См. Документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРИКАЗ
от 19 сентября 2014 г. N 1360

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
МЕТРОЛОГИИ, РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ПЕРВИЧНЫХ) ЭТАЛОНОВ ЕДИНИЦ ВЕЛИЧИН"

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" и от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин".

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства Ф.В. Булыгина.

Руководитель
Федерального агентства
А.В.АБРАМОВ

Приложение N 1
к приказу Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 сентября 2014 г. N 1360

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
МЕТРОЛОГИИ, РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ПЕРВИЧНЫХ) ЭТАЛОНОВ ЕДИНИЦ ВЕЛИЧИН"

Паспорт
ведомственной целевой программы <1>
"Проведение фундаментальных исследований в области
метрологии, разработки государственных
(в том числе первичных) эталонов единиц величин"

--------------------------------

<1> - далее Программа.

Федеральный орган исполнительной власти или организация, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Наименование ведомственной целевой программы
"Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин"
Наименование государственной программы Российской Федерации
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации
Подпрограмма 12 "Развитие систем технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений"
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта
Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В. Абрамов
(Приказ Росстандарта от __.__. 2014 N ____)
Номер и дата учета в Министерстве экономического Развития Российской Федерации
Цели и задачи
Цель Программы - обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики, достижения научно-технологического лидерства России, высокого уровня точности измерений, сохранения метрологического суверенитета Российской Федерации.
Задача Программы:
недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.
Целевые индикаторы и показатели
количество утвержденных государственных первичных эталонов;
количество утвержденных типов государственных стандартных образцов;
количество патентов и публикаций в российских и зарубежных рецензируемых журналах;
количество привлекаемых молодых ученых и аспирантов.
Характеристика программных мероприятий
создание задела по реализации новых определений единиц Международной системы единиц (масса, температура, время), гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;
создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;
создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Сроки реализации
2015 - 2016 годы
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования 797296,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности
согласованная совокупность фундаментальных физических констант, устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений ряда единиц Международной системы единиц, определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений основных единиц Международной системы единиц в Российской Федерации, гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;
создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;
создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
обеспечение мирового уровня исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций и предприятий промышленности;
развитие и реализация потенциала российского промышленного комплекса и активное участие Российской Федерации в международной научно-технической кооперации;
совершенствование методической базы научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности и торговли;
создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными организациями, в целях продвижения новых наукоемких технологий и перспективных материалов в производстве.

1. Обоснование необходимости реализации Программы

Для целей настоящей Программы используются следующие определения и сокращения:

государственный метрологический надзор - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая полномочным федеральным органом исполнительной власти и заключающаяся в систематическом наблюдении и проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в принятии установленных законодательством Российской Федерации мер в отношении правонарушителей за нарушения, выявленные во время надзорных действий;

государственный первичный эталон единицы величины - государственный эталон, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы величины с наивысшей в стране точностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации;

государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, находящийся в федеральной собственности;

прослеживаемость - свойство эталона единицы величины или средства измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений;

поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям;

погрешность измерений - разность между результатом измерений и истинным значением измеряемой величины;

средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений;

утверждение типа средств измерений или стандартных образцов - документально оформленное в установленном порядке решение уполномоченного на это федерального органа исполнительной власти о признании соответствия типа средств измерений или стандартных образцов метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний;

эталонная база России - совокупность государственных первичных эталонов единиц величин;

АТФЗМ - Азиатско-Тихоокеанский Форум по законодательной метрологии;

ВЭт - вторичный эталон единицы величины;

ГКМВ - Генеральная конференция по мерам и весам;

ГНМИ - государственный научный метрологический институт;

ГЭ - государственный эталон единицы величины;

ГЭТ - государственный первичный эталон единицы величины;

ЕВРОМЕТ - Европейская организация по метрологии;

КООМЕТ - Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений;

МБМВ - Международное бюро мер и весов;

МОЗМ - Международная организация по законодательной метрологии;

МОМК - Межправительственная Организация Метрической Конвенции;

СИ - средство измерений;

ФФК - фундаментальная физическая константа;

SI - международная система единиц.

В соответствии с пунктом "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени.

В связи с этим, а также в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" на федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственного метрологического контроля, - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возложена координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений в части:

защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. В Российской Федерации допущены к применению единицы величин SI, принятые ГКМВ по рекомендации МОЗМ.

Обеспечение единства измерений требуется для получения достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в национальной экономике и торговле, в здравоохранении и экологии, в сфере обороны и безопасности, а также для защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Единство измерений в стране достигается в результате функционирования государственной системы обеспечения единства измерений, которая включает взаимоувязанный комплекс нормативно-правовых и нормативно-технических документов, эталонов единиц величин, назначенные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные предприятия и учреждения, а также иные аккредитованные в установленным порядке организации, которые обеспечивают, организуют и осуществляют установленную законодательством Российской Федерации систему государственных регулирующих мероприятий, направленных на достижение и поддержание единства измерений в Российской Федерации.

Техническую основу обеспечения единства измерений составляет эталонная база России и ее основа - государственные первичные эталоны единиц величин.

По состоянию на 14.04.2014 в Российской Федерации эксплуатируются 155 ГЭТ, в т.ч.:

менее 5 лет - 53% государственных эталонов;

от 5 до 10 лет - 8% государственных эталонов;

от 10 до 20 лет - 8% государственных эталонов;

более 20 лет - 31% государственных эталонов.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений":

ГЭТ не подлежат приватизации;

ГЭТ содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах;

ГЭТ подлежат сличению с эталонами единиц величин МБМВ и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;

В Российской Федерации должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к ГЭТ соответствующих единиц величин.

Анализ состояния эталонной базы России показывает, что, несмотря на то что Российская Федерация занимает 2-е место в мире по измерительным возможностям (по результатам сличений 2013 года), имеется ряд крупных проблем, которые необходимо решить в ближайшие годы в рамках проведения фундаментальных исследований с целью создания ГЭТ на основе новых определений основных единиц SI, а также разработки и модернизации ГЭТ на основе современных технологий.

Являясь членом МОЗМ, МОПК, АТФЗМ, ЕВРОМЕТ, КООМЕТ, Российская Федерация участвует в создании глобальной системы измерений, обеспечивающей такие условия, что повсюду в мире измерения могут выполняться на совместимой основе, с требуемой точностью, прозрачностью и на международной признанной основе, что предусматривает необходимость проведения большого количества сличений национальных эталонов единиц величин и наличия в каждом ГНМИ аттестованных систем менеджмента качества.

В результате планируемого МБМВ принятия новых определений основных единиц SI на основе фиксации значений ряда ФФК с нулевой неопределенностью изменится научно-техническая основа эталонной базы России. Основную роль как для создания ГЭТ, так и для передачи единиц SI с помощью метрологических цепочек будут играть референтные методики создания и передач единиц измерений. Референтная методика, в отличие от артефакта, неуничтожима и всегда позволяет построить материальную установку воспроизведения единицы физической величины.

В ведущих метрологических центрах мира (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония, Китай, Швейцария, Голландия, Австралия и др.) уже созданы и действуют экспериментальные эталонные установки по измерению различных ФФК. Такие экспериментальные эталонные установки при переходе к новым определениям единиц СИ будут основой их воспроизведения. К настоящему времени некоторые из этих экспериментальных эталонных установок уже почти достигли уровней точности, которые были сформулированы в решениях и рекомендациях МОЗМ.

В Российской Федерации до настоящего времени нет эталонных установок, реализующих новые определения килограмма, кельвина, секунды, моля, ампера, и работы по их созданию практически еще не начались. Если такое положение сохранится в будущем, это приведет к тому, что Государственная поверочная схема для средств измерения массы, температуры, времени, количества вещества, электрического тока останется без ГЭТ, которые играют ключевую роль в этой схеме и в ряде случаев вынуждены будут получать размер единицы от зарубежных первичных эталонов, реализующих новые определения единиц, т.е. фактически будут калиброваться зарубежными эталонами. Возникает ситуация, которая грозит не только большими экономическими потерями для России, но и станет тормозом в модернизации науки, технологий и промышленности страны.

Учитывая изложенное, создание в России современных установок по воспроизведению новых определений основных единиц SI является неотложной и приоритетной задачей российской науки и технологий, необходимой для метрологического обеспечения на мировом уровне всех областей науки и отраслей промышленности, включая оборонную, а также для обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Содействие модернизации и инновационному развитию высокотехнологической промышленности и современных наукоемких технологий требует разработки эталонных установок мирового уровня, основанных на новых физических принципах и современных технологиях.

Принятие ведомственной целевой программы "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин" на 2015 - 2016 годы позволит разработать принципиально новые эталоны физических величин на основе использования ФФК, обеспечить наиболее полное развитие современной метрологической инфраструктуры России для сохранения метрологической независимости, обеспечить разработку и производство высокотехнологической продукции, в том числе оборонного назначения, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности.

Ведомственная целевая программа "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин" на 2015 - 2016 годы соответствует цели "Обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики, достижения научно-технологического лидерства России, высокого уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации" и реализуется в рамках задачи "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, информации" подпрограммы 12 "Развитие систем технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.

Реализация Программы послужит вкладом в достижение цели и решение задачи подпрограммы 12 "Развитие систем технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений" Государственной программы за счет недопущения научного и технологического отставания Российской Федерации от признанного мирового уровня точности измерений, сохранения метрологического суверенитета России.

Финансирование мероприятий данной Программы предполагается осуществлять в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на плановый период 2015 и 2016 годов.

2. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы - обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики, достижения научно-технологического лидерства России, высокого уровня точности измерений, сохранения метрологического суверенитета Российской Федерации.

Задача Программы:

недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.

Для решения данной задачи необходимо решить ряд подзадач, а именно:

- создание задела по реализации новых определений единиц Международной системы единиц (масса, температура, время), гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

- создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;

- создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

3. Описание ожидаемых результатов реализации
Программы и целевые индикаторы

Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить единство измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики, достижения научно-технологического лидерства России, высокого уровня точности измерений, сохранения метрологического суверенитета Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий позволит организовать метрологическое обеспечение следующих критических технологий Российской Федерации, приведенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации":

базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники;

биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии;

биомедицинские и ветеринарные технологии;

нано-, био-, информационные, когнитивные технологии;

клеточные технологии;

технологии атомной энергии, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов;

технологии получения и обработки функциональных наноматериалов;

технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнений;

технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения;

технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств;

технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

В соответствии с поставленными задачами реализация Программы обеспечит:

устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений единиц Международной системы единиц (температура, масса и время), определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений данных единиц Международной системы единиц в Российской Федерации, гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;

создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

мировой уровень исследований и разработок, оснащенность научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций и предприятий промышленности;

развитие и реализацию потенциала российского промышленного комплекса и активное участие Российской Федерации в международной научно-технической кооперации;

совершенствование методической базы научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности и торговли;

создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными организациями, в целях продвижения новых наукоемких технологий и перспективных материалов в производстве.

Для оценки эффективности Программы используются следующие целевые индикаторы (показатели):

количество утвержденных государственных первичных эталонов;

количество утвержденных типов государственных стандартных образцов;

количество патентов и публикаций в российских и зарубежных рецензируемых журналах;

количество привлекаемых молодых ученых и аспирантов.

Планируемые значения целевых индикаторов по годам реализации Программы приведены в Приложении 1 "Значение целевых индикаторов по годам реализации Программы".

4. Перечень и описание программных мероприятий

Выполнение программных мероприятий позволит упрочить авторитетные позиции России в мировом сообществе как одного из влиятельных и конкурентоспособных метрологических центров мира, которые формируются по следующим направлениям:

- создание задела по реализации новых определений единиц Международной системы единиц (масса, температура, время), гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

- создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;

- создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Подробный перечень, конкретные сроки реализации указанных мероприятий, а также объемы их финансирования приведены в Приложении 2 "Перечень программных мероприятий" к настоящей Программе.

5. Срок реализации Программы

Срок реализации мероприятий Программы - 2015 - 2016 годы. Программа реализуется в один этап.

6. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации Программы, оценка ее вклада в
достижение цели подпрограммы государственной программы,
оценка рисков ее реализации

Реализация Программы будет способствовать ликвидации отставания России от ведущих стран в уровне метрологического обеспечения, его точности, надежности; созданию современной эталонной базы, основанной на новых физических принципах и использующей новейшие наукоемкие технологии; содействовать развитию новых наукоемких технологий в приоритетных отраслях промышленности и науки.

Важными результатами реализации Программы станут:

- формирование согласованной совокупности фундаментальных физических констант, устранение существующих противоречий в предложениях по введению новых определений ряда единиц СИ, определение оптимальных для Российской Федерации способов реализации новых определений основных единиц СИ, гармонизированных с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах;

- создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

- обеспечение мирового уровня исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций и предприятий промышленности;

- развитие и реализация потенциала российского промышленного комплекса и активное участие Российской Федерации в международной научно-технической кооперации;

- совершенствование методической базы научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности и торговли;

- создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными организациями, в целях продвижения новых наукоемких технологий и перспективных материалов в производство.

Реализация Программы позволит российским товаропроизводителям повысить экспорт их продукции на 5 - 7 процентов. Будут созданы необходимые условия для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки, обеспечены наиболее полное развитие потенциала современной российской метрологической инфраструктуры, создание эталонов нового поколения, а также будет способствовать приросту валового внутреннего продукта на 1,5 - 2 процента ежегодно.

Риск неуспешной реализации Программы, при исключении форсмажорных обстоятельств, оценивается как минимальный. В то же время существует административный риск, то есть риск неполучения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии средств на реализацию Программы. В этом случае будет затруднена реализация всех мероприятий и не будут достигнуты целевые значения индикаторов.

7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

Оценка эффективности реализации Программы представляет собой механизм контроля за выполнением мероприятий Программы в зависимости от степени выполнения задач, которые определены Программой, конечной целью которой являются:

- разработка принципов построения эталонных комплексов мирового уровня по реализации новых определений SI, основанных на ФФК;

- разработка эталонной базы, основанной на новых физических принципах и современных технологиях;

- разработка методов и средств передачи размеров единиц от новых государственных первичных эталонов к рабочим средствам измерений для развития приоритетных направлений развития страны и критических технологий.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств производится на основе индикаторов и показателей выполнения Программы (см. Приложение 1).

По окончании каждого года реализации Программы рассчитывается по методике интегральная оценка эффективности.

При достижении интегральной оценки эффективности Программа является:

75% < E << 100% - эффективной;

50% << E << 75% - недостаточно эффективной и рекомендуется к корректировке;

E < 50% - неэффективной.

8. Методика оценки эффективности Программы

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям выполнения Программы, проведение мониторинга и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения запланированных мероприятий Программы.

Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на основе целевых показателей и индикаторов Программы исходя из соответствия текущих значений показателей (индикаторов) их целевым значениям.

Методика оценки эффективности Программы представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации.

Оценка эффективности выполнения показателя (индикатора) Программы определяется по формуле:

где:

эффективность реализации i-го показателя (индикатора) (в процентах);

фактический показатель (индикатор), достигнутый в ходе реализации Программы;

целевой показатель (индикатор), предусмотренный Программой (Приложение 2).

Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:

где:

E - эффективность реализации Программы (в процентах);

n - количество показателей (индикаторов) Программы.

9. Обоснование объемов бюджетных ассигнований
на реализацию Программы

Финансирование Программы осуществляется в рамках бюджета действующих обязательств Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Решение задач, которые стоят на пути перехода к новому определению единиц величин СИ, требует проведения значительных объемов фундаментальных и прикладных исследований в области метрологии. Должны быть разработаны принципиально новые средства измерений, методы измерений и эталонное оборудование. Национальные метрологические институты большинства промышленно развитых стран сегодня активно участвуют в решении этих задач. В США, Германии, Франции финансирование данных разработок и обновление национальных первичных эталонов составляет 0,005% от объема внутреннего валового продукта (ВВП).

Данные расчеты (Приложение 2) будут уточняться по мере принятия Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, реализация программных мероприятий в период с 2015 по 2016 годы потребует 797,2962 млн. руб., в том числе:

2015 год - 200,0 млн. руб.;

2016 год - 597,2962 млн. руб.

10. Описание системы управления реализацией Программы

Программа утверждается руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Для управления Программой создается Координационный совет, возглавляемый заместителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и состоящий из начальника Управления метрологии Росстандарта, начальника Управления экономики, бюджетного планирования и госсобственности Росстандарта и представителей ГНМИ.

За реализацию Программы отвечает Управление метрологии Росстандарта, которое:

- разрабатывает детальный план реализации мероприятий программы;

- организует, совместно с Управлением экономики, бюджетного планирования и госсобственности, проведение конкурсов и отбор исполнителей по программе;

- осуществляет контроль выполнения работ;

- координирует и осуществляет мониторинг выполнения программы;

- осуществляет приемку выполненных работ;

- готовит в установленном порядке ежегодные отчеты о результатах выполнения программных мероприятий;

- организует внедрение информационных технологий в целях управления и контроля хода реализации программы, обеспечивает размещение в сети Интернет материалов о ходе и результатах реализации программы, финансировании мероприятий, привлеченных внебюджетных ресурсах, проведении конкурсов на реализацию программных мероприятий, об условиях участия в программе инвесторов;

- при необходимости, совместно с Управлением экономики, бюджетного планирования и госсобственности, представляет Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предложения о продлении срока либо о прекращении реализации программы.

Управление экономики, бюджетного планирования и госсобственности Росстандарта обеспечивает финансирование Программы, а именно:

- составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации программы;

- в случае сокращения объемов бюджетного финансирования работ по программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами программы, в установленные сроки;

- вносит предложения по корректировке программы, в том числе в части уточнения целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации программы;

- организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации программы, а также мониторинг программных мероприятий;

- участвует в экспертных проверках хода реализации отдельных мероприятий программы;

- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;

- осуществляет заключение государственных контрактов с исполнителями работ (по каждому программному мероприятию).

В ГНМИ непосредственное научное сопровождение и контроль работ по закрепленным мероприятиям осуществляют Ученые советы или их секции.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с головными исполнителями программных мероприятий.

Головные исполнители программных мероприятий определяются в общем случае по конкурсу, организуемому Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, из числа ведущих ГНМИ или временных их объединений (консорциумов) по выполнению программных мероприятий. По программным мероприятиям, основу которых составляют работы по созданию и совершенствованию ГЭТ, заказы в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" размещаются преимущественно у единственных исполнителей - ГНМИ, которые хранят и применяют эти эталоны.

Головные исполнители обеспечивают в соответствии с государственным контрактом выполнение проектов, необходимых для реализации программных мероприятий, организуют на контрактно-конкурсной основе необходимую кооперацию соисполнителей.

Отчет о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, входит в состав документов, подготавливаемых к заседанию итоговой коллегии Росстандарта, проводимой за отчетный период.

Сведения о ходе реализации Программы предоставляются в порядке и в сроки, установленные приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 июня 2011 г. N 299 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ходом реализации государственных и федеральных целевых программ (подпрограмм) и целевых программ ведомств".

Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Проведение фундаментальных
исследований в области метрологии,
разработки государственных
(в том числе первичных)
эталонов единиц величин"

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ПО ГОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Задача
Наименование целевого индикатора
Единицы измерения
2014
2015
2016
1
2
3
4
5
6
1. Создание задела по реализации новых определений единиц Международной системы единиц (масса, температура, время), гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах
количество патентов и публикаций в российских и зарубежных рецензируемых журналах
единиц
0
3
6
количество привлекаемых молодых ученых и аспирантов
чел.
0
8
12
2. Создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам.
количество утвержденных государственных первичных эталонов
единиц
0
0
4
количество патентов и публикаций в российских и зарубежных рецензируемых журналах
единиц
0
15
30
количество привлекаемых молодых ученых и аспирантов
чел.
0
16
32
3. Создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства
количество утвержденных типов государственных стандартных образцов
единиц
0
0
17
количество патентов и публикаций в российских и зарубежных рецензируемых журналах
единиц
0
3
4
количество привлекаемых молодых ученых и аспирантов
чел.
0
6
6

Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Проведение фундаментальных
исследований в области метрологии,
разработки государственных
(в том числе первичных)
эталонов единиц величин"

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

N п/п
Шифр, наименование работы
Сроки выполнения работы
Стоимость (млн. руб.)
ВСЕГО
2015
2016
Создание задела по реализации новых определений единиц Международной системы единиц (масса, температура, время), гармонизируемых с требованиями международных метрологических организаций и согласованных с методами, разрабатываемыми в других странах
1
НИР "Масса-ФФК"
2015 - 2016
121,374
30,000
91,374
"Проведение фундаментальных исследований в области измерений механических величин с целью обоснования технических решений по совершенствованию государственного первичного эталона единицы массы для реализации нового определения килограмма на основе фундаментальных физических констант"
2
НИР "Температура-ФФК-Больцман"
2015 - 2016
40,779
10,000
30,779
"Проведение фундаментальных исследований в области теплофизических и температурных измерений по разработке экспериментального образца измерительной установки на базе акустического газового термометра для государственного первичного эталона единицы температуры Российской Федерации в диапазоне от 4,2 К до 273,16 К с целью реализации нового определения кельвина на основе фундаментальной физической константы Больцмана"
3
НИР "Частота-ФФК"
2015 - 2016
77,710
20,000
57,710
"Проведение фундаментальных исследований в области измерений времени и частоты по разработке экспериментального образца репера частоты фонтанного типа на основе холодных атомов рубидия с целью улучшения метрологических характеристик государственного первичного эталона времени и частоты Российской Федерации"
Создание и ресурсное обеспечение современной базы государственных первичных эталонов, не уступающих по своему научно-техническому уровню и метрологическим характеристикам лучшим зарубежным аналогам
4
НИР "Ангстрем"
2015 - 2016
25,256
6,500
18,756
"Проведение фундаментальных исследований в области измерений геометрических величин с целью создания государственного первичного эталона высоты и плоскостности в субнанодиапазоне с использованием моноатомных структур кремния"
5
ОКР "Биофизик"
2015 - 2016
31,084
8,000
23,084
"Разработка государственного эталона для метрологического обеспечения биофизических измерений"
6
НИР "Вольт"
2015 - 2016
25,256
6,500
18,756
"Проведение исследований с целью улучшения метрологических характеристик государственного первичного эталона постоянного напряжения путем расширения диапазона воспроизводимых напряжений на основе программируемых микросхем на эффекте Джозефсона"
7
НИР "Давление-И"
2015 - 2016
19,427
5,000
14,427
"Проведение исследований в области измерений давления по разработке экспериментального образца измерительной установки воспроизведения высоких импульсных давлений с улучшения метрологических характеристик государственного первичного эталона единицы давления"
8
НИР "Дисперсия"
2015 - 2016
19,427
5,000
14,427
"Проведение исследований в области измерений физико-химического состава и свойств веществ по разработке аппаратуры воспроизведения единицы размера частиц в диапазоне от 1 до 30 нм и единицы дзета-потенциала с целью улучшения метрологических характеристик Государственного первичного эталона единиц дисперсных параметров аэрозолей, взвесей и порошкообразных материалов"
9
ОКР "Индукция"
2015 - 2016
19,427
5,000
14,427
"Разработка государственного первичного специального эталона единицы магнитной индукции постоянного поля в диапазоне от 0,1 до 2,5 Тл и магнитного потока в диапазоне от до и передачи единиц магнитных величин магнитным материалам"
10
НИР "Катал"
2015 - 2016
39,817
10,000
29,817
"Проведение фундаментальных исследований в области измерений физико-химического состава и свойств веществ с целью создания государственного первичного специального эталона единицы каталитической активности биологически и химически активных веществ - катал"
11
НИР "Кельвин"
2015 - 2016
93,233
23,500
69,733
"Проведение исследований с целью улучшения метрологических характеристик государственного первичного эталона единицы температуры в диапазоне от 0 до 3200 °C"
12
ОКР "Конденсат"
2015 - 2016
27,198
7,000
20,198
"Разработка государственного первичного специального эталона для воспроизведения и передачи единиц молярной и массовой доли углеводородов постоянных газов и кислородсодержащих органических соединений на основе использования специализированных эталонов сравнения, обеспечивающих фазовое равновесие в нестабильных и стабильных углеводородных средах"
13
НИР "Магнит"
2015 - 2016
23,313
6,000
17,313
"Проведение исследований в области измерений электрических и магнитных величин по разработке квантового и индукционного компараторов единиц магнитной индукции и магнитного потока с целью улучшения метрологических характеристик государственного первичного эталона единиц магнитных величин"
14
НИР "Прецизионность"
2015 - 2016
6,800
1,750
5,050
"Проведение исследований в области измерений геометрических величин с целью улучшения метрологических характеристик комплекса эталонных установок, входящих в состав комплекса государственных первичных эталонов прецизионного машиностроения"
15
НИР "Радиотехника"
2015 - 2016
45,626
11,000
34,626
"Проведение исследований в области радиотехнических и радиоэлектронных измерений с целью улучшения метрологических характеристик государственных первичных эталонов единиц спектральной плотности мощности шумового радиоизлучения, ослабления электромагнитных колебаний, девиации частоты, относительной диэлектрической проницаемости в твердых и жидких диэлектриках"
16
ОКР "Расход"
2015 - 2016
29,141
7,500
21,641
"Разработка государственного первичного эталона единиц объемного и массового расходов газа"
17
НИР "Флюенс"
2015 - 2016
78,681
20,250
58,431
"Проведение исследований в области измерений характеристик ионизирующих излучений и ядерных констант в части методов воспроизведения и измерения плотности потока и флюенса нейтронов, плотности потока, флюенса (переноса) электронов и протонов, потока энергии фотонов в целях улучшения метрологических характеристик государственных (в том числе первичного) эталонов единиц спектральной плотности единиц плотности потока и флюенса нейтронов, плотности потока, флюенса (переноса) электронов и протонов, потока энергии фотонов для ядерно-физических установок и калибровки (поверки) комплексов целевой аппаратуры космического мониторинга геофизической обстановки"
18
НИР "Фотон"
2015 - 2016
17,485
4,500
12,985
"Проведение исследований в области оптико-физических измерений по разработке однофотонных источников излучения с целью метрологического обеспечения квантовых информационных систем"
Создание условий для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов, наукоемких технологий и продукции на их основе для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства
19
НИР "Чистота"
2015 - 2016
33,008
8,000
25,008
"Проведение исследований в области измерений физико-химического состава и свойств веществ по разработке государственных эталонов сравнения в виде высокочистых веществ для воспроизведения и передачи единиц величин, характеризующих химический состав твердых веществ"
20
НИР "Токсин"
2015 - 2016
17,485
4,500
12,985
"Проведение исследований в области измерений физико-химического состава и свойств веществ по разработке комплекса метрологического обеспечения идентификации токсичных веществ в пищевых продуктах и продовольственном сырье"
21
НИР "Развитие"
2016
5,769
0,000
5,7692
"Проведение исследований по определению путей совершенствования государственных первичных эталонов с учетом экономического эффекта и востребованности для промышленности"

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Коды классификации расходов бюджета
Всего за 2015 - 2016 годы, млн. руб.
Мин
Рз
ПР
ЦСР
ВР
КОСГУ
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
172
04
11
16Д0019
241
226
797,2962
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области