См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 12 декабря 2018 г. N 613
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕСМОТРА ПЕРИОДИЧНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
В целях обеспечения эффективности осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению динамических моделей пересмотра периодичности плановых проверок гидротехнических сооружений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 декабря 2018 г. N 613
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕСМОТРА ПЕРИОДИЧНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по применению динамических моделей пересмотра периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - Методические рекомендации) распространяются на гидротехнические сооружения объектов электроэнергетики, промышленности и водохозяйственного назначения, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
2. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Термины и определения, необходимые для целей настоящего документа, приводятся в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986), приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 67 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
4. Методические рекомендации распространяются на гидротехнические сооружения (далее - ГТС) I, II и III классов, которые находятся в эксплуатации.
Периодичность плановых проверок федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - плановые проверки) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ устанавливается на основе классификации ГТС:
для гидротехнических сооружений I и II классов - не чаще чем один раз в течение одного года;
для гидротехнических сооружений III класса - не чаще чем один раз в течение трех лет;
для гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.
Критерии классификации гидротехнических сооружений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986.
5. В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС.
Периодичность плановых проверок федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, установленная статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ, определяет минимальные значения периодичности проведения плановых проверок. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности (далее - КНД) назначенная периодичность на законодательном уровне соответствует статическому подходу (статической модели) и может быть изменена только в случае наличия достаточных обоснований для возможности увеличения периода между проверками. Статическая модель назначения периодичности плановых проверок определена в соответствии с классами ГТС, отнесения ГТС к степени опасности чрезвычайной ситуации при возможной аварии на этом ГТС, является базовой для установления периодичности проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их ГТС при осуществлении КНД.
6. Плановые проверки ГТС выполняются с использованием Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе эксплуатации, утвержденных приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 г. N 240, и проверочного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 556 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений".
Для контроля изменений значений критериев безопасности ГТС используются Рекомендации по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2013 года N 25.
Проверки ГТС в режиме постоянного государственного надзора выполняются также с использованием Методических рекомендаций по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора, утвержденных приказом Ростехнадзора от 27 июня 2018 г. N 297.
Плановые проверки в периоды, не имеющие заранее определенных временных границ или представляющие повышенную опасность для ГТС (периоды паводков, навигации), проводятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя органа государственного надзора, которым также устанавливается дата начала и окончания проведения плановой проверки.
7. С целью обоснованного изменения (увеличения) установленной на законодательном уровне периодичности плановых проверок применяется динамический метод управления периодичностью проверок. Динамический метод управления периодичностью проверок базируется на динамической модели, представляющей собой совокупность изменяющихся сведений о ГТС, на основании которых можно формировать обоснования возможности изменять периодичность (варьировать периодичностью) плановых проверок на этапе эксплуатации.
Динамическая модель - это информационная база качественных и количественных факторов, диагностических показателей, характеризующих в том числе техническое состояние ГТС, условия его безопасной эксплуатации.
При этом каждый из факторов, контролируемые и диагностические показатели, в том числе критерии безопасности, периодически актуализируются и оцениваются на соответствие действующей проектной документации и требованиям безопасности в ходе декларирования безопасности ГТС и проверок.
8. Должностными лицами Ростехнадзора используется динамический метод управления периодичностью проверок, обеспечивающий обоснованно и без снижения контроля со стороны федерального государственного органа надзора осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований, установленных действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами в области безопасности ГТС, прогнозировать риски аварий и управлять периодичностью проведения плановых проверок в отношении каждого ГТС, а также обеспечивать снижение нагрузки на бизнес за счет увеличения периодов между плановыми проверками ГТС. При управлении периодичностью плановых проверок принимаются обоснованные решения, в число которых входят следующие:
увеличить период между предыдущей и очередной плановой проверками;
не изменять установленную Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ периодичность между плановыми проверками;
увеличить период между плановой и очередной проверками на следующем временном периоде эксплуатации, если юридическим лицом (эксплуатирующей организацией, собственником) приняты необходимые меры по обеспечению безопасности, уменьшению риска аварии.
Учитывается деятельность, проводимая юридическим лицом (эксплуатирующей организацией, собственником) по обеспечению безопасности ГТС в период между плановыми проверками, наличие (отсутствие) административных правонарушений.
9. Внеплановые проверки ГТС в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений проводятся при наличии оснований, указанных в частях 2, 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.
10. В настоящих Методических рекомендациях определяются порядок и процедуры создания и актуализации динамических моделей ГТС I, II и III классов для управления периодичностью проведения плановых проверок ГТС.
II. Основные положения применения динамического метода
управления периодичностью проведения плановых проверок ГТС
11. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в период между плановыми проверками ГТС юридическим лицом (эксплуатирующей организацией, собственником) осуществляется процедура декларирования безопасности ГТС, результатом которой является получение разрешения на эксплуатацию ГТС на определенный срок в зависимости от уровня безопасности ГТС и эксплуатационного состояния ГТС.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с момента ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию. Максимальный срок действия разрешения на эксплуатацию ГТС по результатам декларирования безопасности ГТС не превышает 5 лет.
При формировании динамической модели результаты декларирования безопасности ГТС учитываются должностными лицами Ростехнадзора, уполномоченными на проведение плановых проверок в отношении этих ГТС. Результаты декларирования безопасности ГТС составляют основу динамической модели, в которую вносится обновленная информация о ГТС в период действия разрешения на эксплуатацию по результатам прошедшего декларирования безопасности ГТС, а также используются в дальнейшем для пересмотра периодичности плановых проверок этих ГТС. Максимальный период между плановыми проверками может определяться в пределах не реже одного раза в 5 лет.
13. Не предполагается сокращение трудозатрат должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора на осуществление КНД, так как предусматривается выполнение аналитической работы по формированию динамических моделей, их обновлению и использованию в целях подготовки предложений в годовой график плановых проверок ГТС в период между плановыми проверками.
14. При отборе качественных и количественных факторов, диагностических показателей, сведений об условиях эксплуатации, сведений о внешних воздействиях для включения их в состав динамической модели и оценке их значимости для принятия решений о пересмотре периодичности плановых проверок учитывается следующее.
14.1. При осуществлении КНД классы ГТС положены в основу определения статических значений периодичности плановых проверок согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.
Класс ГТС является обобщенным показателем. Класс ГТС устанавливается с учетом высоты гидротехнического сооружения и типа грунта его основания; социально-экономической ответственности с учетом вероятности нарушения нормальной жизнедеятельности населения в случае аварии на ГТС (установленная мощность ГТС электростанций; ГТС атомных электростанций; ГТС в зависимости от класса опасности складируемых отходов); последствий возможных гидродинамических аварий на ГТС (в зависимости от числа постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии ГТС; числа людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии ГТС; территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии ГТС).
Все критерии для классификации ГТС практически стабильны, не меняются на этапе эксплуатации ГТС. Поэтому параметры и характеристики ГТС вносятся в базу данных и являются ее неизменяемой частью. Исключение составляют сведения о размере возможного материального ущерба (без учета убытков владельца гидротехнического сооружения), вреде окружающей среде, количестве потерпевших лиц при аварии, которое определяется с учетом числа постоянно проживающих людей в зоне затопления. Сведения о размерах возможного ущерба и вреда периодически актуализируются в динамической модели.
При изменении этих данных в сторону повышения риска аварий увеличение периодичности проведения плановых проверок не осуществляется.
14.2. Уровни безопасности ГТС оцениваются в ходе декларирования безопасности ГТС для всего эксплуатируемого комплекса ГТС. Сведения об уровне безопасности в составе динамической модели актуализируются каждый раз по результатам декларирования безопасности. Вместе с тем уровень безопасности ГТС не может считаться критерием для пересмотра периодичности проведения плановых проверок ГТС. Уровень безопасности является формализованной обобщенной оценкой безопасности ГТС, учитывающей в совокупности влияние на безопасность большого числа качественных и количественных факторов, имеющих не только разную природу и значимость, но и разные масштабы.
14.3. На основе значений диагностических показателей состояния сооружения оценивается эксплуатационное состояние ГТС в ходе декларирования безопасности ГТС.
Для оценки эксплуатационного состояния ГТС используется Инструкция о порядке определения критериев безопасности и оценке состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (далее - Инструкция), утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 4 февраля 2002 г. N 10. Инструкция содержит общий подход к определению эксплуатационных состояний ГТС разного назначения с учетом состояния критериев безопасности ГТС в совокупности с другими диагностическими показателями. Информация об эксплуатационном состоянии ГТС в составе динамической модели актуализируется каждый раз по результатам декларирования безопасности. Вместе с тем характеристика эксплуатационного состояния ГТС не может считаться достаточным критерием для пересмотра периодичности проведения плановых проверок ГТС, так как является формализованной обобщенной оценкой.
14.4. Критерий безопасности ГТС является диагностическим показателем и устанавливается для каждого параметра, который является важным для контроля безопасности ГТС. Например, осадки секций плотины, интенсивность осадки секций плотины, горизонтальные перемещения гребня плотины в сторону нижнего бьефа с начала наблюдений, раскрытие межсекционных швов с начала наблюдений, фильтрационное противодавление в основании секций плотины, уровни внешних воздействий, другие параметры диагностических показателей.
Критерии безопасности представляют собой совокупность качественных и количественных параметров, которые учитываются при оценке уровня безопасности ГТС. Количественные параметры критериев безопасности, их изменения в ходе эксплуатации оцениваются двумя критериальными значениями диагностических показателей (К1) и (К2). При динамическом методе пересмотра периодичности проведения плановых проверок критерии безопасности включаются в состав динамической модели; оценивается их соответствие условию непревышения диагностических показателей над критериальными значениями.
15. Используя данные, включенные в состав динамической модели, должностными лицами Ростехнадзора оценивается:
изменение (повышение) риска аварии относительно ранее определенного значения за прошедший период между декларированием безопасности ГТС;
обоснованность сохранения базового значения периода между плановыми проверками, соответствующего классу ГТС;
возможность увеличения периода между плановыми проверками;
необходимость проведения внеплановых проверок.
16. Максимальный период между плановыми проверками может составить 5 лет для ГТС всех классов, если обоснована допустимость повышения периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений относительно базового значения, которое определено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ с ограничением нижней границы частоты проверок записью "не чаще".
Для обоснования возможности повышения периодичности плановых проверок в сторону увеличения от 1 до 5 лет используются доказательные обоснования по исключению:
роста риска аварий на ГТС;
превышения диагностических показателей ГТС над их критериальными значениями в период не менее 5 лет;
снижения оценок уровня безопасности;
снижения эксплуатационного состояния ГТС.
В случае выявления негативных тенденций изменения перечисленных выше показателей (критериев безопасности и других диагностических показателей), определяющих в совокупности уровень безопасности ГТС и эксплуатационного состояния ГТС, указывающих на рост значений рисков, базовая периодичность плановых проверок для ГТС разных классов (пункт 4 настоящих Методических рекомендаций) остается на уровне базового значения.
III. Порядок и процедуры определения
периодичности проведения плановых проверок ГТС на основе
динамических моделей
17. Динамическая модель гидротехнического сооружения предусматривает наличие и использование актуализированной базы данных, включающей проектную информацию; информацию по результатам предыдущей выполненной плановой проверки; информацию по результатам декларирования безопасности ГТС; информацию о мероприятиях, которые должны быть выполнены в период действия разрешения на эксплуатацию ГТС; критерии безопасности ГТС; информацию о выданных предписаниях, административных наказаниях; информацию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, органов прокуратуры, обращения организаций и граждан.
В целях систематизации и накопления информации о ГТС для управления периодичностью плановых проверок в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится образец заполнения информации в динамической модели гидротехнического сооружения юридического лица (субъекта электроэнергетики (филиала), организационной структуры промышленности или объекта водохозяйственного назначения).
Источниками информации являются сведения в отношении ГТС, содержащиеся:
в актах последней плановой проверки ГТС;
в предписаниях юридическому лицу об устранении выявленных нарушений на ГТС, выданных за последние пять лет;
в материалах по привлечению к административной ответственности юридического лица, его руководителей, иных должностных лиц за нарушения в отношении деятельности на ГТС, выданных за последние пять лет;
в акте преддекларационного обследования ГТС;
в декларации безопасности гидротехнических сооружений, в том числе в материалах, содержащих данные по критериям безопасности ГТС, данные о размере вероятного вреда для жизни и здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц при возможных авариях на ГТС;
в материалах по расследованию причин аварий, которые произошли (происходили в период эксплуатации) на ГТС;
в Правилах эксплуатации ГТС.
18. Из действующей декларации безопасности ГТС и комплекта прикладываемой к ней документации выбирается информация, содержащая сценарии реализации аварий на ГТС, в том числе сценарии наиболее вероятной аварии и наиболее тяжелой аварии, описания этих сценариев и значения вероятностей их реализации, данные о последствиях аварий и о размерах возможного вреда, размерах ущерба в денежном выражении.
19. При проведении аналитической работы, направленной на подтверждение статического значения периодичности плановых проверок или увеличения периода между плановыми проверками, используется информация, которая вносится в базы данных. Наличие информации в базах данных является доказательной базой принятия решений по увеличению периодов между плановыми проверками.
20. В основу функционирования динамических моделей гидротехнических сооружений положены выявленные несоответствия требованиям безопасности ГТС.
21. Для ГТС I класса, в отношении которых контрольно-надзорная деятельность осуществляется в режиме постоянного государственного надзора, для управления периодичностью проведения плановых проверок также привлекаются сведения о выявленных несоответствиях ГТС обязательным требованиям по безопасности, периодичности выездных проверок на объекты и результатах этих проверок, которые собираются и используются в целях организации КНД и ее результативности в соответствии с Методическими рекомендациями по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора, утвержденными приказом Ростехнадзора от 27 июня 2018 г. N 297.
22. На основании результатов аналитической работы для ГТС других классов также выполняются оценки соответствия; выявленные несоответствия ранжируются; несоответствия принимаются в качестве индикаторов риска. Данные вносятся в таблицу, составленную в соответствии с типовой формой представления перечня несоответствий, которая приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Данный перечень несоответствий подписывается инспектором, выполняющим анализ, и утверждается должностным лицом территориального управления Ростехнадзора.
23. Каждое несоответствие требованиям безопасности имеет собственный вес влияния на безопасность и определяет вклад в уровень риска аварии. Несоответствия подразделяются на несоответствия с низкими, средними, высокими и чрезвычайно высокими рисками влияния на безопасность и, соответственно, рисками аварий.
24. На основании анализа значимости проблем безопасности делается вывод о возможной уязвимости ГТС в период между плановыми проверками, оценивается возможность увеличения периодичности проведения плановых проверок.
25. В число факторов значительного и высокого риска влияния несоответствий на безопасность ГТС входят следующие:
установленные факты развития деградирующих процессов на плотинах, дамбах, в конструкциях, оборудовании ГТС, на основном оборудовании ГЭС;
диагностические показатели состояния ГТС превышают установленные в проектной документации значения показателей критериев безопасности уровня К1;
нахождение ГТС в зоне повышенной сейсмической опасности (7 и более баллов по международной шкале интенсивности землетрясений MSK-64).
Другие несоответствия, которые были выявлены при декларировании безопасности, при проверках также анализируются и оцениваются.
26. Для оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия используются рекомендации приложения N 4 к настоящим Методическим рекомендациям, в котором приводится методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС.
27. Допускаемые значения уровня риска аварий (категории риска) в зависимости от класса гидротехнического сооружения определяются в соответствии с пунктом 8.22 СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003".
28. Для определения и обоснования увеличения периода между плановыми проверками рассматриваются результаты колонки 5 приложения N 3 к настоящим Методическим рекомендациям, в которой против каждого выявленного несоответствия приводится оценка значимости проблемы безопасности с использованием рекомендаций, изложенных в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
29. Если установлено для ГТС наличие несоответствий с чрезвычайно высокими или высокими рисками аварий, базовые периоды между плановыми проверками не изменяются. Ростехнадзором могут выполняться внеплановые проверки в случае негативных изменений индикаторов рисков, направленные на профилактику аварийности, компенсацию (снижение) рисков аварий на ГТС. При внеплановых проверках выдаются юридическому или физическому лицу предписания об устранении нарушений требований безопасности.
30. Если отсутствуют несоответствия с чрезвычайно высокими рисками, высокими рисками, то период между плановыми проверками для ГТС второго и третьего классов может быть увеличен в пределах до 5 лет.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по применению динамических моделей
пересмотра периодичности проведения
плановых проверок гидротехнических
сооружений при осуществлении федерального
государственного надзора в области
безопасности гидротехнических сооружений,
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2018 г. N ____
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины, понятия и их определения предназначены для использования в целях настоящих Методических рекомендаций.
Авария гидротехнического сооружения - разрушение либо повреждение гидротехнического сооружения в виде потери прочности или устойчивости сооружения либо конструкции или основания.
Диагностические показатели - наиболее значимые для диагностики и оценки безопасности состояния ГТС контролируемые показатели, позволяющие дать оценку безопасности и состояния системы "сооружение-основание-водохранилище" в целом или отдельных ее элементов. Диагностические показатели назначаются в наиболее ответственных (или "опасных") зонах сооружений. Перечень диагностических показателей может изменяться в процессе эксплуатации.
Контролируемые показатели - совокупность всех наблюденных, а также измеренных с помощью технических средств и вычисленных по ним количественных показателей состояния ГТС, а также качественных показателей, полученных наблюдениями на сооружениях.
Наиболее вероятная авария на гидротехническом сооружении - авария, которая определяется на основе сравнительного анализа произведений вероятностей (среднегодовой частоты) возникновения аварии из числа возможных аварий, которые могут реализоваться на гидротехническом сооружении в период его проектного срока эксплуатации как событие с вероятностью 1 раз в 100 лет, на величину вероятного вреда (последствий аварий) в денежном выражении. Наиболее вероятная авария на гидротехническом сооружении характеризуется высокой вероятностью возникновения и значительным ущербом.
Наиболее тяжелая авария на гидротехническом сооружении - авария, которая определяется на основе сравнительного анализа произведений вероятностей (среднегодовой частоты) возникновения аварии из числа возможных аварий, которые могут реализоваться на гидротехническом сооружении в период его проектного срока эксплуатации как событие с вероятностью 1 раз в 500 лет (1 раз в 1000 лет), на величину вероятного вреда (последствий аварий) по этому сценарию в денежном выражении. Наиболее вероятная тяжелая авария на гидротехническом сооружении может характеризоваться низкой вероятностью возникновения и чрезвычайно тяжелыми последствиями - катастрофическим ущербом.
Несоответствие - установленный факт нарушения (невыполнения) требований безопасности, в числе которых: отступления от проектной документации; несоблюдение правил эксплуатации гидротехнического сооружения, утвержденных в установленном порядке; значительная степень старения конструкций; достижение показателями критериев безопасности гидротехнических сооружений предельных значений, установленных в проектной документации; нарушения промышленной безопасности; несоблюдение дистанций (безопасных расстояний) между опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями.
Обязательные требования - требования нормативных документов, обязательность применения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).
Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту повышенной опасности.
Профилактическое (предупреждающее, корректирующее, компенсирующее) действие - меры, мероприятия, иные действия, предпринятые для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
Проблема безопасности - несоответствие, которое может привести в случае несвоевременного принятия профилактических (компенсирующих) действий по его ликвидации к последствиям различной степени тяжести, определяющимся возможностью прекращения функционирования объекта по его назначению с соблюдением проектных безопасных режимов эксплуатации, негативным воздействием на персонал, территорию объекта повышенной опасности, окружающую среду. Классифицируется по категориям значимости проблем безопасности (высокая категория значимости, средняя категория значимости, низкая категория значимости).
Нормальный уровень безопасности - гидротехническое сооружение соответствует проекту, действующим нормам и правилам, значения критериев безопасности не превышают предельно допустимых для работоспособного состояния сооружений и оснований, эксплуатация осуществляется без нарушений действующих законодательных актов, норм и правил, предписания органов государственного контроля и надзора выполняются (декларация безопасности гидротехнического сооружения утверждается Ростехнадзором на 5 лет).
Пониженный уровень безопасности гидротехнического сооружения - невыполнение первоочередных мероприятий или неполное выполнение предписаний органов государственного контроля и надзора по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и другие нарушения правил эксплуатации при прочих условиях (декларация безопасности гидротехнического сооружения утверждается Ростехнадзором на 4 года).
Неудовлетворительный уровень безопасности гидротехнического сооружения - снижение механической или фильтрационной прочности, превышение предельно допустимых значений критериев безопасности для работоспособного состояния сооружений и оснований, другие отклонения от проектного состояния, способные привести к развитию аварии (декларация безопасности гидротехнического сооружения утверждается Ростехнадзором на срок не более 3 лет).
Опасный уровень безопасности - развитие процессов снижения прочности и устойчивости элементов гидротехнического сооружения и его основания, превышение предельно допустимых значений критериев безопасности, характеризующих переход от частично неработоспособного к неработоспособному состоянию сооружений и оснований (декларация безопасности гидротехнического сооружения не утверждается Ростехнадзором).
Надежное (работоспособное) эксплуатационное состояние ГТС - состояние, при котором ГТС соответствует всем требованиям нормативных документов и проекта при действии нагрузок основного сочетания, значения контролируемых показателей состояния сооружений не превышают (не менее) соответствующих критериев безопасности 1-го уровня, ГТС можно эксплуатировать без разработки каких-либо мероприятий, повышающих безопасность его эксплуатации.
Удовлетворительное (частично неработоспособное) эксплуатационное состояние ГТС - состояние, при котором значение хотя бы одного контролируемого показателя стало больше (меньше) соответствующих критериев безопасности 1-го уровня, но значения контролируемых показателей состояния ГТС не превышают (не менее) соответствующих критериев безопасности 2-го уровня и сооружение находится под действием нагрузок и воздействий, не превышающих предусмотренные проектом значения нагрузок особого сочетания.
Предаварийное (предельное) эксплуатационное состояние ГТС - состояние, при котором ГТС имеет повреждения или дефекты, при которых оно не может эксплуатироваться при воздействии основного сочетания нагрузок ввиду угрозы аварии, и (или) сооружение находится под воздействием особого сочетания нагрузок, превышающих допускаемые проектом значения с угрозой аварии, и (или) появляются признаки прогрессирующего развития деструктивных процессов, необратимо ведущих к аварии.
Критерии безопасности гидротехнических сооружений - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Критерии безопасности 1-го уровня - значения контролируемых показателей состояния ГТС, определяемые при основном сочетании нагрузок, при достижении которых устойчивость, механическая и фильтрационная прочность ГТС и его основания, а также пропускная способность водосбросных и водопропускных сооружений соответствуют условиям их нормальной эксплуатации.
Критерии безопасности 2-го уровня - значения контролируемых показателей состояния ГТС, устанавливаемые при особом сочетании нагрузок, при превышении (уменьшении) которых эксплуатация ГТС в проектном режиме недопустима, состояние сооружения может перейти в предаварийное состояние.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по применению динамических моделей
пересмотра периодичности проведения
плановых проверок гидротехнических
сооружений при осуществлении федерального
государственного надзора в области
безопасности гидротехнических сооружений,
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2018 г. N ____
(Образец)
Образец заполнения информации в динамической модели гидротехнического сооружения юридического лица (субъекта электроэнергетики (филиала), организационной структуры промышленности или объекта водохозяйственного назначения) I. Наименование юридического лица - субъекта проверки --------------------------------------------------------------------------- 1. Полное и сокращенное наименование субъекта проверки (субъекта электроэнергетики, (филиала), организационной структуры промышленности или объекта водохозяйственного назначения) - владельца гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ II. Полное и сокращенное наименование гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ III. Общие сведения об объекте проверки - гидротехническом сооружении (комплексе гидротехнических сооружений) --------------------------------------------------------------------------- 3.1. Дата ввода объекта проверки в эксплуатацию (реквизиты акта государственной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию) ___________________________________________________________________________ Регистрационный код гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) в Государственном регистре гидротехнических сооружений Российской Федерации (указывается номер государственной регистрации) ___________________________________________________________________________ 3.2. Сведения о владельце гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) ___________________________________________________________________________ 3.3. Форма собственности: государственная, муниципальная, частная ___________________________________________________________________________ 3.4. Полное наименование субъекта проверки: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3.5. Сокращенное наименование субъекта проверки: ___________________________________________________________________________ Юридический адрес: ________________________________________________________ Почтовый адрес: ___________________________________________________________ Контакты: телефон; факс: ____________________________________________________________ E-mail: ___________________________________________________________________ Сайт: _____________________________________________________________________ Генеральный директор ______________________________________________________ Генеральный директор ______________________________________________________ 3.6. Полное наименование гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений): ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3.7. Сокращенное наименование гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) субъекта проверки (филиала, иной организационной структуры): ___________________________________________________________________________ Юридический адрес: ________________________________________________________ Почтовый адрес: ___________________________________________________________ Контакты: телефон; факс: ____________________________________________________________ E-mail: ___________________________________________________________________ Сайт: _____________________________________________________________________ Генеральный директор ____________________________________________ IV. Сведения об эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ (Полное наименование) ___________________________________________________________________________ (Сокращенное наименование) Почтовый адрес: ___________________________________________________________ Телефон/факс: ___________________________________________________________________________ E-mail:____________________________________________________________________ Сайт: http://www. _________________________________________________________ Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ V. Сведения о разработчике проекта гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений): полное и сокращенное наименование проектной организации, для существующей в настоящее время организации - адрес, телефон, факс, банковские реквизиты --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ VI. Дата окончания последней плановой проверки гидротехнического сооружения --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ VII. Сведения о гидротехническом сооружении (комплексе гидротехнических сооружений) --------------------------------------------------------------------------- Назначение, тип плотины, длина и высота плотины, уровни верхнего и нижнего бьефов, фактический и нормативный срок эксплуатации, прочие данные ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Контролируемые параметры состояния гидротехнического сооружения (перечисляются в отношении каждого гидротехнического сооружения комплекса гидротехнических сооружений) --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ VIII. Сведения об оборудовании, обслуживающем гидротехническое сооружение (комплекс гидротехнических сооружений), включая основное оборудование гидроэлектростанции (состав, проектные сроки службы, данные о наработке, остаточный ресурс, данные о замене оборудования, капитальных ремонтах, модернизации, реконструкции; данные, подтверждающие допуск в эксплуатацию, реквизиты подтверждающих документов) --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Контролируемые параметры оборудования гидротехнического сооружения (перечисляются), включая основное оборудование гидроэлектростанции --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ IX. Сведения об имевших место авариях за последние 10 лет на гидротехническом сооружении --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ X. Сведения о нарушениях, выявленных при последней плановой проверке --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XI. Сведения об административных правонарушениях за последние 3 года --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XII. Сведения о мерах по предупреждению выявленных нарушений и привлечению правонарушителей к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за последние 3 года --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XIII. Перечень предписаний, выданных при последней плановой проверке, сведения об их исполнении --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Сведения о предписаниях, не исполненных в срок при прошлых плановых и внеплановых проверках ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XIV. Сведения о травматизме, нарушениях безопасности и несчастных случаях на гидротехнических сооружениях при эксплуатации (за последние 5 лет) --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XV. Сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений с указанием причин невыполнения отдельных позиций плана --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XVI. Категория опасности (риска) (базовая) гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) для проведения плановой проверки --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XVII. Сведения о выявленных несоответствиях проектной документации обязательным требованиям нормативных правовых актов по результатам плановой камеральной проверки <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XVIII. Сведения о выявленных несоответствиях требованиям проектной документации и нормативным правовым актам по результатам плановой выездной проверки (с использованием проверочного листа, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 декабря 2017 г. N 556 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений" <*>. --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XIX. Сведения об административных правонарушениях за 3 года, предшествующие плановой проверке <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XX. Сведения о выполнении предписаний органа федерального государственного надзора по результатам последней плановой проверки <*> ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXI. Сведения об отсутствии (наличии) в течение трех календарных лет после предыдущего проведения плановой проверки несчастных случаев со смертельным исходом и (или) групповых несчастных случаев <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXII. Сведения об изменении присвоенной гидротехническому сооружению ранее категории опасности (риска) <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXIII. Информация о наличии сведений о произошедшей на данном гидротехническом сооружении аварии, расследуемой органами федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXIV. Информация о наличии случая сокрытия сведений о произошедшей на данных гидротехнических сооружениях аварии, расследуемой органами федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ XXV. Информация о наличии других сведений о техническом состоянии гидротехнического сооружения, о качественных характеристиках критериев безопасности, численных значениях и тенденциях изменения численных значений показателей критериев безопасности, об изменениях уровней безопасности и эксплуатационного состояния по данным последнего преддекларационного обследования, декларирования безопасности <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXVI. Основания для изменения категории опасности (риска) гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) для определения периодичности проведения очередной плановой проверки <*> --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXVII. Выводы о допускаемой периодичности проведения мероприятий по контролю субъекта проверки, которому принадлежит гидротехническое сооружение (комплекс гидротехнических сооружений) по данным последней плановой проверки с учетом особенностей технического состояния объекта, изменения риска аварий (наиболее вероятной аварии и (или) наиболее тяжелой аварии) <*>. --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ XXYIII. Категория риска аварии гидротехнического сооружения для определения периода между последней и очередной плановыми проверками --------------------------------------------------------------------------- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Составил <**> ___________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Ростехнадзора, дата, подпись) <**> ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
--------------------------------
Примечание <*> По результатам следующей очередной плановой проверки в Базу данных вносится аналогичная информация, отмеченная в пунктах XVII - XXV звездочкой (*).
<**> Информация, введенная в Базу данных в электронном виде, заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора.
<***> Информация, вводимая в Базу данных, дополняется, актуализируется по результатам очередной плановой проверки. Документация сохраняется в течение всего периода времени, в котором Ростехнадзор осуществляет контрольно-надзорную деятельность.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по применению динамических моделей
пересмотра периодичности проведения
плановых проверок гидротехнических
сооружений при осуществлении федерального
государственного надзора в области
безопасности гидротехнических сооружений,
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2018 г. N ____
Типовая форма представления перечня несоответствий <*>
Таблица
N
|
Пункт нормативного документа
|
Содержание несоответствия
|
Последствия несоответствия.
Условия наступления последствий
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Наименование источника информации о несоответствиях
|
|||||
Указывается порядковый номер несоответствия
|
Указывается номер пункта (или нескольких пунктов) нормативного документа, к которому относится данное несоответствие
|
Приводится формулировка несоответствия
|
Указываются проблемы безопасности, на которые оказывает влияние данное несоответствие. Указываются последствия для безопасности, к которым может привести данное несоответствие. Указываются условия, при которых эти последствия могут наступить
|
||
I. Акт плановой проверки гидротехнических сооружений
|
|||||
1.
|
|||||
2.
|
|||||
3.
|
|||||
4.
|
|||||
5.
|
|||||
II. Список несоответствий на ГТС, на которые выданы предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений
|
|||||
1
|
|||||
2.
|
|||||
3.
|
|||||
III. Несоответствия, по причине которых имеются привлечения к уголовной и (или) административной ответственности должностных лиц юридического лица
|
|||||
1.
|
|||||
2.
|
|||||
3.
|
|||||
IV. Несоответствия, на которые указывается в декларации безопасности гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений)
|
|||||
1.
|
|||||
2.
|
|||||
3.
|
--------------------------------
Примечание <*>: рекомендуется в таблице сначала заполнять первый, второй и третий столбцы таблицы, а результаты анализа несоответствий вносить в четвертый и пятый столбцы после проведения анализа последствий и оценки их значимости для безопасности.
Проблемы безопасности оцениваются по четырем квалификациям: высокий риск влияния несоответствия на безопасность (I), значительный риск влияния несоответствия на безопасность (II), средний риск влияния несоответствия на безопасность (III), низкий риск влияния несоответствия на безопасность (IV).
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по применению динамических моделей
пересмотра периодичности проведения
плановых проверок гидротехнических
сооружений при осуществлении федерального
государственного надзора в области
безопасности гидротехнических сооружений,
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от __________ 2018 г. N ____
МЕТОДИКА
УПРОЩЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ВЛИЯНИЯ НЕСООТВЕТСТВИЙ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГТС
Выявленные при проверках несоответствия являются индикаторами риска, для оценки которого необходимо проведение анализа влияния этих несоответствий на безопасность. Для оценки влияния на безопасность несоответствия обязательным требованиям по обеспечению безопасности, выявленного на ГТС, проводится упрощенная оценка риска аварий, возникновение которой возможно вследствие выявленного несоответствия, и устанавливается категория значимости проблемы безопасности.
При проведении качественной оценки риска влияния на безопасность несоответствия в качестве меры риска используется уровень риска. Необходимость и срочность мер по устранению или компенсации отступления следует определять на основе уровня риска аварии, связанной с данным несоответствием.
Оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия допускается выполнять с использованием подхода, основанного на анализе сценариев возможных аварий, которые представлены в декларации безопасности ГТС. Должны использоваться как минимум два сценария: сценарий наиболее вероятной тяжелой аварии и сценарий наиболее вероятной аварии.
Необходимо рассмотреть, может ли выявленное несоответствие стать исходным событием аварийного сценария наиболее вероятной тяжелой аварии и наиболее вероятной аварии, к каким последствиям это может привести.
Рассматриваются все несоответствия с использованием такого подхода.
В таблице N 1 приводится информация по категорированию аварий, возможных на ГТС, уровней рисков влияния несоответствия на безопасность и категорий значимости проблем безопасности в зависимости от тяжести последствий аварии.
Если при рассмотрении несоответствия установлено, что оно может быть инициирующим фактором наиболее вероятной тяжелой аварии или фактором, который усугубляет ее последствия, то ему присваивается вероятность, соответствующая наиболее вероятной тяжелой аварии. Уровень риска влияния несоответствия на безопасность в соответствии с таблицей N 1 оценивается как высокий, категория значимости проблемы безопасности оценивается как высокая.
Если при рассмотрении несоответствия установлено, что оно может быть инициирующим фактором наиболее вероятной аварии или фактором, который усугубляет ее последствия, то ему присваивается вероятность, соответствующая наиболее вероятной аварии. Уровень риска влияния несоответствия на безопасность в соответствии с таблицей N 1 оценивается как значительный, а категория значимости проблемы безопасности оценивается как средняя.
Для несоответствий, которые могут быть инициирующим фактором только тех аварийных ситуаций, последствием которых является приемлемый ущерб, уровень риска влияния несоответствия на безопасность может быть оценен как средний, а категория значимости проблемы безопасности может быть оценена как низкая.
Для несоответствий, которые не могут ни в каких сценариях привести к аварии на ГТС, уровень риска может быть оценен как низкий, а категория значимости проблемы безопасности оценивается как несущественная (или как отсутствие проблемы безопасности).
При оценке уровня риска влияния несоответствия на безопасность должна также оцениваться тяжесть последствий для жизни и здоровья людей, для объектов экономики и иных материальных ценностей, для окружающей природной среды. В таблице N 1 приводится информация для категорирования аварий, возможных на ГТС, по этим факторам. Если оценки риска влияния несоответствий на безопасность, выполненные по разным факторам, различаются, то за окончательную оценку уровня риска влияния несоответствия на безопасность принимается наиболее консервативная оценка.
Необходимость и срочность мер по устранению или компенсации несоответствия определяются в зависимости от окончательной оценки риска в соответствии с рекомендациями последней колонки таблицы N 1.
Для профилактики проблем, связанных с травматизмом персонала на ГТС, вводятся аналогичные характеристики уровней риска (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск). Поэтому каждое из выявленных несоответствий рассматривается также с позиций риска влияния несоответствия на травматизм при нарушениях и авариях.
Альтернативный метод оценки приемлемости риска аварий, возникновение которых возможно вследствие выявленного несоответствия, а также необходимости и срочности мер по устранению или компенсации этого несоответствия представлен в таблице N 2, в которой приводятся критерии приемлемого (неприемлемого) риска в зависимости от частоты аварий на ГТС и размера финансового ущерба.
Оценка приемлемого (неприемлемого) риска аварий для различных сценариев влияния отступлений на безопасность ГТС выполняется на основе количественной оценки частоты аварий, возникновение которых возможно вследствие рассматриваемого отступления, и размера финансового ущерба, допускаемых нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений.
Таблица N 1
Категорирование аварий, возможных на ГТС, уровней
риска влияния несоответствия на безопасность и значимости
проблемы безопасности в зависимости от тяжести
последствий аварии
Категория аварии
|
Уровень риска влияния несоответствия на безопасность
|
Тяжесть последствий аварии
|
Категория значимости проблемы безопасности
|
||
для жизни и здоровья людей
|
для объектов экономики и иных материальных ценностей
|
для окружающей природной среды
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Наиболее вероятная тяжелая авария
|
Высокий
|
Жертвы и пострадавшие среди персонала ГТС и населения
|
Катастрофический ущерб ГТС и имуществу третьих лиц
|
Невосполнимые экологические потери
|
Высокая (не допускается увеличение периода между плановыми проверками)
|
Наиболее вероятная авария
|
Значительный
|
Угроза жизни людей, травмы персонала ГТС и населения
|
Значительные разрушения ГТС и имущества третьих лиц
|
Существенные экологические потери
|
Средняя (не допускается увеличение периода между плановыми проверками)
|
Аварийная ситуация
|
Средний
|
Травмы персонала ГТС
|
Приемлемый ущерб: незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц
|
Незначительные экологические потери
|
Низкая (допускается увеличение периода плановых проверок)
|
Аварийная ситуация
|
Низкий
|
Ущерб здоровью персонала ГТС и населения мало вероятен
|
Ущерб с принебрежимо малыми последствиями: незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц маловероятны
|
Несущественные экологические потери
|
Несущественная (допускается увеличение периода между плановыми проверками)
|
Таблица N 2
Критерии приемлемого (неприемлемого) риска в зависимости
от частоты аварий на ГТС и размера финансового ущерба
Частота реализации опасности, случаев/год
|
Финансовый ущерб, млн. рублей <*>
|
||||
> 5000
|
1000 - 5000
|
200 - 1000
|
10 - 200
|
< 10
|
|
> 1
|
Зона жесткого контроля,
|
||||
1 - 10-1
|
Зона неприемлемого риска,
|
||||
необходимы неотложные меры по снижению риска
|
меры по снижению риска разрабатываются в плановом порядке
|
Зона приемлемого риска,
|
|||
10-1 - 10-2
|
|||||
10-2 - 10-3
|
|||||
10-3 - 10-4
|
нет необходимости в мероприятиях
по снижению риска
|
||||
10-4 - 10-5
|
|||||
10-5 - 10-6
|
--------------------------------
Примечание <*>: финансовый ущерб в результате аварии на ГТС, как правило, связан с гидродинамическими авариями. Он должен соответствовать расходам по предоставлению компенсации за вред, причиненный физическим и юридическим лицам, восполнению потерь для окружающей среды, оплате расходов на ликвидацию последствий аварии.
В таблице N 2 сгруппированы частоты аварийных событий (аварий) в следующие диапазоны:
для частых и вероятных аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 1 до 10-2 1/год;
для возможных аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 10-2 до 10-4 1/год;
для редких аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах от 10-4 до 10-6 1/год;
для крайне маловероятных (гипотетических) аварий, нарушений, инцидентов (отказов) - в пределах < 10-6 1/год.
Для ГТС данные по частоте аварий и возможному ущербу от них для сценариев наиболее вероятной тяжелой аварии и наиболее вероятной аварии принимаются в соответствии с данными, приведенными в действующей декларации безопасности гидротехнических сооружений.
В результате рассмотрения полученных прогнозных оценок частот реализации аварийных событий и ущербов от них формируются выводы о том, в какую область риска аварий (приемлемого или неприемлемого) следует отнести последствия реализации несоответствия, о необходимости выдачи предписания по принятию мер по ликвидации несоответствия.