См. Документы Федеральной службы государственной статистики

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 29 ноября 2013 г. N 458

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЩЕМ
ОБЪЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"

В соответствии с п. 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, приказываю:

утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об общем объеме коммерческой перевозочной деятельности грузового автомобильного транспорта.

Руководитель
А.Е.СУРИНОВ

Утверждена
приказом Росстата
от 29 ноября 2013 г. N 458

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЩЕМ
ОБЪЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Введение

Настоящая Методология разработана в целях обеспечения формирования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (с изменениями), официальной статистической информации об объеме перевозок грузов, осуществляемых на коммерческой основе, и грузообороте автомобильного транспорта. Включает описание объекта статистического наблюдения, источников информации, этапов проведения статистических наблюдений, а также алгоритмов формирования сводных показателей с учетом дорасчета на объемы деятельности, не наблюдаемые прямыми статистическими методами.

Методология содержит описание методов оценки перевозочной деятельности автомобильного транспорта по полному кругу хозяйствующих субъектов на основе всех имеющихся источников данных (периодических выборочных обследований по формам федерального статистического наблюдения, итогов сплошного наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов, административных данных) для регионального и федерального уровней и позволяет выполнить помесячное распределение объемов перевозок грузов и грузооборота по полному кругу хозяйствующих субъектов и последующую корректировку полученных расчетных данных.

Методология предназначена для использования территориальными органами государственной статистики при формировании официальной статистической информации об общем объеме коммерческой перевозочной деятельности грузового автомобильного транспорта.

1. Основные индикаторы, характеризующие деятельность
грузового автомобильного транспорта

Основными индикаторами, характеризующими деятельность грузового автомобильного транспорта, являются такие показатели, как объем перевезенных грузов и грузооборот.

Перевезено грузов (объем перевозок грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок.

Грузооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам грузов, выражаемый в тонно-километрах (перемещение 1 тонны груза на 1 километр). Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов каждой перевозки в тоннах на расстояние перевозки в километрах.

2. Субъект официального статистического учета,
осуществляющий формирование официальной статистической
информации об объеме перевозок грузов и грузообороте
автомобильного транспорта

Субъектом официального статистического учета, осуществляющим формирование официальной статистической информации об объеме перевозок грузов и грузообороте автомобильного транспорта, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

3. Формирование базовой совокупности объектов наблюдения

Объектом наблюдения являются:

- юридические лица, осуществляющие перевозки грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе, заявившие при регистрации как основной или как дополнительный один из следующих видов деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1.1):

60.2
-
Деятельность прочего сухопутного транспорта;
60.24
-
Деятельность автомобильного грузового транспорта;
60.24.1
-
Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
60.24.2
-
Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
60.24.3
-
Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем.

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе, заявившие при регистрации как основной один из следующих видов деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1.1):

60.24
-
Деятельность автомобильного грузового транспорта;
60.24.1
-
Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
60.24.2
-
Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта.

Базовая совокупность объектов наблюдения должна состоять из 4 блоков.

3.1. Блок 1 Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек.

Для формирования перечня отчитывающихся объектов из территориального раздела текущего состояния базы данных "Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения Статистического регистра" (БД ГС) на конец текущего года отбираются хозяйствующие субъекты (поле 16 БД ГС) с типом предприятий:

2
-
коммерческие предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства (крупное предприятие);
3
-
среднее предприятие;
9
-
некоммерческая организация.

Федеральное статистическое наблюдение за деятельностью включенных в блок 1 организаций осуществляется Росстатом ежемесячно на сплошной основе по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг". Форму предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

В Разделе 4 формы N П-1 содержатся показатели "перевозка грузов на коммерческой основе" и "грузооборот на коммерческой основе", по данным которых ежемесячно формируются сводные итоги за месяц:

= сумме первичных данных, предоставленных организациями в отчете.

= сумме первичных данных, предоставленных организациями в отчете.

3.2. Блок 2 Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых за предыдущий год не превышает 15 человек.

Федеральное статистическое наблюдение за деятельностью включенных в блок 2 организаций осуществляется Росстатом ежеквартально на сплошной основе по форме федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации". Форму N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам, организации-заказчики, осуществляющие инвестиционную деятельность, средняя численность работников которых за предыдущий год не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

В Разделе 2 формы N П-5(м), содержатся показатели "перевозка грузов на коммерческой основе" и "грузооборот на коммерческой основе", по данным которых ежеквартально формируются сводные итоги за квартал:

= сумме первичных данных, предоставленных организациями в отчете.

= сумме первичных данных, предоставленных организациями в отчете.

3.3. Блок 3 Малые предприятия (кроме микропредприятий).

В соответствии с Методологическими положениями по проведению выборочного наблюдения за перевозочной деятельностью автомобильного транспорта малых предприятий (кроме микропредприятий), утвержденных приказом Росстата от 25 июля 2012 года N 408, базовая совокупность объектов наблюдения должна быть сформирована на основании данных, имеющихся в базе данных сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Базовая совокупность объектов наблюдения должна формироваться на основании базы данных по сплошному наблюдению субъектов малого и среднего предпринимательства, из которой выгружается пообъектная информация по предприятиям с типом 1 "малое предприятие", предоставивших сведения о количестве имеющихся грузовых автомобилей.

Федеральное статистическое наблюдение за деятельностью включенных в блок 3 предприятий будет осуществляться Росстатом ежеквартально по форме федерального статистического наблюдения N ПМ-1 (автогруз) "Выборочное обследование деятельности малого предприятия в сфере автомобильного транспорта", сведения по которой собираются от малых предприятий всех видов деятельности, имеющих грузовые автомобили. Полученные по результатам выборочного обследования данные распространяются на базовую совокупность объектов наблюдения в соответствии с алгоритмами, описанными в Методологических положениях по проведению выборочного наблюдения за перевозочной деятельностью автомобильного транспорта малых предприятий (кроме микропредприятий) (утверждены приказом Росстата от 25 июля 2012 года N 408).

Общий объем перевозок грузов всеми предприятиями базовой совокупности за квартал определяется по формуле:

,

где:

- средний объем перевозок грузов на одно предприятие выборочной совокупности малых предприятий за обследуемую неделю;

c - число недель в квартале;

M - число малых предприятий в базовой совокупности.

Общий объем грузооборота по всем предприятиям базовой совокупности за квартал определяется по формуле:

,

где:

- общий объем перевозок грузов по всем малым предприятиям базовой совокупности за квартал;

- среднее расстояние перевозки грузов по малым предприятиям выборочной совокупности за обследуемую неделю.

Величина среднего расстояния перевозки грузов всеми малыми предприятиями базовой совокупности за квартал принимается равной величине среднего расстояния перевозки грузов по малым предприятиям выборочной совокупности за обследуемую неделю.

3.4. Блок 4 Индивидуальные предприниматели.

Перечень отчитывающихся объектов формируется из Блока информации по индивидуальным предпринимателям базы данных "Индивидуальные предприниматели" Статрегистра (БД ИП) с учетом категории физического лица, указанной в поле 02 - "индивидуальный предприниматель". Из указанного блока выгружаются пообъектные данные по индивидуальным предпринимателям, у которых заявлены в качестве основного вида деятельности коды ОКВЭД - 60.24, 60.24.1, 60.24.2 без кода 60.24.3 (поле 06 БД ИП - первый код), а также индивидуальные предприниматели, у которых значение поля 771 "Количество грузовых автомобилей" не равно нулю, т.е. имеющие хотя бы один грузовой автомобиль.

Базовая совокупность индивидуальных предпринимателей должна ежегодно актуализироваться по данным базы данных "Индивидуальные предприниматели" (БД ИП) за счет исключения индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, и включения вновь образованных индивидуальных предпринимателей.

Критериями отбора единиц наблюдения в базовую совокупность являются:

- наличие в распоряжении индивидуального предпринимателя хотя бы одного грузового автомобиля (собственного, арендованного или приобретенного на условиях лизинга);

- наличие выручки от перевозок.

Базовая совокупность индивидуальных предпринимателей, отвечающих указанным выше критериям, формируется на основании данных сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое проводится 1 раз в 5 лет и ежегодно актуализируется по данным Статистического регистра (базы данных "Индивидуальные предприниматели" (БД ИП)).

Федеральное статистическое наблюдение за деятельностью включенных в блок 4 индивидуальных предпринимателей осуществляется Росстатом с квартальной периодичностью по форме N 1-ИП (автогруз) "Анкета обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов на коммерческой основе", сведения по которой собираются с привлечением интервьюеров от индивидуальных предпринимателей, имеющих грузовые автомобили. Предприниматели обследуются выборочным методом: в течение года каждый предприниматель обследуется один раз. Формирование сводных итогов осуществляется по итогам за квартал путем распространения полученных по результатам обследования данных на базовую совокупность объектов наблюдения.

Основной целью выборочного статистического наблюдения за перевозочной деятельностью автомобильного транспорта индивидуальных предпринимателей является формирование официальной статистической информации об объемах транспортировки грузов индивидуальными предпринимателями.

Сферы применения грузового автотранспорта индивидуальных предпринимателей характеризуются структурой парка грузовых автомобилей по их грузоподъемности, техническому состоянию, срокам службы.

В рамках выборочного обследования грузоперевозящей деятельности индивидуальных предпринимателей рассматриваются только перевозки, выполняемые на коммерческой основе, поскольку они представляют первоочередной интерес в условиях рыночной экономики. Эти перевозки приносят доходы выполняющим их предпринимателям. Данные о доходах от перевозочной деятельности являются источником информации при формировании сумм налоговых поступлений в бюджет.

Данные от перевозочной деятельности служат информационной базой при осуществлении макроэкономических расчетов.

Перевозки грузов на коммерческой основе - это основная деятельность специализированных автотранспортных предприятий (автомобильного транспорта общего пользования). Когда коммерческие перевозки выполняют индивидуальные предприниматели, они, по существу, берут на себя функции транспорта общего пользования и участвуют в удовлетворении платежеспособного спроса юридических и физических лиц в транспортировке грузов.

Таким образом, целью выборочного обследования является определение объемов транспортировки грузов, выполняемых на коммерческой основе автомобильным транспортом индивидуальных предпринимателей.

Для получения представления о сезонных колебаниях работы грузового автомобильного транспорта индивидуальных предпринимателей рекомендуется проведение обследования в течение всего года в "скользящем" режиме.

Каждую неделю обследованием охватывается примерно 1/52 часть респондентов, попавших в выборочную совокупность. Результаты обследования разрабатываются ежеквартально.

Преимущество такого подхода заключается в адекватном отображении действительного положения дел с перевозками грузов в течение всего года, включая периоды значительного снижения и возрастания объемов перевозок, а также длительных простоев, например, из-за праздничных дней или из-за неблагоприятных погодных условий. При этом каждый индивидуальный предприниматель, попавший в выборочную совокупность, обследуется один раз в год.

С учетом зарубежной практики этот способ дает положительные результаты при обследовании перевозочной деятельности индивидуальных предпринимателей и при использовании в качестве единицы наблюдения грузового автомобиля.

Применение этого способа может быть ограничено в случае недостаточного объема выборочной совокупности.

3.4.1. Алгоритмы формирования выборочной совокупности
по форме N 1-ИП (автогруз)

Выборочная совокупность должна формироваться ежегодно в два этапа.

На первом этапе формируется выборочная совокупность индивидуальных предпринимателей, которая будет использоваться для организации наблюдения в течение отчетного года (Выборка-год). Ее размер определяется на основании заданной величины ошибки выборки, который не должен превышать 30% базовой совокупности. Ротация индивидуальных предпринимателей, подлежащих выборочному обследованию и включенных в данную выборку осуществляется ежегодно.

На втором этапе - выборочная совокупность формируется ежеквартально и составляет 25% от общего числа индивидуальных предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей, включенных в Выборку-год. Ротация единиц наблюдения происходит ежеквартально с тем, чтобы в течение года индивидуальный предприниматель обследовался только один раз.

При достаточном объеме выборочной совокупности обследованием охватываются все недели квартала в "скользящем" режиме, для чего 25-процентная выборочная совокупность дополнительно делится на количество недель в квартале. Каждый индивидуальный предприниматель, подлежащий выборочному обследованию, сообщает о перевозках грузов автомобильным транспортом, выполнявшихся в течение одной недели.

В результате обследования индивидуальных предпринимателей должны быть получены данные о количестве автомобилей - всего, в том числе по грузоподъемности, а также данные о выполненных ими объемах транспортировки грузов автомобильным транспортом - перевозок грузов и грузооборота. При этом объем грузооборота должен быть рассчитан при обработке результатов обследования.

При выполнении расчетов и распространении результатов выборочного обследования на базовую совокупность необходимо соблюдать следующее:

- данные, полученные от нетипичных индивидуальных предпринимателей, учитываются без распространения на базовую совокупность объектов наблюдения. К нетипичным индивидуальным предпринимателям относятся хозяйствующие субъекты, у которых показатели "количество грузовых автомобилей" и "среднее расстояние перевозки одной тонны груза" находятся за пределами, определенных экспертным путем максимального и минимального пороговых значений вышеназванных показателей;

- если восполнение неответов по какой-либо причине невозможно, то при определении средних величин за число индивидуальных предпринимателей в выборочной совокупности (m) принимается число форм, полученных от респондентов;

- индивидуальные предприниматели, представившие заполненные формы, учитываются при расчете средних величин независимо от того, осуществляли ли они в течение обследуемой недели перевозки грузов, или нет.

3.4.2. Алгоритмы выполнения расчетов
и распространения результатов выборочного обследования
на базовую совокупность для регионального уровня

Типичные индивидуальные предприниматели

3.4.2.1. Объем перевозок грузов.

а) Определяется средний объем перевозок грузов (средняя выработка) на одного индивидуального предпринимателя выборочной совокупности:

,

где:

- общий объем перевозок грузов по всем индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности;

- средний объем перевозок грузов на одного индивидуального предпринимателя выборочной совокупности;

- объемы перевозок грузов (суммы перевозок по всем ездкам) по каждому из индивидуальных предпринимателей выборочной совокупности;

m - предусмотрено два значения показателя (по усмотрению специалистов ТОГС выбирается один из вариантов):

1. число индивидуальных предпринимателей в выборочной совокупности (за исключением нетипичных)

или

2. число индивидуальных предпринимателей, заполнивших разделы 1 и 2 формы (за исключением нетипичных).

б) Определяется общий объем перевозок грузов всеми индивидуальными предпринимателями базовой совокупности за квартал:

,

где:

V - общий объем перевозок грузов по всем индивидуальным предпринимателям базовой совокупности за квартал;

- средний объем перевозок грузов на одного индивидуального предпринимателя выборочной совокупности;

c - число недель в квартале;

M - число индивидуальных предпринимателей в базовой совокупности.

3.4.2.2. Грузооборот.

а) Определяется грузооборот, выполненный каждым индивидуальным предпринимателем выборочной совокупности:

,

где:

- грузооборот i-го индивидуального предпринимателя выборочной совокупности;

- объемы перевозок по каждой ездке автомобилей i-го индивидуального предпринимателя выборочной совокупности;

- расстояние перевозки грузов по каждой ездке автомобилей i-го индивидуального предпринимателя выборочной совокупности.

За расстояние перевозки грузов принимается пробег с грузом по каждой ездке, определяемый перевозчиком (респондентом). Если невозможно установить расстояние перевозки по каждой ездке, то допускается экспертная оценка среднего расстояния перевозки на основании данных об общем пробеге автомобилей за неделю. При этом исходят из допущения, что пробег с грузом равен половине общего пробега. Половину общего пробега следует разделить на число ездок всех автомобилей за неделю, полученную величину использовать при дальнейших расчетах в качестве среднего расстояния перевозок грузов.

б) Определяется грузооборот, выполненный всеми индивидуальными предпринимателями выборочной совокупности:

,

где:

- грузооборот, выполненный всеми индивидуальными предпринимателями выборочной совокупности;

- объемы грузооборота по каждому из индивидуальных предпринимателей выборочной совокупности.

в) Определяется среднее расстояние перевозки одной тонны груза при перевозках, выполненных индивидуальными предпринимателями выборочной совокупности:

,

где:

- среднее расстояние перевозки одной тонны груза по индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности;

- грузооборот, выполненный всеми индивидуальными предпринимателями выборочной совокупности;

- общий объем перевозок грузов по всем индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности.

Величина среднего расстояния перевозки одной тонны груза для всех индивидуальных предпринимателей базовой совокупности за квартал принимается равной полученной таким образом величине среднего расстояния перевозки одной тонны груза по индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности.

г) Определяется общий объем грузооборота по всем индивидуальным предпринимателям базовой совокупности за квартал:

,

где:

G - общий объем грузооборота по всем индивидуальным предпринимателям базовой совокупности за квартал;

V - общий объем перевозок грузов по всем индивидуальным предпринимателям базовой совокупности за квартал;

- среднее расстояние перевозки одной тонны груза по индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности.

3.4.2.3. Показатели структуры парка грузовых автомобилей.

Структура парка грузовых автомобилей по грузоподъемности определяется для выборочной совокупности индивидуальных предпринимателей и принимается для всей базовой совокупности в течение квартала.

Удельный вес каждого предусмотренного анкетой интервала грузоподъемности рассчитывается по формуле:

,

где:

- удельный вес грузовых автомобилей в i-м интервале грузоподъемности;

- суммарное число грузовых автомобилей в i-м интервале грузоподъемности по всем индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности;

A - общее число грузовых автомобилей по всем индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности.

Нетипичные индивидуальные предприниматели

К нетипичным индивидуальным предпринимателям относятся хозяйствующие субъекты, у которых показатели "количество грузовых автомобилей", "среднее расстояние перевозки одной тонны груза" или один из перечисленных показателей находятся за пределами, определенных экспертным путем максимального и минимального их пороговых значений.

Сведения о наличии автомобилей, объемах перевозок грузов по таким индивидуальным предпринимателям получаются при обработке результатов обследования путем простого суммирования. Объем грузооборота вычисляется в соответствии с подпунктами а), б) и г) пункта 3.4.2.2 приведенных выше алгоритмов расчетов сводных показателей.

Для этой группы индивидуальных предпринимателей структурные показатели не рассчитываются.

3.4.3. Расчет объемов перевозок грузов и грузооборота
для федерального уровня

На федеральном уровне объемы перевозок грузов и грузооборота автомобильного транспорта индивидуальных предпринимателей определяются ежеквартально как сумма соответствующих показателей по регионам Российской Федерации.

На федеральный уровень представляются также данные по индивидуальным предпринимателям выборочной совокупности, не подлежащие распространению на базовую совокупность, и используемые для последующих расчетов структурных показателей: данные о наличии грузовых автомобилей, находящихся в распоряжении индивидуальных предпринимателей (в том числе по грузоподъемности), среднем расстоянии перевозки одной тонны грузов.

Структурные показатели, характеризующие парк грузовых автомобилей, определяются на федеральном уровне по единому алгоритму следующим образом:

,

где:

- значения показателей, соответствующих i-му интервалу, по каждому региону;

- объем величины показателя i-гo интервала в целом по стране (по сумме всех регионов);

- удельный вес значения показателя в i-м интервале в целом по стране;

F - общий объем величины показателя в целом по стране (по сумме всех регионов).

4. Алгоритм дорасчета показателей "перевозка грузов
на коммерческой основе" и "грузооборот на коммерческой
основе" на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми
статистическими методами, по итогам за год

Основным источником информации для получения данных о количестве грузовых автомобилей является:

- для субъектов малого предпринимательства - сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", должно проводиться один раз в пять лет (сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проведено Росстатом в 2011 году по итогам за 2010 год);

- для организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства - данные формы федерального статистического наблюдения N 1-ТР(автотранспорт)-год "Сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования".

В период между сплошными наблюдениями информация о количестве имеющихся автомобилей у субъектов малого предпринимательства актуализируется по данным форм федерального статистического наблюдения:

- N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта";

- N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";

- N ПМ-1(автогруз) "Выборочное обследование деятельности малого предприятия в сфере автомобильного транспорта";

- N 1-ТР (автотранспорт)-год "Сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования".

Дорасчет показателей, характеризующих перевозочную деятельность грузовых автомобилей, не наблюдаемую прямыми статистическими методами, осуществляется на основании сопоставления данных об общем количестве зарегистрированных в стране грузовых автомобилей всех категорий владельцев (физических и юридических лиц) и о суммарном количестве грузовых автомобилей, показанном в формах статистического наблюдения за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих грузовые автомобильные перевозки.

Данные о числе зарегистрированных грузовых автомобилей содержатся в форме федерального статистического наблюдения N 1-БДД "Сведения о безопасности дорожного движения", сбор и разработка которой осуществляется МВД России.

Число грузовых автомобилей, работа которых не охвачена прямым статистическим наблюдением, рассчитывается следующим образом: из общего числа грузовых автомобилей (форма N 1-БДД) вычитаются данные о числе грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны), находящиеся в распоряжении организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства (крупные и средние организации) всех видов экономической деятельности (форма N 1-ТР (автотранспорт)), малых предприятий (форма N 1-ТР (автотранспорт)), микропредприятий (форма N МП (микро)).

При определении числа грузовых автомобилей по ненаблюдаемой деятельности использовать поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение числа состоящих на учете грузовых автомобилей со сроком эксплуатации более 10 лет к общему числу грузовых автомобилей, состоящих на учете.

Для дальнейшего расчета объема перевозок грузов, не наблюдаемого прямым статистическим наблюдением, используются показатели перевозочной деятельности организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства (крупные и средние организации), получаемые на основании формы N 1-ТР (автотранспорт): коэффициент использования грузовых автомобилей и еженедельная выработка одного автомобиля.

Расчет объема перевозок грузов выполняется по формуле:

,

где:

- объем перевозок грузов на коммерческой основе, не наблюдаемых прямыми статистическими методами;

- число грузовых автомобилей, работа которых не наблюдается прямыми статистическими методами;

- коэффициент использования грузовых автомобилей (по ф. N 1-ТР (автотранспорт);

- выработка на 1 автомобиль (по ф. N 1-ТР (автотранспорт);

N - число недель в отчетном периоде.

Коэффициент использования грузовых автомобилей рассчитывается на основании формы N 1-ТР (автотранспорт) путем деления числа дней пребывания автомобилей в работе на число дней пребывания автомобилей в распоряжении предприятия.

Выработка на 1 автомобиль получается по данным формы N 1-ТР (автотранспорт) делением объема перевозок грузов, выполненных на коммерческой основе, на среднесписочное число грузовых автомобилей в работе, рассчитываемое делением числа дней пребывания автомобилей в работе (автомобиле-день) на число недель в отчетном году.

Грузооборот определяется путем умножения объема перевозок грузов на среднее расстояние перевозки грузов по формуле:

,

где:

- объем грузооборота на коммерческой основе, не наблюдаемого прямыми статистическими методами;

- объем перевозок на коммерческой основе, не наблюдаемых прямыми статистическими методами;

- среднее расстояние перевозки грузов на коммерческой основе.

Для расчета грузооборота величина среднего расстояния перевозки грузов принимается равной величине среднего расстояния перевозки грузов на коммерческой основе организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства (крупные и средние организации), и определяется на основании данных формы N 1-ТР (автотранспорт).

5. Алгоритм формирования показателей "перевозка грузов
на коммерческой основе" и "грузооборот на коммерческой
основе" всеми категориями хозяйствующих субъектов
с месячной периодичностью

Сводные статистические данные о перевозках грузов и грузообороте организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, формируются ежемесячно по данным прямого свода ф. N N П-1 и П-5(м). Так как ф. N П-5(м) собирается с квартальной периодичностью, то до получения ее итогов месячные объемы перевозочной деятельности по хозяйствующим субъектам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых за предыдущий год не превышает 15 человек, формируются с использованием коэффициента досчета, определяемого по соотношению между величинами показателя "перевозки грузов" по формам N N П-1 и П-5(м), сложившемуся в предыдущем квартале:

,

где:

- коэффициент досчета перевозок грузов хозяйствующими субъектами, не являющимися субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек;

- перевозки грузов субъектами, не являющимися субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, за квартал, предшествующий отчетному;

- перевозки грузов субъектами, не являющимися субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (крупными и средними организациями), за квартал, предшествующий отчетному.

Совокупный объем перевозок грузов всеми хозяйствующими субъектами, не являющимися субъектами малого предпринимательства, за отчетный месяц рассчитывается по формуле:

,

где:

- перевозки грузов всеми организациями, не являющимися субъектами малого предпринимательства, в отчетном месяце;

- перевозки грузов субъектами, не являющимися субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (крупными и средними организациями) в отчетном месяце;

- коэффициент досчета перевозок грузов хозяйствующими субъектами, не являющимися субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек.

Размеры перевозочной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей отслеживаются в ежеквартальном режиме по формам ПМ-1(автогруз) "Выборочное обследование деятельности малого предприятия в сфере автомобильного транспорта" и N 1-ИП(автогруз) "Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей". Формы собираются по выборочному кругу организаций с последующим распространением итогов на всю генеральную совокупность.

Помесячные данные формируются с использованием полученных сводных данных о ежеквартальной выработке грузового автотранспорта на 1 грузовой автомобиль по выборочной совокупности малых предприятий и на 1 индивидуального предпринимателя, которая рассчитывается по формуле:

,

где:

- среднесуточная выработка на 1 грузовой автомобиль малого предприятия (индивидуального предпринимателя);

- перевозки грузов, выполненные малыми предприятиями (индивидуальными предпринимателями) за отчетную неделю;

- число грузовых автомобилей по выборочной совокупности малых предприятий (индивидуальных предпринимателей).

Объем перевозок грузов за месяц, выполненный малыми предприятиями (индивидуальными предприятиями), определяется по формуле:

,

где:

- перевозки грузов, выполненные малыми предприятиями (индивидуальными предпринимателями) за отчетный месяц;

- выработка на 1 грузовой автомобиль малого предприятия (индивидуального предпринимателя);

- число грузовых автомобилей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) по данным сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

N - число недель в отчетном месяце.

6. Корректировка обобщающих показателей

Помесячные данные об объемах перевозок грузов и грузообороте автомобильного транспорта всех категорий хозяйствующих субъектов, сформированные с использованием описанных выше алгоритмов, носят расчетный характер и должны подвергаться корректировке по мере получения уточненных квартальных и годовых итогов.

Корректировка месячных данных и предварительных квартальных итогов, сформированных соответственно за I, II и III кварталы текущего года, должна выполняться на региональном уровне по состоянию на 1 июня, 1 сентября и 1 декабря текущего года.

Сумма помесячных итогов за отчетный год должна быть обязательно равна объемам, полученным при формировании сводных годовых итогов.

Помесячное распределение годовых итогов предыдущего года следует учитывать при формировании соответствующих оперативных данных в отчетном году.

Изменение оперативных данных более чем на 10% требует подробного обоснования вносимых изменений с анализом деятельности организаций, оказавших существенное влияние на величину корректировки ранее сформированных данных.