См. Документы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ
от 21 января 2000 г. N 13

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

В соответствии с Планом мероприятий на 1999 год по реализации Постановления совместного расширенного заседания коллегии Росгидромета и Исполкома ОПАР от 20.01.99 N 2/1, утвержденного решением коллегии Росгидромета 10.02.99 N 4/5, и в целях совершенствования порядка организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети (далее - Положение).

2. Начальникам управлений центрального аппарата, руководителям учреждений, предприятий и организаций Росгидромета принять Положение к руководству и исполнению.

3. УРСА (В.М. Борисенко) направить установленным порядком на государственную регистрацию в Минюст России указанное Положение.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Руководителя Росгидромета С.С. Ходкина.

Руководитель Росгидромета
А.И.БЕДРИЦКИЙ

Утверждено
Приказом Росгидромета
от 21 января 2000 г. N 13

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

Настоящее Положение устанавливает порядок организации, учета и функционирования стационарных и подвижных пунктов наблюдений, создаваемых министерствами и ведомствами Российской Федерации, осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" и в сотрудничестве с Росгидрометом.

Целью установленных Положением требований является создание экономичной и эффективной ведомственной наблюдательной сети, дающей возможность существенно пополнить Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений, непротиворечивости информационной продукции, а также обеспечение работ по стандартизации и метрологическому контролю за средствами измерений.

Требования настоящего Положения распространяются также на любые иные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

1. Основные понятия

В целях настоящего Положения применяются следующие основные понятия:

гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинг окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;

наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства;

государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;

информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации;

мониторинг окружающей среды, ее загрязнения - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения;

подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения;

стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения <*>.

--------------------------------

<*> Из Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609).

2. Общие положения

2.1. Организация и функционирование ведомственной наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных принципов деятельности гидрометеорологической службы:

- репрезентативности пунктов наблюдений;

- единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и обобщения результатов наблюдений;

- обеспечения достоверности получаемых результатов и доступности информации для пользователей.

2.2. Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений (далее - пункты наблюдений) осуществляют свою деятельность на основании лицензий, получаемых от Росгидромета, и с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих производство наблюдений.

2.3. Росгидромет, его территориальные органы и организации оказывают ведомствам (их организациям) необходимую помощь по организационным, техническим и методическим вопросам обеспечения деятельности пунктов наблюдений на основе договоров.

3. Порядок организации ведомственного пункта наблюдений

3.1. Организация ведомственного пункта наблюдений осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов Росгидромета по заявке ведомства или его организации, направляемой в Росгидромет или его территориальный орган (организацию). В заявке указываются:

- цель создания пункта наблюдений, предполагаемый период его функционирования;

- район размещения;

- виды проводимых наблюдений;

- методы и программные средства обработки результатов наблюдений;

- наличие служебных помещений, вид планируемой оперативной связи.

Заявка направляется после решения ведомством вопроса о предоставлении земельного участка, акватории для организации пункта наблюдений в соответствии с земельным, водным и лесным законодательствами Российской Федерации и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.2. При положительном решении Росгидрометом вопроса о создании пункта наблюдений ведомство или его организация согласовывает с Росгидрометом или его территориальным органом (организацией) обязанности сторон.

Согласованию с Росгидрометом или его территориальным органом (организацией) подлежат следующие вопросы:

- вид пункта наблюдений;

- место размещения пункта наблюдений на местности;

- программа наблюдений;

- методы и программные средства обработки результатов наблюдений;

- перечень необходимых приборов и оборудования, бланкового материала, технической литературы;

- способ определения высоты "нуля" барометра над уровнем моря;

- способ передачи результатов наблюдений и другой оперативной информации;

- способ и сроки передачи режимной информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

- предполагаемый срок начала функционирования пункта наблюдений.

3.3. Для каждого открываемого пункта наблюдений составляется Техническое дело, один экземпляр которого хранится в делах пункта наблюдений, второй - в территориальном органе (организации) Росгидромета.

3.4. Для обеспечения функционирования пунктов наблюдений ведомству (или его организации) необходимо:

- оформлять документацию на открытие пунктов наблюдений;

- получать от Росгидромета лицензии на право выполнения наблюдений на вновь открываемых и действующих пунктах наблюдений;

- обеспечивать обработку результатов наблюдений в соответствии с согласованными методами и программными средствами обработки;

- обеспечивать передачу результатов наблюдений в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в порядке, согласованном с соответствующим территориальным органом (организацией) Росгидромета;

- комплектовать штаты пунктов наблюдений в соответствии с согласованной программой наблюдений и работ.

3.5. Ведомство (или его организация) может:

- изменять при необходимости программу работ пунктов наблюдений по согласованию с соответствующим территориальным органом (организацией) Росгидромета;

- закрывать пункты наблюдений по согласованию с территориальными органами (организациями) Росгидромета;

- передавать результаты наблюдений заинтересованным потребителям на договорной основе с указанием в договоре номера лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности.

3.6. Действия Росгидромета, связанные с оказанием помощи в организации и обеспечении функционирования ведомственных пунктов наблюдений, согласовываются ведомствами или их организациями с Росгидрометом или его территориальными органами (организациями) и включают в себя:

- оказание ведомствам (его организациям) необходимой помощи в организации пунктов наблюдений в соответствии с требованиями раздела 3 настоящего Положения;

- предоставление необходимых консультаций и обеспечение помощи при проведении работ по размещению и установке приборов и оборудования;

- обеспечение обучения и стажировки персонала ведомственной наблюдательной сети;

- оказание помощи по вопросам методики наблюдений, метрологического обеспечения и ремонта приборов и оборудования;

- обеспечение экспертизы результатов наблюдений;

- ведение учета ведомственных пунктов наблюдений.

3.7. Росгидромет может:

- получать результаты наблюдений ведомственного пункта наблюдений и публиковать их в изданиях территориального органа (организации) Росгидромета в установленном порядке;

- привлекать ведомственный пункт наблюдений к наблюдениям за стихийными гидрометеорологическими явлениями, а также проводить на указанном пункте при необходимости свои наблюдения на условиях договоренности;

- выбраковывать результаты наблюдений ведомственного пункта наблюдений с оповещением об этом ведомственной организации;

- переводить при необходимости ведомственный пункт наблюдений в случае его закрытия ведомством в состав государственной наблюдательной сети в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;

- передавать пункты наблюдений, входящие в государственную наблюдательную сеть, ведомству с решением имущественных отношений между Росгидрометом и ведомством в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Учет ведомственных пунктов наблюдений

4.1. Учет ведомственных пунктов наблюдений ведут территориальные органы (организации) Росгидромета, ВНИИГМИ - МЦД и соответствующие научно-исследовательские учреждения Росгидромета.

4.2. При открытии новых ведомственных пунктов наблюдений территориальные органы (организации) Росгидромета направляют в Росгидромет и ВНИИГМИ - МЦД регистрационное свидетельство по установленной форме, а о дате начала функционирования - краткое телеграфное оповещение.

4.3. При принятии решения о закрытии или переводе ведомственного пункта наблюдений в состав государственной наблюдательной сети территориальный орган (организация) Росгидромета направляет в Росгидромет и ВНИИГМИ - МЦД информацию в ежеквартальном отчете об изменениях в составе наблюдательной сети и видах проводимых наблюдений.