См. Документы Федеральной службы государственной статистики

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ
от 11 июля 2025 г. N 336

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИИ
ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", подпунктом 5.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение позиций 1.22.20, 1.23.5, 1.33.50 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:

утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания.

Заместитель руководителя
С.Н.ЕГОРЕНКО

Утверждена
приказом Росстата
от 11.07.2025 г. N 336

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИИ
ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

I. Общие положения

1. Официальная статистическая Методология формирования официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания (далее - Методология) разработана в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и в целях реализации позиций 1.22.20, 1.23.5, 1.33.50 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

2. Формирование официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания в соответствии с Методологией используется для:

характеристики состояния инфраструктуры муниципального образования, осуществляется во исполнение статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования";

формирования информации по сельским территориям в разрезе субъектов Российской Федерации, входящим в Реестр сельских территорий, формируемый Минсельхозом России на основании определений, закрепленных в Государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696;

информационного обеспечения мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации по отдельным показателям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.

3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление официальной статистической информации о наличии объектов розничной торговли и общественного питания, является Федеральная служба государственной статистики.

II. Основные понятия и определения

4. Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (магазины: гипермаркеты, супермаркеты минимаркеты, универсальные продовольственные магазины, специализированные продовольственные магазины, универсальные непродовольственные магазины, специализированные непродовольственные магазины, павильоны, палатки, киоски, аптечные организации) <1>.

Магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения <1>.

--------------------------------

<1> "ГОСТ Р 51303-2023 Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 г. N 469-ст (далее - ГОСТ Р 51303-2023).

Гипермаркет - магазин площадью торгового зала от 5000 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания <1>.

Супермаркет (универсам) - магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания <1>.

Гастроном - магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных товаров универсального ассортимента с преобладанием гастрономических товаров (например, сыров, колбасных изделий, фруктов, вино-водочных изделий и безалкогольных напитков) преимущественно с использованием индивидуального обслуживания покупателей через прилавок <1>.

Минимаркет - предприятие розничной торговли с площадью торгового зала от 18 до 400 м2, в котором с использованием методов самообслуживания и/или индивидуального обслуживания через прилавок осуществляют продажу продовольственных и/или непродовольственных товаров повседневного спроса узкого ассортимента, включающего ограниченное число разновидностей товаров. Минимаркеты расположены, как правило, в пешей доступности от мест проживания или работы для обеспечения ежедневных потребностей покупателей <1>.

Универсальные и специализированные продовольственные магазины - магазины, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров одной/нескольких продовольственных групп <1>.

Универсальные и специализированные непродовольственные магазины - магазины, в которых осуществляется продажа непродовольственных товаров одной/нескольких непродовольственных групп <1>.

Павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящие строения (часть строения) или сооружения (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса <1>.

Палатка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли <1>.

Киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса <1>.

--------------------------------

<1> ГОСТ Р 51303-2023.

Площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <2>.

--------------------------------

<2> Подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения <3>.

--------------------------------

<3> Пункт 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей <1>.

Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню <1>.

Закусочная - предприятие питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров, в том числе табачных изделий (например, шашлычная, котлетная, сосисочная, пельменная (вареничная), чебуречная, чайная, пирожковая, блинная, пончиковая, бутербродная, рюмочная) <1>.

Ресторан - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров, в том числе табачных изделий <1>.

Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия <1>.

Бар - предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в том числе табачные изделия <1>.

--------------------------------

<1> "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 г. N 191-ст.

III. Перечень формируемых статистических показателей

5. В соответствии с настоящей Методологией Росстатом формируется официальная статистическая информация по следующим статистическим показателям:

а) число объектов розничной торговли, ед (код по ОКЕИ - 642), в том числе:

по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов, Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля;

по муниципальным образованиям, видам объектов:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - на 19 - 23-й рабочий день после отчетного периода.

б) число объектов общественного питания, ед (код по ОКЕИ - 642), в том числе:

по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов, Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля;

по муниципальным образованиям, видам объектов:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - на 19 - 23-й рабочий день после отчетного периода.

в) площадь торгового зала объектов розничной торговли, м2 (код по ОКЕИ - 055), в том числе:

по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов, Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля;

по муниципальным образованиям, видам объектов:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - на 19 - 23-й рабочий день после отчетного периода.

г) фактическая обеспеченность населения торговыми площадями объектов розничной торговли по продаже продовольственных товаров на 1000 человек населения, м2 (код по ОКЕИ - 055), в том числе:

по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам:

срок предоставления (распространения) информации: ежегодно - 2-я декада февраля.

IV. Информационные источники и алгоритм
формирования показателей

6. Источником информации для расчета показателей являются административные данные формы федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ(МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания" (далее - форма N 1-ТОРГ(МО).

7. Респондентами по форме N 1-ТОРГ(МО) являются:

исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;

исполнительно-распорядительные органы федеральной территории "Сириус";

органы исполнительной власти городов федерального значения или их территориальные органы (при наличии).

8. Учитываются собственные и арендованные объекты розничной торговли и общественного питания организаций, независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

9. Формирование каталога респондентов по форме N 1-ТОРГ(МО) осуществляется территориальными органами Росстата ежегодно на основе данных Автоматизированной системы ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (далее - АС ГС ОФСН).

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) размещен на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (rosstat.gov.ru) в разделе Статистика/Методология и нормативно-справочная информация/Общероссийские и ведомственные классификаторы/Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Данные о наличии объектов розничной торговли распределяются по видам объектов:

Магазины - всего,

в том числе:

гипермаркеты;

супермаркеты;

минимаркеты;

универсальные и специализированные продовольственные магазины;

универсальные и специализированные непродовольственные магазины;

павильоны;

палатки;

киоски;

аптечные организации.

Данные о наличии объектов общественного питания распределяются по видам объектов:

общедоступные столовые, закусочные;

столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий;

рестораны, кафе, бары.

10. Сбор, обработка данных по показателям формы N 1-ТОРГ(МО) осуществляется посредством Системы сбора отчетности Росстата (ЕССО) и Централизованной системы обработки данных Росстата (ЦСОД).

11. Данные по показателям, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 5 настоящей Методологии, формируются с ежегодной периодичностью по муниципальным образованиям, по субъекту Российской Федерации, по федеральным округам Российской Федерации, по Российской Федерации путем суммирования значений, полученных от респондентов по форме N 1-ТОРГ(МО).

Формула расчета показателей по j-му муниципальному образованию/субъекту Российской Федерации (Zij):

, (1)

где

Xij - значение показателя по i-й разрезности, по j-му муниципальному образованию;

j = 1, ..., N, где N - количество учитываемых муниципальных образований в субъекте Российской Федерации (для отдельного муниципального образования N = 1);

i - вид разрезности (в соответствии с пунктом 5 настоящей Методологии).

Формула расчета показателей по k-му федеральному округу Российской Федерации (Cik):

, (2)

где

Zij - значение показателя по i-й разрезности, по j-му субъекту Российской Федерации, ежегодно;

j = 1, ..., N, где N - количество субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ Российской Федерации;

i - вид разрезности (в соответствии с пунктом 5 настоящей Методологии).

Формула расчета показателей по Российской Федерации (Yi):

, (3)

где

Zij - значение показателя i-й разрезности по j-му субъекту Российской Федерации;

j = 1, ..., N, где N - количество субъектов Российской Федерации;

i - вид разрезности (в соответствии с пунктом 5 настоящей Методологии).

Показатели по Арктической зоне Российской Федерации, сельским территориям, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации формируются аналогично по формулам 1 - 3, при этом в расчет берутся значения муниципальных образований, относящихся к соответствующим территориям Российской Федерации.

Показатель "Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями объектов розничной торговли по продаже продовольственных товаров на 1000 человек населения (O, м2), рассчитывается по следующей формуле

, (4)

где

Pi - площадь торгового зала объектов розничной торговли" i-го вида торговых объектов, м2;

i = 1, ... N, где N - количество видов торговых объектов;

i - вид торгового объекта;

S - среднегодовая численность населения, человек.

Объекты розничной торговли по продаже продовольственных товаров включают гипермаркеты, супермаркеты, универсальные и специализированные продовольственные магазины, минимаркеты.

Среднегодовая численность населения - средняя арифметическая численности постоянного населения на начало и конец соответствующего года. Оценка численности постоянного населения производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляется число родившихся и прибывших на данную территорию и вычитается число умерших и выбывших с данной территории (источником данных является официальная статистическая информация Росстата).

V. Публикация данных

12. Информация о наличии объектов розничной торговли и общественного питания представлена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

а) на официальном сайте Росстата (rosstat.gov.ru) в разделах:

Статистика/Официальная статистика/Розничная торговля и общественное питание/Объекты розничной торговли и общественного питания;

Статистика/Официальная статистика/Туризм/Общественное питание в сфере туризма;

Статистика/Официальная статистика/Региональная статистика/Арктическая зона Российской Федерации/Календарь публикации официальной статистической информации о социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации (в соответствии с разделом 1. "Росстат" Федерального плана статистических работ);

Статистика/Официальная статистика/Региональная статистика/Территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации/Торговля;

Статистика/Официальная статистика/Региональная статистика/Сельские территории Российской Федерации/Торговля;

По муниципальным образованиям:

Базы данных/Показатели муниципальных образований/Розничная торговля и общественное питание/Количество объектов розничной торговли и общественного питания, Площадь торгового зала объектов розничной торговли.

б) в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) (fedstat.ru) в разделах:

Ведомства/1. Федеральная служба государственной статистики/1.22. Оптовая и розничная торговля/1.22.20. Наличие объектов розничной торговли;

Ведомства/1. Федеральная служба государственной статистики/1.23. Гостиницы, рестораны (общественное питание)/1.23.5. Наличие объектов общественного питания.