См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2021 г. N 311
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
В ОТНОШЕНИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ
В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность приказываю:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ.
2. Признать утратившим силу приказ от 26 февраля 2021 г. N 72 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению выездных проверок опасных производственных объектов предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ".
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 16 сентября 2021 г. N 311
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
В ОТНОШЕНИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ (далее - Рекомендации), разработаны в целях установления единообразного подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в должностные обязанности которых, в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом, входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.
3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".
4. Права и обязанности должностных лиц контрольного (надзорного) органа определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В Рекомендациях используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
6. Правовые основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
иные нормативные правовые акты, указанные в приказе Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
7. При планировании и проведении проверок учитываются имеющиеся сведения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, из администраций субъектов Российской Федерации, а также поступившая информация от организаций и граждан.
Для объектов со сложными дифференцированными технологическими производственными процессами комиссия из числа должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, может формироваться с включением в состав лиц, осуществляющих надзор за подъемными сооружениями, оборудованием, работающим под давлением, техническим состоянием электрооборудования и иные виды надзора, при необходимости.
II. Перечень контрольных вопросов
8. Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
9. При организации выездных проверочных мероприятий в отношении объектов предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ (далее - объект) учитывается следующий перечень контрольных вопросов:
назначение объекта, включая условия пользования (режимности);
особенности размещения объекта;
наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;
техническое состояние объекта;
соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации;
аварийность и статистика инцидентов на объекте;
потенциальная опасность для населения и размер возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при аварии на объекте;
наличие травматизма при эксплуатации объектов.
10. При осуществлении выездных проверочных мероприятий должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов предусматривается оценка:
рассматриваемой организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям;
состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;
выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;
представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности, технического регулирования;
сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект, обязательных требований промышленной безопасности;
результатов работы комиссий по расследованию причин инцидентов на объекте;
соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
состояния аттестации специалистов в области промышленной безопасности юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект;
соблюдения требований к ведению газоопасных, огневых, ремонтных и сварочных работ;
выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте, профилактике аварий, повреждений и инцидентов;
корректности идентификации опасного производственного объекта, а также сведений, характеризующих опасный производственный объект;
соблюдения требований обоснования безопасности в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта;
внесения в соответствии с заключениями экспертиз промышленной безопасности о неполном соответствии объектов экспертизы установленным требованиям изменений в документацию или выполнения мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений;
организации обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на объекте;
осуществления иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
III. Подготовка к проведению выездного контрольного
(надзорного) мероприятия
11. Перед выездной проверкой анализируется имеющаяся информация о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности по обеспечению безопасности объектов, находящихся в эксплуатации проверяемой организации.
12. Основой для информации о состоянии промышленной безопасности объектов служат:
результаты мероприятий по контролю (приказы (распоряжения) о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, копия предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях, заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле и иные документы), хранящиеся в соответствующих контрольно-наблюдательных делах;
информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора;
сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;
анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве.
IV. Перечень документов, рассмотрение которых необходимо
для достижения целей и задач проведения выездных
контрольных (надзорных) мероприятий
13. Для достижения целей и задач проведения выездных проверок рассматриваются следующие документы и (или) информация:
учредительные и правоустанавливающие документы;
документы о назначении на должность руководителя юридического лица или документы, подтверждающие полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица (доверенность, подтверждающая полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица);
утвержденная организационная структура и штатное расписание организации, а также сведения об укомплектованности штата в процентном соотношении;
документы и информация, подтверждающие своевременное выполнение предписаний Ростехнадзора;
должностные инструкции руководителя проверяемого лица (его заместителей), а также работников и специалистов организации, ответственных за обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности;
договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
документация на вывод из эксплуатации, консервацию и утилизацию производств и объектов;
акты приемочных комиссий;
документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, или реквизиты положительных заключений экспертиз промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 4, 7, 8 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
документы, подтверждающие право владения земельным участком и имущественным комплексом (оборудованием, производственными помещениями);
проектная документация с учетом внесенных изменений (при наличии) на строительство, реконструкцию (расширение) или капитальный ремонт объектов капитального строительства; документация на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов;
заключения экспертиз проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, документации на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов;
декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (при наличии);
заключения экспертизы на декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (при наличии);
документы по организации и осуществлению производственного контроля и сведения о работниках, уполномоченных на его осуществление;
документы по созданию системы управления промышленной безопасностью;
копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность;
документы, подтверждающие сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сведения по антикриминальной и антитеррористической защищенности объектов (охрана, состояние ограждения, сигнализация, специальные ограничения, оформление нарядов-допусков на опасные работы, в том числе для сторонних организаций);
сведения, подтверждающие соблюдение или отклонения от порядка расположения зон безопасности объектов и безопасных расстояний до других объектов, а также до зон жилой застройки, транспортных объектов, объектов инфраструктуры селитебных и промышленных зон;
сведения о наличии и учете аварий, инцидентов и несчастных случаев, профилактических и предупредительных мерах;
сведения о номенклатуре и объемах продукции;
программы по строительству новых установок, цехов, реконструкции действующих производств, внедрение систем и средств автоматизации и механизации;
технологические регламенты;
сведения о разработчике технологических процессов;
распорядительные документы организации о разработке программ инструктажей по безопасности, оформление их результатов. Документы о прохождении рабочих инструктажей по безопасности и стажировок на рабочем месте. Допуски к самостоятельной работе;
документы, подтверждающие организацию подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (работников опасных производственных объектов), инженерно-технического персонала и руководящего состава организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (сведения о создании аттестационной комиссии в организации, протоколы и удостоверения руководителей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, прошедших аттестацию, о получении дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, графики аттестации, документы, определяющие порядок проведения аттестации);
документы, подтверждающие отсутствие у работников медицинских противопоказаний к указанной работе;
производственная документация по организации и проведению ремонтных работ;
акты приемки оборудования из ремонта;
дефектные ведомости;
протоколы и акты испытаний;
эксплуатационные паспорта и ремонтные журналы на оборудование;
графики технического освидетельствования и диагностирования оборудования;
документы, подтверждающие проведение работ по контролю состояния зданий, сооружений, испытательных и технологических стендов, транспортных средств и оборудования (техническое диагностирование, продление сроков службы, ремонт или вывод из эксплуатации и утилизация) собственными силами или сторонними организациями;
документы, подтверждающие планы по новому строительству, реконструкции (расширению), техническому перевооружению действующих установок или производств (перспективные на длительные сроки); сведения о наличии проектов (договоров на проектирование), разрешений на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию;
сведения о наличии и функционировании приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах, в том числе локальные меры по дистанционному контролю (видеонаблюдение и протоколирование) и их соответствие установленным требованиям промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, реквизиты положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности, документы, подтверждающие выполнение положений обоснования безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (в случае наличия обоснования безопасности);
сведения о наличии фонда нормативной документации, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, порядок его ведения, учета и актуализации;
документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены опасные производственные объекты;
документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах;
документы, подтверждающие предотвращение проникновения на объекты посторонних лиц;
производственные инструкции;
документы, подтверждающие допуск к работе на опасных производственных объектах лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе (в том числе к работам повышенной опасности);
документы, подтверждающие согласование внесения изменений в конструкцию технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасных производственных объектах, с разработчиком (проектировщиком);
документы, подтверждающие оценку соответствия технических устройств (сведения о соблюдении порядка применения технических устройств), применяемых на опасных производственных объектах (сертификаты соответствия, декларации о соответствии, разрешения на применение), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
документы и (или) информация о наличии, контроле функционирования необходимых приборов и систем блокировки, контроля, управления и защиты технологических процессов, безопасности производственных процессов, производственной и аварийной сигнализации;
документы и (или) информация, подтверждающие соответствие приборов и систем контроля метрологическим требованиям, а также устанавливающие контроль за их метрологическим обеспечением (графики поверки, свидетельства о поверке средств измерения, наличие на приборах клейм);
документы, подтверждающие оценку технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, заключающуюся в определении степени повреждения (категории технического состояния) и возможности их дальнейшей эксплуатации по прямому или измененному (при техническом перевооружении) функциональному назначению;
документы, подтверждающие проведение диагностики, испытаний, освидетельствований и экспертиз сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
документы, подтверждающие организацию и проведение планово-предупредительного ремонта оборудования на опасных производственных объектах, регламентных работ в отношении технических устройств (организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования) (графики ремонтов, копии дефектных ведомостей, акты приемки оборудования из ремонта, сертификаты на вновь установленные детали и узлы, протоколы, акты испытаний, эксплуатационные паспорта, ремонтные журналы оборудования, программные средства, копии руководств по эксплуатации), а также огневых и газоопасных работ;
сведения об износе оборудования, замене оборудования при проведении работ по модернизации опасных производственных объектов;
документы и (или) информация, подтверждающие наличие нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правил ведения работ на опасных производственных объектах;
документы и (или) информация о выполнении мероприятий, установленных по результатам экспертиз промышленной безопасности;
техническая и эксплуатационная документация на технические устройства;
наряды-допуски на производство работ (работ повышенной опасности, огневых работ);
документы, содержащие сведения об опасных веществах (газах), участвующих в технологических процессах (образующихся при осуществлении производственного процесса), и подтверждающие, в случае наличия таких веществ (газов), разработку организацией мер защиты персонала от воздействия этих веществ при взрывах, пожарах и других авариях;
документы, подтверждающие отсутствие у персонала, связанного с эксплуатацией объектов, медицинских противопоказаний к работе.
При планировании и проведении проверок учитываются все имеющиеся сведения из других органов власти (прокуратуры, МЧС России, ФСБ России, администраций регионов и т.д.) о наличии перспективных планов реконструкции предприятий, внедрении наилучших доступных технологий, механизации и минимизации ручного труда, повышении степени оснащенности средствами противоаварийной защиты и др.
V. Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых
и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного
информационного взаимодействия
14. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций в соответствии с межведомственным перечнем запрашиваются и получаются следующие документы (информация):
сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию;
сведения из разрешения на строительство;
сведения из разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
выписка из реестра федерального имущества;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимого имущества;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;
кадастровая выписка об объекте недвижимости;
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
кадастровый план территории;
копия свидетельства о поверке средств измерений;
копия свидетельства об утверждении типа средств измерений;
сведения из реестра аккредитованных лиц;
сведения из реестра сертификатов соответствия;
сведения из реестра деклараций о соответствии;
сведения из реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;
сведения из реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;
сведения из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
сведения из национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных в единой форме;
сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС), Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ), установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;
сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
VI. Проверки защищенности опасных производственных объектов
от терроризма и чрезвычайных ситуаций
15. При проведении проверки в части достаточности мер по защищенности опасных производственных объектов от терроризма и чрезвычайных ситуаций рассматриваются:
паспорт безопасности опасного производственного объекта (при наличии);
план антитеррористической защищенности объектов предприятия;
план проведения учебно-тренировочных занятий на текущий год;
план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных событий природного и техногенного характера, локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объектах предприятия, распорядительный документ, определяющий персональный состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объектов предприятия;
состав сил (нештатных и штатных аварийно-спасательных формирований, групп ликвидации аварийных ситуаций) и материальных средств, привлекаемых к локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, инцидентов на объектах предприятия. Готовность к применению по назначению, проведение учебно-тренировочных занятий;
укомплектованность резервов материальных запасов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, аварий и инцидентов;
состояние периметрального ограждения опасного производственного объекта или производственной площадки;
наличие охраны опасного производственного объекта и внутрипропускного режима;
наличие и функционирование систем связи и оповещения;
наличие специальных устройств, ограничивающих движение транспортных средств;
наличие канала связи с органами Росгвардии, МВД России, МЧС России.
VII. Проведение выездных контрольных
(надзорных) мероприятий
16. При организации и осуществлении выездных контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются:
1) изучение информации, содержащейся в эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, перечень и объем которой определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими требования по безопасному проведению работ на объектах, а также нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, в целях недопущения возможного сокрытия фактов возникновения происшествий, нештатных ситуаций, которые по совокупности признаков могут быть отнесены к инцидентам или авариям.
В случае выявления подобных фактов предпринимаются соответствующие меры реагирования;
2) обход и осмотр зданий, сооружений, помещений на объекте, территории или частей территории на объекте, его цехов, участков, площадок, эстакад, трубопроводов, технических устройств, средств и оборудования;
3) проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;
4) проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
5) проверка мест хранения опасных веществ на соответствие проектной, эксплуатационной документации, норм загрузки, указанных в технологическом регламенте;
6) проверка объектов, на которых осуществляются технологические процессы, связанные с транспортированием опасных веществ, на соответствие состояния зданий и сооружений (их проектное предназначение), систем и средств контроля противоаварийной защиты технологических объектов, соблюдение производственной и технологической дисциплины) нормативным требованиям;
7) оценка организации и проведения работ повышенной опасности и огневых работ на территории объекта, вне зависимости от того, осуществляются они работниками эксплуатирующей или подрядной организации;
8) учет информации, содержащейся в заключениях экспертиз промышленной безопасности, в том числе о неполном соответствии технических устройств, зданий и сооружений на объекте требованиям промышленной безопасности, а также о реализации мероприятий, указанных в данных заключениях, при оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на объекте.
В случае выявления нарушений в данной сфере принимаются незамедлительные меры по приостановке эксплуатации таких технических устройств, зданий и сооружений, а также предусмотренные законодательством меры к экспертной организации, подготовившей заключение экспертизы промышленной безопасности, имеющее признаки заведомо ложного;
9) оценка наличия разработанных внутренних распорядительных документов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования безопасного проведения работ на объектах, а также локальных документов (инструкций, положений, регламентов) и их соответствия требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
10) оценка исполнения технологических регламентов по осуществлению производственных процессов;
11) оценка квалификации персонала, в том числе посредством опросов, получением письменных объяснений, проведением экспериментов;
12) оценка соблюдения требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в части полноты и достоверности представляемых сведений, на основании которых осуществлена идентификация и регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением класса опасности;
13) оценка работы служб производственного контроля в части соблюдения ими требований к организации и осуществлению мероприятий, предусмотренных положениями о производственном контроле;
14) особое внимание уделяется оценке выполнения обязательных требований по обеспечению безопасности при проведении работ повышенной опасности, разработке мер защиты персонала от воздействия опасных веществ (газов) при взрывах, пожарах и других авариях при осуществлении производственного процесса образования этих веществ на производственной площадке;
15) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов, аналогичных тем объектам, на которых произошли аварии и случаи смертельного травматизма, особое внимание уделяется выявлению нарушений требований промышленной безопасности, явившихся причинами (предпосылками) ранее зарегистрированных событий.
VIII. Оформление результатов выездных контрольных
(надзорных) мероприятий
17. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющим (осуществляющими) проверку, составляется акт в соответствии с типовой формой акта проверки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
18. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.
19. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия. Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
20. В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Ростехнадзор направляет акт контролируемому лицу в установленном порядке.
21. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
22. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
23. В случае выявления Ростехнадзором при проведении проверки нарушений обязательных требований контролируемым лицом в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, следует:
1) выдать после оформления акта проверки контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
3) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
4) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
24. Сроки выполнения предписания устанавливаются исходя из характера выявленного нарушения, степени его влияния на обеспечение промышленной безопасности, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений.
25. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) Ростехнадзора, осуществляющим (осуществляющими) проверку, при выявлении признаков административного правонарушения принимаются меры, предусмотренные положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
IX. Анализ результатов контрольных (надзорных)
мероприятий и их использование
26. Анализ и комплексное использование результатов контрольных (надзорных) мероприятий, содержащих информацию о состоянии промышленной безопасности объектов, а также выполнения планов мероприятий по доведению этих объектов до нормативных требований промышленной безопасности являются важным условием обеспечения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
27. В случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности применяются жесткие административные меры, вплоть до приостановления деятельности, в случаях выявления грубых нарушений или при неоднократных нарушениях, с угрозами аварийности и травмирования персонала, материалы направляются в суды для дисквалификации должностных лиц предприятий, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов.
28. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (должностными лицами) территориального органа Ростехнадзора, осуществляющим (осуществляющими) проверку, при выявлении административного правонарушения и отсутствии необходимости проведения административного расследования составляется протокол об административном правонарушении и (или) постановление о назначении административного наказания в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о назначении административного наказания не выносится в случае направления соответствующих материалов в суд.
29. В качестве профилактических мер рекомендуется организация и регулярное проведение совещаний с должностными лицами поднадзорных предприятий с анализом нарушений промышленной безопасности и условий их возникновения, а также своевременная выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
30. После завершения проверки территориальным управлением в центральный аппарат Ростехнадзора (при наличии соответствующего поручения) представляется отдельный блок информации с анализом причин и условий, приведших или способствующих нарушениям обязательных требований. Анализ формируется на основе собственных результатов контроля и материалов, запрашиваемых у проверяемых организаций, в том числе как возможные: эксплуатация морально устаревших типов оборудования и видов технологий, низкий уровень механизации, автоматизации и контролепригодности производственных процессов, низкая эффективность производственного контроля и систем управления промышленной безопасностью, недисциплинированность или недостаточная квалификация специалистов и персонала предприятий, несвоевременность планирования и проведения обслуживания и ремонтов, отсутствие системной актуализации технологической и эксплуатационной документации, низкий уровень менеджмента в организации, отсутствие влияния и содействия в решении вопросов безопасности (в том числе в части обеспечения финансово-материальными ресурсами) вышестоящих управляющих структур (компаний, собственников).
31. В годовом отчете о деятельности территориального органа Ростехнадзора и полугодовой справке о состоянии регулирующей деятельности и безопасности на объектах, поднадзорных территориальному органу Ростехнадзора, в соответствующем разделе представляется отдельный блок информации с анализом причин и условий, приведших или способствующих нарушениям обязательных требований.