См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 августа 2011 г. N 298

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ВОПРОСАМ

ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУДЕБНОЙ СИСТЕМОЙ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927; ст. 2930), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 65 "Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой".

Министр

А.В.КОНОВАЛОВ

Утверждено

Приказом

Министерства юстиции

Российской Федерации

от 26 августа 2011 г. N 298

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ВОПРОСАМ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУДЕБНОЙ СИСТЕМОЙ

I. Общие положения

1. Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Департамента являются обеспечение реализации Минюстом России полномочий по:

1) выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

- адвокатуры;

- нотариата;

- государственной регистрации актов гражданского состояния;

- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

- судебно-экспертной деятельности;

2) обеспечению в пределах своих полномочий в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании;

3) обеспечению в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организации и осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) координации деятельности органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь и осуществляющих правовое просвещение населения;

6) осуществлению организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

7) обеспечению в пределах своих полномочий функции по правовому просвещению.

4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.

5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России и учреждениями Минюста России, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

II. Полномочия

6. Департамент осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

2) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

3) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

4) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

5) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в том числе проекты нормативных правовых актов Минюста России, утверждающих формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката, порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, порядок ведения реестра адвокатов, иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

6) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;

7) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России, государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России;

8) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

9) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

10) проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

11) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

12) проводит антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

13) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по согласованию назначения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

14) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проект представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;

15) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении и приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

16) в рамках своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;

17) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

18) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;

19) ведет реестры государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, экспертов-техников; предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанных реестрах;

20) организует и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

21) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

22) организует и осуществляет работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

23) организует работу по осуществлению территориальными органами Минюста России функции по наделению на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

24) организует работу по выдаче территориальными органами Минюста России лицензий на право нотариальной деятельности;

25) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

26) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:

определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

изменения территории деятельности нотариуса;

учреждения и ликвидации должности нотариуса;

27) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

28) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

29) разрабатывает и представляет для утверждения Министру юстиции Российской Федерации:

формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения;

формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния либо их отсутствие;

образцы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

30) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

31) контролирует осуществление полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния;

32) организует и осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и готовит проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

33) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации; организует и осуществляет контроль за данным видом деятельности территориальных органов Минюста России;

34) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральным архивным агентством правил передачи в государственные архивы актовых книг, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг;

35) по поручению руководства Минюста России направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации;

36) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

37) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей начальников судебно-экспертных учреждений Минюста России и государственных юридических бюро, а также об их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности;

38) вносит в установленном порядке предложения по обеспечению деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России и государственных юридических бюро;

39) выдает свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников;

40) разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции Российской Федерации проекты уставов государственных юридических бюро, а также проекты приказов Минюста России о внесении изменений в них;

41) рассматривает и согласовывает в установленном порядке проекты структур и штатных расписаний государственных юридических бюро, а также изменений в них;

42) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;

43) обобщает практику деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование;

44) проводит проверки деятельности территориальных органов Минюста России, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

45) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;

46) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России;

47) организует и осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

48) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных, юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России;

49) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;

50) осуществляет в установленном порядке рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

51) организует подготовку и проведение Петербургского международного юридического форума, в том числе взаимодействует с Министерством иностранных дел Российской Федерации, иными органами государственной власти Российской Федерации, посольствами иностранных государств по вопросам проведения Петербургского международного юридического форума;

52) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.

III. Организация деятельности

7. Департамент возглавляет директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.

Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.

Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора.

8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:

1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;

2) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Минюста России и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение гражданскими служащими Департамента, а также полноту и законность принятых по ним решений;

3) взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России;

4) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами Минюста России и учреждениями Минюста России, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Минюста России;

6) обеспечивает рассмотрение поступивших в Минюст России проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;

7) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности иных гражданских служащих Департамента, участвует в подготовке должностных регламентов;

8) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением гражданскими служащими Департамента федеральной государственной гражданской службы, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, о временном исполнении обязанностей, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубеж, присвоении гражданским служащим классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и о направлении в служебные командировки;

9) привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;

10) на основании выданных в установленном порядке доверенностей подписывает от имени Минюста России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера;

11) проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций), семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

12) в установленном порядке утверждает положения об отделах Департамента;

13) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;

14) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и учреждениями Минюста России, со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

15) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;

16) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Минюста России, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Минюста России и поручениями Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).

9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.

Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для гражданских служащих Департамента.

10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.

11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.

12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.

13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области