См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 июня 2006 г. N 241

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ

В целях оптимизации экспертного производство и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:

Утвердить:

нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 1);

Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Приложение 2).

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение 1
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241

НОРМЫ
ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│            Роды (виды) экспертиз            │    Затраты времени на     │
│                                             │    производство одной     │
│                                             │  экспертизы (количество   │
│                                             │  часов) в зависимости от  │
│                                             │категории ее сложности <*> │
│                                             │         (1, 2, 3)         │
│                                             ├─────────┬───────┬─────────┤
│                                             │    1    │   2   │    3    │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Почерковедческая                             │   16    │  38   │    95   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Автороведческая                              │   16    │  38   │    95   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Техническая экспертиза документов            │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│реквизитов документов                        │   21    │  45   │    95   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│материалов документов                        │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Фототехническая                              │   22    │  45   │    95   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Портретная                                   │   22    │  45   │    95   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Трасологическая                              │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│следов человека                              │   16    │  45   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│следов орудий, инструментов, механизмов      │   16    │  45   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│следов транспортных средств (транспортно-    │   28    │  57   │   115   │
│трасологическая идентификация)               │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Видео- и звукозаписей                        │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│голоса и звучащей речи                       │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│звуковой среды, условий, средств, материалов │   28    │  57   │   115   │
│и следов звукозаписей                        │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│видеоизображений, условий, средств,          │   28    │  57   │   115   │
│материалов и следов видеозаписей             │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Оружия и следов выстрела                     │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│огнестрельного оружия и патронов к нему      │   19    │  38   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│следов и обстоятельств выстрела              │   19    │  38   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│холодного оружия                             │   11    │  32   │    67   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Маркировочных обозначений                    │   11    │  32   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Взрывотехническая                            │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│взрывчатых веществ, продуктов и следов их    │   28    │  57   │   115   │
│взрыва                                       │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│боеприпасов, взрывных устройств и следов их  │   28    │  57   │   115   │
│взрыва                                       │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Материалов, веществ и изделий                │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│волокнистых материалов и изделий из них      │   22    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│лакокрасочных материалов и покрытий          │   22    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов │   22    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│изделий из металлов и сплавов                │   22    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│наркотических средств, психотропных веществ  │   28    │  38   │   115   │
│и их прекурсоров, сильнодействующих и        │         │       │         │
│ядовитых веществ, лекарственных средств      │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│изделий из стекла и керамики, силикатных     │   22    │  57   │   115   │
│строительных материалов                      │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│спиртосодержащих жидкостей                   │   19    │  38   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│изделий из резины, пластмасс и других        │   22    │  38   │   115   │
│полимерных материалов                        │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│автомобильных электроламп                    │   22    │  38   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│изделий парфюмерной промышленности           │   22    │  38   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│драгоценных, полудрагоценных камней,         │   22    │  38   │   115   │
│минералов и горных пород                     │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│веществ неустановленной природы              │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Почвоведческая                               │   19    │  38   │    67   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Биологическая                                │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│объектов растительного происхождения         │   16    │  32   │    67   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│объектов животного происхождения             │   16    │  32   │    67   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Автотехническая                              │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│обстоятельств дорожно-транспортного          │   22    │  38   │    77   │
│происшествия                                 │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│технического состояния транспортных средств  │   22    │  38   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│следов на транспортных средствах и месте     │   22    │  38   │    77   │
│дорожно-транспортного происшествия           │         │       │         │
│(транспортно-трасологическая диагностика)    │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│технического состояния дороги, дорожных      │   22    │  38   │    77   │
│условий на месте дорожно-транспортного       │         │       │         │
│происшествия                                 │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│транспортных средств в целях определения     │   10    │  32   │    67   │
│стоимости восстановительного ремонта и       │         │       │         │
│остаточной стоимости                         │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Пожарно-техническая                          │   22    │  38   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Взрывотехнологическая                        │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Строительно-техническая                      │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Бухгалтерская                                │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Финансово-экономическая                      │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Товароведческая                              │         │       │         │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│промышленных (непродовольственных) товаров   │   16    │  32   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│продовольственных товаров                    │    -    │   -   │    -    │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│транспортных средств                         │    4    │  32   │    67   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Психологическая                              │   19    │  38   │    77   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Компьютерно-техническая                      │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Экологическая                                │   28    │  57   │   115   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Электробытовой техники                       │   14    │  22   │    57   │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┤
│Лингвистическая                              │   16    │  38   │    95   │
└─────────────────────────────────────────────┴─────────┴───────┴─────────┘

--------------------------------

<*> В таблице указаны максимальные затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов).

Приложение 2
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).

Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.

2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.

Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.

3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:

- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);

- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);

- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;

- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;

- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;

- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.

Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).

4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:

1 - экспертизы, имеющие до трех признаков сложности;

2 - имеющие три признака сложности;

3 - имеющие четыре признака сложности.

Срок производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае согласовывается с лицом, назначившим экспертизу, с представлением обоснования, подписанного экспертом и согласованного с руководителем учреждения.

5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение им одной экспертизы соответствующей категории сложности.

При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.

6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей категории сложности):

- проверка руководителем подразделения заключения эксперта, подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;

- методическое рецензирование одного наблюдательного производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей категории сложности;

- организация и проведение школы, курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий (доля участия каждого специалиста определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);

- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой категории сложности за каждый день стажировки;

- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5 экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;

- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;

- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;

- подготовка отзыва на работу научного и методического характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы третьей категории сложности; на другие методические материалы - 0,3 экспертизы второй категории сложности;

- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1 экспертиза третьей категории сложности;

- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы соответствующей категории сложности;

- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2 экспертизы первой категории сложности;

- оказание методической помощи и проверка состояния практики производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза второй категории сложности за одну календарную неделю командировки;

- научное руководство темой НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- участие в выполнении промежуточного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- участие в выполнении заключительного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) с выходным материалом методического характера - 2 экспертизы третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- подготовка диссертации: кандидатской - 1 экспертиза первой категории сложности за каждый месяц; докторской - 1 экспертиза второй категории сложности за каждый месяц.