МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 сентября 2021 г. N 915

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРИНЯТИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ
БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

В целях реализации пункта 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 15, ст. 2237) и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 20, ст. 2833; 2020, N 28, ст. 4427) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.08.2016 N 401 "Об утверждении Порядка принятия Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2016 г., регистрационный N 44178).

3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
М.И.ШАДАЕВ

Утвержден
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 02.09.2021 N 915

ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ
БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

1. Настоящий Порядок принятия Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет (далее - Порядок) определяет правила принятия Минцифры России как администратором доходов федерального бюджета решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет (далее - бюджет) в соответствии с общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 20, ст. 2833; 2020, N 28, ст. 4427).

2. В соответствии со статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 15, ст. 2237) задолженность по платежам в бюджет (платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок) признается безнадежной к взысканию в случаях:

1) смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2021, N 17, ст. 2878) - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

2.1) признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной после завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

3) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

4) применения актов об амнистии или помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

5) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2014, N 11, ст. 1099), если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

6) исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2021, N 27, ст. 5182) недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете;

7) вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 27, ст. 5111).

3. В перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, входят:

а) выписка из бюджетной отчетности Минцифры России как администратора доходов бюджета об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в бюджет;

б) справка администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджет;

в) документы, подтверждающие случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе:

документ, свидетельствующий о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или подтверждающий факт объявления его умершим;

судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджет деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);

судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет;

документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджет;

документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа;

акт об амнистии или помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. В целях организации работы по признанию безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет создается комиссия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия).

5. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Минцифры России и состоит из председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, секретаря и иных членов Комиссии.

К работе Комиссии, в том числе к участию в заседаниях Комиссии, привлекаются представители структурных подразделений Минцифры России, инициировавших рассмотрение вопроса о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, для доклада по представленным на рассмотрение Комиссии документам.

При отсутствии в составе Комиссии работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях Комиссии могут приглашаться эксперты.

Члены Комиссии не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он вправе представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде до начала заседания Комиссии. Представленная позиция озвучивается на заседании Комиссии и учитывается при принятии и оформлении решения Комиссии.

Председатель Комиссии:

а) осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;

б) организует работу Комиссии;

в) назначает дату, время и место проведения заседания Комиссии;

г) утверждает план работы Комиссии;

д) утверждает повестку дня заседания Комиссии;

е) утверждает протокол заседания Комиссии;

ж) привлекает при необходимости к участию в работе Комиссии представителей структурных подразделений Минцифры России, инициировавших рассмотрение вопроса о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, для доклада по представленным на рассмотрение Комиссии документам, экспертов, обладающих специальными знаниями, не являющихся ее членами.

В отсутствие председателя его обязанности и функции осуществляет заместитель председателя.

Члены Комиссии:

а) присутствуют на заседаниях Комиссии, а при невозможности присутствовать на заседании Комиссии заблаговременно извещают об этом секретаря Комиссии;

б) вносят председателю Комиссии предложения по повестке дня заседания Комиссии;

в) представляют секретарю Комиссии материалы по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Комиссии;

г) предлагают кандидатуры лиц, не входящих в состав Комиссии, для участия в заседании Комиссии;

д) участвуют в обсуждении рассматриваемых Комиссией вопросов и выработке по ним решений;

е) подписывают протоколы заседаний Комиссии.

Секретарь Комиссии:

а) осуществляет организацию работы по подготовке заседаний Комиссии, подготавливает повестку дня заседания Комиссии и формирует, по согласованию с председателем Комиссии, список приглашенных на заседание лиц;

б) осуществляет сбор материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Комиссии;

в) заблаговременно информирует членов Комиссии и лиц, приглашенных на заседание, о повестке дня заседания, дате, месте и времени его проведения, а также направляет членам Комиссии материалы по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Комиссии;

г) ведет и оформляет протоколы заседаний Комиссии;

д) подписывает протоколы заседаний Комиссии;

е) направляет копии протоколов заседаний Комиссии ее членам в течение трех рабочих дней с момента его утверждения;

ж) направляет, в случае необходимости, выписку из протокола заседания Комиссии лицам, не входящим в состав Комиссии, но принимавшим участие в заседании Комиссии;

з) осуществляет иные действия организационно-технического характера по обеспечению деятельности Комиссии.

6. Формой деятельности Комиссии являются заседания.

Комиссия действует на постоянной основе и проводит заседания по мере необходимости.

Заседание Комиссии проводит председатель Комиссии или в его отсутствие заместитель председателя Комиссии.

Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов состава Комиссии.

Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов и подготовки проекта решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет не должен превышать четырнадцати дней.

7. По результатам рассмотрения вопроса о признании задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию Комиссия принимает путем открытого голосования простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании Комиссии, одно из следующих решений:

признать задолженность по платежам в бюджет безнадежной к взысканию;

отказать в признании задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию.

При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

В случае несогласия члена Комиссии с содержанием протокола заседания он вправе изложить особое мнение в свободной письменной форме, направив его председательствующему на заседании Комиссии. Особое мнение прилагается к протоколу заседания.

Решение Комиссии об отказе в признании задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию не препятствует повторному рассмотрению Комиссией вопроса о возможности признания данной задолженности безнадежной к взысканию.

По итогам заседания Комиссии оформляется протокол, который подписывают председательствующий на заседании Комиссии и члены Комиссии, присутствующие на заседании Комиссии, и готовится проект решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (далее - проект решения).

Проект решения оформляется актом о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - Акт) и утверждается Министром.

8. Акт должен содержать следующую информацию:

а) полное наименование организации, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика - организации (идентификационный номер налогоплательщика - физического лица);

в) сведения о платеже, по которому возникла задолженность;

г) код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается задолженность по платежам в бюджет, его наименование;

д) сумма задолженности по платежам в бюджет;

е) сумма задолженности по пеням и штрафам по соответствующим платежам в бюджет;

ж) дата принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;

з) подписи членов Комиссии.

9. Положения настоящего Порядка не распространяются на платежи, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.