См. Документы Федерального агентства по государственным резервам
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ
ПРИКАЗ
от 30 января 2024 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
АГЕНТСТВЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ
И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", подпунктом "а" пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696, подпунктом 9.9 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 373, абзацем вторым пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по государственным резервам и его территориальных органах.
2. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по государственным резервам от 27 августа 2018 г. N 197 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по государственным резервам, его территориальных органах и подведомственных организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2018 г., регистрационный N 52165).
Руководитель
Д.Ю.ГОГИН
Утверждено
приказом Федерального агентства
по государственным резервам
от 30.01.2024 N 18
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
АГЕНТСТВЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ
И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
I. Общие положения
1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по государственным резервам и его территориальных органах (далее - Положение) определяет основы организации гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в Росрезерве и его территориальных органах.
2. Мероприятия по гражданской обороне в Росрезерве и его территориальных органах организуются, проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, Росрезерва, в том числе Положением.
3. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите федеральных государственных гражданских служащих Росрезерва и его территориальных органов (далее - гражданские служащие), материальных ценностей Росрезерва и его территориальных органов (далее - материальные ценности) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите гражданских служащих и материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
5. Ведение гражданской обороны в Росрезерве и его территориальных органах начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ).
6. Ведение гражданской обороны в Росрезерве и его территориальных органах осуществляется на основе планов гражданской обороны и приведения в готовность гражданской обороны разрабатываемых в соответствии с приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 216ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257) (далее - приказ N 216ДСП).
7. Оповещение гражданских служащих об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, производится ответственным дежурным Росрезерва через системы оповещения Росрезерва по сигналам, полученным от специализированных технических средств оповещения и информирования населения в соответствии с частью третьей статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
8. Проведение эвакуации в Росрезерве и его территориальных органах планируется заблаговременно в мирное время.
9. Для укрытия гражданских служащих заблаговременно создаются защитные сооружения гражданской обороны (далее - защитные сооружения) в соответствии с пунктом 4 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309.
При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия гражданских служащих используются заглубленные помещения, метрополитены и другие сооружения подземного пространства.
10. Обеспечение гражданских служащих средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с абзацем первым и вторым пункта 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 31 июля 2017 г. N 309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2017 г., регистрационный N 47944).
11. Для решения задач по гражданской обороне в Росрезерве и его территориальных органах создаются и поддерживаются в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ.
12. В целях оперативного решения задач гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в Росрезерве и его территориальных органах формируются (назначаются) координационные органы управления гражданской обороны:
эвакуационные комиссии;
комиссии по повышению устойчивости функционирования.
13. Органами управления гражданской обороны являются:
в Росрезерве - структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны;
в территориальных органах Росрезерва - структурное подразделение (работники), уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.
14. Руководство гражданской обороной в Росрезерве осуществляет руководитель Росрезерва, в территориальных органах Росрезерва - руководители территориальных органов Росрезерва (далее при совместном упоминании - руководители гражданской обороны).
Руководители гражданской обороны осуществляют руководство через органы управления гражданской обороны.
15. Непосредственное управление гражданской обороной Росрезерва, контроль за ее состоянием и готовностью осуществляет заместитель руководителя Росрезерва, курирующий вопросы гражданской обороны.
16. При выполнении мероприятий по гражданской обороне руководители гражданской обороны организуют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272.
Организация взаимодействия Росрезерва с Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России, территориальных органов Росрезерва с территориальными органами МЧС России осуществляется путем информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с приказом N 216ДСП.
II. Основные задачи, функции и полномочия в области
гражданской обороны
17. Основными задачами Росрезерва и его территориальных органов в области гражданской обороны являются:
организация и осуществление подготовки (обучения) гражданских служащих в области гражданской обороны;
оповещение гражданских служащих об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
планирование, подготовка и проведение мероприятий по эвакуации гражданских служащих и материальных ценностей в безопасные районы;
подготовка и проведение мероприятий по обеспечению гражданских служащих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для гражданских служащих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение гражданских служащих, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
участие в борьбе с пожарами на объектах (территориях) Росрезерва и его территориальных органов, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение объектов (территорий) Росрезерва и его территориальных органов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка гражданских служащих, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий Росрезерва и его территориальных органов;
восстановление и поддержание порядка на объектах (территориях) Росрезерва и его территориальных органов, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб объектов Росрезерва и его территориальных органов в военное время;
срочное захоронение трупов гражданских служащих в военное время;
принятие мер по обеспечению устойчивого функционирования объектов Росрезерва и его территориальных органов, необходимых для выживания гражданских служащих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
организация сбора и обмена информацией с МЧС России в соответствии с приказом N 216ДСП;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
18. Росрезерв в пределах своих полномочий в области гражданской обороны осуществляет следующие функции и полномочия:
принимает нормативные правовые акты в области гражданской обороны, доводит их требования до сведения территориальных органов Росрезерва и контролирует их выполнение в соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона N 28-ФЗ;
разрабатывает и реализует план приведения в готовность гражданской обороны и план гражданской обороны Росрезерва, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организует работу по разработке планов приведения в готовность гражданской обороны и планов гражданской обороны в территориальных органах Росрезерва в соответствии с абзацем третьим статьи 7 Федерального закона N 28-ФЗ;
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку органов управления, сил и средств гражданской обороны, а также гражданских служащих;
осуществляет меры, направленные на повышение устойчивости функционирования объектов Росрезерва при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создает, реконструирует и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения объектов, производств и сооружений, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ, находящихся в ведении Росрезерва;
создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с абзацем первым пункта 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379;
определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне Росрезерва.
19. Территориальные органы Росрезерва осуществляют следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:
планируют и организуют выполнение мероприятий по гражданской обороне в территориальном органе, осуществляют работу по разработке плана приведения в готовность гражданской обороны и плана гражданской обороны (или плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) в территориальном органе;
осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии готовности;
организуют подготовку органов управления, сил и средств гражданской обороны, а также гражданских служащих территориального органа в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обучение гражданских служащих действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности в территориальном органе технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения объектов, производств и сооружений, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ, находящихся в ведении территориального органа;
обеспечивают сохранение и готовность к использованию имеющихся защитных сооружений, а при их отсутствии обеспечивают укрытие гражданских служащих территориального органа в имеющихся заглубленных и других помещениях подземного пространства;
организуют мероприятия по подготовке и проведению эвакуации, размещению гражданских служащих территориального органа в безопасных районах, обеспечению их жизнедеятельности;
организуют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования объектов Росрезерва при возникновении военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
III. Основные мероприятия по гражданской обороне
20. К основным мероприятиям по гражданской обороне по подготовке гражданских служащих в области гражданской обороны, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
организация, планирование и осуществление подготовки, повышения квалификации в области гражданской обороны;
разработка и реализация программы проведения вводного инструктажа по гражданской обороне;
осуществление организационно-методического руководства и контроля за подготовкой гражданских служащих, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы в области гражданской обороны для подготовки гражданских служащих;
осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны среди гражданских служащих.
21. К основным мероприятиям по гражданской обороне по оповещению гражданских служащих об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения гражданских служащих, осуществление модернизации систем оповещения на базе технических средств нового поколения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования гражданских служащих;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
информирование гражданских служащих о складывающейся обстановке;
сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.
22. К основным мероприятиям по гражданской обороне по эвакуации гражданских служащих и материальных ценностей в безопасные районы, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в безопасные районы из зон возможных опасностей;
создание эвакуационных органов;
подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемых гражданских служащих, материальных ценностей, подлежащих эвакуации.
23. К основным мероприятиям по гражданской обороне по предоставлению гражданским служащим средств индивидуальной и коллективной защиты, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими гражданских служащих;
разработка планов распределения и выдачи средств индивидуальной защиты гражданским служащим;
обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты гражданским служащим;
поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны (при их наличии) и их технических систем;
приспособление заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства на объектах (территориях) Росрезерва и его территориальных органов для укрытия гражданских служащих;
обеспечение укрытия гражданских служащих в защитных сооружениях гражданской обороны (при их наличии), а при их отсутствии - в защитных сооружениях иных организаций или в имеющихся заглубленных и других помещениях подземного пространства.
24. К основным мероприятиям по гражданской обороне по световой маскировке и другим видам маскировки, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
определение перечня объектов, зданий и сооружений, подлежащих световой маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, зданий, сооружений, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание Росрезервом и его территориальными органами в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков.
25. К основным мероприятиям по гражданской обороне по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для гражданских служащих, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
26. К основным мероприятиям по гражданской обороне по первоочередному жизнеобеспечению гражданских служащих, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения гражданских служащих;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди гражданских служащих, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
определение численности гражданских служащих, оставшихся без жилья, и организация их размещения в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также в служебных помещениях;
организация оказания первой помощи пострадавшим гражданским служащим, организация их эвакуации (доставки) в учреждения здравоохранения;
организация информационно-психологической поддержки гражданским служащим.
27. К основным мероприятиям по гражданской обороне по борьбе с пожарами на объектах (территориях) Росрезерва, его территориальных органов, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
создание нештатных аварийно-спасательных формирований, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация взаимодействия с подразделениями Государственной противопожарной службы и другими подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров на объектах (территориях) Росрезерва и его территориальных органов.
28. К основному мероприятию по гражданской обороне по обнаружению и обозначению объектов (территорий) Росрезерва и его территориальных органов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, проводимому Росрезервом и его территориальными органами, относится введение режима радиационной защиты в структурных подразделениях Росрезерва и его территориальных органов, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению).
29. К основным мероприятиям по гражданской обороне по санитарной обработке гражданских служащих, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих внутреннего финансового аудита и дезинфицирующих веществ и растворов;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке гражданских служащих.
30. К основным мероприятиям по гражданской обороне по восстановлению и поддержанию порядка на объектах (территориях) Росрезерва и его территориальных органов, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся обеспечение пропускного режима на объектах (территориях) Росрезерва и его территориальных органов, усиление охраны, поддержание общественного порядка на объектах (территориях) и на маршрутах эвакуации гражданских служащих.
31. К основным мероприятиям по гражданской обороне по участию в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб объектов Росрезерва и его территориальных органов в военное время относятся:
организация доставки питьевой воды для обеспечения гражданских служащих;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание запасов резервуаров и емкостей, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
32. К основным мероприятиям по гражданской обороне по обеспечению срочного захоронения трупов гражданских служащих в военное время, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам срочного захоронения трупов гражданских служащих, погибших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
проведение мероприятий по осуществлению опознания трупов гражданских служащих, погибших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
организация направления неопознанных трупов гражданских служащих в экспертно-криминалистические подразделения МВД России или судебно-медицинские учреждения Минздрава России.
33. К основным мероприятиям по гражданской обороне по обеспечению устойчивости функционирования объектов Росрезерва и его территориальных органов, необходимых для выживания гражданских служащих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
создание в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 12 Положения комиссий по повышению устойчивости функционирования, организация их деятельности;
проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем энерго-, водоснабжения и канализации объектов Росрезерва и его территориальных органов;
планирование, подготовка и организация проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ на объектах Росрезерва и его территориальных органов.
34. К основным мероприятиям по гражданской обороне по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, проводимым Росрезервом и его территориальными органами, относятся:
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
планирование действий сил гражданской обороны;
разработка и уточнение планирующих документов по гражданской обороне;
определение порядка взаимодействия сил гражданской обороны.
IV. Заключительные положения
35. Росрезерв и его территориальные органы планируют и осуществляют финансирование мероприятий по гражданской обороне за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 28-ФЗ.
36. В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 28-ФЗ неисполнение должностными лицами Росрезерва и его территориальных органов обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.