См. Документы Федеральной службы государственной статистики

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 13 февраля 2020 г. N 64

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "КАДРЫ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ" НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" приказываю:

утвердить прилагаемую методику расчета показателя "Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики".

Руководитель
П.В.МАЛКОВ

Приложение

Утверждена
приказом Росстата
от 13.02.2020 N 64

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ДОЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ОБЛАДАЮЩЕГО ЦИФРОВОЙ
ГРАМОТНОСТЬЮ И КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ"

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика предназначена для расчета показателя "Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики" (далее - Показатель) федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

1.2. Субъект официального статистического учета, формирующий официальную статистическую информацию по Показателю, - Росстат.

1.3. Показатель формируется на федеральном уровне с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации.

1.4. Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям - 31 марта.

2. Основные понятия и определения

2.1. Цифровая грамотность <1> - наличие у населения базовых навыков владения цифровыми инструментами.

--------------------------------

<1> Данное определение приводится исключительно для целей настоящей Методики.

2.2. Ключевые компетенции <1> - компетенции, без которых невозможно успешное решение определенных задач, достижение заданного результата.

2.3. Цифровая грамотность и ключевые компетенции цифровой экономики <1> - наличие у населения навыков использования информационных технологий, которые заключаются в определенных знаниях и умениях, необходимых для использования персонального компьютера, Интернет-ресурсов для работы, учебы, для взаимодействия с другими людьми, организациями и государством.

3. Источники информации

3.1. Источником статистической информации для расчета Показателя являются данные годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - обследование ИКТ). Программа обследования основана на рекомендациях "Руководства Международного союза электросвязи по измерению доступа к ИКТ и их использованию на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц" <2> и гармонизирована со статистическими стандартами и методиками Партнерства по измерению ИКТ в целях развития, Статистического отдела Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития, Статистической службы Европейского союза, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

--------------------------------

<2> https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ITCMEAS-2014-PDF-R.pdf

3.2. Единицами (объектами) наблюдения являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 лет и старше, проживающие в этих домашних хозяйствах.

3.3. Выборочная совокупность единиц наблюдения строится на основе первичного информационного фонда, сформированного на основе базы данных Всероссийской переписи населения и содержащего сведения о населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта (постоянном населении).

3.4. Выборочный опрос населения по обследованию ИКТ проводится в течение двух недель в году и охватывает 154 тыс. человек в возрасте от 15 лет и старше (0,12% численности населения данного возраста, приблизительно 64 тыс. домашних хозяйств) во всех субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности обеспечивает получение представительных итогов в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации.

3.5. При формировании итогов обследования ИКТ его результаты распространяются на все частные домохозяйства и все население, проживающее в них. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования заключается в присвоении соответствующего индивидуального (базового) веса каждой отдельной единице наблюдения - домашнему хозяйству и обследуемым лицам.

3.6. Итоги обследования ИКТ позволяют получить официальную статистическую информацию, характеризующую использование населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за двенадцать месяцев (по отдельным вопросам, связанным с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), - за три месяца), предшествующих опросу.

4. Алгоритм расчета показателя

4.1. Формирование Показателя осуществляется по лицам в возрасте от 15 лет и старше, обладающим коммуникационными навыками, навыками обучения с использованием цифровых инструментов, работы с программным обеспечением, управления информацией и данными, а также решения задач в цифровой среде.

4.2. К коммуникационным навыкам относятся: отправка/получение электронной почты; телефонные звонки или видеоразговоры через сеть Интернет; общение с помощью мессенджеров; участие в социальных, профессиональных сетях; участие в форумах; ведение блога.

4.3. К навыкам обучения с использованием цифровых инструментов относятся: дистанционное обучение; поиск информации об образовании, курсах обучения, тренингах и тому подобного в сети Интернет; получение знаний на любую тему с использованием Википедии, онлайн-энциклопедий или другого аналогичного источника информации; скачивание или чтение онлайновых газет или журналов, электронных книг; поиск информации об объектах культурного наследия и культурных мероприятиях, прохождение виртуальных туров по музеям и галереям и тому подобное.

4.4. К навыкам работы с программным обеспечением относятся: работа с текстовым редактором, электронными таблицами, презентациями, программами для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов; самостоятельное написание программного обеспечения с использованием языков программирования.

4.5. К навыкам управления информацией и данными относятся: копирование или перемещение файла/папки; поиск информации (о товарах и услугах, здравоохранении, вакансиях, жилье и тому подобного) в сети Интернет; использование пространства в сети Интернет для хранения документов, изображений, музыки, видео и других файлов; загрузка личных файлов (книг/статей/журналов, фотографий, музыки, видео, программ и другого контента) на любые сайты, в социальные сети для публичного доступа.

4.6. К навыкам решения задач в цифровой среде относятся: подключение и установка новых устройств; передача файлов между компьютером и периферийными устройствами; поиск, скачивание, установка и настройка программного обеспечения; установка новой или переустановка операционной системы; покупка/продажа товаров или услуг через сеть Интернет; осуществление банковских операций в сети Интернет.

4.7. Расчет Показателя осуществляется по формуле:

где:

ДЦГ - доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики, процент;

ЧНПК - численность населения в возрасте от 15 лет и старше, обладающего коммуникационными навыками, навыками обучения с использованием цифровых инструментов, работы с программным обеспечением, управления информацией и данными, а также решения задач в цифровой среде, человек;

ЧОБ - общая численность населения в возрасте от 15 лет и старше, человек.