См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 июля 2025 г. N 450н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА
ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ПО СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В соответствии с пунктом 10.3 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приказываю:
Утвердить прилагаемый Стандарт оказания услуги по слухопротезированию детей-инвалидов.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 21 июля 2025 г. N 450н
СТАНДАРТ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ПО СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Раздел 1. Общие положения
1. Стандарт оказания услуги по слухопротезированию детей-инвалидов (далее соответственно - стандарт, услуга) определяет основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству услуги.
2. Стандарт разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033 "Об утверждении перечня отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются стандарты оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандарты оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, а также правил разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая определение их структуры и содержания";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 926н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2013 г., регистрационный N 26692) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2025 г. N 102н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2025 г., регистрационный N 81778);
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный N 24852) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 557н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2014 г., регистрационный N 35201) и от 7 июля 2020 г. N 686н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2020 г., регистрационный N 59225) (далее - приказ Минздрава России N 4н);
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2015 г., регистрационный N 36881);
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 226н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2016 г., регистрационный N 42332);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г., регистрационный N 50338) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г., регистрационный N 54799), от 5 марта 2021 г. N 108н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2021 г., регистрационный N 63023), от 4 октября 2021 г. N 670н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2022 г., регистрационный N 66805), от 6 мая 2022 г. N 288н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2022 г., регистрационный N 68821), от 22 июня 2022 г. N 371н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2022 г., регистрационный N 70915), от 1 февраля 2023 г. N 56н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72556), от 10 июля 2024 г. N 346н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2024 г., регистрационный N 79138);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 июля 2019 г. N 521н "Об утверждении перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2019 г., регистрационный N 55638) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2020 г. N 227н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2020 г., регистрационный N 58538) и от 5 марта 2021 г. N 108н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2021 г., регистрационный N 63023);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 107н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2021 г., регистрационный N 63022) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 октября 2021 г. N 670н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2022 г., регистрационный N 66805), от 6 мая 2022 г. N 288н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2022 г., регистрационный N 68821), от 22 июня 2022 г. N N 371н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2022 г., регистрационный N 70915), от 1 февраля 2023 г. N 56н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72556), от 21 июня 2023 N 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2023 г., регистрационный N 74017), от 10 июля 2024 г. N 346н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2024 г., регистрационный N 79138), от 5 декабря 2024 г. N 671н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2025 г., регистрационный N 80910), от 10 апреля 2025 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2025 г., регистрационный N 82167);
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2022 г., регистрационный N 70940);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 г. N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2023 г., регистрационный N 73027), срок действия - до 1 сентября 2029 г.;
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 205н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2023 г., регистрационный N 73664) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 649н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2023 г., регистрационный N 76537) и от 3 июня 2025 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2025 г., регистрационный N 82801) (далее - приказ Минздрава России N 205н);
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2023 г., регистрационный N 73677) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 февраля 2024 г. N 72н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2024 г., регистрационный N 77616), срок действия - до 1 сентября 2025 г.;
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2024 г. N 374н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2025 г., регистрационный N 79273);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2024 г. N 377н "Об утверждении показаний для реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в целях разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и критериев оценки ее эффективности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2024 г., регистрационный N 79366);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2024 г. N 466н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида и их форм, а также порядка привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида реабилитационных организаций и порядка координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, включая мониторинг такой реализации и предоставление информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2025 г., регистрационный N 81142);
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2024 г. N 687н "Об утверждении перечня медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров технических средств реабилитации, используемых в целях устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2025 г., регистрационный N 81522) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 апреля 2025 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2025 г., регистрационный N 82167).
3. Стандарт распространяется на поставщиков услуг, предоставляющих услугу по слухопротезированию детей-инвалидов в рамках реализации мероприятий по основному направлению комплексной реабилитации и абилитации "Протезно-ортопедическая помощь инвалидам" (слухопротезирование).
4. Термины и определения <1>:
--------------------------------
<1> Статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
протезно-ортопедическая помощь инвалидам - комплекс мероприятий и услуг, включая протезирование инвалидов, ортезирование инвалидов, слухопротезирование инвалидов, направленных на достижение ими возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности, обусловленных заболеваниями, в том числе специальных мероприятий по подготовке к протезированию, ортезированию, производству (изготовлению), подгонке (настройке) протезно-ортопедических изделий, обучение инвалидов безопасному и эффективному пользованию протезно-ортопедическими изделиями, предоставление инвалидам протезно-ортопедических изделий, а также техническое обслуживание, ремонт, замена таких изделий;
слухопротезирование инвалидов - комплекс мероприятий и услуг, направленных на возможно более полную компенсацию нарушенной функции слуха посредством подбора и настройки технического средства реабилитации, проведения слухоречевой реабилитации инвалидов или абилитации инвалидов.
5. В стандарте используются следующие сокращения:
валидация - верификация, при которой установленные требования связаны с предполагаемым использованием. Валидация включает в себя полную оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) родителя (законного и уполномоченного представителя) подобранным и настроенным слуховым аппаратом посредством инструментальных (речевая аудиометрия) или не инструментальных (опрос) методов;
верификация - представление объективных свидетельств того, что объект полностью удовлетворяет установленным требованиям. Верификация включает в себя оценку физических, электроакустических и психоакустических аспектов, связанных с применением слуховых аппаратов, посредством подачи сигналов на слуховой аппарат в испытательной камере или на реальном ухе человека или измерением функционального усиления слухового аппарата;
инвалид по слуху - лицо, имеющее стойкое нарушение слуха и признанное инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
консультирование - реабилитационное мероприятие, заключающееся в проработке индивидуальных вопросов, касающихся реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в рамках различных реабилитационных направлений (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая реабилитация и абилитация, слухопротезирование), постановке конкретных целей, запланированных в рамках проведения реабилитационного курса, обсуждении с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) ожидаемых результатов, дальнейших реабилитационных планов и перспектив в целях социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида в общество;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
нарушение слуха - полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки и речь;
обязательные специалисты - специалисты, которые в соответствии с уровнем своего образования и профессиональных компетенций могут осуществлять мероприятия, входящие в состав услуги по слухопротезированию, наличие которых у поставщика услуги по слухопротезированию является обязательным для реализации стандарта;
получатель услуги по слухопротезированию - ребенок-инвалид, имеющий в индивидуальной программе реабилитации и абилитации ребенка-инвалида заключение о нуждаемости в проведении мероприятий по направлению комплексной реабилитации и абилитации "Протезно-ортопедическая помощь инвалидам" (слухопротезирование);
поставщик услуги по слухопротезированию - организация, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по отдельному основному направлению комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов "Протезно-ортопедическая помощь инвалидам" (слухопротезирование) в соответствии со стандартом;
реабилитация слуха - системные действия по улучшению слуховых возможностей и коммуникационных навыков ребенка-инвалида, использующего слухопротезный комплект, посредством оказания консультаций, инструктирования, обучения и тренировки;
реабилитационное оборудование - устройства (вспомогательные средства, в том числе приборы, аппаратура, приспособления), используемые при выполнении действий при оказании услуги по слухопротезированию;
реабилитационная эффективность слухопротезирования - степень компенсации нарушенной функции слуха, обеспечивающая формирование или восстановление способности к общению и социальной адаптации ребенка-инвалида;
рекомендуемые специалисты - специалисты, которые в соответствии с уровнем образования и профессиональных компетенций могут осуществлять мероприятия, входящие в состав услуги по слухопротезированию, и способствовать повышению качества предоставления услуги, но их наличие у поставщика услуги по слухопротезированию не является обязательным для реализации стандарта;
слух - способность ребенка-инвалида обнаруживать, различать, идентифицировать и осознавать звуковую информацию;
слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для коррекции нарушений слуха и эффективного использования звуковой информации посредством звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению с применением различных акустических технологий;
слухопротезирование - коррекция нарушенной слуховой функции с помощью слуховых аппаратов. Слухопротезирование является этапом медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология";
слухопротезный комплект - индивидуально подбираемый набор, включающий в себя один или два слуховых аппарата, ушные вкладыши и другие аксессуары, такие как пульт дистанционного управления или средства коммуникации;
специалист по слухопротезированию - физическое лицо, имеющее высшее профессиональное образование, аккредитацию и удостоверение по специальности "сурдология-оториноларингология" и обладающее необходимой квалификацией для оценки слуховой функции, подбора, настройки и предоставления в пользование слухопротезного комплекта или физическое лицо, прошедшее соответствующий курс обучения по специальности "специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" и обладающее необходимой квалификацией для подбора, настройки и предоставления в пользование слухопротезного комплекта;
услуга по слухопротезированию - системные действия по индивидуализации и оптимизации слухопротезного комплекта в целях компенсации тугоухости ребенка-инвалида;
ушной вкладыш - устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов;
ТСР - техническое средство реабилитации;
ЦРГ - целевая реабилитационная группа.
6. Наименование ЦРГ детей-инвалидов, в отношении которых применяется стандарт:
ЦРГ 3.2 - ребенок-инвалид вследствие глухоты или слабослышания;
ЦРГ 3.3 - ребенок-инвалид вследствие сочетанных нарушений функций зрения и слуха;
ЦРГ 12.9 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения лицевого отдела черепа, в том числе с одновременным нарушением функций жевания, голосообразования, зрения или слуха;
ЦРГ 12.11 - ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения органа слуха.
Раздел II. Форма оказания услуги, предусмотренной стандартом
7. Форма оказания услуги полустационарная.
Полустационарная форма предусматривает пребывание ребенка-инвалида в определенное время суток в условиях дневного стационара в случае возможности посещения ребенком-инвалидом поставщика услуги по слухопротезированию с учетом территориальной и транспортной доступности.
8. При реализации стандарта медицинская помощь может оказываться амбулаторно <2> (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
--------------------------------
<2> Статья 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Раздел III. Условия предоставления услуги,
предусмотренной стандартом
9. Услуга оказывается детям-инвалидам, имеющим в ИПРА заключение о нуждаемости в проведении мероприятий по слухопротезированию.
10. Поставщик услуги по слухопротезированию осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, в отношении отдельных видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
11. При предоставлении услуги должны быть соблюдены следующие требования:
услуга осуществляется в соответствии с рекомендациями в ИПРА ребенка-инвалида, с учетом общей цели реабилитации, которая определяется специалистами федеральных учреждений МСЭ при проведении экспертно-реабилитационной диагностики;
оформление на каждого ребенка-инвалида документации при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов <3> и иной документации, включая медицинскую (амбулаторная карта, учетная и отчетная документация) (далее - документация по слухопротезированию).
--------------------------------
<3> Статья 4 Федерального закона N 181-ФЗ.
12. Услуга может оказываться как изолированно, так и в комплексе с реабилитационными услугами других основных направлений комплексной реабилитации и абилитации, в которых нуждается ребенок-инвалид.
13. Услуга оказывается поставщиком услуги по слухопротезированию при наличии:
документов, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность;
оснащения здания, прилегающей территории, помещений поставщика услуги по слухопротезированию в соответствии с действующими требованиями доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения <4>;
--------------------------------
<4> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2015 г., регистрационный N 38897) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 782н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2023 г., регистрационный N 72478) (далее - приказ Минтруда России N 527н).
помещений минимальной площадью каждое - 16 м2, минимальным объемом - 40 м3 (для обеспечения приема ребенка-инвалида, инструментальной оценки слуха, подготовки слуховых аппаратов и их технического обслуживания) <5>;
--------------------------------
<5> В соответствии с разделом 4 ГОСТ Р ИСО 21388-2023 "Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Менеджмент услуг по слухопротезированию", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 апреля 2023 г. N 209-ст (М.: Российский институт стандартизации, 2023).
специального оснащения поставщика услуги по слухопротезированию (оборудование, приборы, аппаратура, измерительный инструмент), применяемого в процессе слухопротезирования;
укомплектованности поставщика услуги по слухопротезированию специалистами соответствующей квалификации для осуществления деятельности по слухопротезированию;
сопровождения ребенка-инвалида родителем (законным или уполномоченным представителем) (при необходимости).
14. Поставщик услуги по слухопротезированию должен иметь:
обязательных специалистов - в штате организации; рекомендуемых специалистов, в случае их отсутствия в штате организации специалисты могут привлекаться на основании гражданско-правового договора или на основании договора оказания услуг с юридическим лицом, имеющим в штате таких специалистов;
помещения на праве собственности или ином законном основании, необходимые для оказания услуги и отвечающие установленным санитарным правилам (СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 N 44 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61953) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного врача Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 12 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2022 г., регистрационный N 68213) и от 20 марта 2024 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2024 г., регистрационный N 78805), срок действия - до 01.01.2027).
15. Поставщик услуги должен обеспечить в соответствии с установленными требованиями <6> доступность зданий, строений, сооружений и (или) помещений, а также прилегающей территории для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
--------------------------------
<6> Требования обеспечения доступности установлены приказом Минтруда России N 527н.
16. Требования к профессиональной подготовке и квалификации персонала поставщика услуги по слухопротезированию по профессиям, должностям, специальностям определяются на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 апреля 2018 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2018 г., регистрационный N 51386) (ЕКС), Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, приказа Минздрава России N 205н.
Раздел IV. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации
услуги, предусмотренной стандартом
Специалисты, привлекаемые к реализации услуг
|
Наименование должности (профессии) <7>
|
Обязательные специалисты
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог
|
Учитель-дефектолог
|
|
Медицинская сестра
|
|
Рекомендуемые специалисты
|
Врач-невролог
|
Инженер по ремонту сурдоакустической техники
|
|
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик) (техник)
|
|
Медицинский логопед (логопед)
|
|
Медицинский психолог/психолог
|
--------------------------------
<7> При перечислении в перечне должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие у поставщика услуги по протезированию минимум одной из перечисленных должностей.
Раздел V. Перечень мероприятий, входящих в состав услуги,
предусмотренной стандартом
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Специалисты, реализующие мероприятия
|
|
обязательные
|
рекомендуемые
|
||
1.
|
Оценка состояния органа слуха и слуховой функции для определения показаний и противопоказаний к использованию слухопротезного комплекта
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог;
учитель-дефектолог;
медицинская сестра
|
Врач-невролог;
медицинский логопед (логопед);
медицинский психолог
|
2.
|
Подбор слухового аппарата
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог;
медицинская сестра
|
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик) (техник)
|
3.
|
Снятие слепков для изготовления ушных вкладышей, изготовление ушных вкладышей
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог
|
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик) (техник)
|
4.
|
Настройка слухопротезного комплекта, контроль эксплуатации слухопротезного комплекта, валидация эффективности применения слухопротезного комплекта
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог;
учитель-дефектолог;
медицинская сестра
|
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик);
инженер по ремонту сурдоакустической техники;
медицинский логопед (логопед)
|
5.
|
Обучение использованию слухопротезного комплекта, аксессуаров и вспомогательных слуховых устройств
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог
|
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик);
инженер по ремонту сурдоакустической техники
|
6.
|
Сопровождение в процессе пользования слуховым аппаратом
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог; медицинский психолог/психолог
|
Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик) (техник);
медицинский психолог/психолог
|
Раздел VI. Содержание мероприятий, входящих в состав услуги,
предусмотренной стандартом
N п/п
|
Наименование мероприятия, входящего в состав услуги
|
Содержание мероприятия, входящего в состав услуги
|
Форма реализации мероприятия
|
1.
|
Оценка состояния органа слуха и слуховой функции для определения показаний и противопоказаний к использованию слухопротезного комплекта
|
- Осмотр слухового прохода, барабанной перепонки с помощью отоскопа налобного осветителя и ушной воронки (при необходимости эндоскопа или микроскопа);
- составление слухового паспорта (аудилогического профиля ребенка-инвалида);
- проведение тональной пороговой аудиометрии по воздушной и костной проводимости, в присутствии и в отсутствие маскирующего шума (безусловно-рефлекторная, с визуальным подкреплением, игровая (по стандартной методике в зависимости от возраста и уровня развития);
- акустическая импедансометрия (тимпанометрия, регистрация ипси- и контралатерального акустического рефлекса);
- регистрация отоакустической эмиссии (задержанной вызванной и (или) на частоте продукта искажения);
- регистрация слуховых вызванных потенциалов (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов и ASSR-теста (в сложных диагностических случаях);
- речевая аудиометрия;
- определение уровней звукового дискомфорта и максимального звукового комфорта, определение шкалы восприятия громкости звука;
- сурдопедагогическая диагностика;
- психологическая диагностика;
- логопедическая диагностика;
- консультация врача-невролога;
- выявление обстоятельств, требующих медицинского вмешательства или консультаций других специалистов;
- интерпретация материалов предыдущих и текущего аудиологических обследований.
Объем обследований определяется индивидуально для каждого ребенка-инвалида
|
Полустационарная, амбулаторная
|
2.
|
Подбор слухового аппарата
|
- Выбор подходящих слуховых аппаратов в зависимости от результатов аудиометрических измерений и профиля ребенка-инвалида;
- первичная настройка слухового аппарата с использованием программы изготовителя;
- верификация слухового аппарата в куплере или в реальном ухе;
- примерка слухового аппарата и оценка субъективных ощущений и реакций ребенка-инвалида
|
Полустационарная, амбулаторная
|
3.
|
Снятие слепков для изготовления ушных вкладышей, изготовление ушных вкладышей
|
- Отоскопия, оценка анатомических и физиологических особенностей уха ребенка-инвалида;
- снятие ушного слепка;
- выбор параметров индивидуального ушного вкладыша (материал, форма, диаметр вента и звуковода) на основании аудиограммы и возраста ребенка-инвалида;
- изготовление ушного вкладыша из соответствующего материала, форма и акустические характеристики которого соответствуют типу применяемого устройства или изготовление ушного вкладыша в промышленных условиях
|
Полустационарная, амбулаторная
|
4.
|
Настройка слухопротезного комплекта, контроль эксплуатации слухопротезного комплекта, валидация эффективности применения слухопротезного комплекта
|
- Проверка функционального состояния слуховых аппаратов, очистка слуховых аппаратов и ушных вкладышей при контроле эксплуатации слухопротезного комплекта;
- программирование слуховых аппаратов с использованием программы изготовителя слухового аппарата или внесение изменений в слуховые аппараты по мере адаптации и в процессе эксплуатации, в том числе после замены индивидуальных ушных вкладышей, тонкая настройка слуховых аппаратов;
- измерение электроакустических характеристик слуховых аппаратов для подтверждения их функциональности и соответствия нуждам пациента (при необходимости);
- проведение тональной аудиометрии по воздушной проводимости при надетом и снятом слуховом аппарате в свободном поле;
- проведение речевой аудиометрии в присутствии и в отсутствие шума при надетом и снятом слуховом аппарате в свободном поле;
- речевая аудиометрия для детей-инвалидов проводится инструментальным методом по упрощенным тестовым таблицам, соответствующим возрасту ребенка. Для детей-инвалидов младшего возраста проводится сурдопедагогическое тестирование и анкетирование родителей (законных или уполномоченных представителей) и педагогов (неинструментальный метод)
|
Полустационарная, амбулаторная
|
5.
|
Обучение использованию слухопротезного комплекта, аксессуаров и вспомогательных слуховых устройств
|
- Консультирование ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) по использованию и эксплуатации слухопротезного комплекта;
- обучение ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) размещению на теле в зависимости от вида аппарата;
- обучение ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) использованию слуховых аппаратов при речевых нагрузках в различных акустических ситуациях и различных режимах эксплуатации;
- обучение ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) принципам гигиенического ухода за наружным слуховым проходом, слуховым аппаратом, ушным вкладышем;
- проведение инструктажа ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) по адаптации к слуховому аппарату и развитию слухового восприятия;
- консультирование ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) по использованию аксессуаров, расширяющих возможности слуховых аппаратов;
- консультирование ребенка-инвалида и (или) родителей (законных или уполномоченных представителей) по использованию вспомогательных устройств и систем, дополняющих применяемый слуховой аппарат
|
Полустационарная, амбулаторная
|
6.
|
Сопровождение в процессе пользования слуховым аппаратом
|
- Динамическое наблюдение (в течение первых 2-х лет - не реже одного раза в 3 месяца, далее для детей-инвалидов до 2 лет - 1 раз в 3 месяца, для детей-инвалидов до 7 лет - 1 раз в 6 месяцев);
- консультирование детей-инвалидов, родителей (законных или уполномоченных представителей) дистанционное с применением информационно-телекоммуникационных технологий по вопросам реабилитации и абилитации, пользования слуховым аппаратом, сервисного обслуживания слухового аппарата, в том числе с применением мобильного приложения или интернет-платформы (при наличии технической возможности), удаленная настройка слухового аппарата со специалистом сервисного обслуживания (при наличии технической возможности), онлайн, сбор и анализ информации о формате пользования протезом
|
Полустационарная, амбулаторная, дистанционная с применением информационно-телекоммуникационных технологий
|
Раздел VII. Показатели продолжительности и кратности
предоставления мероприятий, входящих в состав услуги,
предусмотренной стандартом
17. Показатели кратности мероприятий, входящих в состав услуги
Рекомендуемый диапазон единиц мероприятий, входящих в состав услуги (в рабочих днях)
|
|||||||
N п/п
|
Оценка состояния органа слуха и слуховой функции для определения показаний и противопоказаний к использованию слухопротезного комплекта
|
Подбор слухового аппарата
|
Снятие слепков для изготовления ушных вкладышей, изготовление ушных вкладышей
|
Настройка слухопротезного комплекта, контроль эксплуатации слухопротезного комплекта, валидация эффективности применения слухопротезного комплекта
|
Обучение использованию слухопротезного комплекта, аксессуаров и вспомогательных слуховых устройств
|
Сопровождение в процессе пользования слуховым аппаратом
|
Итого
|
1.
|
1 - 4
(за период эксплуатации слухового аппарата)
|
1
|
1 - 4
(за период эксплуатации слухового аппарата)
|
1 - 6
(за период эксплуатации слухового аппарата)
|
1 - 2
|
1 - 4
(за период эксплуатации слухового аппарата)
|
6 - 21
|
18. Показатели продолжительности и кратности мероприятий, входящих в состав услуги
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Минимальная продолжительность одного мероприятия, ч
|
1.
|
Оценка состояния органа слуха и слуховой функции для определения показаний и противопоказаний к использованию слухопротезного комплекта
|
1
|
2.
|
Подбор слухового аппарата
|
0,5
|
3.
|
Снятие слепков для изготовления ушных вкладышей, изготовление ушных вкладышей
|
3
|
4.
|
Настройка слухопротезного комплекта, контроль эксплуатации слухопротезного комплекта, валидация эффективности применения слухопротезного комплекта
|
1
|
5.
|
Обучение использованию слухового комплекта, аксессуаров и вспомогательных слуховых устройств
|
1
|
6.
|
Сопровождение в процессе пользования слуховым аппаратом
|
1
|
Раздел VIII. Примерный перечень необходимого
реабилитационного оборудования (вспомогательных
и технических средств реабилитации), которым должна
быть оснащена реабилитационная организация для оказания
услуги, предусмотренной стандартом
N п/п
|
Наименование групп реабилитационного оборудования
|
Наименование вспомогательных средств и ТСР <8>
|
Код вида/класса <8>
(при наличии)
|
Наименование ЦРГ
|
1.
|
Оборудование для оценки состояния органа слуха и слуховой функции для определения показаний и противопоказаний к использованию слухопротезного комплекта
|
Комплект для ЛОР диагностики
|
146830
|
ЦРГ 3.2, 3.3;
ЦРГ 12.9, 12.11
|
Камертон
|
229560
|
|||
Аудиометр/отоскоп
|
333460
|
|||
Система для регистрации отоакустической эмиссии, с питанием от сети;
|
141990
|
|||
система для регистрации отоакустической эмиссии, с питанием от батареи
|
142000
|
|||
Система для графической регистрации вызванных потенциалов
|
152550
|
|||
Аудиометр импедансный
|
145850
|
|||
Оборудование для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха
|
288740
|
|||
Система поощрения для аудиометрии с визуальным подкреплением
|
330610
|
|||
2.
|
Оборудование для подбора, настройки слуховых аппаратов, верификации и валидации
|
Прибор для тестирования слуховых аппаратов/аудиометр
|
240570
|
|
Комплект для беспроводной настройки слухового аппарата с использованием компьютера
|
188090
|
|||
Комплект слуховых аппаратов с принадлежностями аппаратов (цифровых и аналоговых для различных степеней потери слуха)
|
-
|
|||
Компьютер с принтером и программным обеспечением для кабинета учителя-дефектолога
|
-
|
--------------------------------
<8> Наименования вспомогательных средств и код вида/класса приведены в соответствии с приказом Минздрава России N 4н.
Раздел IX. Примерный перечень методов, технологий и методик,
необходимых для оказания услуги, предусмотренной стандартом
N п/п
|
Наименование метода, технологии, методики
|
Целевая реабилитационная группа
|
1.
|
Методы оценки состояния органа слуха и слуховой функции:
- отоскопия, видеоэндоскопия (микроскопия) наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
- проверка шепотной и разговорной речи и обследование с помощью камертонов;
- тональная пороговая аудиометрия по воздушной и костной проводимости, в присутствии и в отсутствие маскирующего шума в наушниках и (или) в свободном поле при использовании слухопротезного комплекта и без использования;
- речевая аудиометрия в присутствии и в отсутствие шума в наушниках и (или) в свободном поле при использовании слухопротезного комплекта и без использования;
- регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов и ASSR-теста (в сложных диагностических случаях);
- регистрация различных классов отоакустической эмиссии;
- регистрация акустической импедансометрии;
- консультирование сурдологическое, психологическое, дефектологическое, неврологическое, логопедическое
|
ЦРГ 3.2, 3.3;
ЦРГ 12.9, 12.11
|
2.
|
Методы подбора слухового аппарата:
- программирование выбранных моделей слуховых аппаратов в соответствии с результатами диагностики с использованием программы изготовителя слухового аппарата;
- измерение электроакустических характеристик слуховых аппаратов в испытательной камере или на реальном ухе человека;
- сравнение слухового паспорта при надетом и снятом слухопротезном комплекте;
- оценка речевой аудиометрии в присутствии и в отсутствие шума в свободном поле при использовании слухопротезного комплекта;
- оценка тональной пороговой аудиометрии в присутствии и в отсутствие шума в свободном поле при использовании слухопротезного комплекта
|
|
3.
|
Методы снятия слепков для изготовления ушных вкладышей:
- отоскопия, видеоэндоскопия (микроскопия) наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
- изготовление слепка наружного уха.
|
|
4.
|
Технология изготовления ушных вкладышей
|
|
5.
|
Методы настройки слухопротезного комплекта:
- программирование выбранных моделей слуховых аппаратов в соответствии с результатами диагностики с использованием программы изготовителя слухового аппарата;
- измерение электроакустических характеристик слуховых аппаратов в испытательной камере или на реальном ухе человека;
- оценка слухового паспорта при надетом слухопротезном комплекте;
- оценка речевой аудиометрии в присутствии и в отсутствие шума в свободном поле при использовании слухопротезного комплекта;
- оценка тональной пороговой аудиометрии в присутствии и в отсутствие шума в свободном поле при использовании слухопротезного комплекта
|
|
6.
|
Методы обучения использованию слухового комплекта, аксессуаров и вспомогательных слуховых устройств: опрос, анкетирование, консультирование
|
|
7.
|
Методы психологической помощи в процессе слухопротезирования: опрос, анкетирование, консультирование
|
|
8.
|
Методы сопровождения в процессе пользования слуховым аппаратом: опрос, анкетирование, консультирование
|
Пособия для специалистов по слухопротезированию детей-инвалидов:
- Клиническая аудиология: национальное руководство: в 3 т./Г.А. Таварткиладзе. - Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2024 - Том 2. Диагностика нарушений слуха. - 416 с.
- Практическая сурдология. М.Ю. Бобошко, И.В. Савенко, Е.С. Гарбарук, С.Г. Журавский, Н.В. Мальцева, И.П. Бердникова. - СПб: Диалог, 2021. - 420 с.
- Речевая аудиометрия в клинической практике. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. - СПб: Издательство Диалог. 2019. - 80 с.
- Руководство по клинической аудиологии. Г.А. Таварткиладзе. - М.: Медицина. 2013. - 675 с.
- ГОСТ Р ИСО 21388-2023 "Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Менеджмент услуг по слухопротезированию" введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 апреля 2023 г. N 209-ст (М.: Российский институт стандартизации, 2023).
- Клиническая аудиология: национальное руководство: в 3 т./Г.А. Таварткиладзе. - Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2024 - Том 3. Реабилитация пациентов с тугоухостью и глухотой. - 296 с.
- Руководство по клинической аудиологии. Г.А. Таварткиладзе. - М.: Медицина. 2013. - 675 с.
- Руководство по аудиологии и слухопротезированию/Под ред. Я.Б. Лятковского; пер. с польск. Под ред. Н.А. Дайхеса. - М. 2009. - 240 с.
- Отопластика: в 2 т./.У. Фоогдт. - Нижний Новгород: ООО "Слуховые аппараты и техника. Медсервис". 2005. - 368 с.
- Слуховые аппараты. А. Фонлантен, Х. Арнт - Ростовн/Д.: Феникс. 2009. - 304 с.
- Практическая сурдология. М.Ю. Бобошко, И.В. Савенко, Е.С. Гарбарук, С.Г. Журавский, Н.В. Мальцева, И.П. Бердникова. - СПб: Диалог, 2021. - 420 с.
- Атлас для консультирования пациентов с нарушениями слуха (учебное наглядное методическое пособие). И.В. Королева, Г.Ш. Туфатулин. СПб.: Полифорум-групп, 2024. - 86 с.
- Протокол аудиологического обследования детей первого года жизни в Российской Федерации: учебно-методическое пособие для врачей. Г.Ш. Туфатулин, В.В. Дворянчиков, Л.С. Намазова-Баранова [и др.]. - Москва: ПедиатрЪ, 2024. - 144 с.
- Практикум по тональной пороговой аудиометрии: учебное пособие для врачей. А.В. Пашков, Г.Ш. Туфатулин - Москва: ПедиатрЪ, 2024. - 40 с.
- Основы аудиологии и слухопротезирования, изд. 2/И.В. Королева. - СПб.: Каро, 2022. - 448 с.
- Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации/И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2016. - 872 с.
- Организация сурдологической помощи детям: монография/Г.Ш. Туфатулин, И.В. Королева. - СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2021. - 188 с.
- Клинические рекомендации "Нейросенсорная тугоухость у детей" (одобрены Минздравом России) https://legalacts.ru/doc/klinicheskie-rekomendatsii-neirosensornaja-tugoukhost-u-detei-odobreny-minzdravom-rossii/.
Раздел X. Показатели качества и оценка результатов
реализации услуги, предусмотренной стандартом
19. Результат реализации услуги:
- мероприятия, входящие в состав услуги, реализованы в полном объеме (оказано запланированное количество мероприятий);
- мероприятия, входящие в состав услуги, реализованы частично (не все запланированные мероприятия реализованы);
- мероприятия, входящие в состав услуги, не реализованы.
20. Показатели качества и оценка результатов реализации услуги:
реабилитационный эффект достигнут (по результатам оценки эффективности имеется положительная динамика, конкретные цели реабилитации достигнуты):
- отсутствует дискомфорт от использования слухового комплекта;
- ребенок-инвалид в слуховых аппаратах имеет пороги слышимости не более 30 - 40 дБ ПС в свободном звуковом поле в частотном диапазоне 500 - 4000 Гц;
- ребенок-инвалид в слуховых аппаратах разбирает разговорную речь с расстояния не менее 3 метров;
- ребенок-инвалид разбирает разносложные слова в свободном звуковом поле на комфортном уровне громкости в слуховых аппаратах не менее 80% в тишине и не менее 70% в шуме;
реабилитационный эффект достигнут частично (имеется незначительная динамка, все поставленные цели реабилитации не достигнуты):
- отсутствует дискомфорт от использования слухового комплекта;
- ребенок-инвалид в слуховых аппаратах имеет пороги слышимости не менее, чем на 10 дБ ПС меньше по сравнению с отсутствием слухового аппарата в свободном звуковом поле в частотном диапазоне 500 - 4000 Гц;
- ребенок-инвалид в слуховых аппаратах разбирает разговорную речь не менее, чем на 0,5 метра больше по сравнению с отсутствием аппарата;
- ребенок-инвалид разбирает разносложные слова в свободном звуковом поле на комфортном уровне громкости в слуховых аппаратах не менее, чем на 10% лучше по сравнению с отсутствием слухового аппарата;
реабилитационный эффект не достигнут (динамика отсутствует, цели не достигнуты):
- имеется дискомфорт от использования слухового комплекта;
- ребенок-инвалид в слуховых аппаратах имеет пороги слышимости менее, чем на 10 дБ ПС меньше по сравнению с отсутствием слухового аппарата в свободном звуковом поле в частотном диапазоне 500 - 4000 Гц;
- ребенок-инвалид в слуховых аппаратах разбирает разговорную речь менее, чем на 0,5 метра больше по сравнению с отсутствием аппарата;
- ребенок-инвалид разбирает разносложные слова в свободном звуковом поле на комфортном уровне громкости в слуховых аппаратах менее, чем на 10% лучше по сравнению с отсутствием слухового аппарата.