См. Документы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

ПРИКАЗ
от 19 декабря 2019 г. N 371

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
НА ПЕРИОД 2020 - 2022 ГОДЫ

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Ведомственную программу профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на период 2020 - 2022 годы (далее - Программа).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата и руководителям территориальных органов Росалкогольрегулирования обеспечить исполнение Программы.

3. Признать утратившим силу приказ Росалкогольрегулирования от 9 июля 2018 г. N 207 "Об утверждении ведомственной программы комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период 2018 - 2020 годы".

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росалкогольрегулирования А.Ю. Кружалина.

Руководитель
И.АЛЕШИН

Утверждена
приказом Росалкогольрегулирования
от 19 декабря 2019 г. N 371

ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
НА ПЕРИОД 2020 - 2022 ГОДЫ

I. Общие положения

1. Настоящая Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на период 2020 - 2022 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), разделом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".

2. Программа определяет порядок проведения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка а также территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - МРУ Росалкогольрегулирования) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росалкогольрегулированием при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2020 год, а также устанавливает проект плана мероприятий на 2021 - 2022 годы.

3. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

- предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- разъяснение подконтрольным субъектам системы обязательных требований;

- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;

- создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причины, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- снижение издержек как Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.

4. Основными задачами профилактических мероприятий являются:

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;

- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;

- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;

- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;

- инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;

- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;

- повышение квалификации сотрудников подразделений Росалкогольрегулирования;

- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.

5. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:

- понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований);

- информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

- вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

- полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;

- обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по установленным видам контроля (надзора) на регулярной и системной основе;

- актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

- релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов.

6. Сроки реализации Программы.

Программа рассчитана на реализацию в 2020 году, а также содержит проект плана мероприятий на 2021 - 2022 годы.

II. Обзор состояния подконтрольной сферы

Описание видов и типов подконтрольных субъектов

7. Росалкогольрегулирование и МРУ Росалкогольрегулирования в рамках возложенных Правительством Российской Федерации полномочий осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) включает в себя:

1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);

2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;

3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;

4) государственный контроль (надзор) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.

8. При этом федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении:

1) организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих на основании выданной Росалкогольрегулированием лицензии следующие виды деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.

2) организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии, выданной уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) организаций, их руководителей, должностных лиц и их уполномоченных представителей, а также физических лиц, осуществляющих деятельность в области использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ;

4) организаций и индивидуальных предпринимателей (физических лиц) не имеющих указанной в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта лицензии и осуществляющих:

производство, хранение и поставки произведенных пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (далее - пивные напитки), сидра, пуаре и медовухи;

закупку, хранение и поставки пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;

розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;

закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

производство, оборот и (или) использование для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

производство, изготовление, закупку, поставки, хранение и (или) перевозки спиртосодержащих лекарственных препаратов;

производство, изготовление, закупку, поставки, хранение и (или) перевозки спиртосодержащих медицинских изделий;

владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, залога, а также хранение основного технологического оборудования для производства этилового спирта, не принадлежащего им на праве собственности;

5) организаций, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции железнодорожным транспортом, на основании выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти лицензии деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов.

Описание ключевых наиболее значимых рисков состояния
подконтрольной сферы

9. Ключевыми наиболее значимыми рисками нарушения обязательных требований является факт наступления событий, влекущих риск причинения ущерба жизни и здоровью человека; риски снижения и потерь поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации; риски ограничения конкуренции и свободы экономической деятельности, которые являются ключевыми, и на минимизацию которых направлено действующее регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статистические показатели состояния подконтрольной сферы

10. Общее количество подконтрольных субъектов профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на момент утверждения Программы приведено в Таблице 1.

Таблица 1

N п.п.
Перечень подконтрольных субъектов
Количество подконтрольных субъектов
1.
Организации лицензиаты (в соответствии с лицензируемыми видами деятельности) всего, в т.ч:
56795
1.1.
производители
365
1.2.
поставщики (в том числе хранящие алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию)
1210
1.3.
организации, осуществляющие розничную продажу
55559
1.4.
организации, осуществляющие перевозку
61
1.5.
сельскохозяйственные товаропроизводители
17
2.
Организации-нелицензиаты, всего, в т.ч:
78698
2.1.
производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
1474
2.2.
оптовые поставщики пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
4136
2.3.
организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
72567
2.4.
производители фармацевтических субстанций спирта этилового (этанола)
6
2.5.
оптовые поставщики фармацевтических субстанций спирта этилового (этанола)
110
2.6.
прочие потребители, использующие этиловый спирт, алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию на иные цели
958

Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, включающие, в том числе, данные о проведенных мероприятиях, ежеквартально публикуются на официальном сайте Росалкогольрегулирования на страничке: http://www.fsrar.ru/activities/rezultaty-proverok.

Официальные статистические данные, представляемые Росалкогольрегулированием в соответствии с пунктом 60 Плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. N 671-р "Об утверждении Федерального плана статистических работ", размещенные в Единой межведомственной информационно-статистической системе ЕМИСС, а именно показатель 60.01. Информация об осуществлении государственного контроля (надзора) и показатель 60.02. Информация об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели
2017 год
2018 год
январь - июнь 2019 года
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ед.)
429
181
70
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения (ед.)
329
125
47
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки (ед.)
376
171
63
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения (ед.)
303
123
46
Общая сумма наложенных административных штрафов (тысяча рублей, Российская Федерация)
3986
2479
2217
Количество рассмотренных заявлений о переоформлении лицензий
858
869
383
Количество рассмотренных заявлений о предоставлении лицензии
423
376
228
Количество рассмотренных заявлений о продлении срока действия лицензий в случае, если федеральными законами установлен ограниченный срок действия лицензии
277
282
90
Количество решений об отказе в предоставлении, продлении срока действия, переоформлении, о прекращении действия лицензии, отмененных судом
5
3
2
Общее количество действующих лицензий
2231
2133
2101

Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в подконтрольной Росалкогольрегулированию сфере, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей, должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению нарушений, выявляемых в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий.

Также применение дополнительных мер в части совершенствования нормативной правовой базы в подконтрольной сфере, которое должно быть достигнуто в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", большей заинтересованности и информированности подконтрольных субъектов, ужесточения санкций за отдельные правонарушения, повышения квалификации руководителей и работников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества нарушений и негативных последствий вследствие их совершения.

11. Перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приведен в приложении 1 к Программе.

Описание текущего уровня развития
профилактических мероприятий

12. В рамках реализации приказа Росалкогольрегулирования от 25 ноября 2016 г. N Пр-403 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности", подготовлены Обзоры практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в 2017 и 2018 годах, которые размещены на официальном сайте Росалкогольрегулирования.

13. В рамках реализации приказа Росалкогольрегулирования от 30 ноября 2016 г. N Пр-408 "Об организации работы по разработке перечня правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подготовлены, размещены на официальном сайте и поддерживаются в актуальном состоянии Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

14. Росалкогольрегулированием ежегодно утверждается план-график проведения публичных мероприятий, который размещается на официальном сайте Росалкогольрегулирования в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" "Публичные мероприятия с подконтрольными субъектами". Новости о проведении публичных мероприятий и их итогах, включая видеозапись мероприятия и (или) ответы на поступившие вопросы, также публикуется на официальном сайте Росалкогольрегулирования. Центральным аппаратом Росалкогольрегулирования и МРУ Росалкогольрегулирования за 9 месяцев 2019 г. было проведено 29 публичных мероприятий с подконтрольными субъектами, посвященных обсуждению полученных результатов проведения обобщения практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, МРУ Росалкогольрегулирования проведены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, направленные на информирование участников алкогольного рынка по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и круглых столов (например, по обзору изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; рассмотрение проблемных вопросов привлечения к административной ответственности). В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ МРУ Росалкогольрегулирования за 9 месяцев 2019 года было выдано подконтрольным субъектам 2495 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

15. В рамках проведения разъяснительной и консультационной работы относительно процедур контроля и соблюдения обязательных требований и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27 мая 2015 N АХ-П36-18пр Росалкогольрегулированием осуществляется ведение Единого социального портала алкогольного рынка, который позволяет гражданам подать заявление о нарушениях требований в области розничной продажи алкогольного рынка (продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, несовершеннолетним, без маркировки или маркированной поддельными федеральными специальными или акцизными марками, без фиксации в ЕГАИС, по цене ниже установленной, а также торговля во время запрета на реализацию алкогольной продукции, несоответствие качества алкогольной продукции и прочие нарушения).

Поступившие заявления о фактах нарушений рассматриваются Росалкогольрегулированием, и в случае необходимости, перенаправляются на рассмотрение в государственный орган в соответствии с его компетенцией (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзор, МВД России, ФНС России).

За 9 месяцев 2019 года на Единый социальный портал поступило 3760 заявлений о нарушении требований законодательства Российской Федерации в области розничной продажи алкогольной продукции. На основании указанных заявлений вышеуказанными государственными органами осуществлено 852 контрольных мероприятия, при проведении которых выявлено 212 нарушений требований законодательства Российской Федерации в области розничной продажи алкогольной продукции.

III. План профилактических мероприятий

16. В соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые должностными лицами Росалкогольрегулирования в рамках исполнения государственной функции, в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемых законом ценностям и отвечающих следующим признакам:

- отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия подконтрольных субъектов;

- отсутствие неблагоприятных последствий (выдача предписания, привлечение к предусмотренной законом ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;

- направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований.

17. В период с 2020 по 2022 год Росалкогольрегулированием будут реализованы следующие профилактические мероприятия:

17.1. Обобщение практики в сфере государственного контроля, которая включает в себя выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, в том числе подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений. Проведение обобщения практики проводится ежегодно с публикацией сводных результатов на официальном сайте в сети "Интернет". По результатам обобщения практики центральный аппарат Росалкогольрегулирования проводит классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям:

- неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования;

- отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования;

- избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования, высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности, отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям;

- иные причины.

На основе полученной классификации центральный аппарат Росалкогольрегулирования (при необходимости) инициирует процесс устранения проблем избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проведет корректировку Программы.

В рамках подготовительной работы по обобщению практики, центральный аппарат Росалкогольрегулирования на ежеквартальной основе публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" статистику количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности подконтрольных субъектов с указанием основных правонарушений по видам.

17.2. Разъяснительная и консультационная работа относительно процедур контроля и соблюдения обязательных требований:

- подготовка в понятном формате и размещение в открытых источниках, а также предоставление и разъяснение подконтрольному субъекту до начала проведения мероприятия информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности Росалкогольрегулирования, сроки проведения мероприятий, порядок обжалования и др.;

- проведение индивидуальных консультаций путем подготовки ответов на поступившие в Росалкогольрегулирование в письменном или электронном виде запросы подконтрольных субъектов (в том числе через приложение "Антиконтрафакт-Алко", Единый социальный портал Росалкогольрегулирования), на "горячие линии" Росалкогольрегулирования, при организации работы референтных групп.

17.3. Информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований путем проведения публичных мероприятий, конференций, семинаров с приглашением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, при необходимости, представителей научных и экспертных организаций в целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения обязательных требований. Публичные мероприятия проводятся по графику, утвержденному на календарный год.

17.4. Актуализация и размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдение которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и текстов нормативных правовых актов.

При изменении обязательных требований Управления центрального аппарата Росалкогольрегулирования, в соответствии с возложенными полномочиями, обеспечивают размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования:

- сообщения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие;

- рекомендации по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

18. План мероприятий по профилактике нарушений на 2020 год приведен в приложении 2 к Программе. Проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2021 - 2022 годы приведен в приложении 3 к Программе.

Отчетные показатели результативности мероприятий Программы
на 2020 - 2022 годы

19. Отчетные показатели результативности мероприятий Программы в 2020 - 2022 годах:

- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;

- количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;

- количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, направленных в адрес подконтрольных субъектов, ед.;

- количество исполненных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед.

20. Под количеством проведенных профилактических мероприятий понимается общее количество мероприятий, проведенных в отчетный период.

Под количеством подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, понимается количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принявших участие в проведенных в отчетный период мероприятиях.

21. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством профилактических мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.

IV. Сроки подготовки доклада об итогах
профилактической работы

22. Организация и проведение профилактических мероприятий Росалкогольрегулированием и МРУ Росалкогольрегулирования, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований в подконтрольной сфере, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего Плана мероприятий по профилактике нарушений.

23. МРУ Росалкогольрегулирования в срок до 20 января 2021 года осуществляют подготовку и направление в центральный аппарат Росалкогольрегулирования сведения об итогах профилактической работы в 2020 году.

24. Центральный аппарат Росалкогольрегулирования в срок до 1 марта 2021 года осуществляет общий анализ полученных сведений и готовит доклад об итогах профилактической работы за 2020 год, который является составной частью итогового годового отчета о деятельности Росалкогольрегулирования, подготавливаемого и представляемого на заседании итоговой коллегии. Доклад об итогах профилактической работы включает в себя результаты мониторинга и оценки качества Программы, эффективности и результативности профилактических мероприятий.

V. Перечень уполномоченных лиц, ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий

25. Общий перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, представлен в Таблице 3.

Таблица 3

N п/п
Ф.И.О. ответственного лица
Должность ответственного лица
1.
Евтеева Ольга Анатольевна
Начальник Управления лицензирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.
Лиршафт Ольга Николаевна
Начальник Управления контрольной работы
3.
Лебедева Людмила Николаевна
Начальник Управления лицензирования производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
4.
Спицын Алексей Васильевич
Начальник Управления планирования и анализа контрольной работы
Межрегиональное управление по Центральному федеральному округу (МРУ по ЦФО Росалкогольрегулирования)
5.
Абрамов Дмитрий Ильич
ВРИО руководителя МРУ по ЦФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Северо-Западному федеральному округу (МРУ по СЗФО Росалкогольрегулирования)
6.
Лебедева Любовь Викторовна
Руководитель МРУ по СЗФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Южному федеральному округу (МРУ по ЮФО Росалкогольрегулирования)
7.
Татаринцев Тимур Алексеевич
Руководитель МРУ по ЮФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу (МРУ по ПФО Росалкогольрегулирования)
8.
Киктев Владимир Геннадиевич
ВРИО руководителя МРУ по ПФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Уральскому федеральному округу (МРУ по УФО Росалкогольрегулирования)
9.
Чащин Юрий Владимирович
Руководитель МРУ по УФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Сибирскому федеральному округу (МРУ по СФО Росалкогольрегулирования)
10.
Шалюхина Маргарита Николаевна
Руководитель МРУ по СФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Дальневосточному федеральному округу (МРУ по ДФО Росалкогольрегулирования)
11.
Боровской Юрий Николаевич
Руководитель МРУ по ДФО Росалкогольрегулирования
Межрегиональное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу (МРУ по СКФО Росалкогольрегулирования)
12.
Медведь Андрей Владимирович
Руководитель МРУ по СКФО Росалкогольрегулирования

Приложение N 2
к Ведомственной программе профилактики
нарушений обязательных требований
при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора)
в области производства и оборота
этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции на период
2020 - 2022 годы, утвержденной приказом
Росалкогольрегулирования
от 19 декабря 2019 г. N 371

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ НА 2020 Г.

N
Наименование мероприятия
Ответственные лица
Вид документа
Периодичность/сроки исполнения мероприятия
Адресат мероприятия (поднадзорный субъект и (или) объект)
Ожидаемый результат проведенного мероприятия
1.
Подготовка Обзора правоприменительной практики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, а также классификация причин их возникновения по итогам 2019 г.
А.В. Спицын,
О.Н. Лиршафт
Л.Н. Лебедева
О.А. Евтеева
В.В. Спирин
М.И. Никитухин
Л.И. Шевчук
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Аналитические материалы
Сбор данных - ежеквартально;
Подготовка обзора - в течение 1 квартала 2020 г.
Участники алкогольного рынка
Снижение количества нарушений законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1.2.
Размещение информации по анализу правоприменительной практики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, а также классификация причин их возникновения на официальном сайте Росалкогольрегулирования
А.В. Спицын
Аналитические материалы
В течение 3 рабочих дней со дня утверждения
Участники алкогольного рынка
Обеспечение открытости деятельности Росалкогольрегулирования
2.
Проведение публичных мероприятий для подконтрольных субъектов с обсуждением полученных результатов проведения обобщения практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Отчет о проведении публичных мероприятий
По утвержденному графику, но не реже одного раза в квартал
Участники алкогольного рынка
Снижение количества нарушений законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.1.
Подготовка графика проведения публичных мероприятий и размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования,
А.В. Спицын
График проведения публичных мероприятий
До 01.02.2020 г.
Участники алкогольного рынка
Снижение количества нарушений законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.2.
Информирование представителей подконтрольных субъектов о проведении публичного мероприятия
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Размещение на сайте Росалкогольрегулирования в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" объявления о проведении публичного мероприятия
За 3 недели до даты проведения публичного мероприятия
Участники алкогольного рынка
Снижение количества нарушений законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.3.
Размещение на сайте Росалкогольрегулирования в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" отчета о проведении публичного мероприятия
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Размещение на сайте Росалкогольрегулирования в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" видеоотчета
В течение 1 месяца со дня проведения публичного мероприятия
Участники алкогольного рынка
Снижение количества нарушений законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
2.4.
Анализ результатов проведения публичных мероприятий
А.В. Спицын
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Анализ результатов проведения публичных мероприятий
Ежеквартально
участники алкогольного рынка
Предотвращение нарушений обязательных требований
3.
Актуализация перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
А.В. Спицын,
О.Н. Лиршафт
Л.Н. Лебедева
О.А. Евтеева
В.В. Спирин
М.И. Никитухин
Л.И. Шевчук
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Утвержденный перечень Росалкогольрегулирования
По мере поступления сведений о необходимости актуализации; в течение 2020 г.
Участники алкогольного рынка
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
4.
Подготовка ежегодного Доклада об итогах реализации программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований в 2020 г.
А.В. Спицын,
О.Н. Лиршафт
Л.Н. Лебедева
О.А. Евтеева
В.В. Спирин
Л.И. Шевчук
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Доклад
До 01.03.2021
Участники алкогольного рынка
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
5.
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования Центральный аппарат
Росалкогольрегулирования
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
В течение 2020 г.
Участники алкогольного рынка
Предотвращение нарушений обязательных требований
6.
Внутренняя и внешняя оценка профилактических мероприятий
5.1.
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности с классификацией причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по результатам контрольных мероприятий, проводимых в 2020 г.
А.В. Спицын
О.Н. Лиршафт
Л.Н. Лебедева
О.А. Евтеева
В.В. Спирин
Л.И. Шевчук
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Перечень типовых нарушений обязательных требований
Ежеквартально в течение 2020 г.
Участники алкогольного рынка
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
5.2.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий путем проведения социологических исследований представителей подконтрольных субъектов
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Анализ заполненных анкет по результатам проведенных публичных мероприятий
Ежеквартально в течение 2020 г.
Участники алкогольного рынка
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
5.3.
Общая оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий по итогам 2020 г.
А.В. Спицын
Территориальные органы
Росалкогольрегулирования
Доклад
До 01.03.2021
Участники алкогольного рынка
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

Приложение N 3
к Ведомственной программе профилактики
нарушений обязательных требований
при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора)
в области производства и оборота
этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции на период
2020 - 2022 годы, утвержденной приказом
Росалкогольрегулирования
от 19 декабря 2019 г. N 371

ПРОЕКТ
ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ НА 2021 - 2022 ГОДЫ

N п/п
Мероприятие
РЕЗУЛЬТАТ
2021 год
2022 год
Раздел 1. Профилактические мероприятия
1.
разъяснение обязательных требований и обобщение правоприменительной практики
1) размещение ответов на вопросы в разделе "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы";
2) разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований при рассмотрении обращений
3) размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования доклада по правоприменительной практике
4) подготовка (при необходимости) руководств по соблюдению обязательных требований и их размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования
1) размещение ответов на вопросы в разделе "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы";
2) разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований при рассмотрении обращений
3) размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования доклада по правоприменительной практике;
4) актуализация руководств по соблюдению обязательных требований
2.
раскрытие обязательных требований
по каждому виду контроля размещены актуальные перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования
по каждому виду контроля размещены актуальные перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования
3
публичные мероприятия
1) проведение ежеквартальных публичных мероприятий;
2) проведение "ситуативных" публичных мероприятий
проведение публичных мероприятий индивидуально и (или) совместно с другими органами исполнительной власти по мере объективной необходимости для обсуждения проблем соблюдения обязательных требований
4.
выдача предостережений
выдача предостережений
выдача предостережений
5.
разъяснение процедур при проведении мероприятий по контролю
проведение регулярной общей и индивидуальной работы относительно процедур контроля
индивидуальная разъяснительная работа относительно процедур контроля является неотъемлемой частью контрольных мероприятий
Раздел 2. Инфраструктура
6.
ведомственная регламентация
1) ведомственная программа профилактики нарушений разработана с учетом состояния подконтрольной сферы и соответствующих ей целей и задач профилактики;
2) утвержден план профилактической работы
создание механизмов самообследования и непрерывного совершенствования профилактической деятельности
7.
автоматизация ведомственной системы профилактики
взаимодействие с участниками алкогольного рынка в целях профилактики нарушений посредством "Личных кабинетов"
взаимодействие с участниками алкогольного рынка в целях профилактики нарушений посредством "Личных кабинетов"
8.
каналы "обратной связи" с подконтрольными субъектами
использование каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами для получения первичной информации по вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля
использование каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами для получения первичной информации по вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля
Раздел 3. Данные
9.
виды (набор) данных
1) определение видов данных, необходимых для оценки профилактической работы, а также источников и способов их получения;
2) сбор и проведение анализа поступающей от подконтрольных субъектов информации по вопросам соблюдения обязательных требований
1) определены и используются данные о профилактической работе;
2) сбор и проведение анализа поступающей от подконтрольных субъектов информации по вопросам соблюдения обязательных требований
10.
работа с данными
1) сбор и проведение анализа данных о профилактической работе;
2) сбор информации о подконтрольных субъектах, соблюдении обязательных требований и состоянии защищенности охраняемых законом ценностях для организации и ведения профилактической работы;
3) периодический анализ состояния подконтрольной сферы
1) постоянный анализ состояния подконтрольной сферы;
2) фиксация, сбор и учет всех сведений, связанных с проблемами соблюдения обязательных требований;
3) проведение анализа влияния мер профилактики на уровень соблюдения обязательных требований и защищенности охраняемых законом ценностей, результаты такого анализа применяются на регулярной основе;
4) проведение оценки влияния профилактических мероприятий на результативность и эффективность осуществления контрольно-надзорной деятельности