См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2019 г. N П/0525
О ПРОГРАММЕ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ
КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2021 - 2022 ГОДОВ
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, приказываю:
1. Утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного контроля (надзора), на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов (далее - Программа профилактики).
2. Управлению государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.), Управлению кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.), Управлению по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.), Управлению оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.) осуществлять контроль за исполнением Программы профилактики.
3. Руководителям территориальных органов Росреестра:
в рамках реализации Программы профилактики утвердить подпрограммы профилактики нарушений обязательных требований;
в срок до 1 августа и 1 декабря 2020 г. представлять в Росреестр информацию об исполнении Программы профилактики.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя М.С. Смирнова.
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации -
руководитель Росреестра
В.В.АБРАМЧЕНКО
Приложение
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от 20 декабря 2019 г. N П/0525
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ
КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2021 - 2022 ГОДОВ
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного контроля (надзора), на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, в целях организации проведения в 2020 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований.
2. Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления государственного земельного надзора, федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, лицензионного контроля геодезической и картографической деятельности, надзора за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок (далее - государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций), федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки.
3. Программа профилактики реализуется в 2020 году и содержит описание текущего состояния поднадзорной сферы, план мероприятий по профилактике нарушений на 2020 год, проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2021 - 2022 годы и показатели оценки реализации Программы профилактики.
II. Аналитическая часть
4. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр уполномочен осуществлять:
государственный земельный надзор;
федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии;
лицензионный контроль геодезической и картографической деятельности;
надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;
государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок;
федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки.
5. Целями Программы профилактики являются:
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
6. Задачами Программы профилактики являются:
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на их устранение;
повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Государственный земельный надзор
7. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
8. Подконтрольные субъекты.
Объектами государственного земельного надзора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, обладающие правами на земельные участки, а также использующие земельные участки.
Кроме того, объектами государственного земельного надзора являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
9. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного земельного надзора.
При осуществлении государственного земельного надзора Росреестр осуществляет надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законом прав на такой земельный участок);
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора, утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225 и размещен на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт Росреестра).
10. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 30 июня 2019 г. количество подконтрольных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составило 6,6 млн единиц.
Количество подконтрольных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - 58 единиц.
Количество подконтрольных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - 85 единиц.
Количество подконтрольных органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, - 4785 единиц.
11. Данные о проведенных в первом полугодии 2019 года мероприятиях по государственному земельному надзору.
Штатная численность должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, по состоянию на 30 июня 2019 г. составила 2932 человека (на 31 декабря 2018 года - 2899 человек).
В первом полугодии 2019 года Росреестром в рамках государственного земельного надзора проведено 99,8 тыс. проверок и более 58 тыс. административных обследований (в первом полугодии 2018 года - 100,7 тыс. проверок и 41,0 административных обследований).
В результате осуществления мероприятий по государственному земельному надзору выявлено 79,3 тыс. нарушений законодательства Российской Федерации, из которых 68,2 тыс. составили нарушения требований, установленных земельным законодательством (в первом полугодии 2018 года - соответственно 74,4 тыс. и 63,8 нарушений). К административной ответственности привлечено 36,7 тыс. правонарушителей (в первом полугодии 2018 года - 33,0 тыс. правонарушителей). На нарушителей законодательства наложено штрафов на 374,6 млн рублей (в первом полугодии 2018 года - 445,4 млн рублей). В результате деятельности должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, устранено 33,1 тыс. нарушений, что составляет 65% от числа выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства (в первом полугодии 2018 года - соответственно 27,6 тыс. нарушений, 57%).
Территориальными органами Росреестра в первом полугодии 2019 года проведено 353 проверки деятельности органов местного самоуправления по вопросам предоставления земельных участков, в ходе которых выявлено 995 нарушений (в первом полугодии 2018 года - соответственно 501 проверка, 694 нарушения).
Наибольшее число составляют нарушения, выразившиеся в самовольном занятии земельных участков (более 55% от общего числа выявленных нарушений).
12. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом в рамках осуществления государственного земельного надзора ценностям.
Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых при осуществлении Росреестром государственного земельного надзора законом ценностей, являются:
недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации денежных средств от уплаты земельного налога и арендных платежей по договорам аренды земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
непроведение работ по межеванию земельных участков и невнесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и правах на них;
нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан;
ухудшение экологических условий;
причинение вреда земельному участку как объекту производства в сельском хозяйстве и природному объекту;
произвольное (несистемное) использование земельных участков;
неиспользование экономического потенциала земельных ресурсов;
затраты средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение работ по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
13. Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере государственного земельного надзора за 11 месяцев 2019 года.
Росреестром и его территориальными органами за 11 месяцев 2019 года проведено более 92,2 тыс. мероприятий по утвержденной программе профилактики правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:
в средствах массовой информации опубликовано более 13,7 тыс. материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведено более 1,8 тыс. консультаций поднадзорных субъектов;
более 65,3 тыс. разъяснений обязательных требований;
более 5,8 тыс. личных приемов;
более 2,2 тыс. совместных совещаний и конференций;
245 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные профилактические мероприятия:
утвержден и опубликован на официальном сайте Росреестра актуализированный перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору;
проведены обзор и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);
в установленных законом случаях при проведении мероприятий по государственному земельному надзору юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
территориальные органы Росреестра совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проводят публичные обсуждения результатов обзора и анализа правоприменительной практики.
14. Результаты опросов подконтрольных субъектов в 2019 году по направлению государственного земельного и государственного геодезического надзора.
Оценка опрошенных лиц, в отношении которых осуществлены проверочные мероприятия должностными лицами Росреестра:
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра, составила 94,8% (в 2018 году - 93%);
удовлетворенность доступностью на официальном сайте Росреестра (в блоках региональной информации территориальных органов) для подконтрольных субъектов информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований составила 93,4% (в 2018 году - 92%);
информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки составила 99,6% (в 2018 году - 98%);
вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра) составила 98,8% (в 2018 году - 97,4%);
исполняемость плана-графика профилактических мероприятий составила 99,7% (в 2018 году - 99%);
информативность консультаций, семинаров, горячих линий, тематических конференций, проводимых Росреестром и его территориальными органами, составила 99% (в 2018 году - 99%).
Федеральный государственный надзор
в области геодезии и картографии
15. Предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области геодезии и картографии (далее - государственный геодезический надзор) является соблюдение субъектами геодезической и картографической деятельности законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов.
16. Подконтрольные субъекты.
Объектами государственного геодезического надзора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность.
17. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного геодезического надзора.
При осуществлении государственного геодезического надзора Росреестр осуществляет надзор за соблюдением:
а) требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам, включая соблюдение установленных требований к геодезическим сетям специального назначения, в том числе сетям дифференциальных геодезических станций;
б) требований к обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, а также пунктов геодезических сетей специального назначения, включая сети дифференциальных геодезических станций;
в) отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований на картах, планах, в официально изданных атласах в графической, фотографической и иных формах, в том числе в электронной форме;
г) установленных законодательством Российской Федерации о наименованиях географических объектов правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях, на дорожных и иных указателях;
д) порядка установления местных систем координат.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного геодезического надзора, утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225 и размещен на официальном сайте Росреестра.
18. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 1 декабря 2019 г. количество подконтрольных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляло более 12,0 тыс. единиц (по кодам ОКВЭД 71.12.4 "Деятельность геодезическая и картографическая", 71.12.7 "Кадастровая деятельность").
19. Данные о проведенных в 2019 году мероприятиях по государственному геодезическому надзору.
Штатная численность должностных лиц Росреестра и его территориальных органов, уполномоченных осуществлять государственный геодезический надзор, по состоянию на 1 июля 2019 г. составила 155 человек.
Территориальными органами Росреестра в рамках государственного геодезического надзора в первом полугодии 2019 года проведено 45 проверок, из них 29 плановых и 16 внеплановых проверок, в ходе которых выявлено 146 нарушений, из них 144 - нарушения обязательных требований законодательства, 2 - невыполнение предписаний территориальных органов Росреестра.
Количество проведенных проверок уменьшилось на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в связи с действием "надзорных каникул", количество выявленных нарушений увеличилось на 74%.
Основными нарушениями обязательных требований, допускаемыми поднадзорными субъектами, как и в 2018 году, являются несоблюдение технологии проведения геодезических измерений, точности измерений, а также использование недостоверных исходных геодезических данных.
Отсутствие назначения наказаний при наличии выявленных нарушений связано с отсутствием административной ответственности за нарушения обязательных требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам.
Субъектам, в отношении которых были выявлены нарушения, выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, из них не исполнено в установленный срок 2 предписания, в связи с чем территориальными органами Росреестра составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, на основании части 1 статьи 28.1 КоАП должностными лицами Росреестра, уполномоченными осуществлять государственный геодезический надзор, при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за 9 месяцев 2019 года был составлен 91 протокол, в том числе 49 протоколов по статье 7.2 КоАП, 41 протокол - по статье 19.10 КоАП, 1 протокол - по статье 19.20 КоАП, общая сумма наложенных штрафов по указанным статьям составила 483,0 тыс. рублей, уплаченных (взысканных) штрафов - 426,0 тыс. рублей.
Указанные нарушения обязательных требований, выявленные должностными лицами Росреестра, связаны с повреждением (уничтожением) пунктов государственной геодезической сети, а также неуведомлением лицами, выполняющими геодезические работы, о таких случаях уполномоченного органа надзора, нарушениями законодательства о наименованиях географических объектов.
20. Данные о проведенных в 2019 году мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах.
Основные профилактические мероприятия:
опубликован и на постоянной основе актуализируется перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному геодезическому надзору;
проведены обзор и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора);
юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
должностными лицами Росреестра визуально обследованы пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети;
проведены опросы (анкетирование) поднадзорных субъектов.
В 2019 году Росреестром и его территориальными органами проведено около 20,5 тыс. мероприятий по утвержденной программе профилактики правонарушений:
в средствах массовой информации опубликовано более 3,2 тыс. материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведено более 1,9 тыс. консультаций, семинаров, совещаний, горячих линий с поднадзорными субъектами;
проведено более 1,0 тыс. личных приемов;
обследовано более 11,0 тыс. геодезических пунктов
проведено 47 совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации публичных обсуждения результатов правоприменительной практики;
более 1,4 тыс. разъяснений обязательных требований;
размещено на сайте Росреестра (в блоках региональной информации) 156 перечней типичных нарушений обязательных требований и рекомендаций по их недопущению, 234 материалов с ответами на вопросы о соблюдении обязательных требований, 219 материалов о результатах контрольно-надзорной деятельности.
направлено 2960 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
21. Результаты опросов подконтрольных субъектов за 11 месяцев 2019 года по направлению государственного геодезического надзора.
Оценка профилактических мероприятий проводилась Методом опроса подконтрольных субъектов (анкетирования).
Оценка опрошенных лиц, в отношении которых осуществлены проверочные и профилактические мероприятия должностными лицами Росреестра:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях составила 97% (в 2018 году - 98%);
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра, составила 95,4% (в 2018 году - 93%);
удовлетворенность доступностью на официальном сайте Росреестра (подсайтах территориальных органов) для подконтрольных субъектов информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований составила 96% (в 2018 году - 92%);
информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки, составила 97,3% (в 2018 году - 98%);
вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра) от числа обратившихся составило 100% (в 2018 году - 97%);
исполняемость плана-графика профилактических мероприятий составила 99% (в 2018 году - 99%).
22. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом в рамках осуществления государственного геодезического надзора ценностям.
Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых при осуществлении Росреестром государственного геодезического надзора законом ценностей, являются:
ошибки в геодезических измерениях и их результатах, несоблюдение установленной точности измерений;
нарушение прав третьих лиц при определении координат объектов местности, границ земельных участков и объектов недвижимости;
снижение геодезического и картографического обеспечения территории Российской Федерации;
необеспечение геодезическими данными при выполнении геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации, в том числе выполняемых в целях обеспечения обороны Российской Федерации;
нанесение имущественного вреда федеральной собственности (пунктам государственной геодезической сети);
неправильный показ Государственной границы Российской Федерации и ее территории воспринимается как покушение на нарушение обеспечения целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
нарушение правовых основ деятельности в области употребления наименований географических объектов негативно влияет на их значимость как составную часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.
Оценка причиненного ущерба не проводилась.
При этом необходимо отметить, что материальный ущерб в результате повреждения (уничтожения) одного геодезического пункта в среднем составляет 500 тыс. рублей.
При нарушениях обязательных требований, допускаемых поднадзорными субъектами, выразившихся в несоблюдении технологии проведения геодезических измерений, точности измерений, использовании недостоверных исходных геодезических данных, материальный ущерб может соответствовать цене договора на выполнение геодезических и картографических работ, издержкам и упущенной выгоде, что составляет от 15 до 100 тыс. рублей и более.
Лицензионный контроль геодезической
и картографической деятельности
23. Предметом проверок при осуществлении лицензионного контроля геодезической и картографической деятельности (далее - лицензионный контроль) является соблюдение лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, к выполнению геодезических и картографических работ, подлежащих лицензированию.
24. Подконтрольные субъекты.
Объектами лицензионного контроля являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию.
25. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля.
При осуществлении лицензионного контроля Росреестр осуществляет контроль:
а) за наличием у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании необходимых зданий и (или) помещений, технических средств и оборудования, прошедших поверку (калибровку) в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" для выполнения геодезических и картографических работ;
б) наличием у юридического лица (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры для осуществления геодезических и картографических работ, по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки, а также стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности или направлению подготовки;
в) наличием у индивидуального предпринимателя (лицензиата) высшего или среднего профессионального образования по специальностям или направлениям подготовки, а также стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности или направлению подготовки;
г) наличием у лицензиата системы производственного контроля, обеспечивающей осуществление контроля за соблюдением требований к геодезическим и картографическим работам и их результатам;
д) соблюдением требований к выполнению лицензируемых видов работ и их результатам;
е) соблюдением лицензиатом требований к употреблению в созданных геодезических и картографических материалах (данных) наименований географических объектов;
ж) использованием лицензиатом пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, а также сведений единой электронной картографической основы при осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) обязанностью лицензиата при выполнении геодезических и картографических работ, в ходе которых выявляются случаи повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, уведомлять орган государственного контроля обо всех таких случаях.
26. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 1 июля 2019 г. количество подконтрольных лицензиатов составляло 1526 единиц.
27. Данные по проведенным в 2019 году мероприятиям по лицензионному контролю.
Штатная численность должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять лицензионный контроль, по состоянию на 1 июля 2019 г. составляла 96 человек.
В первом полугодии 2019 года Росреестром в рамках лицензионного контроля проведено 40 проверок, что почти в 6 раз превышает показатель аналогичного периода 2018 года в связи с отменой "надзорных каникул" для лицензиатов.
По результатам 7 проведенных плановых проверок выявлено 12 нарушений лицензионных требований, в этой связи подконтрольным лицам выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 2 протокола в соответствии с частью 2 статьи 19.20 и статьей 19.10 КоАП.
Для сравнения: в 2018 году в результате проведенных проверочных мероприятий нарушений лицензионных требований не выявлено. При этом за указанный период в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП было возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии).
28. Данные о проведенных в 2019 году мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах.
Сведения о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений в 2019 году обобщены с итогами мероприятий по профилактике нарушений в рамках осуществления государственного геодезического надзора.
29. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом в рамках осуществления лицензионного контроля ценностям.
Рисками, возникающими в результате нарушения охраняемых при осуществлении Росреестром лицензионного контроля законом ценностям, являются:
снижение качества геодезического и картографического обеспечения территории Российской Федерации;
необеспечение геодезическими данными при выполнении геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации, в том числе выполняемых в целях обеспечения обороны Российской Федерации.
Оценка причиненного ущерба не проводилась.
При этом нарушения лицензионных требований могут привести к возникновению аналогичных случаев возникновения ущерба, сведения о которых изложены в пункте 22 Программы профилактики.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью
саморегулируемых организаций (государственный контроль
(надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих, надзор за деятельностью
саморегулируемых организаций оценщиков, государственный
надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
кадастровых инженеров, национального объединения
саморегулируемых организаций кадастровых инженеров,
федеральный государственный надзор за деятельностью
саморегулируемых организаций операторов
электронных площадок)
30. Подконтрольные субъекты.
Субъектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.
31. Предметом проверок саморегулируемой организации является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:
а) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;
б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
в) стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;
е) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
ж) аттестации работников - членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) в случае, если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников - членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);
з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;
и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации органом по контролю (надзору).
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля), утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225.
32. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 13 декабря 2019 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержатся сведения о 81 саморегулируемой организации, функции по контролю и надзору за которыми возложены на Росреестр (48 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 13 саморегулируемых организаций оценщиков, 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок, 16 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 1 национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).
33. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
В отчетном периоде проведены плановые проверки 5 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также - СРО АУ) (в первом полугодии 2018 года - 5 организаций) и 5 саморегулируемых организаций оценщиков (в первом полугодии 2018 года - 4 организации), по результатам которых выдано 9 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (в первом полугодии 2018 года - 11 предписаний).
Плановые проверки саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок в отчетном периоде не проводились, поскольку формирование саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок осуществлялось во втором полугодии 2016 года, учитывая периодичность проведения плановых проверок, к их проведению Росреестр приступил во втором полугодии 2019 года.
На второе полугодие 2019 года запланировано проведение 6 плановых проверок саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 3 саморегулируемых организаций операторов электронных площадок.
В первом полугодии 2019 года на основании поступивших в Росреестр и его территориальные органы 308 жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2018 года - 225 жалоб) проведена 41 внеплановая проверка саморегулируемых организаций, из них 16 проверок в форме документарных (в первом полугодии 2018 года - 61 проверка, из которых 10 - документарных), выдано 3 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (в первом полугодии 2018 года - 1 предостережение).
В связи с установлением в соответствии пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) с 1 января 2019 г. минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих в размере 50 млн рублей (ранее 20 млн рублей) из указанных внеплановых проверок 12 проведены в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с целью установления соответствия компенсационного фонда требованиям пункта 2 статьи 25.1 Закона о банкротстве.
По итогам контрольных мероприятий, проведенных Росреестром, из 50 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по состоянию на 1 января 2019 г. подтверждено наличие компенсационного фонда в установленном размере у 48 СРОАУ.
В отчетном периоде также проведены 6 внеплановых проверок в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований (в первом полугодии 2018 года - 2 проверки). Общее количество внеплановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составило 32 (в первом полугодии 2018 года - 38 проверок).
По итогам одной внеплановой проверки на основании поданного в суд заявления Росреестра из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих исключены сведения об одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составило 13 (в первом полугодии 2018 года - 3).
В результате проведенных плановых и внеплановых проверок выявлено 135 нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2018 года - 137 нарушений).
По сравнению с первым полугодием 2018 года в первом полугодии 2019 года увеличилось количество административных производств в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, что связано с установлением административной ответственности за нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих (статья 14.52.1 КоАП).
По итогам анализа результатов надзорных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - СРО КИ) следует констатировать, что нарушения, выражающиеся в неосуществлении контроля за деятельностью своих членов, за их соответствием обязательным условиям членства, несоблюдении правил деятельности СРО КИ и актов, утвержденных национальным объединением СРО КИ, выявлены практически во всех случаях проведения внеплановых проверок СРО КИ.
Также по итогам проведенных надзорных мероприятий особо следует отметить нарушения СРО КИ, допускаемые при исполнении обязанности по исключению кадастровых инженеров из СРО КИ в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В практике имеются случаи массового выхода кадастровых инженеров из состава одной СРО КИ и вступления в другую, в результате которых возникает риск снижения численности СРО КИ ниже минимально необходимой в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ и исключения СРО КИ по указанному основанию из государственного реестра СРО КИ.
Во избежание указанных последствий СРО КИ реализуются различные меры и в ряде случаев незаконные механизмы сохранения численности, в том числе искусственное сохранение численности - непринятие мер по исключению членов при наличии оснований для этого (включая членов, не осуществляющих кадастровую деятельность более трех лет). Также СРО КИ создаются препятствия для добровольного выхода кадастрового инженера из СРО КИ путем затягивания сроков рассмотрения заявлений кадастровых инженеров о выходе, открытия дисциплинарных производств, инициирования проведения внеплановых проверок в отношении кадастровых инженеров, подавших заявления о добровольном выходе. Вместе с тем СРО КИ реализуются демпинговые меры по привлечению членов из других СРО КИ (снижение размеров членских взносов). Как показала надзорная практика, данные обстоятельства влекут жалобы и обращения заинтересованных лиц (как кадастровых инженеров, так и самих СРО КИ) в надзорный орган и необходимость проведения внеплановых проверок деятельности соответствующих СРО КИ.
В настоящее время по результатам исполнения вынесенных Росреестром предписаний по выявленным нарушениям порядка исключения кадастровых инженеров из СРО КИ возможно исключение двух СРО КИ из государственного реестра СРО КИ в связи с несоответствием требованию к минимальной численности (СРО Ассоциация "КИРС", АСРО "КИР").
34. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах в отношении поднадзорных СРО.
В первом полугодии 2019 года Росреестром реализовывались мероприятия по профилактике правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:
на официальном сайте Росреестра опубликован и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля);
на официальном сайте Росреестра опубликован перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных СРО нарушений обязательных требований и рекомендации в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушения обязательных требований;
при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Росреестра (территориальных органов Росреестра) подконтрольным субъектам разъяснялись обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра;
проводился мониторинг сведений Единого федерального реестра сведений о банкротстве на предмет соблюдения арбитражными управляющими сроков размещения информации, предусмотренной законодательством о банкротстве;
в средствах массовой информации опубликованы 186 материалов по вопросам соблюдения обязательных требований, а также проведены 53 консультации поднадзорных субъектов в форме семинаров, конференций горячих линий, круглых столов;
на официальном сайте Росреестра размещена информация о результатах контрольно-надзорной деятельности;
проведение личных приемов по следующим вопросам: "Вопросы осуществления арбитражными управляющими профессиональной деятельности, складывающейся административной и судебной практики", "Порядок раскрытия информации саморегулируемой организацией и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий", "Разъяснение порядка проведения внеплановой проверки СРО", "Деятельность СРО в части реализации полномочий по защите прав членов СРО", "Соблюдение законодательства о банкротстве", "Обязательность исполнения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) членами СРО и непосредственно СРО АУ", "Основания выдачи арбитражному управляющему копий договоров отчуждения имущества должников", "Порядок погашения требований кредиторов второй очереди", "Вопросы распределения при реализации имущества супругов-банкротов", "О компенсационном фонде СРО АУ", "Профилактика нарушения арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве)", "Порядок информирования о результатах административного расследования", "Порядок приобретения имущества предприятия-должника на торгах" "Обучение арбитражных управляющих", "Предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве)";
в саморегулируемые организации для сведения и учета в работе направлено обобщение практики осуществления в 2018 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора).
С целью опроса всем подконтрольным субъектам направлены анкеты и предложено оценить уровень информированности об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром; понятность обязательных требований; доступность информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на сайте Росреестра в сети "Интернет"; работу Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов, при проведении проверочных мероприятий; доступность обратной связи (взаимодействии) с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией и получения информации.
В анкетировании приняли участие 11 подконтрольных субъектов. Согласно представленным анкетам:
по показателю уровня информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром 91,9% респондентов поставили оценку 100%, 9,09% респондентов поставили оценку 90 - 70%;
по показателю вовлечения подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром все респонденты поставили оценку 100%;
по показателю понятности обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росреестром, 81,8% респондентов поставили оценку 100%, 18,1% респондентов - оценку 90 - 70%;
по показателю доступности информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на официальном сайте Росреестра, 63,6% респондентов поставили оценку 100%, 27,27% респондентов - оценку 90 - 70%, 9,09% респондентов - оценку 70 - 50%;
уровень работы Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий, все респонденты оценили на 100%;
уровень доступности обратной связи с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией, получения информации, все респонденты оценили на 100%.
35. Должностные лица Росреестра и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление и участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений:
начальники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;
сотрудники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору);
руководители территориальных органов Росреестра и их заместители;
начальники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;
сотрудники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору).
III. План мероприятий по профилактике нарушений на 2020 год
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Ответственный исполнитель
|
Срок исполнения
|
1
|
Поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте Росреестра перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора)
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Постоянно
|
2
|
Обеспечение рассмотрения обращений граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
По мере поступления обращений
|
3
|
Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Росреестра текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора)
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Постоянно
|
4
|
Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Росреестра, а также в блоках региональной информации территориальных органов Росреестра, перечней наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений обязательных требований
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
Постоянно
|
5
|
Актуализация руководств по соблюдению обязательных требований и размещение их на официальном сайте Росреестра
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
По мере необходимости
|
6
|
Разъяснение при проведении проверочных мероприятий подконтрольным субъектам обязательных требований, а также порядка проведения контрольного мероприятия, прав и обязанностей подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра в ходе проверки
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
территориальные органы Росреестра
|
Постоянно
|
7
|
Размещение на официальном сайте Росреестра материалов с ответами на вопросы, имеющие общий характер, о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
территориальные органы Росреестра
|
По мере необходимости
|
8
|
Проведение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики
|
территориальные органы Росреестра
|
В течение года по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
9
|
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, отнесенными к категории среднего и умеренного риска, семинаров, горячих линий, тематических конференций, консультаций и иных мероприятий
|
Территориальные органы Росреестра
|
Не реже 1 раза в квартал
|
10
|
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации с разъяснением обязательных требований и важности их соблюдения
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
территориальные органы Росреестра
|
Постоянно
|
11
|
Проведение обобщения практики осуществления в 2019 году Росреестром государственного контроля (надзора) и опубликование его результатов на официальном сайте Росреестра
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.)
|
Июнь 2020 г.
|
12
|
Направление в саморегулируемые организации результатов обобщения практики осуществления в 2019 году Росреестром государственного контроля (надзора)
|
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.)
|
Июль 2020 г.
|
13
|
Направление в органы муниципального земельного контроля результатов обобщения практики осуществления в 2019 году государственного земельного надзора
|
Территориальные органы Росреестра
|
Июль 2020 г.
|
14
|
Размещение на официальном сайте Росреестра и региональных блоках официального сайта Росреестра информации о результатах контрольно-надзорной деятельности
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
Не реже 1 раза в полугодие
|
15
|
Проведение совместных совещаний с органами муниципального земельного контроля по вопросам взаимодействия при проведении работы по профилактике нарушений обязательных требований
|
Территориальные органы Росреестра
|
Не реже 1 раза в полугодие
|
16
|
Подготовка и размещение в сети "Интернет" информации о содержании новых нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
По мере необходимости
|
17
|
Обследование (визуальное) пунктов государственной геодезической (нивелирной, гравиметрической) сети
|
Территориальные органы Росреестра
|
В течение года в соответствии с планом
|
18
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований
|
Уполномоченные должностные лица
Управления государственного геодезического и земельного надзора,
Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций,
Управления кадастровых работ и землеустройства,
территориальных органов Росреестра
|
Постоянно при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
|
19
|
Проведение личного приема руководством Росреестра и территориальных органов Росреестра представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении Росреестром государственного контроля (надзора)
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
По мере необходимости, в соответствии с утвержденными графиками
|
20
|
Сбор данных об организации и проведении мероприятий по контролю, о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Не реже 1 раза в полугодие
|
21
|
Подготовка и представление для утверждения программы профилактики нарушений на 2021 г. и плановый период 2022 - 2023 гг.
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
15 декабря 2020 г.
|
Проект плана мероприятий по профилактике нарушений
на 2021 - 2022 годы
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Ответственный исполнитель
|
Срок исполнения
|
1
|
Поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте Росреестра перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора)
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Постоянно
|
2
|
Обеспечение рассмотрения обращений граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
По мере поступления обращений
|
3
|
Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Росреестра текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора)
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Постоянно
|
4
|
Поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Росреестра, а также в блоках региональной информации территориальных органов Росреестра, перечней наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений обязательных требований
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
Постоянно
|
5
|
Актуализация руководств по соблюдению обязательных требований и размещение их на официальном сайте Росреестра
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
По мере необходимости
|
6
|
Разъяснение при проведении проверочных мероприятий подконтрольным субъектам обязательных требований, а также порядка проведения контрольного мероприятия, прав и обязанностей подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра в ходе проверки
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
Постоянно
|
7
|
Размещение на официальном сайте Росреестра материалов с ответами на вопросы, имеющие общий характер, о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
По мере необходимости
|
8
|
Проведение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики
|
Территориальные органы Росреестра
|
В течение года по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
9
|
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, отнесенными к категории среднего и умеренного риска, семинаров, горячих линий, тематических конференций, консультаций и иных мероприятий
|
Территориальные органы Росреестра
|
Не реже 1 раза в квартал
|
10
|
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации с разъяснением обязательных требований и важности их соблюдения
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
территориальные органы Росреестра
|
Постоянно
|
11
|
Проведение обобщения практики осуществления Росреестром государственного контроля (надзора) и его опубликование на официальном сайте Росреестра
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Июнь 2021 г.,
Июнь 2022 г.
|
12
|
Направление в саморегулируемые организации результатов обобщения практики осуществления Росреестром государственного контроля (надзора)
|
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.)
|
Июль 2021 г.,
Июль 2022 г.
|
13
|
Направление в органы муниципального земельного контроля результатов обобщения практики осуществления Росреестром государственного земельного надзора
|
Территориальные органы Росреестра
|
Июль 2021 г.,
Июль 2022 г.
|
14
|
Размещение на официальном сайте Росреестра и подсайтах территориальных органов Росреестра официального сайта Росреестра информации о результатах контрольно-надзорной деятельности
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
Не реже 1 раза в полугодие
|
15
|
Проведение совместных совещаний с органами муниципального земельного контроля по вопросам взаимодействия при проведении работы по профилактике нарушений обязательных требований
|
Территориальные органы Росреестра
|
Не реже 1 раза в полугодие
|
16
|
Подготовка и размещение в сети "Интернет" информации о содержании новых нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
По мере необходимости
|
17
|
Обследование (визуальное) пунктов государственной геодезической (нивелирной, гравиметрической) сети
|
Территориальные органы Росреестра
|
В течение года в соответствии с планом
|
18
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований
|
Уполномоченные должностные лица
Управления государственного геодезического и земельного надзора,
Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций,
Управления кадастровых работ и землеустройства,
Управления оценки объектов недвижимости,
территориальных органов Росреестра
|
Постоянно при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
|
19
|
Проведение личного приема руководством Росреестра и территориальных органов Росреестра представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении Росреестром государственного контроля (надзора)
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.),
территориальные органы Росреестра
|
По мере необходимости, в соответствии с утвержденными графиками
|
20
|
Сбор данных об организации и проведении мероприятий по контролю, о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
Не реже 1 раза в полугодие
|
21
|
Подготовка и представление для утверждения программы профилактики нарушений
|
Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.),
Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.),
Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.),
Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.)
|
15 декабря 2021 г.,
15 декабря 2022 г.
|
Информация о готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, проводимых территориальными органами Росреестра, размещена в региональных блоках официального сайта Росреестра.
IV. Оценка программы профилактики и отчетные показатели
36. Оценка программы профилактики нарушений проводится методом опроса представителей подконтрольных субъектов по направлениям:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра;
удовлетворенность доступностью на официальном сайте Росреестра (региональных блоках официального сайта Росреестра) для подконтрольных субъектов информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований;
информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;
вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра) от числа обратившихся;
исполняемость плана-графика профилактических мероприятий.
Для количественной оценки результатов профилактических мероприятий используется показатель, характеризующий количество проведенных профилактических мероприятий, ед.
При оценке эффективности и результативности профилактических мероприятий методом опроса опрос проводится в течение года среди лиц, в отношении которых проведены проверочные мероприятия, лиц, участвующих в проводимых профилактических мероприятиях, и иных подконтрольных лиц.
Опрос проводится силами сотрудников Росреестра и его территориальных органов, а также при наличии возможности - с привлечением третьих лиц, имеющих опыт в проведении социологических исследований.
Опрос проводится на основании разработанной Росреестром анкеты для каждого вида надзора. Анкеты должны содержать вопросы с не менее чем двумя вариантами предлагаемых ответов на каждый вопрос.
Результаты опросов и информация о достижении отчетных показателей проведения профилактических мероприятий направляются территориальными органами в Росреестр, а также размещаются в региональных блоках официального сайта Росреестра в срок до 1 августа и 1 декабря 2020 года.
Управление государственного геодезического и земельного надзора, Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, Управление кадастровых работ и землеустройства, Управление оценки объектов недвижимости на основании результатов опросов, проведенных в субъектах Российской Федерации, формируют сводные результаты опросов и размещают информацию на официальном сайте Росреестра в срок до 1 февраля 2021 года.
Отчетные показатели деятельности Росреестра
и территориальных органов Росреестра по достижению
показателей эффективности профилактических мероприятий
в 2020 году
N п/п
|
Наименование показателя
|
Величина
|
1
|
Понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра
|
не менее 75%
|
2
|
Удовлетворенность доступностью на официальном сайте Росреестра (региональных блоках) для подконтрольных субъектов информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований
|
не менее 75%
|
3
|
Информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки
|
100%
|
4
|
Вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра)
|
100% от числа обратившихся
|
5
|
Исполняемость плана-графика профилактических мероприятий
|
100%
|
6
|
Количество проведенных профилактических мероприятий
|
не менее 20 мероприятий, проведенных Росреестром и каждым территориальным органом
|
Плановые показатели деятельности Росреестра
и территориальных органов Росреестра по достижению
показателей эффективности профилактических мероприятий
в 2020 - 2021 годах
N п/п
|
Наименование показателя
|
Величина
|
1
|
Понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Росреестра
|
75%
|
2
|
Удовлетворенность доступностью на официальном сайте Росреестра (региональных блоках) для подконтрольных субъектов информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований
|
75%
|
3
|
Информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки
|
100%
|
4
|
Вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром (территориальными органами Росреестра)
|
100% от числа обратившихся
|
5
|
Исполняемость плана-графика профилактических мероприятий
|
100%
|
6
|
Количество проведенных профилактических мероприятий
|
не менее 20 мероприятий, проведенных Росреестром и каждым территориальным органом
|
V. Порядок сбора данных о проведении мероприятий
по контролю и профилактики нарушений
37. Ответственные за сбор данных о проведении мероприятий по контролю и профилактических мероприятий структурные подразделения территориальных органов Росреестра определяются в разрабатываемых подпрограммах профилактики нарушений.
В центральном аппарате Росреестра ответственными за сбор данных о проведении мероприятий по контролю и профилактических мероприятий являются Управление государственного геодезического и земельного надзора, Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, Управление кадастровых работ и землеустройства, Управление оценки объектов недвижимости.
38. Информация о проведении мероприятий по контролю представляется территориальными органами Росреестра в форме отчетов 1-УК "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", 1-ЛЦ "Сведения об осуществлении лицензирования" и 10-К "Надзор за соблюдением земельного законодательства" в порядке и сроки, установленные для их представления.
39. Информация о проведении профилактических мероприятий, направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю и достигнутых значениях плановых показателей деятельности по достижению показателей эффективности профилактических мероприятий представляется в сроки, установленные пунктом 36 Программы профилактики, путем ее размещения на внутреннем портале Росреестра в сети "Интернет".