См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 июня 2024 г. N 302н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист в сфере ярмарочной деятельности".

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.

Министр
А.О.КОТЯКОВ

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 19 июня 2024 г. N 302н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1663
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Деятельность по организации и проведению ярмарок
33.026
(наименование вида профессиональной деятельности)
код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение помощи организациям (экспонентам) в представлении своих экспонатов (товаров, работ, услуг) для целей заключения будущих сделок

Группа занятий:

1439
Руководители иных сфер обслуживания, не входящие в другие группы
2433
Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)
3332
Организаторы конференций и других мероприятий
-
-
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

47.11
Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
47.21
Торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах
47.22
Торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах
47.23
Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах
47.24
Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах
47.25
Торговля розничная напитками в специализированных магазинах
47.29
Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах
47.51
Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах
47.52
Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах
47.53
Торговля розничная коврами, ковровыми изделиями, покрытиями для пола и стен в специализированных магазинах
47.61
Торговля розничная книгами в специализированных магазинах
47.71
Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах
47.72
Торговля розничная обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах
47.81
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
47.82
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью
47.89
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами
47.99
Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков
73.11
Деятельность рекламных агентств
82.30
Деятельность по организации конференций и выставок
94.11
Деятельность предпринимательских членских некоммерческих организаций
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Вспомогательная деятельность по подготовке к проведению ярмарок
5
Ведение баз данных участников в сфере ярмарочной деятельности
A/01.5
5
Ведение документооборота в ходе организации и проведения ярмарок
A/02.5
5
Подготовка информационных материалов и консультирование участников ярмарки
A/03.5
5
Обеспечение информационной поддержки ярмарки
A/04.5
5
B
Деятельность по проведению ярмарок
6
Привлечение участников ярмарок
B/01.6
6
Подготовка и проведение ярмарки
B/02.6
6
Подготовка отчетов о проведении ярмарки
B/03.6
6
C
Организация проведения ярмарки
6
Разработка концепции организации и проведения ярмарки
C/01.6
6
Управление проведением ярмарки
C/02.6
6
Анализ и оценка результатов проведения ярмарки
C/03.6
6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Вспомогательная деятельность по подготовке к проведению ярмарок
Код
A
Уровень квалификации
5
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Специалист по ярмаркам
Специалист по ярмарочной деятельности
Специалист по организации ярмарок
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере организации и проведения ярмарок (выставок)
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере организации и проведения ярмарок (выставок) не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3332
Организаторы конференций и других мероприятий
ЕКС <3>
-
Агент коммерческий
-
Специалист по маркетингу
-
Специалист по связям с общественностью
ОКПДТР <4>
26585
Специалист по маркетингу
46590
Специалист по связям с общественностью
ОКСО <5>
5.38.02.04
Коммерция (по отраслям)
5.42.02.01
Реклама
8.51.02.02
Социально-культурная деятельность (по видам)

3.1.1. Трудовая функция

Наименование
Ведение баз данных участников в сфере ярмарочной деятельности
Код
A/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Поиск контактных данных новых потенциальных участников ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Внесение контактных данных новых потенциальных участников ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок в клиентскую базу
Обновление информации в клиентской базе данных о ходе работы с конкретным участником ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Выборка по базе данных потенциальных участников для осуществления работы по привлечению участников ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Необходимые умения
Определять набор заявочных документов, которые необходимо оформить для конкретного участника в зависимости от набора заказанных им ярмарочных услуг и формы участия в ярмарке
Организовывать систематизированное хранение бумажных и электронных документов
Осуществлять почтовый и электронный документооборот
Классифицировать потенциальных участников ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок по возможной заинтересованности в участии в ярмарке
Определять источники информации о потенциальных участниках ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Использовать программы управления клиентскими базами, управления организацией
Осуществлять первичные коммуникации для определения контактных лиц конкретной организации - потенциального участника ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Основы документооборота
Этические нормы профессиональной деятельности
Методы и инструменты работы с базами данных
Основы бухгалтерского учета
Виды и особенности организационных структур организаций и сферы ответственности руководителей и специалистов
Методы работы с первичными и вторичными источниками маркетинговой информации
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Другие характеристики
-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование
Ведение документооборота в ходе организации и проведения ярмарок
Код
A/02.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Подготовка форм заявочной документации до начала работы над проектом ярмарки
Оформление необходимых заявочных документов от каждой организации, подавшей заявку об участии в ярмарке
Внесение изменений в оформленные заявочные документы по просьбе участника ярмарки и по согласованию с ним (при необходимости)
Оформление документов на оплату и документов, подтверждающих факт оказания ярмарочных услуг, в соответствии с заявочной документацией
Обеспечение оформления документации по участию организации-экспонента в ярмарках
Необходимые умения
Определять набор заявочных документов, которые необходимо оформить для конкретного участника в зависимости от набора заказанных им ярмарочных услуг и формы участия в ярмарке
Организовывать систематизированное хранение бумажных и электронных документов
Осуществлять почтовый и электронный документооборот
Классифицировать потенциальных участников ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок по возможной заинтересованности в участии в ярмарке
Работать с деловыми электронными справочниками и интернет-справочниками
Определять источники информации о потенциальных участниках ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Пользоваться основными программами офисных программных пакетов, программами управления клиентскими базами, управления организацией
Осуществлять первичные коммуникации для определения контактных лиц конкретной организации - потенциального участника ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Основы документооборота
Основы бухгалтерского учета
Этические нормы профессиональной деятельности
Методы и инструменты работы с базами данных
Виды и особенности организационных структур организаций и сферы ответственности руководителей и специалистов
Методы работы с первичными и вторичными источниками маркетинговой информации
Другие характеристики
-

3.1.3. Трудовая функция

Наименование
Подготовка информационных материалов и консультирование участников ярмарки
Код
A/03.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Поиск информации для подготовки проведения ярмарок
Анализ данных для проверки достоверности полученной информации о ярмарках
Подготовка информации для включения в презентационные и маркетинговые материалы ярмарки
Составление информационных писем и приглашений к участию в ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки, ярмарочных проектах для различных групп потенциальных участников
Подготовка материала (текстов пресс-релизов, пост-релизов, новостей) для размещения в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" под руководством специалиста более высокой квалификации
Предоставление участникам (потенциальным участникам) пакета информации о ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки, ярмарочных проектах в соответствии с их интересами и запросами
Необходимые умения
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для поиска информации
Определять значение факторов и событий внешней среды для проекта ярмарки
Разрабатывать тексты рекламных и информационных сообщений о проведении ярмарок
Определять актуальные темы публикаций о ярмарках для целевой аудитории
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Основы документооборота
Основы бухгалтерского учета
Этические нормы профессиональной деятельности
Методы и инструменты работы с базами данных
Виды и особенности организационных структур организаций и сферы ответственности руководителей и специалистов
Методы работы с первичными и вторичными источниками маркетинговой информации
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Другие характеристики
-

3.1.4. Трудовая функция

Наименование
Обеспечение информационной поддержки ярмарки
Код
A/04.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Подготовка информационных писем и приглашений к участию в ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки для различных групп потенциальных участников под руководством специалиста более высокой квалификации
Подготовка презентаций ярмарки для потенциальных участников с целью их привлечения к участию
Консультирование потенциальных участников о ярмарке и дополнительной программе ярмарки
Сбор необходимой заявочной документации для регистрации организации в качестве участника ярмарки
Проведение консультаций по запросу участников ярмарки
Подготовка комплекта информационных материалов по эффективному участию в ярмарке для предоставления участникам ярмарок по запросу, размещения на сайте ярмарки или ярмарочной организации
Необходимые умения
Создавать мультимедиа-презентации с помощью специализированного программного обеспечения
Осуществлять коммуникации с разными типами клиентов, определять запросы потенциального клиента, работать с возражениями
Осуществлять коммуникации с использованием современных средств связи (видеоконференции, вебинары)
Применять методы и способы эффективной деловой коммуникации с учетом индивидуальных особенностей потенциального участника
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Деловой этикет и основы делопроизводства
Иностранный язык (письменный и устный) на среднем уровне в сфере ярмарочной деятельности
Инструменты эффективного осуществления продаж
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Основы психологии
Основы этики делового общения и межкультурной коммуникации
Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
История ярмарочного дела и индустрии встреч
Техники переговоров
Инструменты и способы подготовки электронных бизнес-презентаций
Этические нормы профессиональной деятельности
Другие характеристики
-

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Деятельность по проведению ярмарок
Код
B
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Ведущий специалист по ярмаркам
Ведущий специалист по ярмарочной деятельности
Ведущий специалист по организации ярмарок
Главный специалист по ярмаркам
Главный специалист по ярмарочной деятельности
Главный специалист по организации ярмарок
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
или
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
Требования к опыту практической работы
Не менее одного года в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными проектами при наличии среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2433
Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)
ЕКС
-
Специалист по маркетингу
-
Специалист по связям с общественностью
ОКПДТР
26585
Специалист по маркетингу
46590
Специалист по связям с общественностью
ОКСО
5.38.02.04
Коммерция (по отраслям)
5.42.02.01
Реклама
8.51.02.02
Социально-культурная деятельность (по видам)
5.38.03.01
Экономика
5.38.03.02
Менеджмент
5.38.03.06
Торговое дело
5.42.03.01
Реклама и связи с общественностью
5.42.03.05
Медиакоммуникации
5.43.03.01
Сервис

3.2.1. Трудовая функция

Наименование
Привлечение участников ярмарок
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Осуществление переговоров об участии в ярмарочных проектах
Проведение презентаций ярмарочных проектов для потенциальных участников
Консультирование потенциальных участников о ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки в соответствии с их интересами и запросами
Информирование руководства об участии в ярмарке лиц, участие которых повлияет на реализацию маркетингового плана ярмарки
Информирование руководства о соглашениях с участниками ярмарки, об их участии в общих маркетинговых мероприятиях для своевременного включения в маркетинговые материалы ярмарки
Подготовка и размещение текстов и иллюстративных материалов пресс-релизов, пост-релизов, новостей в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Предоставление актуальных данных о ходе реализации проекта ярмарки для включения в маркетинговые материалы ярмарки
Необходимые умения
Создавать мультимедиа-презентации с помощью специализированного программного обеспечения
Проводить публичные выступления и презентации для привлечения клиентов в ярмарочный проект
Осуществлять коммуникации с клиентами ярмарочного проекта
Определять запросы потенциального клиента, работать с возражениями
Вести деловую переписку
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для поиска информации
Выявлять актуальные темы публикаций о ярмарках для целевой аудитории
Разрабатывать тексты рекламных и информационных сообщений
Определять значение факторов и событий внешней среды для проекта ярмарки
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Деловой этикет и основы делопроизводства
Методы эффективных публичных выступлений и презентаций
Иностранный язык (письменный и устный) на среднем уровне в сфере ярмарочной деятельности
Инструменты эффективного осуществления продаж
Техники переговоров
Инструменты и способы подготовки электронных бизнес-презентаций
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Этические нормы профессиональной деятельности
Основы маркетинга
Методы разработки рекламных и информационных текстов
Другие характеристики
-

3.2.2. Трудовая функция

Наименование
Подготовка и проведение ярмарки
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Разработка проекта экспозиции
Организация и контроль обустройства ярмарочных стендов в соответствии с договорами на участие в ярмарке
Распределение обязанностей между работниками ярмарочного стенда
Организация допуска и работы на ярмарочной площадке организаций, отвечающих за застройку и оформление экспозиции, поставщиков оборудования для работы ярмарки
Координация работы офиса организатора на площадке ярмарки, в том числе решение текущих вопросов с партнерами, спонсорами, подрядчиками ярмарки, руководством ярмарочной площадки, решение вопросов, связанных с изменением программы ярмарки
Контроль выполнения программы дополнительных мероприятий ярмарки в соответствии с утвержденным графиком
Разработка рекомендаций по автоматизации процессов подготовки и организации ярмарки
Решение оперативных вопросов, возникающих в ходе проведения ярмарки
Контроль выполнения условий договоров с подрядчиками ярмарки
Контроль осуществления оплаты в соответствии с условиями договора
Информирование участников ярмарок и прочего персонала, работающего на ярмарке, о требованиях нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения при организации участия в конкретной ярмарке
Контроль соблюдения требований нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения участниками, партнерами, спонсорами, посетителями, подрядчиками ярмарки в ходе ее проведения
Сопровождение представителей контролирующих органов во время их визита на ярмарочную площадку
Необходимые умения
Формировать детальный план проведения ярмарки и контролировать ход его выполнения
Принимать решения в случае отклонений от разработанного детального плана
Определять количество и квалификацию необходимого дополнительного персонала для работы на площадке во время проведения ярмарки
Распределять задачи для персонала и контролировать их выполнение
Работать в графических редакторах
Работать в специализированных программах в сфере управления организацией
Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы
Разрабатывать инструкции для персонала, работающего на ярмарке
Консультировать о требованиях нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения при организации ярмарки
Подготавливать информационные материалы о технических и экологических характеристиках используемого оборудования для проверки контролирующими органами
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Основы организации конференций и деловых мероприятий
Методы организации деловых коммуникаций
Основы управления проектами
Основы заключения договоров, контрактов
Тайм-менеджмент
Основы управления персоналом
Этика делового общения и этические нормы профессиональной деятельности
Основы финансового менеджмента
Основы бухгалтерского учета
Основы документооборота
Модели и методы ценообразования
Специализированное программное обеспечение в сфере бухгалтерского учета, финансов, управления организацией
Нормативные правовые акты в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения применительно к организации деятельности в сфере ярмарок (в стране проведения ярмарки)
Требования охраны труда при работе на ярмарочной площадке
Другие характеристики
-

3.2.3. Трудовая функция

Наименование
Подготовка отчетов о проведении ярмарки
Код
B/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Составление периодических отчетов руководству о ходе подготовки ярмарки для принятия решений в сфере оптимизации управления проектом ярмарки
Разработка предложений по оптимизации управления проектом ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарки
Подготовка итогового отчета после проведения ярмарки
Необходимые умения
Систематизировать и анализировать первичную информацию о реализации проекта ярмарки
Выявлять релевантную информацию в соответствии с поставленными управленческими задачами
Формировать итоговые отчеты и отчеты о ходе подготовки ярмарки
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Основы ценообразования
Основы экономического анализа
Основы управления проектами
Методы и инструменты формализации данных
Этические нормы профессиональной деятельности
Основы документооборота
Другие характеристики
-

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Организация проведения ярмарки
Код
C
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Руководитель ярмарочных проектов
Заместитель руководителя по проведению ярмарок
Начальник структурного подразделения по ярмарочной деятельности
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
Требования к опыту практической работы
Не менее трех лет в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными или выставочными проектами
Особые условия допуска к работе
-
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
1439
Руководители иных сфер обслуживания, не входящие в другие группы
ЕКС
-
Начальник отдела маркетинга
-
Начальник отдела по связям с общественностью
ОКПДТР
21344
Директор (заведующий) выставки
22047
Заведующий отделом (по маркетингу и сбыту продукции)
24698
Начальник отдела (по маркетингу и сбыту продукции)
26151
Руководитель группы (специализированной в прочих отраслях)
ОКСО
5.38.03.01
Экономика
5.38.03.02
Менеджмент
5.38.03.06
Торговое дело
5.42.03.01
Реклама и связи с общественностью
5.42.03.05
Медиакоммуникации
5.43.03.01
Сервис

3.3.1. Трудовая функция

Наименование
Разработка концепции организации и проведения ярмарки
Код
C/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Мониторинг развития отраслей экономики, связанных с тематикой ярмарок, для актуализации концепции ярмарки
Подготовка предложений об актуализации концепции ярмарки с учетом развития отраслей экономики
Проведение периодического анализа конкурентных проектов ярмарок
Анализ отчетов, представляемых специалистами по организации ярмарок
Разработка или актуализация концепции проекта ярмарки
Обоснование выбора формата, места и (или) платформы проведения ярмарки с учетом особенностей ее концепции (онлайн/офлайн/смешанный) и ситуации в стране (эпидемической, политической, экологической)
В соответствии с утвержденной концепцией ярмарки - разработка плана экспозиции ярмарки, списка потенциальных партнеров и спонсоров, тематики и форматов деловых и дополнительных мероприятий
Разработка бизнес-плана проекта ярмарки
Представление интересов организации - профессионального организатора ярмарок в органах государственного управления, отраслевых союзах и ассоциациях
Разработка концепций и бизнес-планов ключевых деловых мероприятий в программе ярмарки
Необходимые умения
Анализировать и систематизировать большие объемы маркетинговой информации
Выявлять существенные события в развитии различных отраслей экономики, значимые для развития ярмарочной деятельности
Применять полученную маркетинговую информацию для принятия управленческих решений в сфере ярмарок
Принимать управленческие решения в сфере развития проектов ярмарок
Формировать, поддерживать и развивать сеть контактов с ключевыми игроками и экспертами отраслей экономики, связанных с организуемыми ярмарками
Определять приоритеты и ключевые факторы эффективности ярмарки на основе имеющейся маркетинговой информации
Рассчитывать коммерческие показатели эффективности проекта ярмарки
Определять ключевые факторы, влияющие на достижение целевых коммерческих результатов ярмарки
Анализировать риски организации ярмарки
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Маркетинг
Основы конкурентного права и принципы рыночной конкуренции
Управление проектами
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Методы организации деловых мероприятий на ярмарке
История развития ярмарочной деятельности
Конъюнктура рынка ярмарочных услуг
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Инструменты бизнес-планирования
Экономика проекта, расчет эффективности инвестиций
Риск-менеджмент
Методы развития рынка мест и площадок для проведения ярмарок
Этика делового общения и этические нормы профессиональной деятельности
Другие характеристики
-

3.3.2. Трудовая функция

Наименование
Управление проведением ярмарки
Код
C/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Разработка плана подготовки к проведению ярмарки и контроль его выполнения
Формирование команды проекта ярмарки
Постановка задач участникам команды ярмарки
Разработка системы мотивации для участников команды проекта ярмарки
Разработка бюджета ярмарки и контроль его выполнения
Формирование рекомендаций по разработке бренд-кодов и стратегии продвижения ярмарки
Заключение соглашений со средствами массовой информации и с ключевыми партнерами ярмарки
Заключение договоров со спонсорами ярмарки
Формирование критериев отбора подрядных организаций с целью обеспечения полного комплекса услуг и возможностей для участников ярмарки
Заключение договоров с подрядными организациями ярмарки
Формирование критериев отбора агентских организаций
Осуществление продаж ярмарочных площадей, в том числе по агентским договорам
Контроль выполнения функций офиса организатора, реализации задач и обязанностей работниками офиса организатора
Мониторинг производственных, технологических процессов организации и проведения ярмарок на основе цифровых технологий
Необходимые умения
Адаптировать типовые подходы к организации ярмарочных мероприятий к особенностям конкретной ярмарки
Применять финансовые и нефинансовые инструменты мотивации для получения наилучших результатов по проекту ярмарки
Управлять участниками команды ярмарки
Применять современные цифровые технологии для организации ярмарочной деятельности
Разрабатывать предложения для эффективного продвижения ярмарки среди целевых аудиторий участников и партнеров
Выявлять интересы различных групп потенциальных партнеров и спонсоров
Управлять ресурсами проекта ярмарки
Формировать критерии выбора подрядчиков и агентов в соответствии с требованиями концепции и бизнес-плана ярмарки
Урегулировать споры и разногласия, возникающие в ходе выполнения работ, предоставления услуг по заключенным договорам и соглашениям
Формировать, поддерживать и развивать сеть контактов с подрядными и агентскими организациями для создания системы постоянных партнеров и повышения надежности сотрудничества
Формировать команду для работы ярмарки
Анализировать процессы подготовки и организации ярмарки
Осуществлять выбор оптимальных инструментов ярмарочного маркетинга в соответствии с целями и задачами участия организации в ярмарке
Интегрировать маркетинговые цели и задачи организации в программу участия в конкретной ярмарке
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Основы управления контентом и эргономикой цифровых ярмарочных пространств
Основы управления персоналом
Тайм-менеджмент
Маркетинг
Особенности работы с различными группами потенциальных партнеров и спонсоров ярмарок
Управление проектами
Договорное право и судебная практика
Основы конфликтологии
Основы командообразования
Техники ведения переговоров
Приемы постановки целей и задач
Основы делового протокола
Основы психологии
Особенности осуществления кросс-культурных коммуникаций
Разговорный иностранный язык
Технологии обработки и анализа данных
Информационно-коммуникационные технологии для формирования смешанного и виртуального ярмарочного пространства, организации и проведения ярмарок
Виды современного ярмарочного оборудования
Подходы к проектированию экспозиции
Этика делового общения и этические нормы профессиональной деятельности
Другие характеристики
-

3.3.3. Трудовая функция

Наименование
Анализ и оценка результатов проведения ярмарки
Код
C/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Постановка задачи по сбору данных для подготовки отчетов об организации ярмарки
Подготовка сводного отчета с учетом данных промежуточных и итоговых отчетов участников команды ярмарки
Проверка эффективности деятельности организации по проведению ярмарок
Представление результатов проведения проекта ярмарки
Подготовка рекомендаций для повышения общей эффективности деятельности организации
Оценка достижения поставленных целей и задач участия в ярмарке
Необходимые умения
Систематизировать и анализировать большой объем информации о реализации проекта ярмарки
Принимать управленческие решения в сфере реализации проекта ярмарки
Формировать результаты реализации проекта ярмарки
Обрабатывать и анализировать данные об участии в ярмарке
Подготавливать отчетность по результатам проведения ярмарки
Оценивать проект проведения ярмарки и определять возможности повышения эффективности деятельности
Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативно-правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Программное обеспечение, необходимое для анализа данных и подготовки отчетных документов
Методы и приемы работы в специализированных программах в области бухгалтерии, финансов, управления организацией
Управление проектами
Особенности ценообразования проекта
Оценка эффективности реализации проектов, качественные и количественные критерии эффективности проекта
Технологии эффективного участия в ярмарках
Инструменты достижения количественных и качественных целей участия в ярмарках
Этические нормы профессиональной деятельности
Другие характеристики
-

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Торгово-промышленная палата Российской Федерации, город Москва
Вице-президент
Зубков Илья Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1
АО "Экспоцентр", город Москва
2
Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C, город Санкт-Петербург
3
ПАО "Центр международной торговли", город Москва
4
Российский союз выставок и ярмарок, город Санкт-Петербург
5
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет", город Санкт-Петербург
6
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
7
Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.