См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 16 апреля 2024 г. N 127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении государственного энергетического надзора.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2021 г. N 70 "Об утверждении Положения об Управлении государственного энергетического надзора";

приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 марта 2021 г. N 114 "О внесении изменений в Положение об Управлении государственного энергетического надзора".

Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 16 апреля 2024 г. N 127

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА

I. Общие положения

1. У правление государственного энергетического надзора (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба).

Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

Управление подчиняется руководителю Службы (далее - руководитель).

Деятельность Управления непосредственно курирует заместитель руководителя Ростехнадзора в соответствии с распределением обязанностей.

2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, нормативными правовыми и правовыми актами Ростехнадзора, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Управление осуществляет свою деятельность в пределах установленных полномочий непосредственно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, также с его территориальными органами, подведомственными Службе организациями.

4. Основными задачами Управления являются:

организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики;

организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения;

организация и осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);

организация и осуществление федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

II. Функции

5. Управление осуществляет в установленном порядке следующие функции:

5.1. Проводит анализ практики применения законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, представляет предложения по совершенствованию указанных актов в установленной сфере деятельности.

5.2. Разрабатывает нормативные правовые акты, относящиеся к сфере деятельности Управления.

5.3. Участвует в разработке нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Службы.

5.4. Готовит предложения в части разработки и пересмотра нормативных правовых актов, рассматривает и согласовывает в части, относящейся к сфере деятельности Управления, проекты актов, разработанные другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, федеральными органами исполнительной власти.

5.5. Выполняет функции заказчика научно-исследовательских работ, проводимых с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов.

5.6. Проводит анализ работы территориальных органов Ростехнадзора и подведомственных Ростехнадзору организаций в пределах компетенции Управления.

5.7. Осуществляет контроль и методическое руководство деятельностью территориальных органов Ростехнадзора и подведомственных Ростехнадзору организаций в пределах компетенции Управления.

5.8. Участвует в работе комиссий по проверке выполнения территориальными органами Ростехнадзора и подведомственными Ростехнадзору организациями возложенных на них функций.

5.9. Организует и проводит контрольные (надзорные) мероприятия за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

5.10. Осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, обязательных требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, связанных с планированием и производством переключений на объектах электроэнергетики и в энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, предотвращением и ликвидацией аварийных электроэнергетических режимов, а также требований к подготовке и подтверждению готовности работников к работе в сфере электроэнергетики, требований к безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда, требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

за соблюдением субъектами электроэнергетики, осуществляющими эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения и правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также правил по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;

за соблюдением теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также правилами по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;

за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за соблюдением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных статьями 36, 38 - 40 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в части зданий и сооружений гидротехнических сооружений;

за соблюдением саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных федеральными законами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

за соблюдением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

5.11. Осуществляет оказание государственных услуг: по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

по предоставлению сведений из Российского регистра гидротехнических сооружений;

по утверждению деклараций безопасности гидротехнических сооружений I и II класса, находящихся в эксплуатации;

по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

5.12. Осуществляет методическое сопровождение в рамках установленных полномочий при оказании территориальными органами Ростехнадзора государственных услуг, а также мониторинг их оказания, в том числе:

государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

государственной услуги по выдаче заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям;

государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) до 1 сентября 2024 г. в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 мая 2023 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

5.13. Осуществляет контроль и сопровождение осуществления территориальными органами Ростехнадзора следующих видов разрешительной деятельности:

по подтверждению готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики;

по подтверждению готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения;

по согласованию границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

5.14. Осуществляет рассмотрение жалоб, поступающих в подсистему "Досудебное обжалование" Государственной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", а также рассмотрение сообщений, направленных посредством Платформы обратной связи.

5.15. Участвует в составе Центральной аттестационной комиссии по рассмотрению апелляций на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий.

5.16. Формирует комиссию, назначаемую в соответствии с приказом Ростехнадзора от 11 мая 2023 г. N 176 "Об утверждении положения о комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по подтверждению знаний требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики и требований безопасности в сфере теплоснабжения" (далее - проверка знаний), и осуществляет проверку знаний работников центрального аппарата Ростехнадзора, председателей (заместителей председателей), работников, назначаемых в состав комиссии территориальных органов Ростехнадзора.

5.17. Согласовывает положения о комиссиях территориальных органов Ростехнадзора по подтверждению знаний требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопримающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики и требований безопасности в сфере теплоснабжения.

5.18. Участвует в обеспечении формирования и представления в Федеральное агентство водных ресурсов:

сведений о поднадзорных гидротехнических сооружениях, расположенных на водных объектах;

сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений;

сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты;

сведений об иных сооружениях, расположенных на водных объектах.

5.19. Организует проведение государственной экспертизы деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.

5.20. Формирует и ведет базу данных деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений I и II класса, контролирует сроки представления деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.

5.21. Определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии на поднадзорных гидротехнических сооружениях I и II класса.

5.22. Осуществляет методическое сопровождение при участии территориальных органов Ростехнадзора в расследованиях несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с эксплуатацией поднадзорных объектов.

5.23. Осуществляет методическое сопровождение при расследовании территориальными органами Ростехнадзора причин аварий на объектах энергетики и гидротехнических сооружениях, при необходимости принимает участие в расследовании причин аварий на объектах энергетики и гидротехнических сооружениях.

5.24. Осуществляет контроль готовности муниципальных образований к отопительному периоду, а также совместно с другими органами исполнительной власти контроль за подготовкой энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и его прохождением, накоплением запасов топлива на энергоисточниках, обеспечивающих теплом и электроэнергией население и социально значимые объекты.

5.25. Участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве Ростехнадзора.

5.26. Организует, проводит и участвует в выставках, симпозиумах, семинарах и совещаниях в пределах компетенции Управления.

5.27. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

5.28. Обеспечивает выполнение пользователями Управления установленных правил работы и предусмотренных мер защиты информации в локальной вычислительной сети центрального аппарата Ростехнадзора.

5.29. В пределах компетенции Управления осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

5.30. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления.

5.31. Осуществляет внесение информации о проверках в Единый реестр проверок, а также о контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5.32. Направляет сведения для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений.

5.33. В пределах своей компетенции участвует в работе по организации и обеспечению мобилизационной подготовки Управления.

5.34. В пределах своей компетенции участвует в работе по организации и ведению гражданской обороны в Управлении.

5.35. В пределах своей компетенции организует и проводит работу по технической защите информации ограниченного доступа в Управлении.

5.36. Участвует в рамках установленной компетенции в реализации полномочий Службы в области противодействия терроризму.

5.37. Осуществляет внесение информации об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, в федеральную государственную информационную систему "Реестр обязательных требований".

5.38. Использует информационные ресурсы Ростехнадзора, в том числе прикладные информационные системы, для исполнения возложенных функций и обязанностей, в пределах своей компетенции организует работу по внесению сведений в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

5.39. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

III. Полномочия

6. Управление в целях реализации полномочий имеет право:

6.1. Подготавливать и направлять заместителю руководителя Ростехнадзора, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления, проекты поручений территориальным органам и подведомственным Ростехнадзору организациям по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.

6.2. Проводить в пределах компетенции Управления необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерений, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля.

6.3. Рассматривать обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления, и направлять ответы по результатам их рассмотрения.

6.4. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Управления, экспертов, научные и иные организации, ученых и специалистов.

6.5. Проводить проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

6.6. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

IV. Организация деятельности

7. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем.

Начальник Управления несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Управление полномочий.

Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом руководителя по представлению начальника Управления.

8. Начальник Управления:

8.1. Руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, определяет задачи и функции отделов Управления, должностные обязанности работников Управления.

8.2. Вносит предложения руководителю о назначении начальников отделов и других работников Управления.

8.3. Вносит предложения руководителю о присвоении работникам Управления классных чинов гражданской службы, а также об установлении (изменении) работникам Управления надбавок к должностным окладам.

8.4. Представляет руководителю предложения о применении к работникам Управления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер поощрения и дисциплинарного воздействия.

8.5. Дает поручения по Управлению по организационно-техническим вопросам.

8.6. Утверждает, согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.

8.7. Представляет Ростехнадзор во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.

8.8. Участвует в установленном порядке в работе координационных, совещательных и экспертных органов Ростехнадзора.

8.9. Организует подготовку и представление в установленном порядке планов, информационных материалов, предложений, отчетов, предусмотренных правовыми актами Ростехнадзора, ведение делопроизводства в Управлении, соблюдение его работниками установленных правил работы с документами и требований по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, организует выполнение иных работ, возлагаемых правовыми актами Ростехнадзора на Управление.

8.10. В установленном порядке вносит предложения о повышении квалификации и переподготовке работников Управления, осуществляет предварительный отбор кандидатов в состав кадрового резерва и работу с указанным резервом.

8.11. Ведет прием представителей организаций и граждан по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления.

8.12. Обеспечивает профессиональное развитие работников Управления.

9. Структура и штатное расписание Управления утверждаются руководителем в составе структуры и штатного расписания центрального аппарата Ростехнадзора.

10. Права и обязанности работников Управления определяются должностными регламентами.