См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 27 января 2016 г. N 30
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов".
Врио руководителя
Б.А.КРАСНЫХ
Утверждено
приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 27 января 2016 г. N 30
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
(РБ-110-16)
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов" (РБ-110-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (далее - НП-090-11), и требований пункта 1.2.6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. N 5 (далее - НП-053-04).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при межобъектовом транспортировании ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ (далее - радиоактивные материалы (РМ)) наземными, воздушными, водными путями и всеми видами транспорта.
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на ПОК, разрабатываемые при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ при подготовке, загрузке, отправке, перевозке (включая временное (транзитное) хранение), разгрузке и приемке в конечном пункте назначения грузов РМ и упаковок (за исключением внутреннего, то есть без выезда на пути сообщения общего пользования, транспортирования РМ по территории предприятия, где эти материалы производятся, используются и хранятся).
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в осуществлении деятельности, связанной с обеспечением качества при транспортировании РМ, а также специалистами Ростехнадзора при осуществлении регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (далее - ФНП) могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества
при транспортировании радиоактивных материалов
6. В ПОК рекомендуется приводить следующие разделы: "Введение", "Нормативные ссылки", "Список сокращений", "Термины и определения", "Политика в области качества", "Организационная деятельность", "Управление персоналом", "Управление документацией", "Контроль проектирования (конструирования)", "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг", "Производственная деятельность", "Метрологическое обеспечение", "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик", "Обеспечение надежности", "Управление несоответствиями", "Аудиты (проверки)".
Рекомендуемое содержание указанных разделов приведено в главе III настоящего Руководства по безопасности.
В ПОК допускается не включать разделы, в соответствии с которыми деятельность не осуществляется, при условии указания в этих разделах причин отсутствия соответствующих функций в деятельности организации.
7. Состав разделов ПОК может быть дополнен в зависимости от характера деятельности, осуществляемой в организации - разработчике ПОК при транспортировании РМ, разделами с соответствующим описанием порядка реализации организационных и технических мероприятий по обеспечению качества.
8. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется привести ссылки на документы, использованные при разработке соответствующих мероприятий (например, ФНП, другая нормативная и техническая документация (далее - НД), документы по стандартизации, документированные процедуры, разработанные в организации).
9. Разработка и утверждение ПОК осуществляется в соответствии с действующим в организации - разработчике ПОК порядком разработки, утверждения и документального оформления стандартов организации (при его наличии).
III. Рекомендуемое содержание разделов программы обеспечения
качества при транспортировании радиоактивных материалов
10. В разделе "Введение" рекомендуется привести:
1) цель (назначение) ПОК, связанную с необходимостью определения организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, влияющих на безопасность и обеспечивающих соблюдение требований, установленных в НД;
2) область распространения (применения) ПОК, которая включает деятельность, связанную с транспортированием РМ, и применяемую при ее осуществлении документацию, а также персонал, который обязан в своей работе руководствоваться требованиями ПОК;
3) основание для разработки ПОК (перечень основных документов, в соответствии с которыми разработана ПОК, в том числе НП-090-11, НП-053-04, документы международных организаций, членом которых является Российская Федерация, включая МАГАТЭ, ИСО).
10.1. В разделе "Введение" рекомендуется привести краткую информацию о действующей в организации системе менеджмента качества (или системе менеджмента, или системе качества, или системе обеспечения качества) (далее - СМК) с указанием области ее распространения (применения), сведений о сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям и сроке его (их) действия (при наличии такого сертификата (сертификатов), ссылок на документированные процедуры СМК.
Рекомендуется указать, что:
1) пересмотр ПОК осуществляется не реже одного раза в пять лет, а внесение в них необходимых изменений и дополнений осуществляется:
при существенных изменениях требований к обеспечению безопасности и (или) качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг при транспортировании РМ в связи с изменением действующих или выходом новых НД или технологической документации;
при изменении организационной структуры организации - разработчика ПОК или границ ответственности подразделений и организаций, участвующих в транспортировании РМ;
по результатам аудитов (проверок) выполнения ПОК, анализа несоответствий, результативности корректирующих и предупреждающих действий;
по предложениям вышестоящих организаций и органов государственного регулирования безопасности;
2) в случае обнаружения в ПОК недочетов (например, редакционного характера) руководство организации - разработчика ПОК принимает меры по их устранению путем корректировки ПОК;
3) ПОК и их изменения утверждаются и вводятся в действие соответствующим организационно-распорядительным документом.
11. В разделе "Нормативные ссылки" приводят все НД, на которые есть ссылки в ПОК.
12. В разделе "Список сокращений" приводят сокращения, встречающиеся в ПОК, с их расшифровкой и при необходимости с пояснениями.
13. В разделе "Термины и определения" приводят термины, важные для понимания ПОК, и их определения (если возможно их неоднозначное толкование).
14. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести сведения о политике в области качества организации - разработчика ПОК, включающей:
1) установление приоритета обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ;
2) основные цели в области качества и методы их достижения, направленные на обеспечение соблюдения требований к качеству выполнения работ при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ;
3) обязательства руководства организации в области качества, в которых рекомендуется отразить аспекты, связанные с:
периодическим анализом результативности ПОК для подтверждения соответствия применяемых методов и выполняемых мероприятий по обеспечению качества поставленным руководством целям в области качества;
ознакомлением с политикой в области качества всего персонала организации - разработчика ПОК и персонала организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги при транспортировании РМ (далее - подрядные организации), и внесением в должностные инструкции работников положений, устанавливающих ответственность и полномочия в части выполнения мероприятий из ПОК, относящихся к выполняемой этим персоналом работе;
выделением необходимых финансовых, материально-технических, людских и информационных ресурсов для обеспечения качества при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ.
15. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:
1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации - разработчика ПОК;
2) наименования правовых актов, составляющих правовую основу транспортирования РМ (например, международный договор, постановление Правительства Российской Федерации, договор о праве пользования РМ, разрешение на передачу РМ);
3) информацию о наличии у организации - разработчика ПОК и других организаций, выполняющих работы, связанные с транспортированием РМ, в том числе у грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, необходимых лицензий и разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) схему организационной структуры организации - разработчика ПОК в части, относящейся к выполнению ПОК;
5) основные сведения о функциональных обязанностях, полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия должностных лиц, руководящих работами, связанными с транспортированием РМ, выполняющих и оценивающих их, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества;
6) основные сведения о функциях и взаимодействии подразделений организации, участвующих в реализации ПОК;
7) основные сведения о порядке взаимодействия с заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, органами, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
8) информацию о финансовых гарантиях ответственности за возмещение убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании РМ;
9) требования к программам обеспечения качества подрядных организаций (при необходимости);
10) основные принципы управления качеством, которые рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:
деятельность по обеспечению качества и обеспечение ее необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода, учитывающего классификации перемещаемых упаковок, транспортных пакетов, грузовых контейнеров, РМ, грузоподъемных машин и механизмов (далее - ГПМ), а также выполняемых работ по их влиянию на безопасность персонала и окружающей среды;
принимаемые технические и организационные решения соответствуют требованиям проектной и конструкторской документации (далее - ПКД), НД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения подобных работ, а также оценкой достигнутого уровня развития науки, техники и производства;
изменения в организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния на безопасность и качество деятельности при транспортировании РМ обосновываются заранее, тщательно планируются и оцениваются после их осуществления руководством организации;
при изменении требований действующих НД или вводе в действие новых НД проводятся анализ влияния на безопасность и качество выполняемых работ при транспортировании РМ выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений на безопасность и качество проводимых работ;
между руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;
деятельность, осуществляемая в рамках СМК, согласовывается с мероприятиями, предусматриваемыми ПОК.
16. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется описать порядок подбора, комплектования, подготовки, переподготовки, поддержания, повышения квалификации, проверки знаний, аттестации, допуска к самостоятельной работе персонала, участвующего в выполнении работ, на которые распространяются ПОК, который предусматривает в соответствии с действующими процедурами:
1) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации при подборе и комплектовании с учетом:
действующей структуры управления и штатного расписания организации - разработчика ПОК;
объемов планируемых работ;
положений отраслевых тарифно-квалификационных справочников;
2) разработку, анализ и корректировку программ подготовки, переподготовки, поддержания на необходимом уровне и повышения квалификации персонала, его предаттестационной подготовки, а также программ (вопросов) проверки знаний персонала, обеспечивающих изучение требований по безопасности и качеству выполняемых им работ и оценку уровня имеющихся знаний;
3) обучение персонала по программам групповой и индивидуальной подготовки;
4) систематический контроль профессиональных знаний, навыков и аттестацию персонала в процессе его трудовой деятельности (включая проверку знаний НД, инструкций по охране труда работников до их допуска к самостоятельной работе, а в дальнейшем периодически в соответствии с графиками);
5) изучение новых требований к обеспечению безопасности и качеству при вводе в действие новых или изменении действующих НД, а также проверку знаний этих требований у работников в соответствии с должностными обязанностями;
6) допуск к самостоятельной работе только обученных и аттестованных работников, имеющих соответствующую квалификацию, подтвержденную при аттестации и (или) проверке знаний, и имеющих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии (при необходимости, установленной требованиями должностной инструкции);
7) проведение инструктажей работников в установленном порядке с их документальным оформлением (в том числе проведение инструктажей работников, привлекаемых к проведению разовых операций по погрузке, перевозке и разгрузке грузов, перед выполнением этих работ);
8) допуск прикомандированного персонала к работам, связанным с транспортированием РМ, при условии, что он прошел подготовку, дающую право замещения соответствующей должности, проверку знаний и его квалификация соответствует установленным требованиям к выполняемой работе;
9) ведение документации (записей) по управлению персоналом (включая разработку учебных планов и программ, расписаний учебных занятий, заполнение журналов учета посещаемости занятий, оформление протоколов экзаменационных комиссий, удостоверений о проверке знаний) в соответствии с разработанными формами и процедурами;
10) контроль качества и анализ результативности деятельности, связанной с управлением персоналом;
11) формирование, поддержание и самооценку уровня культуры безопасности в подразделениях, анализ полученных результатов, разработку и реализацию мероприятий по повышению ее уровня.
16.1. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется привести информацию о том, что:
1) подбор, комплектование, подготовка, поддержание на необходимом уровне и повышение квалификации персонала осуществляются в соответствии с:
планами, установленными квалификационными требованиями к персоналу, и учетом возможности дальнейшего профессионального роста работника;
медицинскими и психофизиологическими показаниями;
специальностью, полученной в учебном заведении;
опытом предыдущей работы;
необходимостью формирования и подготовки резерва руководящих кадров;
2) обучение персонала осуществляется в соответствии с программами, разрабатываемыми с учетом уровня начальной подготовки и опыта обучаемых работников, возлагаемых на них обязанностей и предусматривающими рассмотрение следующих вопросов:
обеспечение безопасности, охраны труда при транспортировании РМ с учетом специфики осуществляемой деятельности и выполняемых работ;
меры предосторожности, которые необходимо соблюдать для обеспечения ограничения облучения персонала, выполняющего работы, связанные с транспортированием РМ, и других лиц, которые могли бы пострадать в результате его действий;
культура безопасности;
дифференцированный подход;
получение практических навыков по выполнению работ, связанных с транспортированием РМ, с использованием технических средств обучения;
организация и проведение технического обслуживания и ремонта (далее - ТОиР) транспортных средств, упаковочных комплектов, грузовых контейнеров, резервуаров, схем креплений контейнеров (далее - средства транспортирования РМ) и ГПМ;
изучение характерных несоответствий, причин их возникновения и принимаемых мер по их устранению и предупреждению (включая анализ имевших место ошибок персонала);
меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при транспортировании РМ;
подготовка персонала к действиям в предаварийных ситуациях и при авариях (в том числе путем проведения противоаварийных, противопожарных тренировок и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях);
3) работники, ответственные за сопровождение груза, проходят обучение по дополнительным вопросам (или программам), связанным с умением пользоваться дозиметрическими и радиометрическими приборами и производить ими необходимые измерения, а также правильно оценивать радиационную обстановку, которая может сложиться при транспортировании РМ;
4) водители транспортных средств проходят специальную подготовку для получения свидетельства о подготовке водителя, перевозящего опасные грузы;
5) составным элементом обучения персонала физической защиты при транспортировании РМ является формирование у него культуры физической защиты;
6) программы подготовки, переподготовки, поддержания на необходимом уровне и повышения квалификации персонала, его предаттестационной подготовки, а также программы (вопросы) проверки знаний персонала с целью их улучшения подвергаются систематическому анализу и корректировке на основе:
отчетов о нарушениях в работе, содержащих информацию об ошибках и нарушениях, допущенных персоналом, и их анализа;
актов внутренних проверок и записей в журналах, содержащих замечания к деятельности и указания на ошибки персонала;
актов и предписаний федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, содержащих указания на ошибки и нарушения, допущенные персоналом;
7) требования к квалификации работников, объемам знаний и практических навыков, права и ответственность персонала устанавливаются в должностных инструкциях специалистов и руководителей, квалификационных характеристиках рабочих или других документах организации.
16.2. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется указать, что приоритетным направлением процесса обучения персонала являются формирование и поддержание у него культуры безопасности с учетом рекомендаций МАГАТЭ, предусматривающие:
1) обеспечение приоритета безопасности при принятии любых решений и выполнении любых действий;
2) установление руководителями всех уровней атмосферы доверия и таких подходов к коллективной работе, которые благоприятствуют формированию у персонала чувства ответственности и установлению самоконтроля при выполнении всех работ, влияющих на безопасность;
3) понимание каждым работником влияния его деятельности на безопасность и последствий, к которым может привести несоблюдение или некачественное выполнение требований нормативных документов, производственных и должностных инструкций;
4) осознание каждым работником недопустимости утаивания ошибок, необходимости выявления и устранения их причин, постоянного самосовершенствования, обучения и внедрения передового опыта, в том числе опыта иностранных государств;
5) установление такой системы поощрений и взысканий по результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость действий работников и не способствует утаиванию ошибок в их работе;
6) строгое соблюдение дисциплины при четком распределении полномочий и личной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей;
7) разъяснение целей в области качества, их непосредственной связи с требованиями ПОК, а также важности правильного выполнения работ для безопасности;
8) самоконтроль работниками своей деятельности, которая влияет на безопасность, в том числе извлечение уроков из допущенных ошибочных действий персонала и принятых им ошибочных решений.
17. В разделе "Управление документацией" рекомендуется описать порядок работы с документами, используемыми в процессе выполнения работ при транспортировании РМ, в соответствии с действующими процедурами, обеспечивающий разработку, утверждение, согласование, ввод в действие, тиражирование, классификацию, идентификацию, инвентаризацию, регистрацию, пересмотр, внесение изменений, рассылку, хранение, отмену и уничтожение документов, а также выявление и устранение в них несоответствий и предусматривающий:
1) проверку наличия в документации на выполнение работ требований к их качеству, параметрам процессов (в том числе к порядку их контроля и метрологического обеспечения), а также своевременную разработку исполнительной документации по результатам выполненных работ;
2) полноту, достоверность, непротиворечивость, однозначность и обоснованность используемых документов, исключение возможности применения документов, признанных утратившими силу, и/или недействующих документов, своевременное обнаружение несоответствий и внесение необходимых изменений, а также обеспечение рабочих мест действующими документами на основе:
проведения анализа и принятия решения о применении документов в том случае, если они не противоречат требованиям ФНП и другой документации;
проверки наличия на месте выполнения работ до их начала необходимых действующих документов, регламентирующих порядок, способы выполнения и контроля качества этих работ;
контроля записей регистрации, размножения, рассылки, хранения, изъятия, уничтожения документов;
своевременной замены утративших силу документов и отдельного хранения (в целях сохранения информации) отмененной или замененной документации;
анализа необходимости корректировки других документов, связанных с измененной, отмененной или замененной документацией;
доведения информации об изменениях в документах до сведения всех работников, которые работают с такими документами;
составления документов на носителе информации, гарантирующем ее удобочитаемость и сохранность;
идентификации и сохранения в течение установленного срока документов, а также изменений и дополнений к ним;
3) применение идентифицированных в документированных процедурах средств управления документацией.
17.1. В разделе "Управление документацией" рекомендуется привести:
1) описание действующей в организации структуры НД, предполагающей ее разделение на группы с учетом приоритета установленных в этих НД требований безопасности;
2) виды документации, разрабатываемой при транспортировании РМ, включая:
российские сертификаты (сертификаты-разрешения) на РМ (в том числе сертификаты на конструкцию упаковок (или типов упаковок), перевозку упаковок, перевозку в специальных условиях);
транспортный документ, сопровождающий груз;
маршрутный лист - при перевозке РМ автомобильным транспортом;
погрузочный ордер - при перевозке РМ на судах морского и речного флота;
заявку грузоотправителя, информацию для командира воздушного судна - при перевозке РМ воздушным транспортом;
грузовые накладные;
декларацию отправителя опасных грузов;
программу радиационной защиты;
инструкции по эксплуатации средств транспортирования РМ и ГПМ;
доверенность грузоотправителя на право сопровождения груза, выдаваемую лицу, ответственному за сопровождение грузов, и документы, удостоверяющие его компетентность (обученность) в обращении с РМ;
протоколы измерений радиационных характеристик средств транспортирования РМ и ГПМ.
17.2. В разделе "Управление документацией" (или в приложении к ПОК) рекомендуется привести перечень основных нормативных и технических документов, применяемых в организации при транспортировании РМ (например, ФНП, документы по стандартизации, инструкции, руководства, положения, документы МАГАТЭ, ИСО).
17.3. В разделе "Управление документацией" рекомендуется указать виды записей, ведущихся в организации при выполнении работ, связанных с транспортированием РМ, и привести описание процедур, устанавливающих порядок формирования, оформления и ведения записей, предусматривающий:
идентификацию записей в зависимости от их важности для обеспечения безопасности и качества;
определение исполнителей, которые ведут записи по качеству;
назначение места и срока хранения записей;
определение порядка доступа к записям;
периодический анализ записей;
защиту, восстановление и уничтожение записей.
18. В разделе "Контроль проектирования (конструирования)" рекомендуется описать порядок контроля ПКД, разрабатываемой при модернизации средств транспортирования РМ и ГПМ, который предусматривает:
1) соблюдение в ПКД требований ФНП, НД, обеспечение и контроль качества при проведении проектных и конструкторских работ путем:
анализа правильности принятых технических решений, полноты и достоверности входных и выходных данных, используемых в процессе проектирования (конструирования) средств транспортирования РМ и ГПМ, их систем (элементов), проверки ПКД;
технического, метрологического контроля, нормализационного контроля, рассмотрения (анализа) ПКД;
2) внесение любых изменений в конструкцию средств транспортирования РМ и ГПМ только после:
проведения анализа влияния изменений на безопасность и обеспечение качества выполняемых работ;
внесения изменений в ПКД, эксплуатационную документацию, условия действия лицензии, замены сертификатов (сертификатов-разрешений) при необходимости;
рассмотрения (утверждения, одобрения, согласования) изменений в ПКД теми же организациями (подразделениями) и федеральными органами исполнительной власти, которые рассматривали эту документацию до ее корректировки (при их отсутствии - организациями (подразделениями), выполняющими соответствующие функции, и федеральными органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия);
анализа необходимости корректировки других документов, связанных с измененной ПКД;
доведения информации об изменениях ПКД до сведения всего персонала, работающего с этой документацией.
19. В разделе "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг" рекомендуется описать порядок обеспечения качества закупаемой продукции и услуг, предоставляемых подрядными организациями, предусматривающий:
1) организацию закупок продукции и услуг в соответствии с "Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации "Росатом" методом конкурентных процедур (проведением тендеров);
2) оценку и выбор подрядных организаций путем:
проверки наличия у потенциальной подрядной организации необходимых лицензий и разрешений (в соответствии с законодательством Российской Федерации);
оценки способности потенциальной подрядной организации поставлять в установленные сроки продукцию или услуги в соответствии с требованиями к их качеству (в том числе с учетом аудита СМК, состояния производственной базы организации, анализа имеющегося опыта выполнения аналогичных работ);
проверки наличия у организации программы обеспечения качества, распространяющейся на выполняемые работы (предоставляемые услуги), разработанной в соответствии с установленными требованиями (при условии, что необходимость наличия у организации программы обеспечения качества, описывающей заявленную деятельность, определена заказчиком при выполнении конкурентных процедур закупки, регламентированных "Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации "Росатом");
проверки наличия сертификатов соответствия на поставляемую продукцию при необходимости;
3) проверку (контроль) закупаемой продукции (до ее использования) путем:
анализа правильности проведения оценок соответствия закупаемой продукции установленным требованиям, контроля наличия ярлыков, паспортов, планов качества, сертификатов соответствия на продукцию, гарантий изготовителя (поставщика);
контроля комплектности и правильности оформления поставочных и сопроводительных документов;
контроля наличия установленных требований к качеству закупаемой продукции и возможностей проверки этих требований, а также требований к маркировке, консервации, упаковке, погрузке, транспортировке, разгрузке и условиям хранения продукции;
контроля соответствия качества закупаемой продукции установленным требованиям, включая проведение входного и операционного контроля качества, испытаний;
4) управление поставками импортных материалов и комплектующих изделий с учетом установленных требований и применение оценки соответствия в форме решения о применении импортной продукции;
5) контроль предоставляемых услуг (выполняемых работ), включающий анализ и приемку поставочной и отчетной документации, а также поэтапную приемку услуг (работ) в соответствии с критериями, установленными в договорной документации.
20. В разделе "Производственная деятельность" рекомендуется привести следующую общую информацию:
о наименовании и характеристиках (в том числе химическом составе, агрегатном состоянии, активности) перевозимого РМ;
о характере транспортирования РМ (транзитные, экспортно-импортные перевозки, перевозки внутри Российской Федерации);
об используемых для перевозки РМ транспортных средствах, упаковочных комплектах, грузовых контейнерах, резервуарах;
об используемых ГПМ для загрузки, выгрузки грузов с РМ.
20.1. В разделе "Производственная деятельность" рекомендуется указать, что подготовка к выполнению работ, связанных с транспортированием РМ, с учетом их специфики предусматривает:
1) оформление необходимой разрешительной и сопроводительной документации;
2) выделение и инструктаж персонала, сопровождающего груз (включая персонал физической защиты, водителей автомобилей), с назначением ответственного за сопровождение грузов, а также выделение дозиметриста (если лицо, ответственное за сопровождение груза, не обучено правилам пользования дозиметрическими и радиометрическими приборами);
3) подготовку специальной аварийной бригады (в том числе обеспечивающей возможность перегрузки груза из неисправного транспортного средства) и ее необходимое оснащение;
4) разработку требований к такелажной оснастке, транспортному средству, схемам и способам крепления изделий на транспортных средствах;
5) разработку способов и схем погрузки, разгрузки груза, его размещения и крепления на транспортном средстве, а также технологий выполнения перегрузочных работ при необходимости;
6) подготовку ГПМ, транспортных средств (включая их комплектование необходимым оборудованием, предназначенным для перевозки грузов);
7) назначение и инструктаж лиц, ответственных за безопасное производство погрузочных и разгрузочных работ;
8) оформление наряда-допуска на проведение погрузочных и разгрузочных работ при необходимости;
9) разработку инструкций по эксплуатации средств транспортирования РМ и ГПМ, применяющихся при транспортировании РМ;
10) согласование и утверждение в установленном порядке конструктивного исполнения специальных транспортных средств (или специально дооборудованных транспортных средств, которые предназначены только для перевозки РМ) с оформлением допуска к их эксплуатации;
11) подготовку для временного (транзитного) хранения упаковок, грузовых контейнеров, резервуаров и транспортных пакетов специально выделенных мест на складах общего назначения или специально оборудованных складов железнодорожных станций, портов, аэропортов, грузовых автостанций, оборудованных средствами извещения о пожаре и пожаротушения в соответствии с требованиями в области пожарной безопасности;
12) подготовку подъездных железнодорожных путей грузоотправителя (грузополучателя), которые должны обеспечивать прием и отправление в полном составе специальных поездов, состоящих только из вагонов с РМ (при необходимости и вагонов сопровождения), их формирование и расформирование, безопасное проведение маневровой работы, а также обеспечивать безопасный пропуск специальных вагонов для перевозки РМ, экипировку и техническое обслуживание этих вагонов;
13) организацию обеспечения приема грузополучателем прибывшего (в его адрес) транспортного средства с РМ без его задержки;
14) разработку программы радиационной защиты и ее согласование с организациями, участвующими в транспортировании РМ;
15) определение организации-грузоотправителя или организации-грузополучателя, или организации-перевозчика, ответственной за физическую защиту РМ при их транспортировании;
16) разработку инструкции о порядке действий по физической защите в штатных и чрезвычайных ситуациях, а также планов взаимодействия (положений по взаимодействию) с соответствующими органами или организациями, ответственными за физическую защиту.
20.2. Рекомендуется указать, что при транспортировании РМ предусматриваются:
1) маркировка, нанесение этикеток и предупредительных знаков (знаков опасности) на контейнеры, упаковочные комплекты, резервуары и транспортные средства в соответствии с установленными требованиями;
2) выполнение погрузочных и разгрузочных работ и складирование при необходимости грузов на специально оборудованных площадках в соответствии с технологическими картами (технологическими регламентами);
3) размещение и надежное крепление груза на транспортном средстве, обеспечивающее его устойчивость при перевозке;
4) размещение персонала, сопровождающего груз, в изолированных от груза служебных помещениях или отдельных специально оборудованных для этих целей местах или вагонах;
5) радиационный контроль, осуществляемый в соответствии с программой радиационной защиты, обеспечивающей возможность получения необходимой информации о радиационных параметрах вблизи упаковок, транспортных пакетов, контейнеров, резервуаров, транспортных средств, об их изменении в процессе перевозки (включая любые происшествия и аварийные ситуации), а также уровнях облучения лиц, занятых выполнением работ в ходе перевозки;
6) обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании РМ в соответствии с планом работ по ликвидации последствий аварий, разрабатываемым с учетом конкретных условий транспортирования и степени потенциальной радиационной опасности, возникающей в результате возможной аварии при транспортировании РМ, в соответствии с планом организации работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании радиоактивных материалов, а также с учетом аварийных карточек и аварийных инструкций;
7) осуществление взаимодействия со структурами, органами или организациями, ответственными за реагирование на чрезвычайные ситуации, в соответствии с планами (положениями, соглашениями);
8) осуществление мониторинга перемещения и физической защиты РМ в ходе их транспортирования в соответствии с инструкцией о порядке действий по физической защите в штатных и чрезвычайных ситуациях, а также планами взаимодействия (положениями по взаимодействию) с соответствующими органами или организациями, ответственными за физическую защиту.
20.3. В разделе "Производственная деятельность" приводят описание действующих процедур:
1) технического контроля средств транспортирования РМ, ГПМ, а также их систем (элементов) с указанием областей контроля и контролируемых характеристик изделий, применяемых аттестованных методик измерений, контрольного и измерительного оборудования, видов и методов контроля, порядка обработки результатов контроля и интерпретации полученных результатов;
2) авторского сопровождения и сервисного обслуживания (при осуществлении этих видов деятельности).
20.4. В разделе "Производственная деятельность" приводят описание порядка:
1) проведения технического освидетельствования систем (элементов) средств транспортирования РМ и ГПМ с указанием НД, в которой устанавливаются объем, методы и сроки проведения технического освидетельствования;
2) проведения ТОиР средств транспортирования РМ и ГПМ, предусматривающего:
планирование работ по ТОиР, включая осмотры и испытания;
разработку перечня необходимых запасных частей, специальных инструментов и оборудования и контроль их наличия;
подготовку и содержание рабочих мест для проведения ТОиР в соответствии с требованиями безопасности;
выполнение работ по дезактивации средств транспортирования РМ и ГПМ, оборудования и помещений, загрязненных РМ;
контроль качества выполняемых работ;
регистрацию частоты возникновения отказов в работе и анализ влияния на безопасность неисправностей применяемого оборудования, устройств и оснастки для выявления причин их неисправностей, а также для разработки (уточнения) программы профилактического технического обслуживания оборудования, устройств и оснастки;
3) реконструкции, модернизации средств транспортирования РМ и ГПМ, предусматривающего:
выявление проблем их эксплуатации;
принятие решения о необходимости реконструкции, модернизации средств транспортирования РМ и ГПМ;
разработку проектно-сметной документации;
подготовку, рассмотрение и принятие решения по изменениям ПКД и эксплуатационной документации;
ввод в эксплуатацию изделий после их реконструкции или модернизации;
4) продления ресурса систем (элементов), обеспечивающего поддержание в принятых пределах их характеристик (вследствие старения, износа, коррозии, эрозии, усталости и других факторов) с учетом условий изменения окружающей среды, в которой эксплуатируются системы (элементы), цикличности нагрузок, периодичности планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания, объемов и результатов испытаний;
5) обеспечения необходимых контроля (включая эксплуатационный контроль металла), диагностики, испытаний и проверок систем (элементов), важных для безопасности, которые предусматривают:
контроль состояния металла, включая предэксплуатационный, периодический и внеочередной контроль, при эксплуатации систем (элементов), проводимый неразрушающими и разрушающими методами с целью выявления, регистрации и оценки изменения физико-механических характеристик и сплошности металла;
проведение контроля, диагностики, испытаний и проверок систем (элементов) с применением аттестованных средств и методик;
разработку требований к персоналу, осуществляющему контроль, диагностику, испытания и проверки систем (элементов);
разработку требований к программам контроля, диагностики, испытаний и проверок систем (элементов) и отчетной документации по их проведению;
6) аттестации технологии ведения сварочных работ, обеспечивающей подтверждение ее технологичности, проверку всего комплекса свойств сварных соединений и эффективность методов их контроля и диагностики;
7) аттестации методик контроля и диагностики оборудования, включающей разработку и выполнение программ необходимых экспериментальных исследований, обработку их результатов, разработку и выполнение программ аттестации методик, разработку отчетов (протоколов) аттестации методик.
21. В разделе "Метрологическое обеспечение" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности, направленной на получение достоверных результатов измерения уровней радиационного воздействия на персонал и окружающую среду при выполнении работ, связанных с транспортированием РМ, на основе:
1) разработки перечней средств измерений (в том числе контрольно-измерительных приборов, оборудования радиационного контроля), контрольного и испытательного оборудования, применяемых при выполнении работ и подлежащих поверке, калибровке и (или) аттестации, а также перечней применяемых методик (методов) выполнения измерений;
2) получения, учета, идентификации, своевременной поверки (калибровки), поддержания в работоспособном состоянии средств измерений (в том числе путем организации и проведения их технического обслуживания и ремонта);
3) учета и аттестации испытательного оборудования, осуществляемых в целях подтверждения возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допускаемых отклонений и установления пригодности использования испытательного оборудования в соответствии с его назначением;
4) учета и аттестации методик (методов) измерений, предусматривающих разработку и сопровождение перечней методик (методов) измерений, разработку программ аттестации, включающих экспериментальные исследования для аттестации испытательного оборудования, и методик (методов) измерений, проведение экспериментальных исследований, обработку их результатов, оформление результатов аттестации методик (методов) измерений;
5) проведения метрологической экспертизы разработанной документации, предусматривающей проведение анализа и оценки технических и организационных решений, относящихся к выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений и их метрологическому обслуживанию, разработке методик контроля, измерений, обработке их результатов;
6) осуществления метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, соблюдением требований в области метрологического обеспечения, предусматривающего:
проверку состояния и правильности применения средств измерений;
проверку состояния и применения эталонов и стандартных образцов;
проверку наличия, состояния и правильности применения методик выполнения измерений;
контроль соблюдения графиков поверки (калибровки) средств измерений;
контроль соблюдения метрологических правил и требований по обеспечению единства измерений;
ведение, учет и хранение необходимой учетно-отчетной документации (записей) по видам деятельности, приведенным в данном подпункте.
22. В разделе "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик" рекомендуется описать действующие процедуры обеспечения качества программных средств и расчетных методик, предусматривающие:
применение программных средств и расчетных методик, используемых для обоснования безопасности и при выполнении работ, связанных с транспортированием РМ, только при условии их верификации и аттестации в установленном порядке;
верификацию и аттестацию расчетных методик и программных средств до их применения (в том числе путем обоснования алгоритмов математического обеспечения, проведения альтернативных расчетов, тестирования);
валидацию программных средств с целью определения возможности их применения в конкретных условиях;
обеспечение условий, предотвращающих использование нелицензионных или неаттестованных программных средств;
организацию регистрации, учета программных средств и контроля за их обращением;
исключение возможности несанкционированного доступа к программным средствам;
внедрение сервисных программ для автоматизации выпуска документации.
Рекомендуется привести перечень программных средств (с указанием сведений об их верификации и аттестации), используемых при обосновании и (или) обеспечении безопасности деятельности, связанной с транспортированием РМ, а также при оценке работоспособности применяемого оборудования и устройств.
23. В разделе "Обеспечение надежности" рекомендуется привести описание порядка выполнения установленных требований к надежности систем и элементов, важных для безопасности, предусматривающего выполнение следующих организационно-технических мер:
строгое выполнение требований НД и правил эксплуатации средств транспортирования РМ и ГПМ;
проведение регулярного контроля технического состояния средств транспортирования РМ и ГПМ в ходе проведения их проверок, технических освидетельствований и испытаний, своевременное выявление и устранение причин выявленных нарушений;
проведение плановых периодических или внеплановых (при ухудшении технического состояния) воздействий на применяемые средства транспортирования РМ и ГПМ в рамках системы ТОиР, включая их модернизацию, в целях устранения выявляемых недопустимых изменений в их состоянии, восстановления исправности и продления ресурса;
обеспечение соблюдения гарантийных условий поставщиков и изготовителей средств транспортирования РМ и ГПМ;
документирование дефектов, повреждений и отказов при эксплуатации средств транспортирования РМ и ГПМ с анализом их причин, частоты возникновения и критичности влияния на безопасность деятельности, связанной с транспортированием РМ;
применение транспортно-защитных устройств, средств защиты персонала, средств контроля доступа, аварийного комплекта.
Рекомендуется привести описание порядка сбора, регистрации, обработки, накопления, хранения, анализа и передачи информации о надежности средств транспортирования РМ и ГПМ заинтересованным организациям.
24. В разделе "Управление несоответствиями" рекомендуется описать порядок осуществления деятельности, направленной на своевременное выявление, регистрацию, устранение и предупреждение возникновения несоответствий, связанных с невыполнением установленных требований (в том числе правил дорожного движения и перевозки опасных грузов), предусматривающий:
1) регистрацию всех выявленных несоответствий, систематизацию их по количеству и характеру невыполнения установленных требований и классификацию с учетом влияния на безопасность;
2) проведение анализа несоответствий с целью выявления их причин (в том числе причин дорожно-транспортных происшествий, незапланированных задержек в пути, нарушений водителями правил дорожного движения), существенных факторов, отрицательно влияющих на качество выполнения работ, и определение тенденций изменения причин и характера нарушений по результатам проведенного анализа;
3) уведомление руководства организации о несоответствиях; при этом Ростехнадзор и другие органы государственного контроля (надзора) информируются о несоответствиях, влияющих на безопасность, устранение которых возможно только при принятии специальных решений, требующих внесения изменений в ФНП, а также при остановке работ по предписаниям органов государственного контроля (надзора), выданным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
4) исключение возможности использования (в том числе случайного) средств транспортирования РМ, ГПМ, а также предоставления услуг (выполнения работ), не соответствующих установленным требованиям, путем возврата (замены) или изоляции (утилизации) изделий, не соответствующих установленным требованиям, их идентификации (в том числе маркировки) и физического разделения или оформления разрешения на отклонение от требований ПКД, НД.
24.1. Рекомендуется привести:
1) порядок разработки, реализации и контроля выполнения корректирующих и предупреждающих действий по предотвращению несоответствий, а также анализа результативности выполненных корректирующих и предупреждающих действий, предусматривающий:
изменение порядка входного контроля и контроля качества выполнения работ;
изменение (уточнение) программы профилактического технического обслуживания оборудования, устройств и оснастки;
доработку (изменение) НД или выпуск новых документов;
повышение квалификации исполнителей (в том числе переподготовку и повторную аттестацию (проверку знаний) персонала, ответственного за появление условий, отрицательно влияющих на качество выполнения работ);
усиление ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных обязанностей;
претензионную работу с подрядными организациями (вплоть до расторжения договоров с ними);
распределение обязанностей персонала по разработке, реализации, анализу результативности корректирующих и предупреждающих действий;
документальное оформление и доведение до сведения руководства и исполнителей результатов анализа причин возникновения несоответствий и запланированных корректирующих и предупреждающих действий;
2) источники информации, которые являются исходными данными для разработки корректирующих и предупреждающих действий, в том числе:
отчеты о нарушениях;
результаты самооценки, проведенной персоналом на всех уровнях, в соответствии с установленными процедурами;
результаты технического обследования состояния средств транспортирования РМ и ГПМ;
результаты инспекционных проверок (в том числе акты и предписания федеральных органов исполнительной власти или органов государственного регулировании безопасности при использовании атомной энергии);
результаты проверок (аудитов) выполнения ПОК.
25. В разделе "Аудиты (проверки)" рекомендуется описать порядок проведения аудитов (проверок) выполнения ПОК (в том числе ПОК подрядных организаций), предусматривающий:
1) проведение внутренних проверок выполнения ПОК в подразделениях организации и внешних проверок выполнения ПОК подрядных организаций:
для систематической оценки результативности выполнения ПОК;
после внесения значительных изменений в ПОК и/или если требуется пересмотр ПОК;
при наличии претензий и рекламаций к качеству выполняемых работ или предоставляемых услуг при транспортировании РМ;
для оценки выполнения подрядной организацией обязанностей и требований в соответствии с НД и договором;
2) проведение плановой проверки выполнения ПОК в соответствии с графиком проверок, утверждаемым руководством проверяющей организации;
3) проведение внеплановой проверки выполнения ПОК в случае выявления тенденции к снижению качества работ, проверки реализации запланированных корректирующих и предупреждающих действий и оценки их результативности;
4) проведение внешних проверок выполнения ПОК заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), а также уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии в соответствии с порядком, установленным этими организациями.
25.1. В рамках деятельности, связанной с проверками выполнения ПОК, рекомендуется предусматривать выполнение мер, обеспечивающих:
1) создание проверяющей комиссии с соответственно подобранным, обученным и аттестованным персоналом, который непосредственно не отвечает за выполнение проверяемой деятельности;
2) разработку проверяющей комиссией плана проверки выполнения ПОК, утверждаемого руководством организации;
3) заблаговременное уведомление руководства проверяемого подразделения (проверяемой подрядной организации) об объеме и сроках проведения проверки выполнения ПОК; в случае проведения внеплановых проверок допускается проведение проверки без предварительного уведомления;
4) проведение проверки выполнения ПОК и рассмотрение ее результатов на совещании проверяющей комиссии с участием руководства проверяемого подразделения (проверяемой подрядной организации);
5) оценку результативности выполнения ПОК в соответствии с критериями, связанными с:
достижением целей, установленных в политике в области качества;
обеспечением своевременного выявления проблем, касающихся безопасности;
выполнением требований, установленных в НД и ПОК;
обеспечением качества выполняемых работ;
достижением запланированных результатов выполнения процессов СМК и обеспечением их результативности;
наличием всей документации, необходимой для выполнения и контроля выполнения работ;
реализацией в полном объеме процедур выполнения и контроля выполнения работ;
результативностью выполненных корректирующих и предупреждающих действий;
6) документирование результатов аудита выполнения ПОК в виде отчета, содержащего анализ причин выявленных несоответствий, предложения по их устранению, а также оценку результативности корректирующих и предупреждающих действий, выполненных по результатам предыдущей проверки;
7) рассмотрение результатов проведения проверок выполнения ПОК руководством организации (при проведении внешней проверки - руководством проверяемой и проверяющей организаций);
8) разработку, выполнение и контроль выполнения планов корректирующих и предупреждающих действий, включая при необходимости корректировку или пересмотр ПОК;
9) выработку мероприятий по улучшению деятельности, связанной с транспортированием РМ.