См. Документы Федеральной службы по аккредитации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 января 2022 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ ЛИЦ НА 2022
ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023, 2024 ГОДОВ
Во исполнение положений раздела 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики нарушений обязательных требований в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2022 год и плановый период 2023, 2024 годов (далее - Программа).
2. Управлению аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности, Управлению аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности, Управлению аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управлению работы с реестрами и аналитики, Управлению правового обеспечения и международного взаимодействия обеспечить исполнение Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации М.Б. Залазаева.
Руководитель
Н.В.СКРЫПНИК
Приложение
к программе профилактики
нарушений обязательных требований
в Федеральной службе по аккредитации
при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора)
за деятельностью аккредитованных лиц
на 2022 год и плановый период 2023,
2024 годов, утвержденный
приказом Росаккредитации
от 19 января 2022 г. N 6
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
программы профилактики нарушений обязательных требований
в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении
государственного контроля (надзора) за деятельностью
аккредитованных лиц на 2022 год
N п/п
|
Мероприятие
|
Форма реализации
|
Ожидаемый результат
|
Сроки
|
Ответственное структурное подразделение
|
1.
|
Информирование аккредитованных и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований
|
Размещение на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, в личных кабинетах аккредитованных лиц в информационной системе нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора); сведения об изменениях в указанные нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу; информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований; руководства по соблюдению обязательных требований; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору); программу профилактики; перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по аккредитации у контролируемого лица; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, о результатах обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики
|
Снижение количества нарушений обязательных требований, предотвращение нарушения обязательных требований, повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
Систематизация и анализ судебных дел, выделение устойчивых различий применения законодательства судами, выявление причин и условий, способствующих этому. Систематизация и анализ решений органов государственного контроля (надзора) по приостановлению, возобновлению и прекращению действия, признанию недействительным декларации о соответствии и сертификата соответствия. По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике
|
Формирование единообразного подхода к применению обязательных требований, выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих этому, подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство РФ
|
Ежегодно
|
Федеральное автономное учреждение "Национальный институт аккредитации" (далее - ФАУ НИА),
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
3.
|
Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований
|
Письмо Федеральной службы по аккредитации с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований. Аккредитованное лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения с указанием реквизитов подконтрольного субъекта, даты и номера предостережения, обоснованием позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) аккредитованного лица. Возражение рассматривается Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения, по результатам рассмотрения возражения выносится решение об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения либо об отказе в удовлетворении возражения
|
Информация об объявленных предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований используется для профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в целях предотвращения нарушения обязательных требований
|
По мере необходимости
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации
|
4.
|
Самообследование аккредитованными лицами
|
Осуществление оценки аккредитованным лицом одним из способов, указанных на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (в том числе заполнение анкеты самообследования) в отношении необходимости внесения изменений в документацию системы менеджмента
|
Повышение компетентности подконтрольных субъектов, актуализация документации системы менеджмента, предотвращение нарушения обязательных требований
|
По мере необходимости
|
ФАУ НИА, аккредитованные лица
|
5.
|
Разработка и утверждение программ профилактики нарушений обязательных требований в территориальных органах Федеральной службы по аккредитации на 2022 и последующие 2 года
|
Программа профилактики
|
Снижение количества нарушений обязательных требований;
предотвращение нарушения обязательных требований;
повышение взаимодействия с подконтрольными субъектами;
повышение открытости деятельности территориальных органов Федеральной службы по аккредитации
|
Не позднее 20 декабря 2022 года
|
Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации
|
6.
|
Проведение публичных мероприятий Федеральной службы по аккредитации по вопросам правоприменительной практики, в том числе проведение вебинаров с участием заинтересованных подконтрольных субъектов с возможностью участников задать вопросы и получить на них ответы в режиме реального времени
|
Проведение публичных мероприятий
|
Повышение уровня взаимодействия с подконтрольными субъектами;
повышение открытости деятельности Федеральной службы по аккредитации
|
В течение года, по отдельному графику
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
7.
|
Размещение на официальном сайте Росаккредитации перечня типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Росаккредитации с дифференциацией на основе типа аккредитованного лица
|
Информационное письмо Росаккредитации
|
Предотвращение нарушения обязательных требований, повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
Ежегодно, по результатам актуализации перечня типовых нарушений обязательных требований
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики
|
8.
|
Аудит и актуализация информации в разделе "Главная/Обратная связь/Вопрос-ответ" на официальном сайте Росаккредитации
|
Размещение информации на официальном сайте Росаккредитации
|
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
Не реже одного раза в полгода
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
9.
|
Подготовка ежегодной отчетности по реализации Программы
|
Размещение информации на официальном сайте Росаккредитации
|
Оценка эффективности профилактических мероприятий
|
Ежегодно
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
10.
|
Подготовка доклада об итогах профилактической работы за отчетный год
|
Размещение доклада на официальном сайте Росаккредитации
|
Оценка эффективности профилактических мероприятий
|
Ежегодно
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики
|
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
программы профилактики нарушений обязательных требований
в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении
государственного контроля (надзора) за деятельностью
аккредитованных лиц на 2023 год (проект)
N п/п
|
Мероприятие
|
Форма реализации
|
Ожидаемый результат
|
Сроки
|
Ответственное структурное подразделение
|
1.
|
Информирование аккредитованных и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований
|
Размещение на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, в личных кабинетах аккредитованных лиц в информационной системе нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора); сведения об изменениях в указанные нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу; информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований; руководства по соблюдению обязательных требований; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору); программу профилактики; перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по аккредитации у контролируемого лица; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, о результатах обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики
|
Снижение количества нарушений обязательных требований, предотвращение нарушения обязательных требований, повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
Систематизация и анализ судебных дел, выделение устойчивых различий применения законодательства судами, выявление причин и условий, способствующих этому. Систематизация и анализ решений органов государственного контроля (надзора) по приостановлению, возобновлению и прекращению действия, признанию недействительным декларации о соответствии и сертификата соответствия.
По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике
|
Формирование единообразного подхода к применению обязательных требований, выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих этому, подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство РФ
|
Ежегодно
|
Федеральное автономное учреждение "Национальный институт аккредитации" (далее - ФАУ НИА),
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
3.
|
Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований
|
Письмо Федеральной службы по аккредитации с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований. Аккредитованное лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения с указанием реквизитов подконтрольного субъекта, даты и номера предостережения, обоснованием позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) аккредитованного лица. Возражение рассматривается Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения, по результатам рассмотрения возражения выносится решение об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения либо об отказе в удовлетворении возражения
|
Информация об объявленных предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований используется для профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в целях предотвращения нарушения обязательных требований
|
По мере необходимости
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
территориальные органы Федеральной службы по аккредитации
|
4.
|
Самообследование аккредитованными лицами
|
Осуществление оценки аккредитованным лицом одним из способов, указанных на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (в том числе заполнение анкеты самообследования), в отношении необходимости внесения изменений в документацию системы менеджмента
|
Повышение компетентности подконтрольных субъектов, актуализация документации системы менеджмента, предотвращение нарушения обязательных требований
|
По мере необходимости
|
ФАУ НИА,
аккредитованные лица
|
5.
|
Разработка и утверждение программ профилактики нарушений обязательных требований в территориальных органах Федеральной службы по аккредитации на 2022 и последующие 2 года
|
Программа профилактики
|
Снижение количества нарушений обязательных требований;
предотвращение нарушения обязательных требований;
повышение взаимодействия с подконтрольными субъектами;
повышение открытости деятельности территориальных органов Федеральной службы по аккредитации
|
Не позднее 20 декабря 2023 года
|
Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации
|
6.
|
Проведение публичных мероприятий Федеральной службы по аккредитации по вопросам правоприменительной практики, в том числе проведение вебинаров с участием заинтересованных подконтрольных субъектов с возможностью участников задать вопросы и получить на них ответы в режиме реального времени
|
Проведение публичных мероприятий
|
Повышение уровня взаимодействия с подконтрольными субъектами;
повышение открытости деятельности Федеральной службы по аккредитации
|
В течение года, по отдельному графику
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
7.
|
Размещение на официальном сайте Росаккредитации перечня типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Росаккредитации с дифференциацией на основе типа аккредитованного лица
|
Информационное письмо Росаккредитации
|
Предотвращение нарушения обязательных требований, повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
Ежегодно, по результатам актуализации перечня типовых нарушений обязательных требований
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики
|
8.
|
Аудит и актуализация информации в разделе "Главная/Обратная связь/Вопрос-ответ" на официальном сайте Росаккредитации
|
Размещение информации на официальном сайте Росаккредитации
|
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
Не реже одного раза в полгода
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
9.
|
Подготовка ежегодной отчетности по реализации Программы
|
Размещение информации на официальном сайте Росаккредитации
|
Оценка эффективности профилактических мероприятий
|
Ежегодно
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
10.
|
Подготовка доклада об итогах профилактической работы за отчетный год
|
Размещение доклада на официальном сайте Росаккредитации
|
Оценка эффективности профилактических мероприятий
|
Ежегодно
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики
|
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
программы профилактики нарушений обязательных требований
в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении
государственного контроля (надзора) за деятельностью
аккредитованных лиц на 2024 год (проект)
N п/п
|
Мероприятие
|
Форма реализации
|
Ожидаемый результат
|
Сроки
|
Ответственное структурное подразделение
|
1.
|
Информирование аккредитованных и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований
|
Размещение на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, в личных кабинетах аккредитованных лиц в информационной системе нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора); сведения об изменениях в указанные нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу; информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований; руководства по соблюдению обязательных требований; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору); программу профилактики; перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по аккредитации у контролируемого лица; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, о результатах обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики.
|
Снижение количества нарушений обязательных требований, предотвращение нарушения обязательных требований, повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
Систематизация и анализ судебных дел, выделение устойчивых различий применения законодательства судами, выявление причин и условий, способствующих этому.
Систематизация и анализ решений органов государственного контроля (надзора) по приостановлению, возобновлению и прекращению действия, признанию недействительным декларации о соответствии и сертификата соответствия.
По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике.
|
Формирование единообразного подхода к применению обязательных требований, выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих этому, подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство РФ
|
Ежегодно
|
Федеральное автономное учреждение "Национальный институт аккредитации" (далее - ФАУ НИА),
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
3.
|
Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований
|
Письмо Федеральной службы по аккредитации с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований. Аккредитованное лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Федеральную службу по аккредитации или ее территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения с указанием реквизитов подконтрольного субъекта, даты и номера предостережения, обоснованием позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) аккредитованного лица.
Возражение рассматривается Федеральной службой по аккредитации или ее территориальным органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения, по результатам рассмотрения возражения выносится решение об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения либо об отказе в удовлетворении возражения
|
Информация об объявленных предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований используется для профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в целях предотвращения нарушения обязательных требований
|
По мере необходимости
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
территориальные органы Федеральной службы по аккредитации
|
4.
|
Самообследование аккредитованными лицами
|
Осуществление оценки аккредитованным лицом одним из способов, указанных на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (в том числе заполнение анкеты самообследования) в отношении необходимости внесения изменений в документацию системы менеджмента
|
Повышение компетентности подконтрольных субъектов, актуализация документации системы менеджмента, предотвращение нарушения обязательных требований
|
По мере необходимости
|
ФАУ НИА,
аккредитованные лица
|
5.
|
Разработка и утверждение программ профилактики нарушений обязательных требований в территориальных органах Федеральной службы по аккредитации на 2022 и последующие 2 года
|
Программа профилактики
|
Снижение количества нарушений обязательных требований;
предотвращение нарушения обязательных требований;
повышение взаимодействия с подконтрольными субъектами;
повышение открытости деятельности территориальных органов Федеральной службы по аккредитации
|
Не позднее 20 декабря 2024 года
|
Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации
|
6.
|
Проведение публичных мероприятий Федеральной службы по аккредитации по вопросам правоприменительной практики, в том числе проведение вебинаров с участием заинтересованных подконтрольных субъектов с возможностью участников задать вопросы и получить на них ответы в режиме реального времени
|
Проведение публичных мероприятий
|
Повышение уровня взаимодействия с подконтрольными субъектами;
повышение открытости деятельности Федеральной службы по аккредитации
|
В течение года, по отдельному графику
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
7.
|
Размещение на официальном сайте Росаккредитации перечня типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Росаккредитации с дифференциацией на основе типа аккредитованного лица
|
Информационное письмо Росаккредитации
|
Предотвращение нарушения обязательных требований, повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
Ежегодно, по результатам актуализации перечня типовых нарушений обязательных требований
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики
|
8.
|
Аудит и актуализация информации в разделе "Главная/Обратная связь/Вопрос-ответ" на официальном сайте Росаккредитации
|
Размещение информации на официальном сайте Росаккредитации
|
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях
|
Не реже одного раза в полгода
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
9.
|
Подготовка ежегодной отчетности по реализации Программы
|
Размещение информации на официальном сайте Росаккредитации
|
Оценка эффективности профилактических мероприятий
|
Ежегодно
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики,
Управление правового обеспечения и международного взаимодействия
|
10.
|
Подготовка доклада об итогах профилактической работы за отчетный год
|
Размещение доклада на официальном сайте Росаккредитации
|
Оценка эффективности профилактических мероприятий
|
Ежегодно
|
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности,
Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции машиностроения, электротехнической продукции, строительных материалов и пожарной безопасности,
Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности,
Управление работы с реестрами и аналитики
|
Приложение
к приказу Росаккредитации
от 19.01.2022 N 6
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АККРЕДИТОВАННЫХ ЛИЦ НА 2022 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023, 2024 ГОДОВ
Настоящая программа профилактики нарушений обязательных требований в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2022 год (далее соответственно - профилактические мероприятия, программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1002 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц" в целях профилактики правонарушений в сфере подтверждения соответствия, в том числе влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Адресатами профилактических мероприятий, проводимых Федеральной службой по аккредитации, являются:
- органы по сертификации продукции, услуг;
- органы по сертификации систем менеджмента;
- органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала;
- испытательные лаборатории (центры);
- органы инспекции;
- органы по валидации и верификации парниковых газов;
- провайдеры программ проверки квалификации;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений, включая аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверку средств измерений, обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, калибровку средств измерений;
- юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
В то же время содержание большинства планируемых профилактических мероприятий ориентировано на всех лиц, заинтересованных в вопросах обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей в рамках осуществления деятельности по оценке соответствия.
Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1002, Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) самообследование.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1002 (далее - Положение), предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).
Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами.
Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов, определенных положениями о таких территориальных органах.
В соответствии с пунктом 6 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно положениям пункта 12 Положения Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Пунктом 13 Положения предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора):
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) самообследование.
Результаты анализа проведенных Федеральной службой по аккредитации в 2021 году проверок в отношении аккредитованных лиц, имеющих риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, позволили выявить наиболее серьезные и распространенные нарушения, к числу которых относятся:
нарушение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности - технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации;
отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Данное нарушение, влекущее предоставление недостоверных и необъективных результатов испытаний (исследований), а фактически - выдачу протоколов испытаний (исследований) без проведения необходимых процедур, в конечном итоге приводит к выпуску в обращение на Российский рынок продукции сомнительного качества и создает угрозу причинения серьезного вреда жизни, здоровью и имуществу граждан;
нарушение обязательных требований, в том числе критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации", а также нарушение органами по сертификации требований технических регламентов Таможенного союза.
Несмотря на то, что проведенные Федеральной службой по аккредитации в 2021 году контрольные мероприятия привели к сокращению количества аккредитованных лиц за счет выявленных недобросовестных подконтрольных субъектов, в ходе осуществления федерального государственного контроля фиксируются случаи грубых нарушений законодательства об аккредитации и законодательства о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений.
В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы с соблюдением аккредитованными лицами распространяющихся на них обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений в области осуществления оценки соответствия; а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риски причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
План мероприятий на 2022 год, а также проект плана мероприятий на 2023 и 2024 год, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.