См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2021 г. N 913н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ЭКСКУРСОВОД (ГИД)"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Экскурсовод (гид)".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 июня 2021 г. N 394н "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2021 г., регистрационный N 64271).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 декабря 2021 г. N 913н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ЭКСКУРСОВОД (ГИД)
162
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Предоставление экскурсионных услуг
|
04.005
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание услуг по проведению экскурсий
|
Группа занятий:
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
5113
|
Гиды
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
79.90
|
Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Вспомогательная деятельность по сопровождению при оказании экскурсионных услуг
|
3
|
Информационная и организационная поддержка экскурсовода (гида) при оказании экскурсионных услуг
|
A/01.3
|
3
|
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) в процессе экскурсионного обслуживания
|
A/02.3
|
3
|
|||
B
|
Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг
|
4
|
Прием и обработка заказов на экскурсии
|
B/01.4
|
4
|
Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии
|
B/02.4
|
4
|
|||
C
|
Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг
|
5
|
Организация экскурсий
|
C/01.5
|
5
|
Разработка программ экскурсионного обслуживания
|
C/02.5
|
5
|
|||
D
|
Оказание экскурсионных услуг
|
6
|
Разработка экскурсий
|
D/01.6
|
6
|
Сопровождение туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии
|
D/02.6
|
6
|
|||
Ознакомление туристов (экскурсантов) с объектами показа
|
D/03.6
|
6
|
|||
E
|
Организация экскурсионной деятельности
|
7
|
Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации
|
E/01.7
|
7
|
Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг
|
E/02.7
|
7
|
|||
Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации
|
E/03.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Вспомогательная деятельность по сопровождению при оказании экскурсионных услуг
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
3
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Ассистент экскурсовода (гида)
|
Требования к образованию и обучению
|
Профессиональное обучение - программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере туризма и гостеприимства
Ассистент экскурсовода (гида) выполняет трудовые действия только совместно с аттестованным экскурсоводом (гидом) и под его контролем
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Информационная и организационная поддержка экскурсовода (гида) при оказании экскурсионных услуг
|
Код
|
A/01.3
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Учет и контроль количества туристов (экскурсантов) при оказании экскурсионных услуг
|
Обеспечение туристов (экскурсантов) информационными материалами
|
|
Оказание помощи экскурсоводу в использовании и демонстрации материалов "портфеля экскурсовода"
|
|
Контроль за соблюдением туристами (экскурсантами) правил поведения на маршруте экскурсии
|
|
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при обеспечении туристов (экскурсантов) входными билетами на посещаемые объекты показа
|
|
Необходимые умения
|
Использовать документы информационно-справочного характера, необходимые для оказания экскурсионных услуг
|
Налаживать взаимодействие с туристами (экскурсантами), со структурными подразделениями экскурсионных бюро
|
|
Соблюдать правила безопасности на маршруте экскурсии
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела
|
Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские)
|
|
Туристский потенциал населенного пункта (района)
|
|
Теоретические основы экскурсионной деятельности
|
|
Этика и культура межличностного общения
|
|
Правила оказания первой помощи и обеспечения безопасности, порядок действий в чрезвычайной ситуации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) в процессе экскурсионного обслуживания
|
Код
|
A/02.3
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выполнение поручений экскурсовода информационно-справочного, технического и организационного характера
|
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при организации встречи туристов (экскурсантов) в месте сбора экскурсии
|
|
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при сопровождении туристов (экскурсантов) к объектам показа, объектам общественного питания, местам проведения культурно-зрелищных/спортивных мероприятий, средствам размещения
|
|
Оказание помощи туристам (экскурсантам) с ограниченными возможностями здоровья
|
|
Осуществление взаимодействия со структурными подразделениями экскурсионных бюро
|
|
Информирование туристов (экскурсантов) о противоэпидемических мерах
|
|
Организация, при необходимости, вызова служб экстренной помощи
|
|
Необходимые умения
|
Выполнять типовые задания экскурсовода (гида) при сопровождении туристов (экскурсантов)
|
Налаживать взаимодействие с туристами (экскурсантами), со структурными подразделениями экскурсионных бюро
|
|
Соблюдать правила безопасности на маршруте экскурсии
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела
|
Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские)
|
|
Туристский потенциал населенного пункта (района)
|
|
Теоретические основы экскурсионной деятельности
|
|
Этика и культура межличностного общения
|
|
Правила оказания первой помощи и обеспечения безопасности, порядок действий в чрезвычайной ситуации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
4
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Агент по приему и обработке заказов
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
ЕКС
|
-
|
Агент по приему заказов на экскурсии
|
ОКПДТР <3>
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
ОКСО <4>
|
5.43.02.10
|
Туризм
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Прием и обработка заказов на экскурсии
|
Код
|
B/01.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Консультирование клиентов по правилам оформления и приема заказов на экскурсионные услуги
|
Получение, учет и оформление заказов на экскурсии
|
|
Формирование экскурсионных групп в соответствии с поступившими заказами
|
|
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами
|
|
Необходимые умения
|
Предоставлять клиентам первичную информацию по вопросам реализации экскурсионных услуг
|
Принимать заказы на экскурсионные услуги
|
|
Проверять правильность оформления заказа на экскурсионные услуги
|
|
Регистрировать и редактировать данные о заказах на экскурсионные услуги и условиях их выполнения
|
|
Использовать систему электронных путевок
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела, защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты
|
Локальные нормативные акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Требования к оформлению и учету заказов на экскурсии
|
|
Порядок контроля прохождения и выполнения заказов на экскурсии
|
|
Структура и состав информации, содержащейся в электронной путевке
|
|
Технология компьютерной обработки заказов на экскурсии
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для консультирования туристов по оформлению заказов на экскурсионные услуги
|
|
Этика межкультурного и делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии
|
Код
|
B/02.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Координация работы подразделений по реализации заказов на экскурсионные услуги
|
Ведение информационной базы данных о реализуемых заказах на экскурсионные услуги
|
|
Контроль реализации заказов на экскурсионные услуги
|
|
Ведение отчетности о реализованных заказах на экскурсионные услуги
|
|
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами
|
|
Необходимые умения
|
Выявлять потребности и предпочтения туристов (экскурсантов)
|
Использовать технологии компьютерной обработки заказов на экскурсионные услуги
|
|
Работать с документами, составлять отчеты по итогам реализации заказов на экскурсионные услуги
|
|
Организовывать деятельность по хранению и обработке персональных данных
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела, защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты
|
Локальные нормативные акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Принципы работы маркетплейсов экскурсионных услуг
|
|
Требования к оформлению и учету заказов на экскурсии
|
|
Порядок контроля реализации заказов на экскурсии
|
|
Технологии компьютерной обработки заказов на экскурсии
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Организатор экскурсий
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года вспомогательной деятельности по реализации экскурсионных услуг в экскурсионных организациях
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
ЕКС
|
-
|
Организатор экскурсий
|
-
|
Переводчик (в сфере туризма)
|
|
ОКПДТР
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
27765
|
Экскурсовод
|
|
ОКСО
|
5.43.02.10
|
Туризм
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация экскурсий
|
Код
|
C/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Бронирование транспортных услуг для организации экскурсий
|
Организация питания туристов (экскурсантов)
|
|
Организация посещения объектов экскурсионного показа
|
|
Обеспечение экскурсоводов (гидов) информацией о маршрутах экскурсий
|
|
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами
|
|
Необходимые умения
|
Проводить оценку состояния рынка экскурсионных услуг
|
Составлять программы экскурсионного обслуживания
|
|
Организовывать взаимодействие с предпринимателями и организациями, предоставляющими услуги по программе экскурсионного обслуживания
|
|
Бронировать, корректировать и сопровождать заказы на услуги, входящие в программу экскурсионного обслуживания
|
|
Оформлять документацию к программам экскурсионного обслуживания
|
|
Собирать и обрабатывать отзывы туристов (экскурсантов), формировать отчеты по реализованным экскурсионным программам
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма, экскурсионного дела и защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты
|
Локальные нормативные акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Принципы работы маркетплейсов, систем бронирования, используемых при организации экскурсий
|
|
Требования к содержанию и оформлению программ экскурсионного обслуживания
|
|
Технологии формирования программ экскурсионного обслуживания
|
|
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах экскурсий
|
|
Правила поведения туристов (экскурсантов) в процессе транспортного обслуживания
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для осуществления деятельности по организации экскурсий
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка программ экскурсионного обслуживания
|
Код
|
C/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение и уточнение тематики программ экскурсионного обслуживания
|
Отбор и изучение экскурсионных объектов
|
|
Отбор объектов инфраструктуры в соответствии с разработанной программой экскурсионного обслуживания
|
|
Формирование программ экскурсионного обслуживания
|
|
Формирование экскурсионных групп с учетом совместных интересов туристов (экскурсантов)
|
|
Поддержание контактов с туристскими информационными центрами
|
|
Необходимые умения
|
Проводить оценку состояния рынка экскурсионных услуг
|
Организовывать контроль на разных этапах разработки программ экскурсионного обслуживания
|
|
Корректировать программы экскурсионного обслуживания с учетом изменения условий их реализации
|
|
Определять необходимость использования технических средств для разработки программ экскурсионного обслуживания
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела, защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты
|
Локальные нормативные акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Особенности разработки и реализации программ экскурсионного обслуживания
|
|
Формы и методы проведения экскурсий
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для осуществления деятельности по разработке программ экскурсионного обслуживания
|
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Оказание экскурсионных услуг
|
Код
|
D
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Экскурсовод (гид)
Гид-переводчик
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика
или
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
Прохождение аттестации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о туристской деятельности <5>
|
Другие характеристики
|
Свободно владеть иностранным языком (для гида-переводчика) <5>
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации один раз в пять лет
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
5113
|
Гиды
|
ЕКС
|
-
|
Экскурсовод
|
-
|
Гид-переводчик (в сфере туризма)
|
|
20606
|
Гид-переводчик
|
|
27765
|
Экскурсовод
|
|
ОКСО
|
5.43.02.10
|
Туризм
|
5.43.03.02
|
Туризм
|
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка экскурсий
|
Код
|
D/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление маршрута и текста экскурсии
|
Отбор объектов для показа во время экскурсии
|
|
Отбор информационных материалов для проведения экскурсии
|
|
Определение методических приемов проведения экскурсии
|
|
Объезд (обход) маршрута экскурсии
|
|
Оформление экскурсионной документации
|
|
Необходимые умения
|
Определять тему и составлять маршрут экскурсии
|
Использовать методические приемы, формы и методы проведения экскурсий
|
|
Составлять методическую разработку экскурсии
|
|
Составлять технологическую карту экскурсии и иную экскурсионную документацию
|
|
Использовать технические средства и технологии при разработке экскурсий
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела, защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты; основы трудового и миграционного законодательства Российской Федерации
|
Локальные нормативные акты организации, устанавливающие правила разработки и проведения экскурсий
|
|
Основы туристской индустрии
|
|
Туристские ресурсы Российской Федерации
|
|
Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские)
|
|
Методика разработки и проведения экскурсий
|
|
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированных маршрутах экскурсий
|
|
Другие характеристики
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для разработки экскурсий на иностранном языке
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
|
Сопровождение туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии
|
Код
|
D/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация сопровождения туристов (экскурсантов) в процессе перевозки на маршруте экскурсии
|
Организация сопровождения туристов (экскурсантов) к объектам показа, объектам общественного питания, местам проведения культурно-зрелищных/спортивных мероприятий, средствам размещения
|
|
Организация сопровождения туристов (экскурсантов) с ограниченными возможностями здоровья
|
|
Инструктирование туристов (экскурсантов) о правилах поведения и безопасности на маршруте экскурсии
|
|
Оперативное информирование туристов (экскурсантов) об изменениях в программе экскурсионного обслуживания
|
|
Обеспечение соответствия маршрута экскурсии заявке на экскурсионное обслуживание
|
|
Оформление экскурсионной документации
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакт с туристами (экскурсантами) и удерживать их внимание
|
Применять технику публичных выступлений
|
|
Разрешать конфликтные ситуации, возникающие на маршрутах экскурсий
|
|
Применять методические приемы, соответствующие маршруту экскурсии
|
|
Корректировать программу обслуживания по маршруту экскурсии с учетом индивидуальных потребностей туристов (экскурсантов)
|
|
Использовать технические средства при сопровождении туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии
|
|
Организовывать взаимодействие с правоохранительными органами и спасательными службами при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела, защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты; основы трудового и миграционного законодательства Российской Федерации
|
Туристские ресурсы Российской Федерации
|
|
Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские)
|
|
Правила оформления документации
|
|
Правила сопровождения туристов (экскурсантов) в процессе проведения экскурсий
|
|
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах экскурсий
|
|
Правила поведения туристов (экскурсантов) в процессе транспортного обслуживания
|
|
Правила оказания первой помощи и обеспечения безопасности, порядок действий в чрезвычайной ситуации
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для сопровождения туристов (экскурсантов) на маршрутах экскурсий
|
|
Этика межличностного и делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4.3. Трудовая функция
Наименование
|
Ознакомление туристов (экскурсантов) с объектами показа
|
Код
|
D/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Информирование туристов (экскурсантов) о посещаемых объектах показа и инфраструктуры, а также о местных культурных и поведенческих особенностях, связанных с национальными и локальными традициями
|
Рассказ об объектах экскурсионного показа с применением техник ведения экскурсий и методических рекомендаций
|
|
Инструктирование туристов (экскурсантов) о правилах поведения и безопасности на маршрутах экскурсий
|
|
Предоставление путевой информации по маршруту экскурсии
|
|
Контроль за передвижением туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии, соблюдением расписания экскурсии
|
|
Осуществление коммуникации с туристами (экскурсантами), их консультирование по маршруту экскурсии
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакт с туристами (экскурсантами) и удерживать их внимание
|
Применять технику публичных выступлений
|
|
Применять навыки экскурсионного рассказа, экскурсионного показа и демонстрации экспонатов
|
|
Применять методические приемы и методы, соответствующие программе экскурсионного обслуживания
|
|
Обеспечивать соблюдение маршрута и расписания экскурсии
|
|
Корректировать маршрут и содержание экскурсии в случае наступления непредвиденных обстоятельств
|
|
Использовать технические средства при проведении экскурсий
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела, защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты; основы трудового и миграционного законодательства Российской Федерации
|
Туристские ресурсы Российской Федерации
|
|
Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские)
|
|
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах экскурсий
|
|
Правила поведения туристов (экскурсантов) в процессе экскурсионного обслуживания
|
|
Правила оказания первой помощи и обеспечения безопасности, порядок действий в чрезвычайной ситуации
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для оказания экскурсионных услуг
|
|
Этика межличностного общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.5. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация экскурсионной деятельности
|
Код
|
E
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Директор экскурсионного бюро
Управляющий экскурсионным бюро
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет по оказанию экскурсионных услуг при наличии высшего образования уровня бакалавриата
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
ЕКС
|
-
|
Директор (управляющий) экскурсионным бюро
|
ОКПДТР
|
21495
|
Директор (начальник, управляющий) предприятия
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
|
ОКСО
|
5.43.03.02
|
Туризм
|
5.43.04.02
|
Туризм
|
3.5.1. Трудовая функция
Наименование
|
Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации
|
Код
|
E/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение концепции развития экскурсионной организации (подразделения)
|
Разработка стратегии и плана развития экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Обеспечение реализации проектов в соответствии с утвержденной стратегией развития экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять планирование деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
Определять перспективные направления деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Пользоваться специализированным программным обеспечением
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты; трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации
|
Локальные нормативные акты организации, в том числе правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации
|
|
Основы экономики, организации труда и управления
|
|
Специализация и особенности структуры экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Организация финансово-хозяйственной деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организация маркетинговой и рекламной деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Культура межличностного и делового общения
|
|
Основы психологии и конфликтологии
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.5.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг
|
Код
|
E/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Осуществление общего руководства основной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью экскурсионной организации (подразделения)
|
Утверждение текущих и перспективных планов работы экскурсионной организации (подразделения) и контроль их выполнения
|
|
Прогнозирование и планирование объемов реализации услуг
|
|
Формирование маркетинговой стратегии экскурсионной организации (подразделения) и руководство маркетингом и продажами экскурсионных услуг
|
|
Организация работы по разработке программ и технологических документов маршрутов экскурсий
|
|
Организация работы по выявлению проблем в деятельности экскурсионной организации (подразделения), рассмотрению замечаний и предложений клиентов, управлению конфликтными ситуациями и их разрешению
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать работу и взаимодействие экскурсионных подразделений
|
Руководить разработкой маркетингового плана и программ маркетинга экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Определять маркетинговую ценовую стратегию экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Разрабатывать маркетинговую коммуникационную стратегию экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Разрабатывать маркетинговую сбытовую стратегию экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Осуществлять контроль за маркетинговой деятельностью экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организовывать и проводить деловые переговоры
|
|
Определять условия и заключать договоры, связанные с деятельностью экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Контролировать качество экскурсионного обслуживания и выполнение условий договоров по оказанию экскурсионных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты; трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации
|
Локальные нормативные акты организации, в том числе правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации
|
|
Специализация и особенности структуры экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организация труда
|
|
Экономика экскурсионной организации
|
|
Организация финансово-хозяйственной деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организация маркетинговой и рекламной деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Культура межличностного и делового общения
|
|
Основы психологии, этики, эстетики
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.5.3. Трудовая функция
Наименование
|
Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации
|
Код
|
E/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка штатного расписания экскурсионной организации (подразделения)
|
Разработка сметы расходов экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Обеспечение выполнения правил внутреннего трудового распорядка экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организация соблюдения требований охраны труда сотрудниками экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Необходимые умения
|
Принимать меры по укомплектованию экскурсионной организации (подразделения) квалифицированными кадрами
|
Создавать условия для поощрения работников экскурсионной организации (подразделения), эффективного использования их знаний и опыта
|
|
Способствовать повышению квалификации работников экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда
|
|
Обеспечивать укрепление трудовой и производственной дисциплины
|
|
Обеспечивать соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и защиты прав потребителей; отраслевые правила и стандарты; трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации
|
Локальные нормативные акты организации, в том числе правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации
|
|
Специализация и особенности структуры экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организация труда
|
|
Экономика экскурсионной организации
|
|
Организация финансово-хозяйственной деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Организация маркетинговой и рекламной деятельности экскурсионной организации (подразделения)
|
|
Культура межличностного и делового общения
|
|
Основы психологии, этики, эстетики
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация - разработчик
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма", город Москва
|
|
Ректор
|
Масягина Наталья Васильевна
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (АГПЭиТМ), город
|
1
|
Ассоциация туристских кафедр высших учебных заведений Приволжского федерального округа, город Казань, Республика Татарстан
|
3
|
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей Садовое кольцо", город Москва
|
4
|
Комитет по туризму города Москвы, город Москва
|
5
|
Региональная общественная организация "Содружество профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга", город Санкт-Петербург
|
6
|
Совет по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства, город Москва
|
7
|
ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
<5> Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст. 2879).