См. Документы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2016 г. N 429
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В целях повышения эффективности деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и внедрения риск-ориентированного подхода в организацию государственного контроля и надзора в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению N 1.
2. Утвердить План мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции согласно приложению N 2 (не приводится).
3. Утвердить состав Комиссии по управлению рисками согласно приложению N 3 (не приводится).
4. Определить Сводное аналитическое управление (Спирин В.В.) как структурное подразделение центрального аппарата Росалкогольрегулирования, обеспечивающее координацию управления рисками и развитие системы управления рисками в Службе.
5. Сводному аналитическому управлению (Спирин В.В.) в срок не позднее 20 декабря 2016 г. разработать и представить на утверждение Положение о Комиссии по управлению рисками.
6. Назначить помощника руководителя Росалкогольрегулирования (Приезжева Е.Г.) руководителем Рабочей группы по реализации Концепции (далее - Рабочая группа).
7. Заместителям руководителя и начальникам структурных подразделений Росалкогольрегулирования в срок не позднее 20 декабря 2016 г. направить руководителю Рабочей группы предложения по кандидатурам (с занимаемой должностью не ниже начальника или заместителя начальника отдела) для включения в состав Рабочей группы.
8. Руководителям территориальных органов Росалкогольрегулирования по согласованию с руководителем Рабочей группы в срок до 1 февраля 2017 г. обеспечить создание рабочих групп по реализации Концепции в территориальных органах Росалкогольрегулирования.
9. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
И.ЧУЯН
Приложение N 1
к приказу Федеральной
службы по регулированию
алкогольного рынка
от 8 декабря 2016 г. N 429
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее также - Росалкогольрегулирование, Федеральная служба, Служба) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов деятельности Службы в рассматриваемой сфере деятельности.
Развитие системы управления рисками Росалкогольрегулирования, включая внедрение в его деятельность риск-ориентированного подхода, осуществляется во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина N АХ-П11-6832 от 08.10.2015 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы".
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Службы.
Осуществление настоящей Концепции создает благоприятные условия для выполнения:
Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (в части, касающейся подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции");
Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р;
Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2016 - 2021 годы, утвержденного Министром финансов Российской Федерации 26 мая 2016 г.
Настоящая Концепция учитывает положения:
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";
Плана мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации по развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 2413-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 643-р;
Плана деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2013 - 2018 гг., утвержденного Руководителем Росалкогольрегулирования 25 декабря 2015 г. N 17/Пл;
Плана-графика Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р;
Плана противодействия коррупции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 - 2017 годы;
Плана Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации концепции открытости на 2016 год, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 25 июля 2016 г. N Пл-9/06-01;
Плана информатизации государственного органа на 2016 финансовый год и плановый период 2017 и 2018 годы, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 марта 2016 г. N 56;
Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 год, утвержденной Руководителем Росалкогольрегулирования 31 марта 2016 г.;
Приказа Росалкогольрегулирования от 25.12.2015 N 447 "О показателях деятельности территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 год";
Плана деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на 2016 год;
Проекта федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации";
общепризнанных практик, международных и национальных стандартов деятельности в сфере управления рисками.
Положения Концепции соответствуют ожиданиям основных заинтересованных сторон Росалкогольрегулирования и являются основой для конструктивного взаимодействия в процессе развития системы управления рисками:
Минфина России;
Руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;
членов Коллегии Службы;
работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, ответственных за выполнение закрепленных за ними функций управления рисками;
представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, задействованных в государственном регулировании алкогольного рынка;
руководителей и специалистов организаций, являющихся подконтрольными субъектами алкогольного рынка;
представителей профессиональных объединений (ассоциаций, союзов), в состав которых входят хозяйствующие субъекты алкогольного рынка, а также профильных общественных и экспертных советов;
независимых экспертов, представителей исследовательских центров, научных и образовательных учреждений;
должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных уполномоченных органов и организаций, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью Службы;
и других заинтересованных лиц и организаций.
Концепция определяет главную цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы, приоритеты, основные направления развития, необходимые условия, риски и механизм контроля развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования.
Настоящая Концепция ориентирована на реализацию преобразований, осуществляемых Росалкогольрегулированием в сфере управления рисками, необходимость проведения которых вызвана усложнением стоящих перед Службой задач и происходящими изменениями условий ее функционирования и развития.
Система управления рисками (далее также - СУР) рассматривается как составная часть общей системы управления Федеральной службы. Развитие СУР охватывает всю деятельность Росалкогольрегулирования, которую она осуществляет непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Положения Концепции уточняются и дополняются путем внесения в нее корректив с учетом реализации основных направлений развития системы управления рисками Федеральной службы и изменений социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
Сокращения и понятия, применяемые в настоящей Концепции, приведены в приложениях N 1 и N 2.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ СУР
Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - продукция), по надзору и оказанию услуг в этой сфере, в том числе:
государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;
государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных полномочий, Службой осуществляется информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минфином России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по аккредитации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Специфика алкогольного рынка вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, оборота и потребления алкогольной продукции, поскольку, данная сфера характеризуется двумя ключевыми особенностями: с одной стороны, удовлетворяет потребности населения в специфичном продукте, чрезмерное употребление которого, в том числе фальсифицированного, приводит к негативным социально-экономическим последствиям, с другой - за счет получаемых доходов от оборота алкогольной продукции государство формирует значительную долю поступлений в бюджет страны.
Противоречия алкогольного рынка порождают риски нанесения ущерба интересам государства, общества и граждан. Вид и содержание данных рисков динамично изменяются в зависимости от влияния объективных и субъективных факторов. Своевременное выявление и нейтрализация критических угроз диктует необходимость применения Службой системного подхода к управлению рисками.
В настоящее время в области управления рисками Федеральной службой делается следующее:
проводится внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность;
разработана научно обоснованная методология определения критериев и контрольных параметров рисков правонарушений на алкогольном рынке;
сформулирован перечень признаков правонарушений, контрольных и межтабличных соотношений в сведениях, содержащихся в банке данных автоматизированных систем Росалкогольрегулирования;
при осуществлении контрольно-надзорных функций формируется реестр рисков правонарушений и определяется порядок оценки рисков правонарушений на алкогольном рынке;
осуществляется управление рисками, связанными с реализацией подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков");
на плановой основе осуществляется предупреждение коррупционных рисков;
оказывается содействие общественному контролю на алкогольном рынке, в том числе посредством Единого социального портала алкогольного рынка (http://public.fsrar.ru/);
обеспечивается функционирование государственных информационных систем (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС); Государственный реестр лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (Реестр лицензий); База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (База данных деклараций); Федеральный реестр алкогольной продукции (ФРАП); Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (АСКП); Автоматизированная информационная система формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС "Паспорт"));
разработано техническое задание на автоматизацию процессов управления рисками в составе Ситуационного центра Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Несмотря на достигнутые успехи, система управления рисками Службы находится на начальном уровне развития и обладает значительным потенциалом для улучшения.
Необходимость дальнейшего развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования также обосновывается:
высокой степенью значимости алкогольного рынка с точки зрения социально-экономических последствий, в том числе его влияния на здоровье нации, ее социальное благополучие, а также формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации;
необходимостью обеспечить эффективный государственный контроль (надзор) в отношении всех участников алкогольного рынка с учетом введения их обязанности по фиксации сведений об объемах оборота алкогольной продукции в ЕГАИС;
быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации о подконтрольных субъектах алкогольного рынка, находящихся в информационных системах Службы;
поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ожиданиями иных заинтересованных сторон;
стратегическими целями, задачами и приоритетами в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, устанавливаемыми Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;
ограниченными ресурсами, имеющимися у Службы, в том числе в условиях общей тенденции сокращения расходов федерального бюджета;
сокращением времени для эффективного реагирования на возникающие угрозы;
необходимостью применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Службы.
Ответом на данные вызовы служит настоящая Концепция.
3. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Главной целью реализации Концепции является повышение эффективности деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка посредством создания системы управления рисками, внедрения риск-ориентированного подхода и минимизации угроз, которые связаны с достижением целей Службы.
Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение лиц, принимающих управленческие решения по регулированию алкогольного рынка, адекватной и полной информацией о рисках, связанных с деятельностью Службы;
2. Обеспечение в пределах компетенции Службы эффективных мер по защите экономических интересов Российской Федерации, здоровья, прав и законных интересов граждан в условиях риска;
3. Предотвращение и профилактика нарушений действующего законодательства и установленных норм и правил в подконтрольной сфере с применением риск-ориентированного подхода;
4. Обеспечение успешного функционирования Службы в условиях риска;
5. Достижение своевременной и эффективной адаптации системы управления рисками Службы к изменяющимся требованиям нормативно-правовой, социально-экономической, технологической, экологической и иной среды.
Решение задач Концепции осуществляется в следующих четырех областях деятельности Росалкогольрегулирования.
1. Лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, надзор и оказание услуг в данной сфере.
3. Перевозка, хранение, переработка и уничтожение изъятых из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции; утилизация изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; организация реализации по решению суда изъятого или конфискованного, обращенного в федеральную собственность автомобильного транспорта.
4. Нормативно-правовое, организационное, научно-методическое, информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Службы.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выполнение настоящей Концепции позволит Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка достичь следующих основных результатов:
сформировать систему управления рисками Росалкогольрегулирования, учитывающую специфику алкогольного рынка и требования государственной политики и законодательства в области его регулирования;
перевести систему государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов алкогольного рынка на риск-ориентированную модель;
перейти от широкомасштабного контроля (надзора) к планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда государству и обществу, которое позволит уменьшить количество нарушений обязательных требований и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты алкогольного рынка;
проводить контрольные превентивные (проактивные) мероприятия на основе моделирования и прогнозирования вероятности возникновения потенциальных последствий угроз интересам государства и общества;
внедрять и применять наилучшие методологии, стандарты и практики управления рисками;
обеспечить максимальное снижение уровня правонарушений на алкогольном рынке и создать благоприятные условия для сокращения нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
снизить административное давление, издержки бизнеса и препятствия для развития деловой среды в подконтрольной сфере деятельности;
укрепить доверие к Службе основных заинтересованных сторон, среди которых граждане Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, отраслевые профессиональные объединения и др.;
повысить открытость, результативность и эффективность деятельности Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Развитие системы управления рисками Службы строится на следующих принципах.
Управление рисками защищает национальные интересы. Система управления рисками способствует достижению целей и улучшению деятельности Службы.
Управление рисками является неотъемлемой частью всех организационных процессов. Управление рисками - это неотъемлемая часть всех организационных процессов Службы, включая контрольно-надзорную деятельность, стратегическое планирование, бюджетирование, проведение государственных закупок, осуществление контроля и оценки эффективности, управление кадрами, управление информационными технологиями и др.
Управление рисками является частью процесса принятия решений. Управление рисками помогает лицам, принимающим решения, делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и проводить различия между альтернативными направлениями действий.
Управление рисками является систематическим, структурированным и своевременным. Система управления рисками обеспечивает своевременное и эффективное воздействие на риски как на уровне центрального аппарата, так и в территориальных органах Службы.
СУР является прозрачной и учитывает интересы заинтересованных сторон. Соответствующее и своевременное вовлечение заинтересованных сторон, в том числе лиц, принимающих решения, на всех уровнях Службы гарантирует, что управление рисками остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям. Это позволяет заинтересованным сторонам быть должным образом представленными и быть уверенными в том, что их мнение принимается во внимание в процессе управления рисками.
СУР является динамичной, итеративной и реагирующей на изменения. Система управления рисками непрерывно отслеживает изменения внутренней и внешней ситуации и оперативно реагирует на них. Как только происходит внешнее или внутреннее событие, контекст или знания работников Службы изменяются, осуществляются мониторинг и пересмотр рисков. При этом появляются новые риски, некоторые старые риски изменяются, другие исчезают.
6. ЭТАПЫ И ПРИОРИТЕТЫ
Концепцию развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования планируется осуществить в три этапа.
Первый этап - 2016 - 2017 годы
На первом этапе завершается создание системы управления рисками Службы, определяется структурное подразделение центрального аппарата Росалкогольрегулирования, обеспечивающее координацию управления рисками и развитие СУР в Службе, создаются Комиссия по управлению рисками и рабочие группы по развитию СУР, разрабатывается необходимое документарное обеспечение (единый классификатор рисков, реестр рисков, паспорта и карты рисков, регламент управления рисками и др.), разрабатываются методические рекомендации по управлению рисками в территориальном органе Службы, формируются методики расчета ключевых показателей рисков для структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов, проводится обучение по вопросам управления рисками, осуществляются мероприятия, предусмотренные Планом-графиком Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года N 559-р, выполняются мероприятия, направленные на противодействие коррупции, создается партнерская сеть, включающая не менее трех заинтересованных образовательных, научных, консультационных и иных организаций, в структуре вычислительной сети Службы создается специальный форум, обеспечивающий коммуникацию по вопросам управления рисками работников Службы, разрабатывается и вводится в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления рисками (с учетом требований методических рекомендаций по информатизации контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти, разработанных во исполнение пункта 67 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы).
Второй этап - 2018 год
На втором этапе разрабатывается стандарт управления рисками в территориальном органе Службы, СУР интегрируется в систему стратегического и оперативного управления Службы, разрабатываются методические рекомендации по оптимизации проведения контрольных мероприятий с учетом степени риска, выбранных мер его минимизации, ограничений на количество и специализацию инспекторов, территориальное расположение подконтрольных субъектов Службы, разрабатываются методики расчета ключевых показателей рисков для работников, продолжается проведение обучения по вопросам управления рисками, реализуются мероприятия по внедрению риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность и мероприятия, направленные на противодействие коррупции, партнерская сеть расширяется до не менее пяти заинтересованных организаций, разрабатывается и вводится в эксплуатацию вторая очередь автоматизированной системы управления рисками.
Третий этап - 2019 - 2020 годы
Продолжается активная деятельность по развитию и совершенствованию системы управления рисками Службы, осуществляется мониторинг лучших практик управления рисками и внедрение лучшего опыта в деятельность Службы, ведется обучение по вопросам управления рисками, проводятся мероприятия по противодействию коррупции, партнерская сеть охватывает не менее пятнадцати заинтересованных организаций, разрабатывается и вводится в эксплуатацию третья очередь автоматизированной системы управления рисками (в том числе обеспечивающая: управление рисками в режиме реального времени; проведение оптимизационных расчетов по всей совокупности рисков Службы; широкое применение интеллектуальных систем поиска и анализа информации, а также выработку решений, таких как автоматизированная и гибридная (человеко-машинная) экспертиза), проводится внешний аудит эффективности реализации Концепции и готовится итоговый отчет о достигнутых результатах.
7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Достижение главной цели и решение задач Концепции будет обеспечено посредством осуществления комплекса мероприятий, реализуемых по следующим направлениям деятельности Росалкогольрегулирования в области управления рисками.
Направление 1. Идентификация рисков в сфере деятельности Службы
В составе первого направления осуществляются мероприятия по установлению критериев и допустимого уровня рисков, связанных с деятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, составляется единый реестр и профили рисков, осуществляются мероприятия, направленные на выявление всех рисков, возникающих в деятельности Службы.
Направление 2. Анализ рисков в сфере деятельности Службы
В рамках второго направления осуществляются мероприятия по определению перечня условий, причин, источников, последствий и вероятности возникновения рисков Федеральной службы.
Направление 3. Минимизация рисков в сфере деятельности Службы
Третье направление предусматривает мероприятия Федеральной службы, включающие: выбор способа минимизации рисков (принятие данного уровня риска, полное устранение данного риска, снижение вероятности его возникновения, снижение негативных последствий от его наступления, распределение ответственности за его реализацию с другими заинтересованными сторонами), выбор интенсивности (форм, продолжительности, объема и периодичности) мероприятий для каждой категории риска (включая мероприятия по профилактике рисков), оценку рисков, связанных с деятельностью Службы, в том числе при проведении плановых и внеплановых проверок.
Направление 4. Мониторинг и оценка эффективности системы управления рисками в сфере деятельности Службы
Четвертое направление включает мероприятия по оценке вклада системы управления рисками в достижение показателей результативности и эффективности деятельности Федеральной службы, оценке эффективности выбранной интенсивности мероприятий для каждой категории риска, осуществления обмена информацией между всеми заинтересованными лицами относительно эффективности системы управления рисками, анализа и обобщения информации о случаях причинения вреда и практики применения законодательства в сфере регулирования алкогольного рынка, своевременности обнаружения изменений и ранее неизвестных рисков, которые могут повлечь необходимость внесения корректив в СУР.
Направление 5. Совершенствование ведомственной системы управления рисками в сфере деятельности Службы
В рамках пятого направления планируется осуществлять мероприятия по улучшению системы управления рисками, включая: актуализацию нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в сфере управления рисками Федеральной службы, оптимизацию и повышение эффективности мероприятий контроля для каждой категории риска, выбор мер по устранению условий, причин и источников рисков, документирование системы управления рисками и обеспечение доступности данной документации для должностных лиц Службы.
8. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
Для достижения главной цели и решения задач Концепции требуется обеспечение следующих условий:
создание организационного и нормативно-правового обеспечения развития СУР;
формирование на уровне Правительства Российской Федерации четких долгосрочных целей государственного регулирования алкогольного рынка и показателей (индикаторов), обеспечивающих их оценку;
наличие охватывающего основные процессы и направления деятельности Службы системы целей и ключевых показателей эффективности их достижения;
организация проектной деятельности и формирование проектного офиса Службы;
стремление руководства Службы к лидерству в области государственного управления;
налаживание эффективной совместной работы со всеми заинтересованными сторонами Службы;
приведение кадрового потенциала Службы в соответствие с целевыми установками и требованиями Концепции;
поддержание мотивации работников на достижение целей Службы, стимулирование атмосферы сотрудничества и позитивного социально-психологического климата;
выявление, изучение и внедрение в деятельность Службы лучшей отечественной и зарубежной практики управления, включая управление рисками;
превентивность (проактивность) в принятии решений, связанных с развитием СУР;
обеспечение подотчетности и прозрачности деятельности всех участников реализации Концепции;
обеспечение согласованности развития СУР с модернизацией других систем управления Службы;
широкое применение современных информационных технологий в практике управления рисками;
обеспечение информационного сопровождения и необходимого финансирования мероприятий по реализации Концепции.
9. РИСКИ
Существенные риски, связанные с достижением главной цели Концепции, решением ее задач и получением запланированных результатов, обусловлены возможным негативным влиянием политических, социальных, экономических, технологических и иных факторов.
Для их предупреждения и снижения неблагоприятных последствий Федеральной службой предусматривается проведение специальных мероприятий.
Риск невыполнения или нарушения сроков выполнения мероприятий Концепции
Меры противодействия:
организация непрерывного контроля качества и своевременности выполнения мероприятий;
осуществление информационной, консультационной и учебно-методической поддержки специалистов Службы по вопросам выполнения мероприятий.
Риск несогласованности выполнения мероприятий Концепции между подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Службы
Меры противодействия:
разработка и доведение до каждого структурного подразделения центрального аппарата и территориальных органов Службы своего плана реализации Концепции, взаимоувязанного с общим планом;
организация непрерывного контроля выполнения данных планов.
Риск возникновения разногласий между структурными подразделениями или отдельными работниками/должностными лицами при выполнении мероприятий Концепции
Меры противодействия:
проведение мониторинга, оценки и организация своевременного разрешения конфликтов интересов, возникающих при выполнении мероприятий Концепции.
Риск формального выполнения работниками Службы мероприятий по реализации Концепции
Меры противодействия:
регулярное демонстрирование руководством Службы заинтересованности в реализации Концепции, акцентирование важности добросовестного осуществления ее мероприятий для достижения устойчивого успеха;
отслеживание качества выполнения мероприятий Концепции;
осуществление необходимой поддержки работников Службы в преодолении возникающих трудностей;
использование системы мотивации работников Службы.
Риск несоответствия высокого уровня развития системы управления рисками и уровня развития иных систем управления Службы
Меры противодействия:
синхронизация выполнения мероприятий Концепции с осуществлением мер по совершенствованию других систем управления Службы.
Риск непонимания и неприятия проводимых преобразований работниками Службы
Меры противодействия:
объяснение места и роли каждого работника в осуществляемых преобразованиях;
обеспечение регулярного информирования, мотивации, обучения и вовлечения работников Службы в реализацию Концепции.
Риск неэффективного использования ресурсов на реализацию Концепции
Меры противодействия:
эффективное планирование и использование ресурсного обеспечения;
постоянный мониторинг и контроль эффективности осуществления мероприятий;
управление ресурсными рисками.
Риск негибкости и замедленного реагирования на появление новых угроз в реализации Концепции
Меры противодействия:
проведение регулярного мониторинга и анализа внутренней и внешней среды Службы;
создание и поддержание организационных механизмов своевременного и адекватного реагирования на обнаруженные вызовы;
постоянное обучение и развитие работников Службы.
Риск неэффективности коммуникаций
Меры противодействия:
регулярное проведение совещаний по вопросам реализации Концепции на уровне центрального аппарата и территориальных органов Службы;
создание в рамках вычислительной сети Службы специального форума по управлению рисками, позволяющего сформировать единое информационное пространство, которое на современном уровне будет поддерживать эффективные коммуникации работников Службы;
подготовка и доведение до всех заинтересованных сторон периодических отчетов о ходе и результатах выполнения Концепции.
Риск недостаточного уровня автоматизации деятельности в области управления рисками
Меры противодействия:
разработка и ввод в эксплуатацию специального программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов управления рисками на уровне лучших международных практик.
В случае воздействия иных рисков планируется оперативное их выявление, оценка масштабов влияния на реализацию Концепции и принятие на этой основе эффективных управленческих решений по их снижению и преодолению негативных последствий.
10. МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ
В целях обеспечения успешной координации реализации Концепции формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие компоненты:
осуществление руководства реализацией Концепции Руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;
распределение полномочий и ответственности за достижение цели, решение задач и осуществление комплекса мероприятий по основным направлениям развития системы управления рисками между соответствующими заместителями Руководителя и руководителями структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы;
создание постоянно действующего совещательного органа при руководителе Службы - Комиссии по управлению рисками;
определение структурного подразделения центрального аппарата Службы, обеспечивающего координацию управления рисками и развитие системы управления рисками в Службе;
создание в центральном аппарате и территориальных органах Службы рабочих групп по развитию системы управления рисками;
организация и проведение мониторинга, позволяющего отслеживать качество и своевременность выполнения мероприятий Концепции;
подготовка периодических отчетов для руководства Службы о результатах реализации Концепции и корректировка ее положений (в случае необходимости).
Комиссия по управлению рисками осуществляет координацию и принятие решений, направленных на минимизацию угроз интересам государства и общества на алкогольном рынке и требующих согласования в рамках всей Службы.
Рабочая группа обеспечивает координацию и принятие решений по реализации Концепции, требующих согласования действий между структурными подразделениями центрального аппарата Службы и (или) ее территориальными органами.
Структурные подразделения центрального аппарата Службы и ее территориальные органы несут ответственность и осуществляют контроль за реализацией соответствующих мероприятий Концепции.
Подведомственные организации осуществляют мероприятия Концепции на внутриорганизационном уровне и несут ответственность за качество, своевременность и эффективность их выполнения.
Приложение N 1
к Концепции
от 8 декабря 2016 г. N 429
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АСУ - автоматизированная система управления
Концепция - Концепция развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
РФ - Российская Федерация
Служба (Федеральная служба, Росалкогольрегулирование) - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
СУР - система управления рисками
ТО - территориальные органы
ЦА - центральный аппарат
Приложение N 2
к Концепции
от 8 декабря 2016 г. N 429
ПОНЯТИЯ
В настоящей Концепции применяются следующие понятия.
Анализ риска - процесс понимания природы риска и определения уровня риска.
Внешняя ситуация - внешняя среда, в которой организации стремятся к достижению своих целей. Внешняя ситуация может включать:
культурную, социальную, правовую, регулирующую, финансовую, технологическую, экономическую, естественную и рыночную среду на международном, национальном, региональном или на местном уровне;
основные движущие силы и тенденции, влияющие на цели организации;
взаимосвязи с заинтересованными сторонами, их ожидания и ценности.
Внутренняя ситуация - внутренняя среда, в которой организация стремится к достижению своих целей. Внутренняя ситуация может включать:
руководство, организационную структуру, роли и ответственности;
политики, цели и стратегии, доступные с точки зрения их достижения;
возможности, понимаемые в отношении ресурсов и знаний (например, капитал, время, люди, процессы, системы и технологии);
информационные системы, информационные потоки и процессы принятия решений (как формальные, так и неформальные);
взаимосвязи с внутренними заинтересованными сторонами, их ожиданиями и ценностями;
организационную культуру;
стандарты, руководства и модели, принятые организацией;
форму и содержание контрактных отношений.
Воздействие на риск - процесс модификации (изменения) риска, который может включать:
избежание риска посредством решения не начинать или не продолжать деятельность, в результате которой возникает риск;
принятие или увеличение риска для использования благоприятной возможности;
устранение источника риска;
изменение вероятности или возможности;
изменение последствий;
разделение риска с другой стороной или сторонами (включая контракты и финансирование риска);
осознанное удержание риска.
Заинтересованная сторона - лицо или организация, которые могут воздействовать, или на которые могут воздействовать, или которые считают, что на них влияет какое-либо решение или деятельность (потребители, собственники, работники организации, поставщики, ассоциации, партнеры, общество и др.).
Идентификация риска - процесс обнаружения, распознавания и описания рисков.
Источник риска - элемент, который отдельно или в комбинации имеет собственный потенциал, чтобы вызвать риск.
Карта рисков - инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность организации.
Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
Ключевой показатель риска (КПР) - числовой показатель, имеющий единицу измерения и обладающий свойством изменения во времени и предназначенный для отслеживания динамики характеристик риска.
Контроль риска (процесса, политики, методики, практики или других действий, модифицирующих риск) - мера, которая модифицирует (изменяет) риск.
Компетентность - продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике.
Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Критерии риска - признаки, основанные на целях организации и контексте (внешней и внутренней ситуации), в соответствии с которыми оценивают значимость риска.
Лучшая (передовая) практика - испытанная и оформленная документально практика безошибочной работы, которая превышает параметры общепризнанной деятельности в определенной сфере деятельности.
Мониторинг (инфраструктуры управления рисками, процесса управления рисками, риска или контроля риска) - постоянная проверка, надзор, критическое наблюдение или определение состояния с целью идентифицировать изменения относительно требуемого или ожидаемого уровня.
Неопределенность - состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности.
Обстановка - внутренняя и внешняя ситуации в их реальной взаимосвязи.
Оценивание риска - процесс сравнения результатов анализа риска с установленными критериями риска для определения, является ли риск и/или его величина приемлемыми или допустимыми.
Оценка риска - общий процесс идентификации риска, анализа риска и оценивания риска.
Паспорт риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер (или неприменимости определенных методов) по предотвращению или минимизации риска.
Последствие - результат события, влияющий на цели. Последствие может иметь положительные и отрицательные влияния на цели.
Постоянное улучшение - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.
Профиль риска - официально утвержденное описание какого-либо тематически связанного набора рисков.
Работники - все лица, нанятые организацией, включая работников с полной и частичной занятостью, а также работающих временно или по договору.
Риск - влияние неопределенности на достижимость цели.
Система управления рисками (СУР) - совокупность процессов, методик, информационных систем, направленных на достижение целей и задач управления рисками.
Событие - возникновение или изменение ряда конкретных обстоятельств.
Соответствие - выполнение требования.
Сравнение с лучшими достижениями (бенчмаркинг) - процесс постоянного измерения показателей бизнес-процессов организации и сравнения их с аналогичными показателями компаний - мировых лидеров с целью получения информации, которая поможет организации предпринять действия по улучшению своей работы.
Управление рисками - скоординированные действия по управлению организацией с учетом риска.
Уровень риска - величина риска или комбинации рисков, выраженная как комбинация последствий и их вероятности или возможности.
Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Руководство - лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне.
Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (Установленным является такое требование, которое определено, например, в документе).
Характеристика - отличительное свойство.
Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Приложение N 3
к Концепции
от 8 декабря 2016 г. N 429
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения мониторинга реализации Концепции развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период до 2020 года (далее также - Концепция) и предназначено для использования в деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее также - Служба), в рамках своей компетенции отвечающих за реализацию Концепции.
2. Мониторинг представляет собой процесс непрерывного наблюдения за ходом реализации Концепции, в том числе достижением цели и решением задач, осуществлением мероприятий Концепции.
3. Общую координацию и организацию мероприятий по проведению мониторинга осуществляет уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Росалкогольрегулирования, обеспечивающее координацию управления рисками и развитие системы управления рисками и Службе (далее также - Ответственное управление).
<...>
отчеты структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы о результатах реализации Концепции;
отчеты о результатах мониторинга за предыдущие отчетные периоды;
иные материалы, содержащие информацию, необходимую для решения задач мониторинга.
II Объект и предмет мониторинга
6. Объектом мониторинга является система управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
7. Предметом изучения и оценивания в рамках проведения мониторинга служит ход и результаты реализации мероприятий Федеральной службы, направленных на решение задач и достижение цели Концепции.
III Цели и задачи мониторинга
8. Проведение мониторинга осуществляется в целях:
получения структурированной аналитической информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений, связанных с обеспечением успешной реализации Концепции, достижением ее цели и задач в условиях риска;
обеспечения открытости и подотчетности деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, связанной с развитием системы управления рисками, для заинтересованных сторон.
9. Основными задачами мониторинга являются:
сбор, обобщение и изучение данных;
оценка степени выполнения ключевых показателей, характеризующих реализацию Концепции;
определение необходимости внесения изменений/уточнения положений Концепции и плана мероприятий по ее реализации.
IV Результаты мониторинга
10. Результатами мониторинга являются соответствующие отчеты за отдельные периоды мониторинга:
за 6 месяцев (полугодовой отчет);
за 12 месяцев (годовой отчет).
11. Полугодовой отчет содержит результаты оценки реализации мероприятий Концепции, запланированных к выполнению в соответствующем полугодии, и предназначен для определения необходимости и принятия оперативных управленческих решений, в том числе связанных с корректировкой деятельности по реализации мероприятий Концепции.
12. Годовой отчет содержит результаты оценки реализации Концепции в отчетном году, в том числе с использованием ключевых показателей эффективности.
13. Основные пользователи результатов мониторинга делятся на две группы: внешние и внутренние пользователи.
14. К внешним пользователям относятся:
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, задействованные в государственном регулировании алкогольного рынка;
организации, являющиеся подконтрольными субъектами алкогольного рынка;
профессиональные объединения (ассоциации, союзы), в состав которых входят хозяйствующие субъекты алкогольного рынка, а также профильные общественные и экспертные советы;
независимые эксперты, исследовательские центры, научные и образовательные учреждения;
федеральные органы исполнительной власти, иные уполномоченные органы и организации, осуществляющие контроль (надзор) за деятельностью Федеральной службы;
Общественная палата Российской Федерации.
15. К внутренним пользователям относятся:
Руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и его заместители;
Коллегия Службы;
Комиссия по управлению рисками;
Ответственное управление;
работники центрального аппарата и территориальных органов Службы, ответственные за выполнение закрепленных за ними функций управления рисками;
рабочие группы по развитию системы управления рисками;
подведомственные организации.
16. Полугодовой отчет предназначен для внутренних пользователей.
17. Годовой отчет составляется в двух вариантах:
для внешних пользователей - с целью информирования основных заинтересованных сторон о ходе реализации Концепции и ее результатах;
для внутренних пользователей - с целью принятия необходимых управленческих решений, связанных с дальнейшей реализацией Концепции.
18. Годовой отчет для внешних пользователей размещается на официальном сайте Службы.
19. Результаты мониторинга используются:
в рамках долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования, планирования и контроля деятельности Федеральной службы, включая развитие системы управления рисками;
при планировании и проведении контрольных мероприятий в рамках аудита эффективности осуществления Концепции.
VI Основные участники мониторинга и их функции
20. Основными участниками мониторинга являются:
структурные подразделения центрального аппарата Службы;
Ответственное управление;
территориальные органы Службы;
Рабочая группа центрального аппарата Службы по развитию системы управления рисками;
рабочие группы территориальных органов Службы по развитию системы управления рисками;
подведомственные организации;
и иные органы и организации, принимающие участие в реализации Концепции.
21. В рамках проведения мониторинга основные участники осуществляют следующие функции.
1) Рабочая группа центрального аппарата Службы по развитию системы управления рисками рассматривает и утверждает отчеты о результатах мониторинга.
2) Ответственное управление:
разрабатывает план-график проведения мониторинга, в установленном порядке утверждает его у Руководителя Службы и доводит его до всех участников мониторинга;
осуществляет сбор и обобщение данных по вопросам, отнесенным к его компетенции, поступающих от структурных подразделений центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы, подведомственных организаций, иных органов и организаций, принимающих участие в реализации Концепции;
готовит аналитические материалы мониторинга в части сферы его компетенции, а также обобщающие аналитические материалы в целом по Концепции;
готовит полугодовой и годовой отчеты о результатах мониторинга и представляет их для рассмотрения на заседании Рабочей группы центрального аппарата Службы по развитию системы управления рисками.
3) Структурные подразделения центрального аппарата Службы:
осуществляют сбор и обобщение данных по вопросам, отнесенным к их компетенции, поступивших от территориальных органов Службы, подведомственных организаций, иных органов и организаций, принимающих участие в реализации Концепции;
готовят аналитические материалы мониторинга в части мероприятий Концепции и иных вопросов, связанных с реализацией Концепции, входящих в сферу их компетенции, и представляют их в Ответственное управление.
4) Территориальные органы Службы, подведомственные организации и иные органы и организации, принимающие участие в реализации Концепции, осуществляют подготовку и представление отчетности в соответствии с установленными формами и требованиями в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Службы.
5) Рабочие группы территориальных органов Службы по развитию системы управления рисками рассматривают и утверждают отчеты о результатах мониторинга в соответствующем территориальном органе Росалкогольрегулирования.
VII Этапы проведения мониторинга
22. Проведение мониторинга осуществляется поэтапно.
23. Первый этап предназначен для подготовки к проведению мониторинга и носит организационный характер.
В рамках данного этапа осуществляется составление плана-графика проведения мониторинга.
Указанный план-график определяет перечень мероприятий, которые должны быть выполнены, сроки их исполнения, соответствующих исполнителей мероприятий.
Состав мероприятий может варьироваться в зависимости от периода мониторинга.
24. На втором этапе обеспечивается получение всей информации, необходимой для проведения оценки с учетом периода проведения мониторинга (6 и 12 месяцев).
На данном этапе осуществляется:
сбор и обобщение данных;
оценка полноты и достоверности полученной информации;
выработка и реализация мер, направленных на получение недостающей информации.
25. На третьем этапе проводится расчет значений ключевых показателей эффективности реализации Концепции, а также осуществляется итоговая оценка.
26. В рамках четвертого этапа проводится аналитическая оценка эффективности реализации Концепции как по ключевым показателям, так и в целом (итоговая оценка).
Если значение показателя эффективности или итогового показателя находится в интервале от 90% до 100%, эффективность признается высокой;
от 70% до 89% - выше среднего;
от 50% до 69% - средней;
от 30% до 49% - ниже среднего;
от 29% и ниже - низкой.
В отношении показателей, не достигших плановый уровень, проводится анализ и выявление факторов, являющихся причинами возникновения отклонений.
27. На пятом этапе осуществляется определение необходимости внесения изменений/уточнения положений Концепции, плана мероприятий по реализации Концепции.
28. По завершении выполнения указанных этапов осуществляется обобщение подготовленных материалов и формируется отчет о результатах мониторинга, который затем представляется соответствующим пользователям результатов мониторинга.
Приложение N 4
к Концепции
от 8 декабря 2016 г. N 429
СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Оценка эффективности реализации Концепции развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период до 2020 года осуществляется по следующим ключевым показателям:
степень достижения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее также - подпрограмма 11);
степень выполнения мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы управления рисками Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на период до 2020 года (далее также - мероприятия Концепции).
В качестве отчетного периода принимается календарный год соответственно, 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год.
Степень достижения целевых показателен (индикаторов подпрограммы 11).
Подпрограммой 11 предусмотрены три показателя:
<...> обязательств об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением (процентов)";
- показатель 11.3 "Отношение разницы между объемом реализованной и объемом произведенной маркируемой алкогольной продукции к объему реализованной маркируемой алкогольной продукции (процентов)".
Степень достижения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 11 определяется в процентах и осуществляется в два этапа.
1) На первом этапе определяется степень достижения целевого значения для каждого из показателей подпрограммы 11. При этом используются формулы:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
Пi = Пфi / Пцi x 100,
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
Пi = Пцi / Пфi x 100,
где:
Пi - - степень достижения планового значения i-ого показателя (индикатора) подпрограммы 11;
Пфi - фактическое значение i-ого показателя (индикатора) подпрограммы 11 по состоянию на конец отчетного периода;
Пцi - плановое значение i-ого показателя (индикатора) подпрограммы 11 на отчетный период.
В случае, если Пi > 100%, значение Пi принимается равным 100%.
2) На втором этапе определяется общая степень достижения целевых значений показателей подпрограммы 11. При этом используется формула:
где:
СП - степень достижения целевых значений показателей (индикаторов) подпрограммы 11;
Пi - степень достижения планового значения i-ого показателя (индикатора) подпрограммы 11;
N - число показателей (индикаторов) подпрограммы 11 (N = 3).
В случае внесения изменений в состав показателей (индикаторов) подпрограммы 11, оценка эффективности реализации Концепции по рассматриваемому ключевому показателю эффективности осуществляется аналогичным образом.
Степень выполнения мероприятий Концепции определяется в процентах и оценивается с использованием двух критериев:
полнота выполнения мероприятия (при этом выполненным считается мероприятие, которое реализовано в полном объеме или в объеме, достаточном для решения поставленной задачи и достижения цели Концепции);
соответствие установленному сроку.
При этом используется формула:
СВМ = (М1 + М2 * kм2) / М x 100,
где:
М1 - количество мероприятий Концепции, окончание реализации которых запланировано в течение отчетного периода, выполненных в установленный срок (группа мероприятий 1);
М2 - количество мероприятий Концепции, окончание реализации которых запланировано в течение отчетного периода, выполненных с незначительным отклонением от установленного срока (в пределах одного квартала) (группа мероприятий 2);
М - общее количество мероприятий Концепции, окончание реализации которых запланировано в течение отчетного периода;
kм2 - корректирующий коэффициент для группы мероприятий 2 (kм2 = 0,6) <1>.
--------------------------------
<1> Коэффициент вводится для корректного учета в рамках оценки эффективности реализации Концепции мероприятий, выполненных с незначительным нарушением запланированных сроков.
Значения коэффициентов могут корректироваться на основе экспертной оценки.
Итоговый показатель эффективности реализации Концепции определяется в процентах и рассчитывается по формуле:
Э = СП * kП + СВМ x kСВМ, <2>
где:
СП - степень достижения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 11;
kП - коэффициент для показателя эффективности, характеризующего степень достижения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 11 (kП = 0,3);
СВМ - степень выполнения мероприятий Концепции, процент;
kСВМ - коэффициент для показателя эффективности, характеризующего степень выполнения мероприятий Концепции (kсвм = 0,7).
--------------------------------
<2> Коэффициенты kП и kСВМ в сумме должны давать единицу и вводятся в целях получения наглядного итогового показателя эффективности, выраженного в процентах.
Оценка эффективности реализации Концепции в полном объеме (по обоим показателям) осуществляется раз в год.
В рамках полугодового мониторинга реализации Концепции (за 6 месяцев) оценка эффективности осуществляется по показателю "Степень выполнения мероприятий Концепции".
В рамках проведения годового мониторинга (за два полугодия) оценка эффективности осуществляется по двум указанным выше показателям.