См. Документы Федеральной службы государственной статистики
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 14 сентября 2022 г. N 632
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
УВЕРЕННОСТИ", "ИНДИКАТОР ДЕЛОВОГО КЛИМАТА"
И "ИНДЕКС ДЕЛОВЫХ БАРЬЕРОВ"
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию расчета показателей "Индекс предпринимательской уверенности", "Индикатор делового климата" и "Индекс деловых барьеров".
Руководитель
С.С.ГАЛКИН
Утверждена
приказом Росстата
от 14.09.2022 N 632
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
УВЕРЕННОСТИ", "ИНДИКАТОР ДЕЛОВОГО КЛИМАТА"
И "ИНДЕКС ДЕЛОВЫХ БАРЬЕРОВ"
I. Общие положения
1. Официальная статистическая методология расчета показателей "Индекс предпринимательской уверенности", "Индикатор делового климата" и "Индекс деловых барьеров" (далее - Методология) разработана в целях совершенствования научно обоснованной методологии статистического учета деловой активности в промышленности и внедрения в статистическую практику рекомендаций, представленных в научно-исследовательской работе по теме: "Совершенствование методологии обследования деловой активности организаций промышленности и развитие публикаций его результатов".
2. Методология базируется на методологических принципах, изложенных в международных рекомендациях, разработанных под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ООН, Евростата (Handbook on Economic Tendency Surveys, United Nations, 2015, UNECE. Guidelines on Producing Leading, Composite and Sentiment Indicators. - Geneva: United Nations, 2019, OECD. Business Tendency Surveys. A Handbook, OECD, 2003 и прочее).
3. Расчет индексов деловой активности производится в целях формирования официальной статистической информации, предусмотренной позициями 1.18.8, 1.19.13, 1.20.7 Федерального плана статистических работ на федеральном уровне ежемесячно.
4. Единица измерения показателей - процент.
II. Основные понятия и определения
5. Для целей настоящей Методологии используются следующие понятия и определения:
Баланс - разница между взвешенными долями респондентов, отметивших позитивные и негативные ответы. Используются для обобщения ответов на многовариативные вопросы в обследованиях бизнеса и потребителей.
Взвешивание - приписывание каждому респонденту весового коэффициента, отражающего относительную важность учета его высказывания по сравнению с высказываниями других респондентов.
Весовой коэффициент для целей данной Методологии рассчитывается как произведение среднесписочной численности работников данного предприятия и выборочного веса этого предприятия в слое.
Выборочный вес - коэффициент, используемый для вычисления среднего значения (средневзвешенного) элемента в совокупности.
Индекс предпринимательской уверенности (далее - ИПУ) - качественный показатель, позволяющий по ответам руководителей организаций о прогнозе выпуска продукции, остатках и спроса на нее охарактеризовать экономическую деятельность организаций.
Индикатор делового климата (далее - ИДК) - качественный показатель, характеризующий изменения агрегированных показателей (уровень и изменение спроса (портфеля заказов) на внутреннем рынке, изменение спроса (портфеля заказов) на внешнем рынке, изменение и перспективы выпуска продукции, изменение экономический ситуации). Рассчитывается для мониторинга текущей деловой ситуации и прогнозирования краткосрочных событий.
Индекс деловых барьеров (далее - ИДБ) - качественный показатель, отражающий совокупные предпринимательские оценки факторов, лимитирующих деятельность предприятий и обусловленных наиболее значимыми социально-экономическими эффектами текущих рисков и вызовов. Такие факторы дополняют производственные оценки и характеризуют различные аспекты динамики производственной активности (особенно кризисной), включающие, в том числе, влияние спроса, выпуска, общей экономической ситуации, а также внутренней и внешней неопределенности, с которой сталкиваются предприятия.
Компоненты - временные ряды экономических показателей, которые проявляют опережающий характер относительно поворотных точек справочного ряда данных.
Медиана слоя - значение признака, находящееся в середине ранжированной (упорядоченной по возрастанию или убыванию) совокупности (слоя).
Метод главных компонент - метод, основанный на определении минимального числа факторов, вносящих наибольший вклад в дисперсию данных.
Слой (страта) - подсовокупность, сформированная на основе одного или более критериев классификации. Множества подсовокупностей не содержат общих единиц и вместе исчерпывают всю совокупность.
Факторный анализ - процедура, с помощью которой множество переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. Факторный анализ классифицирует признаки (переменные), описывающие наблюдение.
Фактор - латентная (скрытая) переменная, конструируемая таким образом, чтобы можно было объяснить корреляцию между набором имеющихся переменных.
JDemetra+ - программное обеспечение, являющееся инструментом для сезонной корректировки показателей, разработанное в соответствии с Рекомендациями Евростата (European Statistical System (ESS) guidelines on seasonal adjustment, European Union, 2015).
Statistical Package for the Social Sciences (SPSS) - программное обеспечение, представляющее собой статистический пакет для обработки и анализа данных (далее - SPSS).
III. Источники информации
6. Источники информации:
форма федерального статистического наблюдения N 1-ДАП "Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (далее - форма N 1-ДАП);
статистический регистр Росстата.
IV. Методика расчета показателей
7. Расчет показателей ИПУ, ИДК и ИДБ производится по организациям (юридическим лицам), не относящимся к малому предпринимательству, в целом по Российской Федерации. ИПУ рассчитывается по видам экономической деятельности в соответствии с приложением (гр. 3), показатели ИДК и ИДБ - в целом по разделам ОКВЭД2 B, C, D, в процентах (с одним знаком после запятой).
8. Порядок расчета показателей ИПУ, ИДК и ИДБ следующий:
1) редактирование полученных первичных статистических данных;
2) взвешивание ответов респондентов;
3) расчет долей ответов;
4) расчет балансов оценки;
5) сезонная корректировка балансов оценки;
6) расчет показателей.
1. Редактирование полученных первичных статистических данных
9. Для проведения корректных расчетов в совокупности первичных статистических данных по всем организациям должно присутствовать значение показателя "Среднесписочная численность работников", являющегося одним из элементов весового коэффициента.
10. В качестве основного источника информации по данному показателю используется информационный ресурс ФНС России, размещенный на официальном сайте ФНС России: http://www.nalog.ru/ru/opendata в формате открытых данных в соответствии с приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7-14/729@ "Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2017 г., регистрационный N 45378) и передается в статистический регистр Росстата на федеральном уровне ежегодно в августе.
11. В целях расчетов по настоящей Методологии пропущенные данные заполняются значениями медианы слоя.
При этом медиана (Mei) предварительно ранжированных объектов слоя рассчитывается по формулам:
1) если в ранжированном слое нечетное количество объектов:
, (1)
где:
i - номер слоя в соответствии с графой 2 приложения;
n - число элементов в слое;
- элемент в слое с номером ;
2) если в ранжированном слое четное количество объектов, то медиана рассчитывается как среднее значение двух элементов ранжированного ряда с номерами и и в соответствии с формулой
. (2)
Полученные при расчете данные медианы вменяется для каждого пропущенного значения в слое.
2. Взвешивание ответов респондентов
12. Для распространения на генеральную совокупность выборочных статистических данных деловой активности обследуемых организаций (варианты ответов: "более чем достаточный", "достаточный", "недостаточный", "увеличение" "улучшение", "повышение"), "без изменений", "уменьшение" ("ухудшение", "снижение") используется коэффициент распространения (Krori).
Коэффициент распространения рассчитывается по формуле:
Krori = Chori * Vhornewi, (3)
где:
Chori - среднесписочная численность работников организации, человек;
Vhornewi - скорректированный выборочный вес организации в i-м слое.
Скорректированный с учетом числа ответивших организаций (принявших участие в обследовании) выборочный вес организации (Vhornewi) рассчитывается по формуле:
, (4)
где:
Ni - число организаций в i-м слое генеральной совокупности, единиц;
notvi - число ответивших организаций в i-м слое, единиц.
Каждый указанный ответ организации по всем показателям формы N 1-ДАП взвешивается на коэффициент распространения по формуле:
VOtkj = Otkj * Krori, (5)
где:
VOtkj - взвешенный в k-м виде ответа организации на вопрос формы по j-й категории;
Otkj - индикатор ответа организации на вопрос формы по j-й категории и k-му виду ответа (индикатор указанного вида ответа = 1 (в случае наличия ответа); в случае отсутствия ответа = 0 (взвешивание не производится);
j - временные категории, j = 1,5:
1) уровень текущего месяца;
2) в текущем месяце относительно фактического объема производства;
3) изменения в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем;
4) перспективы изменения в следующие 3 месяца;
5) перспективы изменения в следующие 6 месяцев;
k - вид ответа, k = 1,6:
1) "более чем достаточный";
2) "достаточный";
3) "недостаточный";
4) "увеличение" ("улучшение", "повышение");
5) "без изменений";
6) "уменьшение" ("ухудшение", "снижение").
3. Расчет долей ответов
13. Для расчета балансов оценок t-му показателю формы N 1-ДАП (кроме показателей: "Перспективы развития организации", "Использование производственных мощностей", "Обеспеченность организации имеющимся спросом (портфелем заказов)", "Основные факторы, ограничивающие рост производства организации") рассчитываются доли взвешенных ответов респондентов (DVOtkij) по видам ответов ("более чем достаточный", "достаточный", "недостаточный", "увеличение" ("улучшение", "повышение"), "без изменений", "уменьшение" ("ухудшение", "снижение").
Доля положительных и отрицательных ответов рассчитываются по формуле:
, (6)
где:
VOt(kp/ko)ij - сумма взвешенных положительных/отрицательных ответов по i-му виду деятельности j-й временной категории;
VOtij - сумма взвешенных ответов по i-му виду деятельности, j-й временной категории.
4. Расчет балансов оценки
14. Балансы оценки являются обобщенным выражением мнений респондентов об уровне и динамике показателей деловой активности.
15. На основе балансов оценок показателей рассчитываются ИПУ, ИДК, ИДБ, характеризующие состояние предпринимательского поведения в изучаемом секторе экономики.
16. Балансы оценки рассчитываются по 15 следующим показателям:
1) численность занятых в организации;
2) спрос на продукцию (портфель заказов): на внутреннем рынке;
3) спрос на продукцию (портфель заказов): на внешнем рынке;
4) выпуск продукции в натуральном выражении;
5) запасы готовой продукции;
6) оценка изменения собственной конкурентной позиции: на внутреннем рынке;
7) оценка изменения собственной конкурентной позиции: на внешнем рынке;
8) обеспеченность производственными мощностями с учетом текущего спроса (портфеля заказов) на ближайшие 6 месяцев;
9) цены на сырье и материалы;
10) цены на реализуемую продукцию;
11) собственные финансовые средства;
12) бюджетные финансовые средства;
13) кредитные и заемные финансовые средства;
14) оценка изменения прибыли;
15) оценка общей экономической ситуации на предприятии.
Расчет балансов осуществляется по формуле:
Btj = DVOtkp - DVOtko, (7)
где:
Btj - баланс оценки по t-му показателю, t = 1,15, и j-й временной категории, в процентах;
DVOtkp - доля взвешенных ответов респондентов, указавших один из благоприятных вариантов k-го вида ответа по временной категории, в процентах, kp = 1,5:
1) "более чем достаточный";
2) "увеличение";
3) "улучшение";
4) "повышение";
5) "благоприятная";
DVOtko - доля взвешенных ответов респондентов, указавших один из неблагоприятных вариантов k-го вида ответа по временной категории, в процентах, ko = 1,6:
1) "недостаточный";
2) "уменьшение";
3) "недостаточно";
4) "снижение";
5) "ухудшение";
6) "неудовлетворительный".
5. Сезонная корректировка балансов оценки
17. Сезонная корректировка балансов оценки осуществляется ежемесячно с помощью JDemetra+. Исключение сезонного фактора осуществляется алгоритмом TRAMO/SEATS (без учета национального календаря, с обнаружением выбросов), встроенным в качестве модулям в программное обеспечение JDemetra+.
18. Сезонной корректировке подлежат следующие показатели:
спрос на продукцию (портфель заказов) на внутреннем рынке - уровень в текущем месяце;
спрос на продукцию (портфель заказов) на внутреннем рынке - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем;
спрос на продукцию (портфель заказов) на внешнем рынке - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем;
выпуск продукции в натуральном выражении - перспективы изменения в следующие три месяца;
выпуск продукции в натуральном выражении - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем;
запасы готовой продукции - уровень в текущем месяце;
общая экономическая ситуация на предприятии - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем.
19. Модель сезонного сглаживания определяется в январе один раз в год. Параметры модели фиксируются на весь год. Ежемесячно при поступлении новых данных происходит обновление коэффициентов модели сезонного сглаживания.
20. Ежемесячно проводится анализ текущей модели сезонного сглаживания. В случае резкого изменения значений временного ряда (изменения характера сезонности) может быть принято решение об изменении модели.
21. Показатели "Основные факторы, ограничивающие рост производства организации в текущем месяце" не проходят сезонную корректировку.
6. Расчет показателей
6.1. Показатель "Индекс предпринимательской
уверенности" (ИПУ)
22. ИПУ рассчитывается отдельно по каждому виду деятельности в соответствии с графой 3 приложения по формуле:
, (8)
где:
IPUi - индекс предпринимательской уверенности по i-му виду деятельности, в процентах;
BSVy - баланс спроса на продукцию (портфель заказов) на внутреннем рынке по фактическому уровню текущего месяца, в процентах;
BVp - баланс выпуска продукции в натуральном выражении по перспективе изменения в следующие 3 месяца, в процентах;
BZy - баланс запасов готовой продукции по фактическому уровню текущего месяца, в процентах.
6.2. Показатели "Индикатор делового климата" (ИДК) и "Индекс
деловых барьеров" (ИДБ)
23. Показатели ИДК и ИДБ рассчитываются в целом по разделам ОКВЭД2 в соответствии с приложением, в процентах (с одним знаком после запятой).
Показатели рассчитываются по методу главных компонент по формуле:
, (9)
где:
yit - стандартизированная наблюдаемая переменная (баланс мнений относительно показателя i) в момент времени t, в процентах;
- коэффициент регрессии фактора j для оцениваемой переменной i;
Fjt - значение общего фактора j в момент времени t;
uit - специфическая компонента переменной i в момент времени t;
I - число анализируемых показателей (для ИДК = 6; для ИДБ = 5);
j - число общих факторов (ненаблюдаемых переменных, которые объединяют информацию).
24. Коэффициент регрессии , значение общего фактора (Fjt) и специфическая компонента (uit) оцениваются в программном обеспечении SPSS методом главных компонент факторного анализа на основе исходных данных.
25. В расчете используются следующие переменные:
1) для показателя "Индикатор делового климата":
i = 1 - фактический уровень спроса (портфеля заказов) на внутреннем рынке, в процентах;
i = 2 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем спроса (портфеля заказов) на внутреннем рынке, в процентах;
i = 3 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем спроса (портфеля заказов) на внешнем рынке, в процентах;
i = 4 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем выпуска продукции в натуральном выражении, в процентах;
i = 5 - перспективы изменения выпуска продукции в натуральном выражении, в процентах;
i = 6 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем общей экономической ситуации в организации, в процентах.
2) для показателя "Индекс деловых барьеров":
i = 1 - фактор "недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке", в процентах;
i = 2 - фактор "неопределенность экономической ситуации", в процентах;
i = 3 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем спроса (портфеля заказов) на внутреннем рынке (с обратным знаком), в процентах;
i = 4 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем выпуска продукции в натуральном выражении (с обратным знаком), в процентах;
i = 5 - изменение в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем общей экономической ситуации в организации (с обратным знаком), в процентах.
Приложение
к Официальной статистической
методологии расчета показателей
"Индекс предпринимательской
уверенности", "Индикатор
делового климата" и "Индекс
деловых барьеров", утвержденной
приказом Росстата
от 14.09.2022 N 632
(Справочно)
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО
КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОКВЭД2)
(ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИПУ, ИДК, ИДБ)
N п/п
|
N слоя
|
Код по ОКВЭД2
|
Наименование вида экономической деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
B
|
Добыча полезных ископаемых
|
|
2
|
1
|
05
|
Добыча угля
|
3
|
2
|
06
|
Добыча сырой нефти и природного газа
|
4
|
3
|
07
|
Добыча металлических руд
|
5
|
4
|
08
|
Добыча прочих полезных ископаемых
|
6
|
5
|
09
|
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
|
7
|
C
|
Обрабатывающие производства
|
|
8
|
6
|
10
|
Производство пищевых продуктов
|
9
|
7
|
11
|
Производство напитков
|
10
|
8
|
12
|
Производство табачных изделий
|
11
|
9
|
13
|
Производство текстильных изделий
|
12
|
10
|
14
|
Производство одежды
|
13
|
11
|
15
|
Производство кожи и изделий из кожи
|
14
|
12
|
16
|
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
|
15
|
13
|
17
|
Производство бумаги и бумажных изделий
|
16
|
14
|
18
|
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
|
17
|
15
|
19
|
Производство кокса и нефтепродуктов
|
18
|
16
|
20
|
Производство химических веществ и химических продуктов
|
19
|
17
|
21
|
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
|
20
|
18
|
22
|
Производство резиновых и пластмассовых изделий
|
21
|
19
|
23
|
Производство прочей неметаллической минеральной продукции
|
22
|
20
|
24
|
Производство металлургическое
|
23
|
21
|
25
|
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
|
24
|
22
|
26
|
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
|
25
|
23
|
27
|
Производство электрического оборудования
|
26
|
24
|
28
|
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
|
27
|
25
|
29
|
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
|
28
|
26
|
30
|
Производство прочих транспортных средств и оборудования
|
29
|
27
|
31
|
Производство мебели
|
30
|
28
|
32
|
Производство прочих готовых изделий
|
31
|
29
|
33
|
Ремонт и монтаж машин и оборудования
|
32
|
D
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
|
|
33
|
30
|
35
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
|