См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2023 г. N 465

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ
ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА, СНОСА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НА 2024 ГОД

В соответствии с Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, и Порядком организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2019 г. N 447, в целях повышения качества реализации контрольно-надзорных полномочий приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2024 год (далее - Программа).

2. За реализацию Программы определить ответственными:

Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок;

Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов;

Управление специальной безопасности;

Управление государственного строительного надзора;

Управление государственного энергетического надзора.

3. Управлениям центрального аппарата Ростехнадзора, указанным в пункте 2 настоящего приказа:

1) обеспечить выполнение мероприятий Программы в установленные сроки;

2) не позднее 30 марта 2025 г. представить в Организационно-аналитическое управление годовой отчет о реализации Программы в части компетенции.

4. Организационно-аналитическому управлению не позднее 15 апреля 2025 г. представить руководителю Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы.

Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ

Утверждена
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 декабря 2023 г. N 465

ПРОГРАММА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ
ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ,
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, СНОСА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НА 2024 ГОД

ВВЕДЕНИЕ

Программа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2024 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);

постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".

В целях конкретизации профилактических мероприятий Программа разделена на подпрограммы по каждому из следующих видов надзора:

федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, контроль и надзор за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов (ПОДПРОГРАММА 1);

федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (ПОДПРОГРАММА 2);

федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ПОДПРОГРАММА 3).

ПОДПРОГРАММА 1

Профилактика нарушений обязательных требований в рамках
осуществления федерального государственного надзора
в области использования атомной энергии

1. Цели и задачи проведения профилактической работы

Цели:

1. Предупреждение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии, условиями действия разрешений (лицензий), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования).

2. Повышение культуры безопасности работников объектов использования атомной энергии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и рекомендациями МАГАТЭ.

Задачи:

1. Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

2. Формирование единообразного понимания обязательных требований у поднадзорных субъектов и Ростехнадзора в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

3. Формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов; повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности.

4. Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации о лицензионных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

2. Анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 1 октября 2023 года)

Надзор в отношении атомных станций

В течение 2023 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 48 энергоблоках 11 атомных станций эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" и эксплуатирующей организации АО "Сибирский химический комбинат", на которых:

1 энергоблок имеет лицензию на размещение (энергоблок N 1 Якутской атомной станции малой мощности, п. Усть-Куйга, Усть-Янский улус);

42 энергоблока имеют лицензии на эксплуатацию, из них 35 энергоблоков находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности, 7 энергоблоков находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (блоки N 1 и N 2 Белоярской АЭС, блок N 3 Нововоронежской АЭС, блок N 1 Билибинской АЭС, блоки N 1 и N 2 Ленинградской АЭС, блок N 1 Курской АЭС);

3 энергоблока находятся в стадии сооружения (блоки N 1 и N 2 Курской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-ЗОО);

2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (блоки N 1 и N 2 Нововоронежской АЭС).

Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) за 9 месяцев 2023 года проведено 2 430 (2 614) инспекций и мероприятий по контролю атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации (здесь и далее в скобках указаны данные за 9 месяцев 2022 года), из них плановых проверок - 49 (72), внеплановых проверок - 107 (123), в режиме постоянного надзора было проведено 2 274 (2 419) мероприятия по контролю.

Выявлено 163 (224) нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 36 (41) раз применялись административные санкции, из них 16 (32) - штрафы и 20 (9) - предупреждения. Административные штрафы накладывались на юридические лица 1 (5) раз, на должностных лиц - 15 (27) раз. Наложено штрафов на общую сумму 512 (1 200) тыс. руб. В 20 (30) случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора за 9 месяцев 2023 года были организованы и проведены:

1 плановая проверка (комплексная инспекция) Кольской АЭС (по результатам проверки выявлено 46 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 27 нарушений устранены в ходе проверки, выдано предписание на устранение 19 нарушений, составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении 1 юридического лица и 1 должностного лица, наложены административные штрафы на юридическое лицо в размере 300 тыс. руб. и на должностное лицо в размере 20 тыс. рублей);

1 внеплановая проверка (целевая инспекция) АО "Концерн Росэнергоатом" с целью проверки выполнения пунктов ранее выданного предписания (в ходе проведения проверки фактов невыполнения пунктов предписания Ростехнадзора не выявлено).

Сведения о проведенных проверках в рамках компетенции Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора внесены в автоматизированную систему "Единый реестр проверок".

Проведенный за 9 месяцев 2023 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок центральным аппаратом Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии являются:

несоответствие отчета по обоснованию безопасности атомных станций (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность атомной станции, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте атомной станции, и реализацией проекта атомной станции в части отдельного оборудования). Нарушение пункта 1.2.8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2015 г. N 522. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

невыполнение программ обеспечения качества при эксплуатации АЭС в части управления документацией, соблюдения условий действия лицензий. Нарушение пункта 6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2012 г. N 85. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.

В связи с высокой потенциальной опасностью объектов поднадзорных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при выработке регулирующих решений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае обнаружения риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда) указанные типовые нарушения относятся к высокому (максимально возможному) риску в работе энергоблоков атомных станций.

Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, и происшествий категории П01 <1> не было. За 9 месяцев 2023 года произошло 31 нарушение в работе энергоблоков атомных станций, классифицированное в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), утвержденными постановлением Ростехнадзора от 14 мая 2008 г. N 3, что на 1 нарушение больше, чем за аналогичный период 2022 года (30 нарушений). По результатам проведенных расследований нарушений эксплуатирующей организацией выпущены и представлены в Ростехнадзор отчеты.

--------------------------------

<1> П01 - категория происшествия, признаком которого является поступление в помещение (помещения) постоянного пребывания персонала, на площадку АС или в окружающую среду радиоактивных веществ, произошедшее из-за отказов систем (элементов), недостатков эксплуатационных процедур, неправильных действий персонала (в соответствии с категорированием нарушений в работе АЭС, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), утвержденным постановлением Ростехнадзора от 14 мая 2008 г. N 3).

За 9 месяцев 2023 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.

Надзор в отношении исследовательских ядерных установок

В течение 2023 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 60 исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) 17 эксплуатирующих организаций различных министерств и ведомств. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице N 1.

Таблица N 1

Сведения о видах деятельности на ИЯУ

Тип ИЯУ
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова)
Вывод из эксплуатации
Сооружение
Исследовательские реакторы
25 (2)
2
2
Критические стенды
23
0
0
Подкритические стенды
6
2
0
Количество ИЯУ по виду деятельности
54
4
2
Всего ИЯУ
60

МТУ ЯРБ за 9 месяцев 2023 года проведено 419 (425) инспекций и мероприятий по контролю исследовательских ядерных установок и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации, из них плановых проверок - 8 (4), внеплановых проверок - 41 (31), в режиме постоянного надзора было проведено 367 (390) мероприятий по контролю.

Выявлено 147 (123) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 17 (15) раз применялись административные санкции, из них 13 (14) - штрафы и 4 (1) - предупреждение. Административные штрафы накладывались на юридическое лицо 9 (10) раз, на должностное лицо - 4 (4) раза. Наложено штрафов на общую сумму 2 440 (2 190) тыс. руб. Было принято 2 (1) меры профилактического воздействия (выдано 2 предостережения).

За 9 месяцев 2023 года Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора было организовано и проведено 2 (1) плановых проверки (инспекции):

плановая выездная проверка АО "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского" (в ходе проверки выявлено 34 нарушения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, оформлено предписание);

плановая выездная проверка АО "Институт реакторных материалов" (в ходе проверки выявлено 40 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, оформлено предписание).

По результатам проверок составлено 2 протокола об административных правонарушениях в отношении юридических лиц. Сумма наложенных штрафов составила 200 тыс. руб. Выданы предписания на устранение 74 нарушений обязательных требований.

Проведенный за 9 месяцев 2023 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок центральным аппаратом и МТУ ЯРБ Ростехнадзора, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

отсутствие корректировки документов по эксплуатации ИЯУ (в том числе инструкции по эксплуатации исследовательского реактора, инструкции по эксплуатации систем и элементов исследовательского реактора и инструкции по обеспечению ядерной безопасности при хранении, перегрузке и транспортировании свежего и отработавшего ядерного топлива) с учетом полученного опыта эксплуатации исследовательского реактора, введения в действие новых нормативных документов и пересмотра документов раз в пять лет. Нарушение пункта 107 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов" (НП-009-17), утвержденных приказом Ростехнадзора от 4 августа 2017 г. N 295;

отсутствие на плане площадки ИЯУ мест расположения основных инженерных коммуникаций, оборудования и материалов для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии. Нарушение пункта 34 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19), утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 мая 2019 г. N 181.

За 9 месяцев 2023 года отсутствовали нарушения в работе ИЯУ, подлежащие учету в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (НП-027-10), за аналогичный период 2022 года произошло 2 нарушения.

Надзор за проектированием, конструированием
и изготовлением оборудования

В течение 2023 года МТУ ЯРБ осуществлялся надзор за деятельностью 1 318 (1 310) организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.

За 9 месяцев 2023 года проведено 128 (94) плановых выездных проверок с целью проверки соблюдения требований условий действия лицензий и 200 (178) внеплановых проверок, связанных с выдачей лицензии, по заявлению организаций и другим основаниям.

Всего выявлено 120 (132) нарушений и выдано 12 (34) предписаний на их устранение. По результатам проведения проверок за нарушения федеральных норм и правил наложено административных штрафов на сумму 740 (970) тыс. руб.

Надзор в отношении объектов ядерного топливного цикла

Под надзором Ростехнадзора находится 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла (далее - ПЯТЦ), научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие транспортирование и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также выполняющие иные работы для ПЯТЦ, на основании лицензий Ростехнадзора.

В число поднадзорных объектов входят:

промышленные реакторы 12 (в стадии вывода из эксплуатации - 11, в режиме окончательного останова - 1);

ядерные установки по переработке ядерных материалов (добыча и переработка природного урана, сублиматное производство, разделение изотопов урана, химико-металлургическое и радиохимическое производства, производство ядерного топлива, переработка отработавшего ядерного топлива) - 21;

ядерные установки для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с использованием ядерных материалов - 16;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ - 8.

За 9 месяцев 2023 года проведено 673 (648) проверки (мероприятий по контролю), из них плановых проверок - 30 (36), внеплановых проверок - 6 (87), в рамках режима постоянного государственного надзора - 566 (525). Выявлено 320 (338) правонарушений, из них 167 (191) - в ходе плановых проверок, 153 - в рамках режима постоянного государственного надзора (при внеплановых проверках правонарушений не выявлено).

Надзор в отношении судов и других плавсредств с ядерными
реакторами и судов атомно-технологического обслуживания

Под надзором находятся 13 атомных судов (семь атомных ледоколов, один атомный лихтеровоз, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" и четыре судна атомно-технологического обслуживания), комплексы стендов-прототипов корабельных ядерных энергетических установок в АО "ГНЦ РФ-ФЭИ" (два стенда-прототипа), два судостроительных предприятия, на которых строятся атомные ледоколы (АО "Балтийский завод", ООО "ССК "Звезда), являющиеся потенциально ядерно и радиационно опасными объектами.

Для обеспечения эксплуатации судов создана необходимая производственная инфраструктура, которая включает также 2 пункта хранения ядерных материалов (отработавшее ядерное топливо) и 2 комплекса обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

За 9 месяцев 2023 года было проведено 390 (389) проверок (мероприятий по контролю), из них плановых проверок - 5 (3), внеплановых проверок - 12 (9), в рамках режима постоянного государственного надзора - 372 (377). По итогам проведения проверок выявлено 7 (11) правонарушений, из них 3 (5) - в ходе плановых проверок, 4 (6) - в рамках режима постоянного государственного надзора.

Надзор в отношении радиационно опасных объектов

В сфере надзора за радиационно опасными объектами находятся:

а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);

б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:

технологические и медицинские облучательные установки;

дефектоскопы;

радиоизотопные приборы и другие источники;

в) пункты хранения радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе:

специализированные пункты хранения, хранилища РАО, расположенные в отделениях и филиалах ФГУП "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды" (далее - ФГУП "РАДОН"), пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункты захоронения твердых радиоактивных отходов в филиалах ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (далее - ФГУП "НО РАО");

неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;

неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;

хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.

За 9 месяцев 2023 года в рамках надзора за радиационной безопасностью на радиационно опасных объектах проведено 1 893 (1 832) проверки (инспекций), из них плановых проверок - 484 (503), внеплановых проверок - 358 (369), в рамках режима постоянного государственного надзора - 998 (960), При проведении 140 (172) проверок было выявлено и предписано к устранению 362 (464) правонарушения, из них 184 (324) - в ходе плановых проверок, 157 (113) в ходе внеплановых проверок, 21 (27) - в рамках режима постоянного государственного надзора.

Характерными нарушениями требований норм и правил в области использования атомной энергии за отчетный период являются:

нарушения, связанные с организацией и проведением радиационно опасных работ, в том числе проведением производственного контроля;

нарушения требований к подготовке и допуску персонала к проведению радиационно опасных работ;

несоблюдение установленных сроков обучения, проверок знаний, получения разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;

несоблюдение требований к безопасному хранению радиоактивных отходов. Хранение контейнеров с РАО в местах, не предусмотренных проектной и эксплуатационной документацией пункта хранения;

нарушения, связанные с контролем состояния оборудования при его эксплуатации;

нарушения требований нормативных документов к содержанию и форме документов (инструкций, положений и т.п.), разработанных для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ);

несоблюдение требований к содержанию программ обеспечения качества;

нарушение порядка передачи и оформления информации о нарушениях в работе радиационно-опасных объектов;

эксплуатация радиационных источников после завершения назначенного (проектного) или продленного срока эксплуатации.

Непосредственными причинами, приведшими к нарушениям, являются:

ошибки организации работ, низкое качество организации работ при эксплуатации ОИАЭ;

несовершенство системы ресурсного обеспечения работ (дефицит персонала, дефицит материальных и финансовых средств);

несовершенство системы подготовки персонала (слабое знание работниками должностных функций, процедур выполнения условий действия лицензий, разработки программы обеспечения качества; несовершенство системы подготовки персонала и допуска к проведению работ, установленной в организациях);

несовершенство систем к обращения с документацией (некорректность разработанных процедур контроля, проведения работ и разработки внутренних локальных документов, поддержания разработанной документации в актуальном состоянии);

отсутствие должного контроля и внимания со стороны руководства поднадзорных предприятий за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны должностных лиц.

Надзор за физической защитой на ядерных объектах

В 2023 году Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 52 ядерных объектах.

В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2023 год за 9 месяцев 2023 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведено 7 (10) плановых, 1 (2) внеплановая и 332 (309) проверки выполнения требований к физической защите при постоянном государственном надзоре.

В процессе инспекций выявлено 139 (137) нарушений обязательных требований и 2 (3) нарушения условий действия лицензии. 24 (17) нарушения устранены в ходе проверок.

Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения не выявлено.

За 9 месяцев 2023 года инспекторами МТУ ЯРБ наложено 8 (4) административных штрафов на общую сумму в размере 370 (830) тыс. руб., вынесено 1 предупреждение о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

Надзор за физической защитой на радиационно опасных объектах

За 9 месяцев 2023 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 2 336 радиационно опасных объектах.

За указанный период на поднадзорных радиационно опасных объектах комиссиями проведено 369 (379) плановых инспекций, 95 (83) внеплановых и 324 (339) проверки выполнения требований по физической защите при постоянном государственном надзоре, включая федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор" (ФГУП "ФЭО").

В процессе инспекций выявлено 51 (50) нарушение обязательных требований и условий действия лицензии.

За 9 месяцев 2023 года случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.

За 9 месяцев 2023 года инспекторами МТУ ЯРБ наложено 3 (1) административных штрафа на общую сумму в размере 80 (100) тыс. руб., вынесено 6 (2) предупреждений о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

Надзор за учетом и контролем ядерных материалов

В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор осуществляет надзор за 52 организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами.

За 9 месяцев 2023 года было проведено 203 (195) проверки, в ходе которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов: 4 (8) плановых проверки, 197 (182) проверок в режиме постоянного государственного надзора и 2 (5) внеплановых проверки.

Около 4% проверок (8) было проведено с использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).

В процессе инспекций выявлено 86 (104) нарушений обязательных требований и условий действия лицензий. Наложен 1 (5) административный штраф на сумму 100 (380) тыс. руб.

За 9 месяцев 2023 года была выявлена 1 (3) аномалия в учете и контроле ядерных материалов, вызванная расхождением фактических и учетных данных ядерного материала. Поднадзорной организацией по случаю выявления аномалии был представлен специальный отчет и проведено расследование.

Надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов

В настоящее время под надзором состоят 2 432 организации, осуществляющие учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число которых входят 80 региональных информационно-аналитических центров, созданных в субъектах Российской Федерации).

За 9 месяцев 2023 года инспекторами Ростехнадзора было проведено 911 (881) проверок: 411 (404) плановых проверок, 405 (376) проверок в режиме постоянного государственного надзора, 95 (101) внеплановых проверок. В рамках указанных проверок проверялось состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выявлено 150 (129) нарушений обязательных требований и условий действия лицензий.

Инспекторами Ростехнадзора наложено 17 (10) административных штрафов на сумму 1 934 (470) тыс. руб., вынесено 7 (6) предупреждений о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

За отчетный период получена информация о происшествиях в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов:

при выгрузке металлолома обнаружено 11 (5) бесхозяйных радиационных источников;

на складах обнаружено 34 (19) неучтенных радиационных источников;

утерян 1 (2) радиационный источник.

За 9 месяцев 2023 года случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.

3. Наиболее значимые риски

Наиболее значимыми рисками являются риски аварий на объектах использования атомной энергии и риски несанкционированных действий в отношении ядерных установок, радиационных источников, ядерного материала, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и пунктов хранения.

Несанкционированное действие - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, ядерных установок, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты.

Наиболее значимыми рисками возникновения аварий являются:

недостаточный контроль со стороны руководства эксплуатирующих организаций и организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям, за соблюдением обязательных требований в области использования атомной энергии;

низкий уровень подготовки персонала, в том числе в части знаний нормативных документов в области использования атомной энергии;

недостаток средств для обеспечения радиационной безопасности и физической защиты радиационно опасных объектов, в том числе банкротство организаций, эксплуатирующих радиационно опасные объекты.

4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать
воздействие на состояние подконтрольной среды

В качестве текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды, можно отметить:

ежегодный ввод в эксплуатацию энергоблоков нового поколения АЭС ВВЭР-1200 для замещения выбывающих мощностей (2017 г. - энергоблок N 1 Нововоронежской АЭС-2, 2018 г. - энергоблок N 1 Ленинградской АЭС-2, 2019 г. - энергоблок N 2 Нововоронежской АЭС-2, 2021 г. - энергоблок N 2 Ленинградской АЭС-2). В стадии сооружения находятся еще 2 энергоблока ВВЭР-ТОИ (энергоблоки N 1, N 2 Курской АЭС-2); опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-ЗОО);

останов и подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших свой ресурс. Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации энергоблок N 3 Нововоронежской АЭС в 2016 г., энергоблок N 1 Ленинградской АЭС - в 2018 г., энергоблок N 1 Билибинской АЭС - в 2019 г., энергоблок N 2 Ленинградской АЭС - в 2020 г., энергоблок N 1 Курской АЭС - в 2021 году;

реализация таких инновационных проектов, как "Прорыв" (нацелен на разработку и сооружение реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом), развитие водородной энергетики, разработка технологий и создание атомных станций малой мощности, создание термоядерных установок и гибридных термоядерных систем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 270 "О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации";

вывод из эксплуатации ИЯУ, выработавших свой ресурс. В 2018 г. выведены из эксплуатации критический стенд МАТР-2 в Физико-энергетическом институте и исследовательский реактор АСТ-1 в Научно-исследовательском институте атомных реакторов, в 2019 г. выведен из эксплуатации исследовательский реактор МР в РНЦ "Курчатовский институт";

недостаточный административный контроль со стороны должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, по соблюдению обязательных требований и условий действия лицензий, длительная и усложненная процедура проведения закупочных процедур на модернизацию и совершенствование систем физической защиты поднадзорных организаций, недостаток средств для обеспечения радиационной безопасности и физической защиты радиационно опасных объектов, в том числе - банкротство организаций, эксплуатирующих радиационно опасные объекты.

5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Направлены в федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации перечни типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.

Приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2022 г. N 473 утверждена и размещена на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Программа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год.

Приказом Ростехнадзора от 15 марта 2023 г. N 117 утвержден и размещен на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за 2022 год.

На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/list/pravovye-akty-soderzhashchie-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-otsenivaetsya-pri-provede/index.php), а также перечень действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/nuclear/).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 ноября 2023 г. N 397 внесены изменения в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-11), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. N 736.

Выпущены руководства по безопасности:

"Рекомендации по разработке, структуре и содержанию инструкции по ликвидации проектных аварий на атомных станциях" (РБ-023-23) (приказ Ростехнадзора от 23 мая 2023 г. N 191).

В 2023 году МТУ ЯРБ проводилась профилактическая работа с поднадзорными организациями по предупреждению и недопущению случаев аварийности и травматизма путем проведения семинаров, бесед, размещения информации на официальных, сайтах. Ежеквартально проводились публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в которых принимали участие в том числе представители поднадзорных организаций. Информация о проведенных обсуждениях размещена на официальных сайтах МТУ ЯРБ.

По всем выявленным в ходе проверок нарушениям специалисты Ростехнадзора проводили разъяснение обязательных требований в области федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. При выявлении нарушений, которые могли повлиять на безопасность объектов использования атомной энергии, составлялись протоколы о привлечении к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках профилактических мероприятий за 9 месяцев 2023 года МТУ ЯРБ было выдано 119 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.

6. Отчетные показатели

Таблица N 2

Отчетные показатели реализации ПОДПРОГРАММЫ 1 в сфере
компетенции Управления по регулированию безопасности атомных
станций и исследовательских ядерных установок

Наименование показателя
2022 г.
2023 г.
(на 15.11.2023)
Прогнозные значения на 2024 г.
Прогнозные значения на 2025 г.
Прогнозные значения на 2026 г.
Разработка руководств по безопасности
6
1
В соответствии с Госзаданием на 2024 г.
Ожидаемые значения 2025 г. будут уточнены по результатам оформления Госзадания
Ожидаемые значения 2026 г. будут уточнены по результатам оформления Госзадания
Степень выполнения федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. N 1248, в процентах
100
100
100
100
100
Обзоры правоприменительной практики
1
1
1
1
1

Таблица N 3

Отчетные показатели реализации ПОДПРОГРАММЫ 1 в сфере
компетенции Управления по регулированию безопасности
объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических
установок судов и радиационно опасных объектов

Наименование показателя
2022 г.
2023 г.
(на 15.11.2023)
Прогнозные значения на 2024 г.
Прогнозные значения на 2025 г.
Прогнозные значения на 2026 г.
Разработка федеральных норм и правил
2
1
1
1
1
Разработка руководств по безопасности
2
0
0
0
0
Проведение семинаров (вебинаров)
3
2
2
2
2

Таблица N 4

Отчетные показатели реализации ПОДПРОГРАММЫ 1 в сфере
компетенции Управления специальной безопасности

Наименование показателя
2022 г.
2023 г.
(на 15.11.2023)
Прогнозные значения на 2024 г.
Прогнозные значения на 2025 г.
Прогнозные значения на 2026 г.
Разработка руководств по безопасности
2
2
1
1
1
Обзоры правоприменительной практики
1
1
1
1
1

7. Перечень ответственных за организацию и проведение
профилактических мероприятий должностных лиц управлений
Ростехнадзора, осуществляющих федеральный государственный
надзор в области использования атомной энергии

Ф.И.О., должность
Контактные данные (телефон, электронная почта)
Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора
Радченко Василий Сергеевич,
и.о. начальника отдела оценок и лицензирования исследовательских ядерных установок
(495) 645-94-79 доб. (15 27)
V.S.Radchenko@gosnadzor.gov.ru
Лысенкова Анастасия Владимировна,
главный специалист-эксперт отдела инспекций исследовательских ядерных установок
(495) 645-94-79 доб. (64 85)
A.Lysenkova@gosnadzor.gov.ru
Исаев Николай Николаевич,
начальник отдела по надзору за системами управления, контроля и надежного электроснабжения
(495) 532-13-42
isaev@gosnadzor.gov.ru
Мацука Эдуард Федорович,
начальник отдела государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии
(495) 645-94-79 доб. (63 10)
E.Matsuka@gosnadzor.gov.ru
Ощепков Сергей Николаевич,
начальник отдела оценок и лицензирования атомных станций
(495) 532-13-39
S.Oshepkov@gosnadzor.gov.ru
Польдяев Владислав Александрович,
начальник отдела оценок и лицензирования новых блоков атомных станций
(495) 645-94-79 доб. (64 34)
V.Poldiaev@gosnadzor.gov.ru
Бочкарева Ольга Анатольевна,
начальник отдела инспекций атомных станций
(495) 645-94-79 доб. (64 27)
O.Bochkareva@gosnadzor.gov.ru
Ребров Евгений Павлович,
заместитель начальника отдела по надзору за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования
(495) 645-94-79 доб. (50 22)
E.P.Rebrov@gosnadzor.gov.ru
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Ростехнадзора
Белкин Дмитрий Юрьевич,
начальник управления
(495) 532-13-44
D.Belkin@gosnadzor.gov.ru
Новаков Игорь Григорьевич,
заместитель
начальника управления - начальник отдела
(в части мероприятий, касающихся радиационно опасных объектов)
(495) 645-94-79 доб. (64-66) I.Novakov@gosnadzor.gov.ru
Морев Михаил Николаевич,
начальник отдела
(в части мероприятий, касающихся предприятий ЯТЦ)
(495) 645-94-79 доб. (60-61)
M.Morev@gosnadzor.gov.ru
Захаренко Вадим Вадимович,
начальник отдела
(в части мероприятий, касающихся транспортирования радиоактивных материалов)
(495) 645-94-79 доб. (13-17)
V.Zaharenko@gosnadzor.gov.ru
Алехин Михаил Александрович,
начальник отдела
(в части мероприятий, касающихся судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания)
(495) 645-94-79 доб. (60 12) alehin@gosnadzor.gov.ru
Управление специальной безопасности Ростехнадзора
Боков Дмитрий Александрович,
начальник управления
(495) 532-15-06
D.Bokov@gosnadzor.ru
Симонов Артем Александрович,
и.о. начальника отдела по надзору за обеспечением физической защиты на радиационно опасных объектах и за состоянием антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии
(495) 645-94-79 доб. (60 01)
A.Simonov@gosnadzor.gov.ru
Ковалев Константин Владимирович,
заместитель начальника отдела по регулированию физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов
(495) 645-94-79 доб. (60 59)
Kovalev@gosnadzor.gov.ru
Новак Игорь Анатольевич,
начальник отдела по надзору за системами государственного учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ
(495) 645-94-79 доб. (64 03)
I.Novak@gosnadzor.gov.ru
Горин Сергей Владимирович,
советник отдела по регулированию физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов
(495) 645-94-79 доб. (51 20)
S.Gorin@gosnadzor.gov.ru
Плюснина Валерия Алексеевна,
советник отдела по надзору за системами государственного учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ
(495) 645-94-79 доб. (60 63)
V.Plusnina@gosnadzor.gov.ru

8. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований на 2024 год

N
Наименование мероприятия
Периодичность проведения
Поднадзорные субъекты
Ожидаемые результаты
1
Разработка в 2024 году руководств по безопасности при использовании атомной энергии, содержащих рекомендации по исполнению обязательных требований, предусмотренных Федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1248
В соответствии с Госзаданием на 2024 год
Организации, эксплуатирующие атомные станции и исследовательские ядерные установки, и организации, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
2
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в отношении атомных станций и исследовательских ядерных установок
Один раз в год
Организации, эксплуатирующие атомные станции и исследовательские ядерные установки, и организации, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов о практике правоприменения
3
Разработка проекта федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания" (взамен НП-037-11)
В течение года
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
4
Проведение семинаров:
"Проблемные вопросы при регулировании безопасности радиационно опасных объектов";
"Вопросы соблюдения обязательных требований в области использования атомной энергии";
"Актуальные вопросы надзора за безопасностью объектов ядерного топливного цикла"
В течение года
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
5
Подготовка ответов на поступившие от организаций запросы относительно выполнения обязательных требований
По мере поступления запросов от организаций
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
6
Проведение профилактических мероприятий при плановых проверках организаций, включая разъяснение процедур контрольных мероприятий
В соответствии с планом проведения плановых проверок
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
7
Проведение рабочих совещаний с лицензиатами по вопросам выполнения условий действия лицензий (далее - УДЛ) или внесения изменений в УДЛ
В течение года, по мере необходимости
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов
8
Актуализация и размещение на официальном сайте Ростехнадзора ответов на наиболее распространенные вопросы, касающиеся выполнения обязательных требований
В течение года, по результатам анализа поступивших вопросов
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
9
Участие сотрудников Ростехнадзора в совещаниях по вопросам ядерной и радиационной безопасности
В течение года, при поступлении приглашения
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
10
Участие сотрудников Ростехнадзора в совещаниях, проводимых эксплуатирующими организациями (ФГУП "РАДОН"
и ФГУП "НО РАО"
По мере поступления информации
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях, снижение числа нарушений нормальной эксплуатации объектов ядерного топливного цикла
11
Рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов, проведение их анализа
В течение года, по мере необходимости
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
12
Подготовка и размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие
В течение года, по мере необходимости
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
13
Размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" руководств по безопасности, актуализированных методических ведомственных документов (положений, инструкций, методических рекомендаций) по соблюдению обязательных требований
В течение года
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
14
Размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня частых нарушений обязательных требований в сфере надзора за состоянием учета, контроля и физической защиты
В течение года, по мере необходимости
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
15
Направление в федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации перечня типовых и массовых; нарушений обязательных требований, с возможными мероприятиями но их устранению, в сфере надзора за системами учета, контроля и физической защиты
В течение года
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

ПОДПРОГРАММА 2

Профилактика нарушений обязательных требований в рамках
осуществления федерального государственного надзора
за деятельностью саморегулируемых организаций в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства, реконструкции, капитального
ремонта, сноса объектов капитального строительства

1. Цели и задачи проведения профилактической работы

Целями проведения профилактических мероприятий в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства являются:

1) предупреждение нарушений саморегулируемыми организациями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

2) создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба;

3) повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

4) снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

5) повышение прозрачности системы федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;

6) снижение издержек как контрольных (надзорных) органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольной (надзорной) деятельности исключительно путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Задачами проведения профилактических мероприятий являются:

1) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям (или инициирующих нарушения) саморегулируемыми организациями обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях;

2) установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от признаков, характерных для подконтрольных субъектов;

3) формирование единообразного понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности.

2. Анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 1 декабря 2023 г.)

Согласно пункту 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202, Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования.

За период с 1 января 2023 года по 1 декабря 2023 года из Национальных объединений саморегулируемых организаций в Ростехнадзор поступило 2 заявления некоммерческих организаций, по результатам рассмотрения которых в государственный реестр саморегулируемых организаций внесены сведения о 2 саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

За период с 1 января 2023 года по 1 декабря 2023 года Ростехнадзором из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" исключены сведения о 2 саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

По состоянию на 1 декабря 2023 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций содержатся сведения о 444 саморегулируемых организациях, в том числе:

саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания - 47;

саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации - 171;

саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство - 226.

Территориальными органами Ростехнадзора в 2023 году в отношении саморегулируемых организаций проведено 47 плановых проверок, в ходе которых выявлено 498 нарушений, 12 внеплановых проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний.

Распределение саморегулируемых организаций в области инженерных изыскании, архитектурно-строительного проектировании, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по федеральным округам Российской Федерации

С - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство;

П - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

И - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания.

3. Наиболее значимые риски

Типовые нарушения обязательных требований
Степень риска причинения вреда
Тяжесть последствий
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов
Средняя
Отсутствие обязательных к исполнению требований как для органов управления саморегулируемой организации, так и для ее членов
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований к членству
Средняя
Допуск на соответствующий рынок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не соответствующих установленным законодательством требованиям, что повышает вероятность некачественного выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда
Несоблюдение сам о регулируемой организацией требований по формированию компенсационных фондов саморегулируемой организации в установленном размере и размещению на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях в установленном порядке
Высокая
1. Невозможность возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
2. Невозможность возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.
3. Отсутствие компенсационных фондов является одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, что ведет к потере права заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых договоров подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства до вступления в другую саморегулируемую организацию
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований информационной открытости:
ведение реестра членов с нарушениями;
неразмещение или несвоевременное размещение решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления сам о регулируемой организации, внутренних документов, сведений о компенсационных фондах и т.д.
Низкая
Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц, как следствие - снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда
Непредставление сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в орган надзора за саморегулируемыми организациями
Средняя
Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц, как следствие - снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда

4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать
воздействие на состояние подконтрольной среды

Текущими и ожидаемыми тенденциями являются повышение информированности поднадзорных организаций по вопросу соблюдения обязательных требований, снижение количества нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях вследствие проведения Ростехнадзором профилактических мероприятий, семинаров, направления разъяснительных писем, консультирование.

5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере строительства.

Регулярно проводится актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации.

В целях профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении надзора за саморегулируемыми организациями Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается методологическая помощь территориальным органам Ростехнадзора в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также:

направлены регуляторные письма с разъяснениями положений нормативных актов, изменений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях, позиции Минстроя России в части применения положений Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесены изменения в том числе в статью 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";

разработан и направлен территориальным органам Ростехнадзора Порядок восполнения саморегулируемыми организациями компенсационных фондов в связи с размещением в российских кредитных организациях, у которых до 1 сентября 2017 года была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В целях снижения рисков и обеспечения единообразия в подходах при проведении территориальными органами Ростехнадзора контрольных (надзорных) мероприятий в отношении саморегулируемых организаций, а также осуществления методологического сопровождения проведения плановых проверок в 2023 году введен алгоритм согласования в центральном аппарате Ростехнадзора проектов актов плановых проверок саморегулируемых организаций.

В 2023 году центральным аппаратом Ростехнадзора проведено пять семинаров (вебинаров) с территориальными органами Ростехнадзора по вопросам совершенствования контрольной (надзорной) деятельности при осуществлении федерального государственного строительного надзора.

В целях выработки единых подходов при осуществлении контрольной (надзорной) и профилактической деятельности, а также оптимизации форм оперативного взаимодействия с центральным аппаратом в территориальных органах Ростехнадзора назначены кураторы, ответственные за организацию контрольной (надзорной) деятельности саморегулируемых организаций и осуществляющие контроль за согласованием результатов и своевременным предоставлением достоверной, информации.

За разъяснениями требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях в Ростехнадзор обращаются граждане, юридические лица, члены саморегулируемых организаций, саморегулируемые организации, в ходе рассмотрения обращений которых даются разъяснения по вопросам, касающимся деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (около 250 обращений за 2023 год).

Проводятся консультации с саморегулируемыми организациями по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, а также в части рекомендаций по проведению необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

В рамках профилактических мероприятий за 2023 г. центральным аппаратом Ростехнадзора саморегулируемым организациям было направлено 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии с утвержденным центральным аппаратом Ростехнадзора порядком проведения мониторинга территориальные органы и центральный аппарат Ростехнадзора осуществляют проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям законодательством Российской Федерации, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных обязательных требований, в том числе анализа поступивших в Ростехнадзор документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В 2023 году проведено систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований 128 саморегулируемых организаций.

В рамках систематического наблюдения за исполнением обязательных требований по раскрытию информации, предъявляемых к саморегулируемым организациям законодательством Российской Федерации, проводится мониторинг документов и сведений, размещаемых саморегулируемой организацией на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на предмет соответствия требованиям статьи 55.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7 и 7.1 Федерального закона 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и приказа Минэкономразвития России от 14 октября 2020 г. N 678 "Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций".

По итогам проведения систематического наблюдения в случае выявления нарушений саморегулируемая организация информируется о необходимости устранения нарушений законодательства Российской Федерации. Результаты проведения систематического наблюдения используются при проведении и планировании проверок саморегулируемых организаций.

6. Отчетные показатели

Наименование показателя
2022 г.
2023 г.
Прогнозное значение на 2024 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Прогнозное значение на 2026 г.
Количество саморегулируемых организаций, соответствующих требованиям статьи 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, от общего количества саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций
90%
90%
95%
95%
95%

7. Перечень должностных лиц Управления государственного
строительного надзора Ростехнадзора, ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий

Ф.И.О., должность
Контактные данные (телефон, электронная почта)
Чиркова Татьяна Анатольевна, заместитель начальника Управления
(495) 645-94-79 доб. (39-63)
T.Chirkova@gosnadzor.gov.ru

8. План мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований на 2024 год при осуществлении
федерального государственного надзора за деятельностью
саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий,
архитектурно-строительного проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов
капитального строительства

N
Наименование мероприятия
Периодичность проведения
Поднадзорные субъекты
Ожидаемые результаты
1
Направление писем с целью разъяснения позиции Ростехнадзора по актуальным вопросам в сфере деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
Постоянно, в течение года
Саморегулируемые организации
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
2
Обобщение и анализ правоприменительной практики
Ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Саморегулируемые организации
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
3
Проведение систематического наблюдения
Постоянно, в течение года
Саморегулируемые организации
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
4
Актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора информации
Постоянно, в течение года
Саморегулируемые организации
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
5
Проведение вебинара с территориальными органами
Ежеквартально
Саморегулируемые организации
Повышение качества проведения контрольных (надзорных) мероприятий
6
Проведение совещания с саморегулируемыми организациями
Один раз в год по согласованию
Саморегулируемые организации
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях

ПОДПРОГРАММА 3

Профилактика нарушений обязательных требований в рамках
осуществления федерального государственного надзора
за деятельностью саморегулируемых организаций в области
энергетического обследования

1. Цели и задачи проведения профилактической работы

Целями проведения профилактических мероприятий в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования являются:

1) предупреждение нарушений саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, влекущих нарушения обязательных требований;

2) создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение нагрузки на поднадзорные саморегулируемые организации;

3) повышение прозрачности системы федерального государственного надзора;

4) снижение издержек как органа государственного контроля (надзора), так и поднадзорных саморегулируемых организаций по сравнению с проведением исключительно, проверок.

Задачами проведения профилактических мероприятий являются:

1) инвентаризация поднадзорных саморегулируемых организаций;

2) выявление причин, факторов и условий, влекущих нарушения саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях;

3) формирование единообразного понимания обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях у поднадзорных саморегулируемых организаций и Ростехнадзора.

2. Анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 15 ноября 2023 г.)

Полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования переданы Ростехнадзору в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. N 283 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2019 г. N 45", вступившим в силу 11 марта 2021 г.

В 2022 году плановые проверки деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования не проводились (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля").

В 2023 году плановые проверки деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования не проводились.

В соответствии с государственным реестром саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее - Реестр) по состоянию на 15 ноября 2023 г. деятельность в области энергетического обследования осуществляют 80 саморегулируемых организаций.

За период с 1 января 2023 г. по 15 ноября 2023 г. шесть саморегулируемых организаций исключены из Реестра в связи с прекращением деятельности юридических лиц в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".

Заявления о внесении сведений о некоммерческой организации в Реестр в Ростехнадзор не поступали.

3. Наиболее значимые риски

Наиболее значимыми рисками в сфере федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования являются:

недостоверность результатов энергетического обследования и как следствие - причинение убытков контрагентам членов саморегулируемых организаций (физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления) в связи с недостоверностью результатов энергетического обследования;

нарушение прав и законных интересов лиц (физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления) в связи с недостоверностью результатов энергетического обследования;

нарушение конституционных прав граждан и юридических лиц на получение информации (отсутствие информации о результатах энергетического обследования у лиц, не участвующих в правоотношениях по проведению энергетического обследования, но на права и законные интересы которых оказывают влияние результаты энергетического обследования; получение данными лицами недостоверных данных об обследованных объектах по причине некачественного обследования; непредставление или представление недостоверных данных для размещения в ГИС "Энергоэффективность" и т.д.).

4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать
воздействие на состояние поднадзорной среды

Текущими и ожидаемыми тенденциями являются повышение информированности поднадзорных организаций по вопросу соблюдения обязательных требований, снижение количества нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях вследствие проведения Ростехнадзором профилактических мероприятий, семинаров, направления разъяснительных писем.

5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

В целях профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа, регулярно проводится актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации.

В 2023 году в адрес 6 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования направлены разъяснения о порядке выполнения обязательных требований по внесению необходимых изменений в сведения о саморегулируемых организациях, содержащиеся в Реестре.

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:

перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за 2022 год.

6. Отчетные показатели

Показатель
2022 г.
2023 г.
(на 15.11.2023)
Прогнозное значение на 2024 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Прогнозное значение на 2026 г.
Количество саморегулируемых организаций, соответствующих требованиям статьи 18 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от общего количества саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
Нет сведений
Нет сведений
85%
90
95%

7. Перечень должностных лиц Управления государственного
энергетического надзора Ростехнадзора, ответственных
за организацию и проведение мероприятий ПОДПРОГРАММЫ 3

Ф.И.О., должность
Телефон, электронная почта
Самородов Александр Вячеславович, заместитель начальника отдела по надзору за электроустановками потребителей и энергосбережением
(495) 645-94-79 доб. (60 56)
A.Samorodov@gosnadzor.gov.ru

8. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований на 2024 год

N
Наименование мероприятия
Периодичность проведения
Поднадзорные субъекты
Ожидаемые результаты
1
Информирование некоммерческих организаций, саморегулируемых организаций в области энергетического обследования по вопросам соблюдения обязательных требований посредством направления писем с целью разъяснения позиции Ростехнадзора по актуальным вопросам в сфере саморегулирования
В течение года
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
2
Актуализация размещенного на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов (их отдельных частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
В течение года
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
3
Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обзора правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
1 раз в год
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях