ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБУСТРОЙСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2009 г. N 20

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации (приложение к настоящему Приказу).

2. Заместителям руководителя, начальникам управлений, руководителям территориальных органов и подведомственной организации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации:

изучить Положение об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации лично и довести его требования до подчиненных должностных лиц в части, их касающейся;

обеспечить выполнение в сфере своей ответственности изложенных в Положении об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации требований.

3. Руководителям территориальных органов и подведомственной организации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации разработать, с учетом требований настоящего Положения, положение об организации и ведении гражданской обороны территориального органа и подведомственной организации соответственно.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель
Д.А.БЕЗДЕЛОВ

Приложение
к Приказу Росграницы
от 18.02.2009 N 20

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Росгранице разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28 "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий по гражданской обороне, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в Росгранице.

1.2. Гражданская оборона в Росгранице организуется и ведется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами Росграницы, а также настоящим Положением.

1.3. Подготовка к ведению гражданской обороны в Росгранице заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников и материальных ценностей Росграницы от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.4. Ведение гражданской обороны в Росгранице заключается в выполнении мероприятий по защите работников и материальных ценностей Росграницы от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5. Росграница в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создает и содержит силы и средства гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планирует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне.

1.6. Руководство гражданской обороной в Росгранице осуществляют:

в Росгранице в целом - ее руководитель;

в центральном аппарате Росграницы - заместитель руководителя;

в территориальных органах Росграницы - их руководители;

в подведомственной организации - ее руководитель.

1.7. Руководитель гражданской обороны Росграницы осуществляет руководство гражданской обороной через координационный орган гражданской обороны центрального аппарата, орган, осуществляющий управление гражданской обороной, эвакуационный орган и орган по повышению устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1.8. Структурными подразделениями и работниками Росграницы, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, являются:

в Росгранице - отдел защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны;

в центральном аппарате Росграницы - работник отдела защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Росграницы, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

в территориальных органах Росграницы - один из работников территориального органа по совместительству;

в подведомственной организации - один из работников подведомственной организации по решению руководителя;

в структурных подразделениях подведомственной организации - один из работников структурного подразделения подведомственной организации по совместительству.

1.9. Эвакуационным органом Росграницы является эвакуационная комиссия, создаваемая заблаговременно в мирное время для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий Росграницы. Эвакуационную комиссию возглавляет один из заместителей руководителя Росграницы. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется отдельной инструкцией.

1.10. Органом по повышению устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов. Комиссию возглавляет один из заместителей руководителя Росграницы. Деятельность комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов регламентируется отдельной инструкцией.

1.11. Мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и в военное время с учетом особенностей региона и района расположения территориальных органов и структурных подразделений подведомственной организации и в сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.

Реализация задач, функций и полномочий Росграницы в области гражданской обороны осуществляется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности Росграницы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой Российской Федерации, с Государственным специализированным проектным институтом радио и телевидения, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

1.12. Подготовка органов управления и нештатных формирований гражданской обороны Росграницы осуществляется:

руководителя Росграницы, руководителей территориальных органов и подведомственной организации, являющихся руководителями гражданской обороны Росграницы, территориальных органов и подведомственной организации соответственно - методом самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, а также изучения своих функциональных обязанностей по гражданской обороне и личного участия в руководстве тренировками и других плановых мероприятий по гражданской обороне;

руководителей структурных подразделений и работников (специально назначенных и работающих по совместительству) Росграницы, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны - методом самостоятельной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации, учебно-методических центрах и курсах;

личного состава нештатных формирований - методом проведения с ними занятий (под руководством непосредственных начальников) и тренировок (под руководством руководителей гражданской обороны) по месту работы;

работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственной организации Росграницы - методом проведения с ними занятий (под руководством непосредственных начальников) по месту работы, участия в тренировках (под руководством руководителей гражданской обороны) и индивидуального изучения сигналов гражданской обороны и порядка действий по ним, а также способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1.13. В основу организации, подготовки и ведения гражданской обороны Росграницы положены следующие основные принципы:

обязательность исполнения всеми должностными лицами функций по организации и ведению гражданской обороны;

заблаговременность планирования и подготовки мероприятий по защите работников Росграницы и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также их осуществление в мирное время, наращивание в угрожаемый период и доведение до требуемых объемов с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

реализация запланированных мероприятий с учетом особенностей расположения пунктов пропуска, разумной достаточности их объемов, сроков выполнения и в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями гражданской обороны;

систематичность проведения занятий и тренировок с работниками и нештатными формированиями гражданской обороны.

II. Основные задачи, функции и полномочия Росграницы
в области гражданской обороны

2.1. Центральный аппарат Росграницы в области гражданской обороны решает следующие основные задачи:

оповещение работников Росграницы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обучение работников центрального аппарата Росграницы сигналам гражданской обороны и порядка действий по ним, а также способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и контроль этой работы в территориальных органах и подведомственной организации Росграницы;

организация предоставления работникам центрального аппарата Росграницы убежищ и средств индивидуальной защиты и руководство этой работой в территориальных органах и подведомственной организации Росграницы;

проведение мероприятий по световой маскировке административных помещений центрального аппарата Росграницы и руководство этой работой в территориальных органах и подведомственной организации Росграницы;

участие в проведении аварийно-спасательных работ в месте расположения центрального аппарата Росграницы в случае возникновения опасностей для его работников при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

участие, совместно с Правительством г. Москвы и Правительством Московской области, в первоочередном обеспечении работников центрального аппарата Росграницы, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинского обслуживания, срочного предоставления жилья и принятие других необходимых мер;

участие в борьбе с пожарами в месте расположения центрального аппарата Росграницы, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

руководство разработкой и осуществлением мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов государственной границы Российской Федерации, находящихся в ведении Росграницы;

обеспечение постоянной готовности нештатных формирований гражданской обороны центрального аппарата Росграницы и руководство этой работой в территориальных органах и подведомственной организации Росграницы;

эвакуация работников и материальных ценностей Росграницы в безопасные районы.

2.2. Центральный аппарат Росграницы в области гражданской обороны выполняет следующие функции и полномочия:

принимает правовые акты в области гражданской обороны, доводит их требования до руководителей территориальных органов и подведомственной организации Росграницы и контролирует их выполнение, в том числе в части, касающейся центрального аппарата Росграницы, согласовывает правовые акты Росграницы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

разрабатывает и реализует План гражданской обороны Росграницы, согласовывает его с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

организует проведение мероприятий гражданской обороны в центральном аппарате Росграницы, включая подготовку работников и нештатных формирований гражданской обороны центрального аппарата, и контроль этой работы в территориальных органах и подведомственной организации Росграницы;

организует через территориальные органы и подведомственную организацию Росграницы осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования на государственной границе Российской Федерации пунктов пропуска;

создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности системы оповещения работников центрального аппарата Росграницы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организует создание и содержание силами подведомственной организации в целях гражданской обороны центрального аппарата Росграницы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и контроль этой работы в территориальных органах и подведомственной организации Росграницы.

2.3. Территориальные органы Росграницы в области гражданской обороны решают, совместно с руководством организаций, чьи помещения арендуют территориальные органы, следующие основные задачи:

оповещение работников территориальных органов Росграницы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обучение работников территориальных органов сигналам гражданской обороны и порядка действий по ним, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация предоставления работникам убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке занимаемых помещений;

участие в проведении аварийно-спасательных работ в месте расположения, в случае возникновения опасностей для его работников при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

участие, совместно с правительством субъектов Российской Федерации, в первоочередном обеспечении работников, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинского обслуживания, срочного предоставления жилья и принятие других необходимых мер;

участие в борьбе с пожарами в месте расположения, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.4. Территориальные органы Росграницы в области гражданской обороны выполняют, совместно с руководством организаций, чьи помещения арендуют территориальные органы, следующие функции и полномочия:

выполняют правовые акты Росграницы в области гражданской обороны;

выполняют мероприятия Плана гражданской обороны Росграницы;

проводят занятия и тренировки по подготовке работников территориальных органов;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности системы оповещения работников территориальных органов Росграницы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают на договорной основе и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2.5. Подведомственная организация Росграницы в области гражданской обороны решает следующие основные задачи:

оповещение работников подведомственной организации Росграницы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обучение работников подведомственной организации сигналам гражданской обороны и порядка действий по ним, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация предоставления работникам подведомственной организации убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке административных помещений подведомственной организации;

участие в проведении аварийно-спасательных работ в месте расположения подведомственной организации в случае возникновения опасностей для его работников при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

участие, совместно с Правительством г. Москвы и Правительством Московской области, в первоочередном обеспечении работников подведомственной организации, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинского обслуживания, срочного предоставления жилья и принятие других необходимых мер;

участие в борьбе с пожарами в месте расположения подведомственной организации, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

руководство разработкой и осуществлением мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов государственной границы Российской Федерации, находящихся в ведении Росграницы;

обеспечение постоянной готовности нештатных формирований гражданской обороны подведомственной организации.

2.6. Подведомственная организация Росграницы в области гражданской обороны выполняет следующие функции и полномочия:

принимает на основе правовых актов в области гражданской обороны Росграницы свои локальные правовые акты, согласовывая их с Росграницей;

разрабатывает и реализует План гражданской обороны организации, согласовывая его с Росграницей;

организует проведение мероприятий гражданской обороны в организации, включая подготовку работников и нештатных формирований гражданской обороны;

выполняет предусмотренные Росграницей меры, направленные на повышение устойчивости функционирования на государственной границе Российской Федерации пунктов пропуска;

создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности системы оповещения работников подведомственной организации Росграницы, а при необходимости - и работников центрального аппарата Росграницы, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создает и содержит в целях гражданской обороны организации, а при необходимости - и центрального аппарата Росграницы, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

III. Основные мероприятия Росграницы в области
гражданской обороны, организация и порядок их выполнения

3.1. Организация и порядок выполнения мероприятий гражданской обороны при приведении ее в готовность и в военное время в центральном аппарате, территориальных органах и подведомственной организации Росграницы определяются планами гражданской обороны, разрабатываемыми в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и настоящим Положением.

3.2. Планы гражданской обороны Росграницы, его территориальных органов и подведомственной организации разрабатываются должностными лицами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и утверждаются соответствующими руководителями, а также согласовываются с руководителями организаций, чьи помещения используют соответственно территориальные органы, а План гражданской обороны Росграницы - и с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3.3. Планы гражданской обороны корректируются один раз в год по состоянию на 1 января планируемого года. При существенных изменениях обстановки или организационно-штатной структуры переработка планов гражданской обороны осуществляется по указаниям соответствующих начальников гражданской обороны.

3.4. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением работников Росграницы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание и поддержание системы оповещения руководства и работников Росграницы, входящих в состав нештатных формирований, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание и поддержание в постоянной готовности громкоговорящей связи в служебных помещениях с целью оповещения работников Росграницы об опасностях.

3.5. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением работников Росграницы в области гражданской обороны, являются:

планирование и осуществление обучения работников в области гражданской обороны;

создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников в области гражданской обороны;

осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.

3.6. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением работникам Росграницы убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:

заключение договоров с организациями, имеющими защитные сооружения гражданской обороны, на оказание услуг в укрытии работников Росграницы и поддержание с ними постоянного взаимодействия по этому вопросу;

приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия работников Росграницы;

подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение недостающих быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия работников Росграницы в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;

обеспечение выдачи работникам Росграницы средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

3.7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

определение перечня объектов Росграницы, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления маскировки объектов Росграницы;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки.

3.8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;

проведение занятий по месту работы с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований;

определение порядка взаимодействия сил гражданской обороны Росграницы с силами гражданской обороны территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3.9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией работников и материальных ценностей Росграницы в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников Росграницы и членов их семей;

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;

подготовка районов размещения работников Росграницы и членов их семей, подготовка мест хранения материальных ценностей, подлежащих эвакуации.

IV. Заключительные положения

4.1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне Росграницы осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Росграницы.

4.2. Для обеспечения работников Росграницы создаются запасы имущества гражданской обороны, к которому относятся: средства индивидуальной защиты; приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; приборы и комплекты специальной обработки; средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны; индивидуальные средства медицинской помощи; средства связи, оповещения и другие материально-технические средства, используемые в интересах гражданской обороны.

4.3. Накопление, хранение и использование имущества гражданской обороны осуществляется в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов Правительства Российской Федерации.

4.4. В целях проверки реальности выполнения планов гражданской обороны и готовности должностных лиц, осуществляющих управление гражданской обороной, нештатных формирований гражданской обороны к защите работников и материальных средств Росграницы от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в Росгранице организуется ведомственный надзор и контроль в области гражданской обороны.

4.5. Ведомственный надзор и контроль в области гражданской обороны Росграницы осуществляется руководителем гражданской обороны Росграницы лично и отделом защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Росграницы, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны Росграницы, в соответствии с планами мероприятий по вопросам гражданской обороны на текущий год.

4.6. Руководители территориальных органов и подведомственной организации ежегодно к 1 января года, следующего за отчетным, представляют в Росграницу доклад о состоянии гражданской обороны и материалы в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Другие донесения и доклады о состоянии гражданской обороны представляются по запросу начальника отдела защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Росграницы в установленные им сроки.

4.7. Должностные лица и работники Росграницы, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей в области гражданской обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.