См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 14 декабря 2020 г. N 523

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГЛАМЕНТА РАБОТЫ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕКЛАРАЦИЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
СУДОХОДНЫХ И ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ)

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), пунктом 7 Правил проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7747), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

порядок формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);

регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 декабря 2020 г. N 523

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕКЛАРАЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОХОДНЫХ
И ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ)

1. Настоящий порядок устанавливает правила формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - экспертные комиссии).

2. Экспертные комиссии формируются экспертными центрами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), для рассмотрения каждой декларации безопасности гидротехнического сооружения (далее - ГТС), подлежащей государственной экспертизе, в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня представления собственником ГТС и (или) эксплуатирующей организацией в экспертный центр декларации безопасности ГТС с прилагаемыми к ней документами и оплаты счета за проведение экспертизы.

3. Решение о формировании экспертной комиссии и ее состав утверждается приказом руководителя экспертного центра.

4. Персональный состав экспертной комиссии формируется с учетом вида ГТС, его назначения, класса, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности.

5. Экспертная комиссия состоит из председателя комиссии, его заместителя, ответственного секретаря комиссии и членов комиссии.

6. Председателем комиссии, его заместителем и ответственным секретарем комиссии назначаются лица из числа штатных сотрудников экспертного центра, другие члены экспертной комиссии - из числа как штатных сотрудников экспертного центра, так и сотрудников и специалистов научно-исследовательских, проектных организаций, привлекаемых к экспертизе по специальным вопросам.

Не допускается включать в состав экспертных комиссий лиц, участвовавших в проектировании, строительстве или эксплуатации декларируемого ГТС, а также в разработке представленной на экспертизу декларации безопасности ГТС.

7. При проведении государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС объектов гидроэнергетики и атомной энергетики I и II классов в состав экспертной комиссии включается не менее 10 имеющих высшее образование соответствующего профиля экспертов, из которых не менее 7 экспертов (включая председателя комиссии, его заместителя, ответственного секретаря) должны быть из числа сотрудников одного экспертного центра, имеющих высшее образование по одному из следующих направлений подготовки (специальностей) профессионального образования или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством Российской Федерации об образовании установлено соответствие данному направлению подготовки (специальности) и который указан в перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727) и от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026) (далее - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061):

гидроэлектростанции;

гидроэлектроэнергетические установки;

гидротехническое строительство.

Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС, не указанных пункте 7 настоящего порядка, в состав экспертной комиссии включаются не менее 7 имеющих высшее образование соответствующего профиля экспертов, из которых не менее 4 экспертов (включая председателя комиссии, его заместителя, ответственного секретаря) должны быть из числа сотрудников одного экспертного центра и не менее 4 экспертов, имеющих высшее образование по одному из следующих направлений подготовки (специальностей) профессионального образования или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством Российской Федерации об образовании установлено соответствие данному направлению подготовки (специальности) и который указан в перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061:

гидроэлектростанции;

гидроэлектроэнергетические установки;

гидротехническое строительство;

гидромелиорация;

природообустройство;

комплексное использование и охрана водных объектов;

открытые горные работы;

шахтное и подземное строительство;

теплоэнергетика;

промышленное и гражданское строительство;

водоснабжение и водоотведение;

инженерная защита окружающей среды.

Эксперты должны соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности ГТС (за исключением судоходных и портовых сооружений) в соответствии с пунктом 7 Правил проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7747).

Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 декабря 2020 г. N 523

РЕГЛАМЕНТ
РАБОТЫ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕКЛАРАЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУДОХОДНЫХ И ПОРТОВЫХ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ)

1. Регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - экспертные комиссии) определяет порядок работы экспертных комиссий.

2. Срок проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (далее - государственная экспертиза) не должен превышать 3 месяцев со дня оплаты счета за проведение государственной экспертизы и представления собственником гидротехнического сооружения (далее - ГТС) и (или) эксплуатирующей организацией в экспертный центр декларации безопасности ГТС с прилагаемыми к ней документами, оформленными в соответствии с требованиями, установленными Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7747).

3. Работа экспертной комиссии осуществляется на основании плана работы, который утверждается председателем комиссии.

4. При проведении государственной экспертизы экспертная комиссия в соответствии с планом работы проводит заседания, которые считаются правомочными, если на них присутствовало не менее двух третей персонального состава экспертной комиссии, утвержденного приказом руководителя экспертного центра.

Заседания экспертной комиссии проводятся председателем экспертной комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя.

Члены экспертной комиссии участвуют в заседаниях экспертной комиссии лично без права замены.

5. Решения экспертной комиссии принимаются большинством голосов (не менее двух третей) персонального состава экспертной комиссии, а в случае их непринятия они дорабатываются и выносятся на очередное заседание экспертной комиссии.

Указанные решения оформляются протоколами, которые подписываются председателем экспертной комиссии или в его отсутствие заместителем председателя, проводившим заседание, и членами экспертной комиссии.

6. Члены экспертной комиссии рассматривают представленную на экспертизу декларацию безопасности ГТС, в том числе изучают и анализируют содержащиеся в ней информацию о ГТС и иные сведения, подготавливают индивидуальные экспертные заключения.

7. При проведении государственной экспертизы в составе экспертной комиссии могут формироваться экспертные группы по рассмотрению и подготовке заключений по отдельным разделам декларации безопасности ГТС.

Руководитель экспертной группы и ее состав утверждаются председателем экспертной комиссии на заседании экспертной комиссии.

8. При подготовке заключений экспертными группами (групповых заключений) каждый член экспертной группы может представить индивидуальное экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы.

Групповые заключения подготавливаются с учетом индивидуальных экспертных заключений и обсуждаются на заседаниях экспертных групп.

9. Заключения экспертных групп, подписанные их руководителями и членами экспертных групп, а также индивидуальные экспертные заключения, указанные в пункте 6 настоящего регламента, передаются ответственному секретарю или председателю экспертной комиссии, а в его отсутствие - заместителю председателя комиссии.

10. Председатель экспертной комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии и ответственный секретарь экспертной комиссии анализируют, обобщают индивидуальные экспертные заключения, групповые заключения и осуществляют подготовку итогового заключения экспертной комиссии.

11. При подготовке заключения экспертной комиссии по декларации безопасности ГТС делаются следующие выводы:

о полноте и достоверности данных о ГТС, в том числе необходимых для формирования Российского регистра гидротехнических сооружений;

о соответствии состояния и уровня безопасности ГТС установленным критериям безопасности;

о всестороннем и полном выявлении степени опасности ГТС;

об обоснованности применяемых методов анализа, достаточности выполненных оценок риска и уровне безопасности ГТС с учетом его класса;

о полноте учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности ГТС;

о соответствии условий эксплуатации ГТС, в том числе проектируемого, законодательству Российской Федерации в области безопасности ГТС, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

об эффективности и достаточности реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, соответствии содержания декларации безопасности законодательству Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, информированию населения и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения;

о сроке действия декларации безопасности.

12. Замечания и предложения, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, должны быть обоснованы и сопровождаться ссылками на законодательство Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

13. Подготовленное заключение экспертной комиссии рассматривается и обсуждается на заседании экспертной комиссии.

14. При одобрении заключения экспертной комиссии большинством голосов (не менее двух третей) персонального состава экспертной комиссии, заключение в трех экземплярах подписывается председателем экспертной комиссии, его заместителем, ответственным секретарем и членами комиссии, а в случае отсутствия его одобрения большинством голосов оно дорабатывается и выносится на очередное заседание экспертной комиссии.

15. Члены экспертной комиссии, не согласные с заключением, подготовленным экспертной комиссией, подписывают его с пометкой "особое мнение", содержащее обоснование причин несогласия с выводами заключения и другие предложения, которое оформляется в виде отдельного документа, прилагаемого к заключению экспертной комиссии.

16. Заключение экспертной комиссии заверяется в трех экземплярах печатью экспертного центра и регистрируется в соответствующем реестре экспертного центра.

Два экземпляра заключения экспертной комиссии в 3-дневный срок направляются экспертным центром в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с одновременным уведомлением об этом декларанта, третий экземпляр остается на хранении в экспертном центре.

17. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7747).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области