См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 11 октября 2013 г. N 471
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "РАССЛЕДОВАНИЕ
И УЧЕТ НАРУШЕНИЙ В УЧЕТЕ И КОНТРОЛЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"
В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое руководство по безопасности "Расследование и учет нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.
Вр.и.о. руководителя
А.В.ФЕРАПОНТОВ
Утверждено
Приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 11 октября 2013 г. N 471
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НАРУШЕНИЙ В УЧЕТЕ
И КОНТРОЛЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ
ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"
I. Общие положения
1. Настоящее руководство по безопасности "Расследование и учет нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (далее - руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", пунктом 5.3.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях" (НП-067-11), утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. N 67 (зарегистрирован в Минюсте России 29 марта 2012 г., регистрационный N 23652) (далее - Правила УК РВ и РАО).
2. Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации Ростехнадзора по расследованию, учету нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО) в организации.
3. Настоящее руководство по безопасности предназначено для организаций, осуществляющих обращение с РВ и (или) РАО (далее - организации), на которые распространяются требования Правил УК РВ и РАО.
4. Основными целями расследования и учета нарушений в учете и контроле РВ и РАО является их устранение, установление причин обнаруженных нарушений и разработка мер для предотвращения нарушений в дальнейшем.
5. Нарушениями в учете и контроле РВ и РАО являются:
недостача или излишек РВ и РАО;
несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО;
ошибки в учетных или отчетных документах;
повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО;
несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным;
нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО;
другие нарушения требований к учету и контролю, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, иными нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами организации.
6. Недостача (излишек) РВ и РАО включает в себя (имеет признаки):
недостача (излишек) учетных единиц (в том числе изделий или упаковок) РВ или РАО;
обнаружение неучтенных РВ и РАО на территории организации;
наличие расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве РВ и РАО;
расхождения значений фактически наличного количества РВ и РАО с данными учетных документов, выявленные в ходе инвентаризации или при проведении подтверждающих измерений.
7. Несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО включает в себя (имеет признаки):
перемещение или использование РВ и РАО без наличия разрешения (авторизации) на такое перемещение (использование) от уполномоченного лица организации;
передача РВ и РАО организациям (в том числе для проведения работ), не имеющим лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО.
8. Ошибки в учетных или отчетных документах включают в себя (имеют признаки):
несоответствие данных в разных формах учетных документов или в разных формах отчетных документов;
несоответствие данных в отчетных документах данным в учетных документах;
отсутствие требуемых данных в учетных или отчетных документах (отсутствие заполнения обязательных позиций в учетных или отчетных документах).
9. Повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО включают в себя (имеют признаки):
нарушение целостности учетной единицы РВ или РАО без разрушения пломбировочного устройства (далее - ПУ);
поврежденное, разрушенное ПУ, установленное на объекте контроля;
несоответствие номера ПУ, либо типа ПУ, либо объекта пломбировки документально зарегистрированным данным об установке ПУ;
несоответствие способа установки ПУ инструкции (документации) по его установке;
несоответствующее по типу либо несанкционированное к применению ПУ.
10. Несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным включает в себя (имеет признаки):
несоответствие учетных данных по учетной единице РВ или РАО фактическим параметрам, в том числе несоответствие серийного номера или типа (модели) источника, изделия или упаковки с РВ и РАО, несоответствие вида РВ или РАО, несоответствие категории источника или РАО, несоответствие активности РВ или РАО (к несоответствию активности не относится уменьшение активности в связи с естественным распадом радионуклидов).
11. Нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО включает в себя (имеет признаки):
нарушение процедур, порядка использования и передачи РВ и РАО, установленных в документах по применению РВ и РАО, обращения с ними, их передачи (включает в себя требования, установленные в организационно-распорядительных документах организации, инструкциях по применению источников и изделий, содержащих РВ и РАО).
12. Организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, рекомендуется обеспечивать сбор, документирование и хранение информации о недостачах (излишках) и других нарушениях в учете и контроле РВ и РАО в форме, обеспечивающей доступность и сохранность указанной информации, возможность оперативного представления ее уполномоченному органу регулирования безопасности на протяжении всего срока осуществления деятельности с РВ и РАО.
13. При учете и документировании информации о недостачах (излишках) и других нарушениях в учете и контроле РВ и РАО рекомендуется указывать следующие сведения:
дата и время обнаружения недостачи (излишков) или нарушения;
подразделение организации, в котором обнаружены недостача (излишек) или нарушение;
описание обнаруженных недостачи (излишка) или нарушения.
При обнаружении недостачи (излишка) РВ и РАО рекомендуется указывать:
описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить недостачу (излишек) или нарушение;
предполагаемые причины недостачи (излишка) или нарушения;
количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО, с которыми связана недостача (излишек) или нарушение.
Если выявлено нарушение, не относящееся к недостаче (излишку) РВ и РАО, то рекомендуется также указывать принятые меры по исправлению выявленного нарушения и его причин.
14. Рекомендуется в Инструкции по учету и контролю РВ и РАО в организации или в отдельном документе установить порядок документальной регистрации и расследования выявленных нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
II. Рекомендуемый порядок действий
при обнаружении нарушений в учете и контроле РВ и РАО
15. Нарушения в учете и контроле РВ и РАО могут быть обнаружены как самой организацией (при проведении административного контроля состояния системы учета и контроля, входного контроля при приемке РВ и РАО, при передачах внутри организации, при инвентаризации и в других случаях), так и другими организациями, ведомствами (при проведении входного контроля, проведении ведомственного контроля, в других случаях).
16. При выявлении нарушения в учете и контроле РВ и РАО лицу, обнаружившему нарушение, рекомендуется немедленно доложить о нарушении непосредственному руководителю, а также руководителю службы учета и контроля РВ и РАО организации (или лицу, ответственному за учет и контроль РВ, РАО в организации).
17. При обнаружении нарушения службе учета и контроля РВ и РАО организации (или лицу, ответственному за учет и контроль РВ, РАО в организации) рекомендуется провести документальную регистрацию факта нарушения в соответствии с установленной в организации процедурой.
При наличии возможности немедленного устранения нарушения (в течение одного рабочего дня, например - путем внесения в установленном порядке исправлений в учетные документы для исправления ошибок) рекомендуется его немедленное устранение.
При отсутствии возможности немедленного устранения нарушения рекомендуется разработать и утвердить у руководства организации план мероприятий по устранению нарушения и его причин, с конкретными сроками выполнения.
18. При обнаружении недостачи (излишка) РВ или РАО рекомендуется в срок не более одного рабочего дня провести изучение обстоятельств и расследование недостачи (излишка) РВ или РАО в целях анализа достоверности информации о недостаче (излишке) РВ или РАО и подтверждения факта недостачи (излишка) РВ или РАО.
Расследование рекомендуется проводить представителям службы учета и контроля РВ и РАО организации (или лицу, ответственному за учет и контроль РВ, РАО в организации) совместно с представителями подразделения организации, где обнаружена недостача (излишек) РВ или РАО.
19. Результатом расследования недостачи (излишка) РВ и РАО является установление факта наличия или отсутствия недостачи (излишка) РВ и РАО.
В случае отсутствия недостачи (излишка) (например, при расследовании было установлено, что не были внесены своевременные изменения в учетные документы, в результате чего фактическое количество РВ не соответствует документально зарегистрированному) подтверждается фактическое наличие РВ и РАО и устанавливается причина возникновения нарушения.
В любом случае результаты расследования нарушения документально фиксируются в соответствии с установленной в организации процедурой.
20. При подтверждении факта недостачи (излишка) РВ или РАО руководителю службы учета и контроля РВ и РАО организации (или лицу, ответственному за учет и контроль РВ, РАО в организации) рекомендуется организовать проведение расследования недостачи (излишка) РВ или РАО.
В расследовании недостачи (излишка) РВ или РАО рекомендуется участвовать представителю службы учета и контроля РВ и РАО организации (или лицу, ответственному за учет и контроль РВ, РАО в организации), также рекомендуется принять участие руководителю подразделения, в котором обнаружена недостача (излишек) РВ или РАО. Расследование недостачи (излишка) РВ или РАО рекомендуется проводить комиссией в составе не менее трех человек. Рекомендуется издать распорядительный документ организации о назначении комиссии с указанием состава комиссии, целей расследования и сроков проведения расследования недостачи (излишка) РВ или РАО.
21. При проведении расследования недостачи (излишка) РВ или РАО комиссии рекомендуется:
провести обследование места, где выявлена недостача (излишек);
провести проверку ведения учетных документов;
провести проверки состояния средств контроля доступа и порядка их применения, реализацию организационных мер по физической защите, наличия и достаточности мер административного контроля;
выявить ошибки в действиях персонала, приведших к недостаче (излишку) РВ или РАО, и их причины (при наличии);
провести проверку результатов предыдущих инвентаризаций РВ или РАО;
установить причины недостачи (излишка);
провести внеплановую инвентаризацию РВ или РАО (при необходимости).
III. Рекомендуемый порядок передачи
и содержание информации о недостаче (излишке) РВ и РАО
22. При передачах РВ и РАО в случае выявления организацией-получателем недостачи (излишка) РВ, РАО рекомендуется повторно проверить информацию о недостаче (излишке), после чего при подтверждении факта недостачи (излишка) немедленно уведомить о выявленной недостаче (излишке) организацию-отправителя.
Далее организации-получателю совместно с организацией-отправителем рекомендуется в течение 24 часов принять меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения:
Организации-отправителю рекомендуется:
провести анализ подготовки РВ и РАО к отправке;
проверить отсутствие ошибок, в том числе в учетных и сопроводительных документах на РВ и РАО при подготовке к отправке;
опросить персонал, участвовавший в подготовке к отправке РВ и РАО, о наличии внештатных ситуаций, ошибок, нарушения процедур подготовки к отправке;
провести анализ примененных к отправляемым РВ и РАО средств контроля доступа.
Организации-получателю рекомендуется:
провести анализ процедур и документального оформления входного контроля (проверки) РВ и РАО при приемке;
проверить отсутствие ошибок, в том числе в учетных и сопроводительных документах на РВ и РАО при постановке на учет принятых РВ и РАО;
опросить персонал, участвовавший в приемке и входном контроле РВ и РАО, о наличии внештатных ситуаций, ошибок, нарушения процедур входного контроля и постановки на учет.
Информацию об обнаружении недостачи (излишка) РВ и РАО при передачах рекомендуется направлять в Госкорпорацию "Росатом" и Ростехнадзор немедленно после обнаружения недостачи (излишка) РВ и РАО (в течение одного рабочего дня).
23. В случае выявления недостачи (излишка) РВ, РАО при проведении инвентаризации рекомендуется в течение 24 часов принять меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения.
Если в течение 24 часов с момента обнаружения недостачи (излишка) при проведении инвентаризации причины недостачи (излишка) не были установлены либо были установлены, но последствия не были устранены, то рекомендуется направлять информацию о выявленной недостаче (излишке) в Госкорпорацию "Росатом" и Ростехнадзор.
24. При информировании о недостаче (излишке) РВ и РАО рекомендуется в сообщение включать следующие сведения:
наименование организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, в которой обнаружена недостача (излишек);
дата и время обнаружения недостачи (излишка) (местное/московское);
описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить недостачу (излишек);
предполагаемые причины недостачи (излишка);
количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО, с которыми связана недостача (излишек);
принятые меры и план последующих действий.
Сведения об РВ или РАО, по факту недостачи (излишка) которых проводилось расследование, сведения по конкретному виду материалов (источников) рекомендуется брать из соответствующих разделов журналов учета РВ (РИ) и РАО, согласно приложениям N 6, 7, 9, 10 Правил УК РВ и РАО, при наличии соответствующих данных.
25. При обнаружении недостачи (излишка), утери, хищения, обнаружении неучтенных РВ и РАО после определения характеристик РВ и РАО направляется соответствующая оперативная отчетность в соответствии со сроками и формами, введенным в действие в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
IV. Рекомендуемый порядок оформления
результатов расследования недостачи (излишка) РВ и РАО
26. Комиссии по расследованию недостачи (излишка) РВ и РАО после завершения расследования рекомендуется составить акт.
27. Рекомендуемое содержание акта о расследовании недостачи (излишка) РВ и РАО:
дата составления акта;
дата обнаружения и описание недостачи (излишка);
состав комиссии по расследованию;
выводы комиссии о причинах недостачи (излишка);
рекомендации по предотвращению и устранению причин возникновения недостачи (излишка).
28. Оригинал акта о расследовании недостачи (излишка) РВ и РАО рекомендуется хранить до полного прекращения работ с РВ и РАО в организации.
29. Организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, рекомендуется в течение 3 рабочих дней после окончания работы комиссии по расследованию недостачи (излишка) РВ и РАО направить копии акта о расследовании недостачи (излишка) в Госкорпорацию "Росатом", в центральный аппарат и территориальный орган Ростехнадзора.
При обнаружении недостачи (излишка) при передачах РВ и РАО экземпляр копии акта рекомендуется направить также организации-отправителю.
V. Рекомендуемые меры по устранению
и предотвращению нарушений в учете и контроле РВ и РАО
и причин их возникновения
30. Организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, рекомендуется по каждому факту недостачи (излишка) РВ и РАО разрабатывать с учетом рекомендаций комиссии по расследованию недостачи (излишка) план мер по устранению и предотвращению недостач (излишков) и причин их возникновения.
31. Организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, рекомендуется регулярно (не реже одного раза в год) проводить анализ выявленных нарушений в учете и контроле РВ и РАО и результатов административного контроля. По результатам анализа, при необходимости (если очевидна необходимость совершенствования системы учета и контроля), рекомендуется определить мероприятия по совершенствованию системы учета и контроля, составить и утвердить у руководства организации план выполнения таких мероприятий.