См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 февраля 2020 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНЮСТА РОССИИ
ПРОВЕРКИ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии со статьей 33.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4178) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.
2. Признать утратившим силу приказ Минюста России от 22.01.2016 N 13 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов" (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2016, регистрационный N 40870).
Министр
К.А.ЧУЙЧЕНКО
Утвержден
приказом Минюста России
от 7 февраля 2020 г. N 15
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНЮСТА РОССИИ
ПРОВЕРКИ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
I. Общие положения
1. Территориальный орган Минюста России на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления, указанных в части четвертой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 <*> (далее - Основы, должностные лица местного самоуправления соответственно), проводит проверку в соответствии с настоящим Порядком (далее - внеплановая проверка).
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4128.
2. Внеплановые проверки проводятся для предотвращения нарушения прав граждан и организаций, обращающихся за совершением нотариальных действий к должностным лицам местного самоуправления, в целях организации работы по совершению нотариальных действий.
3. Предметом внеплановой проверки является:
1) соблюдение органами местного самоуправления требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
2) соблюдение должностными лицами местного самоуправления требований Основ о круге лиц, для которых они имеют право совершать нотариальные действия;
3) организация работы по совершению нотариальных действий;
4) исполнение должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;
5) соблюдение должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий <**>.
--------------------------------
<**> Часть вторая статьи 33.1 Основ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4128).
II. Виды и основания проведения внеплановой проверки
4. Основанием проведения внеплановой проверки является поступившая в территориальный орган Минюста России информация о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления, содержащаяся в:
обращениях физических и юридических лиц, поступивших в территориальный орган Минюста России;
публикациях в средствах массовой информации;
запросах Минюста России, обращениях и запросах других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры <*>.
--------------------------------
<*> Абзац второй части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822).
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в территориальный орган Минюста России, а также обращения, не содержащие информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
5. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
III. Принятие решения о проведении внеплановой
проверки и его согласование с прокуратурой субъекта
Российской Федерации
6. Решение о проведении внеплановой проверки принимается не позднее пяти рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Минюста России информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления.
Указанное решение принимается начальником территориального органа Минюста России в виде распоряжения и согласовывается с прокуратурой субъекта Российской Федерации по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, подлежащих внеплановой проверке (далее - прокуратура).
В распоряжении территориального органа Минюста России о проведении внеплановой проверки указывается:
1) наименование органа местного самоуправления и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица местного самоуправления, в отношении которого проводится внеплановая проверка;
2) место нахождения органа местного самоуправления;
3) наименование территориального органа Минюста России, проводящего внеплановую проверку;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение внеплановой проверки;
5) цель проведения внеплановой проверки;
6) основание проведения внеплановой проверки;
7) предмет внеплановой проверки;
8) срок проведения внеплановой проверки;
9) даты начала и окончания проведения внеплановой проверки;
10) перечень мероприятий, связанных с проведением внеплановой проверки, примерный перечень документов, подлежащих представлению в ходе внеплановой проверки.
7. Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания распоряжения о проведении внеплановой проверки, территориальным органом Минюста России направляется в прокуратуру письмо о согласовании проведения внеплановой проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).
IV. Проведение внеплановой проверки
8. Не позднее одного рабочего дня со дня получения письма о согласовании прокуратурой проведения внеплановой проверки должностное лицо территориального органа Минюста России запрашивает документы и сведения у должностного лица местного самоуправления.
Запрос направляется территориальным органом Минюста России почтовой связью и (или) по электронной почте в адрес органа местного самоуправления.
Указанные в запросе документы представляются в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса о представлении документов и сведений в территориальный орган Минюста России по электронной почте и (или) почтовой связью в виде копий документов, заверенных оттиском печати и подписью соответствующего должностного лица местного самоуправления.
Внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Минюста России в течение сорока календарных дней со дня истребования документов и сведений, указанных в запросе территориального органа Минюста России. В случае, если в течение срока проверки истребуемые документы не представлены органом местного самоуправления, территориальный орган Минюста России решает вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц местного самоуправления, не представивших документы по его требованию, при этом повторно запрашивает необходимые для проведения проверки документы или принимает решение о проведении внеплановой выездной проверки. В случае повторного запроса проверка продляется на сорок дней решением руководителя территориального органа Минюста России.
9. Если при внеплановой документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в находящихся в распоряжении территориального органа Минюста России документах, проводится внеплановая выездная проверка.
Внеплановая выездная проверка проводится по месту совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.
О проведении внеплановой выездной проверки орган местного самоуправления уведомляется территориальным органом Минюста России не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая выездная проверка начинается с предъявления служебных удостоверений должностными лицами территориального органа Минюста России и обязательного ознакомления соответствующего должностного лица местного самоуправления с распоряжением территориального органа Минюста России о проведении внеплановой выездной проверки.
Должностное лицо местного самоуправления обязано представить должностным лицам территориального органа Минюста России, проводящим внеплановую выездную проверку, документы (в том числе в электронной форме), связанные с целями, задачами и предметом ее проведения.
При проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо местного самоуправления обязано обеспечить доступ должностных лиц территориального органа Минюста России, проводящих внеплановую выездную проверку, на территорию, используемую для совершения нотариальных действий.
Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней.
10. При проведении внеплановой проверки территориальный орган Минюста России не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету внеплановой проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены территориальным органом Минюста России от иных органов государственной власти и местного самоуправления.
V. Решения, принимаемые по результатам внеплановой проверки
11. По результатам внеплановой проверки в течение трех рабочих дней со дня ее окончания составляется справка, которая подписывается должностным лицом территориального органа Минюста России, проводившим внеплановую проверку.
12. В течение трех рабочих дней после подписания справки на основании фактов, содержащихся в справке, начальник территориального органа Минюста России вправе:
1) вынести должностному лицу местного самоуправления предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации (далее - предписание) с указанием разумного срока для устранения выявленных нарушений;
2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий (далее - представление) с указанием срока для его исполнения, но не более одного месяца со дня вынесения;
3) направить должностному лицу местного самоуправления рекомендации по улучшению деятельности, связанной с совершением нотариальных действий (далее - рекомендации) <*>.
--------------------------------
<*> Часть третья статьи 33.1 Основ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4128).
13. Предписание, представление, рекомендации начальника территориального органа Минюста России незамедлительно направляются в соответствующий орган местного самоуправления.
Копии предписания, представления, рекомендаций начальника территориального органа Минюста России направляются в течение пяти рабочих дней со дня их принятия в прокуратуру, принявшую решение о согласовании проведения внеплановой проверки.
Сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц направляются органом местного самоуправления в территориальный орган Минюста России не позднее пяти рабочих дней со дня исполнения предписания или представления и не позднее двадцати рабочих дней со дня выдачи рекомендаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
В случае невыполнения законных требований территориального органа Минюста России при проведении проверки либо невыполнения предписания или представления территориального органа Минюста России должностное лицо местного самоуправления несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Часть четвертая статьи 33.1 Основ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4128).
Информация о результатах проведенной внеплановой проверки (наименование органа местного самоуправления, дата проведения внеплановой проверки, выявленные нарушения, предписание с указанием сроков устранения нарушений, рекомендации) в течение одного месяца после ее завершения размещается на официальном сайте территориального органа Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Не подлежат размещению на официальном сайте территориального органа Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о лицах, обращения которых послужили основанием для проведения внеплановой проверки.
Информация о внеплановой проверке деятельности должностных лиц местного самоуправления, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации <**>.
--------------------------------
<**> Часть 2.7 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 9, ст. 1274).
Приложение
к Порядку проведения территориальными
органами Минюста России
проверки совершения нотариальных
действий должностными лицами
местного самоуправления
Рекомендуемый образец
О СОГЛАСОВАНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ
|
О согласовании проведения внеплановой проверки
|
||
(наименование прокуратуры субъекта Российской Федерации)
|
На основании статьи 33.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) и статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" просим согласовать проведение внеплановой проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, имеющими право совершать нотариальные действия в соответствии с частью четвертой статьи 1 Основ, в отношении
|
||
(фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, имеющего право совершать нотариальные действия)
|
||
(наименование, адрес органа местного самоуправления, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, имеющее право совершать нотариальные действия)
|
||
Предмет и основание проведения внеплановой проверки:
|
||
(ссылка на соответствующую норму Основ)
|
||
Дата начала проведения внеплановой проверки
|
"__" ____________ 20__ г.
|
|
Приложение:
|
||
(копия распоряжения территориального органа Минюста России о проведении внеплановой проверки, документы, являющиеся основанием проведения внеплановой проверки)
|
Начальник территориального органа Минюста России
|
||||
(подпись)
|
(расшифровка подписи)
|