См. Документы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - МИРОВОЙ ЦЕНТР ДАННЫХ"
ПРИКАЗ
от 20 апреля 2012 г. N 224
О ПОРЯДКЕ
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 372, и в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке ведомственных нормативных правовых актов и их государственной регистрации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их государственной регистрации.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета при разработке проектов нормативных правовых актов руководствоваться Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Росгидромета
А.В.ФРОЛОВ
Утвержден
приказом Росгидромета
от 20.04.2012 N 224
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
I. Общие положения
1. Порядок подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их государственной регистрации (далее - Порядок) определяет единые правила подготовки, утверждения, вступления в силу, признания утратившими силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет).
2. Порядок распространяется на нормативные правовые акты, издаваемые Росгидрометом, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм.
3. Действие Порядка не распространяется на правовые акты, если они содержат разовые предписания, адресованы конкретном лицам и рассчитаны на однократное применение, в том числе на:
правовые акты о приеме на службу работу и назначении на должность, об увольнении со службы, работы и освобождении от должности, о присвоении специальных званий, о материальном и ином поощрении, выплате надбавок, о командировании, об отпусках, о наложении взысканий и тому подобные акты, если они издаются в отношении конкретных лиц;
правовые акты о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Росгидромета и его территориальных органов, за исключением правовых актов, устанавливающих их правовой статус.
Порядок также не распространяется на рекомендательные документы, протоколы различного рода совещаний, докладные и служебные записки структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета, информационные материалы.
4. Нормативные правовые акты Росгидромета должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции Росгидромета.
5. Структурные подразделения центрального аппарата Росгидромета и его территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.
6. Нормативные правовые акты Росгидромета издаются:
на основе и во исполнение федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
во исполнение поручений руководства Минприроды России и Росгидромета;
по инициативным предложениям структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета.
II. Виды нормативных правовых актов Росгидромета
7. Росгидромет издает нормативные правовые акты в виде приказов, правил, инструкций и положений.
8. Издание нормативных правовых актов Росгидромета в виде писем и телеграмм не допускается.
9. Нормативные правовые акты Росгидромета могут быть:
постоянно действующими, то есть установленными без ограничения срока применения;
временными, то есть содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного события.
III. Этапы разработки нормативных правовых
актов Росгидромета
10. Разработка нормативных правовых актов Росгидромета включает в себя следующие этапы:
а) проведение мероприятий по подготовке нормативного правового акта;
б) подготовка проекта нормативного правового акта;
в) согласование проекта нормативного правового акта;
г) подписание (утверждение) нормативного правового акта и его регистрация;
д) направление нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России);
е) сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России;
ж) опубликование нормативных правовых актов и вступление их в силу.
IV. Проведение мероприятий по подготовке нормативного
правового акта
11. Подготовка проектов нормативных правовых актов Росгидромета осуществляется в соответствии с плановыми мероприятиями либо по поручению руководителя Росгидромета или лица, исполняющего его обязанности.
12. Общее руководство процессом разработки нормативных правовых актов Росгидромета осуществляет руководитель Росгидромета, непосредственное руководство - заместитель руководителя Росгидромета, курирующий структурное подразделение, определенное исполнителем в соответствии с его компетенцией.
13. Предложения по разработке; нормативных правовых актов Росгидромета подготавливаются структурными подразделениями в соответствии с актами, решениями, поручениями, предложениями, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
14. В предложениях но разработке нормативных правовых актов Росгидромета указывается(ются) структурное(ые) подразделение(ия), ответственное(ые) за подготовку проектов нормативных правовых актов, и сроки, в которые должны быть подготовлены проекты нормативных правовых актов.
15. Росгидромет разрабатывает проект нормативного правового акта без планирования в случае, если такая разработка предусмотрена указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
16. В случае, если структурное подразделение инициирует подготовку проекта нормативного правового акта, не включенного в план, руководителю Росгидромета, представляется докладная записка, подписанная руководителем такого структурного подразделения, в которой излагаются:
существо проблемы, требующей правового регулирования;
цели предполагаемого правового регулирования;
конкретные меры, направленные на решение проблемы, которые предполагается положить в основу нормативного правового акта;
перечень действующих нормативных правовых актов по проблемному вопросу и анализ недостатков действующего правового регулирования.
17. В случае существенного изменения законодательства Российской Федерации и в незапланированных случаях, если требуется издание нормативных правовых актов для правового регулирования, подготовка нормативных правовых актов осуществляется по поручению руководителя Росгидромета или лица, исполняющего его обязанности.
18. Срок подготовки проекта нормативного правового акта устанавливается в соответствующем плане или в поручении руководителя Росгидромета или лица, исполняющего его обязанности, о подготовке проекта нормативного правового акта. При этом принимается во внимание необходимость проведения соответствующих мероприятий для подготовки проекта акта.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации устанавливается в соответствии с указанными актами.
19. Подготовка проекта нормативного правового акта может быть возложена на одно или несколько структурных подразделений с учетом их компетенции.
Для подготовки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию нескольких структурных подразделений, по совместной инициативе структурного подразделения, ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - подразделение - ответственный исполнитель), и структурных подразделений, участвующих в подготовке проекта акта (далее - подразделения-соисполнители), могут создаваться рабочие группы.
Решение о создании рабочей группы по подготовке нормативного правового акта принимает заместитель руководителя Росгидромета, курирующий подразделение - ответственного исполнителя. В рабочую группу включаются сотрудники подразделения - ответственного исполнителя и подразделений-соисполнителей.
В случае необходимости по решению заместителя руководителя Росгидромета, курирующего подразделение - ответственного исполнителя, для участия в рабочей группе могут привлекаться сотрудники территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Росгидромета.
20. Руководитель подразделения - ответственного исполнителя или по его поручению руководитель отдела такого подразделения определяет сотрудника, ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - ответственный сотрудник), и срок подготовки основных положений проекта акта.
21. Управление делами, правового обеспечения и кадров (далее - УДПК):
обеспечивает информацией структурные подразделения о принятых и утративших
силу нормативных правовых актах, о внесенных в нормативные правовые акты изменениях;
готовит по поручению руководителя Росгидромета заключения о целесообразности подготовки нормативных правовых актов;
участвует в подготовке проекта нормативного правового акта путем проверки акта на соответствие законодательству Российской Федерации и проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта;
22. Ответственность за качество и проработанность проекта нормативного правового акта несет руководитель подразделения - ответственного исполнителя, за соответствие законодательству Российской Федерации - руководитель УДПК.
V. Подготовка проекта нормативного правового акта
23. Разработка основных положений, проекта нормативного правового акта осуществляется в целях подготовки нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, либо изменений (и дополнений действующих нормативных правовых актов, предусматривающих внесение в текст таких актов новых нормативных предписаний или замену прежних нормативных предписаний новыми предписаниями, меняющими и уточняющими содержание правового регулирования.
24. В процессе работы над основными положениями проекта нормативного правового акта (далее - основные положения) ответственный сотрудник собирает и изучает относящиеся к теме проекта:
законодательство Российской Федераций;
международные договоры;
практику применения соответствующих действующих нормативных правовых актов;
зарубежное законодательство по соответствующей теме;
научную литературу и материалы периодической печати;
данные социологических и иных исследований;
информационные материалы, представляемые территориальными органами Росгидромета и учреждениями, находящимися в его ведении.
Ответственный сотрудник обязан обеспечить возможность ознакомления с такой информацией сотрудников подразделений-соисполнителей.
25. В ходе подготовки основных положений ответственный сотрудник вправе получать консультации от сотрудников подразделений-соисполнителей и сотрудников территориальных органов Росгидромета.
26. Сотрудники подразделений-соисполнителей обеспечивают ответственного сотрудника необходимыми для подготовки основных положений материалами, представляют предложения, относящиеся к теме проекта нормативного правового акта.
27. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. При необходимости разъяснения целей и мотивов принятия нормативного правового акта в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При воспроизведении отдельных положений законодательства Российской Федерации должны быть ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Таблицы, графики, карты, схемы оформляются в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
28. При изложении текста нормативного правового акта используется юридическая лексика.
Не допускается использование в тексте нормативного правового акта абстрактных и декларативных формулировок.
Не допускается применение образных сравнений, эпитетов, метафор.
Не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте проекта нормативного правового акта.
В текст нормативного правового акта не включаются различного рода рекомендации, цитаты из печатных изданий.
29. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта. Кроме того, изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
VI. Согласование проекта нормативного правового акта
30. Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами руководителей структурных подразделений, чья компетенция затрагивается актом.
После согласования проекта нормативного правового акта руководителями соответствующих структурных подразделений, перед направлением проекта на согласование заместителю руководителя Росгидромета, проект акта подлежит визированию руководителем УДПК.
Если в процессе визирования в проект нормативного правового акта вносят изменения и дополнения, проект подлежит повторному визированию.
Допускается визирование проектов актов, представленных на согласование, лицом, исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения.
31. После согласования проекта нормативного правового акта руководителем УДПК проект акта визируют заместители руководителя Росгидромета, курирующие подразделение - ответственного исполнителя, подразделений-соисполнителей, структурных подразделений, чья компетенция затрагивается актом.
32. Отказ в визировании проекта нормативного правового акта не допускается.
При наличии замечаний, затрагивающих содержание положений проекта нормативного правового акта, руководитель структурного подразделения или заместитель руководителя Росгидромета излагает мотивированные замечания на отдельном листе с проставлением на листе согласования отметки "Замечания прилагаются" либо "Против" с подписью, ее расшифровкой и датой подписи.
Замечания и предложения редакционного характера могут быть изложены по тексту проекта нормативного правового акта.
33. На этапе согласования проекта, нормативного правового акта УДПК осуществляет проверку проекта акта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям настоящего Порядка и проводит антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта в срок, не превышающий 10 дней, а в случае, когда проект вносится повторно после устранения замечаний и предложений УДПК, - 3 рабочих дней.
В случае несоответствия проекта нормативного правового акта законодательству Российской Федерации или требованиям настоящего Порядка проект акта подлежит возврату для доработки в подразделение - ответственного исполнителя с письменным указанием причин невозможности согласования.
Руководитель УДПК, визируя проект акта, не учитывающий замечания и предложения УДПК, вправе поставить согласно установленному порядку на листе согласования отметку "Против" с приложением мотивированного заключения по существу вопроса к проекту акта.
34. Направление на подпись и утверждение проекта нормативного правового акта без визы руководителя УДПК не допускается.
35. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с Минприроды России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями):
если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, затрагивающие компетенцию других федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций);
если нормативный правовой акт вносит изменения и дополнения либо признает утратившими силу, отменяет акты, изданные по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями).
Согласование нормативного правового акта оформляется грифом согласования, который включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.
36. Работу по проведению согласования проекта нормативного правового акта Росгидромета с Минприроды России, другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) организует руководитель подразделения - ответственного исполнителя Росгидромета после согласования проекта акта в Росгидромете в соответствии с настоящим Порядком.
VII. Подписание (утверждение) нормативного правового акта
и его регистрация
37. Нормативные правовые акты Росгидромета подписывает (утверждает) руководитель Росгидромета или лицо, исполняющее его обязанности.
38. Подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты передаются в УДПК для регистрации.
Регистрация включает присвоение номера и даты подписания нормативному правовому акту.
39. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего (утвердившего) акт.
VIII. Направление нормативного правового акта
на государственную регистрацию
40. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных) и организациях, подведомственных Росгидромету, а также устанавливающий правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему Росгидромета.
41. При этом на государственную регистрацию направляются правовые акты, обладающие как одним из указанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)), в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
42. В случае возникновения сомнений относительно соответствия нормативных правовых актов критериям, указанным в пунктах 42 - 43 настоящего Порядка, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России после проведения юридической экспертизы таких актов.
43. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты направляются в Минюст России не позднее десяти дней со дня их подписания (утверждения).
44. Направление на государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет подразделение - ответственный исполнитель совместно УДПК.
45. Для государственной регистрации в Минюст России направляется:
сопроводительное письмо;
подлинник нормативного правового акта;
пять копий нормативного правового акта;
справка, подписанная руководителем УДПК;
в случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя Росгидромета, - копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей.
46. Справку готовит подразделение - ответственный исполнитель при участии УДПК.
47. Сопроводительное письмо подписывает заместитель руководителя Росгидромета, курирующий подразделение - ответственного исполнителя, или лицо, его замещающее.
На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляются подпись руководителя УДПК.
IX. Сопровождение прохождения государственной регистрации
нормативного правового акта в Минюсте России
48. Сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России обеспечивает подразделение - ответственный исполнитель и УДПК.
Ответственный сотрудник подразделения - ответственного исполнителя несет ответственность за все этапы прохождения государственной регистрации нормативного правового акта до его официального опубликования.
49. Ответственный сотрудник осуществляет своевременную информационную связь с уполномоченным сотрудником Минюста России, непосредственно производящим юридическую экспертизу акта, а также оказывает ему содействие (в том числе путем устных разъяснений либо представления необходимых документов, материалов) при возникновении вопросов, касающихся положений нормативного правового акта.
50. Если в ходе совместной работы ответственного сотрудника и уполномоченного сотрудника Минюста России по вопросам, касающимся положений акта, возникли разногласия, о них докладывается заместителю руководителя Росгидромета, курирующему подразделение - ответственного исполнителя, для принятия решения в целях урегулирования вопросов.
51. Получение подлинника нормативного Правового акта, зарегистрированного Минюстом России, осуществляет ответственный сотрудник подразделения - ответственного исполнителя. Нормативный правовой акт может быть направлен Минюстом России по почте.
52. Подлинник зарегистрированного нормативного правового акта подлежит передаче в УДПК в течение двух дней со дня его получения из Минюста России. Рассылку акта производит УДПК.
X. Опубликование нормативных правовых актов
и вступление их в силу
53. Официальное опубликование зарегистрированного нормативного правового акта Росгидромета осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
54. Нормативные правовые акты Росгидромета, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в газете "Российская газета", Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
При опубликовании и рассылке зарегистрированного нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
55. Нормативные правовые акты Росгидромета вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
56. Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в газете "Природно-ресурсные ведомости" в порядке, определяемом Росгидрометом.
57. Нормативные правовые акты Росгидромета, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшее государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применений санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащиеся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении.