См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 2016 г. N 534
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ
С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ ДО ЗАХОРОНЕНИЯ"
В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Оценка безопасности при обращении с радиоактивными отходами до захоронения".
Вр.и.о. руководителя
А.Л.РЫБАС
Утверждено
приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 14 декабря 2016 г. N 534
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ
ОТХОДАМИ ДО ЗАХОРОНЕНИЯ"
(РБ-122-16)
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Оценка безопасности при обращении с радиоактивными отходами до захоронения" (РБ-122-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34701), "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-019-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июня 2015 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2015 г., регистрационный N 38209), "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-020-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июня 2015 г. N 243 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38118), "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла" (НП-016-05), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июля 2015 г. N 326 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2014 г., регистрационный N 33890), "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-049-03), утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2003 г. N 10, "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС с реактором типа ВВЭР" (НП-006-98), утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 3 мая 1995 г. N 7, "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности атомных станций с реакторами на быстрых нейтронах" (НП-018-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. N 9 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 2006 г., регистрационный N 7413), "Требования к отчету по обоснованию безопасности ядерных установок ядерного топливного цикла" (НП-051-04), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. N 3, "Требования к отчету по обоснованию безопасности пунктов хранения ядерных материалов" (НП-066-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2005 г. N 4.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по оценке безопасности при обращении с твердыми и жидкими радиоактивными отходами (далее - РАО) до захоронения, в том числе при их сборе, сортировке, переработке, кондиционировании и хранении, на объектах использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).
3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения:
специалистами эксплуатирующих организаций, осуществляющими деятельность по обращению с РАО до захоронения, и организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям по обращению с РАО, а также по размещению, проектированию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ОИАЭ;
специалистами Ростехнадзора, осуществляющими лицензирование деятельности, связанной с обращением с РАО на ОИАЭ, включая деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации, выводу из эксплуатации ОИАЭ, и надзор за указанными видами деятельности;
специалистами организаций научно-технической поддержки Ростехнадзора, осуществляющими экспертизу безопасности ОИАЭ и деятельности по размещению, проектированию, эксплуатации, выводу из эксплуатации ОИАЭ.
4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при условии обоснования выбранных способов.
5. В приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности приведен пример оценки безопасности при хранении РАО.
II. Общие рекомендации по проведению оценки безопасности
при обращении с радиоактивными отходами до захоронения
6. Оценку безопасности при обращении с РАО до захоронения (далее - оценка безопасности при обращении с РАО) рекомендуется выполнять в целях оценки радиационного воздействия на работников (персонал), выполняющих работы по обращению с РАО, а также на население и окружающую среду при обращении с РАО на ОИАЭ, включая сбор, сортировку, переработку, кондиционирование и хранение РАО, при нормальной эксплуатации ОИАЭ и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии при обращении с РАО, и подтверждения соблюдения принципов нормирования, обоснования и оптимизации при обращении с РАО.
7. Оценку безопасности при обращении с РАО до захоронения рекомендуется проводить на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ - при выборе площадки и размещении ОИАЭ, его проектировании (сооружении) и эксплуатации ОИАЭ, в том числе при реконструкции и модернизации, а также при выводе из эксплуатации ОИАЭ.
8. При проектировании ОИАЭ оценку безопасности при обращении с РАО рекомендуется выполнять:
при разработке технических средств и организационных мероприятий по обращению с РАО;
при разработке технологических регламентов, рабочих и технологических инструкций и другой эксплуатационной документации по обращению с РАО.
9. При эксплуатации ОИАЭ оценку безопасности при обращении с РАО рекомендуется выполнять:
при разработке изменений, вносимых в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по важным для безопасности обращения с РАО системам и элементам, и оценке приемлемости таких изменений;
при обосновании возможности продления назначенного срока эксплуатации ОИАЭ.
10. При выводе из эксплуатации ОИАЭ оценку безопасности при обращении с РАО рекомендуется выполнять в целях разработки проектной и эксплуатационной документации по обращению с РАО, образующимися при выводе из эксплуатации ОИАЭ.
11. Оценку безопасности при обращении с РАО также рекомендуется выполнять в случае внесения изменений в проектную документацию (далее - проект) ОИАЭ и технологический регламент, важных для безопасности обращения с РАО.
12. Оценку безопасности при обращении с РАО до захоронения рекомендуется выполнять в объеме и с периодичностью, установленными эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регулирующих безопасность при обращении с РАО, и рекомендаций настоящего Руководства по безопасности.
13. Оценку безопасности при обращении с РАО рекомендуется выполнять на основе проектных материалов ОИАЭ с учетом фактического состояния ОИАЭ и соответствующих систем (элементов) обращения с РАО и эксплуатационной документации. При выполнении оценки безопасности рекомендуется учитывать значимые для безопасности обращения с РАО характеристики площадки ОИАЭ к моменту выполнения оценки.
14. При проведении оценки безопасности рекомендуется учитывать опыт эксплуатации ОИАЭ, в том числе результаты анализа нарушений при обращении с РАО на ОИАЭ, результаты выполненных ранее оценок безопасности, проведенных исследований, анализов и наблюдений, касающихся обращения с РАО, включая данные радиационного контроля, опыт проведения оценок безопасности для аналогичных ОИАЭ, а также рекомендации международных организаций по проведению оценки безопасности при обращении с РАО.
15. Оценку безопасности при обращении с РАО рекомендуется выполнять на основе дифференцированного подхода, при котором сложность применяемых методов моделирования и используемых программных средств определяется степенью потенциальной радиационной опасности ОИАЭ и РАО, подлежащих сбору, переработке, кондиционированию или хранению на ОИАЭ, а также величиной радиационных рисков, связанных с ОИАЭ или осуществляемой деятельностью по обращению с РАО, при этом детальность и полнота исследований отдельных факторов, явлений и процессов определяется их значимостью для обеспечения безопасности ППЗРО.
16. Оценку безопасности при обращении с РАО, выполняемую в целях соблюдения принципа нормирования и обоснования, в том числе при разработке плана мероприятий по защите работников (персонала) населения при аварии, рекомендуется выполнять на основе консервативного подхода, при котором применяют параметры и исходные данные, а также допущения и предположения, заведомо приводящие к наиболее неблагоприятным результатам, то есть в предположении максимального радиационного воздействия ОИАЭ на работников (персонал), население и окружающую среду.
17. Оценку безопасности, выполняемую в целях реализации принципа оптимизации, минимизации доз облучения и числа облучаемых лиц при обращении с РАО, рекомендуется проводить на основе реалистичного подхода, предполагающего применение реалистичных допущений, предположений, параметров и исходных данных, в том числе полученных или подтвержденных экспериментальным путем.
18. Оценку безопасности при обращении с РАО в соответствии с дифференцированным подходом рекомендуется выполнять с применением методов детерминистического или вероятностного анализа или их комбинации.
19. При применении методов детерминистического анализа рекомендуется обосновывать степень консерватизма (реализма) принятых предположений, значений исходных данных и параметров, используемых в расчетах, при применении методов вероятностного анализа - выбранные вероятностные распределения.
20. Оценку безопасности при обращении с РАО, включая сбор и подготовку исходных данных и описание систем и процессов обращения с РАО, разработку сценариев обращения с РАО, соответствующих расчетных моделей и расчетных методик, выбор программных средств для проведения расчетов, выполнение расчетов, а также проведение анализа результатов расчетов, включая анализ неопределенностей и погрешностей, рекомендуется выполнять и документировать в соответствии с программой обеспечения качества.
21. Результаты оценки безопасности при обращении с РАО рекомендуется представлять в проектной документации (далее - проект) ОИАЭ и отчете по обоснованию безопасности ОИАЭ в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регулирующих безопасность при обращении с РАО и регламентирующих требования к составу и содержанию указанных документов.
III. Рекомендации по проведению оценки безопасности
при обращении с радиоактивными отходами до захоронения
при их сборе, переработке, кондиционировании и хранении
22. Оценку безопасности при обращении с РАО рекомендуется выполнять путем последовательной реализации следующих этапов:
определение цели оценки безопасности при обращении с РАО, соответствующих этой цели критериев безопасности и определение оцениваемых параметров радиационного воздействия (расчетных величин) (например, цель - оценка воздействия на работников (персонал) при обращении с РАО при нормальной эксплуатации ОИАЭ, критерий - основные дозовые пределы для работников (персонала), расчетные величины - дозы внутреннего и внешнего облучения для работников (персонала);
описание систем обращения с РАО и формирование исходных данных, в том числе:
данных, характеризующих РАО как источник ионизирующего излучения и поступления радиоактивных веществ за пределы физических барьеров в помещения и окружающую среду, в том числе радионуклидного состава РАО, удельной активности, химического состава и агрегатного состояния, общей активности и объема РАО;
данных, характеризующих инженерно-технические средства радиационной защиты и их размещение, включая характеристики материалов и конструкции элементов упаковок РАО (в том числе контейнеров (упаковочных комплектов) и матрицы), схемы расположения защиты, характеристики защитных материалов и их конструктивные особенности; условия размещения и компоновки сооружений и оборудования ОИАЭ, границы помещений и участков проведения работ, помещений временного и постоянного пребывания работников (персонала);
данных, характеризующих площадку размещения ОИАЭ, включая описание событий природного и техногенного характера, свойственных площадке размещения ОИАЭ, которые могут являться источником внешних воздействий на ОИАЭ и оказывать влияние на безопасность при обращении с РАО;
описание сценариев обращения с РАО на ОИАЭ, в том числе:
сценариев обращения с РАО при нормальной эксплуатации ОИАЭ, включающих описание этапов обращения с РАО, технологических процессов, условий и порядка проведения работ по обращению с РАО;
сценариев проектных и запроектных аварий при обращении с РАО на ОИАЭ;
разработка и описание расчетных (математических) моделей, выбор программных средств, используемых для оценки радиационного воздействия деятельности по обращению с РАО на работников (персонал), население и окружающую среду при нормальной эксплуатации ОИАЭ и авариях при обращении с РАО;
проведение численных расчетов радиационного воздействия на работников (персонал) и население, обусловленного деятельностью по обращению с РАО при нормальной эксплуатации ОИАЭ и при авариях, и их сопоставление с критериями безопасности с учетом погрешностей и неопределенностей.
23. В целях оценки радиационного воздействия при обращении с РАО на различных этапах обращения с РАО рекомендуется оценить, как минимум, следующие параметры:
при сборе РАО:
годовые эффективные и эквивалентные дозы облучения работников (персонала), а также годовые коллективные эффективные дозы облучения работников (персонала) при нормальной эксплуатации ОИАЭ;
эффективные и эквивалентные дозы облучения работников (персонала) за счет выхода ионизирующего излучения и (или) радиоактивных веществ при авариях, а также при ликвидации последствий аварии;
при переработке и кондиционировании РАО:
годовые эффективные и эквивалентные дозы, а также годовые коллективные эффективные дозы облучения работников (персонала), годовые эффективные дозы облучения населения, обусловленные внешним и внутренним облучением за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду при нормальной эксплуатации ОИАЭ, а также уровни загрязнения объектов окружающей среды в объеме, рекомендуемом настоящим Руководством по безопасности;
эффективные и эквивалентные дозы облучения работников (персонала) за счет выхода ионизирующих излучений и (или) радиоактивных веществ в окружающую среду при авариях, а также при ликвидации последствий аварии; эффективные дозы облучения населения, обусловленные внешним и внутренним облучением за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду при авариях; риски потенциального облучения для работников (персонала) и населения; уровни загрязнения объектов окружающей среды в объеме, рекомендуемом настоящим Руководством по безопасности;
при хранении РАО:
годовые эффективные и эквивалентные дозы, а также годовые коллективные эффективные дозы облучения работников (персонала), годовые эффективные дозы облучения населения, обусловленные внешним и внутренним облучением за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и возможной миграции радиоактивных веществ с грунтовыми водами из хранилищ РАО при нормальной эксплуатации ОИАЭ; а также уровни загрязнения объектов окружающей среды в объеме, рекомендуемом настоящим Руководством по безопасности;
эффективные и эквивалентные дозы облучения работников (персонала) за счет выхода ионизирующих излучений и (или) радиоактивных веществ в окружающую среду, а также при ликвидации последствий аварии, эффективные дозы облучения населения, обусловленные внешним и внутренним облучением за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и возможной миграции радиоактивных веществ из хранилищ РАО при авариях, риски потенциального облучения для работников (персонала) и населения, уровни загрязнения объектов окружающей среды в объеме, рекомендуемом настоящим Руководством по безопасности.
24. В качестве исходных данных для выполнения оценки безопасности при обращении с РАО рекомендуется использовать данные технического задания на проектирование систем обращения с РАО на ОИАЭ, проектной и эксплуатационной документации ОИАЭ, данные, полученные в результате проведенных изысканий, исследований и наблюдений, выполненных при размещении, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации (закрытии) ОИАЭ, включая данные радиационного контроля, справочные данные (при необходимости), с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта.
25. Оценивая безопасность при обращении с РАО в условиях нормальной эксплуатации ОИАЭ и при определении сценариев аварий, обусловленных обращением с РАО, рекомендуется учитывать все потенциально значимые факторы, процессы, особенности и условия, возникающие в процессе обращения с РАО и определяющие возможное радиационное воздействие в результате деятельности по обращению с РАО на работников (персонал), население и окружающую среду в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
26. Для расчета доз облучения работников (персонала), выполняющих работы по обращению с РАО при нормальной эксплуатации ОИАЭ, рекомендуется разделить ОИАЭ, на котором осуществляется деятельность по обращению с РАО, на отдельные зоны, в которых выполняются отдельные виды работ, и оценить время пребывания работников (персонала) в каждой из зон. Рассчитывать индивидуальные дозы облучения рекомендуется суммированием доз облучения, получаемых работниками (персоналом) за время выполнения работ в указанных зонах.
27. Разбиение пространства проведения работ на зоны и установление промежутков времени проведения работ рекомендуется проводить на основе проекта ОИАЭ, технологических регламентов и инструкций, определяющих порядок ведения работниками (персоналом) технологического процесса и отдельных операций по обращению с РАО.
28. При анализе аварий в процессе обращения с РАО рекомендуется рассмотреть исходные события, которые могут привести к проектным авариям, а также возможные запроектные аварии. При анализе аварий рекомендуется рассмотреть последствия исходных событий проектных аварий и последствия запроектных аварий, обусловленных:
внешними воздействиями природного и техногенного характера, свойственными району и площадке размещения ОИАЭ;
внутренними воздействиями, в том числе:
затоплениями;
пожарами;
взрывами, в том числе накопленных газов;
возникновением самоподдерживающейся цепной реакции деления;
падением упаковок РАО при транспортно-технологических операциях;
падением технологического оборудования и строительных конструкций на упаковки РАО;
отказами систем обращения с РАО;
нарушениями в обеспечивающих системах (энергоснабжения, теплоотвода, вентиляции);
нарушениями герметичности оборудования, выброс/утечка радиоактивных и химических веществ из оборудования;
ошибками работников (персонала).
29. Анализ сценария возникновения и протекания рассматриваемой аварии при обращении с РАО и возможных последствий рекомендуется проводить в соответствии с нижеприведенной структурой:
описание исходного события (для проектных аварий);
описание исходного состояния систем (элементов), важных для безопасности;
определение численных значений параметров воздействия, учитываемых при проведении анализа;
описание принятого сценария развития аварии;
описание функционирования (с учетом возможных отказов) сооружений, систем (элементов), важных для безопасности;
описание действий работников (персонала) с учетом возможных ошибочных действий;
анализ возможных радиационных последствий аварии.
30. При выполнении оценок максимальной годовой эффективной дозы облучения населения при нормальной эксплуатации ОИАЭ за счет внутреннего и внешнего облучения, обусловленного выбросами радиоактивных веществ в атмосферный воздух, и соответствующих уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды рекомендуется руководствоваться положениями руководства по безопасности РБ-106-15 "Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух", утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 ноября 2015 г. N 458.
31. При выполнении оценки радиационного воздействия вследствие аварий, произошедших при обращении с РАО, рекомендуется определять:
максимальную индивидуальную эффективную дозу облучения работников (персонала) ОИАЭ, которые могут подвергнуться радиационному воздействию вследствие аварии, за счет внешнего и внутреннего облучения;
максимальную индивидуальную эффективную дозу облучения персонала, задействованного в ликвидации последствий аварии;
максимальную эффективную дозу облучения населения за счет внешнего и внутреннего облучения с учетом возможных путей облучения;
риски потенциального облучения для работников (персонала) и населения;
границы и уровни возможного радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды.
32. При оценке уровней загрязнения объектов окружающей среды рекомендуется определять содержание радионуклидов в подземных и поверхностных водах, в том числе питьевой воде, донных отложениях водных объектов, приземном слое атмосферного воздуха, почве, растительности, пищевых продуктах.
33. Для выполнения численных расчетов оценки радиационного воздействия при обращении с РАО рекомендуется применять специализированные программные средства, аттестованные Ростехнадзором. В случае отсутствия аттестованных программных средств рекомендуется использовать верифицированные программные средства.
34. При анализе результатов оценки безопасности рекомендуется оценить погрешности и неопределенности результатов расчетов, обусловленные погрешностью и неопределенностью исходных данных, параметров расчета, неопределенностью сценариев, расчетных моделей и расчетных методик. Количественные результаты оценки безопасности рекомендуется представлять с учетом результатов такого анализа.
35. При анализе погрешностей и неопределенностей результатов рекомендуется оценить их с точки зрения источника, характера, величины и влияния на результат расчетов с использованием количественных и качественных методов.
36. При выполнении оценки безопасности рекомендуется стремиться к тому, чтобы неопределенности и погрешности не оказывали принципиального влияния на выводы и решения, принимаемые на основе результатов оценки безопасности.
Приложение N 1
к Руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Оценка безопасности при обращении
с радиоактивными отходами до захоронения",
утвержденному приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 декабря 2016 г. N 534
ПРИМЕР
ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
Данное приложение содержит пример оценки безопасности при обращении с РАО в условиях нормальной эксплуатации пункта хранения РАО (далее - ПХРО-1) при извлечении РАО из ячейки ПХРО-1.
Целью оценки безопасности является оценка радиационного воздействия на персонал при выполнении операций по извлечению РАО из ячейки ПХРО-1 в условиях нормальной эксплуатации ПХРО-1. Оценка радиационного воздействия на население не проводится, поскольку операции по извлечению РАО осуществляются в изолированном помещении, конструкция которого исключает значимый выход радиоактивных веществ за его пределы.
В качестве критерия безопасности персонала группы А принят предел годовой эффективной дозы 20 мЗв/год. Предполагается, что персонал группы Б не задействован в работах по извлечению РАО.
Для оценки использовался следующий набор исходных данных.
Рассматриваемый ПХРО-1 относится к заглубленному типу. Размеры ячейки ПХРО-1: длина 15 м, ширина 5 м, глубина 3 м. Вместимость ячейки ПХРО-1 - 200 м3. В ПХРО-1 размещены низкоактивные твердые РАО (далее - ТРО) в металлических контейнерах с внешними размерами 1,7 x 1,8 x 1,4 м и внутренним объемом 3,6 м3. Удельная активность ТРО, содержащихся в металлическом контейнере, равна 103 кБк/кг, радионуклидный состав ТРО - 60Co (100%). Масса ТРО в контейнере равна 7200 кг.
При выполнении работ по извлечению ТРО из ПХРО-1 выделены следующие участки проведения работ, которые представлены на рис. 1:
A - ПХРО-1;
B - участок радиационного контроля, дезактивации и загрузки упаковок ТРО в транспортный контейнер;
C - участок, оборудованный биологической защитой.
Рис. 1. Участки проведения работ по извлечению ТРО
При выполнении работ по извлечению ТРО задействован следующий персонал: дозиметрист, стропальщик, крановщик.
Перечень операций, необходимых для извлечения ТРО из ячейки ПХРО-1, персонал, задействованный в данных операциях, а также длительность выполнения указанных операций приведены в таблице N 1 настоящего приложения.
В таблице N 1 приведена последовательность выполнения работ по извлечению одной упаковки РАО из ячейки ПХРО-1. Для каждой операции задано местонахождение персонала и указаны выполняемые персоналом работы.
Расчет проводится с использованием аналитических формул, не требующих верификации.
Таблица N 1
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ ОДНОЙ УПАКОВКИ ТРО
N пп
|
Наименование операции
|
Участки проведения работ
|
Длительность операции, минуты
|
||
Стропальщик
|
Крановщик
|
Дозиметрист
|
Максимум
|
||
1
|
Дозиметрист спускается в ячейку ПХРО-1 и проводит визуальное обследование упаковок ТРО
|
C
|
C
|
A
|
25
|
2
|
Установка транспортного контейнера на участок проведения радиометрических измерений, дезактивация упаковок ТРО и их загрузка в транспортный контейнер
|
B
|
B
|
C
|
30
|
3
|
Стропальщик спускается в ячейку ПХРО-1 и закрепляет грузозахватное приспособление на упаковке ТРО
|
A
|
C
|
C
|
8
|
5
|
Крановщик производит подъем упаковки ТРО на высоту 100 мм, убеждается в надежности зацепного приспособления и строповки
|
C
|
A
|
C
|
5
|
6
|
Крановщик перемещает упаковку ТРО в транспортный контейнер
|
B
|
A
|
C
|
20
|
7
|
Дозиметрист проводит радиационный контроль транспортного контейнера (измерение мощности эквивалентной дозы от наружных поверхностей контейнера и отбор мазков для измерения снимаемого поверхностного загрязнения контейнера)
|
C
|
C
|
B
|
5
|
8
|
Стропальщик производит расстроповку упаковки РАО
|
B
|
C
|
C
|
5
|
Примечание: расчет доз производится только для участков A и B
|
Расчет индивидуальной эффективной дозы облучения i-го работника при выполнении работ при извлечении n-й упаковки ТРО из ячейки ПХРО-1 этапе выполняется по формуле:
где: n - номер извлекаемой упаковки ТРО; - максимальная мощность амбиентного эквивалента дозы на участке проведения работ при соответствующей операции для i-го работника, мЗв/час, которая получена по результатам измерений (принимается равной для участка А - 3,04 мЗв/ч, для участка В - 1,19 мЗв/ч); j - номер операции; - длительность выполнения i-тым работником соответствующей j-той операции, мин.
Расчет величины годовой дозы облучения для i-го работника при осуществлении всего объема работ выполняется по формуле:
Рассчитанные суммарные (по всем операциям, выполняемым одним работником) дозы облучения для персонала, участвующего в извлечении одной упаковки РАО из ПХРО-1, приведены в таблице N 2 настоящего приложения.
Таблица N 2
СУММАРНЫЕ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
ПРИ ИЗВЛЕЧЕНИИ ОДНОЙ УПАКОВКИ ТРО
Специальность
|
Суммарная доза, мЗв
|
Стропальщик
|
1,49
|
Дозиметрист
|
1,36
|
Крановщик
|
1,88
|
Исходя из суммарной дозы облучения персонала, оценивались годовые эффективные дозы при условии, что в течение одного года проводятся работы по извлечению 50 упаковок ТРО и на каждую из специальностей приходится по 1 работнику. Полученные результаты представлены в таблице N 3 настоящего приложения.
Таблица N 3
ГОДОВЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Специальность
|
Суммарная доза, мЗв/год
|
Стропальщик
|
74,5
|
Дозиметрист
|
68,0
|
Крановщик
|
94,0
|
Из результатов расчетов видно, что критерий безопасности (для персонала группы А - 20 мЗв/год) будет превышен для каждой специальности. Следовательно, с целью снижения радиационного воздействия на персонал рекомендуется увеличить соответствующим образом количество персонала каждой специальности, занятого при выполнении данных работ. Таким образом, минимальное количество персонала для безопасного выполнения работ составляет: стропальщики - 4 человека, дозиметристы - 4 человека, крановщики - 5 человек.