См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2022 г. N 1034

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОСЛЕСХОЗОМ
(ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСЛЕСХОЗА) ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА 2023 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, приказываю:

1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2023 год согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.В. Панфилова.

Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ

Приложение
к приказу Федерального агентства
лесного хозяйства
от 20.12.2022 N 1034

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОСЛЕСХОЗОМ
(ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСЛЕСХОЗА) ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА 2023 ГОД

I. Общие положения

1. Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее соответственно - Программа, профилактика рисков причинения вреда) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - Правила).

2. Профилактика рисков причинения вреда осуществляется в рамках исполнения Рослесхозом непосредственно и через его территориальные органы - департаменты лесного хозяйства по федеральным округам (далее - Департаменты) государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный лесной контроль) в пределах компетенции, установленной пунктом 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, и подпунктом 5.4.18 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее соответственно - Положение о государственном лесном контроле, компетенция Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля).

3. Период реализации Программы - 2023 год.

4. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:

а) обязательные требования - требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;

б) повторяющиеся однотипные нарушения обязательных требований - нарушения обязательных требований, имеющих общий предмет нормативного правового регулирования (например, обязательные требования в области пожарной безопасности в лесах, обязательные требования в области воспроизводства лесов) (далее - повторяющиеся правонарушения);

в) охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, леса и находящиеся в них природные объекты, не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы в лесах, недревесные лесные ресурсы, лесные культуры, лесные плантации, почва, установленный порядок осуществления государственного управления и местного самоуправления в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

г) лица, связанные с объектами контроля - юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане (в том числе должностные лица юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющие (обеспечивающие осуществление) деятельность в сфере лесного хозяйства и (или) владеющие и (или) пользующиеся и (или) распоряжающиеся производственными объектами, отнесенными к объектам государственного лесного контроля (далее - контролируемые лица) <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время, учитывая, что предотвращение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований неопределенным кругом физических лиц - гражданами, пребывающими в лесах, в том числе гражданами, посещающих леса (пребывающими в лесах) в рекреационных целях, в целях сбора для собственных нужд недревесных лесных ресурсов, относится к предмету самостоятельного от государственного лесного контроля института лесной охраны (статья 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации), к контролируемым лицам относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие леса, расположенные на землях обороны и безопасности, и (или) осуществляющие охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение на землях обороны и безопасности, в том числе государственные учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.

д) объекты контроля - деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства (использование лесов, охрана лесов, защита лесов, воспроизводство лесов и лесоразведение), а равно производственные объекты (лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению; средства предупреждения и тушения лесных пожаров; другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения);

е) подконтрольная сфера - совокупность охраняемых законом ценностей в области использования лесов, охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов и лесоразведения в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

ж) состояние подконтрольной сферы - состояние совокупности охраняемых законом ценностей в области использования лесов, охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов и лесоразведения в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля;

з) профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое в целях снижения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, посредством предупреждения нарушения лицами, связанными с объектами контроля, обязательных требований.

II. Итоги профилактики рисков причинения вреда. Состояние
подконтрольной сферы

5. В соответствии с пунктами 12 и 13 Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), осуществляемого Рослесхозом (территориальными органами Рослесхоза) в пределах установленной компетенции, на 2022 год, утвержденной приказом Рослесхоза от 24.12.2021 N 990, эффективность и результативность профилактики рисков причинения вреда оценивается по итогам отчетного периода - календарного 2022 года по ключевому показателю государственного лесного контроля, установленному в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее - ключевой показатель), и дополнительному показателю состояния подконтрольной сферы - улучшения или ухудшения состояния подконтрольной сферы, исходя из количества повторяющихся правонарушений (далее - дополнительный показатель).

6. Ключевой показатель установлен пунктами 45(1) - 45(4) Положения о государственном лесном контроле и определяется как отношение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства за отчетный период, совершенных контролируемыми лицами (тыс. рублей) к валовому внутреннему продукту Российской Федерации за отчетный период. Отчетным периодом для расчета значения ключевого показателя является календарный год.

Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.

С учетом того, что в соответствии с требованиями пунктов 10 - 15 Правил настоящая Программа разработана до истечения отчетного периода - 2022 года, а также, принимая во внимание сроки подготовки официальных статистических данных о валовом внутреннем продукте Российской Федерации за 2022 год, оценка результативности и эффективности профилактики рисков причинения вреда проведена с использованием предварительных, промежуточных данных 2022 года и имеет прогнозный характер.

Целевое значение ключевого показателя рассчитано по данным первого полугодия 2021 года и первого полугодия 2022 года.

Дополнительный показатель состояния подконтрольной сферы рассчитан по данным по состоянию на 1 декабря 2022 года.

Справочно расчет значений ключевого показателя:

за первое полугодие 2021 года:

(9 742,441 / 58 006 214 426,631) x 100 = 0,00001679551251,

где 9742,441 - вред, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства за первое полугодие 2021 года (тыс. руб.);

58 006 214 426,631 - валовой внутренний продукт Российской Федерации за первое полугодие 2021 года (тыс. руб.);

за первое полугодие 2022 года:

(282,900 / 69 292 800 194,268) x 100 = 0,00000040826752,

где 282,900 - вред, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства за первое полугодие 2022 года (тыс. руб.);

69 292 800 194,268 - валовой внутренний продукт Российской Федерации за первое полугодие 2022 года (тыс. руб.).

Снижение значения ключевого показателя за первое полугодие 2021 года в сравнении со значением ключевого показателя за первое полугодие 2022 года составило 97,6%.

Таким образом, по итогам 2022 года прогнозируется достижение целевого значения ключевого показателя, исходя из снижения его значения в сравнении с 2021 годом, что оценивается положительно.

7. Значение дополнительного показателя определяется как количество нарушений обязательных требований, совершенных в отчетном периоде контролируемыми лицами, в отношении которых в отчетном периоде (до совершения нарушения обязательных требований) и или в предыдущем отчетном периоде проводились профилактические мероприятия, и которыми ранее (в предыдущем отчетном периоде) уже совершались однотипные нарушения обязательных требований.

Значение дополнительного показателя рассчитывается за отчетный период и за каждые два предшествовавших отчетных периода.

Справочно расчет значений дополнительного показателя:

за 2020 год:

(10 - 8) x 100 / 10 = 20,0%,

где 8 - количество повторяющихся правонарушений в 2020 году;

10 - количество повторяющихся правонарушений в 2019 году;

20% - значение показателя за 2020 год.

за 2021 год:

(8 - 7) x 100 / 8 = 12,5%,

где 8 - количество повторяющихся правонарушений в 2020 году;

7 - количество повторяющихся правонарушений в 2021 году.

12,5% - значение показателя за 2021 год.

по состоянию на 1 декабря 2022 года:

(7 - 1) x 100 / 7 = 85,7%,

где 7 - количество повторяющихся правонарушений в 2021 году;

1 - количество повторяющихся правонарушений на 1 декабря 2022 года;

85,7% - значение показателя на 1 декабря 2022 года.

Количество повторяющихся правонарушений на 1 декабря 2022 года в сравнении с 2021 годом снизилось на 87,5%, что оценивается положительно, в связи с чем по итогам 2022 года прогнозируется достижение значения дополнительного показателя и, с учетом его значений за 2020 - 2021 годы, прогнозируется обеспечение положительной динамики улучшения состояния подконтрольной сферы за счет снижения количества повторяющихся правонарушений.

8. На основе приведенных выше значений показателей результативности и эффективности профилактики рисков причинения вреда в их совокупности прогнозируется достижение по итогам 2022 года улучшения состояния подконтрольной сферы (текущего за 2022 год и в динамике 2020 - 2022 годов) в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля.

III. Цели и задачи реализации Программы

9. Профилактика рисков причинения вреда направлена на достижение следующих основных целей:

стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Кроме того, реализация Программы направлена на снижение уровня административного давления на хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного лесного контроля, снижение издержек и затрат на его осуществление.

10. Достижение целей, указанных в пункте 9 настоящей Программы, возможно посредством решения следующих задач:

повышение прозрачности и открытости деятельности Рослесхоза и его территориальных органов по осуществлению государственного лесного контроля;

разъяснение контролируемым лицам обязательных требований, формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований в установленной сфере компетенции осуществления государственного лесного контроля;

актуализация перечней обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного лесного контроля, на предмет выявления обязательных требований соблюдение и (или) оценка соблюдения которых невозможна либо связаны с издержками, превышающими возможный вред (ущерб) от нарушения таких обязательных требований;

анализ и "инвентаризация" состава и особенностей контролируемых лиц и оценки состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от условий и видов деятельности контролируемых лиц, в том числе особенностей конкретных контролируемых лиц, осуществляемой ими деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения

11. Профилактика рисков причинения вреда осуществляется посредством проведения следующих видов профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

12. В целях повышения информированности контролируемых лиц о содержании предъявляемых к ним обязательных требований перечней нормативных правовых актов (их отдельных частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом деятельности в пределах компетенции Рослесхоза по осуществлению государственного лесного контроля, подлежит размещению на официальном сайте Рослесхоза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

13. В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ осуществляется обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного лесного контроля в пределах компетенции Рослесхоза.

14. Профилактические мероприятия, указанные в пункте 11 настоящей Программы, проводятся в соответствии с требованиями Положения о государственном лесном контроле и Планом-графиком согласно приложению к настоящей Программе.

V. Показатели результативности и эффективности Программы

15. Эффективность и результативность профилактики рисков причинения вреда оценивается:

а) по ключевому показателю государственного лесного контроля, установленному в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ;

б) по дополнительному показателю состояния подконтрольной сферы.

Отчетным периодом для расчета значений показателей эффективности и результативности профилактики рисков причинения вреда является календарный год реализации Программы. Допускаются прогнозные на итог календарного года реализации Программы расчет значения показателей эффективности и результативности профилактики рисков причинения вреда и ее оценка на основе имеющихся данных.

16. Дополнительный показатель состояния подконтрольной сферы - улучшение или ухудшение состояния подконтрольной сферы, которое оценивается по уменьшению или увеличению количества повторяющихся правонарушений, совершенных одними и теми же контролируемыми лицами.

Значение дополнительного показателя определяется по формуле:

Nобщ = Nпр + Nне,

где Nобщ - количество повторяющихся правонарушений, совершенных одними и теми же контролируемыми лицами в отчетном периоде, ед.;

Nпр - количество повторяющихся правонарушений, совершенных в отчетном периоде контролируемыми лицами, в отношении которых в отчетном периоде (до совершения нарушения обязательных требований) и (или) в предыдущем отчетном периоде (после совершения нарушения обязательных требований) проводились профилактические мероприятия, и которыми ранее (в предыдущем отчетном периоде) уже совершались однотипные повторяющиеся нарушения обязательных требований;

Nне - количество повторяющихся нарушений обязательных требований, совершенных в отчетном периоде контролируемыми лицами, в отношении которых в отчетном периоде (до совершения нарушения обязательных требований) и (или) в предыдущем отчетном периоде (после совершения нарушения обязательных требований) не проводились профилактические мероприятия, и которыми ранее (в предыдущем отчетном периоде) уже совершались однотипные повторяющиеся нарушения обязательных требований.

Положительно оценивается снижение значения дополнительного показателя по итогам отчетного периода в сравнении с предыдущим отчетным периодом в процентном выражении по формуле:

(Зт - Зп) x 100 / Зт,

где:

Зт - количество повторяющихся правонарушений в отчетном периоде;

Зп - количество повторяющихся правонарушений в предыдущем отчетном периоде.

Кроме того, оценивается динамика состояния подконтрольной сферы в соответствии со значением дополнительного показателя в течение последних трех отчетных периодов.

17. Значение дополнительного показателя по каждому федеральному округу Российской Федерации рассчитывается соответствующим территориальным органом Рослесхоза с указанием количества повторяющихся правонарушений за отчетный период и отдельно за каждые два предшествовавших отчетных периода (подлежит включению в доклад об итогах профилактической работы, подготавливаемый и представляемый в Рослесхоз).

Значение дополнительного показателя в целом для Российской Федерации рассчитываются Рослесхозом на основании данных, представляемых территориальными органами Рослесхоза, и включаются в доклад об итогах профилактической работы за год.

18. Рослесхоз осуществляет мониторинг и оценку уровня развития профилактики рисков причинения вреда, в том числе ее эффективности и результативности, результаты которых включаются в ежегодный доклад Рослесхоза о состоянии государственного лесного контроля, подготавливаемый в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и требованиями к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041.

Приложение
к Программе

ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ В 2023 ГОДУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОСЛЕСХОЗОМ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
РОСЛЕСХОЗА) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ ОБОРОНЫ
И БЕЗОПАСНОСТИ

N п/п
Профилактическое мероприятие
Периодичность проведения
Ответственные исполнители
1.
Информирование
Постоянно в течение года
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
2.
Обобщение правоприменительной практики
Один раз в год
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
3.
Объявление предостережения
Постоянно в течение года при наличии оснований
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
4.
Консультирование
Постоянно в течение года при обращении контролируемых лиц и их представителей
Управление федерального государственного лесного надзора
Территориальные органы Рослесхоза
5.
Профилактический визит
Постоянно в течение года
Территориальные органы Рослесхоза