См. Документы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ
И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 13 ноября 2023 г. N 1430

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 118н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита", от 4 октября 2023 г. N 158н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления в центральном аппарате Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору внутреннего финансового аудита.

2. Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложить на помощника Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору А.А. Даушева.

3. Признать утратившими силу приказы Россельхознадзора от 17 декабря 2020 г. N 1363, от 15 апреля 2021 г. N 387, от 20 декабря 2021 г. N 1509, от 21 октября 2022 г. N 1622, от 11 апреля 2023 г. N 410, от 12 октября 2023 г. N 1274, от 7 ноября 2023 г. N 1398.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 г.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
С.А.ДАНКВЕРТ

Утвержден
приказом Россельхознадзора
от 13.11.2023 N 1430

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1. Порядок осуществления в центральном аппарате Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору внутреннего финансового аудита разработан на основании пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Минфином России (далее - Порядок).

Порядок содержит положения, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, и другие положения.

В настоящем Порядке применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).

2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Россельхознадзора на предмет соответствия установленным правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиям к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений по повышению его эффективности;

б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Россельхознадзором;

в) повышения качества финансового менеджмента.

3. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и/или составляющие эти процедуры операции (действия) по их выполнению (далее - Объект аудита).

4. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченным должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями на основе функциональной независимости (далее - уполномоченное должностное лицо).

5. Деятельность уполномоченного должностного лица основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации.

6. Права и обязанности уполномоченного должностного лица определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).

II. Планирование аудиторских мероприятий

7. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), который составляется уполномоченным должностным лицом.

План оформляется в виде документа, составляемого в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе с принципами компетентности и объективности, и с учетом результатов оценки бюджетных рисков.

План утверждается Руководителем Россельхознадзора до начала очередного финансового года или не позднее 20 рабочих дней с даты образования субъекта внутреннего финансового аудита.

8. План включает не менее двух планируемых к проведению в Россельхознадзоре в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, окончание которых приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности до наиболее позднего из установленных сроков за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств. Одно из мероприятий проводится в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - подтверждение достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств).

План содержит следующую информацию: пункт Плана, тему аудиторского мероприятия, месяц окончания аудиторского мероприятия, ответственных исполнителей.

9. План доводится до руководителей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).

10. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Руководителя Россельхознадзора и оформляется приказом, в котором указываются тема, даты начала и окончания указанного мероприятия, Объект аудита, Субъект бюджетных процедур.

11. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:

а) возможность осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости;

б) степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита);

в) возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) Россельхознадзора и (или) экспертов;

г) необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий исходя из данных о внеплановых аудиторских мероприятиях, проведенных в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года);

д) необходимость резервирования времени на осуществление должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита;

е) решения Руководителя Россельхознадзора о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий, принятые при утверждении планов проведения аудиторских мероприятий в предшествующие годы (1 - 2 года);

ж) информация, содержащаяся в реестре бюджетных рисков, в том числе о значимых бюджетных рисках. Оценка бюджетных рисков, в том числе определение значимости (уровня) бюджетного риска, осуществляется в установленном порядке;

з) результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в установленном порядке;

и) предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Россельхознадзора, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;

к) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по источнику доходов, закрепленному за Россельхознадзором (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);

л) отсутствие необходимости осуществления аудиторских мероприятий в связи с консультированием субъектов бюджетных процедур в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1 - 2 года);

м) отказы в представлении субъектами бюджетных процедур документов и информации и доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Россельхознадзором и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, необходимых для осуществления консультирования;

н) иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.

12. Уполномоченным должностным лицом проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, и результатов оценки (актуализации оценки) бюджетных рисков, с учетом которых определяются приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, их темы, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.

13. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:

а) принятия Руководителем Россельхознадзора решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;

б) направления уполномоченным должностным лицом в адрес Руководителя Россельхознадзора предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:

- наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

- недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;

- внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

- выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);

- реорганизацией, ликвидацией главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.

14. Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются Руководителем Россельхознадзора.

III. Программа аудиторского мероприятия

15. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), которая формируется уполномоченным должностным лицом, в том числе с использованием прикладных программных средств и информационных систем, включая созданные в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

16. В целях составления Программы уполномоченным должностным лицом проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями/действиями по выполнению бюджетных процедур, являющихся Объектами аудита.

Программа оформляется в виде документа, формируемого на основе результатов оценки бюджетных рисков в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности, и с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита.

Уполномоченное должностное лицо утверждает программу аудиторского мероприятия и изменения в нее.

17. Программа аудиторского мероприятия содержит следующую информацию:

а) основание проведения аудиторского мероприятия - пункт Плана или дата и номер приказа Россельхознадзора о проведении внепланового аудиторского мероприятия;

б) тему;

в) сроки проведения;

г) цели и задачи;

д) наименование (перечень) объектов внутреннего финансового аудита;

е) перечень вопросов, подлежащих изучению;

ж) применяемые методы внутреннего финансового аудита;

з) сведения об уполномоченном должностном лице.

18. Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:

а) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;

б) до подписания руководителем субъекта бюджетной отчетности:

годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств;

годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.

19. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от Объектов аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.

Используемые методы внутреннего финансового аудита обеспечивают получение уполномоченным должностным лицом необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.

20. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.

Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.

21. Методы внутреннего финансового аудита:

а) аналитические процедуры;

б) инспектирование;

в) пересчет;

г) запрос;

д) подтверждение;

е) наблюдение;

ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.

22. Исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению при необходимости привлекаются эксперты.

IV. Проведение аудиторских мероприятий

23. При проведении аудиторского мероприятия собираются аудиторские доказательства, обоснованные, надежные и достаточные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.

24. Аудиторские доказательства являются обоснованными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов, а также для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия.

25. Аудиторские доказательства являются надежными, если при повторном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, будут получены те же результаты, что и при первичном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении этих же вопросов, при этом:

- надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника;

- документированные аудиторские доказательства (письменные свидетельства) надежнее, чем устные разъяснения, но надежность документированных аудиторских доказательств может быть разной в зависимости от источника и цели документа;

- аудиторские доказательства, полученные из нескольких источников, надежнее, чем полученные из одного источника;

- аудиторские доказательства, полученные от незаинтересованных сторон (эксперты и (или) лица, располагающие документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия), надежнее, чем полученные от субъектов бюджетных процедур;

- аудиторские доказательства, собранные непосредственно уполномоченным должностным лицом (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), надежнее, чем полученные косвенным путем (например, путем запроса);

- аудиторские доказательства в виде оригиналов документов надежнее, чем их копии.

26. Аудиторские доказательства являются достаточными, если они позволяют с учетом целей и задач аудиторского мероприятия сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия, при этом большой объем (количество) аудиторских доказательств не компенсирует обоснованность и надежность аудиторских доказательств.

27. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.

28. Изучение объектов внутреннего финансового аудита может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования прикладных программных средств или информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.

29. При проведении аудиторского мероприятия используется выборка, предназначенная для того, чтобы на основании изучения менее чем 100% элементов общего набора действий (операций), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.

30. Выборка может быть проведена одним из следующих способов:

а) статистическая выборка, при которой элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом или с использованием теории вероятности;

б) нестатистическая выборка - не соответствующая характеристикам статистической выборки;

в) качественная выборка - обеспечение в выборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности;

г) количественная выборка - обеспечение в выборке такого числа единиц, при котором можно достаточно обоснованно судить о величине изучаемых признаков (объем выборки).

Применяемый способ выборки для изучения объектов внутреннего финансового аудита должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.

31. Уполномоченное должностное лицо при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.

V. Документирование аудиторских мероприятий

32. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая ведется и хранится в электронном виде и (или) на бумажных носителях.

33. Рабочая документация подтверждает, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой этого аудиторского мероприятия; собраны аудиторские доказательства (документы, данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.

34. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия.

35. Рабочая документация хранится у Уполномоченного должностного лица 5 лет.

VI. Основания и сроки приостановления и/или продления
аудиторских мероприятий

36. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, уполномоченное должностное лицо направляет Руководителю Россельхознадзора служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данного мероприятия.

37. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:

а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

б) непредставление Субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.

38. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:

а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;

б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов уполномоченного должностного лица, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;

в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.

39. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:

а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;

б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;

в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;

г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления (продления), но не может превышать 60 рабочих дней.

Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.

40. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия, принимаемое Руководителем Россельхознадзора в соответствии с мотивированной служебной запиской уполномоченного должностного лица, оформляется приказом Россельхознадзора, при этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий и (или) программу аудиторского мероприятия не вносятся.

После устранения причин приостановления (продления) аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые приказом.

41. По решению уполномоченного должностного лица информация о качестве финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок (справок), направляемых субъектам бюджетных процедур.

VII. Составление и представление заключений. Представление
и рассмотрение возражений по результатам проведенного
аудиторского мероприятия

42. Заключение по аудиторскому мероприятию (далее - Заключение) включает в себя:

а) тему аудиторского мероприятия;

б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;

в) описание значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:

- о степени надежности внутреннего финансового контроля;

- о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);

- о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении Россельхознадзором значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;

е) дату подписания Заключения;

ж) должность, фамилию и инициалы, подпись уполномоченного должностного лица.

Описание значимых бюджетных рисков, предусмотренное подпунктом "в" настоящего пункта, включает описание причин и возможных последствий реализации значимых бюджетных рисков. При указании фактов реализации значимых бюджетных рисков в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта их описание в заключении не отражается.

43. В целях обеспечения полноты и достоверности Заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:

а) указанные в Заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;

б) указанная в Заключении информация должна быть:

точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание результатов проведения аудиторского мероприятия;

полной, что означает отражение в Заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;

объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;

ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей Заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;

краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;

конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;

своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков по устранению нарушений и (или) недостатков;

в) в Заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями уполномоченного должностного лица и (или) лиц, подписывающих указанные документы;

г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций;

д) Заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;

е) Заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

44. Дата подписания Заключения является датой окончания аудиторского мероприятия. Подписанный экземпляр Заключения передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение 5 рабочих дней.

45. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней с даты его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения уполномоченному должностному лицу на бумажном носителе или в электронном виде.

46. Возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются уполномоченным должностным лицом в срок до 10 рабочих дней со дня их получения и, при необходимости, учитываются уполномоченным должностным лицом, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.

47. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения, Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений.

48. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных уполномоченным должностным лицом предложений и в установленные сроки представляет уполномоченному должностному лицу информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов.

49. Подписанный экземпляр Заключения направляется Руководителю Россельхознадзора для принятия решений в течение 10 рабочих дней, а при наличии возражений в срок до 15 рабочих дней со дня подписания заключения на возражения.

По решению Руководителя Россельхознадзора и (или) уполномоченного должностного лица к Заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий уполномоченного должностного лица при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки (справки), поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур в ходе проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности Заключения.

50. Руководитель Россельхознадзора рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.

51. Руководитель Россельхознадзора принимает решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях уполномоченного должностного лица, так и в полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации уполномоченного должностного лица о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

52. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Россельхознадзора, в целях выполнения решений Руководителя Россельхознадзора, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках уполномоченного должностного лица, проекте Заключения и Заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.

53. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента используется должностными лицами (работниками) уполномоченного должностного лица в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

54. Должностные лица (работники) уполномоченного должностного лица регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

55. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности уполномоченного должностного лица.

VIII. Составление и представление годовой отчетности
о результатах деятельности субъекта внутреннего
финансового аудита

56. Уполномоченное должностное лицо формирует годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита (далее - годовая отчетность), подписывает ее и представляет Руководителю Россельхознадзора.

Годовая отчетность представляется не позднее 20 рабочих дней после наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет Россельхознадзор.

57. Годовая отчетность должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:

а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;

б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий (при наличии);

в) о степени надежности осуществляемого в Россельхознадзоре внутреннего финансового контроля;

г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствии (несоответствии) порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, или о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

д) о качестве финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, в частности, о достижении Россельхознадзором целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:

- нарушениях и (или) недостатках и принятых мерах по их устранению (при наличии);

- бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;

- принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

- примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств (при наличии);

ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита (при наличии);

и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности;

к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита;

л) обобщенную информацию об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента.

IX. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных
процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра
бюджетных рисков

58. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков Россельхознадзора, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска:

а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;

б) описание выявленного (обнаруженного) бюджетного риска и его причин;

в) возможные последствия реализации бюджетного риска;

г) значимость (уровень) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);

д) владельцы бюджетного риска и (или) структурные подразделения (подразделения в составе этих структурных подразделений) Россельхознадзора, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;

е) меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости принятия) и приоритетность их принятия.

59. Ведение реестра бюджетных рисков может осуществляться с использованием прикладных программных средств и информационных систем, в том числе созданных в установленном порядке для автоматизации исполнения бюджетных полномочий Россельхознадзора с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.

60. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков уполномоченным должностным лицом осуществляется оценка бюджетных рисков, определение их значимости.

Оценка бюджетного риска (риска искажения бюджетной отчетности) включает в себя актуализацию значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности) по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетных рисков и возможных последствий реализации бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности).

Переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, проводится путем актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков.

61. Уполномоченное должностное лицо проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями.

Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия, отражаются в заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.

62. Уполномоченное должностное лицо при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящий Порядок.