См. Документы Федерального агентства морского и речного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 25 июня 2020 г. N 62
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА РАБОТНИКОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ АККРЕДИТАЦИИ
В КАЧЕСТВЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ
МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии с пунктом 5.4.6 и подпунктом 9.8 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 и во исполнение пунктов 2 и 12 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. N 145, приказываю:
Утвердить методические рекомендации по определению количества работников, необходимых юридическому лицу при прохождении процедуры аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта, согласно приложению к настоящему приказу.
Руководитель
А.И.ПОШИВАЙ
Приложение
к приказу Федерального агентства
морского и речного транспорта
от 25.06.2020 N 62
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА РАБОТНИКОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ АККРЕДИТАЦИИ
В КАЧЕСТВЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ
МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
1. Цели и задачи методических рекомендаций
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях определения минимального количества аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности (категории работников) при прохождении юридическим лицом аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта (далее - Соискатель аккредитации).
1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение:
- Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 г. N 145;
- Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 678;
- Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
В соответствие с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, осуществляется подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.
Согласно требованиям приказа Минтранса России от 1 апреля 2015 г. N 145 "Об утверждении порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделения транспортной безопасности и требований к ним" аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.
Целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области морского и внутреннего водного транспорта.
При определении способности юридического лица исполнять функции подразделения транспортной безопасности необходимо наличие у Соискателя аккредитации работников, прошедших аттестацию и подразделения, предназначенного для осуществления координации и обеспечения деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.
Росморречфлот, как компетентный орган, руководствуясь Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 г. N 145, обязан определить способность Соискателя аккредитации осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области морского и внутреннего водного транспорта.
В связи с этим Росморречфлотом разработаны настоящие методические рекомендации по определению минимального количества аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности (категории работников) при прохождении юридическим лицом аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта.
2. Принятые сокращения
АНВ
|
акт незаконного вмешательства;
|
ГБР
|
группа быстрого реагирования;
|
ЗТБ
|
зона транспортной безопасности;
|
КПП
|
контрольно-пропускной пункт;
|
ОТИ
|
объект транспортной инфраструктуры;
|
ПОТБ
|
план обеспечения транспортной безопасности;
|
ПТБ
|
подразделение транспортной безопасности;
|
ПУ ОТБ
|
пункт управления обеспечением транспортной безопасности группы ОТИ;
|
СОТБ
|
силы обеспечения транспортной безопасности;
|
СТИ
|
субъект транспортной инфраструктуры;
|
ТС
|
транспортное средство.
|
3. Круг субъектов, для которых разработаны методические рекомендации
3.1. Настоящие методические рекомендации разработаны для использования должностными лицами Росморречфлота, Соискателями аккредитации, созданными и функционирующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения Соискателями аккредитации, до обращения в Росморречфлот (компетентный орган) с заявлением на получение свидетельства об аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.
3.2. Соискателем аккредитации методические рекомендации могут быть использованы для определения минимального количества заявляемых на аккредитацию работников в соответствии с нормативно-правовыми актами в области обеспечения транспортной безопасности и требованиями предъявляемыми к подразделениям транспортной безопасности в ходе их аккредитации и обеспечению ими защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, наличию трудовых ресурсов.
3.3. Структурным подразделением Росморречфлота, ответственным за предоставление государственной услуги, является Управление транспортной безопасности.
3.4. Управлением транспортной безопасности Росморречфлота методические рекомендации могут использоваться для определения способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области морского и внутреннего водного транспорта в рамках выполнения административного регламента по оказанию соответствующей государственной услуги.
3.4. Субъектами транспортной инфраструктуры методические рекомендации могут быть использованы при организации конкурентных процедур и оформлении договорных отношений по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта от актов незаконного вмешательства.
4. Основные принципы
4.1. В настоящих методических рекомендациях основным принципом определения способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области морского и внутреннего водного транспорта, является расчет минимального количества аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности на примере рассмотрения гипотетического ОТИ (далее - модельный ОТИ).
4.2. Модельный ОТИ характеризуется следующими критериями:
- относится к 4 категории ОТИ, устанавливаемой в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о транспортной безопасности;
- стационарные посты в целях защиты ОТИ от АНВ размещаются исключительно на границе ЗТБ. На ОТИ организован один КПП;
- интенсивность перемещения через посты физических лиц, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов низкая.
4.3. Минимальный состав ПТБ не включает административно-управленческий персонал, входящий в состав Соискателя аккредитации.
Расчет минимального количества аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности составлен с учетом их полной занятости, т.е. отсутствия мест работы по совместительству, гражданско-правовому договору и т.д.
В случае предоставления Соискателем аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности документов, подтверждающих наличие работников подразделения транспортной безопасности, оформленных не на полную ставку - минимальное количество аттестованных работников подразделения транспортной безопасности увеличивается кратно в зависимости от того на какую ставку оформлен работник подразделения транспортной безопасности.
К примеру, если работник подразделения транспортной безопасности оформлен на 0,5 ставки, то количество таких работников должно быть двое, если работник оформлен на 0,2 ставки, то таких работников должно быть пятеро и т.д.
5. Определение перечня трудовых ресурсов
5.1. В ходе расчета минимального количества аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности учитываются требования законодательства в области охраны труда. Ввиду того, что при осуществлении деятельности Соискателем аккредитации по защите модельного ОТИ от АНВ не представляется возможным соблюсти нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов с двумя выходными днями), то на основании статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на модельном ОТИ применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц, квартал, год со сменным режимом работы, который подразумевает ведение графиков работы.
5.2. График работы разрабатывается на основании нормы рабочего времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден приказом Минздравсоцразвития от 13 августа 2009 г. N 588н, согласно пункту 1 которого норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе - восемь часов.
Норма рабочих часов на одного работника должна быть уменьшена на время, когда работник фактически не находился на работе, но за ним сохранялось рабочее место, на дни, когда работник находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Также, при составлении графика отпусков необходимо учитывать норму статьи 110 ТК РФ, минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха - 42 часа - должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в т.ч. и на непрерывных производствах). При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть уменьшена в отдельные недели по сравнению с установленной комментируемой статьей. Однако, в среднем за учетный период, эта норма должна быть соблюдена.
Исходя из выше указанных норм произведем расчет требуемого количества персонала на 1 круглосуточный пост.
5.3. Норма рабочего времени в 2019 году при сорокачасовой рабочей неделе составляет 1970 часов, без уменьшения нормы рабочего времени на часы приходящиеся на ежегодный оплачиваемый отпуск, среднемесячная норма на одного работника равна 1970 / 12 = 164,166, среднее количество астрономических часов в месяц 720, следовательно, 720 / 164,166 = 4.38 для обеспечения бесперебойного оказания услуг на 1 посту требуется 4,38 штатных единицы.
Данный расчет произведен без учета уменьшения нормы рабочего времени, без учета нахождения аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности в отпусках и/или при оформлении листка нетрудоспособности.
Таким образом, число аттестованных работников по каждой категории сил обеспечения транспортной безопасности, при несении дежурства на один пост составляет минимум 4 человека при работе сутки через трое.
При полном соблюдении правил расчета нормальной продолжительности рабочего времени требуемое количество персонала составит 4,784 человека.
Исходя из вышеизложенного, на 1 круглосуточный пост при работе сутки через трое требуется как минимум 4 человека дежурной смены и один человек резерва.
6. Минимальный состав дежурной смены
6.1. Работники ПТБ, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, а также наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Определение минимального состава дежурной смены работников ПТБ на один пост (КПП):
- два работника ПТБ, аттестованных в качестве работников ПТБ, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
- один работник, аттестованный в качестве работника ПТБ выполняющего наблюдение и собеседование.
Таким образом, минимальное количество работников, аттестованных в качестве работников ПТБ осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, при несении дежурства сутки через трое составляет 9,6 работника ПТБ, а также 4,8 работника ПТБ, аттестованного в качестве работника ПТБ, выполняющего наблюдение и собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
6.2. Работники ПТБ, включенные в состав группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также задачи реагирования на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Термин "группа быстрого реагирования" подразумевает минимальный состав группы быстрого реагирования в количестве двух работников ПТБ.
Таким образом, минимальное количество работников, аттестованных в качестве работников ГБР, при несении дежурства сутки через трое составляет 9,6 работников ПТБ.
6.3. Работники ПТБ, осуществляющие управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - ТСОТБ).
При определении минимального количества работников ПТБ, осуществляющих управление ТСОТБ, кроме ТК РФ учитываются требования СанПиН (Санитарные правила и нормы) 2.2.2/2.4.1340-03. "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Данный СанПиН введен взамен СанПиН 2.2.2.542-96.
Согласно этому документу (Приложение 7):
- рекомендуется организация перерывов на 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы;
- продолжительность непрерывной работы с видеодисплейным терминалом без регламентированного перерыва не должна превышать 1 час;
- при работе с ПЭВМ в ночную смену с (22 до 6 часов), продолжительность регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.
Таким образом, минимальное количество работников ПТБ, аттестованных в качестве работников подразделения транспортной безопасности, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - не менее 4,8 единицы.
6.4. Работник ПТБ, руководящий выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, предназначенный для осуществления координации и обеспечения деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.
Минимальное количество аттестованных работников ПТБ, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, составляет 4,8 работника ПТБ.
6.5. Общее минимальное количество работников ПТБ (состав дежурной смены).
На основании проведенного расчета Соискатель аккредитации должен подтвердить наличие в составе ПТБ следующих аттестованных работников:
- работники, аттестованные в качестве работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности мужского пола - 9,6 единицы;
- работники, аттестованные в качестве работников, выполняющих наблюдение и собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности без обязательных требований к гендерному признаку - 4,8 единицы;
- работники, аттестованные в качестве работников ГБР без обязательных требований к гендерному признаку - 9,6 единиц;
- работники, аттестованные в качестве лиц, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства - 2 единицы;
- работники, аттестованные в качестве работников подразделения транспортной безопасности, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - не менее 4,8 единицы.
Таким образом, Соискатель аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности должен подтвердить наличие минимум 31 единицы аттестованных по следующим программам работников согласно представленной ниже таблице:
Минимальное количество аттестованных работников
для определения способности юридического лица осуществлять
защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств от актов незаконного вмешательства в сфере морского
и внутреннего водного транспорта
N п/п
|
Категория работников (сил обеспечения транспортной безопасности)
|
Количество единиц (минимальное)
|
1
|
Работники подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (категория 3)
|
2,0
|
2
|
Работники, включенные в состав группы быстрого реагирования (категория 4)
|
9,6
|
3
|
Работники, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (категория 5)
|
9,6
|
4
|
Работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (категория 6)
|
4,8
|
5
|
Работники, подразделения транспортной безопасности, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности
|
4,8
|
Общее количество единиц (минимальное):
|
30,8
|
7. Заключение
Данные методические рекомендации носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и служат для определения количества работников, необходимых юридическому лицу в качестве подразделения транспортной безопасности для осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в сфере морского и внутреннего водного транспорта, которая должна выполняться непрерывно.