См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 6 февраля 2018 г. N 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ, ДЛЯ КОТОРОЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ
ТРЕБОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ПРОЦЕССОВ
ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИЗЫСКАНИЯ), ПРОИЗВОДСТВА,
СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ,
ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, УТИЛИЗАЦИИ И ЗАХОРОНЕНИЯ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2016, N 14, ст. 1904; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661; 2016, N 28, ст. 4741, N 48, ст. 6789; 2017, N 12, ст. 1729; N 26, ст. 3847), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4052), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (НП-071-18).

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 6 февраля 2018 г. N 52

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ, ДЛЯ КОТОРОЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ
ТРЕБОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ПРОЦЕССОВ
ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИЗЫСКАНИЯ), ПРОИЗВОДСТВА,
СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ,
ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, УТИЛИЗАЦИИ И ЗАХОРОНЕНИЯ"
(НП-071-18)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (НП-071-18) (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьями 6, 37 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 2012, N 51, ст. 7203), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4052).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к проведению оценки соответствия и формы оценки соответствия продукции на стадиях ее жизненного цикла, применяемой на атомных станциях, сооружениях и комплексах с исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами (далее для целей настоящих Правил - объекты использования атомной энергии), а также систем неразрушающего контроля, комплексов инженерно-технических средств физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов.

3. Настоящие Правила распространяются на оценку соответствия следующих видов продукции:

а) продукции, применяемой на объекте использования атомной энергии в качестве элементов объекта использования атомной энергии, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности, за исключением ядерных материалов и отработавшего ядерного топлива;

б) тепловыделяющих элементов и сборок, в том числе рабочих кассет, органов регулирования систем управления и защиты, применяемых в активных зонах реакторов атомных станций и исследовательских ядерных установок;

в) грузоподъемных кранов, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к группам А, Б и В и применяемых на объектах использования атомной энергии;

г) продукции, отнесенной в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 4 классу безопасности, а также компонентов такой продукции, отказ которых приводит к снижению генерации или внеплановому останову энергоблока атомной станции;

д) специально сконструированных для применения в области использования атомной энергии:

паровых и водогрейных котлов с рабочим избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и температурой воды свыше 115 °C;

трубопроводов пара и горячей воды с рабочим избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и температурой воды свыше 115 °C;

сосудов, работающих под избыточным давлением водяного пара или газа свыше 0,07 МПа и температурой воды свыше 115 °C;

е) оборудования общепромышленного назначения, на которое распространяются требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. N 41 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 3 июля 2013 г.), эксплуатируемого в одном помещении с продукцией, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;

ж) комплектующих изделий, сварочных и наплавочных материалов, полуфабрикатов, применяемых в составе продукции (компонентов продукции), указанной в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта;

з) изготавливаемых монтажными организациями при сооружении объекта использования атомной энергии прямолинейных деталей трубопроводов, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к группе В;

и) трубопроводов, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к группам А и В;

к) продукции, включенной в Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2017 г., регистрационный N 48327) (далее - Перечень продукции);

л) комплексов инженерно-технических средств физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов.

II. Общие положения

4. Методологическое и организационно-техническое обеспечение функционирования системы оценки соответствия в области использования атомной энергии включает, в том числе:

а) установление структуры, принципов и правил формирования и функционирования системы оценки соответствия в области использования атомной энергии;

б) обеспечение контроля соблюдения правил функционирования системы оценки соответствия в области использования атомной энергии;

в) ведение реестра выданных сертификатов соответствия продукции;

г) ведение реестра выданных экспертных заключений о соответствии технической документации обязательным требованиям;

д) ведение реестров выданных свидетельств об аттестации систем неразрушающего контроля, новых материалов, новых технологий выплавки и разливки сталей, сварки, термической обработки, обработки давлением;

е) представление системы оценки соответствия в области использования атомной энергии в международных организациях в рамках международного сотрудничества в области использования атомной энергии.

5. Продукция должна пройти оценку соответствия установленным к ней обязательным требованиям.

6. Настоящие Правила устанавливают требования к проведению оценки соответствия продукции в формах:

экспертизы технической документации;

испытаний;

контроля;

приемки;

решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии;

обязательной сертификации продукции;

регистрации.

7. Участниками работ по оценке соответствия являются: Ростехнадзор; эксплуатирующие организации; специализированные организации; органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке соответствия; экспертные организации; разработчики, изготовители (поставщики) продукции, а также иные организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии.

8. Участники работ по оценке соответствия обязаны предоставлять сведения о результатах оценки соответствия продукции и доказательные материалы по запросам, направленным в рамках компетенции:

а) эксплуатирующей организации;

б) специализированной организации при оценке соответствия в форме приемки;

в) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация);

г) Ростехнадзору;

д) федеральным органам исполнительной власти в пределах полномочий, определенных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, органам судебной власти, органам прокуратуры и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с размещением и исполнением заказов на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии.

9. При выборе поставщиков продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, должно учитываться наличие предусмотренных настоящими правилами документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям.

III. Оценка соответствия продукции в форме экспертизы
технической документации

10. Оценка соответствия продукции в форме экспертизы технической документации должна проводиться в отношении рабочей конструкторской документации следующей продукции:

а) указанной в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, разработанной после вступления в силу настоящих Правил и подлежащей оценке соответствия в форме испытаний (приемочных, типовых, предварительных комплексных и (или) автономных), а также в отношении производимой за пределами Российской Федерации и импортируемой в Российскую Федерацию продукции, указанной в подпунктах "а", "в", "ж" пункта 3 настоящих Правил;

б) отнесенной в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности, указанной в подпункте "к" пункта 3 настоящих Правил, техническая документация на которую была разработана, в том числе, до вступления в силу настоящих Правил.

Техническая документация на устройства и системы пожаротушения, паровые турбины, здания и сооружения, комплексы инженерно-технических средств физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и технические средства физической защиты не подлежит оценке соответствия в форме экспертизы технической документации (далее - экспертиза технической документации).

11. Экспертиза технической документации должна быть проведена до начала проведения оценки соответствия продукции в иных формах, предусмотренных настоящими Правилами.

12. Экспертиза технической документации должна проводиться экспертными организациями. Информация об экспертных организациях размещается на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

13. Эксперты по экспертизе технической документации должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ Р 50.03.02-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Эксперты по оценке соответствия в форме экспертизы технической документации. Требования и порядок подтверждения компетентности", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2062-ст (Стандартинформ, 2017).

14. Не допускается проведение экспертизы технической документации экспертной организацией и экспертами, участвовавшими в ее разработке, в том числе оказывавшими консультационные услуги при ее разработке.

15. Заказчиками экспертизы технической документации на продукцию являются разработчики технической документации или поставщики продукции.

16. Экспертиза технической документации осуществляется в порядке, установленном ГОСТ Р 50.03.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме экспертизы технической документации. Порядок проведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2061-ст (Стандартинформ, 2017).

17. Экспертиза технической документации должна быть проведена, в том числе, на соответствие техническим требованиям (исходным), согласованным эксплуатирующей организацией. При проведении экспертизы технической документации экспертная организация обязана уточнить соответствие технических требований к продукции условиям применения продукции на объекте использования атомной энергии (параметрам рабочей и окружающей среды) при нормальных условиях эксплуатации и нарушениях условий нормальной эксплуатации, если продукция должна сохранять работоспособность и функционировать при таких нарушениях.

18. По результатам экспертизы технической документации оформляется экспертное заключение о соответствии представленной технической документации обязательным требованиям.

19. Заказчик экспертизы технической документации, прошедшей экспертизу технической документации, обязан извещать экспертную организацию об изменениях, вносимых в техническую документацию. Указанные изменения могут применяться после их рассмотрения и согласования экспертной организацией. Порядок рассмотрения изменений, вносимых в техническую документацию, установлен в ГОСТ Р 50.03.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме экспертизы технической документации. Порядок проведения", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2061-ст (Стандартинформ, 2017).

20. Экспертная организация должна осуществлять в течение срока службы продукции, установленного в технической документации, хранение копий технической документации, представленной для проведения экспертизы технической документации, один экземпляр оригинала экспертного заключения о соответствии технической документации обязательным требованиям, переписки и материалов, связанных с рассмотрением и согласованием изменений, вносимых в техническую документацию, и предоставлять сведения о результатах экспертизы технической документации и рассмотрения изменений, вносимых в техническую документацию, по запросам органов и организаций, указанных в пункте 8 настоящих Правил.

21. При прекращении деятельности экспертной организации рассмотрение и согласование вносимых в техническую документацию изменений осуществляет другая экспертная организация, привлекаемая заказчиком этих работ.

22. По результатам положительной экспертизы технической документации разработчик технической документации обязан указывать номер экспертного заключения о соответствии технической документации обязательным требованиям и наименование экспертной организации в порядке, определенном ГОСТ Р 50.03.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме экспертизы технической документации. Порядок проведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2061-ст (Стандартинформ, 2017).

IV. Оценка соответствия продукции в форме испытаний

23. Оценка соответствия продукции в форме испытаний должна проводиться в отношении продукции, указанной в подпунктах "а", "б", "в", "г", "ж" и "л" пункта 3 настоящих Правил.

24. Оценка соответствия продукции в форме испытаний должна проводиться эксплуатирующими организациями; специализированными организациями; разработчиками, изготовителями (поставщиками) продукции, а также иными организациями, выполняющими работы и представляющими услуги в области использования атомной энергии, с использованием собственной испытательной базы или с привлечением аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии испытательных лабораторий (центров).

25. Оценка соответствия продукции проводится в виде испытаний:

а) приемочных (за исключением оборудования для автоматизированных систем управления технологическим процессом), проводимых в соответствии с ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1541-ст (Стандартинформ, 2016), а также ГОСТ 15.005-86 "Система разработки и постановки продукции на производство. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 15 октября 1986 г. N 3095 (М.: ИПК Издательство стандартов, 1999);

б) квалификационных, проводимых в соответствии с ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1541-ст (Стандартинформ, 2016);

в) периодических, проводимых в соответствии с ГОСТ 15.309-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения", утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 11 июня 1999 г. N 189 (М., ИПК Издательство стандартов, 1999);

г) типовых, проводимых в соответствии с ГОСТ 15.309-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения", утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 11 июня 1999 г. N 189 (М., ИПК Издательство стандартов, 1999);

д) предварительных комплексных и (или) автономных (для оборудования автоматизированных систем управления технологическим процессом), проводимых в соответствии с ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 17 февраля 1992 г. N 161 (М.: ИПК Издательство стандартов, 1992);

е) аттестационных, проводимых в соответствии с:

ГОСТ Р 50.04.01-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания. Общие положения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2018 г. N 75-ст (Стандартинформ, 2018);

ГОСТ Р 50.04.06-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания нового материала (основного или сварочного)", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2018 г. N 98-ст (Стандартинформ, 2018);

ГОСТ Р 50.04.03-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания технологий сварки (наплавки)", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 февраля 2018 г. N 42-ст (Стандартинформ, 2018);

ГОСТ Р 50.04.04-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания технологий обработки заготовок давлением", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2018 г. N 77-ст (Стандартинформ, 2018);

ГОСТ Р 50.04.05-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания технологий выплавки и разливки сталей и сплавов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2018 г. N 78-ст (Стандартинформ, 2018);

ГОСТ Р 50.04.02-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания технологий термической обработки", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2018 г. N 76-ст (Стандартинформ, 2018);

ГОСТ Р 50.04.07-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме испытаний. Аттестационные испытания систем неразрушающего контроля", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2018 г. N 123-ст (Стандартинформ, 2018).

26. Иные виды испытаний продукции для контроля характеристик ее свойств в процессе изготовления, монтажа и эксплуатации проводятся при оценке соответствия продукции в формах обязательной сертификации продукции, контроля, приемки, регистрации, решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии и не являются формами оценки соответствия.

27. В случае, если предусмотрена раздельная поставка крупногабаритного и (или) многокомпонентного оборудования на объект использования атомной энергии, окончательная сборка которого может быть выполнена только на объекте использования атомной энергии, приемочные испытания проводятся по месту его эксплуатации.

28. Результаты испытаний продукции должны вноситься в протокол испытаний, содержащий сведения о продукции, примененных методах испытаний, испытательных средствах, условиях испытаний.

29. По результатам оценки соответствия продукции в форме испытаний, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 25 настоящих Правил, должен оформляться акт испытаний, содержащий заключение о соответствии (несоответствии) продукции установленным обязательным требованиям.

30. По результатам оценки соответствия продукции в форме испытаний, указанных в подпункте "е" пункта 25 настоящих Правил, должен оформляться аттестационный отчет и выдаваться свидетельство об аттестации.

31. Продукция, указанная в подпункте "л" пункта 3 настоящих Правил, подлежит оценке соответствия в форме испытаний, указанных в подпункте "а" пункта 25 настоящих Правил, по результатам которой должен оформляться акт приемки.

V. Оценка соответствия продукции в форме контроля

32. Оценка соответствия продукции в форме контроля должна проводиться в отношении продукции, указанной в пункте 3 настоящих Правил, при ее изготовлении, монтаже и эксплуатации.

33. Оценка соответствия в форме контроля должна проводиться:

при изготовлении и монтаже продукции - организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии по изготовлению и монтажу продукции соответственно;

при эксплуатации продукции - эксплуатирующими организациями.

К оценке соответствия продукции в форме контроля могут привлекаться организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии в качестве испытательных лабораторий (центров).

34. Оценка соответствия в форме контроля при изготовлении и монтаже продукции должна проводиться в соответствии с:

а) федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила контроля металла оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок при изготовлении и монтаже";

б) документами по стандартизации, устанавливающими обязательные требования к продукции, предусматривающими, в том числе, контроль продукции и ее компонентов при их получении, периодически в процессе длительного хранения, при завершении транспортирования, перед выдачей в производство, перед выдачей в монтаж с проведением идентификации продукции и ее компонентов и оценки состояния (отсутствие механических повреждений, целостность упаковок и пломб, отсутствие следов коррозионных повреждений и следов от иных повреждающих факторов);

в) федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Сварка и наплавка оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок".

35. Оценка соответствия в форме контроля при эксплуатации продукции должна проводиться в соответствии с:

а) федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила контроля основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей при эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов атомных станций" (НП-084-15), утвержденными приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2015 г. N 502 (зарегистрирован Минюстом России 10 марта 2016 г., регистрационный N 41366);

б) федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Сварка и наплавка оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок";

в) программой по управлению ресурсными характеристиками оборудования и трубопроводов, типовыми и рабочими программами предэксплуатационного и эксплуатационного контроля;

г) программами испытаний в процессе пусконаладочных работ и программами испытаний в процессе эксплуатации;

д) руководствами и инструкциями по эксплуатации, регламентом технического обслуживания и ремонта продукции, технологическим регламентом эксплуатации объекта использования атомной энергии;

е) организационно-техническими мероприятиями, подготовленными по результатам периодической оценки безопасности ядерной установки;

ж) условиями действия лицензии Ростехнадзора;

з) документами по стандартизации, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации продукции и порядок проведения контроля при эксплуатации.

36. Персонал, выполняющий неразрушающий и разрушающий контроль продукции, должен соответствовать ГОСТ Р 50.05.11-2018 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Персонал, выполняющий неразрушающий и разрушающий контроль металла. Требования и порядок подтверждения компетентности", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2018 г. N 122-ст (Стандартинформ, 2018).

37. В течение всего срока службы продукции должны храниться документированные результаты (заключения по результатам неразрушающего и разрушающего контроля, протоколы и акты испытаний, акты технического освидетельствования и отчеты) оценки соответствия в форме контроля, осуществляемой:

а) при изготовлении - изготовителями продукции;

б) при монтаже - монтажными организациями;

в) при эксплуатации - эксплуатирующими организациями.

VI. Оценка соответствия продукции в форме приемки

38. Оценка соответствия продукции в форме приемки должна проводиться в отношении продукции, указанной в подпунктах "а", "б", "в", "г", "ж", "з" и "и" пункта 3 настоящих Правил, за исключением:

а) транспортных упаковочных комплектов, поставляемых в Российскую Федерацию с целью использования их для осуществления экспорта или импорта (возвратные контейнеры) ядерных материалов;

б) радиоактивных веществ, изделий из них, оборудования с использованием радиоактивных веществ и изотопов, которые входят в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 23);

в) сварочных и наплавочных материалов.

Оценка соответствия продукции в форме приемки осуществляется посредством участия на предприятии-изготовителе и его субподрядных организациях представителей эксплуатирующей и (или) привлекаемой ею специализированной организации в контрольных операциях (испытаниях) продукции; наблюдения за ходом технологических и контрольных операций (испытаний); проверки отчетной документации по результатам проведения соответствующих операций.

39. Оценка соответствия в форме приемки должна проводиться в отношении продукции, указанной в подпунктах "з" и "и" пункта 3 настоящих Правил, посредством участия представителей эксплуатирующей и (или) привлекаемой ею специализированной организации в наблюдении за ходом технологических и контрольных операций при монтаже, в контрольных операциях (испытаниях) продукции по результатам монтажа, в проверке отчетной документации по результатам проведения соответствующих операций. Оценка соответствия продукции, указанной в подпунктах "з" и "и" пункта 3 настоящих Правил, проводится для объектов использования атомной энергии незавершенного строительства, на которых работы по монтажу продукции начаты после вступления в силу настоящих Правил.

40. До начала проведения оценки соответствия продукции в форме приемки эксплуатирующая организация обязана разработать и ввести в действие:

а) порядок реализации эксплуатирующей организацией требований настоящих Правил, нормативных правовых актов Корпорации и документов по стандартизации, устанавливающих обязательные требования по проведению оценки соответствия продукции и ее компонентов в форме приемки;

б) порядок осуществления контроля за деятельностью специализированных организаций, привлекаемых для оценки соответствия продукции и ее компонентов в форме приемки;

в) порядок своевременного выявления несоответствий продукции и ее компонентов установленным требованиям и контроля за устранением таких несоответствий изготовителем продукции и монтажной организацией;

г) реестр записей о проведенных проверках подрядных организаций и оценках соответствия продукции и ее компонентов, включая записи обо всех последующих ремонтах и повторных испытаниях;

д) порядок передачи Ростехнадзору информации о выявленных фактах несоответствия продукции установленным к ней требованиям и о принятых мерах в отношении такой продукции в случае, если указанные несоответствия повлияли или могли повлиять на безопасность объекта использования атомной энергии.

41. Компоненты конкретной продукции, оценка соответствия которых будет проводиться в форме приемки при их изготовлении, а также стадия изготовления каждого компонента продукции, начиная с которой будет проводиться оценка соответствия в форме приемки, устанавливаются эксплуатирующей организацией с учетом требований настоящих Правил.

42. Эксплуатирующая организация формирует сведения о продукции, содержащие ее идентификационные признаки (наименование и (или) обозначение, класс безопасности), подлежащей оценке соответствия в форме приемки, применительно к конкретному объекту использования атомной энергии во взаимодействии с разработчиком проекта объекта использования атомной энергии и представляет в Корпорацию для размещения на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

43. По решению эксплуатирующей организации оценку соответствия в форме приемки допускается не проводить в отношении продукции, отнесенной к 3 классу безопасности, если эта продукция подлежит обязательной сертификации в области использования атомной энергии. В отношении сертифицированной продукции такое решение принимается в случае, если в период действия сертификата на эту продукцию не было выявлено нарушений условий действия сертификата соответствия и несоответствий продукции обязательным требованиям, в том числе при проведении инспекционного контроля.

44. Результаты оценки соответствия продукции в форме приемки оформляются планом качества и (или) заключением о приемке в порядке, установленном ГОСТ Р 50.06.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия продукции в форме приемки. Порядок проведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2131-ст (Стандартинформ, 2017).

VII. Оценка соответствия импортной продукции
в форме решения о применении

45. Оценка соответствия импортной продукции в форме решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии (далее - оценка соответствия в форме решения о применении импортной продукции) должна проводиться в отношении производимой за пределами Российской Федерации и импортируемой в Российскую Федерацию продукции, указанной в подпунктах "а", "в", "ж" пункта 3 настоящих Правил (далее - импортная продукция), за исключением:

а) транспортных упаковочных комплектов, поставляемых в Российскую Федерацию с целью использования их для осуществления экспорта или импорта ядерных материалов (возвратные контейнеры);

б) радиоактивных веществ, изделий из них, оборудования с использованием радиоактивных веществ и изотопов, которые входят в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179;

в) импортных материалов изоляции оболочек, защитных шлангов, экранов, заполнителей (в том числе полимерных и резиновых композиций, герметизирующих составов, концентратов красителей, поливинилхлоридных пластикатов, сшитого полиэтилена, полипропиленовой пленки, водоблокирующих материалов, ленты для термического барьера, скрепляющих, разделительных и водоблокирующих лент, нитей), материалов сердечников и токопроводящих жил, применяемых на территории Российской Федерации при изготовлении кабелей, оптических волокон, предназначенных для применения на объекте использования атомной энергии в качестве элементов и (или) в составе элементов, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности;

г) импортных лакокрасочных материалов, поставляемых изготовителю на территории Российской Федерации для их использования при изготовлении оборудования, предназначенного для применения на объекте использования атомной энергии в качестве элементов и (или) в составе элементов, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности;

д) импортных полуфабрикатов, поставляемых изготовителю на территории Российской Федерации для их использования при изготовлении табличек оборудования, предназначенного для применения на объекте использования атомной энергии в качестве элементов и (или) в составе элементов, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности;

е) импортных блюмов и слябов, используемых для изготовления полуфабрикатов.

46. Проводимая оценка соответствия в форме решения о применении импортной продукции должна предусматривать минимизацию рисков по безопасному использованию атомной энергии в Российской Федерации, связанных с различиями национальных законодательств, требований по безопасности в области использования атомной энергии, требований к продукции, различиями правил, методов и норм оценки качества по результатам контроля и испытаний, различиями методов расчетных обоснований, различиями в метрологическом обеспечении, а также с возможными неточностями и ошибками перевода технической документации.

Применение импортной продукции на объектах использования атомной энергии Российской Федерации осуществляется с учетом:

а) соблюдения законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

б) наличия опыта применения продукции на объектах использования атомной энергии зарубежных стран и (или) Российской Федерации;

в) исключения ухудшения предусмотренных проектом объекта использования атомной энергии характеристик (параметров) элементов и систем, в которых предполагается использование импортной продукции;

г) обеспечения доступа представителям заказчика импортной продукции и Ростехнадзора к информации, имеющей отношение к качеству и надежности импортной продукции, а также возможности проведения указанными представителями проверок и оценок качества импортной продукции в процессе ее изготовления;

д) осуществления заказчиком импортной продукции взаимодействия с зарубежным производителем продукции, разработчиком проекта объекта использования атомной энергии и Ростехнадзором;

е) обеспечения заказчиком импортной продукции идентичности перевода на русский язык технической документации на импортную продукцию.

47. Принятие решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 50.07.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии. Процедура принятия решения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2017 г. N 2039-ст (Стандартинформ, 2017).

48. В зависимости от технической сложности импортной продукции оценка соответствия в форме решения о применении импортной продукции должна предусматривать сочетание форм оценок соответствия:

а) проведение оценки соответствия в форме экспертизы технической документации на импортную продукцию (технических требований, технических условий и (или) технических спецификаций, программ приемочных, приемо-сдаточных испытаний, прочностных и иных расчетных обоснований) и вносимых в указанную документацию изменений на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, на соответствие документам по стандартизации, устанавливающим обязательные требования к продукции, а также условиям применения продукции на конкретном объекте использования атомной энергии;

б) проведение оценки соответствия импортной продукции в форме приемки в процессе ее изготовления (производства) в объеме, устанавливаемом исходя из технической сложности продукции, возможности и доступности для контроля ее основных компонентов после завершения ее изготовления;

в) проведение оценки соответствия в форме испытаний при первичной поставке импортной продукции в Российскую Федерацию;

г) проведение оценки соответствия в форме обязательной сертификации в отношении продукции, включенной в Перечень продукции.

Оценка соответствия в форме решения о применении импортной продукции должна предусматривать проведение анализа результатов оценок соответствия, выполненных в соответствии с подпунктами "а" - "г" настоящего пункта Правил, обоснование допустимости выявленных несоответствий (при их наличии) и принятие решения о применении импортной продукции.

49. Решения о применении импортной продукции на объектах использования атомной энергии должны оформляться на продукцию или компоненты для изготовления (производства) продукции, производимые за пределами Российской Федерации и импортируемые в Российскую Федерацию. Отдельные Решения о применении зарубежным изготовителем компонентов продукции в составе импортируемой в Российскую Федерацию продукции не оформляются.

50. Решения о применении импортной продукции на объектах использования атомной энергии принимаются и утверждаются эксплуатирующей организацией по результатам анализа оценок соответствия, обоснования допустимости выявленных несоответствий (при их наличии) и представляются в Ростехнадзор на согласование.

51. При последующих поставках импортной продукции для ее применения в качестве элементов и (или) в составе элементов 2 и 3 классов безопасности объектов использования атомной энергии может приниматься решение о применении импортной продукции, отнесенной к указанным классам безопасности на срок не более 5 лет, без оформления решений о применении импортной продукции по каждой поставке. Принятие указанного решения о применении импортной продукции допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

а) прохождения первично поставленной импортной продукции оценки соответствия в форме решения о применении, а также отсутствия несоответствий такой продукции и по результатам входного контроля, монтажа, наладки и предэксплуатационного контроля на объекте использования атомной энергии;

б) проведения в период действия принимаемого решения о применении импортной продукции оценок ее соответствия согласно подпунктам "б" и "г" пункта 48 настоящих Правил;

в) создания порядка учета применяемой импортной продукции, позволяющего установить объекты использования атомной энергии и элементы объекта использования атомной энергии, в качестве которых или в составе которых применяется импортная продукция.

52. Принимаемые в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил решения о применении импортной продукции должны содержать обязательные условия, при соблюдении которых указанная продукция может быть применена:

а) наличие положительных результатов оценки соответствия импортной продукции в форме приемки в объеме согласно типовому плану качества, прилагаемому к решению о применении импортной продукции;

б) действие сертификата соответствия на импортную продукцию, подлежащую обязательной сертификации в области использования атомной энергии, не приостановлено или сертификат соответствия не аннулирован;

в) наличие положительных результатов периодических испытаний импортной продукции и (или) оборудования российского производства (за исключением оборудования единичного производства, конструкторская документация на изготовление и испытание которого имеет литеру "И" в соответствии с ГОСТ 2.103-2013 "Единая система конструкторской документации. Стадии разработки" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1794-ст, Стандартинформ, 2015), в составе которого применена импортная продукция, проводимых не реже одного раза в три года по программе и методике периодических испытаний, согласованной с эксплуатирующей организацией;

г) согласование эксплуатирующей организацией изменений, вносимых в технические требования (технические условия), программы и методики испытаний, в объем контроля импортной продукции и наличие положительных результатов рассмотрения указанных изменений Ростехнадзором;

д) представление в эксплуатирующую организацию поставщиком отчетности по каждой поставке о номенклатуре и количестве поставленной на объекты использования атомной энергии импортной продукции и (или) оборудования российского производства, в составе которого применена такая продукция, с указанием наименования и обозначения объекта использования атомной энергии и его системы, в составе которой применена импортная продукция, в качестве элемента или наименования и обозначения элемента объекта использования атомной энергии, в составе которого применена импортная продукция, а также номеров планов качества.

53. В случае выявления несоответствий импортной продукции и (или) нарушений обязательных условий ее применения решение о применении может быть приостановлено по инициативе эксплуатирующей организации или по требованию Ростехнадзора на период времени, необходимый для устранения несоответствий и (или) нарушений, либо аннулировано при неустранении несоответствий и (или) нарушений в указанный период времени.

54. Решение о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии подлежит включению в реестр решений о применении импортной продукции, порядок формирования и ведения которого в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" устанавливается Корпорацией.

VIII. Оценка соответствия продукции
в форме обязательной сертификации

55. Оценка соответствия продукции в форме обязательной сертификации должна проводиться в отношении продукции, указанной в подпункте "к" пункта 3 настоящих Правил, в порядке, установленном ГОСТ Р 50.08.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме обязательной сертификации продукции. Порядок проведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2017 г. N 1961-ст (Стандартинформ, 2017).

56. Разработка и ведение Перечня продукции осуществляется в порядке, установленном ГОСТ Р 50.08.06-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Перечень продукции, подлежащей оценке соответствия в форме обязательной сертификации. Порядок разработки и ведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2017 г. N 1966-ст (Стандартинформ, 2017).

57. Оценка соответствия продукции в форме обязательной сертификации осуществляется органами по сертификации, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

58. Схемы сертификации продукции приведены в ГОСТ Р 50.08.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме обязательной сертификации продукции. Порядок проведения", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2017 г. N 1961-ст (Стандартинформ, 2017).

59. Заявителями на проведение сертификации продукции являются изготовитель и (или) поставщик продукции.

60. По результатам оценки соответствия продукции в форме обязательной сертификации оформляется сертификат соответствия, который является подтверждением того, что сертифицированная продукция соответствует установленным к ней обязательным требованиям.

61. Признание результатов исследований (испытаний) и измерений должно осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 50.08.04-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Результаты (протоколы) испытаний продукции. Порядок признания", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2017 г. N 1964-ст (Стандартинформ, 2017). Орган по сертификации должен провести проверку результатов исследований (испытаний) и измерений.

62. Эксперты, выполняющие работы по оценке соответствия продукции в форме обязательной сертификации, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50.08.05-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Эксперты по сертификации продукции. Требования и порядок подтверждения компетентности", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2017 г. N 1965-ст (Стандартинформ, 2017).

63. Сертификационные испытания осуществляются испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, в порядке, установленном ГОСТ Р 50.08.03-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Испытания продукции сертификационные. Порядок проведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2017 г. N 1963-ст (Стандартинформ, 2017).

64. Испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, которые являются основанием для принятия решения о выдаче сертификата соответствия органом по сертификации.

65. Заявитель на проведение сертификации продукции вправе:

а) предлагать схему сертификации продукции;

б) обращаться для осуществления сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать.

66. Изготовитель продукции, получивший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан:

а) осуществлять отгрузку на объекты использования атомной энергии продукции, подлежащей обязательной сертификации, только при наличии сертификата соответствия;

б) указывать в сопроводительной документации на продукцию сведения о сертификате соответствия;

в) обеспечивать проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

г) сообщать в орган по сертификации, а также в экспертную организацию, проводившую экспертизу технической документации, об изменениях в конструкции и производстве серийно выпускаемой сертифицированной продукции.

IX. Оценка соответствия продукции в форме регистрации

67. Оценка соответствия продукции в форме регистрации (далее - регистрация) должна проводиться в отношении продукции, указанной в подпунктах "а", "в", "д", "е", "ж" пункта 3 настоящих Правил.

68. Регистрация должна проводиться комиссией в составе не менее 3 человек, назначенной администрацией объекта использования атомной энергии под председательством должностного лица, имеющего разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии.

При регистрации оборудования и трубопроводов, отнесенных к 1 и 2 классам безопасности, и кранов, отнесенных к группам А и Б, на заседание комиссии должен приглашаться представитель отдела инспекций межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора), осуществляющего постоянный надзор на объекте использования атомной энергии.

69. Номенклатура подлежащих регистрации оборудования и трубопроводов, указанных в подпунктах "а", "д" и "е" пункта 3 настоящих Правил, а также границы регистрации определяются перечнями, утвержденными администрацией объекта использования атомной энергии совместно с разработчиком проекта объекта использования атомной энергии до проведения первичного технического освидетельствования оборудования и трубопроводов.

70. При определении границ регистрации должны соблюдаться следующие требования:

а) границами регистрации оборудования являются входные (или выходные) патрубки и штуцера (сварное соединение трубопровода с патрубком или штуцером оборудования относится к трубопроводу); совместно с оборудованием допускается регистрировать участки трубопровода, не отключаемые от оборудования запорной арматурой;

б) если рабочая среда хотя бы одной полости оборудования соответствует параметрам, приведенным в подпункте "д" пункта 3 настоящих Правил, оборудование подлежит регистрации полностью;

в) допускается регистрировать раздельно узлы реактора, колонки и баки деаэраторов при наличии на них отдельных паспортов и другого оборудования, составные части которого имеют отдельные паспорта.

г) арматура, показывающие и предохранительные устройства, устройства и приборы безопасности, установленные на оборудовании, подлежат регистрации в составе оборудования;

д) установленные на трубопроводе арматура, показывающие и предохранительные устройства, устройства и приборы безопасности регистрируются в составе трубопровода;

е) участки трубопроводов низкого давления после редуцирующих устройств вместе с предохранительными устройствами и первой по ходу среды запорной арматурой регистрируются совместно с трубопроводами высокого давления;

ж) сбросные трубопроводы от предохранительных и редуцирующих устройств не регистрируются, если сброс среды производится в атмосферу или в емкость, находящуюся под действием атмосферного давления или вакуумом;

з) границами насоса служат входные и выходные патрубки;

и) главные паропроводы регистрируются до их сварного соединения с патрубком корпуса стопорного клапана турбины;

к) если на трубопроводе отбора пара от турбины до оборудования отсутствует запорная арматура, то границей регистрации служит обратный клапан, а при его отсутствии - сварное соединение трубопровода с патрубком или штуцером оборудования.

71. Регистрация оборудования и трубопроводов должна проводиться после их первичного технического освидетельствования. Первичное техническое освидетельствование должно проводиться после выполнения работ по неразрушающему предэксплуатационному контролю, до начала пусконаладочных работ, а также после замены или модернизации оборудования.

72. Для регистрации оборудования эксплуатирующая организация - владелец оборудования должна представить комиссии следующие документы:

а) письменное заявление;

б) паспорт на оборудование со всеми приложениями;

в) исполнительную схему включения оборудования с указанием рабочей среды, источников давления и их параметров (максимальное создаваемое давление и расход), арматуры, предохранительных и контрольно-измерительных устройств, мест установки (отборов) на контрольно-измерительные устройства, спускных, вварных расходомерных, продувочных и дренажных устройств;

г) акт, удостоверяющий, что монтаж и установка оборудования выполнены в соответствии с проектом и требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и оборудование находится в исправном состоянии, утвержденный главным инженером объекта использования атомной энергии и руководителем монтажной организации с приложением чертежа, на котором указываются фактические данные по установке оборудования, опор, ограничителей перемещения, амортизаторов;

д) акт технического освидетельствования оборудования;

е) результаты оценки соответствия в форме приемки и (или) в форме обязательной сертификации оборудования, относящегося к продукции, указанной в подпунктах "а", "ж" пункта 3 настоящих Правил, а для импортного оборудования - дополнительно результаты оценки соответствия в форме решения о применении импортной продукции.

73. Для регистрации трубопровода эксплуатирующая организация - владелец трубопровода должна представить комиссии:

а) письменное заявление;

б) паспорт трубопровода со всеми приложениями;

в) исполнительную пространственную схему трубопровода с указанием параметров рабочей среды, диаметров и толщин стенок труб, расположения компенсаторов, коллекторов, арматуры, контрольно-измерительных и предохранительных устройств, сужающих устройств, опор, подвесок, ограничителей перемещений, реперов ползучести, всех сварных соединений с указанием их номеров, фактических уклонов трубопровода;

г) акт, удостоверяющий, что монтаж трубопровода выполнен в соответствии с проектом, требованиями федеральных норм и правил и нормативных документов и трубопровод находится в исправном состоянии, утвержденный главным инженером объекта использования атомной энергии и руководителем монтажной организации;

д) свидетельство о монтаже трубопровода, результаты оценки соответствия в форме приемки деталей и сборочных единиц трубопровода, относящихся к указанным в подпунктах "а", "ж", "з", "и" пункта 3 настоящих Правил, а для импортных деталей и сборочных единиц трубопровода - дополнительно результаты оценки соответствия в форме решения о применении импортной продукции.

74. По запросу комиссии эксплуатирующая организация - владелец оборудования или трубопровода обязана представить, помимо документов, указанных в пунктах 72 и 73 настоящих Правил, акты входного контроля, программы и протоколы испытаний, конструкторскую документацию, удостоверения сварщиков, контролеров и термистов, заключения по результатам неразрушающего и разрушающего контроля, информацию о примененных при монтаже сварочных и наплавочных материалах.

75. При рассмотрении документов комиссией должно быть проверено:

а) оформление и заполнение паспорта, в том числе наличие заполненных граф по проведению технического освидетельствования, включая гидравлические (пневматические) испытания, сведений о лице, ответственном за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, наличие подписей, печатей и дат;

б) оформление и заполнение свидетельства о монтаже трубопровода, о монтаже (доизготовлении) оборудования;

в) оформление и заполнение сварочного формуляра трубопровода, в том числе наличие подписей представителей монтажной организации, подрядчика и заказчика, соответствие формуляра требованиям проекта в части трассировки трубопровода, наличия и расположения арматуры, предохранительных, контрольно-измерительных и дренажных устройств, расположения опор и подвесок, компенсаторов температурных перемещений, количества и типа сварных соединений, маркировки, вида сварки, форм и геометрических размеров блоков трубопроводов, марок примененных основных и сварочных материалов;

г) оформление и заполнение сварочного формуляра оборудования, в том числе наличие подписей представителей монтажной организации, подрядчика и заказчика, соответствие формуляра требованиям проекта в части наличия и расположения арматуры, предохранительных и контрольно-измерительных устройств, спускных, продувочных и дренажных устройств, вида сварки, количества и типа сварных соединений, марок примененных основных и сварочных материалов;

д) соответствие исполнительной пространственной схемы трубопровода и исполнительной схемы включения оборудования требованиям проекта и сведениям сварочных формуляров;

е) соответствие границ регистрации трубопровода на исполнительной пространственной схеме границам, указанным в перечне регистрируемого оборудования и трубопроводов и границам регистрации, приведенным в паспорте трубопровода, а также соответствие границ регистрации оборудования границам, указанным в перечне регистрируемого оборудования и трубопроводов;

ж) соответствие объема контроля сварных соединений, указанного в проекте, выполненному объему контроля, приведенному в свидетельстве о монтаже, и требованиям федеральных норм и правил:

з) наличие положительного акта входного контроля на оборудование, детали и сборочные единицы трубопровода, представленного на регистрацию, и на арматуру, показывающие и предохранительные устройства, устройства и приборы безопасности, примененные в составе оборудования и трубопровода, а также положительных результатов проведения предшествующих оценок соответствия указанной продукции и ее основных компонентов в формах, предусмотренных настоящими Правилами;

и) соответствие сведений, изложенных в протоколе гидравлических (пневматических) испытаний, требованиям комплексной и рабочей программы испытаний, а также требованиям проекта в части параметров и контура гидравлических (пневматических) испытаний;

к) соответствие исходных данных, принятых в расчете на прочность оборудования и трубопровода, рабочим параметрам оборудования и трубопровода, а также соответствие категории сейсмостойкости, величин проектного и максимального расчетного землетрясения и сочетания нагрузок требованиям федеральных норм и правил, наличие положительного вывода по результатам расчета.

76. Для регистрации крана эксплуатирующая организация - владелец крана вместе с заявлением должна представить комиссии:

а) паспорт крана со всеми приложениями;

б) справку о наличии обученного и аттестованного персонала, допускаемого к работе на кране;

в) акт, удостоверяющий, что монтаж крана выполнен в соответствии с инструкцией по монтажу крана и проектом, кран соответствует требованиям федеральных норм и правил и находится в исправном состоянии, утвержденный главным инженером объекта использования атомной энергии и руководителем монтажной организации;

г) схему установки крана с указанием расположения главных троллеев (или питающего кабеля) и посадочной площадки для входа на кран (для мостового крана), а также фактических расстояний металлоконструкций крана от колонн, ферм и посадочной площадки;

д) проект кранового пути, акт сдачи-приемки кранового пути, подтверждающий, что крановый путь соответствует проекту, а также справку о соответствии надземного кранового пути нагрузкам от крана;

е) расчет кранового пути, подтверждающий возможность одновременной работы нескольких кранов (если несколько кранов работают на одном крановом пути);

ж) акты приемки плит противовеса и балласта (для башенных и портальных кранов) с указанием их массы.

77. Документы, представленные для регистрации крана, должны быть рассмотрены комиссией. При этом также должны быть рассмотрены:

а) результаты оценки соответствия крана в форме приемки (планы качества), в форме испытаний (акты и протоколы приемочных испытаний), а при применении в составе крана импортных материалов, комплектующих изделий, деталей и узлов, результаты оценки их соответствия в форме решения о применении;

б) акты, протоколы и отчеты по результатам пусконаладочных работ;

в) акт первичного технического освидетельствования;

г) протоколы статических и динамических испытаний крана;

д) протоколы испытаний ограничителей перемещений и грузоподъемности крана;

е) протоколы измерения сопротивления электрических цепей;

ж) протоколы проверки регистратора параметров.

78. Комиссия вправе запросить, а эксплуатирующая организация - владелец крана обязана представить дополнительные к указанным в пунктах 76 и 77 настоящих Правил документы, сведения и информацию, относящуюся к качеству и надежности крана, в том числе: акты входного контроля поставочных узлов крана, чертежи общего вида крана, принципиальные электрические и гидравлические схемы, кинематические схемы механизмов и схемы запасовки канатов, удостоверения сварщиков, контролеров и дефектоскопистов, заключения по результатам неразрушающего и разрушающего контроля, информацию о примененных при монтаже комплектующих и крепежных изделиях, основных и сварочных материалах.

79. При подтверждении по результатам рассмотрения документов соответствия оборудования, трубопровода или крана установленным к ним требованиям комиссией должна быть проведена проверка завершенности монтажа и их фактического состояния по их местонахождению:

а) соответствие выполненных монтажных работ исполнительной схеме включения оборудования, исполнительной пространственной схеме трубопровода, наличие клейм сварщиков на сварных соединениях, маркировок, обозначений и табличек, позволяющих идентифицировать оборудование и трубопровод;

б) завершенность монтажа предусмотренных проектом уровнемеров, опор, подвесок, площадок и лестниц для технического обслуживания, ограничителей, реперов и компенсаторов перемещений, демпферов, арматуры, укомплектованной приводами, датчиками положений и концевыми выключателями, предохранительных и контрольно-измерительных устройств, приборов безопасности, спускных, продувочных и дренажных устройств;

в) завершенность монтажа крана и крановых путей, а также предусмотренных проектом звуковой и световой сигнализации, блокировок и ограничителей, укомплектованность канатами, траверсами и грузозахватными приспособлениями;

г) наличие руководств (инструкций) по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, наличие персонала, прошедшего обучение и допущенного к выполнению работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту оборудования, трубопровода или крана;

д) назначение администрацией объекта использования атомной энергии лиц по надзору и лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, трубопровода или крана.

80. На основании результатов рассмотрения документов, представленных на регистрацию, и проверки завершенности монтажа оборудования, трубопровода или крана комиссией принимается решение о регистрации (отказе в регистрации) оборудования, трубопровода или крана, утверждаемое главным инженером объекта использования атомной энергии.

81. Регистрация оборудования, трубопровода или крана проводится на период их назначенных сроков службы.

82. В случае если смонтированный кран предусматривается использовать при сооружении объекта использования атомной энергии и подтверждено его соответствие законодательству Российской Федерации и федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, такой кран может быть поставлен на учет на период сооружения объекта использования атомной энергии с последующим приведением его в соответствие с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, дооснащением и регистрацией.

83. Оборудование, трубопроводы и краны подлежат перерегистрации при продлении их срока службы, в случае если обосновано и подтверждено наличие у них остаточного ресурса, а также после проведения их капитального ремонта и модернизации.

84. Утвержденному решению о регистрации оборудования, трубопровода или крана должен присваиваться идентификационный (учетный) номер, соответствующий порядковому номеру в журнале регистрации, а сведения о регистрации должны вноситься в паспорт оборудования, трубопровода или крана должностным лицом, назначенным администрацией объекта использования атомной энергии. Форма журнала и порядок его ведения должны устанавливаться эксплуатирующей организацией.

85. Администрация объекта использования атомной энергии обязана вести реестр (электронную базу данных) зарегистрированных оборудования, трубопроводов и кранов, содержащий следующие сведения: идентификационный (учетный) номер, наименование и обозначение оборудования, трубопровода или крана объекта использования атомной энергии и системы объекта, к которой относится оборудование, трубопровод или кран, класс безопасности, группу безопасности, дату изготовления, дату ввода в эксплуатацию, назначенный срок службы, назначенный ресурс, дату первичного технического освидетельствования, периодичность проведения технического освидетельствования, доступность для наружного (внутреннего) осмотра, даты проведения статических и динамических испытаний и иные сведения по решению администрации объекта использования атомной энергии.

86. Администрация объекта использования атомной энергии должна обеспечить доступ к реестру (с правами мониторинга) отделу инспекций межрегионального территориального управления Ростехнадзора, осуществляющему постоянный надзор на объекте использования атомной энергии, а также уведомлять о внесении изменений и дополнений в реестр.

87. Оборудование, трубопроводы и краны подлежат снятию с регистрации:

а) при выработке назначенного ресурса, демонтаже и выводе из эксплуатации;

б) в случае выявления при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий отделом инспекций межрегионального территориального управления Ростехнадзора нарушений требований настоящих Правил, а также недостоверной информации, сведений, справок и иных документов, на основании которых принято решение о регистрации.

88. Эксплуатация незарегистрированных оборудования, трубопроводов и кранов, подлежащих регистрации, не допускается.

89. Процедуры регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации оборудования, трубопроводов и кранов, ведения реестра и внесения сведений в реестр устанавливаются администрацией объекта использования атомной энергии.

90. Оборудование, трубопроводы и краны, локализующие системы безопасности и их элементы, зарегистрированные до вступления в силу настоящих Правил, должны быть сняты с учета в отделах инспекций межрегиональных территориальных управлений Ростехнадзора, осуществляющих постоянный надзор на объектах использования атомной энергии, и поставлены на учет на объекте использования атомной энергии в течение двух лет со дня вступления в силу настоящих Правил или сняты с регистрации, если их регистрация не предусмотрена пунктом 67 настоящих Правил.