См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 19 декабря 2022 г. N 928-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭМИССИЯ
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. НОРМЫ И ИСПЫТАНИЯ НЛГ 34

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Воздушного кодекса Российской Федерации и подпунктами 5.14.4 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, приказываю:

1. Утвердить Нормы летной годности. Охрана окружающей среды. Эмиссия авиационных двигателей. Нормы и испытания НЛГ 34.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 г.

Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

Утверждены
приказом Федерального агентства
воздушного транспорта
от 19 декабря 2022 г. N 928-П

НОРМЫ
ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭМИССИЯ
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. НОРМЫ И ИСПЫТАНИЯ

НЛГ 34

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ
к Нормам летной годности. Охрана окружающей среды. Эмиссия
авиационных двигателей. Нормы и испытания НЛГ 34

N п/п
Обозначение изменения
Дата вступления в силу
N п/п
Обозначение изменения
Дата вступления в силу

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Нормы летной годности. Охрана окружающей среды. Эмиссия авиационных двигателей. Нормы и испытания НЛГ 34 (далее - НЛГ 34) гармонизированы с действующими требованиями стандарта Международной организации гражданской авиации "Международные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружающей среды", Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, Том II "Эмиссия авиационных двигателей", ИКАО, 4-е издание, с поправкой 9 включительно, который регламентирует нормы и измерения эмиссии авиационных двигателей, а также методы определения соответствия эмиссии этим требованиям.

Перечень изменений, вносимых в НЛГ 34 после их утверждения приказом Федерального агентства воздушного транспорта, приводится в Листах учета изменений, при этом для каждого изменения указывается его характер: изменен, введен, изъят.

Структурно настоящее издание НЛГ 34 состоит из разделов A, B, C, D.

В настоящем издании параграфы обозначаются арабскими цифрами (например, 34.3), пункты в параграфах - строчными буквами латинского алфавита (a, b, c ...), подпункты - арабскими цифрами и символами (1, 2, 3, ...; i, ii, iii ...).

НЛГ 34 устанавливают обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами методы сертификации авиационных двигателей по эмиссии.

Настоящие НЛГ 34 не отменяют действие сертификационных документов по эмиссии, выданных до даты введения в действие настоящего издания НЛГ 34.

РАЗДЕЛ A - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

34.1. Определения

Базовая степень повышения давления - отношение средней величины полного давления воздуха в выходном сечении последней ступени компрессора к средней величине полного давления во входном сечении первой ступени компрессора на режиме, когда двигатель развивает номинальную взлетную тягу/мощность на валу в статических условиях MCA (Международная стандартная атмосфера) на уровне моря.

Примечание: Метод измерения базовой степени повышения давления определен в Добавлении 1 "Стандарта ИКАО по охране окружающей среды, Том II Приложения 16" к Конвенции о международной гражданской авиации.

Нелетучие твердые частицы (далее - нлТЧ) - частицы, образующиеся при сжигании углеводородного топлива, которые при нагревании до 350 °C не испаряются.

Несгоревшие углеводороды - суммарное количество содержащихся в пробе выхлопных газов углеводородных соединений всех классов и молекулярных весов, вычисленное при условном предположении, что они находятся в пробе в виде метана.

Нулевой газ - применяется для чистоты эксперимента и тарировки испытательных датчиков. Для анализаторов CO, CO2 и HC нулевым газом является нулевой воздух, который представляет собой "искусственный воздух", состоящий из смеси 20 - 22% O2 с N2. Для анализатора NOx в качестве нулевого газа применяется нулевой азот. Содержание примесей в обоих типах нулевого газа ограничивается следующими величинами: 1ppm C, 100ppm CO2, 1ppm CO, 1ppm NOx. Заявитель обеспечивает, чтобы поставляемые ему технические газы фактически соответствовали данным требованиям.

Окислы азота - суммарное количество окиси и двуокиси азота, содержащихся в пробе газа, которое вычисляется в предположении, что окись азота находится в виде двуокиси азота.

Тип двигателя - все подобные по конструкции авиационные газотурбинные двигатели одинакового класса, относящиеся к моделям, разработанным как развитие одного и того же базового образца (первоначально сертифицированной модели) и одобренным одним и тем же Сертификатом типа или Одобрением главного изменения.

Число дымности - безразмерный параметр, количественно характеризующий эмиссию дыма.

Эмиссия авиационных двигателей - выброс в атмосферу веществ через сопло двигателя (газообразных веществ, твердых частиц и дыма).

Эмиссия газообразных веществ - эмиссия с выхлопными газами несгоревших углеводородов, моноксида углерода и оксидов азота.

Эмиссия дыма - эмиссия авиационных двигателей, препятствующих прохождению света.

Эмиссия топлива - выброс жидкого топлива из двигателя на любых режимах нормальной эксплуатации на земле и в полете, не включающий несгоревшие углеводороды в эмиссии с выхлопными газами.

РАЗДЕЛ B - ЭМИССИЯ ТОПЛИВА

34.2. Эмиссия топлива

Авиационный двигатель должен разрабатываться с учетом соответствия требованиям настоящих НЛГ 34, рекомендованных в Приложении 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Для получения сертификата типа двигателя следует применять требования по эмиссии топлива, указанные в Главе 2, Части II, Тома II Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Эмиссия топлива подразумевает намеренный выброс в атмосферу жидкого топлива из коллекторов топливных форсунок после выключения двигателя, завершающего нормальные полетные или наземные операции.

РАЗДЕЛ C - ЭМИССИЯ С ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ

34.3. Применимость

Требования по эмиссии с выхлопными газами распространяются на турбореактивные, турбовентиляторные двигатели, их модели или производные варианты с расчетной тягой более 26,7 кН, а в части эмиссии нелетучих твердых частиц - на двигатели, конкретный экземпляр которых изготовлен 1 января 2020 г. или после этой даты.

34.4. Эмиссия с выхлопными газами

Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели самолетов должны разрабатываться и испытываться с учетом соответствия требованиям по эмиссии с выхлопными газами, указанными в Главах 2, 3, 4, Части III, Тома II Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Для получения сертификата типа авиационного двигателя следует применять требования по эмиссии с выхлопными газами, указанные в Главах 2, 3, 4, Части III, Тома И Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

РАЗДЕЛ D - РУКОВОДЯЩИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИМЕНИМЫЕ МЕТОДЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

34.5. Руководящие материалы

Руководящие материалы представлены в Томе II Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации:

(a) Часть I - определения и условные обозначения;

(b) Часть II - выброс топлива.

(1) Глава 2 Части II - Предотвращение намеренного выброса топлива;

(c) Часть III - сертификация по эмиссии:

(1) Глава 2 Части III - для эмиссии газотурбинных двигателей, предназначенных для полетов на дозвуковых скоростях;

(2) Глава 3 Части III - для эмиссии газотурбинных двигателей, предназначенных для полетов на сверхзвуковых скоростях;

(3) Глава 4 Части III - для эмиссии твердых частиц.

(d) Часть IV - оценка нелетучих твердых частиц в целях составления кадастра и моделирования.

34.6. Методы определения соответствия

Методы определения соответствия представлены в части IV, Тома II Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Ниже указаны номера Добавлений части IV Тома II, содержащих подробную методику:

(a) Добавление 1 - для измерения базовой степени повышения давления;

(b) Добавление 2 - для оценки эмиссии дыма;

(c) Добавление 3 - требования для приборов и измерений эмиссии газообразных веществ, где имеются Дополнения к этому Добавлению 3:

(1) Дополнение A - по требованию к анализатору углеводородов (HC);

(2) Дополнение B - по требованию к анализаторам окиси и двуокиси углерода (CO и CO2);

(3) Дополнение C - по требованию к анализатору окислов азота (NOx);

(4) Дополнение D - для калибровки и по нулевому газу;

(5) Дополнение E - для подсчетов параметров эмиссии;

(6) Дополнение F - по требованию к дополнительным данным.

(d) Добавление 4 - требования к топливу, используемому при испытаниях газотурбинных двигателей на эмиссию;

(e) Добавление 5 - требования для приборов и измерений газообразных веществ, выбрасываемых в атмосферу двигателями из форсажной камеры сгорания, где имеются Дополнения к этому Добавлению 5, аналогичные Дополнениям к Добавлению 3;

(f) Добавление 6 - для процедуры установления соответствия эмиссии по газообразным веществам и дыму;

(g) Добавление 7 - требования для приборов и измерений эмиссии нелетучих твердых частиц (нл/ТЧ), где имеются Дополнения к этому Добавлению 7:

(1) Дополнение A - по требованиям к системе отбора проб нл/ТЧ;

(2) Дополнение B - по требованиям к приборам для определения массы нл/ТЧ и их тарировки;

(3) Дополнение C - по требованию к прибору для определения числа нл/ТЧ и его тарировки;

(4) Дополнение D - для требований в отношении дополнительных данных;

(5) Дополнение E - по правилам пользования системой.

(h) Добавление 8 - требования для процедур оценки поправок на потери нелетучих твердых частиц в системе.

Процедуры сертификации авиационных двигателей представлены в Томе II Технического руководства по охране окружающей среды "Методики сертификации авиационных двигателей по эмиссии" и изложены в Техническом руководстве ИКАО, Doc 9501.