См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ
от 27 декабря 2019 г. N 1747

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЕ МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В целях обеспечения реализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, и в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2019 N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219") приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации".

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09.09.2019 N 1275 "Об утверждении Методики расчета по показателю 2.9.19 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.А. Музаева.

Руководитель
С.С.КРАВЦОВ

Приложение

Утверждена
приказом Федеральной
службы по надзору
в сфере образования и науки
от 27.12.2019 N 1747

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЕ МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Настоящая Методика определяет порядок расчета Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации" (далее - Показатель), предусмотренного подпунктом 1.1 раздела 2 паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16, и разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2013, N 30, ст. 4084), пунктом 2.9.19 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2019, N 14, ст. 1640), и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации и от 6 мая 2019 г. N 590/219").

1.2 Формирование официальной статистической информации по Показателю осуществляется на федеральном уровне с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации.

1.3 Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации - 30 декабря года, следующего за отчетным.

1.4 Субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по Показателю, является Рособрнадзор.

2. Для целей настоящей Методики используются основные понятия:

средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации - Показатель, значение которого рассчитывается по результатам последних проведенных международных сравнительных исследований качества образования PISA, TIMSS, PIRLS соответственно, а также общероссийской оценки по модели PISA.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста. Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира. Проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Проводится с периодичностью 1 раз в 4 года.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - мониторинговое исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?" Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.

Общероссийская оценка по модели PISA - международное исследование качества общего образования, основанное на использовании технологий и решений проекта PISA. Проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA.

3. Расчет Показателя осуществляется по формуле:

где:

FOO - Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований

Xi - место Российской Федерации в i-ом исследовании:

X1: PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста

X2: TIMSS (4 класс) по математическому направлению

X3: TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению

X4: TIMSS (8 класс) по математическому направлению

X5: TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению

X6: PISA по направлению читательская грамотность

X7: PISA по направлению математическая грамотность

X8: PISA по направлению естественно-научная грамотность

Расчет базового значения показателя и значения показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах:

Таблица. Расчет базового
значения показателя

Исследование
Направление
Xi
PISA 2015
Математическая грамотность
23
PISA 2015
Читательская грамотность
26
PISA 2015
Естественнонаучная грамотность
32
TIMSS 2015
Математика 4
7
TIMSS 2015
Естествознание 4
4
TIMSS 2015
Математика 8
6
TIMSS 2015
Естествознание 8
7
PIRLS 2016
Читательская грамотность
1
Среднее
13,25

Таблица. Расчет значения показателя
на 2018 год

Исследование
Направление
Xi
PISA 2018
Математическая грамотность
30
PISA 2018
Читательская грамотность
31
PISA 2018
Естественнонаучная грамотность
33
TIMSS 2015
Математика 4
7
TIMSS 2015
Естествознание 4
4
TIMSS 2015
Математика 8
6
TIMSS 2015
Естествознание 8
7
PIRLS 2016
Читательская грамотность
1
Среднее
14,88

4. Источниками данных для расчета Показателя являются результаты следующих процедур:

Результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно;

Общероссийская оценка по модели PISA. При этом общероссийская оценка по модели PISA проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA.

5. Осуществление расчета показателя производится в соответствии со сроками проведения процедур и сроками осуществления расчета параметров величины X1 - X8.

5.1. Сроки проведения процедур:

Год
Проводимые процедуры
2019
TIMSS 2019
Общероссийская оценка по модели PISA 2019
2020
Общероссийская оценка по модели PISA 2020
2021
PISA 2021
PIRLS 2021
2022
Общероссийская оценка по модели PISA 2022
2023
TIMSS 2023
Общероссийская оценка по модели PISA 2023
2024
PISA 2024

Каждое из международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS проводится по регламенту, устанавливаемому международными организациями (для PISA - ОЭСР, для TIMSS и PIRLS - IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений)). Проведение каждого из данных исследований длится в течение ряда лет и включает этапы сбора данных, формирования выборки участников, апробации, проведения оценочных процедур, обработки и анализа результатов.

Одним из результатов проведения каждого международного исследования является формирование рейтинга, в котором указывается место или вероятный диапазон мест каждой участвующей страны. В результате проведения общероссийской оценки по модели PISA подсчитывается средний балл страны, который можно сопоставить с баллами других стран, которые принимали участие в предыдущем цикле исследования.

5.2. Расчет параметров величины X1 - X8 осуществляется ежегодно согласно проведенным процедурам в соответствии со сроками, представленными в пункте 5.1 Методики, в следующие сроки:

Расчет величины X1

Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величины X1
2018
PIRLS 2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2019
PIRLS 2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2020
PIRLS 2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2021
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2022
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2023
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2024
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.

Расчет величин X2, X3, X4, X5

Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величин X2, X3, X4, X5
2018
TIMSS 2015
Апрель 2015 г.
Декабрь 2016 г.
2019
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2020
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2021
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2022
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2023
TIMSS 2023
Апрель 2023 г.
Декабрь 2024 г.
2024
TIMSS 2023
Апрель 2023 г.
Декабрь 2024 г.

Расчет величин X6, X7, X8

Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величин X6, X7, X8
2018
PISA 2018
Апрель 2018 г.
Декабрь 2019 г.
2019
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь 2019 г.
1 квартал 2020 г.
2020
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь 2020 г.
1 квартал 2021 г.
2021
PISA 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2022
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь 2022 г.
1 квартал 2023 г.
2023
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь 2023 г.
1 квартал 2024 г.
2024
PISA 2024
Апрель 2024 г.
Декабрь 2025 г.

5.3. Расчет Показателя осуществляется в следующие сроки:

Расчетный год
Сроки расчета величин X1, X2, ... X8
Срок расчета итогового показателя
Группа величин
Срок расчета
2018
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2019 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2016 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2019 г.
2019
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2020 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2020 г.
2020
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2021 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2021 г.
2021
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2022 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2022 г.
2022
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2023 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2023 г.
2023
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2024 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2024 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2024 г.
2024
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2025 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2024 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2025 г.