См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 марта 2025 г. N 136н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 21 марта 2025 г. N 136н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1719
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, среднем профессиональном образовании
|
01.015
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
код
|
Краткое описание вида профессиональной деятельности
Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение освоения ими результатов образовательных программ; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования; учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ
|
Группа занятий
2320
|
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к области профессиональной деятельности
01
|
Образование и наука
|
(код ОПД <2>)
|
(наименование области профессиональной деятельности)
|
Отнесение к видам экономической деятельности
85.14
|
Образование среднее общее
|
85.21
|
Образование профессиональное среднее
|
85.30
|
Обучение профессиональное
|
85.41
|
Образование дополнительное детей и взрослых
|
85.42
|
Образование профессиональное дополнительное
|
(код ОКВЭД <3>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
|||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Организация и проведение образовательного процесса при реализации ОП СПО (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта), включая программу воспитания, и ОППО
|
6
|
Преподаватель
|
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО с учетом программы воспитания, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных технологий, цифровых средств
|
A/01.6
|
6
|
Педагогический контроль и оценка освоения ОППО, ОП СПО в процессе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
A/02.6
|
6
|
||||
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО, включая рабочие программы воспитания
|
A/03.6
|
6
|
||||
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
|
A/04.6
|
6
|
||||
B
|
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО
|
6
|
Мастер производственного обучения
|
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению ОППО и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
B/01.6
|
6
|
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
B/02.6
|
6
|
||||
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания
|
B/03.6
|
6
|
||||
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
|
B/04.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация и проведение образовательного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Преподаватель
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Высшее образование, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, направленность (профиль) которых соответствует профилю педагогической деятельности
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
|
Опыт практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью <4>
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <5>
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, стажировка, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не реже одного раза в три года
При реализации общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы к занятию педагогической деятельностью могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения <6>
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности, может быть получено после трудоустройства
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
ЕКС <7>
|
-
|
Преподаватель
|
ОКПДТР <8>
|
25812
|
Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)
|
25824
|
Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах)
|
|
Перечень СПО <9>
|
44.02.03
|
Педагогика дополнительного образования
|
44.02.06
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
|
Перечень ВО <10>
|
44.03.01
|
Педагогическое образование
|
44.03.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
|
|
44.04.01
|
Педагогическое образование
|
|
44.04.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО с учетом программы воспитания, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных технологий, и цифровых средств
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, включая общеобразовательный учебный цикл (для ОП СПО), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), включая общеобразовательный учебный цикл (для ОП СПО), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе практической подготовкой и подготовкой к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), выпускной квалификационной работе (если предусмотрена)
|
|
Формирование личностных результатов обучающихся, установленных рабочей программой воспитания, на основе содержания учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), самостоятельной работы обучающихся, учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельности обучающихся по ОП СПО
|
|
Проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
|
|
Проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
|
|
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), в том числе входящих в общеобразовательный учебный цикл
|
|
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, совершенствованию его материально-технической базы и формированию предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
|
|
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением обучающимися профессиональных компетенций (в процессе изучения обучающимися учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), практики)
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
|
Создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы; привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, в том числе учебно-профессиональной, проектной, исследовательской, обучать самоорганизации и самоконтролю
|
|
Выбирать в рамках преподаваемых учебных предметов, дисциплин (модулей) содержание, формы, методы, приемы воспитания, направленные на формирование личностных результатов, определенных рабочей программой воспитания, способности противостоять влиянию террористической и иной радикальной идеологии
|
|
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы с учетом:
специфики образовательных программ, требований ФГОС СПО (для ОП СПО);
особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
задач учебного занятия (цикла занятий), вида учебного занятия; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
стадии профессионального развития;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
|
|
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю
|
|
Обеспечивать на учебных занятиях порядок и сознательную дисциплину
|
|
Контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания с учетом выявленных причин
|
|
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, текущего оценивания, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность
|
|
Консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), в процессе прохождения практики
|
|
Контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике; проверять готовность выпускника к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), к защите выпускной квалификационной работы, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста
|
|
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональных компетенций))
|
|
Создавать условия для ознакомления обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров, вводить ее элементы в образовательную среду
|
|
Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов и мероприятий в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а также мероприятий, направленных на противодействие террористической и иной радикальной идеологии
|
|
Анализировать проведение учебных занятий с учетом задач воспитания и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, в том числе в области воспитания, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность
|
|
Взаимодействовать с коллегами и администрацией образовательной организации по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках ОППО, ОП СПО (включая общеобразовательный цикл) с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды
|
|
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии
|
|
Взаимодействовать с коллегами, администрацией образовательной организации по вопросам модернизации материально-технической базы учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;
особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
локальных нормативных актов образовательной организации; современных требований к учебному оборудованию
|
|
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выполнение требований охраны труда; анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в учебном помещении
|
|
Обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования
|
|
Необходимые знания
|
Основные положения Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства в сфере образования и труда; локальные нормативные акты образовательной организации по организации образовательного процесса и работы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей
|
Преподаваемая область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии), приемы работы, использующиеся в будущей профессиональной деятельности обучающихся
|
|
Требования ФГОС СПО, содержание примерных образовательных программ, примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
|
|
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОП СПО и (или) ОППО, в том числе для достижения личностных результатов, установленных рабочей программой воспитания (для СПО)
|
|
Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену)
|
|
Методология, теоретические основы и технология исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл)
|
|
Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл
|
|
Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике (для преподавания по ОП СПО, включая общеобразовательный учебный цикл)
|
|
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности)
|
|
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или попавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления
|
|
Основы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
|
|
Основы профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
|
|
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки
|
|
Основы эффективного педагогического общения, предотвращения и разрешения конфликтов, законы риторики и требования к публичному выступлению
|
|
Цели и задачи воспитания, установленные рабочей программой воспитания (для ОП СПО), формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
|
|
Современные образовательные технологии среднего профессионального образования (профессионального обучения), в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, смешанное обучение
|
|
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
|
|
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ
|
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
|
|
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по ОП СПО
|
|
Основы психологии труда, стадии профессионального развития
|
|
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста профессии и (или) специальности, (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции)
|
|
Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Педагогический контроль и оценка освоения ОППО, ОП СПО в процессе текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Оценка результатов освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в процессе текущего контроля, промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии), при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
Оценка освоения образовательной программы при проведении государственной итоговой аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Необходимые умения
|
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охранять жизнь и здоровье обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методики оценки, в том числе при проведении практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена);
соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
корректно интерпретировать результаты контроля и оценки
|
Составлять отзыв о проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работах (для преподавания по ОП СПО)
|
|
Анализировать результаты оценки, оценочные средства, корректировать их и собственную оценочную деятельность
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по ОП СПО и (или) ОППО
|
Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
|
Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
|
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОППО, ОП СПО, включая рабочие программы воспитания
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, включая рабочие программы воспитания, профессионального обучения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОП СПО, включая рабочие программы воспитания, ОППО, оценочных средств для проверки результатов их освоения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) ОП СПО, включая практическую подготовку, с учетом целей и задач воспитания, ОППО, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с использованием ресурсов цифровых образовательных платформ
|
|
Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения, в том числе в электронной форме
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать примерные программы, примерные и рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий) с учетом целей и задач воспитания, оценочные средства и методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения с учетом:
порядка, установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования;
требований ФГОС СПО и (или) профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей;
развития соответствующей области научного знания и (или) профессиональной деятельности, требований рынка труда;
образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
роли учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания;
современного развития технических, цифровых средств обучения, образовательных технологий
|
Формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся, выпускных квалификационных работ с учетом необходимости обеспечения их практико-ориентированности и (или) соответствия требованиям ФГОС СПО, с учетом целей и задач воспитания, роли в освоении профессиональной деятельности (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), интересов и возможностей обучающихся (для преподавания по программам СПО)
|
|
Взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ОП СПО, ОППО
|
|
Формулировать совместно с мастером производственного обучения требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по профессиональному модулю, обсуждать разработанные материалы (для преподавания профессиональных модулей ОП СПО)
|
|
Вести учебную документацию, документацию планирования, а также документацию по эксплуатации учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
|
|
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
|
|
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и о его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные
|
|
Необходимые знания
|
Методологические и методические основы современного профессионального образования, СПО и (или) профессионального обучения
|
Теория и практика СПО, профессионального обучения по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
|
|
Законодательство Российской Федерации в сфере образования и в сфере защиты персональных данных
|
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной документации, а также к документации, содержащей персональные данные
|
|
Требования ФГОС СПО, содержание примерных программ, примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
|
|
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОП СПО, включая рабочую программу воспитания, в ОППО
|
|
Требования профессиональных стандартов и квалификационные требования по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции)
|
|
Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОП СПО, ОППО, методические основы его разработки
|
|
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам
|
|
Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
|
|
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения
|
|
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития;
особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
|
|
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
|
|
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки
|
|
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
|
|
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
|
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
|
|
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации
|
|
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и о его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
|
Код
|
A/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации
|
Информирование и консультирование обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Разработка (обновление) планов (сценариев) и проведение индивидуальных и групповых профориентационных занятий и консультаций обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "Труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор
|
Устанавливать контакт с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку
|
|
Проводить информирование и консультирование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение обучающимися, специалистами-практиками
|
|
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Привлекать обучающихся по программам среднего профессионального образования к профориентационным мероприятиям с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
|
|
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации
|
|
Необходимые знания
|
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся общеобразовательных организаций
|
Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор обучающихся общеобразовательных организаций
|
|
Особенности профинформирования и профконсультирования обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), специфика работы с особыми группами обучающихся (группы риска, обучающиеся с нарушениями здоровья и развития, воспитанники детских домов и интернатов)
|
|
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
|
|
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся
|
|
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации ОП СПО, включая программу воспитания, и ОППО
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Мастер производственного обучения
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует профилю педагогической деятельности
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
или
Высшее образование, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, направленность которой соответствует профилю педагогической деятельности
|
Опыт практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, стажировка, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не реже одного раза в три года
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, соответствующей профилю педагогической деятельности, может быть получено после трудоустройства
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
ЕКС
|
-
|
Мастер производственного обучения
|
ОКПДТР
|
23962
|
Мастер производственного обучения
|
25824
|
Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах)
|
|
Перечень СПО
|
44.02.03
|
Педагогика дополнительного образования
|
44.02.06
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
|
Перечень ВО
|
44.03.01
|
Педагогическое образование
|
44.03.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
|
44.04.01
|
Педагогическое образование
|
|
44.04.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению ОППО и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Формирование в учебно-производственной мастерской (на учебном полигоне, в лаборатории, на учебной базе практики и в ином месте занятий) образовательной среды, направленной на достижение результатов обучения и воспитания, определенных ОППО, ОП СПО
|
Разработка мероприятий по модернизации оснащения оборудованием учебно-производственных помещений
|
|
Использование тренажеров, симуляторов, электронных образовательных ресурсов (при наличии), способствующих достижению результатов учебной и производственной практики
|
|
Организация и проведение учебной и (или) производственной практики (практической подготовки)
|
|
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки)
|
|
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практической подготовки)
|
|
Проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающихся, формированию психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
|
|
Проведение профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
|
|
Необходимые умения
|
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися в ходе учебной и производственной практики: решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций
|
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, мотивировать их деятельность по освоению профессии и (или) специальности, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю
|
|
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки)
|
|
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места учебных занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;
особенностей отрасли (профессиональной деятельности), требований профессиональных стандартов;
современных требований к учебно-производственному оборудованию, включая требования к оборудованию для проведения практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
|
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам воспитания и развития обучающихся, профилактики деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии
|
|
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и организации учебной и производственной практики (практической подготовки), применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:
специфики осваиваемой профессии и (или) специальности;
задач учебного занятия (цикла занятий), в том числе воспитательных;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
стадии профессионального развития обучающихся;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания
|
|
Производить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ
|
|
Согласовывать все виды работ, результаты и объекты учебной и производственной практики с работодателями (руководителями практики от организации)
|
|
Организовывать выполнение видов работ производственной практики и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ;
проводить количественную и качественную приемку результатов выполнения видов работ производственной практики, вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления;
планировать улучшение качества выполнения видов работ производственной практики (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
|
|
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к учебному занятию, предусмотренному видом практики (учебной и (или) производственной) (практической подготовки) в соответствии с образовательной программой, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения обучающихся в освоении профессии и (или) специальности, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания в соответствии с выявленными затруднениями
|
|
Обеспечивать на учебных занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия, выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты;
анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся
|
|
Соблюдать требования охраны труда
|
|
Создавать условия для знакомства обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) с корпоративной культурой организаций-партнеров
|
|
Консультировать обучающихся по программам среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации
|
|
Анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практической подготовки), вносить коррективы в рабочую программу учебной и (или) производственной практики, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность
|
|
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках ОППО, ОП СПО (включая общеобразовательный цикл, программу воспитания) с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды
|
|
Необходимые знания
|
Основные положения Конституции Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации в сферах образования и труда, локальные нормативные акты образовательной организации по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места учебных занятий) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей
|
Основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения, формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемого профессионального модуля, в области учебной и производственной практики (практической подготовки)
|
|
Требования ФГОС СПО, примерных программ, примерных программ воспитания и рабочих программ к практической подготовке по профессии и (или) специальности, содержание соответствующих учебников, учебных пособий
|
|
Особенности организации труда, современные производственные технологии, виды технологического и производственного оборудования и нормативно-техническая документация по его эксплуатации, основные положения отраслевых нормативных правовых актов по виду профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися по профессии и (или) специальности, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии)
|
|
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
|
|
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
|
|
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или попавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления
|
|
Основы профилактики деструктивного поведения обучающихся, формирования психологической, антитеррористической и информационной безопасности образовательной среды
|
|
Основы профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся по противодействию террористической и иной радикальной идеологии
|
|
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на учебных занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки
|
|
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения, информационно-коммуникационных, цифровых технологий
|
|
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности
|
|
Эффективные приемы общения, предотвращения и разрешения конфликтов, организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам
|
|
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ
|
|
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практической подготовки)
|
Оценка освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы) в области практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена), в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Необходимые умения
|
Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена);
соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)
|
|
Анализировать результаты оценки, применение форм и методов оценивания, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся и выпускников
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) среднего профессионального образования, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии и (или) специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
|
Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии, и (или) специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена)
|
|
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Разработка и обновление ОППО и (или) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в составе ОП СПО, обеспечивающих практическую подготовку, и (или) программ учебной и производственной практик, обеспечивающих освоение квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания
|
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения профессионального обучения и (или) программ среднего профессионального образования, рабочих программ учебной и производственной практики (практического обучения), в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ
|
|
Планирование занятий и (или) учебной практики (практического обучения):
разработка и обновление планов, технологических карт, сценариев занятий по освоению квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания, в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ
|
|
Ведение документации, обеспечивающей учебно-производственный процесс, в том числе в электронной форме
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать примерные (типовые) программы, рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) с учетом:
порядка, установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования;
требований ФГОС СПО (для ОП СПО), профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей;
развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда;
образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
современного развития технических средств обучения, образовательных технологий
|
Взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса с учетом целей и задач воспитания, обсуждать разрабатываемые документы
|
|
Вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда
|
|
Вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов
|
|
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы
|
|
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и о порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами;
предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные
|
|
Необходимые знания
|
Теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, специальностям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт
|
Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) среднего профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о защите персональных данных)
|
|
Требования ФГОС СПО, примерных программ к практической подготовке по профессии и (или) специальности, примерных программ воспитания, содержание соответствующих учебников, учебных пособий
|
|
Требования профессиональных стандартов и квалификационные требования по соответствующему виду профессиональной деятельности
|
|
Требования к программно-методическому обеспечению практического обучения
|
|
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам в области практического обучения
|
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
|
Современное состояние соответствующей профессиональной деятельности
|
|
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения
|
|
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития;
особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения
|
|
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
|
|
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена
|
|
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
|
|
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
|
|
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации
|
|
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и о порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации
|
Осуществление профессиональных проб, способствующих сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Проведение мастер-классов по профессии и (или) специальности для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и цифровых средств
|
|
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения обучающихся общеобразовательных организаций в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать и сопровождать профессиональные пробы обучающихся общеобразовательных организаций, проводить мастер-классы по профессии и (или) специальности, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
|
Устанавливать контакт с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку
|
|
Демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение обучающимися, специалистами-практиками
|
|
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, образом жизни работников данной профессии и (или) специальности, требованиями к их профессиональному образованию, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Информировать обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации
|
|
Знакомить обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, цифровых средств
|
|
Привлекать обучающихся по программам среднего профессионального образования в профориентационную работу с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями)
|
|
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по учебному предмету "труд (технология)" и профильным учебным предметам, по вопросам профессиональной ориентации
|
|
Необходимые знания
|
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающихся общеобразовательных организаций
|
Методические основы проведения профессиональных проб, мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
|
|
Объективные требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии и (или) специальности, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии и (или) специальности, возможности и перспективы карьерного роста по профессии и (или) специальности
|
|
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы среднего профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся
|
|
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся общеобразовательных организаций
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Москва
|
|
Ректор
|
Комиссаров Алексей Геннадьевич
|
4.2. Наименования организации-разработчиков
1
|
АНО "Агентство развития профессий и навыков" (подразделение - Академия профессий и навыков), город Москва
|
2
|
ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия", город Реутов, Московская область
|
3
|
Общероссийская общественная организация "Союз директоров средних специальных учебных заведений России", город Москва
|
4
|
Санкт-Петербургское ГБОУ "Колледж банковского дела и информационных систем", город Санкт-Петербург
|
5
|
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", город Екатеринбург
|
6
|
ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", город Казань, Республика Татарстан
|
7
|
ФГБОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", город Ярославль
|
8
|
ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования", город Москва
|
V. Сокращения, используемые в профессиональном стандарте
ОП СПО - образовательные программы среднего профессионального образования
ОППО - основные программы профессионального обучения
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
<3> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<4> Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
<5> Статья 69 Трудового кодекса Российской Федерации; статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), от 2 октября 2024 г. N 509н (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2024 г., регистрационный N 79994), действует до 1 апреля 2027 г.
<6> Статья 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
<7> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<8> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<9> Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887) с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797), от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754), от 27 апреля 2024 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2024 г., регистрационный N 78367), от 7 ноября 2024 г. N 782 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2024 г., регистрационный N 80517).
<10> Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 201 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245), от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183); абзац 7 пункт 2 приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2022 г., регистрационный N 67610), срок действия ограничен до 1 сентября 2026 г.