См. Документы Федеральной службы государственной статистики
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 2 ноября 2015 г. N 519
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ИНДЕКСА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен и ввести ее в действие с 1 января 2016 г.
Руководитель
А.Е.СУРИКОВ
Утверждена
приказом Росстата
от 2 ноября 2015 г. N 519
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ИНДЕКСА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
I. Общие положения
Целью настоящей Официальной статистической методологии по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен (далее Методология) являются разработка основных принципов, используемых при осуществлении расчета оценочного значения индекса потребительских цен (ИПЦ) по Российской Федерации, а также установление порядка ее проведения.
Методология распространяется на отношения, связанные со статистической деятельностью по проведению еженедельного федерального статистического наблюдения за ценами на потребительские товары и услуги, и используется для проведения оценки ИПЦ только на федеральном уровне.
Основные методологические принципы наблюдения за потребительскими ценами разработаны с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Данные еженедельной оценки индекса потребительских цен по Российской Федерации служат для определения основных направлений динамики цен в потребительском секторе и не выступают в качестве основы для формирования значения официального ежемесячного индекса потребительских цен.
II. Основные принципы организации расчета еженедельной
оценки индекса потребительских цен
Проведение оценки индекса потребительских цен основывается на информации, собранной в рамках еженедельного наблюдения за потребительскими ценами и тарифами, осуществляемого в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Федеральное еженедельное статистическое наблюдение за потребительскими ценами производится с применением методологии и инструментария, которые, согласно подпункту 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, разрабатываются и утверждаются Росстатом.
Еженедельное наблюдение за ценами на товары и услуги на потребительском рынке осуществляется в соответствии с требованиями, определенными Официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734.
Наблюдение за потребительскими ценами для проведения еженедельной оценки ИПЦ производится на выборочной основе (отбор городов, товаров (услуг)-представителей, организаций торговли и сферы услуг).
Сбор ценовой информации на один и тот же вид товара (услуги) производится в первый рабочий день недели.
Расчеты осуществляются с использованием постоянных весов на протяжении отчетного года.
Для проведения еженедельной оценки ИПЦ используются данные о средних ценах на еженедельно обследуемый ограниченный круг товаров и услуг-представителей, в число которых входят наиболее часто потребляемые продовольственные товары (в том числе социально-значимые продовольственные товары первой необходимости), отдельные виды непродовольственных товаров, жилищно-коммунальных услуг и городского транспорта, а также данные о структуре потребительских расходов на них.
Перечень товаров и услуг для еженедельного наблюдения за потребительскими ценами приведен в приложении.
Выборочная совокупность товаров (услуг)-представителей для еженедельного наблюдения за ценами формируется с учетом следующих критериев:
постоянство наличия их на потребительском рынке;
однородность качественных характеристик и конкретных потребительских свойств отдельных видов товаров, входящих в наблюдаемый товар-представитель;
массовость потребительского спроса;
значительный удельный вес данных товаров и услуг в потребительских расходах населения,
Еженедельный сбор ценовой информации на большинство наблюдаемых видов товаров и услуг (за исключением цен на бензин автомобильный и дизельное топливо) осуществляется в тех же городах, в которых организовано ежемесячное наблюдение за потребительскими ценами. Регистрация цен на бензин и дизельное топливо производится в центрах субъектов Российской Федерации.
Наблюдение за потребительскими ценами в еженедельном режиме осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, отобранных для проведения ежемесячного наблюдения за ценами в потребительском секторе.
III. Порядок разработки еженедельной оценки индекса
потребительских цен по Российской Федерации
Порядок формирования средних цен на товары (услуги)-представители по Российской Федерации соответствует порядку, определенному в п. 6.6 вышеуказанной Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен.
Основой для оценки ИПЦ являются данные об изменении средних цен на наблюдаемые виды товаров и услуг отчетной недели по сравнению с предыдущей неделей.
Изменение средних цен на товар (услугу) определяется по формуле:
, (1)
где:
ij,t/t-1 - изменение средних цен на j-й товар (услугу)-представитель отчетной недели (t) по сравнению с предыдущей неделей (t-1);
j - товар (услуга)-представитель;
- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель;
t - отчетная неделя;
t-1 - предыдущая неделя.
Изменение средних цен, в отличие от индекса цен, рассчитывается из цен на те виды товаров (услуг), которые присутствовали в продаже на момент их регистрации, и учитывает влияние структурных сдвигов в двух смежных периодах (в частности возможность частичного изменения ассортимента товаров с конкретными потребительскими свойствами).
Расчет значения еженедельной оценки ИПЦ, аналогично исчислению официального индекса потребительских цен, осуществляется с применением следующей формулы:
, (2)
где:
It/t-1 - оценка индекса потребительских цен за отчетную неделю (t) по сравнению с предыдущей неделей (t-1);
- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за отчетную неделю (t);
- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за предыдущую неделю (t-1);
wj,0 - доля j-го товара (услуги) в потребительских расходах населения в базисном периоде (0)
j - товар (услуга)-представитель;
n - количество товаров (услуг)-представителей;
t - отчетная неделя;
t-1 - предыдущая неделя;
0 - базисный период.
Информационной основой формирования весов для оценки ИПЦ по Российской Федерации являются данные о структуре потребительских расходов населения, используемые для расчета официального индекса потребительских цен в отчетном году.
На первом этапе на товары и услуги-представители, включенные в еженедельное наблюдение за потребительскими ценами, распространяются веса одноименных или близких по потребительским свойствам, а также входящих в эту же товарную группу позиций, участвующих в ежемесячном наблюдении. Далее веса товаров и услуг, которые первоначально не могут быть распределены, суммируются и включаются в позиции "прочие продовольственные товары", "прочие непродовольственные товары" и "прочие услуги".
Поскольку в еженедельном наблюдении участвует ограниченное количество видов товаров и услуг (менее 13% от общего их количества, на основании которого рассчитывается официальный ежемесячный индекс потребительских цен) осуществляется дооценка изменения цен на ненаблюдаемые товары и услуги, путем корректировки значений динамики цен по группам "прочие".
Изначально на динамику цен на ненаблюдаемые товары распространяется среднее значение изменения цен на наблюдаемые еженедельно их виды. Затем учитывается воздействие различных факторов, влияющих на формирование потребительской цены. В частности, учитывается влияние административной и событийной составляющих. В этих целях используется информация, содержащаяся в принятых законодательных и нормативных актах органов власти, ведомств и организаций различного уровня, опубликованные данные о мероприятиях, проводимых субъектами естественных монополий, о курсе российского рубля по отношению к иностранным валютам и т.п. Кроме того, осуществляется анализ затратной и сезонной составляющих. С этой целью используется информация об индексах цен производителей за предыдущий период и исторических данных статистики потребительских цен, а также других направлений статистики. В отдельных случаях применяется экспертная оценка на основе имеющейся информации, поступающей из других источников.
Расчет оценки ИПЦ за период с начала отчетного месяца осуществляется по следующей формуле:
, (3)
где:
- оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за период с начала отчетного месяца по состоянию на отчетную неделю;
It/t-1 - оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за отчетную неделю по отношению к предыдущей неделе;
- оценка индекса потребительских цен на товары и услуги за период с начала отчетного месяца по состоянию на предыдущую неделю;
t - отчетная неделя;
t-1 - предыдущая неделя;
t0 - конец предыдущего месяца.
Согласно Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734, и настоящей Методологии рассчитываемый ежемесячно официальный индекс потребительских цен по Российской Федерации не является результатом накопленных еженедельных данных об оценке ИПЦ.
Информация об оценке ИПЦ по Российской Федерации после официального опубликования не подлежит корректировке.
Приложение N 1
к Официальной статистической
методологии по определению
еженедельной оценки индекса
потребительских цен,
утвержденной приказом Росстата
от 2 ноября 2015 г. N 519
ПЕРЕЧЕНЬ
ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ
Говядина (кроме бескостного мяса), кг
Свинина (кроме бескостного мяса), кг
Баранина (кроме бескостного мяса), кг
Куры охлажденные и мороженые, кг
Сосиски, сардельки, кг
Колбаса полукопченая и варено-копченая, кг
Колбаса вареная, кг
Консервы мясные, 350 г
Рыба мороженая неразделанная, кг
Масло сливочное, кг
Масло подсолнечное, кг
Маргарин, кг
Сметана, кг
Творог жирный, кг
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5 - 3,2% жирности, л
Молоко питьевое цельное стерилизованное 2,5 - 3,2% жирности, л
Сыры сычужные твердые и мягкие, кг
Яйца куриные, 10 шт.
Сахар-песок, кг
Печенье, кг
Карамель, кг
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, кг
Чай черный байховый, кг
Соль поваренная пищевая, кг
Мука пшеничная, кг
Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной, кг
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг
Рис шлифованный, кг
Пшено, кг
Крупа гречневая-ядрица, кг
Вермишель, кг
Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, кг
Картофель, кг
Капуста белокочанная свежая, кг
Лук репчатый, кг
Морковь, кг
Огурцы свежие, кг
Помидоры свежие, кг
Яблоки, кг
Водка крепостью 40% об. спирта и выше, л
Майка, футболка мужская бельевая, шт.
Кроссовые туфли для взрослых с верхом из искусственной кожи, пара
Мыло хозяйственное, 200 г
Порошок стиральный, кг
Мыло туалетное, 100 г
Сигареты с фильтром отечественные, пачка
Спички, коробок
Телевизор цветного изображения, шт.
Легковой автомобиль отечественный новый, шт.
Легковой автомобиль иностранной марки новый, шт.
Бензин автомобильный марки АИ-92, л
Бензин автомобильный марки АИ-95, л
Бензин автомобильный марки АИ-98, л
Дизельное топливо, л
Проезд в городском автобусе, поездка
Проезд в трамвае, поездка
Проезд в троллейбусе, поездка
Проезд в метро, поездка
Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов, м2 общей пл.
Водоснабжение холодное, м3
Водоотведение, м3
Водоснабжение горячее, м3
Отопление, Гкал
Услуги по снабжению электроэнергией, 100 кВт.ч