущерба;
- законность списания недостающих (утраченных), пришедших в негодное (предельное) состояние материальных средств.
При проверке особое внимание уделяется списанию сумм задолженностей, безнадежных к взысканию вследствие неплатежеспособности должников, и отражению списанной задолженности по учету для наблюдения за возможностью ее взыскания.
6) Выполнение предложений по актам предыдущих проверок.
Полнота и своевременность выполнения предложений по актам предыдущих проверок проверяется по подлинным документам, подтверждающим выполнение внесенных предложений. При этом устанавливается: степень выполнения предложений, устранение отмеченных недостатков и нарушений, принятые меры по возмещению ущерба, привлечение виновных к установленной ответственности, своевременность представления сведений и достоверность данных, указанных в сведениях о выполнении предложений. Поверяющий устанавливает причины невыполнения предложений по актам предыдущих проверок и при невозможности их выполнения в ходе проверки вносит соответствующие предложения в акт проверки.
7) Составление акта проверки.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности оформляется актом. В акте излагаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления. При изложении в акте выявленных недостач, растрат и хищений денежных и материальных средств, фактов злоупотреблений, переплат заработной платы и других нарушений и недостатков проверяющий должен соблюдать объективность, последовательность, точность описания сущности и причины. При этом проверяющий ссылается на нормативные правовые документы, требования которых нарушены, на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей, с отражением нарушений в натуральном (количественном) и денежном выражении, с указанием источников израсходованных с нарушением материальных и денежных средств, работников, в результате действия (бездействия) которых они допущены, и времени нарушений.
Проверяющий не должен давать оценку действия (бездействия) работников проверяемого учреждения. В случае необходимости к акту прилагаются копии подлинных документов, а также справки и объяснения работников. Если при проведении проверки по каким-либо вопросам, изложенным в настоящих Методических рекомендациях, недочетов и нарушений не установлено, то эти вопросы в акте проверки не отражаются. Настоящее правило не применяется при записи в акте проверки результатов проверки:
1) наличия денег и ценностей в кассе;
2) наличия денежных средств на бюджетном (лицевом) счете и результатов сверки выписок с подлинным счетом организации непосредственно в банке;
3) полноты оприходования наличных денег, полученных в учреждениях банка и в других случаях;
4) полноты оприходования поставленных (полученных) и закупленных материальных средств;
5) обеспечения сохранности денежных средств при хранении их в организации и при доставке их из учреждения банка;
6) состояния сохранности материальных средств;
7) наличия оправдательных документов, подтверждающих совершение операций с материальными и денежными средствами;
8) правильности всех итогов в регистрах учета и в других документах по операциям материальных и денежных средств;
9) состояния работы по возмещению причиненного государству материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов;
10) состояния работы по взысканию дебиторской задолженности, в том числе просроченной, а также погашению кредиторской задолженности.
Результаты проверки оформляется актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.
II. Проверка деятельности федеральных государственных
унитарных предприятий (далее - ФГУП), подведомственных
Федеральному агентству железнодорожного транспорта
Проверка осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
При проверке ФГУПов проверяются согласование и утверждение Росжелдором устава предприятия, назначение на должность руководителя предприятия и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем; мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия; приема, изменения и прекращения трудового договора с главным бухгалтером; программы деятельности предприятия и части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет; бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия.
Проверяется наличие согласования Росжелдором:
- совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иных обременений, с уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
- совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
- создания филиалов и представительств;
- решения об участия предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (с учетом изменений и дополнений) проводится проверка исполнения программы деятельности.
Проверка исполнения программы деятельности состоит из блоков вопросов.
2.1. Характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года.
2.2. Мероприятия по развитию предприятия, в том числе по сферам деятельности:
1) снабженческо-сбытовая сфера;
2) производственная сфера;
3) финансово-инвестиционная сфера;
4) социальная сфера, в том числе за счет источников:
- чистой прибыли;
- амортизации;
- федерального бюджета;
- займов (кредитов);
- прочих источников.
2.3. Бюджет предприятия на планируемый период, в том числе:
1) доходы ФГУПа в разрезе доходов по обычным видам деятельности и прочим доходам;
2) расходы ФГУПа, в том числе:
- капитальные расходы;
- текущие расходы.
2.4. Показатели деятельности предприятия на планируемый период, в том числе чистая прибыль и часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет.
При проверке могут запрашиваться первичные документы, подтверждающие обоснованность формирования прибыли предприятия.
Также могут запрашиваться дополнительные показатели деятельности на планируемый период, в том числе: объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности, среднесписочная численность, среднемесячная заработная плата, затраты на социальное обеспечение и здравоохранение, затраты на реализацию экологических программ.
Результаты проверки оформляются актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.
III. Проверка использования субсидий, предоставляемых
из средств федерального бюджета
Проверка использования субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта
Проверка осуществляется на соответствие использования субсидий их получателями Правилам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Проверка состоит из блока вопросов:
1) в отношении метрополитена в целом:
- выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) из нормативных правовых актов муниципальных образований, подтверждающая включение в бюджет средств на финансирование развития метрополитена;
- наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации на развитие метрополитенов;
2) в отношении каждой линии метро:
- график производства работ на соответствующий год с указанием стоимости работ;
- схема развития метрополитена с отражением действующих, строящихся и пусковых участков;
- утвержденные титульные списки переходящих и вновь начинаемых линий метрополитена;
- пояснительная записка с расчетом технологически обоснованной потребности в средствах на развитие метрополитена и информацией о состоянии строительства линий метрополитена;
- положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на развитие метрополитена;
- документы об утверждении в установленном порядке проектной документации на развитие метрополитена;
- утвержденные сводные сметные расчеты;
3) также проверяется соблюдение соглашения о предоставлении субсидии субъекта Российской Федерации с Федеральным агентством железнодорожного транспорта:
- целевого назначения субсидии;
- доли софинансирования за счет субсидий расходного обязательства субъекта Российской Федерации;
- направление субсидии на строительство линий метрополитена, предусмотренных в соглашении;
- наличие соглашения о предоставлении субсидии между высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и местной администрацией в случае, если субсидия используется субъектом Российской Федерации для предоставления субсидии местному бюджету на развитие метрополитена;
- выполнение утвержденного графика производства работ;
- предоставление высшим органом исполнительной власти субъекта отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения;
- соблюдение порядка возврата субсидий, не использованных или использованных не по назначению.
Результаты проверки оформляются актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.