См. Документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ

ПРИКАЗ
от 16 апреля 2018 г. N 728

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Во исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита, предусмотренного статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
А.В.АБРАМОВ

Утвержден
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 16 апреля 2018 г. N 728

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26), предназначен для использования в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее - Агентство) при организации и проведении внутреннего финансового аудита и направлен:

1.1.1. на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;

1.1.2. на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

1.1.3. на подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

1.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется Контрольно-ревизионным управлением, которое подчиняется непосредственно и исключительно Руководителю Агентства.

1.3. Деятельность отдела внутреннего контроля и аудита Контрольно-ревизионного управления основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетенции, а также системности, ответственности и стандартизации.

1.4. Контрольно-ревизионное управление обязано предоставлять Федеральному казначейству запрашиваемые ею информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.

1.5. Объектами внутреннего финансового аудита являются управления центрального аппарата Агентства и межрегиональные территориальные управления, а также подведомственные организации Агентства (далее - объекты аудита).

1.6. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных управлениями центрального аппарата Агентства, МТУ и подведомственными организациями Агентства, а также оценка эффективности и качества процедур внутреннего финансового контроля.

1.7. Мероприятия внутреннего финансового аудита направлены на контроль соблюдения всеми работниками объектов аудита требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также актами Агентства, при использовании бюджетных средств.

1.8. Контрольные мероприятия внутреннего финансового аудита осуществляются на всех этапах бюджетного процесса работниками Контрольно-ревизионного управления (субъекта внутреннего финансового аудита) в соответствии с возложенными на них функциями и задачами.

1.9. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов центрального аппарата Агентства и МТУ, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.

1.10. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Руководитель Агентства.

1.11. Руководитель Агентства при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

1.12. В ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями Агентства, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности объектов аудита.

1.13. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:

1.13.1. не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

1.13.2. не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

1.13.3. не имеют родства или свойства с Руководителем и другими должностными лицами Агентства, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

1.13.4. не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

1.14. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок в очередном финансовом году.

1.15. Аудиторские проверки подразделяются на:

1.16.1. камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации материалов;

1.16.2. выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

1.16.3. комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

1.17. Плановые аудиторские проверки назначаются решением Руководителя Агентства.

II. Составление годового плана внутреннего финансового
аудита и программ аудиторских проверок

2.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План) по форме приложения N 1 к настоящему Порядку, утверждаемым Руководителем Агентства, который представляет собой перечень аудиторских проверок.

2.2. План составляется отделом внутреннего контроля и аудита Контрольно-ревизионного управления и утверждается Руководителем Агентства до начала очередного финансового года.

2.3. По каждой аудиторской проверке в Плане указываются объект аудита, тема аудиторской проверки, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

2.4. Темы аудиторских проверок формируются исходя из следующих направлений аудита:

2.4.1. аудит надежности системы внутреннего финансового контроля;

2.4.2. аудит достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) подведомственных ему администраторов и получателей бюджетных средств;

2.4.3. аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.

2.5. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.

2.6. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Проверяемый период определяется руководителем субъекта аудита и может включать:

2.6.1. период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;

2.6.2. период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;

2.6.3. периоды отчетного финансового года.

2.7. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств для включения в План формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

2.7.1. объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за Агентством (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);

2.7.2. существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

2.7.3. период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);

2.7.4. полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;

2.7.5. наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;

2.7.6. опыт и квалификация сотрудников подразделений Агентства, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

2.8. Перечень тем аудиторских проверок надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и эффективности использования бюджетных средств для включения в План дополняется объектами аудита - подведомственными администраторами бюджетных средств.

2.9. Выбор объектов аудита для включения в План аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

2.9.1. объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;

2.9.2. существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

2.9.3. полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;

2.9.4. период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в План в обязательном порядке);

2.9.5. организация внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

2.9.6. опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций, осуществляющих ведение бюджетного учета и отчетности.

2.10. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пунктах 2.7 и 2.9 настоящего Порядка, и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.

2.11. Направление аудита и (или) объект аудита включается в план, если его значение приоритетности выше порогового значения, которое устанавливается исходя из анализа следующих факторов:

2.11.1. степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

2.11.2. возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

2.11.3. объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

2.12. Изменения в План могут вноситься в случаях:

2.12.1. необходимости изменения сроков проведения аудиторских проверок, включенных в План;

2.12.2. изменения федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

2.12.3. реорганизации или ликвидации объектов аудита;

2.12.4. выявления в ходе подготовки или проведения аудиторской проверки существенных обстоятельств, требующих изменения темы проверяемых внутренних бюджетных процедур;

2.12.5. в иных случаях по инициативе должностных лиц, ответственных за организацию и проведение аудиторской проверки.

2.13. Внеплановые аудиторские проверки назначаются решением Руководителя Агентства в случаях:

2.13.1. необходимости проверки устранения объектом аудита ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

2.13.2. поступления жалоб, обращений граждан;

2.13.3. поступления соответствующих обращений правоохранительных или контрольных органов исполнительной власти Российской Федерации о проведении проверок;

2.13.4. смены руководства, главного бухгалтера объекта аудита;

2.13.5. в иных случаях.

2.14. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов их финансирования, но не должны превышать 40 календарных дней.

2.15. Проведение аудиторских проверок осуществляется аудиторской группой, состоящей из должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку.

2.16. В состав аудиторской группы, образованной для проведения выездной аудиторской проверки, должно входить не менее двух человек.

2.17. Аудиторскую группу возглавляет руководитель аудиторской группы.

2.18. Аудиторская проверка может проводиться с привлечением независимых экспертов, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица.

2.19. При использовании результатов работы привлеченных специалистов ответственность за формирование выводов по результатам проверок несет руководитель аудиторской группы.

2.20. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:

2.20.1. предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, опросы, собеседования;

2.20.2. разработка и утверждение программы аудиторской проверки;

2.20.3. формирование аудиторской группы.

2.21. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (далее - Программа), утвержденной начальником Контрольно-ревизионного управления по форме приложения N 3 к настоящему Порядку.

2.22. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

2.22.1. осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

2.22.2. проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

2.23. При составлении Программы формируется аудиторская группа и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

2.23.1. тему аудиторской проверки;

2.23.2. наименование объекта аудита;

2.23.3. основания для проведения аудиторской проверки;

2.23.4. вид аудиторской проверки;

2.23.5. срок проведения аудиторской проверки;

2.23.6. проверяемый период деятельности объекта аудита;

2.23.7. предмет аудиторской проверки;

2.23.8. перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;

2.23.9. состав аудиторской группы.

2.24. Программа содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:

2.24.1. организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;

2.24.2. применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;

2.24.3. наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.

III. Проведение аудиторских проверок

3.1. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

3.1.1. запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

3.1.2. посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.

3.1.3. привлекать независимых экспертов.

3.2. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

3.2.1. соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

3.2.2. проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

3.2.3. знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с Программой, а также результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);

3.2.4. не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

3.3. Уполномоченные должностные лица объекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

3.3.1. присутствовать при проведении аудиторской проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

3.3.2. обжаловать действия (бездействие) членов аудиторской группы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим порядком.

3.4. Должностные лица и работники объектов аудита при проведении аудиторской проверки обязаны:

3.4.1. своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения аудиторской проверки. В случае отказа от предоставления запрашиваемых документов в акте аудиторской проверки делается соответствующая запись;

3.4.2. давать устные и письменные объяснения членам аудиторской группы;

3.4.3. оказывать необходимое организационное и техническое содействие должностным лицам, входящим в состав аудиторской группы, привлекаемым специалистам и экспертам, в том числе обеспечивать их необходимыми отдельными помещениями для работы, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями, средствами связи (за исключением мобильной связи);

3.4.4. обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы, специалистов и независимых экспертов, привлекаемых в рамках проверки, к помещениям, территориям, объектам (предметам) исследований и экспертиз, предъявлять поставленные товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг;

3.4.5. выполнять иные законные требования должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей;

3.4.6. своевременно и в полном объеме исполнять решения Руководителя Агентства, принятые по результатам рассмотрения отчета о проведении аудиторской проверки.

3.5. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

3.5.1. осуществления внутреннего финансового контроля;

3.5.2. законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

3.5.3. ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

3.5.4. применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

3.5.5. вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

3.5.6. наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

3.5.7. формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

3.5.8. бюджетной отчетности.

3.6. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

3.6.1. инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

3.6.2. наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

3.6.3. запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

3.6.4. подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

3.6.5. пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

3.6.6. аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.

3.7. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.7.1. наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

3.7.2. организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;

3.7.3. содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, соответствие их квалификации установленным требованиям;

3.7.4. укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

3.7.5. разграничение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;

3.7.6. доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;

3.7.7. учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;

3.7.8. своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;

3.7.9. учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;

3.7.10. наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

3.7.11. наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;

3.7.12. наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.

3.8. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.8.1. организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

3.8.2. использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;

3.8.3. понимание сотрудниками значимости осуществления внутреннего финансового контроля;

3.8.4. применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.

3.9. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.9.1. непрерывность ведения бюджетного учета;

3.9.2. укомплектованность сотрудниками подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующего бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;

3.9.3. наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;

3.9.4. наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;

3.9.5. правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;

3.9.6. включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;

3.9.7. правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

3.9.8. соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;

3.9.9. соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;

3.9.10. наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;

3.9.11. организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;

3.9.12. наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности контроля главного администратора бюджетных средств за соблюдением подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;

3.9.13. надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;

3.9.14. наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита.

3.10. Аудит достоверности бюджетной отчетности проводится в отношении:

3.10.1. годовой бюджетной отчетности Агентства до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

3.10.2. бюджетной отчетности иного объекта аудита за 9 месяцев текущего финансового года и (или) годовой бюджетной отчетности этого объекта аудита до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

3.11. Для получения аудиторских доказательств достоверности бюджетной отчетности рекомендуется в обязательном порядке применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении. Применение методов аудита осуществляется с учетом результатов анализа внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (к операциям с низкими рисками методы аудита могут не применяться).

3.12. Под существенным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение такого показателя более чем на 10% или превышающее 1,5 миллиона рублей.

3.13. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:

3.13.1. соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета;

3.13.2. качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;

3.13.3. полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

3.13.4. полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

3.13.4. обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;

3.13.5. равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;

3.13.6. обоснованность выбора способов размещения государственных (муниципальных) закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;

3.13.7. наличие и качество методики определения объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения целей бюджетного выравнивания;

3.13.8. обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;

3.13.9. обоснованность показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

3.13.10. сопоставление расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;

3.13.11. отклонение стоимости единицы государственной (муниципальной) услуги (работы), оказанной в рамках государственного (муниципального) задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;

3.13.12. прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ);

3.13.13. сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

3.13.14. наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

3.13.15. наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

3.13.16. обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;

3.13.17. наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

3.14. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

3.15. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

3.16. Запрос о представлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их исполнения.

3.17. Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или представляются их копии, заверенные объектом аудита в установленном порядке.

Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в сети Интернет и официальных печатных изданий.

3.18. Запрос о представлении документов и информации вручается уполномоченному должностному лицу объекта аудита либо направляется с использованием системы электронного документооборота (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, позволяющим доставить данные документы в срок не позднее чем за 7 рабочих дней до даты проведения плановой проверки и (или) за 3 рабочих дня до даты проведения внеплановой проверки.

3.19. Срок представления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса, но не может составлять менее 3 рабочих дней.

3.20. В случае необходимости получения дополнительных документов и информации в ходе проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы в соответствии с Программой проверки вправе направить в адрес объекта аудита дополнительные запросы о предоставлении требуемых информации и документов.

3.21. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено Руководителем Агентства на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы в связи:

3.21.1. с отсутствием или неудовлетворительным состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита, необходимостью восстановления им документов, требуемых для проведения проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

3.21.2. с непредставлением объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;

3.21.3. с необходимостью ожидания исполнения запросов, направленных в объект аудита;

3.21.4. с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз;

3.21.5. с необходимостью исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита;

3.21.6. с наличием иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от аудиторской группы.

На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

3.22. В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки руководитель аудиторской группы письменно извещает объект аудита о приостановлении проверки и о причинах приостановления.

После устранения причин, послуживших основанием для приостановки проверки, объект аудита обязан в течение 3 рабочих дней известить об этом руководителя аудиторской группы.

В течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки руководитель аудиторской группы направляет служебную записку Руководителю Агентства, который принимает решение о возобновлении проведения проверки.

В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы письменно извещает объект аудита о возобновлении проверки.

3.23. По решению Руководителя Агентства срок проведения аудиторской проверки может быть продлен на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы, но не более чем на 20 календарных дней.

3.24. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

3.24.1. получение в ходе проведения аудиторской проверки от контролирующих, правоохранительных органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений;

3.24.2. большой объем исследуемых документов и информации;

3.24.3. необходимость проведения длительных аналитических процедур;

3.24.4 непредставление или несвоевременное представление запрошенных у объекта аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;

3.24.5. наличие обстоятельств непреодолимой силы.

3.25. При непредставлении (отказе от представления) запрошенных документов, материалов, информации и т.п. в сроки, указанные в запросе, руководитель объекта аудита (иное уполномоченное должностное лицо) представляет пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и сведений, которые приобщаются к материалам проверки. Документы признаются отсутствующими, о чем в акте аудиторской проверки делается соответствующая запись со ссылкой на причины, указанные в пояснении.

3.26. В случае непредставления пояснения и (или) отсутствия объективных причин для отказа от выполнения запроса, а также в иных случаях противодействия проведению внутреннего финансового аудита руководитель аудиторской группы уведомляет руководителя или иное уполномоченное должностное лицо объекта аудита о создании им препятствий для проведения контрольного мероприятия. В акте аудиторской проверки делается соответствующая запись.

3.27. Ответственность за полноту и достоверность представленных для проверки сведений несет руководитель объекта аудита (иное уполномоченное должностное лицо).

3.28. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

3.28.1. документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

3.28.2. сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

3.28.3. сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

3.28.4. перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

3.28.5. письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;

3.28.6. копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

3.28.7. копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

3.28.8. акт аудиторской проверки.

3.29. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме приложения N 4 к настоящему Порядку, который подписывается руководителем аудиторской группы.

3.30. Акт проверки вручается (направляется) представителю объекта аудита.

3.31. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней после получения акта аудиторской проверки.

Внесение в подписанный акт аудиторской проверки каких-либо изменений на основании представленных объектом аудита письменных возражений и дополнительно представленных материалов не допускается.

3.32. По результатам рассмотрения письменных возражений объекта аудита аудиторская группа готовит заключение, которое вручается (направляется) представителю объекта аудита. Заключение подписывает руководитель аудиторской группы.

Письменные возражения объекта аудита и заключение на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.

IV. Реализация результатов аудиторских
проверок и отчетность

4.1. На основании акта аудиторской проверки отделом внутреннего контроля и аудита Контрольно-ревизионного управления составляется отчет о результатах внутреннего финансового аудита по форме приложения N 5 к настоящему Порядку, содержащий:

4.1.1. информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;

4.1.2. информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

4.1.3. выводы о степени надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

4.1.4. выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности Агентства;

4.1.5. выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Агентства, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.

4.2. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля отражают мнение аудиторской группы о способности системы внутреннего финансового контроля предотвратить совершение нарушений или допущение недостатков при исполнении требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

4.3. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:

4.3.1. наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

4.3.2. наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;

4.3.3. наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;

4.3.4. наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков;

4.3.5. наличие (отсутствие) значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля.

4.4. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:

4.4.1. наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;

4.4.2. полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;

4.4.3. оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита;

4.4.4. наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.

4.5. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Руководителю Агентства. По результатам рассмотрения указанного отчета Руководитель Агентства вправе принять одно или несколько решений:

4.5.1. о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

4.5.2. о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

4.5.3. о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

4.5.4. о направлении материалов в Федеральное казначейство и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупции, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность.

4.6. Руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и мониторинг его выполнения.

4.7. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:

4.7.1. получение от объектов аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;

4.7.2. оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных аудиторских проверок;

4.7.3. подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.

4.8. Отдел внутреннего контроля и аудита Контрольно-ревизионного управления обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по форме приложения N 6 к настоящему Порядку.

4.9. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Агентства.

4.10. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в предыдущем финансовом году (с приложением актов аудиторских проверок) представляется Руководителю Агентства до 1 апреля текущего финансового года.

4.11. В состав отчетности включаются отчеты о результатах внутреннего финансового аудита, сгруппированные по темам аудиторских проверок, проверенным объектам аудита, проверяемым периодам, а также пояснительная записка, содержащая сведения об основных результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

4.12. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.