См. Документы Федеральной службы государственной статистики

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 20 августа 2012 г. N 454

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ
И ТАРИФАМИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УСЛУГ

В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", приказываю:

утвердить согласованные с Минэкономразвития России прилагаемые Методологические рекомендации по организации наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на отдельные виды услуг и ввести их в действие с 1 января 2013 г.

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
М.А.ДИАНОВ

Утверждены
приказом Росстата
от 20.08.2012 N 454

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ
И ТАРИФАМИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УСЛУГ

Введение

Целью настоящих методологических рекомендаций является определение порядка наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на услуги, формирование системы весов для расчета средних цен и индексов цен в рамках исчисления индекса потребительских цен (далее - ИПЦ).

Разработка методологических рекомендаций осуществлена с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

1. Принципы формирования набора услуг-представителей
для наблюдения за потребительскими ценами

Потребительский набор услуг-представителей, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами (тарифами) и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку услуг-представителей.

Перечень услуг-представителей разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и остается неизменным не менее одного года.

Отбор позиций производится с учетом относительной важности отдельных видов услуг, обеспечивающих социально необходимые условия жизни населения, его образования, культуры, досуга и прочих функций жизнедеятельности.

Кроме того, отбор отдельных видов услуг осуществляется с учетом их представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные виды услуг.

Критерием для включения в набор новых услуг-представителей является их доля (не менее 0,1%) в общих потребительских расходах населения, определяемых в результате выборочного наблюдения за расходами домашних хозяйств.

Под услугой-представителем понимается совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных услуг определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на основные потребительские свойства услуги.

Так, в 2012 году перечень товаров (услуг)-представителей для наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) в рамках исчисления индекса потребительских цен включает в себя 503 позиции, в том числе 116 видов услуг-представителей.

Регистрация цен и тарифов (сбор ценовых котировок) осуществляется на услуги с конкретными потребительскими свойствами (конкретные услуги).

Под ценовой котировкой понимается цена (тариф) определенного вида услуги, обладающей конкретными потребительскими свойствами (наименование, характерные особенности), зарегистрированная в организации сферы услуг, отобранной для статистического наблюдения.

Специалисты территориальных органов государственной статистики, осуществляющие регистрацию цен и тарифов, самостоятельно отбирают наиболее востребованные виды услуг с конкретными потребительскими свойствами из перечня оказываемых услуг данного наименования. При этом необходимо учитывать максимальное их соответствие описанию и характеристике услуги-представителя, а также массовость спроса населения на данные виды услуг и регулярность их оказания в базовой организации. В случае возникновения затруднений при отборе того или иного вида услуг рекомендуется обращаться к специалистам организации сферы услуг для выбора наиболее востребованного конкретного вида услуги.

При отборе для регистрации цен (тарифов) услуг с конкретными потребительскими свойствами необходимо исходить из основной задачи данной работы - отслеживание цен (тарифов) для расчета индексов потребительских цен за длительный период времени.

Перечень видов услуг с конкретными потребительскими свойствами, сформированный специалистами, осуществляющими регистрацию потребительских цен в отдельных городах, должен быть согласован со структурным подразделением территориального органа Росстата, ответственным за статистику потребительских цен.

Отбор видов услуг с конкретными потребительскими свойствами проводится пропорционально объему их предоставления населению.

При определении объема оказанных услуг могут быть использованы статистические данные об их реализации, а также информация, полученная путем опроса работников организаций сферы услуг.

По большинству видов услуг-представителей количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен должно отражать реальную структуру предоставляемых конкретных видов услуг в организациях этой сферы с разнообразными условиями их оказания и обеспечивать возможность определения реального уровня средневзвешенных цен и тарифов на каждый вид услуг в субъекте Российской Федерации и России в целом.

Виды услуг, выбранные для наблюдения за ценами и тарифами на потребительском рынке, должны быть массово востребованными, соответствовать типичному потреблению услуг основных групп населения, не должны многократно (более чем в 2 - 3 раза) превышать средний уровень цен, сложившийся на потребительском рынке на аналогичные услуги.

В ходе выбора услуг с конкретными потребительскими свойствами для регистрации цен и тарифов необходимо проанализировать информацию о максимально широком ассортименте конкретных видов данной услуги-представителя, оказываемых организациями сферы услуг на постоянной основе. С этой целью рекомендуется использовать рекламную продукцию, издаваемую организациями и фирмами, каталоги, прайс-листы и т.п.

На большинство видов услуг-представителей в городе должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5 - 10 котировок). Исключение составляют услуги, на которые в городе действуют единые цены (тарифы).

Одно из основных условий получения максимально точной и достоверной информации, используемой для расчета индекса потребительских цен, - соблюдение требования сопоставимости цен (тарифов) в двух смежных периодах.

Необходимым требованием сопоставимости цен и тарифов является одинаковое количество ценовых котировок, включаемых в расчет средней цены (тарифа) на каждую услугу-представитель на уровне города в течение всего отчетного года. Несоблюдение этого правила может привести к снижению точности рассчитанных индексов цен (тарифов).

В соответствии с международными требованиями Руководства по индексам потребительских цен, разработанного в 2007 году Международным бюро труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистическим бюро Европейских сообществ (Евростат), Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком, важнейшей задачей при построении динамических рядов уровней и индексов цен (тарифов) является наличие информации в непрерывной динамике.

По каждой позиции из числа услуг-представителей, отобранных для регистрации цен (тарифов) в отчетном году, наблюдение должно осуществляться в течение всего отчетного года. Пропуски регистрации цен (тарифов) на наблюдаемые виды услуг-представителей в отдельные периоды отчетного года недопустимы.

2. Отбор базовых организаций сферы услуг

Наблюдение за ценами и тарифами на отобранные для наблюдения виды услуг осуществляется в организациях сферы услуг, выбранных в качестве базовых объектов наблюдения.

Цены и тарифы на отобранные услуги-представители (в соответствии с перечнем, разработанным для наблюдения за ценами и тарифами) регистрируются в организациях сферы услуг различных организационно-правовых форм, а также регистрируется ценовая информация, предоставляемая индивидуальными предпринимателями (ИП) и др.

Специалисты, осуществляющие регистрацию цен и тарифов, принимают участие в формировании Каталога (справочника) базовых объектов наблюдения и вносят предложения по его составу руководству подразделения территориального органа Росстата, ответственного за статистику потребительских цен.

При формировании выборочной совокупности базовых организаций (объектов наблюдения) необходимо руководствоваться следующими требованиями:

регулярность оказания в них отдельных видов услуг, отобранных для наблюдения за ценами и тарифами;

уровень цен и тарифов на услуги, оказываемые населению, должен быть доступен для массового потребителя;

в случае оказания отдельных видов услуг в организациях сферы услуг, входящих в единую сеть (фирму), где уровень цен на них практически одинаков, достаточно проводить регистрацию цен (тарифов) в одной из организаций, входящих в данную сеть, при этом количество ценовых котировок должно репрезентативно отражать объем оказания услуг-представителей данного вида во всех организациях сферы услуг этой сети, имеющихся в городе;

в число наблюдаемых объектов не включаются организации сферы услуг, в которых уровень цен и тарифов на оказываемые услуги многократно (более чем в 2 - 3 раза) выше или ниже среднего уровня цен на аналогичные виды услуг, сложившегося по городу.

Для проведения, в случае необходимости, объективной замены базовых организаций рекомендуется заблаговременно проводить отбор дублирующих (резервных) организаций сферы услуг, в которых уровень цен и тарифов, условия их предоставления идентичны имеющимся в организациях, включенным в основное наблюдение за ценами.

Специалист, осуществляющий регистрацию цен, может произвести замену базовой организации сферы услуг в случае ее закрытия на длительный период времени (более 3 месяцев) или ликвидации, по согласованию с руководством структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственного за статистику потребительских цен.

3. Порядок регистрации цен и тарифов на услуги

Сбор ценовой информации основывается на положениях Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". В соответствии с частью 5 статьи 6 сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных.

Регистрация цен и тарифов на отдельные виды услуг осуществляется с использованием бланков регистрации цен (форма N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги"), а также терминалов (мини-компьютеров) для сбора данных о ценах и тарифах.

Регистрации подлежат фактические цены, тарифы на отдельные виды услуг, оказываемые населению на потребительском рынке (без учета видов услуг, предоставляемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан), оплачиваемые наличным или безналичным способами (банковские карты и др.).

Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС и другие прямые и косвенные налоги, сборы, а также расходы и доходы организаций сферы услуг.

Сбор информации о потребительских ценах и тарифах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем их регистрации на конкретные виды услуг непосредственно во время личного посещения организаций сферы услуг.

В некоторых случаях ежемесячные данные о ценах могут быть получены с использованием информации, размещенной в сети Интернет, а также по телефону. При этом обязательным условием является непосредственное посещение базовой организации специалистом, осуществляющим регистрацию цен, не реже одного раза в квартал.

Регистрация цен и тарифов осуществляется:

ежемесячно - по установленному перечню услуг-представителей с 21 по 25 число отчетного месяца. По видам услуг, цены и тарифы на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена на один-два дня ранее установленного периода сбора данных.

При проведении сбора ценовой информации необходимо соблюдать сроки регистрации цен и тарифов на одни и те же конкретные виды услуг в одних и тех же базовых организациях, с тем чтобы интервал между двумя регистрациями цен в обязательном порядке составлял один месяц.

Еженедельно - по ограниченному кругу услуг-представителей, установленному Росстатом.

Регистрируемая в оперативном режиме (еженедельно) ценовая информация на услуги-представители сопоставляется с ежемесячной регистрацией и должна проводиться в тех же объектах наблюдения (базовых организациях).

Если сроки обеих регистраций совпадают, то информация о ценах по отдельным организациям сферы услуг, полученная при проведении еженедельной регистрации, может быть включена в массив ежемесячной информации.

В описании услуг с конкретными потребительскими свойствами должны быть отражены название услуги, а также определенные качественные характеристики и признаки, позволяющие отличить данную услугу от других. Кроме того, могут быть указаны специфические признаки услуги.

Детализация описания услуги должна быть такова, чтобы можно было зарегистрировать цены (тарифы) на данную конкретную услугу в течение длительного периода времени, а также безошибочно идентифицировать ее при последующей регистрации цен (тарифов) не только специалисту, сделавшему запись в текущем месяце, но и вновь привлеченному к этой работе.

В случае несоответствия фактических единиц измерения предоставленных услуг единицам, предусмотренным в наборе для наблюдения за ценами и тарифами, зарегистрированная цена (тариф) на отдельный вид услуг пересчитывается на цену (тариф) данной услуги, соответствующую установленной единице измерения.

Одним из основных требований к ценовой информации, используемой при расчете ИПЦ, является обеспечение в двух смежных периодах условия сопоставимости цен (тарифов), т.е. сбора цен (тарифов) на одни и те же (или идентичные) услуги с конкретными потребительскими свойствами.

В случае отсутствия отобранной для наблюдения услуги с конкретными потребительскими свойствами при регистрации цен, в условиях стабильной ценовой ситуации и отсутствии изменения цен на аналогичные услуги, в течение двух месяцев возможно дублирование цены (тарифа). По истечении данного периода необходимо осуществить замену наблюдаемой услуги.

Замена отобранных для наблюдения за ценами услуг с конкретными потребительскими свойствами может быть обусловлена их отсутствием в конкретной организации сферы услуг, в которой производится сбор ценовой информации, ее ликвидацией или закрытием на неопределенный срок.

Каждый конкретный случай вынужденной замены услуг требует проведения специалистами по статистике цен индивидуального анализа сложившейся ситуации и принятия ими решения о выборе метода замены.

Использование методов замены при сборе ценовой информации на потребительском рынке является вынужденной мерой, обусловленной частой сменой ассортимента услуг, нестабильностью потребительского рынка и т.д.

Основные методы замены отдельных видов товаров, услуг и базовых организаций изложены в Методологических положениях по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденных постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110.

4. Особенности наблюдения за ценами и тарифами на отдельные
виды услуг-представителей

4.1. Наблюдение за изменением цен на финансовые услуги

Система ценовых индексов, характеризующих изменения цен на оплату финансовых услуг при расчете ИПЦ, охватывает следующие позиции.

Стоимость годового обслуживания счета в рублях по международной банковской карте. Регистрируется тариф за первый год обслуживания основной международной банковской карты типа "VisaClassik", "VisaElektron" и т.п.

Процентная ставка (в стоимостном выражении) за пользование потребительским кредитом. Наблюдается процентная ставка в рублях за пользование потребительским кредитом на неотложные нужды, без обеспечения (без залога и поручительства). Объем кредита - 100 тыс. руб., срок - 12 месяцев для физических лиц, кроме льготных категорий.

Аренда индивидуального банковского сейфа, в расчете на месяц.

Регистрируется плата за аренду индивидуального банковского сейфа (индивидуальной сейфовой ячейки в банке), в расчете на месяц - 30 календарных дней. Размер ячейки - от 6 до 14 см в высоту. Срок аренды - от 91 до 180 дней.

Перевод денежных средств (в размере 10 тыс. руб.) для зачисления на счет другого физического лица. Наблюдается плата за перевод средств (без открытия счета), оформляемый работником структурного подразделения Сбербанка Российской Федерации для зачисления на счет другого физического лица в валюте Российской Федерации в подразделении Сбербанка Российской Федерации другого города или любого банка, где открыт счет получателя на территории России.

4.2. Наблюдение за изменением цен на услуги,
связанные с оплатой жилья

Учет изменения цен на оплату жилищных услуг при расчете ИПЦ предполагает всестороннее измерение ценовых процессов, связанных с изменением расходов домашних хозяйств на оплату жилья.

Система ценовых индексов, охватывающих сферу услуг, связанных с оплатой жилья по наблюдаемым позициям, может быть сгруппирована следующим образом:

1) содержание, наем и обслуживание жилья;

2) стоимость ремонта;

3) аренда жилья;

4) страхование, связанное с жильем;

5) стоимость жилья, занимаемого владельцами.

Цены и тарифы на услуги по содержанию, найму и обслуживанию жилья, включаемые в ИПЦ, охватывают жилье, относящееся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также квартиры, являющиеся собственностью граждан в результате приватизации и собственников, объединенных в жилищные и жилищностроительные кооперативы, товарищества собственников жилья (далее - ЖК, ЖСК, ТСЖ). Наблюдение осуществляется за величиной оплаты одного квадратного метра общей площади жилья по следующим видам услуг.

Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов включает:

а) содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах. По данной услуге наблюдение осуществляется за величиной оплаты площади жилья, занимаемой в пределах установленных норм, в соответствии с действующей методикой расчета в регионе, включая отчисления на капитальный ремонт и обслуживание лифтового хозяйства;

б) наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. Наблюдается оплата за социальный наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах за площадь, занимаемую в пределах установленных норм.

Содержание и ремонт жилья для граждан - собственников жилья в результате приватизации, граждан - собственников жилых помещений по иным основаниям. В рамках данной услуги-представителя наблюдается величина оплаты за площадь, занимаемую в пределах установленных норм гражданами - собственниками жилья, имеющими единственное жилье, в соответствии с действующей методикой расчета в регионе, включая отчисления на капитальный ремонт и обслуживание лифтового хозяйства.

Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ. Наблюдается величина оплаты за площадь, занимаемую в пределах установленных норм гражданами - собственниками жилья, имеющими единственное жилье, в соответствии с действующей методикой расчета в регионе, включая отчисления на капитальный ремонт и обслуживание лифтового хозяйства и затраты на содержание ЖК, ЖСК, ТСЖ.

В группе услуг по текущему ремонту жилых помещений осуществляется регистрация цен на следующие виды ремонтных работ, проводимых в жилищах:

Выполнение обойных работ. Наблюдается стоимость услуги по оклейке стен обоями без стоимости материалов, в расчете на 10 квадратных метров, включая стоимость подготовительных работ;

Выполнение работ по облицовке кафельной плиткой. Наблюдается стоимость услуги по облицовке кафельной плиткой внутренних стен помещений (стен кухни, ванной, туалетной комнаты), в расчете за 1 квадратный метр, включая стоимость подготовительных работ;

Установка пластиковых окон. Наблюдается стоимость услуги, включая стоимость пластиковых окон.

Аренда жилья.

В качестве услуг-представителей, характеризующих изменение цен на рынке арендуемого жилья, наблюдаются:

Стоимость аренды однокомнатной квартиры у частных лиц;

Стоимость аренды двухкомнатной квартиры у частных лиц.

Наблюдается стоимость аренды квартиры в типовом доме, расположенном в "спальном районе" города. Квартира со всеми удобствами, с наличием мебели и необходимой бытовой техники. Не учитывается стоимость услуг, оплачиваемых арендатором отдельно (электроэнергия, междугородние телефонные разговоры и т.п.).

Страхование жилья. Наблюдается годовая стоимость полиса добровольного полного страхования жилья однокомнатной квартиры с типовой отделкой (включая конструктивные элементы, отделку квартиры, инженерное оборудование, домашнее имущество) от стандартных рисков (взрыва газа, пожара, залива, противоправных действий третьих лиц и т.п.) условной заявленной стоимостью 500 - 1000 тыс. рублей.

Стоимость жилья, занимаемого владельцами.

Увеличение доли собственников жилья в численности населения России, а также требования международных организаций к учету данного сегмента потребительского рынка ставит задачу изучения возможности измерения изменений стоимости жилья, являющегося собственностью домашних хозяйств.

В случае оценки стоимости жилья, занимаемого владельцами, не существует никаких прямых платежей или транзакций (как в случае аренды жилья). Измерение стоимости жилья производится с использованием расходов и цен, связанных с покупкой (или усовершенствованием) жилья для собственного использования.

Для определения условной величины стоимости жилья, занимаемого владельцами, в статистических исследованиях приводятся три метода на основе концепций: платежей, приобретения и использования.

Метод приобретения. Регистрации подлежат полные рыночные цены, игнорируя проблему распределения начальной стоимости товаров длительного пользования на срок полезного использования товара. Полная стоимость приобретения жилья, таким образом, полностью относится ко времени покупки, независимо от того, когда начинается потребление и когда и как производится ее оплата.

Платежный метод. Измеряются изменения в денежных расходах, которые совершаются домашними хозяйствами в связи с покупкой жилья и услуг. Расходы определяются в отношении всех платежей за товары и услуги, независимо от того, когда они были фактически потреблены или приобретены.

Метод использования. В основе метода заложен принцип, что (экономическая) стоимость дома основана на выгодах, полученных от использования собственного жилья, которые, в свою очередь, равны упущенной выгоде от альтернативного его использования. Подход на основе использования эквивалента арендной платы при оценке стоимости жилья, занимаемого владельцами, имеет наибольшее практическое применение. Этот метод рекомендован международными организациями для измерения потребления домашних хозяйств и используется в международных сопоставлениях уровня жизни.

Для включения оценки изменения стоимости жилья, занимаемого владельцами, в индекс потребительских цен требуется как информация о ее доле в потребительских расходах населения, так и данных о ценах на аренду различных типов жилья.

Получение более полной ценовой информации потребует дальнейшего расширения наблюдения за ценами на рынке арендуемого жилья, в том числе изучения возможности наблюдения за ценами на арендуемое жилье в домах различных типов, коттеджей и т.п.

Для включения данной услуги в индекс потребительских цен необходимо определение доли оценочной стоимости жилья, занимаемого владельцами, в расходах домашних хозяйств.

5. Расчет средних потребительских цен и тарифов
на отдельные виды услуг

На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние потребительские цены (тарифы) на отдельные виды услуг.

На уровне города средние цены на услуги-представители определяются на основании данных регистрации цен по формуле средней геометрической простой величины

, (1)

где

- средняя потребительская цена (тариф) на j-ую услугу-представитель в отдельном городе;

, , ... - цены на услуги с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированные в различных организациях торговли и сферы услуг города (ценовые котировки);

n - количество ценовых котировок.

Как по субъекту Российской Федерации, так и по России в целом средняя потребительская цена на услугу-представитель определяется как средняя арифметическая взвешенная. При этом по субъекту Российской Федерации она определяется из уровней цен на услуги в отдельных городах, а по федеральному округу и России в целом - из уровней цен в субъектах Российской Федерации.

При исчислении средних цен на отдельные виды услуг-представителей по субъектам Российской Федерации в качестве весов используется информация о долях численности населения обследуемых городов, которая корректируется с целью доведения ее до уровня репрезентативной представительности в общей численности населения данного субъекта Российской Федерации.

, (2)

где

- средняя цена на j-ую услугу-представитель в r-ом субъекте Российской Федерации;

- средняя цена на j-ую услугу-представитель в i-ом городе;

- доля (вес) i-го города в общей численности населения субъекта Российской Федерации;

i - город;

j - услуга-представитель;

r - субъект Российской Федерации;

m - количество городов.

При исчислении средних цен на отдельные виды услуг-представителей по Российской Федерации (федеральному округу) в качестве весов используется информация об объемах их потребления (в количественном выражении) отдельных субъектов Российской Федерации. Формула расчета аналогична предыдущей, за исключением того, что вместо доли (веса) i-го города в общей численности населения субъекта Российской Федерации применяется доля (вес) объема потребления услуги-представителя r-го субъекта в общем объеме ее потребления по России (федеральному округу).

, (3)

где

- средняя цена на j-ую услугу-представитель по Российской Федерации (федеральному округу);

- средняя цена на j-ую услугу-представитель в r-ом субъекте Российской Федерации;

- доля объема потребления (вес) j-ой услуги-представителя r-го субъекта Российской Федерации в общем объеме ее потребления в России;

r - субъект Российской Федерации;

j - услуга-представитель;

s - Российская Федерация (федеральный округ);

k - количество субъектов Российской Федерации.

На региональном уровне расчет объемов потребления каждой услуги (в количественном выражении) осуществляется на основе данных о потребительских расходах населения за базисный период в целом по субъекту Российской Федерации (в стоимостном выражении), полученных в результате формирования структуры потребительских расходов населения по субъекту Российской Федерации, а также данных о средних ценах (тарифах) - по этой же позиции в целом по субъекту Российской Федерации за базисный период.

6. Порядок расчета индексов потребительских цен и тарифов
на услуги

Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:

средних сопоставимых цен на отдельные виды услуг-представителей;

весов для исчисления агрегатных индексов цен на услуги-представители, а также групповых и сводных индексов цен.

Расчет индексов потребительских цен (тарифов) на отдельные виды услуг на региональном и федеральном уровнях производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:

формирование массива ценовой информации;

формирование весов для расчета ИПЦ;

расчет индивидуальных индексов цен на услугу-представитель на уровне города;

расчет агрегатных индексов на услугу-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России;

расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России.

Система весов для исчисления ИПЦ включает в себя информацию:

о долях численности населения отдельных городов, используемых при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные услуги-представители на уровне субъекта Российской Федерации;

о долях потребительских расходов населения на услугу-представитель по субъектам Российской Федерации в общих потребительских расходах Российской Федерации, используемых при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные услуги-представители в разрезе федеральных округов и Российской Федерации в целом;

о структуре потребительских расходов населения, используемой для исчисления групповых и сводных индексов потребительских цен в разрезе субъектов Российской Федерации, федеральных округов и Российской Федерации в целом.

Данные Методические рекомендации являются развитием пункта 15 "Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен", утвержденных постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110.

7. Расчет индексов потребительских цен и тарифов на услуги

Формирование индивидуальных и сводных индексов потребительских цен как на товары, так и на услуги осуществляется с использованием единых принципов их построения.

Расчет индивидуальных индексов потребительских цен на услуги-представители производится на уровне города, где организована регистрация потребительских цен.

Индивидуальный индекс цен на отдельные виды услуг по городу определяется как средняя геометрическая простая из изменений цен по каждой ценовой котировке.

, (4)

где:

- изменение цен на услуги с конкретными потребительскими свойствами;

- ценовые котировки;

t - отчетный период;

t-1 - предыдущий период;

n - количество ценовых котировок.

При этом изменение цен по каждой конкретной позиции определяется как отношение цены на нее в отчетном периоде к цене в предыдущем периоде. Формула средней геометрической для определения индексов потребительских цен на уровне элементарных агрегатов имеет следующий вид:

, (5)

где

- индивидуальный индекс цен (тарифов) на j-ую услугу-представитель в отдельном городе;

, ,... - изменение цен на услуги с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированных в различных организациях торговли и сферы услуг города (ценовые котировки);

N - количество ценовых котировок.

На базе индивидуальных индексов цен на виды услуг-представителей по отдельным городам и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен на отдельные виды услуг в целом по субъекту Российской Федерации. Веса, используемые для исчисления агрегатных индексов цен, по каждой услуге-представителю формируются с учетом доли численности населения и уровня базисных цен на нее.

, (6)

, (7)

где

- индекс цен (тарифов) на j-ую услугу-представитель по r-му субъекту Российской Федерации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

- индивидуальный индекс цен (тарифов) отчетного периода к декабрю предыдущего года на j-ую услугу-представитель в i-ом городе;

- индивидуальный индекс цен (тарифов) предыдущего месяца к декабрю предыдущего года на j-ую услугу-представитель в i-ом городе;

- доля численности i-го города в общей численности населения r-ого субъекта Российской Федерации в базисном периоде;

- средняя цена (тариф) декабря предыдущего года на j-ую услугу-представитель в i-ом городе;

i - город;

j - услуга-представитель;

t - отчетный период;

t-1 - предыдущий период;

- декабрь предыдущего года;

r - субъект Российской Федерации;

m - количество городов.

Расчет агрегатных индексов цен на отдельный вид услуги-представителя по Российской Федерации (федеральному округу) осуществляется по формуле:

, (8)

где:

- индекс цен (тарифов) на j-ую услугу-представитель в целом по Российской Федерации (федеральному округу) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

- доля расходов населения (вес) r-го субъекта Российской Федерации на j-ую услугу-представитель в общем объеме расходов на нее по Российской Федерации в базисном периоде (, где - средняя цена на j-ую услугу-представитель в r-ом субъекте в базисном периоде, - доля объема потребления j-ой услуги-представителя r-ого субъекта в общем объеме ее потребления в России);

- индекс цен (тарифов) отчетного месяца к декабрю предыдущего года на j-ую услугу-представитель в r-ом субъекте Российской Федерации;

- индекс цен (тарифов) предыдущего месяца к декабрю предыдущего года на j-ую услугу-представитель в r-ом субъекте Российской Федерации;

r - субъект Российской Федерации;

j - услуга-представитель;

t - отчетный период;

t-1 - предыдущий период;

- декабрь предыдущего года;

s - Российская Федерация;

k - количество субъектов Российской Федерации.

Исходя из агрегатных индексов цен на отдельные виды услуг-представителей по субъекту Российской Федерации (федеральному округу, Российской Федерации) и доли расходов на их приобретение в общих потребительских расходах домашних хозяйств, определяются сводные индексы цен по подгруппам услуг, укрупненным группам (например, бытовые услуги), а также сводный индекс потребительских цен (ИПЦ). При этом данная схема применяется при расчете сводных индексов цен как по субъектам Российской Федерации, так и по федеральным округам, Российской Федерации в целом.

Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с модифицированной формулой Ласпейреса:

, (9)

где:

- сводный индекс потребительских цен и тарифов по группе услуг;

- расходы домашних хозяйств на приобретение j-ой услуги-представителя (вес базисного периода);

- индекс цен (тарифов) на j-ую услугу-представитель отчетного месяца к декабрю предыдущего года;

- индекс цен (тарифов) на j-ую услугу-представитель предыдущего месяца к декабрю предыдущего года;

t - отчетный период;

t-1 - предыдущий период;

- декабрь предыдущего года;

n - количество видов услуг;

j - услуга-представитель;

i - город.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области