См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 29 июня 2020 г. N 248

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ"

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:

Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты".

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Приложение
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 29 июня 2020 г. N 248

РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ"

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований:

пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части создания организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, систем управления промышленной безопасностью (далее - СУПБ) и обеспечения их функционирования;

постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 536 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью" в части разработки документации СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" в части интеграции производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в процессы функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

2. Руководство распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, которые обязаны создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование, а также на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III или IV класса опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.

3. Руководство содержит общие рекомендации по разработке документации СУПБ, рекомендации по внедрению СУПБ, а также рекомендации по повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

4. СУПБ должна обеспечивать:

определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;

идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;

планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;

координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;

осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями действующего законодательства;

своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

II. Общие рекомендации по разработке документации системы
управления промышленной безопасностью в организациях,
эксплуатирующих опасные производственные объекты

5. Документация СУПБ разрабатывается для одной эксплуатирующей организации либо для двух и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

6. Документация СУПБ должна содержать:

а) заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности;

б) положение о СУПБ;

в) положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

д) иные документы, обеспечивающие функционирование СУПБ, предусмотренные положением о СУПБ.

Допускается изменять названия документов СУПБ, при этом полностью выполняя все требования, которые предъявляются к их содержанию.

7. При разработке документации СУПБ рекомендуется применять единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контроля соблюдения требований промышленной безопасности, охраны труда.

8. При разработке документации СУПБ рекомендуется использовать стандарты системы менеджмента качества ISO 9000

9. Перед началом разработки документации СУПБ в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, рекомендуется издать локальный акт организации о начале такой разработки и формировании соответствующей рабочей группы.

10. В состав рабочей группы по разработке документации СУПБ, по организации процесса внедрения и повышению результативности функционирования СУПБ, помимо работников службы производственного контроля, рекомендуется включить работников организации, отвечающих за обеспечение охраны труда и пожарной безопасности, специалистов технической направленности (главный механик, главный энергетик, главный приборист, главный технолог и т.д.). В состав рабочей группы рекомендуется также включить специалистов финансово-экономического блока и кадровой службы. Руководство рабочей группы рекомендуется возложить на руководителя службы производственного контроля.

11. В начале деятельности рабочей группы рекомендуется подготовить и утвердить план-график разработки документации СУПБ, а также план реализации мероприятий по внедрению СУПБ в эксплуатирующей организации.

12. Перед утверждением документы СУПБ должны проходить согласование со всеми задействованными структурными подразделениями и руководителями всех направлений в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Документацию СУПБ рекомендуется оформлять в соответствии с установленными в организации требованиями делопроизводства.

13. Заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности содержит:

а) цели и обязательства по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

б) обязательства по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

в) обязательства по совершенствованию СУПБ.

14. Заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности утверждается руководителем эксплуатирующей организации и размещается на сайте эксплуатирующей организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии сайта) либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.

15. Текст заявления о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется включить в программу проведения инструктажа по охране труда, проводимого в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации.

16. Положение о СУПБ эксплуатирующей организации содержит следующие сведения:

а) задачи в области промышленной безопасности;

б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления;

в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указывать номер свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);

г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;

д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;

ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

з) порядок анализа функционирования СУПБ, корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;

и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ;

к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;

л) порядок аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;

м) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;

н) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;

о) обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

п) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов.

17. Положение о системе управления промышленной безопасностью утверждается руководителем эксплуатирующей организации.

18. Описание взаимодействия структурных подразделений эксплуатирующей организации должно базироваться на действующей организационной структуре. Рекомендуется максимально полно использовать существующие в эксплуатирующей организации инструменты управления: систему документооборота, систему распределения ответственности, систему бюджетирования, систему информирования и т.д.

19. Рекомендуется описание реализации отдельных требований промышленной безопасности группировать по элементам регулирования (экспертиза промышленной безопасности, декларирование промышленной безопасности и т.д.) и оформлять отдельными локальными нормативными актами эксплуатирующей организации.

20. Всю документацию СУПБ эксплуатирующей организации рекомендуется располагать на внутреннем сетевом ресурсе в нередактируемом формате, обеспечивая ее сохранность и актуальность, для предоставления доступа работникам эксплуатирующей организации к действующим редакциям документов.

21. В подразделе положения о СУПБ эксплуатирующей организации "Задачи в области промышленной безопасности" следует указывать основные задачи в области промышленной безопасности:

а) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;

в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения уровня несчастных случаев;

г) разработка методов сбора информации в области промышленной безопасности и оценка уровня безопасности производства, выявление потенциально опасных технологий, участков и рабочих мест;

д) финансирование мероприятий в области промышленной безопасности;

е) управление основными производственными рисками;

ж) взаимодействие с:

федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

органами местного самоуправления;

профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников опасных производственных объектов;

научными организациями, деятельность которых связана с посещением опасных производственных объектов;

з) подготовка и распространение эксплуатирующей организации информации о состоянии промышленной безопасности.

22. В подразделе положения о СУПБ "Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации" следует указывать уровни управления эксплуатирующей организации.

В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:

а) уровень производственной бригады;

б) уровень производственного участка;

в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);

г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);

д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);

е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.

С учетом специфики эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут устанавливаться и иные уровни управления.

23. В подразделе положения о СУПБ "Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ" следует указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения и регистрационный номер опасного производственного объекта.

24. В подразделе положения о СУПБ "Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности", исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, следует указать следующие функции работников эксплуатирующей организации:

а) организация и координация СУПБ;

б) принятие решений по обеспечению промышленной безопасности, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области промышленной безопасности;

в) ежеквартальная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния промышленной безопасности отчетной информации:

о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

о проведении проверок соблюдения работниками опасного производственного объекта требований промышленной безопасности;

об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на опасном производственном объекте;

г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

д) рассмотрение актов проверок соблюдения требований промышленной безопасности, проведенных контрольно-надзорными органами;

е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте;

ж) ежемесячный анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте;

з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на опасном производственном объекте эксплуатирующей организации, так и на аналогичных опасных производственных объектах других эксплуатирующих организаций;

и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;

к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;

л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников опасного производственного объекта, или работ, которые могут привести к аварии;

н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

о) доведение до сведения работников опасного производственного объекта информации об изменениях требований промышленной безопасности, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области промышленной безопасности;

п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам промышленной безопасности;

р) изучение и распространение передового опыта в области промышленной безопасности.

Права и обязанности работников эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления могут устанавливаться права и обязанности в области промышленной безопасности персонально для каждого работника эксплуатирующей организации, исходя из специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов.

25. В подразделе положения о СУПБ "Порядок проведения консультаций с работниками опасного производственного объекта и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности" указываются:

должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

время и место проведения устных консультаций;

форма и срок предоставления письменных консультаций;

места размещения стендов с информацией о дополнительных устных консультациях (в комнате выдачи нарядов технологического участка или в административно-бытовом комплексе опасного производственного объекта).

В подразделе указываются вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:

права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах; изменения действующих требований промышленной безопасности;

необходимость соответствия опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности;

последствия нарушения требований промышленной безопасности;

иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта.

26. В подразделе положения о СУПБ "Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" указывается объем средств, необходимый для реализации мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, определяется руководителем эксплуатирующей организации.

27. В подразделе положения о СУПБ "Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте" указываются планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий).

Структура и содержание планов мероприятий определяются руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваются по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.

В подразделе также указывается список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий: технический руководитель, руководитель эксплуатирующей организации, представители контрольно-надзорных органов, а также при необходимости органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций для изучения динамики выполнения запланированных мероприятий.

28. В подразделе положения о СУПБ "Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности" указываются:

порядок и результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период;

сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами;

выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период;

приоритеты рационального планирования и непрерывного совершенствования организации промышленной безопасности.

При проведении анализа функционирования СУПБ следует учитывать:

результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте;

количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте за отчетный период;

количество выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от количества отработанных человеко-часов;

индекс производственных несчастных случаев;

коэффициент тяжести травмирования;

результаты соответствия ведения работ проектным решениям;

результаты соответствия материально-технического снабжения требованиям промышленной безопасности;

дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.

Работников опасного производственного объекта следует ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ.

На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности.

29. В подразделе положения о СУПБ "Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ" указываются применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности:

информационные стенды по промышленной безопасности, содержащие в том числе информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте;

инструкции по безопасным методам производства работ к каждой отдельной профессии или виду работ;

видеоролики по безопасным методам производства работ;

обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте за истекший месяц;

видеореконструкции тяжелых несчастных случаев в целях визуализации причин и последствий несчастных случаев на опасных производственных объектах;

справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности.

Информационное обеспечение в рамках СУПБ проводится в целях:

оперативного оповещения работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на опасном производственном объекте;

ознакомления работников опасного производственного объекта с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте и планом профилактических мероприятий;

раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасном производственном объекте;

визуализации безопасных методов производства работ и последствий нарушения требований промышленной безопасности работниками опасного производственного объекта;

доступности использования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

30. Подразделы положения о СУПБ "Порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций" и "Порядок аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций" разрабатываются в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" и в соответствии с соответствующими требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

31. В подразделе положения о СУПБ "Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" для оценки состояния промышленной безопасности необходимо указать наименование и место для ознакомления с проектными, техническими и технологическими, учетно-контрольными и организационными видами документации, такими как:

технико-экономические обоснования и рабочие проекты строительства опасного производственного объекта, проекты, схемы, паспорта на технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

документация на проведение опасных видов работ;

комплекс мероприятий по обеспечению промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасного производственного объекта;

комплекс профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на опасном производственном объекте.

32. В подразделе положения о СУПБ "Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасном производственном объекте" необходимо описать порядок взаимодействия при проведении совместной работы работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте. В данном подразделе указываются:

требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на опасном производственном объекте;

система проверки соответствия требованиям промышленной безопасности подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;

система допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;

система контроля за деятельностью подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте.

33. В подразделе положения о СУПБ "Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указываются порядок обеспечения безопасности опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте и формы оценки их соответствия законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. При необходимости в данный подраздел включаются:

информация о предельных условиях и нагрузках технического устройства, в которых будет впоследствии эксплуатироваться данное техническое устройство;

список лиц, состоящих в комиссии при проведении опытных испытаний технического устройства.

Состав комиссии определяется руководителем эксплуатирующей организации из числа представителей эксплуатирующей организации, разработчика технического устройства, завода-изготовителя технического устройства и участка, на котором будут проводиться испытания, а также организации, выдавшей сертификат(-ы) соответствия технического устройства требованиям технических регламентов или проводившей экспертизу промышленной безопасности на данное техническое устройство.

34. В подразделе положения о СУПБ "Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов" указываются:

перечень всех существующих технологических процессов и производственных операций, а также расстановка приоритетов проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов, по результатам которых формируется график проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов;

график проведения оценки рисков возникновения аварий и оценки рисков возникновения инцидентов, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации;

состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов.

В подразделе указываются ситуации, при которых проводятся плановая и внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов.

Плановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов проводятся при:

выполнении работ, для которых не разработана техническая документация;

существенных изменениях в технологии производства работ.

Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов проводятся при:

замене технических устройств, применяемых в технологических процессах;

проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства;

привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;

возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, если причиной послужила ранее не идентифицированная опасность.

III. Общие рекомендации по внедрению системы управления
промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих
опасные производственные объекты

34. Перед началом внедрения СУПБ в эксплуатирующей организации рабочей группе по разработке документации СУПБ рекомендуется проанализировать актуальность и полноту имеющихся результатов оценки риска аварий на опасных производственных объектах, которые могут содержаться в декларации промышленной безопасности, проектной документации, обосновании безопасности опасного производственного объекта, планах мероприятий по локализации и ликвидации аварий и т.д. В случае необходимости эти результаты необходимо актуализировать и дополнить.

35. Актуализацию и дополнение результатов оценки риска аварий рекомендуется выполнять, используя Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденное приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144.

36. Внедрение СУПБ в эксплуатирующей организации рекомендуется начинать с этапа постановки целей в области промышленной безопасности. При постановке целей рабочей группе рекомендуется учитывать результаты оценки риска аварий на опасных производственных объектах; существующие требования промышленной безопасности; ранее достигнутые показатели эксплуатирующей организации в этой сфере; стратегию развития эксплуатирующей организации; инвестиционные планы развития эксплуатирующей организации; планы технической и технологической модернизации; целевые показатели в областях охрана труда и пожарной безопасности.

37. Цели эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности могут быть представлены в виде отдельного документа, утвержденного руководителем организации, содержащего абсолютные или удельные целевые количественные показатели.

38. Рекомендуется устанавливать краткосрочные цели эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности на 1 год и долгосрочные цели на 3 - 5 лет с обеспечением преемственности годовых целевых показателей.

39. В эксплуатирующей организации в развитие поставленных целей в области промышленной безопасности должны документально оформляться и утверждаться руководителем эксплуатирующей организации:

планируемые мероприятия по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более 1 календарного года;

планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на календарный год.

40. Документы о планировании мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах должны охватывать необходимые мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках СУПБ, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью структурных подразделений эксплуатирующей организации.

41. При планировании мероприятий в области промышленной безопасности рекомендуется указывать конкретное наименование мероприятия, ответственных исполнителей, сроки выполнения, требующиеся ресурсы, ожидаемый результат.

42. Перед началом внедрения требований СУПБ в эксплуатирующей организации рекомендуется обеспечить осведомленность всех работников о возложенных на них обязанностях.

IV. Общие рекомендации по повышению
результативности функционирования системы управления
промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих
опасные производственные объекты

43. С целью повышения результативности функционирования СУПБ в эксплуатирующей организации рекомендуется установить механизм регулярного мониторинга хода достижения целей и запланированных мероприятий. Рабочей группе рекомендуется не реже одного раза в месяц контролировать ход выполнения запланированных мероприятий, не реже одного раза в квартал - статус достижения целей. В случае возникновения отклонений рекомендуется оперативно разрабатывать меры по исправлению ситуации.

44. При осуществлении мониторинга выполнения запланированных мероприятий особое внимание рекомендуется уделять факту достижения запланированного результата.

45. В ходе осуществления контрольных функций в рамках производственного контроля в объем контролируемых требований рекомендуется включить требования СУПБ эксплуатирующей организации. Допускается в рамках осуществления контрольных функций использовать инструмент аудита промышленной безопасности.

46. Все выявленные нарушения в рамках функционирования СУПБ помимо обязательного устранения рекомендуется анализировать на предмет вызвавших их причин. В рамках функционирования СУПБ рекомендуется выполнять корректирующие действия, направленные на устранение этих причин с целью предотвращения их повторения, а также оценивать результативность таких действий.

47. В случае возникновения аварий и инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах следует актуализировать имеющиеся результаты оценки риска аварий.

48. В эксплуатирующей организации не реже 1 раза в течение календарного года рекомендуется документально оформлять результаты анализа функционирования СУПБ.

49. При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется рассматривать следующее:

результаты выполнения решений предыдущего анализа;

степень достижения целей в области промышленной безопасности;

тенденции аварийности и количества инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах;

результаты выполнения законодательных требований в области промышленной безопасности;

изменения требований в области промышленной безопасности;

результаты оценки риска аварий;

достаточность имеющихся ресурсов;

действия по дальнейшему снижению риска аварий на опасных производственных объектах.

50. По результатам анализа функционирования СУПБ принимаются решения с предложениями по дальнейшему совершенствованию СУПБ и снижению уровня рисков аварий на опасных производственных объектах.

51. В рамках функционирования СУПБ следует установить дату проведения анализа до момента окончательного формирования годового бюджета эксплуатирующей организации с целью достижения обеспеченности всех принимаемых в ходе анализа решений необходимыми ресурсами.

52. Результаты анализа функционирования СУПБ рекомендуется оформлять в виде отчета, утверждаемого руководителем эксплуатирующей организации. Отчет с результатами анализа функционирования СУПБ рекомендуется размещать на внутреннем сетевом ресурсе эксплуатирующей организации.