См. Документы Федеральной службы государственной статистики
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2021 г. N 777
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОБОРОТЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата 25 декабря 2015 г. N 653 "Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания".
Руководитель
П.В.МАЛКОВ
Приложение
Утверждена
приказом Росстата
от 08.11.2021 N 777
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОБОРОТЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ
Настоящая Методология разработана в целях информационного обеспечения мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации по отдельным показателям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.
Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни
Методология предназначена для формирования показателей "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания" территориальными органами Росстата исключительно в статистических целях для формирования официальной статистической информации. Оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью на основе данных об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по формам федерального статистического наблюдения.
Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление (распространение) официальной статистической информации по показателям "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания", является Росстат.
В соответствии с позициями 1.22.10 и 1.22.12 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, формирование официальной статистической информации по показателям "оборот розничной торговли продуктами питания" и "индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания" осуществляется на федеральном и региональном уровнях в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации с годовой периодичностью.
1. Общие положения
Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики розничной торговли разработаны с учетом содержания вида деятельности "розничная торговля" в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КПЕС Ред. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.
В соответствии с ОКВЭД2 (класс 47) розничная торговля определяется как деятельность по перепродаже товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. При этом выделяется "торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код ОКВЭД2 47.11), "торговля розничная пищевыми продуктами, напитками, и табачными изделиями в специализированных магазинах" (47.2), "торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией" (47.81), "торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (47.9).
Настоящей Методологией устанавливается, что показателем, используемым для целей федерального статистического наблюдения за состоянием розничной торговли продовольственными товарами является оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, в общем виде представляющий собой выручку от реализации указанных товаров.
В оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями включаются:
стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;
стоимость товаров, проданных при помощи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (интернет-торговля, электронная торговля) по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;
стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;
стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;
стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, которые были проданы организациями общественного питания через свои объекты розничной торговли (магазины, павильоны, палатки и тому подобное);
стоимость проданной порожней тары.
Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.
Стоимость пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и тому подобным с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или другим, включается в оборот розничной торговли.
Не включаются в оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями:
стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;
стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и тому подобным) и индивидуальным предпринимателям;
стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров.
Данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе. В случае отсутствия у организации торговых заведений в обороте розничной торговли учитывается реализация населению товаров собственного производства с применением контрольно-кассовой техники (например, со склада).
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Для целей мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации рассчитывается показатель "оборот розничной торговли продуктами питания", при этом под продуктами питания для целей настоящей методологии понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями формируется по данным форм федерального статистического наблюдения с месячной и годовой периодичностью, оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью.
2. Источники формирования статистической информации
Информационной основой формирования показателя "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" являются унифицированные формы федерального статистического наблюдения, по которым представляют данные организации всех видов деятельности, и специализированные формы федерального статистического наблюдения, данные по которым представляют только торговые организации.
Таблица 1
Перечень
унифицированных форм федерального статистического
наблюдения, используемых при формировании показателя "Оборот
розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки,
и табачными изделиями"
N п/п
|
Формы федерального статистического наблюдения
|
||
Индекс
|
Периодичность
|
Наименование
|
|
1
|
П-1
|
месячная
|
Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг
|
2
|
П-5(м)
|
квартальная
|
Основные сведения о деятельности организации
|
3
|
ПМ
|
квартальная
|
Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия
|
4
|
МП(микро) <1>
|
годовая
|
Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия
|
--------------------------------
<1> В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП(микро) признается утратившей силу. Для проведения расчетов за отчетный год используются итоги за год, предшествующий отчетному.
Помимо унифицированных форм используются специализированные формы статистического наблюдения.
Таблица 2
Перечень
специализированных форм федерального статистического
наблюдения, используемых при формировании показателя "Оборот
розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки,
и табачными изделиями"
N п/п
|
Формы федерального статистического наблюдения
|
||
Индекс
|
Периодичность
|
Наименование
|
|
1
|
3-ТОРГ(ПМ)
|
квартальная
|
Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли
|
2
|
3-рынок
|
квартальная
|
Сведения о числе торговых мест на рынках
|
3
|
3-ярмарка
|
квартальная
|
Сведения о числе торговых мест на ярмарках
|
4
|
Б-1
|
квартальная
|
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке
|
5
|
1-ТОРГ
|
годовая
|
Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли
|
6
|
1-ИП (торговля)
|
1 раз в год
|
Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле
|
7
|
1-конъюнктура
|
квартальная
|
Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле
|
3. Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной
торговли продуктами питания"
Формирование оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне производятся по следующей формуле:
Vпрод = Vпищ - Vалк - Vтабак, где (1)
Vпрод
|
- оборот розничной торговли продуктами питания по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vпищ
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vалк
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vтабак
|
- объемы розничной продажи табачными изделиями по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей.
|
На федеральном уровне оборот розничной торговли продуктами питания формируется по формуле:
, где: (2)
V
|
- оборот розничной торговли продуктами питания по Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vпродi
|
- оборот розничной торговли продуктами питания по i-му субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;
|
i = 1,...., N, N - число субъектов Российской Федерации.
3.1 Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной
торговли пищевыми продуктами, включая напитки,
и табачными изделиями"
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями складывается как сумма оборотов розничной торговли торгующих организаций, индивидуальных предпринимателей вне рынка, объемов продажи на розничных рынках и ярмарках. Оборот розничной торговли торгующих организаций складывается из оборотов крупных и средних организаций, малых и микропредприятий (схема 1):
Схема 1
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, формируется по данным прямого свода формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" с годовым уточнением данных по форме N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли". Так как данные по форме N 1-ТОРГ собираются только от организаций, основным видом деятельности которых является розничная и оптовая торговля, включая торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, то оборот рассчитывается по формуле:
Vкр = Vп-1, - V47/п-1 + V47/1-торг, где: (3)
Vкр
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Vп-1
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N П-1 нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
V47/п-1
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций с основными видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N П-1 нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
V47/1-торг
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N 1-ТОРГ за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей.
|
Формирование оборота розничной торговли малых предприятий приведено на схеме 2.
Схема 2
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий отслеживается по ежеквартальной форме N 3-ТОРГ(ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия" только по предприятиям, основным видом деятельности которых является розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом. Данные по форме собираются по выборочному кругу организаций с последующим распространением итогов на всю генеральную совокупность малых предприятий с указанными видами деятельности.
Данные унифицированной формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" также собираются с квартальной периодичностью и используются для досчета оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с основными видами деятельности "розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами" на полный круг малых предприятий.
Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный малыми предприятиями (за исключением микропредприятий) за отчетный год рассчитывается по формуле:
Vм = V47+47/3-торг(пм) + Vпм * W3-торг(ПМ), где: (4)
Vм
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по малым предприятиям (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
V47+47/3-торг(пм)
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 по данным формы N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Vпм
|
- сумма строк 11 "отгружено товаров собственного производства в порядке розничной торговли" и 13 "продано товаров несобственного производства в порядке розничной торговли" по малым предприятиям (распространенные данные) всех видов деятельности кроме предприятий с кодами ОКВЭД2 входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N ПМ нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
W3-торг(ПМ)
|
- удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в общем обороте розничной торговли малых предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, %.
|
Основным источником информации по микропредприятиям является унифицированная форма федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", которая разрабатывается с годовой периодичностью <1>.
--------------------------------
<1> В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП(микро) признается утратившей силу. Для проведения расчетов за отчетный год используются итоги за год, предшествующий отчетному.
Далее обороты торгующих организаций (организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и малых предприятий (включая микропредприятия)) корректируются на объемы сокрытия (занижения). Для уточнения величины занижения оборота Росстатом используются данные формы N 1-конъюнктура "Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле". Анкета обследования содержит качественные показатели оценки руководителями организаций розничной торговли различных аспектов их экономической деятельности. В анкету обследования включены вопросы о среднем сложившемся (фактическом) уровне торговой наценки (в % к стоимости проданных товаров) и среднем уровне торговой наценки, который был бы достаточным, по мнению предпринимателей, для возмещения затрат и получения прибыли (ответы устанавливаются интервалами). Процент сокрытия определяется как разность между сложившимся и ожидаемым уровнями торговой наценки по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и малым предприятиям (включая микропредприятия), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Данные по форме N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, поэтому годовое значение процента сокрытия определяется по формуле среднеарифметического значения:
Ксред = (КIкв + КIIкв + КIIIкв + КIVкв) / 4, где (5)
Ксред
|
- среднегодовая величина сокрытия, %;
|
КIкв + КIIкв + КIIIкв + КIVкв
|
- величина сокрытия соответственно за I, II, III и IV кварталы отчетного года, %.
|
Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный торгующими организациями за отчетный год рассчитывается по формуле:
Vторг = Vкр * Ккр / 100 + Vм * Kм / 100 + Vмикро * Кмикро /
100, где: (6)
Vторг
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями торгующих организаций за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Vкр
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Ксредкр
|
- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура;
|
Vм
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Ксредм
|
- среднегодовой % сокрытия по малым предприятий (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура, тысяч рублей;
|
Vмикро
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Ксредмикро
|
- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, Ксредмикро = Ксредм.
|
Следующий этап - определение объемов продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, а затем формирование данных об объемах рыночно-ярмарочной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий.
Наблюдение за розничной продажей на рынках проводится с квартальной периодичностью примерно по 70 укрупненным позициям. Для обследования используются формы федерального статистического наблюдения N Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на рынке" и N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках".
При формировании объемов продажи на рынках учитываются также объемы розничной продажи товаров на ярмарках. Порядок деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При обследовании ярмарок используется инструментарий, утвержденный для наблюдения за объемами продажи на рынках (форма N Б-1) и форма N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках".
При этом торговые места, отведенные на рынках и ярмарках юридическим лицам (ООО, ОАО и тому подобным), не учитываются, так как статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования (формы NN П-1, П-5(м)) коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и выборочного обследования малых предприятий (формы NN ПМ, 3-ТОРГ(ПМ)). Исключение составляют торговые места, выделенные на ярмарках юридическим лицам, зарегистрированным в Белоруссии и Казахстане.
Количество торговых мест на рынках корректируется на процент фактического использования торговых мест, рассчитанный по данным формы N 3-рынок. По форме N 3-ярмарка данные собираются только о количестве фактически занятых торговых мест.
Порядок формирования данных об объемах продажи на рынках и ярмарках приведен на схеме 3:
Схема 3
В основу расчета объемов продажи на розничных рынках и ярмарках положены данные о среднедневной выручке в расчете на одно торговое место, количестве фактически используемых торговых мест на рынках и ярмарках и числе дней работы рынков и ярмарок в отчетном (k-ом) месяце. Ежемесячные расчеты по субъекту Российской Федерации осуществляются по формуле:
, где: (7)
VРk
|
- объемы продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в k-ом месяце () по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Wгi
|
- среднедневная продажа на обследуемых рынках i-ой специализации, расположенных в городе, в расчете на одно торговое место (тыс. руб), по данным формы N Б-1, тысяч рублей;
|
i = 1,..., N, N - число специализаций рынков и ярмарок;
|
|
I
|
- индекс потребительских цен по группе "Товары", %. Используется для корректировки среднедневной продажи при формировании данных за месяцы, в которых наблюдение за торговыми местами на рынках не проводилось (при формировании данных за февраль, май, август, ноябрь I = 1). Например, при формировании данных за март используется "индекс марта к февралю", при формировании данных за апрель - "цепные индексы за март к февралю и апрель к марту" (аналогично для данных за май, август, ноябрь);
|
Mгi
|
- количество фактически используемых мест на рынках i-ой специализации, расположенных в городе, по данным формы N 3-рынок, мест;
|
dгi
|
- среднее количество дней работы рынков i-ой специализации, расположенных в городе, в отчетном месяце, по данным формы N Б-1, сутки;
|
Wгсi
|
- среднедневная продажа на обследуемых рынках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, в расчете на одно торговое место, по данным формы N Б-1, тысяч рублей;
|
Mгсi
|
- количество фактически используемых мест на рынках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-рынок, мест;
|
dгсi
|
- среднее количество дней работы рынков i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, в отчетном месяце, по данным формы N Б-1, сутки;
|
Mяi
|
- количество фактически используемых мест на ярмарках i-ой специализации, расположенных в городе, по данным формы N 3-ярмарка, мест;
|
dяi
|
- среднее количество дней работы ярмарок i-ой специализации, расположенных в городе, в отчетном месяце, по данным формы N 3-ярмарка, сутки;
|
Mясi
|
- количество фактически используемых мест на ярмарках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-ярмарка, мест;
|
dясi
|
- среднее количество дней работы ярмарок i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-ярмарка, сутки.
|
Тогда объем рыночно-ярмарочной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за отчетный год по субъекту Российской Федерации будет рассчитываться по формуле:
, где: (8)
Vрынки
|
- объем продажи пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий на розничных рынках и ярмарках по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vрk
|
- объемы продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в k-ом месяце по субъекту Российской Федерации тысяч рублей;
|
Yпрод
|
- удельный вес пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий в общем объеме продажи на обследуемых рынках, по данным формы N Б-1, %;
|
.
Источником информации о деятельности индивидуальных предпринимателей вне рынка является форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле", которая собирается на выборочной основе с годовой периодичностью с последующим распространением данных на все генеральную совокупность. Обследование осуществляется в соответствии с Методологическими положениями по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, утвержденными приказом Росстата от 13 сентября 2018 г. N 561.
Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями за отчетный год рассчитывается по формуле:
Vпищ = Vторг + Vрынки + Vинд, где: (9)
Vпищ
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vторг
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по всем торгующим организациям за отчетный год, тысяч рублей;
|
Vрынки
|
- объемы продажи пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий на розничных рынках и ярмарках в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vинд
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей.
|
3.2 Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной
торговли алкогольными напитками"
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями. Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках.
Таким образом, оборот розничной торговли алкогольными напитками за отчетный год рассчитывается по формуле:
Vалк = Vалк/торг + Vпиво/инд, где: (10)
Vалк
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vалк/торг
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками торгующих организаций в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vпиво/инд
|
- оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей.
|
Оборот розничной торговли алкогольными напитками торгующих организаций формируется аналогично алгоритму оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями указанных хозяйствующих субъектов, приведенному в пункте 2 настоящего раздела. Используются соответствующие данные форм федерального статистического обследования NN П-1, П-5(м), 3-ТОРГ(ПМ), ПМ, МП-микро, 1-ТОРГ, 1-конъюнктура. Расчеты производятся по формуле:
, где: (11)
Vалк/торг
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
Vалк/кр
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN П-1, 1-ТОРГ), тысяч рублей;
|
Ксредкр
|
- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками, по субъекту Российской Федерации (по данным формы N 1-конъюнктура);
|
Vалк/м
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN 3-ТОРГ(ПМ), ПМ), тысяч рублей;
|
Ксредм
|
- среднегодовой % сокрытия по малым предприятий (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации (по данным формы N 1-конъюнктура);
|
Vалк/микро
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным формы N МП(микро), тысяч рублей;
|
Ксредмикро
|
- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, Ксрелмикро = Ксредм.
|
Оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году определяется расчетным путем по формуле:
Vпиво/инд = Vалк/м * dпиво/инд, где: (12)
Vпиво/инд
|
- оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей;
|
Vалк/м
|
- оборот розничной торговли алкогольными напитками малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN 3-ТОРГ(ПМ), ПМ), тысяч рублей;
|
dпиво/инд
|
- соотношение выручки индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности "розничная торговля пивом" с выручкой малых предприятий с основным видом деятельности "розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво", рассчитанное по данным сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства один раз в пять лет (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"), %.
|
3.3 Алгоритм формирования показателя "Объемы розничной
продажи табачными изделиями"
Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52463-2005 "Табак и табачные изделия. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. N 481-ст, табачное изделие - изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюханья. К видам табачных изделий относят (включая, но не ограничиваясь) курительные изделия: сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак курительный тонкорезанный, табак трубочный, табак для кальяна, биди, кретек и некурительные изделия: табак жевательный, табак сосательный, табак нюхательный.
Информация об объемах розничной продажи табачных изделий формируется на основании федерального статистического наблюдения, организованного за товарной структурой оборота розничной торговли по формам NN П-1, П-5(м), 3-ТОРГ(ПМ) и 1-ТОРГ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст. Согласно ОКПД2 розничная продажа табачных изделий идентифицируются кодом 47.26.10.000.
Объем розничной продажи табачных изделий за отчетный год по субъекту Российской Федерации рассчитывается по формуле:
Vтабак = (Vтабакп-1 - Vтабак47/п-1 + Vтабак47/1-торг) *
* Ксредкр / 100 + (Vтабак45+47/3-торг(пм) + Vпм *
* Wтабак3-торг(ПМ) * Ксредм / 100 + Vмикро *
* Wтабак23-торг(ПМ) * Ксредмикро / 100 + Vинд *
* Wтабак23-торг(ПМ) + Vтабакрынки, где: (13)
Vтабак
|
- объем розничной продажи табачных изделий за отчетный год, тысяч рублей;
|
Vтабакп-1
|
- объем розничной продажи табачных изделий организациями всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным форм NN П-1 и П-5(м) нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;
|
Vтабак47/п-1
|
- объем розничной продажи табачных изделий организациями с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным форм NN П-1 и П-5(м) нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;
|
Vтабак47/1-торг
|
- объем розничной продажи табачных изделий организациями с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N 1-ТОРГ за отчетный год, тысяч рублей;
|
Ксредкр
|
- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями, по данным формы N 1-конъюнктура;
|
Vтабак45+47/3-торг(пм)
|
- объем розничной продажи табачных изделий малыми предприятиями, представившими форму N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;
|
Vпм
|
- сумма строк 11 "отгружено товаров собственного производства в порядке розничной торговли" и 14 "продано товаров несобственного производства в порядке розничной торговли" по всем малым предприятиям (распространенные данные) кроме предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N ПМ нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей;
|
Wтабак3-торг(ПМ)
|
- удельный вес табачных изделий в общем обороте розничной торговли малых предприятий, представивших форму N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год, %;
|
Ксредм
|
- среднегодовой % сокрытия по малым предприятий (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями;
|
Vмикро
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по всем торгующим микропредприятиям за отчетный год, тысяч рублей;
|
Wтабак23-торг(ПМ)
|
- удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий малых предприятий, представивших форму N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год, %;
|
Ксредмикро
|
- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, Кмикро = Км;
|
Vинд
|
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей в отчетном год, тысяч рублей;
|
Vтабакрынки
|
- объем розничной продажи табачных изделий на рынках по данным формы N Б-1 нарастающим итогом за отчетный год, тысяч рублей.
|
В связи с тем, что товарная структура оборота розничной торговли по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям Росстатом не наблюдается, то предполагается, что удельный вес проданных населению табачных изделий указанными хозяйствующими субъектами (в их общем обороте розничной торговли или в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями) аналогичен соответствующему показателю по малым предприятиям, представившим форму N 3-ТОРГ(ПМ).
3.4 Особенности формирования оборота розничной торговли
продуктами питания на региональном уровне
При подготовке исходной базы для формирования оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне могут возникнуть проблемы с отсутствием необходимой статистической информации. В таблице 3 систематизированы подобные проблемы и приведены рекомендации по их решению.
Таблица 3
Подходы к восстановлению информационных пробелов в исходных
данных формирования оборота розничной торговли продуктами
питания на региональном уровне
N п/п
|
Информационные проблемы
|
Стандартные решения
|
|
1
|
В форме N П-5(м) отсутствуют показатели "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями", "оборот розничной торговли алкогольными напитками"
|
Данные показатели рассчитываются, исходя из предположения, что доля перечисленных показателей в общем объеме оборота розничной торговли такая же, как и у организаций, представляющих отчет по форме N П-1
|
|
2
|
Итоги выборочного обследования малых предприятий по форме N ПМ разрабатываются только на три знака ОКВЭД2
|
Распространенные данные по строкам 11 и 14 по малым предприятиями с кодами ОКВЭД2 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 формируются как произведение аналогичных распространенных данных по малым предприятиям всех видов деятельности и долю предприятий с кодами ОКВЭД2 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 по малым предприятиям, попавшим в выборочную совокупность и представившим форму N ПМ (при наличии подобной детализации в АГ ГС ОФСН)
|
|
3
|
При формировании средствами SPSS на региональном уровне оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей могут быть получены заниженные данные. Такая ситуация может возникнуть из-за того, что в территориальную выборку в основном попали торговые объекты индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю непродовольственными товарами
|
Необходимо определить объем реализованных предпринимателями пищевых товаров, включая напитки, и табачные изделия по формуле:
|
|
Опинд = Оинд * Динд, где:
|
|||
Опинд
|
- годовой оборот розничной торговли пищевыми товарами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей, тысяч рублей;
|
||
Оинд
|
- годовой оборот розничной торговли индивидуального предпринимателя (по данным комбинированной выборки), тысяч рублей;
|
||
Динд
|
- удельный вес пищевых продуктов в общем обороте розничной торговли предпринимателя (по данным списочной выборки), %
|
||
4
|
Статистическое наблюдение за товарной структурой оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей Росстатом не осуществляется. В результате отсутствует информация об объемах розничной продажи данными хозяйствующими субъектами табачных изделий
|
На оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей накладывается удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий малых предприятий, представивших форму N 3-ТОРГ(ПМ)
|
4. Алгоритм формирования показателя "Индекс физического
объема оборота розничной торговли продуктами питания"
Относительным показателем изменения оборота розничной торговли продуктами питания в динамике является индекс физического объема, который также включен в перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 296-р.
Индекс физического объема оборота характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания (ИФО) на региональном уровне рассчитывается по формуле:
ИФОрег = P1q1 / Di * 100 / P0q0 * 100, где: (14)
ИФОрег
|
- индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания, %;
|
P1q1
|
- оборот розничной торговли продуктами питания за отчетный год, тысяч рублей;
|
P0q0
|
- оборот розничной торговли продуктами питания за год, предыдущий отчетному, тысяч рублей;
|
Di
|
- индекс-дефлятор оборота розничной торговли продуктами питания, %.
|
На федеральном уровне индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания рассчитывается по формуле:
, где: (15)
ИФОрег
|
- индекс физического объема оборота розничной торговли продуктами питания по i-му субъекту, рассчитанный на региональном уровне, %;
|
P1q1
|
- оборот розничной торговли продуктами питания за отчетный год по i-му субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
|
i = 1,....., N, N - число субъектов Российской Федерации.
5. Алгоритм расчета индекса-дефлятора оборота розничной
торговли продуктами питания на региональном уровне
Расчет индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания на региональном уровне может быть осуществлен одним из двух способов.
Первый способ базируется на использовании модифицированной формулы индекса Э. Ласпейреса:
, где: (16)
Di
|
- индекс-дефлятор оборота розничной торговли по товарным группам, %;
|
i = 1,..., n, n - число товаров (товарных групп).
|
|
- индекс потребительских цен на i-й товар (i-ую товарную группу) за отчетный год в % к предыдущему году, индекс-дефлятор по промежуточной i-ой товарной группе;
|
|
pi0qi0
|
- стоимость реализованного i-го товара (i-ой товарной группы) в действовавших ценах предыдущего года, тысяч рублей.
|
При формировании индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания первым способом используются следующие статистические данные:
1) общий объем оборота розничной торговли продуктами питания по полному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю (сумма объемов розничной продажи торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, объемов продажи на розничных рынках и ярмарках), за отчетный год;
2) товарная структура оборота розничной торговли продуктами питания по полному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю (объем продажи основных групп продовольственных товаров), за отчетный год;
3) ассортиментная структура оборота розничной торговли продуктами питания организаций оптовой и розничной торговли (организации с основным видом деятельности, идентифицированным классом 45, 46, 47 по ОКВЭД2, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (объемы продажи по более детализированной товарной номенклатуре), за отчетный год.
Алгоритм расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли приведен в таблице 4.
На первом этапе в таблицу 4 вносятся исходные данные для расчета:
1) в графу "Г" вводятся данные об объеме оборота розничной торговли продуктами питания, об объемах розничной продажи основных продовольственных товаров (товарных групп) по полному кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, за год, предшествующий отчетному (ЭОД по форме N П-1, таблицы Р-2д), Р-4 (кв));
2) в графу "Д" вводятся данные об объемах розничной продажи основных продовольственных товаров организациями торговли в разрезе ассортиментных групп (ЭОД по форме N 1-ТОРГ, таблицы Р-1);
3) в графу "Н" вводятся данные по индексу потребительских цен на отдельные продовольственные товары отчетного года в % к предыдущему году (пункт 1.29.3 Федерального плана статистических работ).
На втором этапе рассчитываются промежуточные итоги по объемам розничной продажи товарных групп (в графах "Г" и "Д"), формируется структура по товарным группам (графы "Е", "Ж" и "И").
На третьем этапе в графе "П" рассчитываются индексы-дефляторы по товарным группам, имеющим ассортиментный разрез. На основе этих индексов и индексов потребительских цен на товарные группы, не имеющим ассортиментной структуры, формируются индексы-дефляторы оборота розничной торговли по продуктам питания.
Таблица 4
Алгоритм расчета индекса-дефлятора оборота розничной
торговли продуктами питания
Наименование товарной группы
|
N стр.
|
Код по ОКПД
|
Исходные данные
|
Индекс-дефлятор
|
||||||||
Розничная продажа товаров в базисном году
|
Индекс потребительских цен (ИПЦ)
|
|||||||||||
тыс. руб
|
доля в итоге
|
Наименование товара-представителя/товарной группы
|
Локальный код товара
|
за отчетный год в % к предыдущему году
|
||||||||
всего
|
в т.ч. организаций с ОВД по ОКВЭД2: 45, 46, 47
|
|||||||||||
Источник данных
|
Программный комплекс ЭОД по форме N
|
П-1
|
1-торг
|
|||||||||
N таблицы
|
Р-2д
Р-4 (кв)
|
Р-1
|
||||||||||
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
И
|
Л
|
М
|
Н
|
П
|
|
Оборот розничной торговли продуктами питания
|
01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
Е02 * П02 + Е20 * П20 + Е30 * П30 + Е40 * П40 + Е52 * Н52 + Е53 * Н53 + Е54 * Н54 + Е55 * Н55 + Е56 * Н56 + Е60 * Н60 + Е61 * Н61 + Е62 * П62 + Е70 * Н70 + Е71 * Н71 + Е72 * Н72 + Е73 * Н73 + Е74 * Н74 + Е75 * П75 + Е79 * Н79
|
||
Мясо и мясные продукты
|
02
|
17.22
|
x
|
Г02 / Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
Ж03 * П03 + Ж09 * Н09 + Ж10 * П10 + Ж18 * Н18 + Ж19 * Н19
|
||
мясо животных
|
03
|
47.22.10.001.АГ
|
x
|
x
|
Г03 / Г02
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И04 * Н04 + И05 * Н05 + И06 * Н06 + И07 * Н07
|
||
говядина
|
04
|
47.22.10.003.АГ1
|
x
|
x
|
x
|
Д04 / Д08
|
Говядина
|
131
|
x
|
|||
телятина
|
05
|
47.22.10.004.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д05 / Д08
|
Мясо животных
|
130
|
x
|
|||
свинина
|
06
|
47.22.10.005.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д06 / Д08
|
Свинина
|
132
|
x
|
|||
баранина
|
07
|
47.22.10.006.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д07 / Д08
|
Баранина (кроме бескостного мяса)
|
116
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
08
|
x
|
Д04 + Д05 + Д06 + Д07
|
x
|
x
|
|||||||
мясо домашней птицы
|
09
|
47.22.10.002.АГ
|
x
|
x
|
Г09 / Г02
|
Мясо птицы
|
110
|
x
|
||||
продукты из мяса и мяса птицы
|
10
|
47.22.20.000
|
x
|
x
|
Г10 / Г02
|
И11 * Н11 + И12 * Н12 + И13 * Н13 + И14 * Н14 + И15 * Н15 + И16 * Н16
|
||||||
изделия колбасные вареные
|
11
|
47.22.20.001.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д11 / Д17
|
Колбасы вареные
|
210
|
x
|
|||
сосиски и сардельки
|
12
|
47.22.20.002.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д12 / Д17
|
Сосиски, сардельки
|
202
|
x
|
|||
колбасы полукопченые (включая из мяса птицы)
|
13
|
47.22.20.003.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д13 / Д17
|
Колбаса полукопченая и копчено-вареная
|
204
|
x
|
|||
колбасы сырокопченые
|
14
|
47.22.20.004.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д14 / Д17
|
Колбаса сырокопченая
|
205
|
x
|
|||
копчености
|
15
|
47.22.20.005.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д15 / Д17
|
Мясокопчености
|
208
|
x
|
|||
полуфабрикаты мясные
|
16
|
47.22.20.006.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д16 / Д17
|
Полуфабрикаты мясные
|
140
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
17
|
x
|
Д11 + Д12 + Д13 + Д14 + Д15 + Д16
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
||
консервы из мяса и мяса птицы
|
18
|
47.22.30.000
|
x
|
x
|
Г18 / Г02
|
x
|
Консервы мясные
|
300
|
x
|
|||
прочее
|
19
|
Г02 - (Г03 + Г09 + Г10 + Г18)
|
x
|
x
|
Г19 / Г02
|
x
|
Мясопродукты
|
10
|
x
|
|||
Рыба, ракообразные и моллюски
|
20
|
47.23
|
x
|
Г20 / Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
Ж21 * Н21 + Ж22 * Н22
|
||
консервы из рыбы и морепродуктов
|
21
|
47.23.20.000
|
x
|
Г21 / Г20
|
x
|
Консервы рыбные
|
600
|
x
|
||||
прочее
|
22
|
Г20 - Г21
|
x
|
Г22 / Г20
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И23 * Н23 + И24 * Н24 + И25 * Н25 + И26 * Н26 + И27 * Н27 + И28 * Н28
|
|||
рыба живая и охлажденная
|
23
|
47.23.20.001.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д23 / Д29
|
Рыба живая и охлажденная
|
401
|
x
|
|||
рыба замороженная разделанная
|
24
|
47.23.20.002.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д24 / Д29
|
Рыба мороженая разделанная (кроме лососевых пород)
|
409
|
x
|
|||
рыба замороженная неразделенная
|
25
|
47.23.20.003.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д25 / Д29
|
Рыба мороженая неразделенная
|
411
|
x
|
|||
рыба соленая, маринованная, копченая
|
26
|
47.23.20.004.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д26 / Д29
|
Рыба соленая, маринованная, копченая
|
405
|
x
|
|||
икра рыб
|
27
|
47.23.20.005.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д27 / Д29
|
Икра лососевых рыб. отечественная
|
412
|
x
|
|||
морепродукты пищевые
|
28
|
47.23.20.006.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д28 / Д29
|
Рыба и морепродукты пищевые
|
400
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
29
|
x
|
Д23 + Д24 + Д25 + Д26 + Д27 + Д28
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
|||
Пищевые масла и жиры
|
30
|
47.29.2
|
x
|
Г30 / Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
Ж31 * Н31 + Ж32 * Н32 + Ж38 * Н38 + Ж39 * Н39
|
||
животные масла и жиры
|
31
|
47.29.21.000
|
x
|
x
|
Г31 / Г30
|
x
|
Масло сливочное
|
701
|
x
|
|||
растительные масла
|
32
|
47.29.22.000
|
x
|
x
|
Г32 / Г30
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И33 * Н33 + И34 * Н34 + И35 * Н35 + И36 * Н36
|
||
подсолнечное
|
33
|
47.29.22.001.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д33 / Д37
|
Масло подсолнечное
|
801
|
x
|
|||
оливковое
|
34
|
47.29.22.002.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д34 / Д37
|
Масло оливковое
|
802
|
x
|
|||
льняное
|
35
|
47.29.22.003.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д35 / Д37
|
Масло подсолнечное
|
801
|
x
|
|||
кукурузное
|
36
|
47.29.22.004.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д36 / Д37
|
Масло подсолнечное
|
801
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
37
|
x
|
Д33 + Д34 + Д35 + Д36
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
||
маргариновая продукция
|
38
|
47.29.22.101.АГ
|
x
|
x
|
Г38 / Г30
|
x
|
Маргарин и маргариновая продукция
|
1000
|
x
|
|||
прочие
|
39
|
x
|
Г30 - (Г31 + Г32 + Г38 + Г39)
|
x
|
x
|
Г39 / Г30
|
x
|
Масло и жиры
|
22
|
x
|
||
Молочные продукты
|
40
|
47.29.11.000
|
x
|
Г40/ Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
Ж41 * Н41 + Ж42 * Н42 + Ж43 * Н43 + Ж44 * Н44 + Ж45 * П45
|
||
молоко питьевое
|
41
|
47.29.11.002.АГ
|
x
|
x
|
Г41 / Г40
|
x
|
Молоко питьевое
|
1120
|
x
|
|||
молочные напитки
|
42
|
47.29.11.003.АГ
|
x
|
x
|
Г42 / Г40
|
|||||||
сыры жирные
|
43
|
47.29.11.004.АГ
|
x
|
x
|
Г43 / Г40
|
x
|
Сыр
|
1200
|
x
|
|||
консервы молочные сухие, сублимированные
|
44
|
47.29.11.005.АГ
|
x
|
x
|
Г44 / Г40
|
x
|
Смеси сухие молочные для детского питания, кг
|
1123
|
x
|
|||
прочие
|
45
|
x
|
Г40 - (Г41 + Г42 + Г43 + Г44)
|
x
|
x
|
Г45 / Г40
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И46 * Н46 + И47 * Н47 + И48 * Н48
|
|
сметана
|
46
|
47.29.11.007.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д46 / Д51
|
Сметана
|
1102
|
x
|
|||
творог
|
47
|
47.29.11.008.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д47 / Д51
|
Творог
|
1140
|
x
|
|||
продукция кисломолочная
|
48
|
47.29.11.009.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д48 / Д51
|
x
|
x
|
x
|
Ж49 * Н49 + Ж50 * Н50
|
||
йогурты
|
49
|
47.29.11.011.АГ
|
x
|
x
|
Д49 / Д48
|
x
|
Йогурт
|
1109
|
x
|
|||
прочее
|
50
|
x
|
x
|
Д50 - Д51
|
x
|
Д50 / Д48
|
x
|
Кисломолочные продукты
|
1103
|
x
|
||
итого по подгруппам
|
51
|
x
|
x
|
Д48 + Д49 + Д50
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
|
Яйца
|
52
|
47.29.12.000
|
x
|
Г52 / Г01
|
x
|
x
|
Яйца
|
1500
|
x
|
|||
Сахар
|
53
|
47.29.33.000
|
x
|
Г53 / Г01
|
x
|
x
|
Сахар
|
1600
|
x
|
|||
Кондитерские изделия, включая шоколад
|
54
|
47.24.22.000
|
x
|
Г54 / Г01
|
x
|
x
|
Кондитерские изделия
|
1700
|
x
|
|||
Мороженое и замороженные десерты
|
55
|
47.24.30.000
|
x
|
Г55/ Г01
|
x
|
x
|
Мороженое
|
3400
|
x
|
|||
Чай, кофе, какао
|
56
|
47.29.35.000
|
x
|
Г56 / Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И57 * Н57 + И58 * Н58
|
||
чай
|
57
|
47.29.35.001.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д57 / Д59
|
Чай
|
1920
|
x
|
|||
кофе
|
58
|
47.29.35.002.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д58 / Д59
|
Кофе
|
1910
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
59
|
x
|
Д57 + Д58
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
||
Соль
|
60
|
47.29.34.000
|
x
|
Г60 / Г01
|
x
|
x
|
Соль поваренная пищевая
|
2002
|
x
|
|||
Мука
|
61
|
47.29.31.002.АГ
|
x
|
Г61 / Г01
|
x
|
x
|
Мука
|
2100
|
x
|
|||
Крупа
|
62
|
52.27.12.130
|
x
|
Г62 / Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И63 * Н63 + И64 * Н64 + И65 * Н65 + И66 + Н66 + И67 * Н67 + И68 * Н68
|
||
рис
|
63
|
47.29.32.001.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д63 / Д69
|
Рис шлифованный
|
2301
|
x
|
|||
пшено (шлифованное)
|
64
|
47.29.32.002.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д64 / Д69
|
Пшено
|
2303
|
x
|
|||
гречневая
|
65
|
47.29.32.003.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д65 / Д69
|
Крупа гречневая-ядрица
|
2307
|
x
|
|||
горох (лущеный)
|
66
|
47.29.32.004.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д66 / Д69
|
Горох и фасоль
|
2306
|
x
|
|||
перловая и овсяная
|
67
|
47.29.32.005.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д67 / Д69
|
Крупы овсяная и перловая
|
2308
|
x
|
|||
манная
|
68
|
47.29.32.006.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д68 / Д69
|
Крупа манная
|
2302
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
69
|
x
|
Д63 + Д64 + Д65 + Д66 + Д67 + Д68
|
x
|
x
|
x
|
x
|
|||||
Макаронные изделия
|
70
|
47.29.31.001.АГ
|
x
|
Г70 / Г01
|
x
|
x
|
Макаронные изделия
|
2400
|
x
|
|||
Хлеб и хлебобулочные изделия
|
71
|
47.24.10.000
|
x
|
Г71 / Г01
|
x
|
x
|
Хлеб и хлебобулочные изделия
|
2200
|
x
|
|||
Свежий картофель
|
72
|
47.21.10.001.АГ
|
x
|
Г72 / Г01
|
x
|
x
|
Картофель
|
2501
|
x
|
|||
Свежие овощи
|
73
|
47.21.10.002.АГ
|
x
|
Г73 / Г01
|
x
|
x
|
Овощи
|
2600
|
x
|
|||
Свежие фрукты
|
74
|
47.21.10.003.АГ
|
x
|
Г74 / Г01
|
x
|
x
|
Фрукты и цитрусовые
|
2700
|
x
|
|||
Безалкогольные напитки
|
75
|
47.25.20.000
|
x
|
Г75 / Г01
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
И76 * Н76 + И77 * Н77
|
||
фруктовые и овощные соки
|
76
|
47.25.20.001.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д76 / Д78
|
Соки фруктовые
|
1401
|
x
|
|||
минеральные воды
|
77
|
47.25.20.002.АГ
|
x
|
x
|
x
|
Д77 / Д78
|
Вода минеральная
|
3303
|
x
|
|||
итого по подгруппам
|
78
|
x
|
Д76 + Д77
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
x
|
||
Прочие продукты питания
|
79
|
Г01 - Г02 - Г20 - Г30 - Г40 - Г52 - Г53 - Г54 - Г55 - Г56 - Г60 - Г61 - Г62 - Г70 - Г71 - Г72 - Г73 - Г74 - Г75
|
x
|
Г79 / Г01
|
x
|
x
|
Розничная торговля пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки
|
132300
|
x
|
При формировании исходной базы расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания могут возникнуть проблемы на региональном уровне с отсутствием необходимой статистической информации.
В таблице 5 систематизированы подобные проблемы и приведены рекомендации по их решению.
Таблица 5
N п/п
|
Информационные проблемы
|
Стандартные решения
|
1
|
Отсутствие ИПЦ по товару (не ведется наблюдение за розничными ценами на данный товар)
|
Использовать ИПЦ на товар, схожий по потребительским свойствам, или ИПЦ в целом на товарную группу, в которую входит данный товар
|
телятина
|
говядина
|
|
животные масла
|
масло сливочное
|
|
льняное масло
|
подсолнечное масло
|
|
кукурузное масло
|
подсолнечное масло
|
|
морепродукты пищевые
|
рыба и морепродукты пищевые
|
|
мороженое и замороженные десерты
|
мороженое
|
|
соль
|
соль поваренная пищевая
|
|
2
|
Отсутствие ИПЦ по товарной группе
|
Получить ИПЦ по товарной группе путем перевзвешивания ИПЦ на отдельные товары, входящие в группу, на веса, рассчитанные на основании данных о потребительских расходах населения, используемых для расчета ИПЦ в отчетном году
|
продукция кисломолочная
|
йогурт
кисломолочные продукты
|
|
безалкогольные напитки
|
соки фруктовые
вода минеральная и питьевая
|
Для приведенного метода исчисления индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания необходимо наличие информации по достаточно широкой и полной номенклатуре реализованных товаров.
В соответствии с пунктом 8 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства" микропредприятия обследуются с годовой периодичностью по унифицированной форме, содержащей данные об основных показателях их экономической деятельности без учета отраслевой специфики. В связи с этим информация о товарной структуре оборота розничной торговли микропредприятий и индивидуальных предпринимателей формируется по структуре оборота малых предприятий розничной торговли. В случае если в субъекте Российской Федерации микропредприятия и индивидуальные предприниматели формируют от 50% до 100% оборота розничной торговли по основным товарным группам, относящимся к продуктам питания, рекомендуется использовать второй способ расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания.
Второй способ заключается в использовании индекса потребительских цен на продукты питания в качестве индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания.
Выбирая способы расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли продуктами питания, необходимо оценить информационную базу расчетов и объективность полученных расчетов, сопоставив результаты с индексом физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями, индексом физического объема оборота розничной торговли в целом.