См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 2019 г. N 1747
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЕ МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В целях обеспечения реализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, и в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2019 N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219") приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации".
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09.09.2019 N 1275 "Об утверждении Методики расчета по показателю 2.9.19 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.А. Музаева.
Руководитель
С.С.КРАВЦОВ
Приложение
Утверждена
приказом Федеральной
службы по надзору
в сфере образования и науки
от 27.12.2019 N 1747
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЕ МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Настоящая Методика определяет порядок расчета Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации" (далее - Показатель), предусмотренного подпунктом 1.1 раздела 2 паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16, и разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2013, N 30, ст. 4084), пунктом 2.9.19 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2019, N 14, ст. 1640), и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации и от 6 мая 2019 г. N 590/219").
1.2 Формирование официальной статистической информации по Показателю осуществляется на федеральном уровне с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации.
1.3 Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации - 30 декабря года, следующего за отчетным.
1.4 Субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по Показателю, является Рособрнадзор.
2. Для целей настоящей Методики используются основные понятия:
средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации - Показатель, значение которого рассчитывается по результатам последних проведенных международных сравнительных исследований качества образования PISA, TIMSS, PIRLS соответственно, а также общероссийской оценки по модели PISA.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста. Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира. Проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Проводится с периодичностью 1 раз в 4 года.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - мониторинговое исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?" Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.
Общероссийская оценка по модели PISA - международное исследование качества общего образования, основанное на использовании технологий и решений проекта PISA. Проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA.
3. Расчет Показателя осуществляется по формуле:
где:
FOO - Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований
Xi - место Российской Федерации в i-ом исследовании:
X1: PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста
X2: TIMSS (4 класс) по математическому направлению
X3: TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению
X4: TIMSS (8 класс) по математическому направлению
X5: TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению
X6: PISA по направлению читательская грамотность
X7: PISA по направлению математическая грамотность
X8: PISA по направлению естественно-научная грамотность
Расчет базового значения показателя и значения показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах:
Таблица. Расчет базового
значения показателя
Исследование
|
Направление
|
Xi
|
PISA 2015
|
Математическая грамотность
|
23
|
PISA 2015
|
Читательская грамотность
|
26
|
PISA 2015
|
Естественнонаучная грамотность
|
32
|
TIMSS 2015
|
Математика 4
|
7
|
TIMSS 2015
|
Естествознание 4
|
4
|
TIMSS 2015
|
Математика 8
|
6
|
TIMSS 2015
|
Естествознание 8
|
7
|
PIRLS 2016
|
Читательская грамотность
|
1
|
Среднее
|
13,25
|
Таблица. Расчет значения показателя
на 2018 год
Исследование
|
Направление
|
Xi
|
PISA 2018
|
Математическая грамотность
|
30
|
PISA 2018
|
Читательская грамотность
|
31
|
PISA 2018
|
Естественнонаучная грамотность
|
33
|
TIMSS 2015
|
Математика 4
|
7
|
TIMSS 2015
|
Естествознание 4
|
4
|
TIMSS 2015
|
Математика 8
|
6
|
TIMSS 2015
|
Естествознание 8
|
7
|
PIRLS 2016
|
Читательская грамотность
|
1
|
Среднее
|
14,88
|
4. Источниками данных для расчета Показателя являются результаты следующих процедур:
Результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно;
Общероссийская оценка по модели PISA. При этом общероссийская оценка по модели PISA проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA.
5. Осуществление расчета показателя производится в соответствии со сроками проведения процедур и сроками осуществления расчета параметров величины X1 - X8.
5.1. Сроки проведения процедур:
Год
|
Проводимые процедуры
|
2019
|
TIMSS 2019
|
Общероссийская оценка по модели PISA 2019
|
|
2020
|
Общероссийская оценка по модели PISA 2020
|
2021
|
PISA 2021
|
PIRLS 2021
|
|
2022
|
Общероссийская оценка по модели PISA 2022
|
2023
|
TIMSS 2023
|
Общероссийская оценка по модели PISA 2023
|
|
2024
|
PISA 2024
|
Каждое из международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS проводится по регламенту, устанавливаемому международными организациями (для PISA - ОЭСР, для TIMSS и PIRLS - IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений)). Проведение каждого из данных исследований длится в течение ряда лет и включает этапы сбора данных, формирования выборки участников, апробации, проведения оценочных процедур, обработки и анализа результатов.
Одним из результатов проведения каждого международного исследования является формирование рейтинга, в котором указывается место или вероятный диапазон мест каждой участвующей страны. В результате проведения общероссийской оценки по модели PISA подсчитывается средний балл страны, который можно сопоставить с баллами других стран, которые принимали участие в предыдущем цикле исследования.
5.2. Расчет параметров величины X1 - X8 осуществляется ежегодно согласно проведенным процедурам в соответствии со сроками, представленными в пункте 5.1 Методики, в следующие сроки:
Расчет величины X1
Расчетный год
|
Источник данных (процедура)
|
Срок проведения процедуры
|
Срок расчета величины X1
|
2018
|
PIRLS 2016
|
Апрель 2016 г.
|
Декабрь 2017 г.
|
2019
|
PIRLS 2016
|
Апрель 2016 г.
|
Декабрь 2017 г.
|
2020
|
PIRLS 2016
|
Апрель 2016 г.
|
Декабрь 2017 г.
|
2021
|
PIRLS 2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2022
|
PIRLS 2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2023
|
PIRLS 2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2024
|
PIRLS 2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
Расчет величин X2, X3, X4, X5
Расчетный год
|
Источник данных (процедура)
|
Срок проведения процедуры
|
Срок расчета величин X2, X3, X4, X5
|
2018
|
TIMSS 2015
|
Апрель 2015 г.
|
Декабрь 2016 г.
|
2019
|
TIMSS 2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2020
|
TIMSS 2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2021
|
TIMSS 2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2022
|
TIMSS 2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2023
|
TIMSS 2023
|
Апрель 2023 г.
|
Декабрь 2024 г.
|
2024
|
TIMSS 2023
|
Апрель 2023 г.
|
Декабрь 2024 г.
|
Расчет величин X6, X7, X8
Расчетный год
|
Источник данных (процедура)
|
Срок проведения процедуры
|
Срок расчета величин X6, X7, X8
|
2018
|
PISA 2018
|
Апрель 2018 г.
|
Декабрь 2019 г.
|
2019
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь - ноябрь 2019 г.
|
1 квартал 2020 г.
|
2020
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь 2020 г.
|
1 квартал 2021 г.
|
2021
|
PISA 2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2022
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь 2022 г.
|
1 квартал 2023 г.
|
2023
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь 2023 г.
|
1 квартал 2024 г.
|
2024
|
PISA 2024
|
Апрель 2024 г.
|
Декабрь 2025 г.
|
5.3. Расчет Показателя осуществляется в следующие сроки:
Расчетный год
|
Сроки расчета величин X1, X2, ... X8
|
Срок расчета итогового показателя
|
|
Группа величин
|
Срок расчета
|
||
2018
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2017 г.
|
30 декабря 2019 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2016 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
Декабрь 2019 г.
|
||
2019
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2017 г.
|
30 декабря 2020 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1 квартал 2020 г.
|
||
2020
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2017 г.
|
30 декабря 2021 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1 квартал 2021 г.
|
||
2021
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2022 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
Декабрь 2022 г.
|
||
2022
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2023 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1 квартал 2023 г.
|
||
2023
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2024 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2024 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1 квартал 2024 г.
|
||
2024
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2025 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2024 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
Декабрь 2025 г.
|