См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 ноября 2023 г. N 624н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ -
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ"
(СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 504 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА)
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом 5.5.2(1) пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказываю:
Утвердить примерную дополнительную профессиональную программу - программу профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (со сроком освоения 504 академических часа) согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
М.А.МУРАШКО
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации,
от 23 ноября 2023 г. N 624н
ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА -
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ"
(СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 504 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА)
I. Общие положения
1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе профессиональной переподготовки врачей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" (далее - Программа), которая направлена на приобретение новой квалификации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Трудоемкость освоения - 504 академических часа.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель обучения;
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерное содержание учебных модулей программы;
- организационно-педагогические и иные условия реализации;
- требования к аттестации;
- примеры оценочных материалов <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - приказ Минобрнауки России N 499).
2. Программа реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье и дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
На обучение по Программе могут быть зачислены лица, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием <3>, имеющие действующий сертификат специалиста или пройденную в соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" аккредитацию специалиста по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" или "Науки о здоровье и профилактическая медицина" (далее - обучающиеся).
--------------------------------
<3> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2023 г., регистрационный N 73677).
3. Программа разработана на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации) <4>, профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" <5>, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам <6>.
--------------------------------
<4> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2022 г. N 97 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2022 г., регистрационный N 67695) с изменением, внесенным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 июля 2022 г. N 662 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2022 г., регистрационный N 70414).
<5> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N 768н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2017 г., регистрационный N 49047).
<6> Приказ Минобрнауки России N 499.
4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.
В учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела, на втором - код темы. Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.
5. Для формирования практических навыков в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
ОСК состоит из двух компонентов:
1) направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 504 академических часа. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 30% от общей трудоемкости Программы.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.
8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность реализации всех форм организации учебного процесса;
в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;
д) кадровое обеспечение;
е) финансовое обеспечение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки <7>. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Содержание стажировки определяется организациями.
--------------------------------
<7> Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение <8>.
--------------------------------
<8> Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.
Обучение в очной форме должно составлять не менее 50% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.
Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.
11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы <9>.
--------------------------------
<9> Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке <10>.
--------------------------------
<10> Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
II. Планируемые результаты обучения
13. Программа устанавливает общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ОПК
|
Код и наименование индикатора достижения ОПК
|
ОПК-1. Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан с использованием основных медико-статистических показателей и информационно-коммуникационных технологий
|
ОПК-1.1. Знает и применяет в своей профессиональной деятельности нормы законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в том числе при организации медицинской деятельности.
ОПК-1.2. Умеет анализировать медико-социальные характеристики демографических процессов и показатели заболеваемости населения, рассчитывать потребность населения в медицинской помощи.
ОПК-1.3. Умеет планировать и оценивать показатели деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений с позиции системного подхода.
ОПК-1.4. Умеет организовывать документационное обеспечение управления в медицинской организации, в том числе с использованием специализированных информационных систем, в соответствии с законодательством в области информационной безопасности и защиты персональных данных.
|
ОПК-2. Способен разрабатывать, внедрять и совершенствовать системы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации
|
ОПК-2.1. Знает нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности.
ОПК-2.2. Знает теоретические основы управления качеством и умеет применять в деятельности медицинской организации на основе положения международных и национальных стандартов в области систем менеджмента качества.
ОПК-2.3. Умеет организовывать и проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, а также оценивать качество оказания медицинской помощи.
|
14. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ПК
|
Код и наименование индикатора достижения ПК
|
ПК-1. Способен осуществлять организационно-управленческую деятельность в медицинской организации и/ или ее структурном подразделении
|
ПК-1.1. Знает и умеет применять принципы организации охраны здоровья населения при управлении деятельностью медицинской организации.
ПК-1.2. Знает принципы оценки рисков и управления изменениями в медицинской организации.
ПК-1.3. Знает основы управления проектной деятельностью в здравоохранении и умеет их использовать.
|
ПК-2. Способен управлять кадровыми, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами медицинской организации
|
ПК-2.1. Знает принципы обеспечения ресурсами медицинской организации и умеет эффективно управлять их использованием.
ПК-2.2. Знает методики расчета потребности и оценки показателей эффективности использования ресурсов медицинской организации.
ПК-2.3. Знает источники, формы и виды финансирования в здравоохранении.
ПК-2.4. Знает основные направления и технологии проведения маркетингового исследования для организации оказания медицинской помощи населению.
|
ПК-3. Способен к организационному лидерству и командообразованию
|
ПК-3.1. Знает методы и технологии эффективной внутренней и внешней коммуникации и умеет использовать их при осуществлении профессиональной управленческой деятельности.
ПК-3.2. Знает принципы ситуационного лидерства и умеет управлять командным взаимодействием с позиций формирования корпоративных ценностей и культуры медицинской организации.
ПК-3.3. Умеет осуществлять профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, а также конструктивно разрешать конфликты.
|
ПК-4. Способен оказывать медицинскую помощи в экстренной форме
|
ПК-4.1. Владеет методиками сбора жалоб и анамнеза у пациента (его законных представителей), физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания и правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.
ПК-4.2. Умеет выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания.
ПК-4.3. Умеет оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), и применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме.
|
III. Примерный учебный план
15. Примерный учебный план:
N п/п
|
Название учебного модуля, раздела учебного модуля
|
Трудоемкость (акад. час)
|
Формы организации учебного процесса
|
Формируемые компетенции
|
Форма контроля
|
||
Лекции
|
СЗ <11>, ПЗ <12>
|
ОСК
|
|||||
1.
|
Учебный модуль "Основы общественного здоровья"
|
||||||
1.1
|
Общественное здоровье
|
10
|
4
|
6
|
ОПК-1
|
Т/К <13>
|
|
1.2
|
Здоровье отдельных групп населения
|
10
|
4
|
6
|
ОПК-1,
ПК-1
|
Т/К
|
|
1.3
|
Организация охраны здоровья населения
|
18
|
6
|
12
|
ОПК-1,
ПК-1
|
Т/К
|
|
Трудоемкость учебного модуля 1
|
38
|
14
|
24
|
П/А <14>
|
|||
2.
|
Учебный модуль "Медицинская статистика"
|
||||||
2.1
|
Теоретические основы и методы статистики
|
14
|
6
|
8
|
ОПК-1
|
Т/К
|
|
2.2
|
Статистические данные о медицине, гигиене, здоровье населения
|
14
|
6
|
8
|
ОПК-1
|
Т/К
|
|
2.3
|
Статистические данные об использовании ресурсов здравоохранения, о деятельности медицинской организации
|
14
|
6
|
8
|
ОПК-1,
ПК-2
|
Т/К
|
|
2.4
|
Информационные технологии в здравоохранении
|
18
|
6
|
6
|
6
|
ОПК-1,
ПК-1
|
Т/К
|
Трудоемкость учебного модуля 2
|
60
|
24
|
30
|
6
|
П/А
|
||
3.
|
Учебный модуль "Организация здравоохранения"
|
||||||
3.1
|
Нормативное правовое регулирование государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
|
12
|
6
|
6
|
ОПК-1,
ПК-1
|
Т/К
|
|
3.2
|
Организация медицинской помощи
|
24
|
12
|
12
|
ОПК-1,
ПК-1
|
Т/К
|
|
3.3
|
Медицинская экспертиза
|
12
|
4
|
8
|
ОПК-2
|
Т/К
|
|
3.4
|
Контроль (надзор) в сфере охраны здоровья
|
10
|
4
|
6
|
ОПК-2,
ПК-2
|
Т/К
|
|
3.5
|
Государственная политика в сфере охраны здоровья и реализация программ развития здравоохранения. Основы управления проектной деятельностью в здравоохранении
|
14
|
4
|
10
|
ПК-1
|
Т/К
|
|
Трудоемкость учебного модуля 3
|
72
|
30
|
42
|
П/А
|
|||
4.
|
Учебный модуль "Экономика здравоохранения"
|
||||||
4.1
|
Экономика здравоохранения
|
14
|
4
|
10
|
ПК-2
|
Т/К
|
|
4.2
|
Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья
|
8
|
4
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
|
4.3
|
Планирование финансово-хозяйственной деятельности
|
12
|
2
|
6
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
4.4
|
Маркетинг медицинских услуг
|
10
|
6
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
|
4.5
|
Организация оказания платных медицинских услуг
|
12
|
2
|
10
|
ПК-1
|
Т/К
|
|
4.6
|
Основы экономического анализа. Анализ финансовой отчетности медицинской организации
|
16
|
2
|
10
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
Трудоемкость учебного модуля 4
|
72
|
20
|
44
|
8
|
П/А
|
||
5.
|
Учебный модуль "Менеджмент ресурсов медицинской организации"
|
||||||
5.1
|
Основы менеджмента
|
18
|
6
|
12
|
ПК-1,
ПК-3
|
Т/К
|
|
5.2
|
Управление кадровыми ресурсами
|
18
|
6
|
8
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
5.3
|
Управление финансовыми ресурсами
|
18
|
6
|
8
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
5.4
|
У правление материально-техническими ресурсами
|
14
|
6
|
4
|
4
|
ПК-2
|
Т/К
|
5.5
|
Управление информационными ресурсами
|
14
|
4
|
6
|
4
|
ОПК-1,
ПК-1
|
Т/К
|
5.6
|
Основные принципы оценки рисков и управления изменениями в медицинской организации
|
14
|
4
|
4
|
6
|
ПК-1
|
Т/К
|
Трудоемкость учебного модуля 5
|
94
|
32
|
40
|
22
|
П/А
|
||
6.
|
Учебный модуль "Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности"
|
||||||
6.1
|
Теория и практика управления качеством и безопасностью медицинской деятельности
|
12
|
6
|
6
|
ОПК-2,
ПК-1,
ПК-3
|
Т/К
|
|
6.2
|
Управление качеством медицинской деятельности
|
18
|
2
|
10
|
6
|
ОПК-2,
ПК-3
|
Т/К
|
6.3
|
Стратегический менеджмент медицинской организации
|
18
|
4
|
8
|
6
|
ПК-1,
ПК-3
|
Т/К
|
Трудоемкость учебного модуля 6
|
48
|
12
|
24
|
12
|
П/А
|
||
7.
|
Учебный модуль "Лидерство и командообразование"
|
||||||
7.1
|
Лидерство и командообразование
|
34
|
6
|
12
|
16
|
ПК-3
|
Т/К
|
Трудоемкость учебного модуля 7
|
34
|
6
|
12
|
16
|
П/А
|
||
8.
|
Учебный модуль "Психология"
|
||||||
8.1
|
Конфликтология
|
32
|
8
|
14
|
10
|
ПК-3
|
Т/К
|
8.2
|
Психология
|
32
|
8
|
14
|
10
|
ПК-3
|
Т/К
|
Трудоемкость учебного модуля 8
|
64
|
16
|
28
|
20
|
П/А
|
||
9.
|
Учебный модуль "Оказание медицинской помощи в экстренной форме"
|
||||||
9.1
|
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
|
16
|
6
|
10
|
ПК-4
|
Т/К
|
|
Трудоемкость учебного модуля 9
|
16
|
6
|
10
|
П/А
|
|||
Итоговая аттестация
|
6
|
6
|
Э <15>
|
||||
Общая трудоемкость Программы
|
504
|
154
|
256
|
94
|
--------------------------------
<11> Семинарские занятия.
<12> Практические занятия.
<13> Текущий контроль.
<14> Промежуточная аттестация.
<15> Экзамен.
IV. Примерный календарный учебный график
16. Примерный календарный учебный график:
Название учебного модуля
|
1 мес.
|
2 мес.
|
3 мес.
|
4 мес.
|
Основы общественного здоровья
|
38
|
|||
Медицинская статистика
|
60
|
|||
Организация здравоохранения
|
46
|
26
|
||
Экономика здравоохранения
|
42
|
30
|
||
Менеджмент ресурсов медицинской организации
|
60
|
34
|
||
Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности
|
16
|
32
|
||
Лидерство и командообразование
|
16
|
18
|
||
Психология
|
32
|
32
|
||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
|
16
|
|||
Итоговая аттестация
|
6
|
|||
Общая трудоемкость Программы (504 акад. часов)
|
144
|
144
|
144
|
72
|
V. Примерное содержание учебных модулей
17. Учебный модуль 1 "Основы общественного здоровья":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
1.1
|
Общественное здоровье
|
1.1.1
|
Здоровье населения как социально-экономическая ценность
|
1.1.2
|
Исторические аспекты формирования общественного здоровья и здравоохранения
|
1.2
|
Здоровье отдельных групп населения
|
1.2.1
|
Современные подходы и методы изучения здоровья населения
|
1.2.2
|
Основные факторы риска для здоровья
|
1.2.3
|
Демография: численность и состав населения. Естественное движение населения и миграция
|
1.2.4
|
Анализ потребности населения в медицинской помощи
|
1.3
|
Организация охраны здоровья населения
|
1.3.1
|
Государственная политика в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни населения
|
1.3.2
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан
|
1.3.3
|
Организация медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения
|
1.3.4
|
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
|
18. Учебный модуль 2 "Медицинская статистика":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
2.1
|
Теоретические основы и методы статистики
|
2.1.1
|
Общая теория медицинской статистики
|
2.1.2
|
Методы сбора и обработки статистической информации в здравоохранении
|
2.1.3
|
Прогнозирование на основе анализа статистической информации в здравоохранении
|
2.1.4
|
Обработка данных с использованием методов описательной и аналитической статистики, непараметрических методов исследования
|
2.1.5
|
Виды статистических величин
|
2.1.6
|
Статистические наблюдения. Виды статистических наблюдений
|
2.2
|
Статистические данные о медицине, гигиене, здоровье населения
|
2.2.1
|
Статистика здоровья населения: статистика медико-демографических процессов
|
2.2.2
|
Расчет, анализ и оценка показателей здоровья населения
|
2.3
|
Статистические данные об использовании ресурсов здравоохранения, о деятельности медицинских организаций
|
2.3.1
|
Статистические показатели организации медицинской помощи населению
|
2.3.2
|
Организация статистического учета и отчетности в медицинской организации
|
2.3.3
|
Медико-статистический анализ в медицинской организации
|
2.3.4
|
Статистические показатели экономической и хозяйственной деятельности медицинской организации
|
2.4
|
Информационные технологии в здравоохранении
|
2.4.1
|
Понятие информации. Источники информации в здравоохранении
|
2.4.2
|
Информационные системы в сфере здравоохранения. Требования к информационным системам в сфере здравоохранения
|
2.4.3
|
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
|
2.4.4
|
Правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Методы обеспечения информационной безопасности в медицинских организациях
|
2.4.5
|
Цифровая экономика, цифровое здравоохранение
|
19. Учебный модуль 3 "Организация здравоохранения":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
3.1
|
Нормативное правовое регулирование государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
|
3.1.1
|
Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
|
3.1.2
|
Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников
|
3.1.3
|
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
|
3.1.4
|
Стандартизация в здравоохранении
|
3.1.5
|
Положения об организации оказания медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи
|
3.1.6
|
Лицензирование медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
|
3.2
|
Организация медицинской помощи
|
3.2.1
|
Первая помощь
|
3.2.2
|
Виды, формы и условия оказания медицинской помощи
|
3.2.3
|
Организация оказания медицинской помощи населению по профилям
|
3.2.4
|
Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
|
3.2.5
|
Организация безвозмездного обеспечения населения донорской кровью и (или) ее компонентами
|
3.2.6
|
Организация медицинской помощи при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
3.2.7
|
Лекарственное обеспечение в Российской Федерации
|
3.2.8
|
Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
|
3.3
|
Медицинская экспертиза
|
3.3.1
|
Нормативное правовое регулирование, понятие и виды медицинских экспертиз
|
3.3.2
|
Нормативное правовое регулирование экспертизы временной нетрудоспособности
|
3.3.3
|
Организация проведения экспертизы временной нетрудоспособности
|
3.3.4
|
Медико-социальная экспертиза
|
3.4
|
Контроль (надзор) в сфере охраны здоровья
|
3.4.1
|
Контроль в сфере охраны здоровья: государственный, ведомственный и внутренний
|
3.4.2
|
Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
|
3.4.3
|
Государственный контроль (надзор) за обращением медицинских изделий
|
3.4.4
|
Государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор)
|
3.4.5
|
Государственный (надзор) контроль в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов
|
3.5
|
Государственная политика в сфере охраны здоровья и реализация программ развития здравоохранения. Основы управления проектной деятельностью в здравоохранении
|
3.5.1
|
Государственная политика в сфере охраны здоровья и реализация программ развития здравоохранения. Основы управления проектной деятельностью в здравоохранении
|
20. Учебный модуль 4 "Экономика здравоохранения":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
4.1
|
Экономика здравоохранения
|
4.1.1
|
Экономика - предмет, методы изучения
|
4.1.2
|
Теоретические основы макроэкономики и микроэкономики
|
4.1.3
|
Особенности экономических взаимоотношений в системе здравоохранения
|
4.1.4
|
Предпринимательская деятельность
|
4.2
|
Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья
|
4.2.1
|
Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
|
4.2.2
|
Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации: правовые основы, основные принципы обязательного медицинского страхования
|
4.2.3
|
Оплата труда работников медицинской организации
|
4.3
|
Планирование финансово-хозяйственной деятельности
|
4.3.1
|
Основы планирования в медицинской организации
|
4.3.2
|
Принципы и методы планирования финансово-хозяйственной деятельности в медицинской организации
|
4.4
|
Маркетинг медицинских услуг
|
4.4.1
|
Основы маркетинга
|
4.4.2
|
Сущность, цели, принципы и функции маркетинга медицинских услуг
|
4.4.3
|
Технологии проведения и анализ результатов маркетинговых исследований
|
4.5
|
Организация оказания платных медицинских услуг
|
4.5.1
|
Нормативное регулирование оказания платных медицинских услуг, в том числе добровольное медицинское страхование
|
4.5.2
|
Специфика платных медицинских услуг как предмета договорных отношений
|
4.5.3
|
Ценообразование медицинских услуг
|
4.6
|
Основы экономического анализа. Анализ финансовой отчетности медицинской организации
|
4.6.1
|
Оценка экономической эффективности деятельности медицинской организации
|
4.6.2
|
Внутренняя система нормирования: нормы и нормативы применяемые для планирования хозяйственной деятельности
|
4.6.3
|
Анализ финансовой отчетности медицинской организации
|
21. Учебный модуль 5 "Менеджмент ресурсов медицинской организации":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
5.1
|
Основы менеджмента
|
5.1.1
|
Теория менеджмента
|
5.1.2
|
Школы менеджмента
|
5.1.3
|
Функции управления
|
5.1.4
|
Организационные структуры управления
|
5.1.5
|
Стиль управления организацией
|
5.1.6
|
Организационные процессы
|
5.1.7
|
Коммуникации
|
5.1.8
|
Управленческие решения
|
5.2
|
Управление кадровыми ресурсами
|
5.2.1
|
Нормативное правовое регулирование трудовых отношений
|
5.2.2
|
Планирование трудовых ресурсов
|
5.2.3
|
Управление работниками медицинской организации
|
5.2.4
|
Мотивация трудовой деятельности
|
5.2.5
|
Оценка трудовой деятельности работников медицинской организации, производительность труда
|
5.2.6
|
Профессиональная ориентация, адаптация и обучение работников медицинской организации
|
5.3
|
Управление финансовыми ресурсами
|
5.3.1
|
Управленческий учет в медицинской организации
|
5.3.2
|
Основы бухгалтерского учета в медицинской организации
|
5.4
|
Управление материально-техническими ресурсами
|
5.4.1
|
Управление запасами медицинской организации
|
5.4.2
|
Оценка эффективности использования материально-технических ресурсов в медицинской организации
|
5.4.3
|
Нормативное правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ и услуг
|
5.5
|
Управление информационными ресурсами
|
5.5.1
|
Информационные ресурсы в здравоохранении
|
5.5.2
|
Документационное обеспечение управления в медицинской организации
|
5.5.3
|
Документооборот в медицинской организации
|
22. Учебный модуль 6 "Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
6.1
|
Теория и практика управления качеством и безопасностью медицинской деятельности
|
6.1.1
|
Исторические и философские основы понятия качества
|
6.1.2
|
Принципы управления качеством
|
6.1.3
|
Применение российских и международных стандартов системы менеджмента качества в сфере здравоохранения
|
6.1.4
|
Инструменты технологий бережливого производства
|
6.2
|
Управление качеством медицинской деятельности
|
6.2.1
|
Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации
|
6.2.2
|
Основы обеспечения качества медицинской деятельности
|
6.2.3
|
Критерии оценки качества медицинской помощи
|
6.3
|
Стратегический менеджмент медицинской организации
|
6.3.1
|
Стратегическое планирование деятельности медицинской организации
|
6.3.2
|
Риск-менеджмент
|
23. Учебный модуль 7 "Лидерство и командообразование":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
7.1
|
Лидерство и командообразование
|
7.1.1
|
Основные понятия и теории лидерства
|
7.1.2
|
Психологические аспекты лидерства
|
7.1.3
|
Факторы формирования лидерства
|
7.1.4
|
Делегирование полномочий
|
7.1.5
|
Технологии командообразования
|
7.1.6
|
Управление отношениями и общением
|
7.1.7
|
Тайм-менеджмент
|
7.1.8
|
Имиджелогия
|
7.1.9
|
Культура делового общения
|
7.1.10
|
Кросс-культурный менеджмент
|
7.1.11
|
Корпоративная культура
|
24. Учебный модуль 8 "Психология":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
8.1
|
Конфликтология
|
8.1.1
|
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
|
8.1.2
|
Прогнозирование и профилактика конфликтов
|
8.1.3
|
Технология предупреждения конфликтов. Практика разрешения конфликтов
|
8.2
|
Психология
|
8.2.1
|
Психология межличностных взаимодействий
|
8.2.2
|
Социальная психология общения
|
8.2.3
|
Психология взаимоотношений
|
8.2.4
|
Психология стресса, развитие стрессоустойчивости
|
8.2.5
|
Основы медицинской этики и деонтологии
|
25. Учебный модуль 9 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме":
Код
|
Наименование разделов, тем
|
9.1
|
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
|
9.1.1
|
Выявление состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
|
9.1.2
|
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни пациенту
|
9.1.3
|
Применение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме
|
VI. Организационно-педагогические условия
и иные условия реализации
26. При организации и проведении обучения по Программе необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- условия для практической подготовки обучающихся <16>. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;
--------------------------------
<16> Части 4 и 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ.
- симуляционное оборудование;
- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.
27. Реализация Программы осуществляется с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.
На занятиях ОСК могут использоваться виртуальные тренажеры с использованием моделируемых управленческих решений.
ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов.
28. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" <17>, и профессиональным стандартам.
--------------------------------
<17> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72453).
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.
29. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, устанавливаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации <18>.
--------------------------------
<18> Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
VII. Формы аттестации
30. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
31. Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.
32. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с планируемыми результатами обучения.
33. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после освоения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.
VIII. Примеры оценочных материалов
34. Примеры тестовых заданий:
"1. Зная среднегодовую численность населения и число заболеваний с впервые в жизни установленным диагнозом, можно вычислить:
А. первичную заболеваемость
Б. общую заболеваемость
В. заболеваемость, повлекшую временную утрату трудоспособности
Г. заболеваемость инфекционными болезнями
2. Для расчета общей заболеваемости необходимы данные о среднегодовой численности населения и числе всех заболеваний:
А. зарегистрированных в данном году
Б. зарегистрированных впервые в жизни в данном году
В. выявленных при медицинских осмотрах
Г. выявленных у населения трудоспособного возраста
3. Зная среднегодовую численность населения и число всех заболеваний, зарегистрированных в данном году, можно вычислить:
А. общую заболеваемость
Б. первичную заболеваемость
В. заболеваемость с временной утратой трудоспособности
Г. заболеваемость инфекционными болезнями
4. Расхождением клинического и патологоанатомического диагнозов считается:
А. несовпадение нозологической единицы в рубрике основного заболевания
Б. различные формулировки в рубрике сопутствующих заболеваний
В. несовпадение очередности конкурирующих заболеваний в рубрике основного заболевания
Г. гиподиагностика смертельного осложнения при совпадении основного диагноза
5. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при отказе одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего пациента от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в:
А. суд
Б. прокуратуру
В. полицию
Г. следственный комитет
6. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за нецелевое использование средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи, медицинская организация уплачивает штраф:
А. в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования
Б. на резервный счет Росздравнадзора
В. на расчетный счет медицинской организации
Г. в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования
7. Страховая медицинская организация проводит ____________ экспертизу.
А. медико-экономическую
Б. судебно-психиатрическую
В. военно-медицинскую
Г. медико-социальную
8. Продолжительность работы по совместительству медицинских работников в течение месяца не должна превышать:
А. половины месячной нормы рабочего времени
Б. целой месячной нормы рабочего времени
В. трети месячной нормы рабочего времени
Г. двух месячных норм рабочего времени
9. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при:
А. угрозе распространения инфекционных заболеваний
Б. проведении профилактического медицинского осмотра
В. трансплантации органов и тканей от живого донора
Г. назначении страховой пенсии по инвалидности
10. Целью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является:
А. обеспечения прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи
Б. рациональное использование бюджетных средств
В. строгое соблюдение стандартов медицинской помощи
Г. снижение затрат на здравоохранение".
Правильные ответы:
Вопрос
|
Ответ
|
Вопрос
|
Ответ
|
1
|
А
|
6
|
А
|
2
|
А
|
7
|
А
|
3
|
А
|
8
|
А
|
4
|
А
|
9
|
А
|
5
|
А
|
10
|
А
|
35. Примеры ситуационных задач: "Задача N 1.
В медицинскую организацию поступило письменное обращение от гражданина В. Его супруге было проведено искусственное прерывание беременности по желанию женщины на сроке восемь недель. Суть претензии состоит в том, что лечащий врач не спросил согласия супруга на проведение операции по прерыванию беременности, тем самым были нарушены его права на отцовство.
Задание: Составьте обоснованный ответ на обращение.
Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве.
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до двенадцати недель.
Таким образом, претензия является необоснованной, согласие супруга на прерывание беременности законодательством не предусмотрено.
Задача N 2.
В детскую поликлинику обратилась бабушка с внуком 7-ми лет для проведения вакцинации. Лечащий врач настоял на присутствии одного из родителей для оформления информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи. Бабушка, не являясь законным представителем ребенка, обратилась с жалобой к главному врачу поликлиники. Суть претензии: бабушка является близким родственником и может давать согласие на оказание медицинской помощи внуку.
Задание: Составьте обоснованный ответ на обращение.
Ответ: Согласно положениям положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 указанного федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство.
В данном случае бабушка не является законным представителем и неправомочна давать информированное добровольное согласие на оказание медицинской помощи внуку.
Задача N 3.
Несмотря на решение врачебной комиссии, пациент отказывается от направления на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) без объяснения причин и просит о продлении листка нетрудоспособности.
Задание: Обоснуйте правильное решение в отношении просьбы пациента.
Ответ: В соответствии с положениями приказа Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации", при отказе гражданина от направления на МСЭ или неявке без уважительных причин в назначенный срок на МСЭ листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа от направления на МСЭ или неявки на МСЭ; сведения об этом указываются в листке нетрудоспособности и в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Таким образом, просьба пациента о продлении листка нетрудоспособности не является правомочной. Листок нетрудоспособности закрывается с заполнением строки "Иное", с кодом "35-отказ от проведения медико-социальной экспертизы" и выдается на руки пациенту.".