См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 января 2015 г. N 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909, N 29, ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53, ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49, ст. 6396, N 52, ст. 7137; 2014, N 26, ст. 3515, N 50, ст. 7054), приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте развития законодательства.

Министр
А.В.КОНОВАЛОВ

Утверждено
приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 16

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

I. Общие положения

1. Департамент развития законодательства (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Департамента являются:

1) организация и осуществление мониторинга правоприменения, обобщения, анализа, изучения и экспертной оценки информации о состоянии законодательства и правоприменительной практики, выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

2) участие в пределах своих полномочий в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Минюста России;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участия Российской Федерации в деятельности Рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, включая организацию прохождения процедуры мониторинга соблюдения Российской Федерацией Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.;

5) обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сфере выполнения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также международных договоров, заключенных в рамках Евразийского экономического союза;

6) обеспечение в пределах полномочий Минюста России правовой защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах (за исключением Европейского Суда по правам человека).

4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.

5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами, федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, а также с другими федеральными органами исполнительной власти.

II. Полномочия

6. Департамент осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;

3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

5) организует обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой деятельности;

6) в пределах компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

7) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

8) проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

9) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

10) проводит антикоррупционную экспертизу проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

11) осуществляет проверку правовых заключений Минюста России по законопроектам, представляемым на рассмотрение Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, на предмет соответствия нормативным правовым актам, регулирующим законопроектную деятельность;

12) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

13) участвует в подготовке предложений о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

14) обобщает практику подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

15) организует в Минюсте России обобщение, анализ, изучение и экспертную оценку информации о состоянии законодательства и правоприменительной практики, выработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

16) обеспечивает ежегодную разработку проекта плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

17) обеспечивает ежегодную подготовку проекта доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

18) осуществляет методическое обеспечение мониторинга правоприменения;

19) осуществляет мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в целях своевременного принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности Минюста России в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

20) обеспечивает взаимодействие по вопросам осуществления мониторинга правоприменения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Счетной палатой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, государственными корпорациями, фондами и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федерального закона;

21) осуществляет организационное обеспечение деятельности Экспертного совета при Минюсте России по мониторингу правоприменения в Российской Федерации;

22) обеспечивает участие и взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных и иных некоммерческих организаций, научных и образовательных организаций, иных организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Минюстом России в процессе мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

23) координирует деятельность по мониторингу правоприменения структурных подразделений Минюста России, территориальных органов Минюста России, федеральных бюджетных учреждений Минюста России, а также обеспечивает координацию деятельности по мониторингу правоприменения, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

24) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также структурных подразделений Минюста России по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации, ежегодно формирует проект плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации, а также обеспечивает подготовку проекта доклада Президенту Российской Федерации о результатах этой работы;

25) организует реализацию Минюстом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти полномочий по участию Российской Федерации в деятельности Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок;

26) организует прохождение процедуры мониторинга соблюдения Российской Федерацией Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.;

27) обеспечивает в пределах полномочий Минюста России или участвует в обеспечении правовой защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах (за исключением Европейского Суда по правам человека);

28) обеспечивает реализацию полномочия Минюста России на обращение в Суд Евразийского экономического союза от имени Российской Федерации;

29) в пределах компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;

30) в пределах компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России;

31) в пределах компетенции организует разработку и внедрение программного обеспечения для осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

32) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

33) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.

III. Организация деятельности

7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.

Директор Департамента подчиняется Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр), а также заместителю Министра, курирующему Департамент.

Директор Департамента осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности и служебной дисциплины.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по его представлению.

8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий директор:

1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;

2) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции Департамента рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Минюста России и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное их рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента, а также полноту и законность принятых по ним решений;

3) взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России;

4) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами и федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, а также со структурными подразделениями других органов исполнительной власти;

5) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Минюста России;

6) обеспечивает рассмотрение поступивших в Минюст России проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;

7) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности иных федеральных государственных гражданских служащих Департамента, участвует в подготовке должностных регламентов;

8) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением федеральными государственными гражданскими служащими Департамента федеральной государственной гражданской службы, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, о временном исполнении обязанностей, направлении на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, в том числе за рубеж, присвоении федеральным государственным гражданским служащим классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и о направлении в служебные командировки;

9) привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;

10) на основании выданных в установленном порядке доверенностей подписывает от имени Минюста России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера;

11) проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций) по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

12) в установленном порядке утверждает положения об отделах Департамента;

13) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;

14) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами и федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

15) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;

16) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

17) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Минюста России, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Минюста России и поручениями Министра и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).

9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.

Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента.

10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.

11. В случае отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из его заместителей.

12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.

13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.