См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2011 г. N 715
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПЕРЕДАЧАХ
В целях совершенствования выполнения государственной функции по надзору за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов при передачах.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.
Руководитель
Н.Г.КУТЬИН
Утверждены
Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от ____________ 2011 г. N _____
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПЕРЕДАЧАХ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов при передачах (далее - Методические рекомендации) устанавливают рекомендации по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - ЯМ) при их передачах при осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ЯМ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
2. Методические рекомендации предназначены для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, участвующих в проверках состояния учета и контроля ЯМ.
3. Методические рекомендации разработаны на основании:
Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352;
Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401;
Указа Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 г. N 556;
Положения о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 429 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 марта 2009 г., регистрационный номер 16561);
Основных правил учета и контроля ядерных материалов, утвержденных Постановлением Ростехнадзора от 26 декабря 2005 г. N 19 (далее - Основные правила);
Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006), утвержденной Приказом Ростехнадзора от 28 марта 2006 г. N 250 (далее - Типовая программа).
4. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения:
единого подхода к проверке состояния учета и контроля ЯМ при их передачах;
эффективного надзора за учетом и контролем ЯМ при передачах;
методической помощи инспекторам при проведении проверок состояния учета и контроля ЯМ.
II. Общий порядок проверки состояния учета и контроля
ядерных материалов при передачах
5. Проверки состояния учета и контроля ЯМ проводятся в ходе:
плановых и внеплановых проверок организаций, в программу проверок которых включены вопросы учета и контроля ЯМ (вопросы раздела "Процедуры передачи ядерных материалов" Типовой программы);
проведения плановых и внеплановых проверок, связанных с уведомлением поднадзорной организацией подразделения Ростехнадзора о приемке/отправке ЯМ.
6. При проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ при передачах проверяются как передачи ЯМ между организациями (прием/передача ЯМ), так и передачи ЯМ между зонами баланса материалов (далее - ЗБМ) проверяемой организации.
При составлении программы проверки рекомендуется учитывать:
тип проверяемой организации (предприятие ядерного топливного цикла, атомная станция, предприятие по добыче урана и т.д.);
категорию ЯМ в ЗБМ организации, количество ЗБМ;
количество работников Ростехнадзора, которые будут участвовать в проверке состояния учета и контроля ЯМ;
продолжительность проверки.
Если проверка проводится в организации, в которой организованы ЗБМ с ЯМ категории 1 или 2 (категории ЯМ в ЗБМ - в соответствии с Основными правилами), то рекомендуется в программу проверки включать все вопросы, относящиеся к учету и контролю ЯМ при передачах.
При наличии ограничений по ресурсам при проведении проверки (например, проверка проводится не более 5 рабочих дней, проверку состояния учета и контроля ЯМ осуществляет только один работник Ростехнадзора, организация имеет большое количество ЗБМ, организация является крупным объектом ядерного топливного цикла) рекомендуется осуществлять проверку всех вопросов, относящихся к учету и контролю ЯМ при передачах, только в отношении ЗБМ с ЯМ 1 и 2 категории, для остальных ЗБМ возможно сокращение объема проверяемых вопросов.
7. При проведении проверок, связанных с получением предварительных уведомлений о приемке/отправке ЯМ, программа проверки составляется на основе информации, содержащейся в предварительных уведомлениях. Как правило, проверяются передачи ЯМ между организациями (прием/передача ЯМ).
При проверке готовности к отправке ЯМ (или проверке после отправки) проверяются вопросы 17.1 - 17.5 раздела 17 Типовой программы.
При проверке приемки ЯМ проверяются вопросы 17.1 - 17.8 раздела 17 Типовой программы.
8. При необходимости осуществляются процедуры установки и снятия пломб инспекторами Ростехнадзора в соответствии с действующими документами Ростехнадзора.
III. Проверка по направлению "Процедуры передачи
ядерных материалов"
9. По пункту 17.1 Типовой программы рекомендуется следующий порядок проверки:
по документам о передаче (приемке) ЯМ определяются организации, являющиеся получателями или поставщиками ЯМ. Рекомендуется проводить анализ для определения таких организаций за 1 - 2 календарных года (при наличии ограничений по ресурсам при проведении проверки допускается проводить выборочную проверку по организациям-получателям или поставщикам);
проверяется наличие копий лицензий у организаций-получателей или поставщиков;
проверяется наличие копий договоров организаций-получателей или поставщиков с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (на передачу в пользование ЯМ) или наличие организации в Приложении 3 к Указу Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 г. N 556;
в случае передачи ЯМ, находящихся в собственности юридического лица, проверяется, что передаваемые (получаемые) ЯМ не относятся к ЯМ, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности (Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 г. N 556).
10. По пункту 17.2 "Наличие, оформление и своевременность направления предварительных уведомлений об отправке или получении ядерных материалов" Типовой программы проверяется:
направление предварительных уведомлений организацией-отправителем в организацию-получатель о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя (проверяются даты направления предварительных уведомлений и то, что они фактически были отправлены);
направление уведомления о факте получения ЯМ в организацию отправитель, в орган управления использованием атомной энергии, в соответствующее структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению соответствующих органов власти.
11. По пункту 17.3 "Паспорта (сертификаты) на ядерный материал" и пункту 17.4 "Полный комплект документов, подтверждающих отправку и получение ЯМ" Типовой программы проверяется:
наличие оформленных (с подписями и печатями в соответствии с требованиями) паспортов (сертификатов) на каждую учетную единицу (далее - УЕ) с ЯМ и/или партию ЯМ. При получении ЯМ без паспортов (по сопроводительным документам, если паспорта на ЯМ идут отдельной почтой) проверяется наличие информации о ЯМ в сопроводительных документах (информации по каждой УЕ и/или партии);
наличие в паспортах (сертификатах) на ЯМ следующей информации: количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также погрешности массы брутто УЕ;
наличие в сопроводительной документации на ЯМ следующей информации: типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ.
12. По пункту 17.5 "Соблюдение процедур, подлежащих выполнению при получении (отправке) ядерных материалов" и пункту 17.6 "Выполнение установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ядерных материалов" Типовой программы проверяется:
12.1. наличие в организации установленных процедур отправки/получения ЯМ (процедур оформления сопроводительных документов, подготовки к отправке/получению, процедур входного/выходного контроля, подтверждающих измерений). Процедуры устанавливаются, как правило, в положении (инструкции) по учету и контролю ЯМ организации (могут также быть в инструкциях по учету и контролю ЯМ в ЗБМ или в отдельных организационных документах по передачам ЯМ);
12.2. наличие в документах организации, устанавливающих порядок отправки/получения ЯМ в организации, требований к проведению следующих процедур (указанные процедуры должны быть обязательными):
внешний осмотр и проверка количества УЕ,
контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ,
определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным сопроводительных документов,
подтверждающие измерения;
12.3. наличие в процедурах подтверждающих измерений при отправке/получении требований к виду и объему проведения измерений (проверяется ли 100% УЕ с ЯМ, какие подтверждающие измерения проводятся: брутто-массы, изотопного состава и т.д.);
12.4. выполнение установленных в организации процедур при отправке/получении ЯМ (для отработавшего ядерного топлива и облученных тепловыделяющих сборок допускается не проводить подтверждающие измерения);
12.5. документальное оформление результатов выполнения процедур при отправке/получении ЯМ. Проверяется, в том числе, документальное оформление протоколов измерений для проведенных подтверждающих измерений. Проверяется соблюдение требований к оформлению протоколов измерений (указание типа и серийного номера средства измерений, результата измерений и его погрешности, даты и времени проведения измерений, подписи лиц, проводивших измерения).
13. По пункту 17.7 "Соблюдение сроков предварительной и окончательной приемки и постановки на учет ядерных материалов" Типовой программы проверяется:
13.1. при получении ЯМ - проведение в течение трех рабочих дней процедур приемки ЯМ с целью постановки на предварительный учет (в соответствии с процедурами, установленными в организации);
13.2. при отсутствии аномалий при выполнении процедур приемки ЯМ проверяется, что они были поставлены на предварительный учет не позднее трех рабочих дней после получения, а окончательно были поставлены на учет не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (сертификатов) на них (в случае, если паспорта (сертификаты) направлялись отдельно) и выполнения подтверждающих измерений. Полученные ЯМ должны стоять на учете в одной из ЗБМ организации-получателя;
13.3. при отправлении ЯМ проверяется, что они сняты с учета в организации-отправителе (одной из ЗБМ) только после получения от организации-получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью организации-получателя подписи уполномоченного представителя в накладной.
14. По пункту 17.8 "Оценка расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о ядерных материалах" Типовой программы проверяется проведение оценок расхождения данных при приемке ЯМ проверяемой организацией с данными организации-отправителя.
Проверяется, что организация провела сравнение результатов подтверждающих измерений с данными в паспортах (сертификатах) на ЯМ или данными в сопроводительных документах: оценила допустимую разницу для каждого измерения на основе погрешности измерений отправителя и получателя с доверительной вероятностью 0,99.
Проверяется правильность оценки расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя:
рассчитывается реальное значение разницы расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя на основе данных сопроводительной документации и результатов измерений организации-получателя;
рассчитывается реальное значение погрешности измерения. Погрешность измерений организации-получателя определяется на основе погрешности используемого средства измерения (из паспорта средства измерения или методики измерения, программы измерения ЗБМ), погрешность измерений организации-отправителя определяется на основе сопроводительных документов. Если она неизвестна, то она принимается равной нулю. На основе погрешностей рассчитывается допустимое значение расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя для доверительной вероятности 0,99;
рассчитанные инспектором значения и выводы по ним сравниваются с результатами оценки расхождения организации-получателя;
при наличии возможностей инспектор проводит инспекционные измерения полученных ЯМ и сравнивает полученные результаты и выводы о расхождении данных организации-отправителя и организации-получателя с результатами подтверждающих измерений, проведенных организацией-получателем.
15. По пункту 17.9 "Документы о расследовании причин расхождения данных отправителя и получателя о ядерных материалах" и пункту 17.10 "Наличие, оформление и своевременность направления СО" Типовой программы проверяется проведение расследований причин расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя и направление соответствующего специального отчета (далее - СО) при наличии таких расхождений. Проверяется:
что в случае обнаружения аномалии (превышения допустимой величины расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя, несовпадения одного из идентификационных признаков передаваемых ЯМ, обнаружения нарушений пломбировки) организация-получатель составила СО и направила его в Ростехнадзор, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", а также уведомила организацию-отправитель;
что организация-получатель провела расследование и сделала обоснованные выводы по результатам расследования, при необходимости в установленном порядке были выполнены арбитражные измерения;
что СО был направлен не позднее чем в течение трех дней после установления факта аномалии;
что СО содержат соответствующую информацию: описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия; характеристики ЯМ; исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ; план мероприятий по устранению аномалии и предотвращению подобной аномалии в организации в дальнейшем;
что каждый случай расхождения был выявлен (не было случаев превышения допустимой величины расхождения, по которым не было проведено расследование и не составлялся СО), при этом проверяются документированные данные об оценке расхождения данных отправителя и получателя (журналы и протоколы подтверждающих измерений, акты входного контроля и т.д.).
IV. Действия при выявлении нарушений
16. В случае выявления нарушений в учете и контроле ЯМ при передачах в проверяемой организации составляются акт и предписание установленного образца, могут применяться санкции, установленные действующим законодательством, согласно процедурам, установленным в Ростехнадзоре.
В случае выявления нарушений в организации-отправителе (например, неправильно составленные сопроводительные документы) рекомендуется направить информационное письмо в отдел, осуществляющий надзор за учетом и контролем ЯМ в организации-отправителе, содержащее информацию о выявленных нарушениях.