См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 марта 2021 г. N 233

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЗДОРОВЬЮ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 10.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 января 2020 г. N 9 "Об утверждении Положения о Департаменте организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации".

Министр
М.А.МУРАШКО

Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 23 марта 2021 г. N 233

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЗДОРОВЬЮ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - Департамент, Министерство) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию по следующим вопросам:

1.1. Организация оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

1.2. Реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

1.3. Организация оказания первой помощи.

1.4. Координация деятельности службы крови.

1.5. Организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, имеющих лицензию на заготовку, хранение донорской крови и (или) ее компонентов.

1.6. Организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации и развития физической культуры и массового спорта (в части выработки и реализации государственной политики).

1.7. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов).

1.8. Организация работы в области радиационной безопасности населения и реализации полномочий Министерства как государственного органа управления использованием атомной энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.9. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности населения Российской Федерации.

1.10. Организация профилактики и оказания медицинской помощи взрослым при инфекционных заболеваниях, в том числе ВИЧ-инфекции и иных социально значимых инфекционных заболеваниях.

1.11. Организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

1.12. Организация медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

2. Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляют заместители Министра здравоохранения Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между руководством Министерства, утвержденным приказом Министерства.

3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству организациями, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - федеральная служба), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - государственный внебюджетный фонд), деятельность которого координирует Министерство, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.

5. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы.

II. Задачи Департамента

6. Основными задачами Департамента являются:

6.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

6.2. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности федеральной службы и координации деятельности государственного внебюджетного фонда по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

6.3. Обеспечение деятельности постоянно действующего органа управления Всероссийской службой медицины катастроф.

6.4. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

6.5. Обеспечение осуществления функции государственного заказчика-координатора и заказчика федеральных целевых программ и ответственного исполнителя и/или соисполнителя или участника государственных программ Российской Федерации по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

III. Функции Департамента

7. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:

7.1. Вырабатывает предложения по определению государственной политики в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.2. Выполняет функции постоянно действующего органа управления Всероссийской службой медицины катастроф.

7.3. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей.

7.4. Участвует в подготовке или подготавливает проекты программных документов Правительства Российской Федерации, готовит предложения по государственным программам, федеральным целевым и ведомственным программам по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.5. Готовит предложения к проекту плана заседаний Правительства Российской Федерации и в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

7.6. Разрабатывает, участвует в разработке и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также разрабатывает, участвует в разработке нормативных правовых актов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.7. Разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства.

7.8. Организует работу Министерства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за исключением вопросов сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов.

7.9. Организует межведомственное взаимодействие в области химической и биологической безопасности населения Российской Федерации;

7.10. Организует реализацию мероприятий, направленных на обеспечение химической и биологической безопасности.

7.11. Участвует в реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 97.

7.12. Организует реализацию Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2045-р.

7.13. Осуществляет государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.14. Организует ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра.

7.15. Организует деятельность межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

7.16. Осуществляет регулирование вопросов организации скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи.

7.17. Организует оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации пострадавших и больных.

7.18. Обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

7.19. Координирует деятельность службы крови, за исключением отношений, возникающих в связи с обращением лекарственных средств в данной области.

7.20. Обеспечивает установление, мониторинг, контроль выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства, имеющими лицензию на выполнение работ по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и (или) ее компонентов для клинического использования.

7.21. Организует предварительное рассмотрение именных списков доноров, представляемых к награждению нагрудным знаком "Почетный донор России" субъектами Российской Федерации,

7.22. Осуществляет мероприятия по организации медико-биологического и медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации и развития физической культуры и массового спорта.

7.23. Осуществляет разработку перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи.

7.24. Осуществляет работу по профилактике и оказанию медицинской помощи при инфекционных заболеваниях у взрослых, в том числе ВИЧ-инфекции и иных социально значимых инфекционных заболеваний.

7.25. Осуществляет актуализацию национального календаря профилактических прививок (для взрослого населения) и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

7.26. Рассматривает документы по предложениям оказания гуманитарной помощи лекарственными препаратами и по итогам выдает разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) и помощи при чрезвычайных ситуациях.

7.27. Осуществляет выдачу подтверждений целевого назначения наркотических лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях.

7.28. Участвует в работе Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

7.29. Участвует в формировании государственного материального резерва иммунобиологических препаратов.

7.30. Участвует в формировании резерва материальных ресурсов Министерства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.31. Принимает решения об использовании (выпуске) медицинских ресурсов Министерства для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в части их освежения и (или) замены.

7.32. Организует работу по формированию и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в сфере здравоохранения.

7.33. Организует работу по профилактике терроризма, выполнению требований к антитеррористической защищенности в организациях, подведомственных Министерству.

7.34. Организует работу по координации и контролю деятельности федеральной службы, территориальных органов федеральной службы и организаций, находящихся в ведении федеральной службы, по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

7.35. Организует методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

7.36. Организует работу по установлению требований к организации деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов по заготовке, хранению, транспортировке донорской крови и (или) ее компонентов.

7.37. Организует работу по установлению порядка по организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".

7.38. Осуществляет подготовку предложений об изъятии у соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими указанного переданного полномочия.

7.39. Разрабатывает требования к работам и услугам, составляющим медицинскую деятельность, представляющим потенциальную опасность для человека, включая бактериологию, вирусологию, инфекционные болезни, паразитологию, фтизиатрию, эпидемиологию, а также по вакцинации (проведению профилактических прививок), заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов, дезинфектологии, клинической микологии, лабораторной микологии, клинической лабораторной диагностике, лабораторной диагностике, лабораторному делу, санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, скорой медицинской помощи, лечебной физкультуре и спортивной медицине (в части спортивной медицины), трансфузиологии, энтомологии и по другим вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

7.40. Разрабатывает порядок и формы учета выявления и регистрации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи.

7.41. Разрабатывает порядок диагностики состояния микробиоты и осуществления мер по сохранению или восстановлению нормальной микробиоты у человека.

7.42. Организует работу по подготовке клинических рекомендаций для возрастной категории "взрослые" по заболеваниям и/или состояниям по профилю "инфекционные болезни".

7.43. Организует работу по подготовке стандартов медицинской помощи для возрастной категории "взрослые" по заболеваниям и/или состояниям по профилю "инфекционные болезни", а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в том числе в случае необходимости по вопросам скорой медицинской помощи.

7.44. Готовит или участвует в подготовке совместно со структурными подразделениями Министерства заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также заключений на проекты иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство, и участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения.

7.45. Обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в случае необходимости готовит соответствующие предложения по совершенствованию законодательства.

7.46. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

7.47. Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.48. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях.

7.49. Осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы, сенаторов Российской Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.50. Дает структурным подразделениям Министерства разъяснения по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы.

7.51. Готовит в рамках компетенции совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения в целях реализации функций Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций.

7.52. Готовит в рамках компетенции совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных Министерству организаций, федеральной службы по проекту федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этого бюджета.

7.53. По вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, готовит проекты поручений федеральной службе, а также государственному внебюджетному фонду и контролирует их исполнение.

7.54. Осуществляет совместно с заинтересованными департаментами предварительное рассмотрение ежегодных планов работы и показателей деятельности федеральной службы, а также отчетов об их исполнении в части вопросов, определенных в пункте 1 настоящего Положения, для представления Министру для последующего утверждения.

7.55. Запрашивает информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у подведомственных Министерству организаций, федеральной службы, у органов и организаций, подведомственных федеральной службе, а также у государственного внебюджетного фонда в установленном порядке.

7.56. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предварительное рассмотрение документов и предложений, представленных в Министерство федеральной службой, а также государственным внебюджетным фондом.

7.57. Анализирует решения подведомственной Министерству федеральной службы, а также государственного внебюджетного фонда, вынесенные в отношении вопросов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, и в случае необходимости представляет Министру предложения по отмене противоречащих федеральному законодательству решений.

7.58. Совместно с заинтересованными департаментами подготавливает и представляет Министру предложения о создании, реорганизации, ликвидации и приватизации подведомственных Министерству организаций, федеральной службы.

7.59. Принимает участие в подготовке предложений в проект государственного задания для подведомственных Министерству организаций.

7.60. Осуществляет координацию и оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.61. Совместно с Отделом по защите государственной тайны обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции.

7.62. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по организации и ведению делопроизводства, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента.

7.63. Участвует в установленном порядке в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд от имени Российской Федерации в установленной сфере деятельности в целях выполнения Министерством возложенных на него функций.

7.64. Участвует в реализации на территории Российской Федерации международных проектов и программ в сфере охраны здоровья по компетенции Департамента.

7.65. Направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве.

7.66. Готовит в установленном порядке предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание.

7.67. Готовит предложения по вопросу утверждения служебного распорядка, административного и должностных регламентов работников Департамента.

7.68. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства.

7.69. Участвует в подготовке предложений о награждении государственными и ведомственными наградами работников сферы охраны здоровья.

7.70. Готовит предложения по созданию и осуществляет организационно-методическое руководство деятельности советов, комиссий, рабочих групп и иных совещательных, координационных и иных органов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.71. Принимает участие в осуществляемой Министерством международной деятельности, в том числе в ежегодных международных встречах по подготовке к проведению массовых мероприятий (фестивали, спортивные мероприятия).

7.72. Представляет Министерство по работе в реализации в Российской Федерации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.

7.73. Организует работу по присоединению Российской Федерации к международным договорам в области трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов:

Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии;

Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии;

Нагойско - Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности.

7.74. Подготавливает предложения в Правовой департамент для судебных заседаний, в случае оспаривания нормативных правовых актов по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

7.75. Осуществляет прием граждан по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в соответствии с графиком, установленным в Министерстве.

7.76. Подготавливает предложения по организации проверок деятельности подведомственной Министерству федеральной службы, государственного внебюджетного фонда в случаях, устанавливаемых федеральным законом, а также подведомственных Министерству организаций.

7.77. Совместно с другими департаментами Министерства принимает участие в подготовке схем размещения территориальных органов федеральной службы.

IV. Руководство Департамента

8. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром.

9. Директор Департамента:

9.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также состояние исполнительской дисциплины.

9.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.3. Представляет для утверждения Министру проект положения о Департаменте.

9.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах.

9.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.6. По поручению Министра и его заместителей участвует в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.7. По поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство.

9.8. Направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в межведомственных рабочих группах, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения.

9.9. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, визирует указанные проекты и экспертные заключения на них.

9.10. Визирует и подписывает проекты служебных документов.

9.11. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение.

9.12. Утверждает положения об отделах Департамента.

9.13. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о графике отпусков работников Департамента, о повышении квалификации, поощрении сотрудников, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента и наложении на них взысканий.

9.14. Представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации.

9.15. Требует от гражданского служащего дачу объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания.

9.16. Участвует в работе по профессиональной подготовке сотрудников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке.

8.17. Дает поручения сотрудникам Департамента.

8.18. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и заместителей Министра, осуществляющих соответствующую координацию и контроль деятельности Департамента.

10. Заместители директора Департамента:

10.1. Обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями и их должностными регламентами.

10.2. Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) в пределах своей компетенции по поручению директора Департамента.

10.3. В случае временного отсутствия директора Департамента один из заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.

11. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностных регламентах, служебном контракте.