См. Документы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2021 г. N 437

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ
С НЕЙ ОБЛАСТЯХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ХОДЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА) НА 2022 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям". приказываю:

Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) на 2022 год.

Руководитель Росгидромета
И.А.ШУМАКОВ

Приложение
к приказу Росгидромета
от 20.12.2021 N 437

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ
С НЕЙ ОБЛАСТЯХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ХОДЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА) НА 2022 ГОД

Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении лицензионного контроля за деятельностью в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.

Срок реализации Программы - 2022 год.

Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего развития профилактической деятельности
контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа

Росгидромет согласно пункту 45 части 1 статьи 12 и статье 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьям 5 и 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", абзацу 25 Перечня федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", пункту 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, Положению о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1845 (далее - Положение), осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также лицензионный контроль в указанной области.

В соответствии со статьей 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, установлены пунктом 5 Положения.

Лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования: предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - подконтрольные субъекты), осуществляет Росгидромет и его территориальные органы.

В соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ежегодные планы, утвержденные территориальными органами Росгидромета, представляются ими до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в Росгидромет.

Росгидрометом с учетом вышеуказанных планов утверждается сводный ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Росгидромета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, территориальные органы Росгидромета осуществляют внесение информации в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Центральный аппарат Росгидромета обеспечивает мониторинг достоверности и полноты сведений о проверках, вносимых в ЕРКНМ, а также соответствие сведений требованиям, установленным соответствующим законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения единства практики применения Росгидрометом и его территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Росгидромет проводит работу по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета в соответствии с приказом Росгидромета от 16.09.2016 N 422 "Об утверждении Порядка по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета".

По состоянию на декабрь 2021 года реестр лицензий содержит сведения о 1047 предоставленных Росгидрометом лицензиях на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

В соответствии с утверждаемым руководителем Росгидромета сводным ежегодным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Росгидромета проводятся проверки лицензиатов Росгидромета. Информация о проведенных проверках размещается в Автоматизированной системе "Единый реестр проверок".

Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения

Профилактические мероприятия включают в себя:

1. Информирование по вопросу проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и проводится на регулярной основе. Ответственное подразделение - УДПК Росгидромета; структурные подразделения территориальных органов, ответственные за проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Обобщение правоприменительной практики - доклад по итогам обобщения правоприменительной практики контрольной деятельности лицензирующего органа размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет", осуществляется в порядке, установленном статьей 47 Закона N 248-ФЗ. Размещается один раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным. Ответственное подразделение - УДПК Росгидромета.

3. Консультирование - разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований, осуществляется в порядке, установленном статьей 50 Закона N 248-ФЗ. Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований, в том числе:

- предмета проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований;

- порядка отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска;

- периодичности проведения плановых контрольных мероприятий объектов лицензионного контроля в зависимости от присвоенной им категории риска;

- состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;

- видов плановых и внеплановых контрольных мероприятий;

- порядка обжалования решений органа лицензионного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц.

Консультирование проводится на регулярной основе. Контрольный (надзорный) орган ведет учет консультирований.

Ответственное подразделение - УДПК Росгидромета; структурные подразделения территориальных органов, ответственные за проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

4. Профилактический визит в отношении объектов лицензионного контроля осуществляется уполномоченным лицом лицензирующего органа либо его территориального органа в порядке, установленном статьей 52 Закона N 248-ФЗ.

Срок обязательного профилактического визита в отношении объектов лицензионного контроля не может превышать один рабочий день.

О проведении профилактического визита объект лицензионного контроля должен быть уведомлен не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Объект лицензионного контроля вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом орган лицензионного контроля либо его территориальный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Обязательные профилактические визиты осуществляются в отношении объектов лицензионного контроля, приступающих к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее характеристик, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица.

Ответственное подразделение - структурные подразделения территориальных органов, ответственные за проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

Цели и задачи реализации Программы

Цели Программы:

повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и контрольно-надзорной деятельности Росгидромета;

снижение издержек как Росгидромета, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;

предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня возможного ущерба охраняемым законом ценностям;

разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований. Задачи Программы:

формирование одинакового понимания обязательных требований в сфере компетенции Росгидромета у всех участников осуществляемой Росгидрометом контрольно-надзорной деятельности;

инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.

Показатели результативности и эффективности Программы

Поскольку Программа направлена на предупреждение нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), оценить выполненные за отчетный период профилактические мероприятия помогут следующие показатели результативности и эффективности:

1. Количество проведенных профилактических мероприятий.

Единица измерения - единица.

2. Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.

Единица измерения - единица.

Разъяснения по показателю: количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - адресатов проведенных мероприятий.

3. Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.

Единица измерения - процент.

Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов.

Рассчитывается по формуле:

где:

Дп - доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (%);

Кп - количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

Ко - общее количество подконтрольных (поднадзорных) субъектов.

Организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, осуществляется ответственными исполнителями на основании ежегодно разрабатываемого соответствующего плана-графика, утверждаемого руководителем Росгидромета.

Росгидромет ежегодно готовит доклад об итогах профилактической работы за предыдущий год в срок до 1 февраля года, следующего за годом реализации Программы.

Информация об итогах профилактической работы за год представляется в материалах итоговой коллегии Росгидромета.

Доклад об итогах профилактической работы должен включать в себя результаты мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий.

Система мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя:

самообследование уровня развития Программы, проводимого в соответствии с анкетой согласно приложению к Программе;

оценку достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных Росгидрометом на очередной календарный период.

Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещены в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте: http://www.meteorf.ru.

Приложение
к Программе, утвержденной
приказом Росгидромета
от ____________ N ____

Анкета
для проведения Росгидрометом самообследования уровня
развития Программы профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год

1. Утверждена ли контрольно-надзорным органом Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа профилактики рисков) на 2022 год?

Да
В стадии проекта
Нет

2. Профилактика рисков проводится по всем видам контроля (надзора)?

По всем видам контроля (надзора)
По более чем 50% видам контроля (надзора)
По менее чем 50% видам контроля (надзора)

3. Какие профилактические мероприятия из перечня обязательных к выполнению (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит) реализуются федеральным органом исполнительной власти?

Все 7
6
4 - 5
2 - 3
0 - 1

4. Сколько положений из указанных ниже содержится в утвержденной Программе:

а) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;

б) цели и задачи реализации программы профилактики;

в) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

г) показатели результативности и эффективности программы профилактики

Все 4
2 - 3
0 - 1

5. Согласована ли Программа профилактики рисков с общественным советом при контрольно-надзорном органе?

Да
Проведено обсуждение с общественным советом, замечания совета не учтены
Нет

6. При составлении плана-графика мероприятий учитывается ли при определении степени интенсивности профилактических мероприятий присвоенный подконтрольным субъектам (объектам) категория риска (класс опасности)?

Да
Частично
Нет

7. Закреплена ли обязанность проведения профилактики рисков в должностных регламентах (инструкциях) должных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия?

Да
В стадии проекта
Нет

8. Готовится ли ежегодный доклад об итогах профилактической работы? Является ли информация об итогах профилактической работы частью итогового доклада о деятельности контрольно-надзорного органа?

Да, доклад подготовлен, и включен в итоговый доклад о деятельности
Подготовлен иной отчетный документ
Нет

9. Утверждены ли в Вашем контрольно-надзорном органе показатели результативности и эффективности проведения профилактических мероприятий?

Да
На стадии разработки
Нет

10. Проводится ли оценка удовлетворенности осуществления профилактической работы со стороны подконтрольных объектов, граждан?

Да, регулярно
Нерегулярно
Нет

11. Проводится ли регулярное повышение квалификации, обучение, переобучение, семинары по обмену лучшими практиками и прочие методические мероприятия для сотрудников контрольно-надзорного блока, осуществляющих, в том числе профилактическую деятельность?

Да
Нерегулярно, специальная программа обучения отсутствует
Нет