См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 14 июля 2009 г. N 431
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В соответствии с Планом основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год и во исполнение решения совещания "О реализации концепции научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" приказываю:
1. Утвердить "Концепцию научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015 года" (Приложение N 1).
2. Начальнику Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности И.В. Брагиной, начальнику Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой, начальнику Управления эпидемиологического надзора Е.Б. Ежловой, начальнику Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Л.М. Симкаловой, начальнику Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения А.Ю. Поповой, начальнику Правового управления О.А. Кулагиной, Главному врачу ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора А.И. Верещагину, директорам организаций науки Роспотребнадзора (Приложение N 2) в срок до 20 июля 2009 г. подготовить предложения к Плану мероприятий по реализации "Концепции научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015 года".
3. Начальнику Управления научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности И.В. Брагиной в срок до 25 июля 2009 г. представить на утверждение План мероприятий по реализации "Концепции научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015 года" в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение N 1
Утверждена
Приказом Роспотребнадзора
от 14 июля 2009 г. N 431
КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
И ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ДО 2015 ГОДА
Концепция научного обеспечения деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения", Концепцией развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и на период до 2010 года, утвержденной Руководителем Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко 12 января 2007 г., Концепцией федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 74-р, и другими нормативными документами в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основная цель Концепции - повышение эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора, направленной на совершенствование системы мероприятий по охране здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Реализация Концепции рассчитана на период до 2015 года.
Научно-исследовательские разработки в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляют 30 организаций науки Роспотребнадзора.
Кадровый потенциал научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора составляет около 2700 человек, в том числе 16 академиков и членов-корреспондентов РАМН, 350 докторов и более 1000 кандидатов наук.
Основные направления научных исследований организаций науки Роспотребнадзора:
- совершенствование научных основ эпидемиологического надзора, создание научно обоснованных систем паспортизации территорий, внедрение ГИС-технологий;
- разработка и внедрение в практику современных алгоритмов мониторинга, методов и средств лабораторной диагностики и профилактики инфекционных болезней;
- разработка и совершенствование методов стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов;
- совершенствование методов анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической ситуации;
- научное обоснование деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
- совершенствование системы мероприятий, направленных на обеспечение химической, биологической и радиационной безопасности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оптимизация технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью профилактики неинфекционных заболеваний;
- совершенствование методов профилактики нарушения здоровья, в том числе посредством формирования здорового образа жизни;
- разработка и внедрение в практику эффективных методов гигиенической оценки и управления риском влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
- разработка высокочувствительных методов обнаружения, идентификации, количественного определения и контроля загрязнителей окружающей и производственной среды, пищевых продуктов, товаров для детей, парфюмерно-косметических средств и другой продукции, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на здоровье населения;
- разработка, внедрение и оценка безопасности применения нанотехнологий и наноматериалов.
Организациями науки Роспотребнадзора в последние годы получен ряд приоритетных результатов по проблемам гигиены, экологии человека, токсикологии, профессиональной патологии, эпидемиологии, микробиологии, иммунологии, биотехнологии, диагностики и профилактики актуальных инфекционных и неинфекционных болезней.
Координация и планирование научных исследований и внедрение результатов НИР в практику здравоохранения (санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляются в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, а также отраслевых научно-исследовательских программ "Научные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в Российской Федерации (2006 - 2010 гг.)" и "Гигиеническая безопасность России: проблемы и пути обеспечения (2006 - 2010 гг.)".
Научно-исследовательские институты Роспотребнадзора выполняют НИОКР во взаимодействии с органами и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, с профильными кафедрами медицинских вузов и с научно-исследовательскими институтами и центрами РАМН.
Координацию взаимодействия организаций науки Роспотребнадзора и других министерств и ведомств при организации научных исследований, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляет Ученый совет Роспотребнадзора, в состав которого входят ведущие ученые и специалисты Роспотребнадзора и РАМН.
На базе отдельных научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора на функциональной основе осуществляют деятельность федеральные, межрегиональные и региональные центры по отдельным проблемам эпидемиологии, микробиологии и гигиены, в том числе по ВИЧ/СПИД, по вирусным гепатитам, по особо опасным инфекциям, по природно-очаговым инфекциям, по токсикологии, по радиационной безопасности и др. Работают 37 референс-центров по лабораторной диагностике и мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, располагающихся на базе профильных отделов и лабораторий 13 организаций науки Роспотребнадзора, расположенных во всех федеральных округах.
Лаборатории ведущих организаций науки Роспотребнадзора аккредитованы в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания".
Постоянное внимание при выполнении НИР уделяется анализу и разработке нормативной и методической документации (санитарных норм и правил, методических указаний, методических рекомендаций и т.п.) с учетом гармонизации российского санитарного законодательства с действующими международными требованиями, стандартами и нормами. Аккредитацию на право разработки нормативно-методических документов санитарного законодательства имеют 16 организаций науки Роспотребнадзора.
Успешно развивается международное научное сотрудничество ученых научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора в рамках многосторонних и двусторонних соглашений с международными правительственными и неправительственными организациями (ВОЗ, МПА СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, "Группа восьми", АЧЭС и др.) в решении глобальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, эффективной реализацией международных соглашений, договоров и программ.
Приоритетными направлениями реализации Концепции являются:
- совершенствование научно-методического обеспечения органов и организаций Роспотребнадзора;
- организация, планирование и координация деятельности организаций науки Роспотребнадзора;
- реализация современной кадровой политики в научно-исследовательских институтах Роспотребнадзора;
- развитие международной научной деятельности.
Концепция призвана способствовать развитию новых, перспективных направлений научных исследований на основе межотраслевой и межведомственной кооперации (оценка риска, безопасность нанотехнологий и наноматериалов, молекулярная биология, биотехнология и др.) и эффективному внедрению результатов исследований в деятельность органов и организаций Роспотребнадзора.
Приоритетные направления реализации концепции могут изменяться и дополняться, исходя из приоритетов государственной политики.
I. Совершенствование научно-методического обеспечения
органов и организаций Роспотребнадзора
Несмотря на формирование во всех организациях науки Роспотребнадзора ежегодных планов научно-исследовательских работ, которые должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов, обеспечивающих осуществление основных направлений деятельности Роспотребнадзора, выполняемые НИР не всегда имеют значение для практики. Недостаточно взаимодействие научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора с органами и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при реализации ведомственных целевых программ и при разработке региональных программ, направленных на решение конкретных задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что приводит к тому, что результаты научных исследований неэффективно внедряются в практику санитарно-эпидемиологического надзора.
В организациях Роспотребнадзора, осуществляющих надзорные полномочия, работают более 60 докторов и 500 кандидатов наук, однако этот значительный потенциал используется крайне слабо.
Не используется в должной мере научный потенциал организаций науки Роспотребнадзора для проведения обучения специалистов Управлений и Центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и в то же время неэффективно используются материально-техническая база и информационные ресурсы (результаты социально-гигиенического мониторинга, данные по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора и т.п.) для организации и проведения совместных научно-практических работ в интересах Роспотребнадзора.
Основными задачами являются:
1. Разработка и внедрение критериев оценки деятельности организаций науки Роспотребнадзора, включая оценку эффективности результатов внедрения научных исследований;
2. Разработка нормативно-методических документов, имеющих важное практическое значение для обеспечения деятельности органов и организаций Роспотребнадзора;
3. Усовершенствование системы внедрения результатов научных и методических разработок в практику работы Роспотребнадзора;
4. Развитие информационно-аналитического и прогнозно-моделирующего направлений в эпидемиологии;
5. Развитие инновационных технологий и их внедрение в органы и организации Роспотребнадзора, разработка алгоритмов практического применения современных методов анализа;
6. Проведение работ, направленных на гармонизацию нормативных и методических документов санитарного законодательства Российской Федерации с действующими международными требованиями, стандартами и нормами;
7. Пересмотр и совершенствование действующей базы нормативно-методических документов санитарного законодательства.
II. Организация, планирование и координация деятельности
организаций науки Роспотребнадзора
Анализ координации и планирования научных исследований в организациях науки Роспотребнадзора показал, что наблюдается частичное дублирование тем НИР, в то время как ряд актуальных вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения остаются без необходимого научно-методического обеспечения.
Отсутствует важное звено в механизме координации фундаментальных научных исследований - проблемные комиссии по ряду направлений гигиены, эпидемиологии, микробиологии и др.
Необходима разработка ежегодных планов работы научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора по всем основным направлениям деятельности: организационно-методической работе, научно-исследовательской работе и подготовке кадров высшей квалификации, работе ученых советов, советов молодых ученых и специалистов, режимных комиссий, деятельности клинико-диагностических подразделений, участию в организации и проведении съездов, конгрессов, конференций, симпозиумов, публикации научных трудов и т.д.
При планировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организации науки Роспотребнадзора должны ориентироваться на решение задач, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также на разработку приоритетных направлений научных исследований в области эпидемиологического мониторинга, биотехнологии и биоинженерии, геномных и постгеномных технологий, безопасности нанотехнологий и наноматериалов, ГИС-технологий, биобезопасности и противодействия терроризму, управления риском здоровью населения и технологий снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф и др.
Основными задачами являются:
1. Развитие системы анализа, планирования и прогнозирования научных исследований;
2. Концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов на приоритетных и инновационных направлениях развития медицинской науки, ориентированных на конечный результат;
3. Создание единого информационно-технического пространства, оптимизация информационного обмена, обеспечение реализации задач информационной поддержки деятельности органов и организаций Роспотребнадзора;
4. Совершенствование системы учета результатов научных исследований и технологических разработок, полученных организациями науки Роспотребнадзора, обеспечение доступа к этой информации;
5. Организация деятельности проблемных комиссий по основным направлениям профильной деятельности организаций науки Роспотребнадзора с включением в их состав ведущих специалистов практических организаций Роспотребнадзора;
6. Участие организаций науки Роспотребнадзора в реализации федеральных и ведомственных целевых и отраслевых программ; в конкурсах на получение грантов (отечественных и международных), государственных и муниципальных заказов;
7. Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
8. Своевременное обеспечение лицензирования основных видов деятельности организаций науки Роспотребнадзора и аккредитации лабораторий в установленном порядке для проведения санитарно-эпидемиологических исследований и испытаний;
9. Развитие материально-технической базы организаций науки Роспотребнадзора;
10. Научное обоснование оценки экономической эффективности деятельности организаций науки Роспотребнадзора, в том числе по критерию предотвращенного риска для жизни и здоровья граждан.
III. Реализация современной кадровой политики
в научно-исследовательских институтах Роспотребнадзора
Кадровая проблема для организаций науки Роспотребнадзора является одной из актуальных на сегодняшний день - за период 2006 - 2008 годов число научных сотрудников снизилось на 27%. Доля молодых ученых и специалистов до 29 лет составляет 17%, в то время как удельный вес научных сотрудников старше 50 лет превышает 50%.
Планы по подготовке специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), как правило, не выполняются в полном объеме.
Модернизация кадровой политики в научно-исследовательских институтах Роспотребнадзора обусловлена необходимостью повышения престижа профессии научного работника, оптимизации соотношения непосредственных участников научного процесса к числу вспомогательного и хозяйственного персонала, совершенствования подготовки кадров высшей квалификации, усиления притока молодых ученых и специалистов и разработки эффективных механизмов их закрепления и карьерного роста, организации непрерывного послевузовского образования ученых и специалистов.
Основными задачами являются:
1. Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики; обеспечение своевременного повышения квалификации научных сотрудников и специалистов; осуществление подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, докторантуре;
2. Взаимодействие с медико-профилактическими факультетами и профильными кафедрами медицинских ВУЗов, направленное на решение кадровых вопросов;
3. Проведение целенаправленной работы с молодыми учеными и специалистами;
4. Осуществление научного взаимодействия организаций науки Роспотребнадзора с организациями РАМН, РАН, а также с зарубежными научными организациями;
5. Развитие и поддержка научных школ в системе организаций науки Роспотребнадзора, обеспечение преемственности научных исследований и накопленных баз знаний;
6. Обеспечение взаимосвязи уровня подготовки научных кадров высшей квалификации по номенклатуре и объему с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, важнейших инновационных проектов государственного значения;
7. Поддержка деятельности Советов (Обществ) молодых ученых и специалистов в организациях науки Роспотребнадзора.
IV. Развитие международной научной деятельности
Приоритетами международного научного сотрудничества организаций науки Роспотребнадзора должны являться следующие направления: укрепление на двусторонней и многосторонней основе международных научных связей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в рамках работы межгосударственных форумов и организаций ("Группа восьми", СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и др.); научное обеспечение работы по гармонизации нормативно-правовых актов с зарубежными научными центрами, международными организациями и нормами (ВОЗ, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ, МПА, КЕС и др.); наращивание международного потенциала действующих на базе организаций науки Роспотребнадзора сотрудничающих центров ВОЗ и референс-лабораторий, включая получение международной аккредитации референс-центров, созданных в научно-исследовательских институтах Роспотребнадзора; участие российских ученых в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах и других мероприятиях; стажировка научных сотрудников в зарубежных научных центрах и обеспечение стажировки зарубежных специалистов в организациях науки Роспотребнадзора.
Опыт председательства в "Группы восьми" в 2006 году продемонстрировал лидирующую роль Российской Федерации в решении глобальных проблем здравоохранения. Возможность российской науки трансформировать национальный опыт и знания по противодействию инфекционным болезням в программы международного значения и передавать данный опыт странам-партнерам вылилась в ряд конкретных проектов и инициатив, реализуемых научно-исследовательскими институтами Роспотребнадзора, включая укрепление международной сети по надзору за гриппом, интенсификацию исследований в области борьбы с ВИЧ/СПИД, наращивание потенциала по предупреждению и ликвидации эпидемических последствий стихийных бедствий в регионе Восточной Европы и Центральной Азии и др.
Роспотребнадзор инициировал сотрудничество стран ШОС в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организовав в 2008 году совещание главных государственных санитарных врачей ШОС.
В последние годы активизировалось сотрудничество с профильными международными организациями, включая ВОЗ, Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИД, Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизацией.
На базе организаций науки Роспотребнадзора действует ряд национальных координационных и сотрудничающих центров ВОЗ по различным проблемам. Данными центрами накоплен значительный опыт и разработана методология регионального сотрудничества по предупреждению распространения инфекционных болезней, повышению потенциала по надзору за заболеваниями, в них проводится регулярная подготовка и переподготовка кадров и курсы повышения квалификации работников здравоохранения из соседних государств.
Результатом международной научной деятельности организаций науки Роспотребнадзора должно стать развитие научно-технического обмена с зарубежными странами; продвижение на международном уровне российской науки и технологий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (исследований, разработок, экспертизы, обучающих программ); научно-обоснованное участие Российской Федерации в работе руководящих и управляющих органов международных организаций (ВОЗ, ЮНЭЙДС и др.), а также в деятельности межгосударственных форумов и организаций.
Основными задачами являются:
1. Развитие и систематизация взаимодействия с ВОЗ и другими международными организациями и объединениями;
2. Установление партнерств и осуществление совместных планов работ с зарубежными научными центрами;
3. Обеспечение подготовки высококвалифицированных научных кадров путем стажировок на рабочем месте в ведущих мировых научных центрах;
4. Повышение эффективности (отдачи) участия в международных конференциях, симпозиумах, совещаниях;
5. Развитие потенциала по обучению зарубежных специалистов на базе организаций науки Роспотребнадзора и создание международных центров повышения квалификации кадров в рамках сотрудничества СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и др.;
6. Совершенствование анализа современных международных научных практик в целях адаптации их применения в Российской Федерации.
Реализация перечисленных выше приоритетных направлений реализации Концепции позволит:
- оценить и повысить эффективность деятельности научно-исследовательских учреждений, направленную на научно-методическое обеспечение органов и организаций Роспотребнадзора;
- определить порядок планирования и координации научных исследований, оптимизировать соотношение фундаментальных и прикладных научных работ;
- совершенствовать взаимодействие организаций науки Роспотребнадзора с органами и организациями Роспотребнадзора, сконцентрировать усилия научных коллективов на достижение практических результатов, необходимых для учреждений Роспотребнадзора, обобщить положительный опыт внедрения результатов исследований в практику санитарно-эпидемиологического надзора;
- обеспечить необходимый информационный обмен между научными и практическими учреждениями Роспотребнадзора;
- активизировать подготовку научных кадров высшей квалификации и поддержку молодых ученых и специалистов;
- разработать механизмы рационального использования научного оборудования и бюджетных средств в организациях науки Роспотребнадзора;
- развивать международные научные связи Роспотребнадзора на основе многосторонних и двухсторонних соглашений.
Приложение N 2
Утвержден
Приказом Роспотребнадзора
от 14 июля 2009 г. N 431
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОСПОТРЕБНАДЗОРУ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. ФГУН "Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии".
2. ФГУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера".
3. ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского".
4. ФГУН "Екатеринбургский научно-исследовательский институт вирусных инфекций".
5. ФГУН "Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций".
6. ФГУН "Хабаровский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии".
7. ФГУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья".
8. ФГУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий".
9. ФГУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана".
10. ФГУН "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены".
11. ФГУН "Ростовский научно-исследовательский институт микробиологии и паразитологии".
12. ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии".
13. ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика И.Н. Блохиной".
14. ФГУН "Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены".
15. ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии".
16. ФГУН "Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии".
17. ФГУН "Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека".
18. ФГУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева".
19. ФГУН "Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича".
20. ФГУН "Научно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе".
21. ФГУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения".
22. ФГУН "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии".
23. ФГУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор".
24. ФГУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии".
25. ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб".
26. ФГУЗ "Ростовский-на-Дону государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт".
27. ФГУЗ "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт".
28. ФГУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока".
29. ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт".
30. ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены".